Жили-были Белочка-мама и белочка-дочка, звали дочку Белла. Однажды решили они поехать в гости к родственникам, которые живут очень далеко. Ехать надо на поезде с пересадкой. Купила Белочка-мама билеты на поезд.
И вот наступил день поездки. Белла еще никогда не ездила в поезде, все ей было интересно. Пришли на вокзал. Вокзал очень большой, там много людей и зверей, кто сидит и ждет своего поезда, кто спешит на поезд, а кто уже приехал и идет с поезда. Некоторые ждут, когда придет поезд, чтобы встретить своих родных или друзей.
Белла и белочка-мама сели на свободную скамеечку, и стали ждать своего поезда. Поезда с вокзала идут в разные города, и чтобы доехать туда, куда надо, покупают билет на поезд, который идет именно в этот город. Все поезда ходят по расписанию, и у каждого поезда есть номер, и этот номер пишется на билетах, чтобы пассажиры не запутались, на какой поезд садиться.
По громкоговорящей связи объявляют, на какой путь и к какой платформе прибывает поезд. Белла и раньше видела железнодорожные пути. Это такие две металлические очень-очень длинные полосы, по которым катятся колеса поезда. А платформа, как Белле объяснила мама, это такое возвышение между путями, чтобы пассажирам было удобно заходить в поезд. На вокзале очень много путей и платформ.
Услышав объявление о прибытии поезда, встречающие пошли встречать своих родственников. А поезд, на котором ехать Белле с мамой, все не объявляли. Белле ждать надоело, но ничего не поделаешь. Белла просила маму разрешить ей походить по вокзалу, посмотреть. Но мама не разрешила, сказала, что Белла может потеряться. А ходить вместе с вещами маме было тяжело.
И вот, наконец, объявили посадку на их поезд. Подхватили они скорее свои вещи и пошли на посадку. А вокруг суетятся другие пассажиры, идут, кто куда. И страшно стало Белле, что она может потеряться в этой толпе и отстать от мамы. Схватилась она лапкой за ручку сумки, которую несла белочка-мама и не отпускала, пока не пришли к своему вагону. Около вагона толпились пассажиры, они показывали билеты проводнице, проводница проверяла билеты и потом разрешала войти в вагон.
Вот и Белла с мамой в вагоне. В вагоне длинный коридор, с одной стороны - ряд дверей, которые отодвигаются в сторону. За каждой такой дверью - купе с четырьмя местами, два внизу и два над ними. На каждом купе написаны номера мест, которые в этом купе. Белочка-мама быстро нашла их купе. У них было два билета на нижние места. Внизу были полки, которые открывались, как ящики. Они сложили вещи под полки, закрыли их, и получились места, на которых можно сидеть и спать. Мама достала с верхних полок матрацы, подушки и стала стелить постель. В этом купе им предстояло целые сутки, т.е. ночь и день, ехать до Москвы.
Белле все было интересно в вагоне. И эти полки, которые поднимаются, как крышки, и тогда под них можно складывать вещи. И дверь, которую можно катать туда-сюда. Но дверь катать мама не разрешила, сказала, что так Белла может прищемить себе лапки дверью. Белла была послушной белочкой. Она стала рассматривать складную лесенку, по которой можно залезать на верхние полки, и спросила у мамы, можно ли ей залезть наверх. Мама сказала, что надо сначала посмотреть, будут ли в пути эти полки заняты. Если на них придут пассажиры, то залезать на них нельзя, а если пассажиров на этих полках не будет, то можно будет по ним полазать. Но пришли еще пассажиры, это были солидные бобры. Они выглядели очень строго. И Белла подумала, что они могут ее поругать, если она будет баловаться.
Она захотела выйти в коридор, чтобы смотреть там в окно. Но белочка-мама сказала, что в коридор пока выходить не надо, потому что посадка на поезд еще не закончена, и мимо постоянно проходят туда-сюда с вещами пассажиры. И пришлось Белле сидеть на месте. А так хотелось все посмотреть! Но вот посадка закончена. Объявили, что провожающие должны выйти из вагона. И поезд тронулся. Он набирал скорость постепенно. И вот Белла покатилась на поезде навстречу новым впечатлениям.
Она вышла в коридор и стала смотреть в окно, за окном мелькали сначала поезда, потом улицы и дома. И вот поезд выехал из города. За окном теперь мелькали поля. На них что-то росло. Белла спросила маму, что растет на полях. Мама сказала, что на полях люди выращивают те растения, которые они едят или из которых делают себе еду. Люди заботятся о том, чтобы эти растения росли хорошо, чтобы был большой урожай, тогда у них всегда будет еда.
Белла увидела небольшие посадки леса в виде полос, которые окружают поля. Она спросила у мамы, почему деревья растут такими ровными полосами? Белочка-мама рассказала, что эти деревья выросли так не сами, а их посадили люди, называются эти посадки "лесополосы". И нужны они вокруг полей для того, чтобы на полях лучше росли растения, давали больше урожай.
Потом Белле захотелось походить по вагону и посмотреть, как в вагоне все устроено. Мама сказала Белле, что она может походить только по коридору в вагоне, а в другие купе заходить нельзя, потому что там едут другие пассажиры, и нельзя им мешать.
Белла пошла по коридору. Она увидела, что на каждом купе написаны какие-то интересные значки. Она спросила у мамы, что это такое. Мама ей объяснила, что это написаны номера купе римскими цифрами. Те цифры, которые Белла знала до сих пор, называются арабскими. Арабские цифры применяются почти везде, а римские - редко. Их можно встретить на циферблатах некоторых часов, на некоторых памятниках, иногда ими обозначают века (это временные интервалы по сто лет) или тысячелетия (это еще большие временные интервалы). Чтобы понять, что написано римскими цифрами, надо запомнить, как обозначены такие цифры:
I - 1 V - 5 X - 10
А еще надо знать правила. Если одинаковые цифры стоят рядом или большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, а если меньшую цифру написать перед большей, то меньшая цифра вычитается из большей.
И белочка-мама вместе с Беллой составили первые 10 чисел по этому правилу и записали в Беллочкин блокнотик:
I - 1 II -2 III - 3 IV - 4 V - 5 VI -6 VII - 7 VIII - 8 IX - 9 X - 10
Белла захотела запомнить, как пишутся римские цифры, она еще раз прошла по коридору, посмотрела номера на купе и сравнила с записями в своем блокнотике.
Тут проводница стала ходить по вагону и предлагать всем чай. Белла спросила у мамы, где в вагоне газовая плита, чтобы кипятить чай. Мама сказала: пойдем посмотрим, где в вагоне кипятят воду, и наберем себе в кружки кипяток для чая. В начале вагона Белла увидела большой "самовар", мама ей объяснила, что это титан, в котором проводница кипятит воду. Пассажиры открывали кран и набирали в стаканы и кружки кипяток. Так же сделала и мама Беллы. Белла хотела сама набрать кипятка, но мама ей не разрешила. Сказала, что кран высоко, вагон качает, и Белла может разлить кипяток на себя и обжечься.
На следующее утро поезд остановился у какой-то станции. В окно вагона Белла увидела, что на станции стоял поезд, на котором ехали машины. Это были вагоны совсем не такие, как тот, в котором ехали Белла с мамой. И Белла спросила у мамы, а есть ли в их поезде такие вагоны.
- Нет, - сказала мама, - мы едем в поезде для пассажиров, а машины и другие грузы возят в грузовых составах. - В нашем поезде все такие вагоны, как наш? - спросила Белла. - Нет, - сказала мама, - мы едем в купейном вагоне, здесь у каждого купе есть дверь, которую можно открыть или закрыть по желанию пассажиров. А в поезде есть еще плацкартные вагоны. Там купе без дверей и есть еще дополнительные места сбоку. В тех вагонах помещается больше пассажиров, но там ехать менее удобно. - Почему же звери едут и в тех вагонах? - спросила Белла. - Потому что в тех вагонах билеты стоят дешевле. Если звери хотят в дороге потратить меньше денег, то они покупают билеты в плацкартные вагоны. - А почему мы не хотим экономить? - Потому что нам далеко ехать, в плацкартном вагоне негде ходить и бегать. А ты у меня - подвижная белочка, и я хочу, чтобы тебе было приятно ехать в поезде, - ответила мама.
Белла много смотрела в окно, и вот она увидела много деревьев с белыми стволами. - Что это за деревья? - спросила Белла, - почему их так много? - Эти деревья называются березы, а много их потому, что это лес.
Вечером они приехали в Москву. В Москве им предстояла пересадка на другой поезд. Другой поезд отправлялся с другого вокзала. Когда они вышли из поезда, белочка-мама сказала, что на другой вокзал они поедут на метро. - А что такое метро? - Белла никогда не видела метро. - Это подземная железная дорога в городе, в метро есть станции и поезда, которые перевозят людей не на далекие расстояния, как тот поезд, в котором мы сюда приехали, а только по городу, как автобусы. Сейчас увидишь, - сказала мама.
Они шли по каким-то переходам, где очень много зверей и людей, и Белла опять боялась потеряться, она вцепилась в сумку мамы и не отпускала ее даже тогда, когда было очень тесно, и люди навстречу шли сплошным потоком.
Когда они шли по какому-то очень длинному переходу, то увидели, что около стенки стоит и плачет цыпленок. К цыпленку подошла Лиса и участливо спросила: "Что ты плачешь? Пойдем со мной!" Цыпленок сказал: "Нет, Вы не моя мама! Я с Вами не пойду!" Лиса взяла его за крылышко и ласково сказала: "Ты потерялся, давай я тебя отведу в милицию, там найдут твою маму". Цыпленок тогда изо всех сил запищал: "Вы не моя мама! Я с Вами не пойду!" Все стали оборачиваться и смотреть на Лису и цыпленка. Лисе ничего не оставалось, как удалиться. Белла сказала маме: "Мама, а мы можем помочь этому цыпленку? Он ведь потерялся. Наверное, он так крепко не держался за свою маму, как я". Белочка-мама сказала: "Ему надо просто подождать и никуда с этого места не уходить. Его мама обязательно будет его искать. Она теперь увидела, что цыпленок не идет за ней, и будет его искать в тех местах, где они вместе проходили". И тут они увидели курицу. Всклоченная, распустив крылья, она бежала навстречу им. Наконец, она заметила плачущего цыпленка и подбежала к нему. Как они оба, и курица-мама, и цыпленок, обрадовались. "Вот видишь, - сказала белочка-мама Белле. - Цыпленок правильно делал, что никуда не уходил. Как я и говорила, мама искала его там, где они вместе проходили. И молодец, что не дал Лисе себя увести. Он еще маленький, умеет только пищать, вот громкий писк и спас его, он правильно сделал, что громко запищал, чтобы прохожие обратили на них внимание".
Пройдя длинный коридор, Белла и белочка-мама вошли на станцию метро. Это был огромный зал, с двух сторон этого зала подъезжали и отъезжали поезда. Мама посмотрела на указателях, в какую сторону им ехать. И они стали ждать поезда. Вскоре подошел поезд, и Белла вместе с белочкой-мамой вошли в вагон. Поезд уже собирался отправляться, и тут в вагон успел запрыгнуть зайчишка, он бежал впереди своей мамы-зайчихи. Двери вагона закрылись, и поезд тронулся, а мама-зайчиха в поезд войти не успела. Когда зайка увидел, что он натворил, он заплакал: "Что делать, как теперь найти маму? На какой остановке выходить?" Белочка-мама ему сказала: "Если не знаешь, где выходить, выходи на следующей остановке и жди там маму, никуда не уходи. Мама тебя найдет". Белла с белочкой-мамой тоже выходили на следующей остановке. Вышел и зайка.
Белочка-мама сказала Белле: "Давай несколько минут постоим, посмотрим, приедет ли зайкина мама". Зайка стоял напротив того вагона, из которого вышел, и ждал маму. И вот подошел следующий поезд, из него вышла зайчиха-мама и стала беспокойно оглядываться по сторонам. Зайка первый ее заметил и с криком "мама" подскочил к ней.
Белочка-мама спросила у Беллы: "Как ты думаешь, почему зайка потерялся?" Белла сразу сообразила: "Потому что не держался за маму, а бежал впереди. Там, где много зверей и людей, надо очень крепко держаться за маму, чтобы не потеряться".
Белла с мамой на другом вокзале сели в другой поезд и благополучно приехали в Казань. На вокзале их встретили бабушка и дедушка. О том, как они гостили у бабушки с дедушкой - другая сказка.