Сердитый Глеб : другие произведения.

Рассказчики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Во всяком искусстве главное - умение создавать иллюзию. - Заканчивал свой рассказ Мудрец. - И это искусство находится в непрерывном противоборстве с умением того, кому оно предназначено, ее распознавать.

  Однажды Свинья, Лиса и Журавль отправились из Ногами в Хакодате на конкурс Альтернативных Историй. У нас в Хакодате часто проводят всякие конкурсы рассказчиков, я и сам участвовал в одном или двух.
  Конкурс Альтернативных Историй это такой, где герои разнообразных притч и басен соревнуются в искусстве рассказывать исключительно правдивые истории из жизни.
  Считается, и не без оснований, что притчи и басни весьма поучительны, но не для всех, а только для тех, кто в поучении не нуждается, ибо сам способен слагать притчи и басни. В то время как правдивые истории из жизни, которые ничего поучительного не содержат, ибо есть сама жизнь, могут многому научить всякого способного слушать.
  Путь из Ногами в Хакодате долог и труден. Свинья, Лиса и Журавль пережили в дороге много интереснейших приключений, о которых могли бы рассказать. Но поскольку сами они были героями притч и басен, то и происходили с ними одни только притчи да басни, поучительные донельзя. На конкурс эти истории никак не подходили.
  К тому же Свинья, Лиса и Журавль долго готовили к конкурсу заранее иные рассказы и по дороге совершенствовали свое мастерство рассказчиков, доводя друг друга до исступления.
  Когда они прибыли в Хакодате и заплатили вступительный взнос, конкурс уже был в разгаре.
  На площади как раз Мудрец (герой притчи о копье и щите) рассказывал историю об Искусстве Распознавать Иллюзию.
  "Во всяком искусстве главное - умение создавать иллюзию. - Заканчивал свой рассказ Мудрец. - И это искусство находится в непрерывном противоборстве с умением того, кому оно предназначено, ее распознавать. В этом кроется причина непрерывного устаревания актерского мастерства. То, что в мастерстве актера раньше считалось великолепным, искрометным, убедительным и достоверным, вскоре начинает выглядеть наивным и примитивным. Ведь главное в искусстве актера иллюзия того, что он говорит и думает одно и то же".
  Свинья, Лиса и Журавль обменялись встревоженными взглядами. Они пожалели, что прослушали начало истории, однако сомнений не было - что рассказчик подвел к ней мораль. А в их житейских историях никакой морали не было и в помине. Они решили не слушать других рассказчиков, чтобы их не сбили с настроя.
  Судил конкурс Тануки-оборотень. Хитрый барсук сказал заранее, что судить будет не рассказ и не умение рассказчика, а честный ответ на вопрос, который он задаст всякому участнику по окончании истории.
  "А в чем состоит главная иллюзия, которую создает рассказывающий историю?" - спросил каверзный Тануки у Мудреца.
  "Главная иллюзия, которую должен создать рассказчик, - честно ответил Мудрец, - что его интересует сам рассказ, а не вознаграждение за него".
  Свинья, Лиса и Журавль отправились на постоялый двор и натощак (чтобы не терять красноречия) провели бессонную ночь. Тут нужно сказать, что Лиса и Журавль, после того, как ходили друг к другу в гости совсем помирились, а добрую жизнерадостную Свинью не знали прежде, но, встретив в дороге, полюбили всей душой и соперничества меж собой не видели, а переживали за успех товарищей, как за свой.
  Уром на суд Тануки была вызвана Свинья. С небывалым красноречием, всхрюкивая и отдуваясь на особо волнующих местах она рассказала историю о кузнеце, который поклялся выдать свою дочь за того, кто превзойдет его в профессии. Ведь надо же ему было завещать кузницу в надежные руки. И вот явился к нему молодой кузнец, который работал без устали как черт, запираясь в кузнице. Он ковал волшебные мечи, да столько, что и это в уме не укладывалось. Старый кузнец уже решился отдать ему свою единственную дочь, но не удержался и, решив прознать секрет ремесла, подглядел ночью за будущим зятем. И увидев в кузнеце жениха дочери с рогами, хвостом, в окружении чертей пониже рангом, кующих мечи, старик вышиб дверь и вскричал, что никогда ни дочери, ни кузницы черту не видать.
  Рогатый перепугался и, схватив в охапку сделанную продукцию кинулся бежать по морю. Кузнец преследовал его и требовал отдать товар до тех пор, пока черт не бросил мечи.
  Кузнец поймал один из них и крикнул: "А где же клеймо-то?!"
  С чем швырнул черту меч обратно. Черт нацарапал на клинке что-то когтем, бросил меч кузнецу и скрылся за горизонтом.
  Тануки долго молчал. Потом спросил у свиньи ласково: "А откуда ты, Свинья, знаешь, что эта история правдива и жизненна? Или ты ковала с чертом железо? Или подглядывала со старым кузнецом сквозь щель в двери? Или же ты бежала с ними по морю?"
  Свинья удивилась вопросу: "Какие могут быть сомнения? Я сама видела меч с иероглифами нацарапанными когтем: "Это написал черт, остановившись на минуту, во время бега по морю", это, во-первых. А во-вторых, да и главное, в этой истории нет ничего поучительного".
  Лиса рассказала историю о глупом Лисе, который выиграл в кости три бочки золота и не знал, что с ними делать. Две бочки он раздал нищим, а с третьей долго носился, да так ничего и не придумал. Купил он на все оставшееся золото благовоний и раскурил их в поле. Дым устремился к небесам. Через малое время с неба спустился Некто со слезящимися глазами и кашляющий так, что его легкие чуть не выпрыгивали изо рта. "Ты, что, кхе-кхе, дурак что ли?" - Обратился Некто к Лису. А тот: "Ага!" Некто прокашлялся, проплакался, отдышался и говорит: "Так и быть, загадывай желание, и гаси все это! А то наверху же никакого спасу нет!" Лис опешил: "Желание?" Некто торопил его: "Ну чего ты хочешь-то говори быстрее!" А Лис: "Я не знаю!"
  И верно, откуда ему знать, если он никак не мог распорядиться тремя бочками золота. "Ну, коли не знаешь, - торопил Некто, - беги у людей спроси!"
  "Ага!" - обрадовался Лис, взял дубину и пошел спрашивать у людей. Дубину он взял для того, чтобы не спрашивать дважды у одного и того же, ведь люди, в отличие от лис, все на одно лицо.
  Подходит к первому и спрашивает, а тот в ответ: "А мне-то откуда знать?" Лис убил его дубиной и подошел к следующему с тем же вопросом "чего я хочу?" и с тем же результатом. А третий видел, что было с предыдущим и говорит: "Жениться тебе, дураку, надобно!!!"
  "О!" - обрадовался Лис и помчал на поле, где загадал желание, получил просимое и затушил все благовония, после чего на небе вздохнули свободнее. Жена Лису досталась строгая и разумная. Вот так он и живет теперь счастливо, ни о чем не думая.
  Тануки смотрел на Лису минуту. А потом спросил: "А этот Некто, что с неба, он был кто?"
  Лиса честно сказала: "Не знаю. Он моему мужу не представился!"
  И вот пришла очередь Журавля рассказывать. Тот начал неспешно о кузнеце (доложив обстоятельно что за человек был кузнец) и трех его сыновьях (сообщив о каждом, так что на улице встретишь - узнаешь и будто знаком давно с каждым). Как, умирая, кузнец завещал старшему кузницу (и Журавль рассказал, что это за кузница такая) среднему коня (серого в яблоках и так далее), а младшему - достался кот...
  "В сапогах?" - не удержался Тануки, хоть и не перебивал рассказчиков никогда прежде.
  "Кто в сапогах? - словно проснулся Журавль, - В каких сапогах? Зачем? Ах, нет... Просто кот, черно-белый, такой, лет пяти от роду и характера, прошу заметить, сволочного!"
  Журавль продолжал о том, как младший сын кузнеца взял кота подмышку и двинулся полями и лесами... Долго шел. Встречались ему разные встречи и приключались приключения. Дошел он так до реки. Переправы нет. Построил шалаш, и стали они с котом жить...
  "С каким скотом?" - проснулся Тануки.
  "Не было у них скота, - подпустив голос толику досады, терпеливо ответил Журавль, - так и жили двое: сам сын кузнеца да кот".
  И продолжал, что жили голодно. Кота кормить было нечем. И потому, когда по реке шел караван торговый, взял сын кузнеца кота за шкирку, да и кинул на палубу купцам, дескать продадите зверюгу, а выручку пополам поделим.
  Купцы приплыли в страну где котов, особливо черно-белых, особливо сволочного характера не видывали. И продали животинку за шесть бочек золота. Три себе оставили, а три сыну кузнеца отдали...
  "И он тогда, - в третий раз перебил Тануки, - две бочки нищим роздал, а на третью купил благовоний?"
  "Да что он, - возмутился Журавль, - дурак, что ли какой? Вернулся он обратно. Выкупил у старших братьев кузницу и коня. Братьев бестолковых, когда они вырученные деньги промотали, сделал подмастерьями. Прослыл лучшим мастером в округе. Женился на девушке милой и домовитой. Дочка у них родилась красавица. А сейчас ему дочь замуж выдавать время приспело"...
  Тануки долго ждал продолжения, убедился, что рассказ окончен и спросил: "Это все?"
  "А что же еще? - удивился Журавль, - все как есть. Вот на крыше этой кузницы, аккурат слева от трубы я и живу. Заходите в гости при случае".
  Тануки открыл было рот, чтобы задать свой каверзный вопрос после рассказа, но так и промолчал, сообразив, что и вопрос уже задал и честный ответ, честнее которого быть не может, получил. У нас в Хакодате часто походят такие конкурсы. Я, как известно, и сам пытался участвовать раз или два, и не без успеха. Но понял, что даже мифологический Бути Бакэмоно Таманои не дотянется в правдивости житейских историй до Журавля по прозвищу Копченый Хвост.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"