Гильмуллина Лада Мансуровна: другие произведения.

Маленькая женщина с большой душой, или Чудо по имени Лия

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эльдар Рязанов однажды сказал про неё: "Ахеджакова в жизни - человек искренний, застенчивый, одухотворенный, скромный и вместе с тем непримиримый к несправедливости и злу. И вот эти личные качества наполняют каждую её актёрскую работу. Ахеджакова не может, по-моему, сыграть злодейку или же неприятную, непривлекательную героиню. Если ей поручить отрицательную роль, то, я думаю, симпатии зрителя окажутся на стороне этого отрицательного персонажа".


   Лично у меня эта талантливая актриса ассоциируется в первую очередь с одной из её знаменитых ролей - секретарши Верочки из фильма "Служебный роман". Маленькая и хрупкая, но абсолютно уверенная в своей женственности. Всегда одета по последнему "писку", несмотря на скромную зарплату. Всегда в курсе всего происходящего, несмотря на свою занятость. И при этом ощущает себя не "винтиком" того огромного госучреждения, где работает, а скорее главным консультантом в области новейших течений - жизни, моды...
  
   Лия Ахеджакова уже не первое десятилетие покоряет сердца своих зрителей как на сцене, так и на экране - ведь любая, даже второстепенная роль в её исполнении отличается яркой индивидуальностью и духовной силой. Пожалуй, всех её героинь можно назвать этакими "железными кнопками" - маленькими, смешными и упрямыми, которых ничем не согнуть.
   Эльдар Рязанов однажды сказал про неё: "Ахеджакова в жизни - человек искренний, застенчивый, одухотворенный, скромный и вместе с тем непримиримый к несправедливости и злу. И вот эти личные качества наполняют каждую её актёрскую работу. Ахеджакова не может, по-моему, сыграть злодейку или же неприятную, непривлекательную героиню. Если ей поручить отрицательную роль, то, я думаю, симпатии зрителя окажутся на стороне этого отрицательного персонажа".
  
   Письмо Сталину
  
   Лия Ахеджакова родилась в Днепропетровске, в театральной семье: её мама была ведущей актрисой, а отец - главным режиссёром Адыгейского областного драмтеатра имени Пушкина. Как ни странно, родители не хотели, чтобы дочка пошла по их стопам, а мечтали о более надёжной, основательной для неё профессии - инженера, биолога или врача. Впрочем, их можно было понять: в те нелёгкие послевоенные годы всей труппе приходилось работать на износ, чтобы как-то прокормить себя.
   Стремясь подарить людям, уставшим от бед войны, волшебную сказку, родители Лии не щадили себя и в итоге оба заболели тяжёлой формой туберкулёза. Лекарств тогда катастрофически не хватало, и такой диагноз был фактически смертельным приговором. Но Лия, с детства отличавшаяся внутренней силой и нестандартными поступками, сумела их спасти: она написала письмо с просьбой о помощи... самому Сталину. И вождь народов ответил на него, прислав один из лучших препаратов от туберкулёза, который тогда было почти невозможно достать.
  
   От ослика Иа до Селестины
  
   Наверно, именно та родительская самоотверженность и утвердила Лию в мысли стать актрисой. Хотя путь на театральные подмостки был долог и извилист.
   Окончив школу с золотой медалью, Лия Ахеджакова отправилась покорять Москву. Разволновавшись на собеседовании, она не смогла попасть в МГУ и поступила в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась меньше двух лет. Приобщившись во время учёбы к художественной самодеятельности, она поняла, что без театра ей не жить и поэтому, бросив институт, уехала домой.
   Через некоторое время Лия повторила попытку "покорения" столицы. Но на этот раз выбрала то, к чему лежала её душа - актёрскую профессию. Она поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 году.
   Ещё за год до выпуска она начала работать в Московском ТЮЗе в амплуа травести. Дебютом юной актрисы стала роль... Наф-Нафа из известной сказки про трёх поросят.
   Как потом будет вспоминать Лия Ахеджакова: "Я-то думала, что буду играть юных прекрасных девочек, Джульетт. Там в то время ставили классику и Шекспира в том числе. Но оказалось, что виды на меня были другие. Глядели на меня "узкопрофессионально": травести - и баста! Конечно, это крохи, хотя были и прелестные вещи, которые актёр должен в своей жизни сыграть. Например, ослик Иа в "Винни Пухе".
   Режиссёров можно было понять, ведь по стандартным меркам Ахеджакова никак не могла претендовать на серьёзные, "взрослые" роли - с её маленьким ростом, неправильными чертами лица, с чуть писклявым голосом. Ни степенного достоинства, ни важной осанки - в общем, вроде бы ничего особенного. Но недюжинный талант, упрямство и целеустремлённость Лии Ахеджаковой пробили ей путь "наверх".
   Перелом наступил в 1977 году, когда она, решительно и бесповоротно порвав с ТЮЗом, ушла в театр "Современник". Именно там в полной мере проявился её талант трагикомической актрисы. В "коллекции" Ахеджаковой такие замечательные работы, как миссис Форд ("Виндзорские насмешницы" Уильяма Шекспира), Зина Абрамова ("Крутой маршрут" Евгении Гинзбург), Леона Доусон ("Предупреждение малым кораблям" Теннесси Уильямса), Рахель ("Трудные люди" Йосефа Бар-Йосефа), Селестина ("Селестина" Николая Коляды).
  
   Гений эпизодов
  
   Забавно, но в качестве киноактрисы Лия Ахеджакова преуспела раньше, чем на театральной сцене. Сниматься в кино она начала с 1973 года сначала в эпизодических ролях. Уже её дебютная роль в фильме "Ищу человека" была отмечена призами международных кинофестивалей в Варне и Локарно. Актриса мелькнула на экране на какие-то три-четыре минуты. Но для тех, кто видел картину, минуты эти стали незабываемыми.
   Ахеджакова даже в эпизодах вызывает зрительский интерес - достаточно назвать её роли в картине Алексея Германа "Двадцать дней без войны" и мелодраме Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". Ведь даже в самой маленькой роли она "цепляет" зрителя своей самобытностью и искренностью.
   Однако наиболее полно и ярко её трагикомический талант сумел раскрыть в своих картинах Эльдар Рязанов, с которым Ахеджакова впервые встретилась в 1975 году на съёмках "Иронии судьбы". Её Таня - женщина одинокая, некрасивая, но искренне радующаяся за свою подругу, которая встретила любовь. Таня понимает, что ей-то вряд ли так повезёт, но она никогда не будет завидовать или злиться на несправедливость судьбы.
   А потом "родились" и другие её героини - бедолаги, попадающие из одной неприятности в другую, неловкие, некрасивые, несчастные. Но, тем не менее, при таких-то качествах, при такой неумелости и неприспособленности они неожиданно выстаивают, выживают и, кто бы мог подумать, вопреки всему побеждают! За это мы их и любим.
  
  
   *********
   Эпиграмма Валентина Гафта:
   "Всегда играет одинаково
   Актриса Лия Ахеджакова.
   Великолепно! В самом деле
   Всегда играет на пределе!"
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) А.Лоев "Игра на Земле. Книга 3."(Научная фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) Ф.Вудворт "Наша сила"(Любовное фэнтези) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) Л.Малюдка "Конфигурация некромантки. Адептка"(Боевое фэнтези) Л.Свадьбина "Секретарь старшего принца 4"(Любовное фэнтези) Л.Малюдка "(не)святая"(Боевое фэнтези) А.Емельянов "Тайный паладин в мире боевых искусств"(Уся (Wuxia)) С.Панченко "Warm"(Постапокалипсис)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"