Аннотация: Определение границ Церкви на основании творений русских богословов второй половины XIX - первой половины XX века (Изм. 04.05.2017)
Оглавление
Введение. 3
Глава 1.Работы А. С. Хомякова. 4
Понимание церковного единства. 4
Наличие благодати у еретиков. 5
Учение о соборности. 6
Вывод по трудам Хомякова. 7
Глава 2. Труды И.В. Киреевского. 8
Границы догматические и тáинственные. 8
О догматической непогрешимости Церкви. 8
Инославные вне Церкви. 9
Вывод по трудам Киреевского. 10
Глава 3. Свт. Филарет (Дроздов). 10
Определение границ Церкви по "Катехизису" свт. Филарета. 10
Глава 4. Митр. Макарий Булкаков. 11
О действии благодати вне Церкви. 11
Вывод по труду митр. Макария. 12
Глава 5. Свмч. Иларион (Троицкий). 13
Экклезиология свмч. Илариона. 13
Учение о единстве Церкви. 15
О таинствах вне Церкви. 15
Объяснение различия чиноприема еретиков. 16
Вывод по трудам свмч. Илариона. 17
Глава 6. Патр. Сергий (Страгородский). 17
О единстве Церкви Христовой. 17
О таинствах вне Церкви. 18
Вывод по трудам патр. Сергия. 19
Глава 7. Прот. Георгий (Флоровский). 20
О невозможности спасения вне Церкви. 20
О таинствах. 21
Учение о "харизматической границе". 22
Вывод по трудам прот. Георгия (Флоровского). 23
Заключение. 24
Источники. 25
Литература. 26
Введение
В настоящей работе будет выполнен обзор исследований русских богословов второй половины XIX - первой половины XX века по настоящей проблеме с целью наиболее точного определения понятия "границы Церкви", и будет осуществлена попытка оценки правомочности этих определений. Для этого будут использованы как непосредственно труды русских богословов второй половины XIX - первой половины XX века , так и критические работы, посвященные их трудам. На основе полученных результатов будет проведен их сравнительный анализ и критическая оценка.
Тема исследования: Определение понятия границ Церкви на основании творений русских богословов второй половины XIX - первой половины XX века .
Актуальность исследования: В настоящее время существуют критически или враждебно настроенные организации, группы людей, высказывающие суждения, игнорирование которых со стороны Православной Церкви может привести к нежелательным для нее последствиям. К этим суждениям относятся т.н. теории "ветвей" или "невидимой Церкви". Суть данных высказываний сводится к следующему: Мы не можем четко определить границы Церкви. Из этого делается вывод, что любой человек, какого вероисповедания бы не придерживался в настоящий момент, после смерти, к собственному удивлению, может быть опознан как принадлежащий к Церкви. Это утверждение приводит к религиозному плюрализму, что прямо наносит вред проповеди православия, мешает людям придти в Церковь, и тем самым обрести спасение. Дополнительной проблемой является то, что в самой Церкви не утверждено четкое учение о границах Церкви.[1] Таким образом, необходимость тщательного изучения этой проблемы становится очевидной.
Краткий обзор источников по теме: Тема церковности и границ Церкви подробно рассматривается в отечественной богословской науке второй половины XIX - первой половины XX века. В настоящей работе будут рассмотрены исследования А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, свт. Филарета (Дроздова), митр. Макария (Булкакова), свт. Илариона (Троицкого), патр. Сергия (Страгородского), прот. Георгия (Флоровского).
Вкратце, среди отечественных богословов можно определить два взгляда на границы Церкви: первый взгляд заключается в признании канонических границ православной Церкви единственными, второй - в расширении границ Церкви за пределы канонических на неопределенную величину. Ввиду опасности последнего взгляда делу проповеди, он будет разобран критически.
Объект исследования: Избранные труды вышеназванных отечественных богословов и критическая литература, посвященная этим трудам.
Предмет исследования: Учение о "Границах Церкви" в трудах избранных богословов второй половины XIX - первой половины XX века .
Проблема исследования: Уточнение смыслов (содержаний) понятия "Границы Церкви".
Целью исследования является установление правомочности исторически сложившейся и ныне существующей понятия Границ Православной Церкви путем анализа исторических содержаний понятия "Границы Церкви"
Задачей исследования является уточнение содержание понятия "границы Церкви" в трудах русских богословов; показать несостоятельность религиозного плюрализма.
Глава 1.Работы А. С. Хомякова
Настоящую работу было решено начать с А.С. Хомякова, поскольку именно им обращено особое внимание на понятия соборности и церковного единства. В его главном труде "Церковь Одна", как и следует из названия, подчеркивается неповторимость и единственность Церкви Христовой: "Ибо как Бог - один, так и Церковь едина, и нет в ней разделения".[2]
Понимание церковного единства
А.С. Хомяков сравнивает бытие членов Церкви с отношениями лиц Святой Троицы[3], где царит полное единомыслие и любовь. Ставя во главу православной экклизиологию, А.С. Хомяков приходит к выводу о соборности как первейшего принципа бытия Церкви. По его мысли, принцип соборности отличает православное и инославное понятие о Церкви.[4]
В соборном устройстве выражается идея церковного единства: "спасающийся же спасается в Церкви, как член ее, и в единстве со всеми другими ее членами... это святое единение есть истинная жизнь Церкви"[5]. Это единство проявляется в свободном единстве любви: "Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати...Единство же Церкви не мнимое, не иносказательное, но истинное и существенное, как единство многочисленных членов в живом теле"[6].
Подчеркивая реальное, онтологическое пребывание людей в Церкви, А.С. Хомяков тем самым ясно указывает на существование реальной, четкой границы между теми кто в Церкви, и теми, кто вне Ее.
Наличие благодати у еретиков
А.С. Хомяков не отрицает возможности действия благодати Божией вне Церкви, однако при этом таковая благодать не является спасительной[7].
Поэтому вне Церкви нет возможности сохранения и правильного понимания догматических истин, нет возможности духовно созерцать тайны веры[8]. Таким образом, все еретическое вероучение представляет из себя не глубокий внутренний опыт, а внешнее, поверхностное знание[9].
А.С. Хомяков, несмотря на категоричность заявления о четких границах Церкви, не дерзает судить о судьбе внецерковного человечества, предоставляя ее "суду великого дня"[10].
Приводя примеры спасения без Таинств (мучеников, ветхозаветных праведников), А.С. Хомяков утверждает их необязательность для спасения.[11] Согласно его взглядам, определяющее спасение в деле спасения отводится истинной вере: "Вера же не двояка, но едина - истинная и живая... в истинной вере Христос, истина и жизнь, если же не истинная, то ложная, т.е. внешнее знание. А может ли ложь спасти?". Поэтому утверждается возможность спасения только в Церкви: "никто не спасается, не приобщившись внутренней церковной святости, ее вере, надежде и любви; ибо не дела спасают, а вера". [12]
Единство церковное имеет вполне четкие канонические границы, проявляющиеся в единстве со всеми "восточными патриаршествами", т.е. Православными Поместными Церквами. Инославным А.С. Хомяков "отказывал в принадлежности Церкви Христовой"[13].
О пребывании еретиков вне спасающей благодати, свидетельствует отрицание ими цельного понимания свободы и единства: католицизм подменяет единство любви в соборности авторитаризмом папста, протестантизм подменяет свободу во второстепенном полной вседозволенностью в вероучительных вопросах. "Оба эти начала (свободы и единства), взятые в своей отвлеченности, отрицают Церковь, не видят и не понимают ее, потому что пребывают вне ее благодатной жизни. Наоборот, объединенные в тайне Божественной любви, то есть в Церкви, они становятся элементами ее жизни: единством и соборностью"[14].
Учение о соборности
Соборность понимается как "свобода, свидетельствующая о Божественной истине"[15], поэтому для Хомякова, Церковь является хранительницей Истины[16], и следовательно, те общины, которые исповедуют ересь, однозначно оказываются вне ограды Церковной.
Отрицая католическое учение о "Церкви Учащей" Хомяков утверждает всеобщее учительство христиан, говоря, как и мученик, страдающий за правду, так и любой христианин, честно исполняющий свои обязанности служения ближним (неважно, чиновник он или простой крестианин), свидетельствует тем самым истину Христову, и в жизни и смерти назидая братьев.18 "А встретится в том нужда - Дух Божий вложит в их уста слова мудрости, каких не найдет ученый и богослов"[17].
Даже Вселенский Собор, по мнению Хомякова, признается "вселенским" именно в силу признания Церковью, обществом верных.[18] В этом он ссылается на "Послание Восточных Патриархов" : "У нас ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, то есть самый народ"[19].
Причиной ереси Хомяков ставит грех против любви: "не сохранится вера там, где оскудела любовь"[20]. Преступление Рима привело к тому, что половина христианского мира отошла от благодатной церковной жизни, тем самым лишившись и истинного духовного опыта и осмысления веры. На место удалившегося же Духа Божьего, пришла человеческая логика, весьма ограниченная сама в себе. "Таким образом, все западные исповедания суть отрицание Церкви, ереси нового рода, ереси против догмата о существе Церкви, против ее веры в самое себя".[21] Таковая ересь, по словам Хомякова, является "отрывающей у веры ее нравственную основу и по тому самому делающей веру невозможной"[22].
Связь любви с Церковью, подмечает Хомяков, настолько тесна, что у древнецерковных слова "любовь" (αγάπη) и "Церковь" (εκκλησία) употребляются как синонимы[23], например свмч. Игнатий Богоносец пишет: "Приветствует вас любовь смирнян и ефесян"[24] .
Отделение еретиков от Церкви происходит вследствие гордости, поскольку "самое отделение от Церкви, прежде всего, есть преступление против любви". [25]
Вывод по трудам Хомякова
Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что для А.С. Хомякова характерно особенно тонкое чувство уникальности, единственности и единства Церкви. Исходя из догмата о Святой Троице, Хомяков выводит невозможность существования Церкви вне границ Православия, показывая, что Церковь находится там, где есть истинная вера, соединенная с любовью.
Глава 2. Труды И.В. Киреевского
Границы догматические и тáинственные
И.В. Киреевский рассматривает Церковь как вновь собранное, обновленное человечество,[26] которому после Воскресения Христова вновь открыты райские врата богообщения: "Непосредственное общение с Богом через таинства и общение в познании через догму, вот что дано новому человечеству христианством"[27].
Киреевский выделяет два средства богообщения - таинства и "догму"[28]. Отсюда следует вывод, что богообщение не возможно там, где нет действительных таинств, и где нет неповрежденных догматов.
О невозможности спасения вне Церкви показывает невозможность спасения без подаваемой в Церкви благодати Божией, которая, "немощная врачующи и оскудевающая восполняющи"[29], лишь Одна только способна извлечь человека из падшего, противоестественного состояния. Человек же, предоставленный сам себе, своим греховным наклонностям, не в силах ищменить себя, не в состоянии "перевоспитать свою волю по закону любви. Для достижения этой цели ему необходимы сверхъестественные, чрезвычайные силы и средства, которые и подаются ему в Церкви... вне Церкви нет спасения" [30].. Для этого же необходимо пребывать в "единстве со всеми членами"[31].
О том, что наличие таинств составляет важнейший атрибут Церкви, так говорит Киреевский: "Совершение таинств составляет Ее (Церкви) существенное определение... Если отнять от нее это определение, ее жизнь, тогда не будет Церкви, не будет и развития"[32]
О догматической непогрешимости Церкви
Церковь не может исповедовать никакой лжи, т.е. любая ересь ставит людей вне Церкви. Основание же Церкви- победа над смертью и совершенное торжество Христа над злом. В следствие этого, Церкви дана власть "постижения всякой истины, обличение всякой лжи"[33]. Признавая Церковь вечным источником откровения, И.В. Киреевский ставит знак тождества между Ней и Истиной[34].
Догматическая непогрешимость в православии - не привилегия каких-либо отдельно взятых лиц, но свойство Самой Православной Церкви. И поэтому единственный орган, способный эту истину выражать - это Вселенский Собор, решения которого приняты всей Церковью. Это принятие свидетельствует тождество этого решения изначальной апостольской вере, выражая единство Духа, Живущего в Церкви[35].
В Церкви царит единство веры и согласие в любви[36] и верности апостольскому преданию[37]. Именно это единство, это чудное догматическое согласие[38] всегда было внутри Церкви, и "врата ада не одолеют Церковь". (Мф 16:18) Несмотря на все возникавшие ереси и заблуждения, Церковь всегда отсекала их от себя, как хирург отсекает гнилой член[39], и "Господь спасал свои Церкви единодушием всего православного мира"[40].
Инославные вне Церкви
И.В. Киреевский считал, что католическая церковь отделена от Церкви Христовой[41], причем "сознательно и преднамеренно"[42]. Причину этого И.В. Киреевский находит в том, что "наружный разум... мог отторгнуть Рим от Церкви, поставив свой силлогизм выше живого сознания всего Христианства"[43] Потому невозможно механически "присоединить" иноверцев к Церкви, не смотря на именования их христианами. Единство православной веры требует "живого убеждения, которое связывало бы человека с человеком не холодным согласием в отвлеченных убеждениях, не наружной связью внешних выгод, но внутренним сочувствием цельного бытия, одной любовью, одним разумом и одним стремлением проникнутого"[44]. Таковое же единство веры и любви есть лишь в православии, как и говорит Златоуст: единство веры и познание Сына Божия происходит тогда, "когда православствуем в догматах и живем в любви, ибо Христос есть любовь" [45]
Вывод по трудам Киреевского
Подытоживая вышесказанное, можно отметить схожесть взглядов Киреевского со взглядами Хомякова. Оба ставят в центре внимания онтологическое единство Церкви по образу Святой Троицы. Оба считают в основе церковного догматического создания именно идею соборности, находя, что истины православия - не измышления отдельно взятых лиц, но Откровеннее Бога, данное всей Церкви. Той Церкви, которая едина в единстве любви. Отличие взгляда Киреевского заключается в отношении к таинствам инославных. В отличие от Хомякова, Киреевский не признает наличие таинств вне Церкви, считая действительность таинств одним из атрибутов истинной Церкви Христовой.
Глава 3. Свт. Филарет (Дроздов)
Одним из важнейших для Церкви трудов свт. Филарета Московского было создание им "Пространного Катехизиса", в котором он постарался в максимально доступной форме отразить истины православного учения.
Нужно отметить, что в "Катехизисе" свт. Филарет не отважился включать некоторых своих мнений, понимая разницу между своими частными богословскими мнениями и изысканиями от непогрешимого учения Православной Церкви,[46] хотя в своих частных письмах он и допускал иногда личные мнения о частичном сохранении благодати у католиков[47].
Определение границ Церкви по "Катехизису" свт. Филарета
В своем "Катехизисе" на вопрос "Если Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире, то не должно ли признавать необходимо нужным для спасения, чтобы верующий к ней принадлежал?"[48] он дает ответ, сообразуясь с церковным учением о единственности Св. Церкви: "Поелику Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть глава Церкви и той есть Спаситель Тела, то, дабы иметь участие в его спасении, необходимо быть членом Его Тела, т.е. членом Кафолической Церкви (Еф.5, 23). Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу ковчега Ноева. Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в ковчеге Ноевом. Так все, обретающие вечное спасение, обретают оное в Единой Кафолической Церкви"[49]
Тем самым, мы можем сказать, что святитель Филарет был вполне четок и категоричен в вопросах о границах Церкви, не допуская возможности "размытия" этих границ. Для него Церковь, это именно Православная Церковь.
Глава 4. Митр. Макарий Булкаков
Труд митр. Макария Булгакова "Догматическое Богословие" для нас особенно ценен ввиду его фундаментальности. Митр. Макария вполне можно было бы назвать "русским Иоанном Дамаскином". Как прп. Иоанн использовал полноту филосовско-логического аппарата для выражения спасительных истин православия, так и митр. Макарий использовал в полноте западно-европейский схоластический метод для передачи наиболее точно истин православия для современных ему людей. Обратившись к этому труду, мы может получить четкое и понятное решение поставленной в настоящей работе проблемы.
О действии благодати вне Церкви
Митр. Макарий, исследовав учение Церкви, отвергает возможность действия благодати Божией вне Церкви. Для начала следует разобраться с терминами. Вот как определят благодать митр. Макарий: "Называется благодатию особенная сила, или особенное действие, сообщаемая нам ради заслуг нашего Искупителя, и совершающая наше освящение, т. е. с одной стороны, очищающая нас от грехов, обновляющая и оправдывающая пред Богом, а с другой - утверждающая и возращающая нас в добродетели для жизни вечной"[50].
Здесь мы видим, что речь идет именно о "освящающей благодати", а не о "призывающей", так как последняя не оправдывает человека и не освобождает от греха.[51]
Речь идет о благодати, которая действует непосредственно в самой Церкви. Возможность действия таковой благодати вне Церкви всячески отвергается: "Вне Церкви... не обретается Христос, не сообщается Дух Святый, ... нет трапезы тела Христова"[52]. Как мы видит, здесь отвергается возможность реальности совершения таинства Евхаристии вне Церкви, впрочем, отвергается и вообще возможность таинств вне Церкви, каковые "сохраняются и законно совершаются только в Церкви"[53]. Поскольку именно через таинства "всякий из верующих получает Божественную благодать"[54], вне Православной Церкви, где и нет действительных таинств, нет спасения: "Вне Церкви... смерть Спасителя не доставляет спасения".[55]
Вывод по труду митр. Макария
Поскольку таинства не принадлежат иноверцам, а лишь инославным; а митр. Макарий отрицает наличие таинств у еретиков и не рассматривает их атрибутами принадлежности к Церкви Христовой, можно сделать вывод, что митр. Макарий не включает инославных в церковную ограду. Тем самым, митр. Макарий можно определяет в качестве границ Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви канонические границы Церкви Православной.