Гимадисламов Фаниль Фаритович: другие произведения.

Юмор Владимира Высоцкого

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Новинки на КНИГОМАН!


Peклaмa:


Оценка: 10.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хотел успеть к дате. Но ничего страшного. В то время наверняка затерялся бы в череде помпезных речей

  Фаниль ГИМАДИСЛАМОВ
  
  ЮМОР ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
  
  Я не люблю любое время года,
   Когда весёлых песен не пою.
   "Я не люблю". 1969
  
  Казалось бы, о Высоцком написаны горы книг, исследований, стихов, а также тонна различных статей, монографий и воспоминаний. Нет ни одного эпизода в его короткой и яркой жизни, оставшейся без внимания. Но этот человек настолько многогранен и интересен, что всегда есть в его творчестве какой-то аспект, который прошел мимо дотошных исследователей или изучен слабо.
  Вот я о чем.
  Среди множества стихов и песен прославленного барда есть большое количество юмористических произведений. Надо заметить, Высоцкий уделял немало внимания сатире и юмору на протяжении всей своей жизни. В последние годы на концертах-выступлениях он уже устало выдавал:
  - Я больше по юмору. Серьезных песен я больше не пою.
  Может быть, иногда он выражался другими словами, но общий смысл его высказываний сводился именно к этому.
  Будучи артистом, напрямую общающимся со своим зрителем, Высоцкий хотел получать живую и ощутимую реакцию на свое выступление. Юмор, сатира, смех - отклик звучит сразу.
  Лирические песни или философские - их надо осмысливать, слушать в тишине и одиночестве.
  Для стадиона, которые он собирал к концу жизни, камерность не очень подходила. Артист интуитивно чувствовал это и шутил, ярко и часто. Даже разговаривая со зрителем или рассказывая прозаические истории, он использовал юмористические зарисовки и сравнения.
  
  Анекдот в тему:
  У мужика сломался телевизор. Он вызвал мастера. Мастер приходит и с порога заявляет:
  - Мои услуги стоят 100 долларов и деньги я беру вперёд.
  - А вы гарантируете, что почините мой телевизор?
  - Конечно. В противном случае верну деньги.
  - Ok. Вот ваши 100 долларов. Приступайте.
  Мастер кладёт купюру в карман, подходит к телевизору и тычет отвёрткой в какое-то отверстие на задней панели. И телевизор включается.
  - Это что, всё? - спрашивает заказчик.
  - Да. А что вы ещё хотите?
  - То есть, я заплатил вам 100 долларов за то, что вы просто ткнули отвёрткой в мой телевизор?
  - Ну что вы. Ткнул я совершенно бесплатно. А 100 долларов вы заплатили за то, что я ЗНАЮ, куда нужно ткнуть.
  
  Высоцкий знал, на какие эмоциональные струны человека - особенно советского - ткнуть, чтобы получить требуемый эффект. Тем более, юмористический.
  
  Глава вторая. Юмор в творчестве
  
  Песни Высоцкого я услышал рано.
  Высоцкий в детстве втащил меня в свою поэзию именно наличием юмора. Его юмористические песни, услышанные с пластинок, произвели на меня самое лучшее впечатление. Это потом я влюбился в его голос, в этот пронзительный и хриплый, такой невероятный и непривычный баритон.
  
  
  Был ли Владимир Семенович веселым человеком?
  Безусловно, да. Более того, за словом в карман не лез. И, как рассказывают друзья, мог достойно ответить на любой каверзный вопрос. С таким талантом и в КВН участвовать.
  
  Когда в 1979 году Высоцкий приехал в Америку, его сразу же окружила толпа журналистов. Первым же вопросом был вопрос об "ужасах советской действительности" и о "бесчеловечности коммунистического режима".
  - Неужели вы думаете, - отрезал Высоцкий, - что если у меня есть проблемы с моим правительством, то я приехал решать их здесь?
  Больше его не провоцировали.
  
  Отдельная тема - его творчество. Даже в начале своего сочинительства, когда Высоцкий увлекался воровской дворовой поэзией, он не чурался юмористических моментов. Разве можно всерьез воспринимать его ранние блатные песни?
  Я вижу, что он понимал, насколько далек он от творчества сидельцев из народа. Поэтому не мог Высоцкий, слышавший о перипетиях лагерной и тюремной жизни большей частью из устных рассказов знакомых, доподлинно передать атмосферу и обычаи воровской малины. Он стал подражать услышанным дворовым песням. Мне кажется, будущий бард нащупывал в своих первых песнях истоки пронзительных отношений между людьми. Чтобы не попасть впросак, поэт создавал ранние опусы в виде пародии. Показывая эти песни своим друзьям, он демонстрировал, как умеет прикинуться своим. Более того у Высоцкого как у любого гениального человека замечательно получалась эта мимикрия, что народ, даже прошедший лагеря, воспринимал эти зарисовки как свои старые, давно знакомые воровские песни.
  Как признавался сам поэт, эта стилизация ему здорово помогла в поисках задушевной интонации. А юмор, присутствующий в самой суровой песне тех лет, позволял сочинителю дистанцироваться от персонажей, которых он выводил под тем или иным именем, реально не существующим.
  Это позднее в его творчестве начинают мелькать имена и фамилии известных ему людей. Тогда уже юмор у Высоцкого приобретает иное звучание. Здесь и сатира, и пародия, и легкое подтрунивание...
  
  Доедена банка консервов
  И суп из картошки одной, -
  Все меньше здоровья и нервов,
  Все больше желанье домой.
   "Сорок девять дней". 1960
  
  
  Если есть такое понятие как житейский юмор, то Высоцкий владел им в совершенстве. В его песнях есть, конечно, все приемы, которыми пользуются профессиональные юмористы.
  
  
  Стремитесь в тесноту вы,
   в мизерный уголок,
  В раздутый до величия Израиль!
   "Наш киль скользит по Дону ли, по Шпрее...". 1972
  
  Высоцкий, как в серьезных, так и веселых, стремился проникнуть в мотивы человеческого поведения.
  
  Начальник, как уключина,
  Скрипит - и ни в какую!
   "Вот я вошёл и дверь прикрыл...". 1970
  
  
  Меняете вы русские просторы,
  Лихую безнадёжность наших миль
  На голдомеирские уговоры,
  На этот нееврейский Израиль?!
   "Наш киль скользит по Дону ли, по Шпрее...". 1972
  
  
  Однако философские песни поэта нельзя оставить за бортом, без внимания. В них полно сатиры и острого юмора, не видных только невнимательному исследователю.
  
  У ребят серьезный разговор -
  Например, о том, кто пьёт сильнее.
  У ребят широкий кругозор -
  От ларька до нашей бакалеи.
   "Ну о чём с тобою говорить!". 1964
  
  
  Даже в очень серьезных вещах у поэта присутствует элемент юмора, точнее, юмористические приемы, которые еще сильнее подчеркивают трагизм ситуации.
  
  Я при жизни был рослым и стройным,
  Не боялся ни слова, ни пули.
  И в привычные рамки не лез.
  Но с тех пор, как считаюсь покойным,
  Охмурили меня и согнули,
  К пьедесталу прибив Ахиллес.
  
  Здесь поэт развивает тему "не скажу про живых, а покойников мы бережем". В страшной, по сути, песне пробивается юмористический мотив, руша построенную суровую конструкцию. А фраза "Но с тех пор, как считаюсь покойным" не только подчеркивает несерьезность потуг охранителей, но и подготавливает слушателя к сокрушению стереотипов.
  
  
  
  Безусловно, это пророческие слова.
  Поэт видел, как ведут себя люди по отношению к усопшему, и позволил себе посмеиваться над нами, превращая смерть в веселую разновидность народного мероприятия.
  Не сильно злоупотребляя юмором, это уже было:
  
  Едешь ли в поезде, в автомобиле
  Или гуляешь, хлебнувши винца,
  При современном машинном обилье
  Трудно по жизни пройти до конца.
   "Весёлая покойницкая". 1970
  
  Высоцкий нагнетает ужас. Ужас положения человека, который еще недавно не считался покойным:
  
  Не стряхнуть мне гранитного мяса.
  И не вытащить из постамента
  Ахиллесову эту пяту,
  И железные ребра каркаса
  Мертво схвачены слоем цемента -
  Только судороги по хребту.
  
  
  Именно так, а не по-другому поступим мы, люди, увидев его смерть. Поэт против наших стереотипов. Он протестует против больших начальников, уверенных, что делают ему большое одолжение.
  
  Поэзия Высоцкого не советская пропаганда. Герой его стихов человек из народа. Он не штурмует космос, не висит на Доске почета и не ходит в передовиках. Он же нормальный человек. Высоцкий понимает своего персонажа.
  
  Если б я был физически слабым -
  Я б морально устойчивым был, -
  Ни за что не ходил бы по бабам,
  Алкоголю б ни грамма не пил!
   "Если б я был физически слабым...". 1960
  
  Смеется над известными лозунгами. Не зло так. По своему, по-доброму.
  
  Если б ту черту да к чёрту отменить -
  Я б Америку догнал и перегнал!
   "Песенка про прыгуна в длину". 1971
  
  Тут кстати излюбленный поэтом прием использования схожих слов: "черту да к чёрту".
  
  Гули-гули-гуленьки,
  Девоньки-девуленьки!
  Вы оставьте мне на память
  В сердце загогулинки.
   "Субботник". 1974
  
  
  Отсылает к известным штампам. Но мы ведь догадываемся, что он ерничает.
  
  Жулики
  Иногда нам встречаются,
  Правда, реже значительно,
  Реже, чем при царе
  Или, скажем, в Америке.
   "Здравствуйте, наши добрые зрители...". 1966
  
  Аналогии ищет сам слушатель. Высоцкий-исполнитель здесь не причем.
  
  Переворот в мозгах из края в край,
  В пространстве - масса трещин и смещений:
  В аду решили черти строить рай
  Для собственных грядущих поколений.
   "Переворот в мозгах из края в край...". 1970
  
  Фантастический пассаж. Редкий фантазер додумается до этого. Если на том свете черти работают, куда они попадут, когда умрут. Из этого предположения Высоцкий делает далеко идущие выводы.
  
  Фото: Александр Стернин
  
  Надо клеймить. Будем клеймить.
  
  Но теория вероятности -
  Вещь коварная, как США.
   "Быть может, о нём не узнают в стране...". 1966
  
  Но под личиной обывателя угадывается человек, который обо всем давно догадался. Теперь нужно, чтобы слушатель созрел до понимания текущего момента.
  Мир не так прост, как его рисуют с экрана телевизора и со страниц советской печати.
  
  Потому что, мне сдаётся,
  Этот ангел - сатана!
   "Песня про плотника Иосифа, деву Марию, святого духа и непорочное зачатье". 1967
  
  Антитеза срабатывает и в этот раз. Догадка героя песни чисто народная, любая вещь на самом деле есть ее противоположность. Говорят, будет - значит, обманут.
  Высоцкий использует схожесть слов. На слух даже кажется, что именно так и звучит, если только прочитать наоборот.
  
  Это Пётр Святой - он апостол, а я - остолоп.
   "Райские яблоки". 1978
  
  Чтоб творить им совместное зло потом,
  Поделиться приехали опытом.
   "Песня про нечисть". 1966
  
  Вот я - смотритель касс,
  Я вроде - кассоглаз,
  Хотя за мной-то как раз
  И нужен бы глаз да глаз.
   "Куплеты кассира и казначея". 1974
  
  
  Чем в бутылке, лучше уж в Бутырке посидеть!
   "Песня-сказка про джина". 1967
  
  Ни за какие иены
  Я не продам свои гены,
  Ни за какие хоромы
  Не уступлю хромосомы!
   "Я тут подвиг совершил - два пожара потушил". 1967
  Добавлю уже сказанное выше:
  
  
  Если б ту черту да к чёрту отменить -
  Я б Америку догнал и перегнал!
   "Песенка про прыгуна в длину". 1971
  
  
  Очень вырос
  в целом мире
  Гриппа вирус...
   "Утренняя гимнастика". 1968
  
  Говорят в Одессе дети
  О каком-то диссиденте...
   "Говорят в Одессе дети...". 1977
  
  
  Рифмуя одинаковые слова, как бы подчеркивает их неодинаковость:
  
  То же имя, что и вам,
  Ангелам присвоено:
  Если, скажем, я - Иван,
  Значит, он - Святой Иван.
   "Есть у всех, у дураков...". 1965
  
  В следующих строках поэт использует слово тьма в значении "много". Но гений Высоцкого в том, с каким словом и смыслом он его сталкивает.
  
  Света - тьма, нет Бога!
   "Моя цыганская". Зима 1967/1968
  
  А как умело поэт применяет рифмы. Звучит одинаково, а означает разное. И не сразу поймешь, что омоним. Тогда он подчеркивает его "огромное это":
  
  Всех, кому уже жить не светило,
  Превращал он в нормальных людей.
  Но огромное это светило,
  К сожалению, было еврей.
   "Он был хирургом, даже "нейро"...". 1967
  
  Если бы следом не шло слово еврей, не было бы смешно. Но у Высоцкого смешно. Поскольку именно в данном месте использование национальности персонажа заставляет присесть от неожиданности.
  
  
  Анекдот в тему:
  Таксист пьяному пассажиру:
  - Куда вам?
  - К удавам не хочу.
  Таксист, понимая состояние клиента, ставит вопрос по-другому:
  - Куда вам надо?
  - Ну надо, так надо. Поехали к удавам.
  
  
  Кто не шутил в повседневной жизни, используя слово "пол". Женский пол и пол в помещении.
  Все известные мне шутки с этим словом отходят сразу на второй план после веселой шутки гениального юмориста.
  
  Посерёдке всей эпохи
  Ты на щётках попляши.
  С женским полом шутки плохи,
  А с натёртым хороши!
   "Не берись, коль не умеешь...". 1973
  
  Слова "пожарный" и "пожарник", несмотря на схожесть, означают противоположность. Я долго не мог привыкнуть к выражению "займи мне денег". Ранее люди в моем окружении использовали "одолжи мне деньги" - и только.
  Русский язык словно создан для хулиганства Высоцкого:
  
  Отпускать грехи кому - это мне решать:
  Это я - Козёл отпущения!
   "Песенка про козла отпущения". 1973
  
  Всё это вместе зовут - заповедник,
  Заповедь только одна: не убий!
   "Заповедник" 1972
  
  Не орден - чуть не ордер на арест.
   "К 15-летию Театра на Таганке". 1979
  
  Наш Федя с детства связан был с землёю -
  Домой таскал и щебень, и гранит...
   "Песня студентов-археологов". 1964
  
  А если тяжело доходит, о чем шутит поэт, то эти людям один совет:
  
  Интеллекты разные у нас -
  Повышай свое образованье!
   "Ну о чём с тобою говорить!". 1964
  
  "Летайте самолетами Аэрофлота" вещала реклама в Советском Союзе". Юмористы смеялись: "А чьими еще самолетами можно?" Надо напомнить, других самолетов тогда не было.
  Что остается, когда нет выбора? Только хвалить то, что имеешь.
  
  
  АЭРОФЛОТ
  Считайте меня полным идиотом,
  Но я б и там летел Аэрофлотом:
   У них - гуд бай - и в небо, хошь не хошь.
  А здесь - сиди и грейся:
  Всегда задержка рейса, -
   Хоть день, а всё же лишний проживешь!
   "Через десять лет". 1979
  
  И советский человек не расстраивался. Он везде находил плюсы. Как в басне о вороне и сыре. Высоцкий не мог пройти мимо. Сатирическим взором он окидывает окрестность.
  
  Мы бдительны - мы тайн не разболтаем,
  Они в надёжных жилистых руках,
  К тому же этих тайн мы знать не знаем -
  Мы умникам секреты доверяем,
  А мы, даст Бог, походим в дураках.
   "Мы бдительны - мы тайн не разболтаем...". 1978
  
  Герой Высоцкого, как Ходжа Насреддин - глуп и мудр одновременно:
  
  Тесно сплотились коварные атомы -
  Ну-ка, попробуй прорвись ты!
   "Марш студентов-физиков". 1964
  
  Хочь он возрастом и древний,
  Хочь годов ему тыщ шесть -
  У него в любой деревне
  Две-три бабы точно есть!
   "Песня про плотника Иосифа, деву Марию, Святого Духа и непорочное зачатье". 1967
  
  Был в балете - мужики девок лапают.
  Девки - все как на подбор - в белых тапочках.
   "Два письма". Второе. 1966
  
  Не страшны дурные вести -
  Мы в ответ бежим на месте.
  В выигрыше даже начинающий.
  Красота - среди бегущих
  Первых нет и отстающих!
  Бег на месте обще-
  Примиряющий.
   "Утренняя гимнастика". 1968
  
  У него даже преступники с юмором.
  
  Улыбку
  Выжмет -
  И облегчает ближних
  За момент.
   "До нашей эры соблюдалось чувство меры...". 1967
  
  Так бежал через село -
  Потерял аж два кило!
   "Видно, острая заноза...". 1971
  
  Высоцкий использует тот же мотив, что звучит и в религиозных книгах:
  
  На Бога уповали бедного,
  Но теперь узнали: нет его -
  Ныне, присно и во век веков!
   "Песня про космических негодяев". 1966
  
  Но с нами - Бог, а с ними - композитор!
   "Песня о нотах". 1969
  
  И если ты, мой Бог, меня не выдашь,
  Тогда моя Свинья меня не съест.
   "Летела жизнь". 1977
  
  И обобщая все вышесказанное, доходит до эпического:
  
  Да не всё то, что сверху, - от Бога...
   "Баллада о детстве". 1975
  
  А тут целая песня посвящена популярному приему: каждый о своем. Боксер учит начинающего шахматиста:
  
  В ближний бой не лезь, работай в корпус,
  Помни, что коронный твой - прямой.
   "Честь шахматной короны". 1972
  
  Мысль написать песню с продолжением часто заставляла Высоцкого вспоминать свои старые стихи. Так было с "Охотой на волков", предшествовавшей "Охоте с вертолетов".
  
  В 70-е годы в Советском Союзе начали снимать свои мини-сериалы по примеру Польши и Болгарии. "Ставка больше чем жизнь", "Матэ Борш", "На каждом километре" - надо сказать, эти многосерийные телевизионные картины были очень популярны.
  Высоцкий уже написал несколько песен с продолжениями. Но такого, чтобы они изначально задумывались как сериал, еще в его творчестве не случалось.
  
  Тему подсказала сама жизнь.
  Советские люди, обделенные развлечениями, массово следили за играми Спасского, Фишера.
  После фильма "Золотой теленок", в котором Остап Бендер в провинциальном городе провел массовую игру, люди решили, что бывают встречи с настоящим гроссмейстером. А не только с мошенником, как было показано еще в одном фильме того времени. Имеется в виду комедия "Кавказская пленница".
   Многие мои приятели мечтали сыграть с раскрученными по телевизору мастерами. В Казани это было практически нереально. Не знаю, как в Москве и в других городах необъятного Советского Союза...
  А во сне все возможно. Говорят, один знакомый Высоцкого рассказал Владимиру, что ему приснился сон, где он играет с самим Фишером.
  Высоцкий взял на вооружение забавную идею и написал песню - "Честь шахматной короны". Получилось аж две серии: первая - "Подготовка", а вторая - "Игра".
  Как рассказывал Станислав Говорухин, сам большой любитель шахмат, поэт его разочаровал. Песня получилась полуфантастическая, а он ожидал что-то серьезное, классическое.
  Поэт о многих профессиях и явлениях выдавал "нетленку".
  А между тем, Высоцкий просто реализовывал удачную идею, подсказанную со стороны:
  
  И в буфете, для других закрытом,
  
  Повар успокоил: "Не робей!
  
  Ты с таким прекрасным аппетитом
  
  Враз проглотишь всех его коней!
  
  Ход за мной - что делать?!
  
  Надо, Сева,-
  
  Наугад, как ночью по тайге...
  
  Помню - всех главнее королева:
  
  Ходит взад-вперед и вправо-влево,-
  
  Ну а кони вроде - буквой "Г"
  
  Получилось смешно и в полном соответствии с приемом: каждый о своем.
  
  Всё зависит в этом доме оном
  От тебя от самого:
  Хочешь - можешь стать Будённым,
  Хочешь - лошадью его!
   "История болезни". 1976
  
  Высоцкий переиначивает смыслы - это другой юмористический прием, тоже весьма характерный для поэта.
  
  Все они открыли что-то, все придумали вакцины,
  Так что если я не умер - это всё по их вине.
   "История болезни". 1976
  
  Век каменный - и не достать камней,
  Мне стыдно перед племенем моим!
   "Про любовь в каменном веке". 1969
  
  Не станет мул конём
  И великаном гном.
   "Черны все кошки, если ночь...". 1976
  
  О вкусах не спорят - есть тысячи мнений,
  Я этот закон на себе испытал,
  Ведь даже Эйнштейн - физический гений -
  Весьма относительно всё понимал.
   "О вкусах не спорят - есть тысячи мнений...". 1965
  
  Вам не нужны ни бомбы, ни снаряды -
  Не раздувайте вы войны пожар, -
  Мы нанесём им, если будет надо,
  Ответный термоядерный удар.
   "Письмо рабочих тамбовского завода китайским руководителям". 1964
  
  Зря на нас клевещете,
  Умники речистые!
  Все путём у нечисти,
  Даже совесть чистая.
   "Песня Соловья-разбойника и его дружков". 1974
  
  Антитеза - как юмор. Высоцкий часто использует, конечно, творчески переработав, детский прием "сам дурак".
  
  Ученый мир - так весь воспрял,
  И врач, науки ради,
  На людях яды проверял,
  И без противоядий.
   "День без единой смерти". 1974
  
  Ну и, конечно, гипербола:
  
  Я слышу: "Пассажиры на ноябрь!
  Ваш вылет переносится на май!"
   "Через десять лет". 1979
  
  Разбудит утром не петух, прокукарекав, -
  Сержант подымет - как человека!
   "Милицейский протокол". 1971
  
  Диплом писал про древние святыни,
  О скифах, о языческих богах,
  При этом так ругался по латыни,
  Что скифы эти корчились в гробах.
   "Песня студентов-археологов". 1964
  
  
  Этот шум - не начало конца,
  Не повторная гибель Помпеи -
  Спор вели три великих глупца:
  Кто из них, из великих, глупее.
   "Про глупцов". 1977
  
  Использование приема, когда великое соединяется с примитивным или большое с деталью, дает всегда удивительно тонкий комический эффект.
  
  Сам Медведь сказал: "Робяты, я горжусь козлом -
  Героическая личность, козья морда!"
   "Песенка про козла отпущения". 1973
  
  Тот же прием, но с резким разворотом на противоположный смысл.
  
  Как сбитый куст, я по ветру волокся,
  Питался при дороге, помня зло, но и добро.
  Я хорошо усвоил чувство локтя,
  Который мне совали под ребро.
   "Летела жизнь". 1977
  
  Использование детали превращается в забавную игру.
  
  Дело теперь за немногим -
  Нужно натуры живой,
  Глядь - симпатичные ноги
  С гордой идут головой.
   "Про любовь в эпоху Возрождения". 1969
  
  Влюбленный мужчина не видит объект желания в совокупности. Его либидо клюет на символы, на прелести. Поэт стыкует женские части тела, подчеркивая неразборчивость наблюдателя и смеясь над ним. Вернее, подтрунивая.
  
  Уж не знаю я, как тут,
  А, к примеру, в Дании
  Девок в ЗАГСы волокут
  При втором свидании.
   "Субботник". 1974
  
  Высоцкий не чурался пересказывать известные анекдоты. Правда, он творчески перерабатывал его, изменив до неузнаваемости. При этом поэт использовал только ему присущие наукообразные понятия.
  
  Я женился с завидной поспешностью,
  Как когда-то на бабушке - дедушка.
  Оказалось со всей достоверностью,
  Что была она вовсе не девушка.
   "Вы учтите, я раньше был стоиком...". 1967
  
  
  Ставить в один ряд то, что не ставится.
  
  Меры в женщинах и в пиве он не знал и не хотел.
   "Пародия на плохой детектив". 1966
  
  
  Придумать что-то похожее кажется делом нехитрым. А вы попробуйте.
  
  Я б в Москве с киркой уран нашёл
  При такой повышенной зарплате!
   "Песня завистника". 1965
  
  
  
  Говорят, что раньше йог
   мог
  Ни черта не бравши в рот -
   год,
  А теперь они рекорд
   бьют -
  Все едят и целый год
   пьют!
   "Песенка про йогов". 1967
  
  Как и певец революции и нового времени Маяковский поэт придумывает часто новые слова. Но в отличие от своего тезки, он стремится к комической реакции и ему, безусловно, удается рассмешить слушателя, который в новообразовании улавливает всегда что-то знакомое.
  
  Грущу я в сумерки и в новолуние:
  В Китае - жуткая маоцзедуния...
   "В Средней Азии - безобразие...". 1968
  
  И ему в конце полёта
  С благодарностью вручён
  Веломотокинофото-
  Видеомагнитофон.
   "Детская поэма". 1971
  
  Известный прием бытовых шутников, когда он слышит то, что ему хочется услышать, Высоцкий использует, чтобы бичевать алкоголиков.
  
  Нам внушают про проводку,
  А нам слышится - про водку,
  Нам толкуют про тройник,
  А мы слышим: "На троих!"
   "Давно, в эпоху мрачного язычества...". 1971
  
  Или для того, чтобы создать двоякий смысл.
  
  Ой, где был я вчера - не найду, хоть убей!
  Только помню, что стены - с обоями,
  Помню - Клавка была, и подруга при ей,
  Целовался на кухне с обоими.
   "Ой, где был я вчера - не найду, хоть убей!". 1967
  
  На слух слышится, что алкоголик, доведенный до отчаяния, скорее всего, целовался на кухне с обоями на стене, а спал лицом в салате. Но это фантазии - веселые и создающие настроение.
  
  
  Фото: Александр Стернин
  
  Самым гениальным из области юмора у Высоцкого для меня является строчка:
  
  Супротив милиции он ничего не смог
  
  Здесь есть все: и вера народная, что против власти человек бессилен, и превращение аспида в болезного - с появлением представителя власти, и намек на недавнюю грубую работу силовых структур против оклеветанных соседей.
  
  Вот они подъехали - показали аспиду!
  Супротив милиции он ничего не смог:
  Вывели болезного, руки ему - за спину
  И с размаху кинули в чёрный воронок.
   "Песня-сказка про джина". 1967
  
  Но, несмотря на мрачный фон, строки вызывают улыбку. Это уже потом, при размышлении, слушатель понимает истинную подоплеку произошедшего и душа наполняется грустью.
  Сколько я не пытался понять, какой юмористический прием использует поэт в данном эпизоде, так и не смог классифицировать. Похоже, что-то свое нашел великий бард.
  Здесь он часто использует нащупанный им, но неизвестный юмористам, прием.
  
  Я, конечно, побежал - позвонил в милицию.
  "Убивают, говорю, прямо на дому!"
   "Песня-сказка про джина". 1967
  
  Кроме мордобитиев - никаких чудес!
   "Песня-сказка про джина". 1967
  
  Он прогнал министров с кресел,
  Оппозицию повесил...
   "Странная сказка". 1969
  
  Некоторые находки поэту нравятся очень-очень. И он ими пользуется беспощадно:
  
  Я из народа вышел поутру
  И не вернусь, хоть мне и предлагали.
   "Я был завсегдатаем всех пивных...". 1975
  
  Или, например, не сильно изменив смысл:
  
  Он вышел из глубинки, из народа,
  И возвращаться очень не хотел.
   "По речке жизни плавал честный Грека...". 1980
  
  Высоцкий эквилибрист слова. Он не просто сталкивает похожие слова, манипулирует ими, но достигает всегда при этом смешного смысла.
  
  Я вас одену, мадам,
  Почти как Еву Адам.
   "Дуэт Шуры и Ливеровского". 1973
  
  Так что, ребята, ноты позабыты,
  Зачеркнуто ли прежнее житье?
  Пустились в одиссею одесситы -
  В лихое путешествие свое.
   "Одесские куплеты". Из кинофильма "Зелёный фургон". 1980
  
  Мы вновь готовы к творческим альянсам, -
  Когда же это станут понимать?
  Необходимо ехать к итальянцам,
  Заслать им вслед за Папой - нашу "Мать".
   "К 15-летию Театра на Таганке". 1979
  
  Так и хочется крикнуть: "Коня мне, коня!" -
  И верхом ускакать из палаты!
   "Баллада о гипсе". 1972
  
  Накричали речей
  Мы за клан палачей.
  Мы за всех палачей
  Пили чай - чай ничей.
   "Палач". 1977
  
  Я сам завёл с француженкою шашни,
  Мои друзья теперь - и Пьер, и Жан,
  Уже плевал я с Эйфелевой башни
  На головы беспечных парижан!
   "Письмо к другу, или Зарисовка о Париже". 1978
  
  Если это, так сказать,
  "Злобные пародии", -
  Почему б не издавать
  Их у нас на Родине?
   "О процессах над А.Синявским и Ю.Даниэлем". 1966
  
  И вот уж за столом никто не ест
  И тамада над всем царит шерифом,
  Как будто бы двадцатый с чем-то съезд
  Другой - двадцатый - объявляет мифом.
   "Теперь я буду сохнуть от тоски...". 1969
  
  Милый мой - каменотёс,
  Сильный он да ласковый,
  Он мне с Англии привёз
  Лифчик пенопластовый.
   "Субботник". 1974
  
  Засиживалась сутками у Блока,
  У Пушкина жила не выходя.
   "Посещение Музы, или Песенка плагиатора". 1969
  
  То, что не бывает в жизни или в природе, всегда вызывает неприятие, отторжение. Но если заставить слушателя поверить в это, тогда он представляет несуразицу и ему смешно.
  
  Мы успеваем еле-еле
  Пить у одних, петь у других,
  Хотя б нам на одной неделе
  Давали восемь выходных!
   "Нам говорят без всякой лести...". 1964
  
  Этот прием похож на сказку. Высоцкий часто использует свой талант на создание невозможной реальности.
  
  А здесь всё переносят - и не зря -
  Все рейсы за последние недели
  На завтра - тридцать третье декабря.
   "Через десять лет". 1979
  
  Несовершенство мира поэт объясняет просто.
  
  Сам первый человек хандрил -
  Он только это скрыл,
  Да и создатель болен был,
  Когда наш мир творил.
   "История болезни". 1976
  
  Проникновенье наше по планете
  Особенно заметно вдалеке:
  В общественном парижском туалете
  Есть надписи на русском языке!
   "Письмо к другу, или Зарисовка о Париже". 1978
  
  Сам я автор нескольких юмористических произведений. Мне чисто профессионально было интересно исследовать творчество поэта на наличие юмора.
  Оказалось, непревзойденный юмор в его стихах кишмя кишит. Даже в серьезных вещах. Чего стоит хотя бы эта фраза "С неба дождь словно Бог без штанов" в песне "Охота на кабанов".
  Одаренный фантазией слушатель домыслит сказанное и улыбнется от уведенного. А если кто не поймет, не страшно. Юмор тонкий - для своих. Не влияющий на общий смысл песни.
  
  Тут за день так накувыркаешься ...
  Придёшь домой - там ты сидишь!
   "Диалог у телевизора". 1973
  
  Фразу "за день так накувыркаешься" можно понять двояко. Образно, мол, устал. Или так, словно видишь на улице пьяного человека. Особенно, когда он передвигается, кувыркаясь.
  Но общий смысл все равно слушатель улавливает и ничего не теряет из содержания. Не каждому рассказчику такое удается.
  
  Мне, возможно, скажут: зачем ты, татарин, исследуешь русского поэта. Но на помощь мне приходят смешные строки, которые Высоцкий оставил в наследство:
  
  Но одна загвоздка есть:
  Русский я по паспорту.
  Только русские в родне,
  Прадед мой - самарин,
  Если кто и влез ко мне,
  Так и тот - татарин.
   "Мишка Фишман". 1972
  
  
  
  Продолжение следует...
  
  Казань, 2014г.
  
Оценка: 10.00*3  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  А.Масягина "Шоу "Кронпринц"" (Современный любовный роман) | | О.Герр "Желанная" (Попаданцы в другие миры) | | А.Енодина "Спасти Золотого Дракона" (Приключенческое фэнтези) | | Л.и "Адриана. Наказание любовью" (Приключенческое фэнтези) | | А.Минаева "Мой первый принц" (Приключенческое фэнтези) | | Д.Сугралинов "Level Up 2. Герой" (ЛитРПГ) | | С.Волкова "Сердце бабочки" (Любовное фэнтези) | | Н.Князькова "Положи себя под елку" (Короткий любовный роман) | | П.Коршунов "Жестокая игра (книга 2) Жизнь" (ЛитРПГ) | | Д.Чеболь "Меняю на нового ... или обмен по-русски" (Попаданцы в другие миры) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Арьяр "Академия Тьмы и Теней.Советница Его Темнейшества" С.Бакшеев "На линии огня" Г.Гончарова "Тайяна.Влюбиться в небо" Р.Шторм "Академия магических близнецов" В.Кучеренко "Синергия" Н.Нэльте "Слепая совесть" Т.Сотер "Факультет боевой магии.Сложные отношения"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"