Гильмуллина Лада Мансуровна: другие произведения.

Маленькая женщина с большой душой, или Чудо по имени Лия

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эльдар Рязанов однажды сказал про неё: "Ахеджакова в жизни - человек искренний, застенчивый, одухотворенный, скромный и вместе с тем непримиримый к несправедливости и злу. И вот эти личные качества наполняют каждую её актёрскую работу. Ахеджакова не может, по-моему, сыграть злодейку или же неприятную, непривлекательную героиню. Если ей поручить отрицательную роль, то, я думаю, симпатии зрителя окажутся на стороне этого отрицательного персонажа".


   Лично у меня эта талантливая актриса ассоциируется в первую очередь с одной из её знаменитых ролей - секретарши Верочки из фильма "Служебный роман". Маленькая и хрупкая, но абсолютно уверенная в своей женственности. Всегда одета по последнему "писку", несмотря на скромную зарплату. Всегда в курсе всего происходящего, несмотря на свою занятость. И при этом ощущает себя не "винтиком" того огромного госучреждения, где работает, а скорее главным консультантом в области новейших течений - жизни, моды...
  
   Лия Ахеджакова уже не первое десятилетие покоряет сердца своих зрителей как на сцене, так и на экране - ведь любая, даже второстепенная роль в её исполнении отличается яркой индивидуальностью и духовной силой. Пожалуй, всех её героинь можно назвать этакими "железными кнопками" - маленькими, смешными и упрямыми, которых ничем не согнуть.
   Эльдар Рязанов однажды сказал про неё: "Ахеджакова в жизни - человек искренний, застенчивый, одухотворенный, скромный и вместе с тем непримиримый к несправедливости и злу. И вот эти личные качества наполняют каждую её актёрскую работу. Ахеджакова не может, по-моему, сыграть злодейку или же неприятную, непривлекательную героиню. Если ей поручить отрицательную роль, то, я думаю, симпатии зрителя окажутся на стороне этого отрицательного персонажа".
  
   Письмо Сталину
  
   Лия Ахеджакова родилась в Днепропетровске, в театральной семье: её мама была ведущей актрисой, а отец - главным режиссёром Адыгейского областного драмтеатра имени Пушкина. Как ни странно, родители не хотели, чтобы дочка пошла по их стопам, а мечтали о более надёжной, основательной для неё профессии - инженера, биолога или врача. Впрочем, их можно было понять: в те нелёгкие послевоенные годы всей труппе приходилось работать на износ, чтобы как-то прокормить себя.
   Стремясь подарить людям, уставшим от бед войны, волшебную сказку, родители Лии не щадили себя и в итоге оба заболели тяжёлой формой туберкулёза. Лекарств тогда катастрофически не хватало, и такой диагноз был фактически смертельным приговором. Но Лия, с детства отличавшаяся внутренней силой и нестандартными поступками, сумела их спасти: она написала письмо с просьбой о помощи... самому Сталину. И вождь народов ответил на него, прислав один из лучших препаратов от туберкулёза, который тогда было почти невозможно достать.
  
   От ослика Иа до Селестины
  
   Наверно, именно та родительская самоотверженность и утвердила Лию в мысли стать актрисой. Хотя путь на театральные подмостки был долог и извилист.
   Окончив школу с золотой медалью, Лия Ахеджакова отправилась покорять Москву. Разволновавшись на собеседовании, она не смогла попасть в МГУ и поступила в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась меньше двух лет. Приобщившись во время учёбы к художественной самодеятельности, она поняла, что без театра ей не жить и поэтому, бросив институт, уехала домой.
   Через некоторое время Лия повторила попытку "покорения" столицы. Но на этот раз выбрала то, к чему лежала её душа - актёрскую профессию. Она поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 году.
   Ещё за год до выпуска она начала работать в Московском ТЮЗе в амплуа травести. Дебютом юной актрисы стала роль... Наф-Нафа из известной сказки про трёх поросят.
   Как потом будет вспоминать Лия Ахеджакова: "Я-то думала, что буду играть юных прекрасных девочек, Джульетт. Там в то время ставили классику и Шекспира в том числе. Но оказалось, что виды на меня были другие. Глядели на меня "узкопрофессионально": травести - и баста! Конечно, это крохи, хотя были и прелестные вещи, которые актёр должен в своей жизни сыграть. Например, ослик Иа в "Винни Пухе".
   Режиссёров можно было понять, ведь по стандартным меркам Ахеджакова никак не могла претендовать на серьёзные, "взрослые" роли - с её маленьким ростом, неправильными чертами лица, с чуть писклявым голосом. Ни степенного достоинства, ни важной осанки - в общем, вроде бы ничего особенного. Но недюжинный талант, упрямство и целеустремлённость Лии Ахеджаковой пробили ей путь "наверх".
   Перелом наступил в 1977 году, когда она, решительно и бесповоротно порвав с ТЮЗом, ушла в театр "Современник". Именно там в полной мере проявился её талант трагикомической актрисы. В "коллекции" Ахеджаковой такие замечательные работы, как миссис Форд ("Виндзорские насмешницы" Уильяма Шекспира), Зина Абрамова ("Крутой маршрут" Евгении Гинзбург), Леона Доусон ("Предупреждение малым кораблям" Теннесси Уильямса), Рахель ("Трудные люди" Йосефа Бар-Йосефа), Селестина ("Селестина" Николая Коляды).
  
   Гений эпизодов
  
   Забавно, но в качестве киноактрисы Лия Ахеджакова преуспела раньше, чем на театральной сцене. Сниматься в кино она начала с 1973 года сначала в эпизодических ролях. Уже её дебютная роль в фильме "Ищу человека" была отмечена призами международных кинофестивалей в Варне и Локарно. Актриса мелькнула на экране на какие-то три-четыре минуты. Но для тех, кто видел картину, минуты эти стали незабываемыми.
   Ахеджакова даже в эпизодах вызывает зрительский интерес - достаточно назвать её роли в картине Алексея Германа "Двадцать дней без войны" и мелодраме Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". Ведь даже в самой маленькой роли она "цепляет" зрителя своей самобытностью и искренностью.
   Однако наиболее полно и ярко её трагикомический талант сумел раскрыть в своих картинах Эльдар Рязанов, с которым Ахеджакова впервые встретилась в 1975 году на съёмках "Иронии судьбы". Её Таня - женщина одинокая, некрасивая, но искренне радующаяся за свою подругу, которая встретила любовь. Таня понимает, что ей-то вряд ли так повезёт, но она никогда не будет завидовать или злиться на несправедливость судьбы.
   А потом "родились" и другие её героини - бедолаги, попадающие из одной неприятности в другую, неловкие, некрасивые, несчастные. Но, тем не менее, при таких-то качествах, при такой неумелости и неприспособленности они неожиданно выстаивают, выживают и, кто бы мог подумать, вопреки всему побеждают! За это мы их и любим.
  
  
   *********
   Эпиграмма Валентина Гафта:
   "Всегда играет одинаково
   Актриса Лия Ахеджакова.
   Великолепно! В самом деле
   Всегда играет на пределе!"
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"