Аннотация: Человек всегда мечтал убивать двух зайцев одним выстрелом. А лучше не двух, а сразу двадцать.
Человек всегда мечтал убивать двух зайцев одним выстрелом. А лучше не двух, а сразу двадцать. Поэтому ручное стрелковое оружие обрастало стволами, как ёжик - иголками. Появились пистолеты типа "утиная лапа", двустволки, многоствольные пулемёты, в конце концов. В итоге эволюция пришла к многозарядному одноствольному оружию, но была в ней ещё одна забытая ветвь, порождения которой были не слишком функциональны, зато очень красивы. Имя им - пеппербоксы.
Если буквально переводить слово "пеппербокс" с английского языка, получится "ящик с перцем" или "перечница". Собственно, это слово применялось на первых порах к любым многозарядным пистолетам - даже к обыкновенным одноствольным револьверам. Но прижилось оно именно в отношении исторических чудовищ, напоминающих то ли огромный револьвер, то ли маленький пулемёт.
Собственно, пеппербокс - это многоствольный пистолет с вращающимся блоком стволов. Барабана как такового у него нет, зато полревольвера укреплено на оси. Заряжались пеппербоксы обычно со стороны дула - как старинные кремневые пистолеты, но впоследствии появились конструкции, более близкие к револьверу, с откидывающимся механизмом и доступом к казённой части. Пеппербоксы появились в Великобритании и США примерно в 1780-1800 гг и довольно быстро распространились по всему миру. Почти каждая оружейная фирма может похвастаться хотя бы одной моделью типа "пеппербокс". Причём многие частники, чтобы перещеголять конкурентов посерьёзнее, создавали такие конструкции, что впору называть их мутантами, уродцами или ещё как-нибудь позабористее.
По традиционной схеме пеппербокс имел шесть коротких стволов, ввинченных во вращающийся блок. Общими были затравочная полка и кремневый замок. Естественно, на первых порах самостоятельно блок стволов не проворачивался, его вращали рукой (причём в перчатке, поскольку только что "отработавший" ствол имел весьма некомфортную для кожи температуру). Более того, каждый раз приходилось подсыпать на полку пороха, что сводило функциональность пеппербокса по сравнению с обычными двухствольными пистолетами практически на "нет".
Кремневый замок серьёзно ограничивал возможности пеппербоксов. А вот появление капсюльного замка дало новый толчок этому направлению. В первую очередь проторевольвер (порой пеппербоксы называют и так) с капсюльным замком имел преимущество непрерывной стрельбы.
Классический револьвер, знакомый нам по вестернам, появился в первой половине XIX века. Как известно, знаменитый Сэмюэль Кольт не изобрёл его, а усовершенствовал, добавив устройство автоматического проворота барабана после каждого выстрела. Это изобретение вкупе с поставленным на поток производством револьверов (с 1836 года) обрекло пеппербоксы на смерть, не позволив им даже по-настоящему родиться.
Но, как уже упоминалось ранее, многие фирмы хотели придумать что-то конструктивно новое и усовершенствовать классический "кольт", который, если честно, на тот момент был практически совершенным. Так появились бундельревольверы-пеппербоксы "второго поколения".
Второе поколение
Собственно, первый капсюльный пеппербокс был запатентован одновременно с первым револьвером Кольта - в 1836 году. Создателем его стал массачусетский предприниматель и оружейник Этан Аллен. На тех порах ещё не было понятно, какая концепция завоюет рынок - много вращающихся стволов либо один ствол с вращающимся барабаном. Аллен верил в пеппербоксы и на первых порах почти не ошибался.
Пеппербокс Аллена начал выпускаться в 1837 году и имел успех. Правда, не на легендарном "диком Западе", который в то время ещё только начинали осваивать, а в восточной части страны. Ганфайтеров с бундельревольверами Аллена можно было встретить столь же часто, как вооружённых классическими пушками Кольта. Немалую роль играл грозный, тяжелый, неуклюжий вид этого оружия: многочисленные отверстия стволов пугали гораздо сильнее, нежели одно "жалкое" дуло револьвера.
Пистолеты Аллена, как и современные револьверы, имели капсюльный замок с двойным действием. То есть нажатие на спуск осуществляло и взвод, и поворот блока стволов, и выстрел. Существовало несколько модификаций пеппербокса Аллена - с калибрами от 31-го до 36-го и различным количеством стволов (до шести).
Примерно в одно время с Алленом в Европе был запатентован другой пеппербокс - бельгийский Marriette. Европейцы оказались не столь консервативны, как американцы. Фирма Marriette делала пеппербоксы с количеством стволов от 4 до 24 (!!!). Несколько экземпляров последнего уродца сохранились до наших времён - иногда они всплывают на различных интернет-аукционах и уходят за 15-20 тысяч евро за штуку. Как держать в одной руке 24-ствольную пушку, я представить себе не могу: даже обычный автоматический пистолет заметно тянет к земле.
Кстати, чтобы зарядить пистолет, сделанный по патенту Мариэтта, приходилось вывинчивать отдельно каждый ствол, закладывая в него патрон с казённой части. Алленовские пеппербоксы были проще в использовании: можно было снять одновременно весь блок стволов.
Помимо степени устрашения противника, европейцы уделяли внимание дизайну. И Marriette, и другие европейские пеппербоксы были украшены эффектными узорами, иногда позолочены, а спуск выполнялся в форме кольца, а не крючка. Собственно, подобные Marriette бундельревольверы выпускали все кому не лень, а в коллекциях сохранилось изрядное количество образцов похожих на модель Марриэтта, но плохо поддающихся опознанию.
Английские оружейники предпочитали систему Аллена. Оно и понятно - едва ли англичане позаимствовали бы что-то бельгийское. Аллен, кстати, тоже совершенно не успевал отслеживать копиистов его разработки.
Все бундельревольверы, как и следовало ожидать, отличались высокой скорострельностью для своего времени (естественно, при длительной перезарядке), но при этом низкой точностью боя из-за тугого спускового механизма и плохого баланса и годились для стрельбы лишь на коротких дистанциях. Их применяли в качестве оружия самообороны, в то время как револьверы Кольта и других оружейников огромными партиями закупала, например, армия.
Помимо Аллена и Марриэтта стоит упомянуть ещё нескольких ведущих производителей пеппербоксов первой половины XIX века - это английские фирмы Купера и Тернера, а также американцы Блант и Симс.
К 1870-м годам от пеппербоксов отказались практически все фирмы. Даже фанат собственного изобретения Аллен окончательно перешёл на производство револьверов классической конструкции. Редкие оружейники обращались к схеме пеппербокса разве что с целью достижения максимальной компактности оружия: расположения стволов прямо в барабане позволяло сократить пистолет на длину, собственно, дула. Но и такие случаи оставались единичными.
Сегодня классический револьвер кажется нам логичным и понятным. Как вообще пеппербоксы могли составить ему конкуренцию? Популярность бундельревольверов-перечниц была обусловлена в том числе и наглядной мощью. Шесть, а то и больше, стволов, смотрящих на противника, - это выглядит устрашающе. И не важно, что стреляет из них только один. Ведь психологический аспект в популярности того или иного типа оружия играет немалую роль. По Фрейду пистолет в какой-то мере символизирует мужскую сексуальную агрессивность, соответственно, пеппербокс наглядно демонстрирует многократную (увеличенную в два, шесть или даже 24 раза) сексуальную агрессивность!
Но хватит о психологии, возвратимся к оружию.
Чудовищные уродцы
Впрочем, оружейники не могли остановиться на пеппербоксах и револьверах. Каждый хотел выделиться и произвести нечто новое и ещё более смертоносное. Так в разное время появлялись пистолеты, которые нельзя было отнести ни к какой из категорий вообще.
Например, в 1860 году американский производитель Джонс (Jones Patent) выпустил потрясающей красоты 10-ствольный пистолет 36-го калибра. Стволы располагались не по окружности, а двумя столбцами по пять штук. С двух сторон располагались две "собачки". Каждое новое нажатие на спуск "сощёлкивало" собачку к следующему стволу. Таким образом, пистолет палил поочерёдно в Z-образной последовательности: первый правый ствол - первый левый - второй правый - второй левый - и так далее. Не так давно один из экземпляров пеппербокса Джонса был продан на аукционе за 9000$.
В тех же 1860-х годах во Франции производили 30-зарядный двухствольный револьвер 22-го калибра. Барабан револьвера был двухуровневым и подавал сразу два патрона в верхний и нижний стволы, выстрел производился из обоих стволов одновременно.
Французская фирма Лефоше в середине XIX века выпустила несколько пеппербоксов типа "гармоника". 6 или 10 стволов "гармоники" располагаются в одном горизонтальном ряду, а с каждым выстрелом ряд стволов сдвигается относительно ударного механизма подобно каретке пишущей машинки. Основным недостатком такого оружия была неточность: при стрельбе из боковых стволов было чудовищно сложно удержать пистолет в горизонтальном положении. Существовали и вертикальные "гармоники", например, фирмы Auslands. В таких пистолетов блок из четырёх стволов перемещался по вертикали.
А в Каире, Египет, в музее Abdeen Palace хранится всем револьверам револьвер. Уникальная конструкция на базе обыкновенного "Кольта" оснащена восемью (!) барабанами. Как только один шестизарядный барабан расходуется, стрелок проворачивает специальной рукоятью большое кольцо, сменяя барабан новым - и стрельба продолжается. Конечно, ствол у пистолета один, но классическим револьвером назвать его невозможно. К сожалению, производителя не могут идентифицировать даже сотрудники музея: они склоняются к тому, что это местная кустарная переделка привезенного из США "Кольта".
Помимо того, пеппербоксы активно использовались как "скрытое" оружие - например, в трости или даже в велосипедном руле (да-да, во Франции в 1880 году применялась и такая конструкция)! Дело в том, что схема пеппербокса позволяла "окружить" стволами любую круглую или многогранную трубку, например, основание клинка, и спрятать оружие в любом подходящем футляре.
Сегодня пеппербоксы - это часть истории (хотя и сегодня серийно производятся многоствольные ракетницы, выполненные по тому же принципу). Их можно встретить в кинофильмах, причём чаще всего не вестернах, а в жанровых стилизациях в духе стимпанка и постапокалипсиса. Это легко объяснить эффектным внешним видом подобного оружия. Но скажу честно: если на меня в тёмном переулке направят мариэттовский пеппербокс XIX века, я вряд ли буду восхищаться его великолепным внешним оформлением и кольцеобразным спуском. Потому что оружие всегда остаётся оружием, как бы оно не выглядело.
ВРЕЗКА.
Пеппербоксы в России: Тула
Пеппербоксы по европейскому образцу делали и в России - в основном, частные мастера. В тульском оружейном музее хранится как минимум четыре подобных "пушки", не считая того, что таится в запасниках. Это французский 8-мм четырёхствольник конструкции Казимира Лефоше и несколько русских четырёхстволок первой половины XIX века. Никаких особенностей в этих пистолетах нет: пеппербоксы не были характерны для русской оружейной традиции, редкие образцы были почти точными копиями европейских и американских моделей.
Пеппербоксы в России: "Оса"
Известный современный травматический пистолет ПБ 4-1 МЛ "Оса" также можно отнести к пеппербоксам. Правда, вращающихся деталей у крошечного пистолетика нет, зато ствола целых четыре. "Оса" относится к "огнестрельному бесствольному" семейству оружия - оно разрешено к гражданскому обороту на территории РФ. В "Осе" используется патрон 18x45 с резиновой пулей диаметром 15,3 мм, а капсюль инициализируется не ударом бойка, а электрическим током.
ВРЕЗКА
В русском языке встречаются различные варианты транскрипции слова pepperbox - "пеппербокс", "пепербокс" и даже "пипербокс". Так как единого мнение не существует, мы пришли к выводу, что нужно использовать наиболее близкое к англоязычному оригиналу написание.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Бундельревольвер Мариетта
Страна: Бельгия
Длина: 184 мм
Длина ствoлoв: 71 мм
Масса: 0,7 кг
Калибр: 9,6 мм
Нарезы: нет
Емкость магазина: 6 патронов
Начальная скорость пули: 152 м/с
Многоствольный револьверный пистолет с капсюльным воспламенением конструкции Жюля Мариэтта. В 1839 г. (иногда указывают 1837 год, когда действительно были созданы первые образцы, но патент датируется 1839) бельгиец Ж. Мариэтт патентует так называемый "бундельревольвер".
Это оружие имело блок стволов, у каждого из которых в торце была ввинчена брандтрубка для капсюлей. Каждый ствол имеет четыре прямоугольные выемки в дуле для того, чтобы его можно было легче снять с помощью специального ключа. Стволы прикручены к шпинделю на неподвижной казенной части, доступ к которому обеспечивается с помощью оставленного в центре блока стволов отверстия.
При натяжении спуска, сделанного в виде кольца, блок стволов проворачивался, подставляя капсюль под ударный механизм. Одновременно взводился нижний курок, и при дальнейшем натягивании кольцевого спуска он срывался с боевого взвода, бил по капсюлю, следовал выстрел.
Бундельревольвер Когсвела
Страна: Великобритания
Длина: 193 мм
Длина стволов: 76 мм
Масса: 0,8 кг
Калибр: .476 (12,1 мм)
Нарезы: нет
Емкость барабана: 6 зарядов
Начальная скорость пули: 152 м/с
Этот пеппербокс относится к самым характерным образцам оружия, которое изготавливалось в Лондоне для состоятельных горожан Произведен около 1850-го года известным лондонским оружейным мастером Б. Когсвеллом. Конструкция его достаточно оригинальна, для того, чтобы не спутать его ни с Алленом ни с Мариеттом.
Шесть гладких стволов просверлены в стальном барабане, на боковой поверхности которого имеются выступы. В цилиндре, диаметр которого меньше диаметра связки стволов, просверлены каморы, а капсюли крепятся к ним под углом к оси стволов. Между капсюлями нет перегородок, и это могло стать причиной детонации соседних капсюлей и настоящей очереди неожиданных выстрелов.
Вероятность нечаянной "стрельбы очередями" увеличивалась еще и потому, что в этих пистолетах использовались очень чувствительные капсюли, чтобы компенсировать сравнительно слабый удар курка.
Бундельревольвер Аллена и Сербера.
Страна: США
Длина: 190 мм
Длина стволов: 76 мм
Масса: 0,7 кг
Калибр: .31 (8 мм)
Нарезы: нет
Емкость магазина: 6 зарядов
Начальная скорость пули: 122 м/с
Изготовлен в Ворчестере (Массачусетс) известной американской фирмой "Аллен и Сербер". Данный образец типичен. Это весьма элегантное, компактное оружие хорошего качества. Шесть стволов изготовлены из одного куска стали, с планками между ними. Запатентованной частью оружия является механизм двойного действия с брусковым курком. При нажатии на спуск курок поднимается до тех пор, пока не открывается запирающий его крючок; тогда он опускается вниз и ударяет по капсюлю. Блок стволов вращается с помощью храповика. Доступ к механизму осуществляется путем снятия пластины с левой стороны казенной части.
Капсюли, расположенные под правым углом к стволам, закрыты плотно прилегающей заслонкой; капсюли можно заменить через прорезь справа от носовой части курка. При легком нажатии на спусковой крючок носовая часть курка отодвигается от капсюлей и стволы можно прокрутить по часовой стрелке для перезарядки.