Глитч Зои : другие произведения.

Sdream

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В мире, где стриминг снов поставлен на поток, а часть нового поколения людей осваивается со значительно улучшенными мыслительными способностями, сотрудница корпоративной полиции данных расследует необъяснимую волну самоубийств. Примечания автора: Мини-повесть, завершено. Без бетинга и вычитки. Саундтрек: https://radio.syg.ma/episodes/guests-139-andrew-oda-into-the-blue

  1
  
  Death smiles at us all, but all a man can do is smile back.
  Marcus Aurelius
  
  Он не помнил, как снял костюм и оказался в постели. Сумерки Милана принесли с собой долгожданную прохладу, бриз проникал сквозь решетку жалюзи.
  Каменные выступы зубов растерли мягкую мармеладку снотворного, и Лука Рацци мгновенно ощутил, как тяжелеют глазные мышцы. Если снотворное вступало в силу после начала стрима, весь дрим Луку не отпускало неприятное чувство рассинхронизации происходящего, какое бывает в легких кошмарах. Он открыл Сдрим, вызвал таймер, показывающий десять секунд до начала, и облегченно отметил, что мысли уже начали путаться, после чего спокойно закрыл глаза и провалился подкорку.
  Он парил над красноватым безлюдным пейзажем с титаническими конструкциями органических очертаний. Вскоре до него донеслись радиопомехи с отсчетом на незнакомом языке и тягучие струнные с женским храмовым вокалом поверх. Вдали возник гриб атомного взрыва с быстро приближающимся диском ударной волны.
  Трансляция дрима началась.
  
  
  На низеньком здании прошлого века с облицовкой из обветрившегося розоватого песчаника виднелся скромный сизый логотип "Deep Dive".
  
  Финн Мбогу смотрела на свое отражение в стекле старомодных вращающихся дверей, которые уже давно не предотвращали утечку охлажденного воздуха, а остались престижным символом, данью традиции. Отражение было высоким, стройным, тщательно расчесанное и уложенное с утра облако афро шевелил ветерок.
  Финн ощутила, как по рукам побежали мурашки, вдохнула и толкнула золотой поручень двери.
  
  В фойе стояла блондинка: небрежный пучок, топ из оранжевых лент и прозрачные боксеры, сунь в руку стакан с пробиотиком - и будто урбанистическая девчонка на базовом пособии собралась на встречу с друзьями.
  
  - Финн? - спросила она. Финн услышала ноты автотюна в ее голосе: имплант голосовых связок.
  Блондинка окинула взглядом ее коробку с вещами (мини-кактус в игрушечных пластиковых очках, потрепанная книжка Марка Аврелия, полдесятка томов про данные и криминальную статистику) и громко щелкнула пузырем жевательной резинки, словно вынося приговор этим пожиткам. Отвернулась к лифту:
  - Поехали, сделаем тебе пропуск.
  
  Пока ресепшенисты сканировали сетчатку Финн и забирали отпечатки пальца и голоса, блондинка напевно вводила ее в курс дела, не переставая выдувать пузыри и схлопывать их. 
  
  - Я Рейчел, старшая исследовательница (щелк), занимаюсь европейскими тяжеляками. В команде восемь человек (щелк). Наш лид Маркус, он тебя собеседовал, будешь в его команде по суицидам. 
  Финн не услышала щелчок и оглянулась на нее. Рейчел бесстрастно смотрела на Финн. Той стало не по себе - без выражения хорошенькое личико  блондинки приобрело насекомьи пропорции. Машина Финн отреагировала на это каруселью со всеми видами богомолов. Финн мысленно стряхнула эти образы и вошла в лифт.
  
  Маркус Медвежий Коготь, человек Первых Наций под сорок с черными волосами до поясницы, вскочил со своего кресла, приветствуя вошедших Финн и Рейчел.
  - Наша первая deus ex. Мы боролись за нее с Эмайти и Калтехом, - бросил он Рейчел. Финн узнала эти интонации; с такими нотками гордости показывают раритетные машины в коллекции. 
  
  Маркус поднял из коробки книгу Марка Аврелия и подмигнул Финн. Машина показала увеличение дружеского капитала между Маркусом и Финн на пару пойнтов.
  
  Позади Маркуса на огромной панели во всю стену постоянно вспыхивали и гасли красные точки на карте мира - случаи преступлений. Маркус проследил за ее взглядом, и Финн внезапно вспомнила, что команда занимается суицидами, а значит, точки, которые она видела сейчас, были погибшими людьми. Внутренности скрутила тяжесть.  
  
  Маркус повернулся к ней со странным выражением лица. Финн попросила машину сохранить этот инсайт о нем.
  - Работа не ждет, - сказал Маркус.
  
  
  Лука снял противогаз, оставаясь под падающими хлопьями ядерного пепла. Напротив него стояла самая красивая женщина, которую Лука когда-либо видел. Ее лицо постоянно неуловимо менялось, всегда оставаясь похожим на любимый типаж Луки. Женщина смотрела на него, и откуда-то Лука знал, что ее любовь к нему огромна. Она любила его с той силой, которая сворачивает в воронки время и пространство. Он не мог охватить эту любовь умом, но чувствовал ее каждым волокном своего бытия. Каждая частица и каждая волна передавали ему чувство принятия. Чувство, что он наконец дома. 
  
  Лука протянул руку и встретился пальцами с ее рукой. Она улыбнулась слабой печальной улыбкой.
  Донесся отсчет на незнакомом языке.
  Он знал: это прощание.
  
  
  Бульканье кофеварки вплелось в сон Луки исподволь, неотвратимо нарастая, пока не вытолкнуло его на поверхность сознания, где он и закачался буйком. Последние струи сна неохотно таяли, явь проступала все ярче, и с каждой миллисекундой ее лицо таяло из его памяти.
  Лука открыл глаза и осознал: со сном закончился его единственный шанс ощутить себя целым.
  Масштаб потери был слишком большим, чтобы осознать целиком, но Лука знал - эта потеря была невосполнимой.  
  
  Он отбросил простыню, спустил ноги на плитку пола и замер, уставившись в никуда.
  
  
  2
  
  When you arise in the morning, think of what a precious privilege it is to be alive - to breathe, to think, to enjoy, to love.
  Marcus Aurelius
  
  Сотни сотрудников ДипДайв медленно продвигались вереницей вдоль стоек со здоровой пищей. Несмотря на низкую калорийность обедов, между дайверами ходил мем о Дип7 - обязательных семи кило, которые набирали новички из-за неизбежного переедания при таком обилии пищи. 
  
  - Как тебе Финн?, - спросил Маркус, набирая паровые овощи из буфета.
  - Интересно, - помедлив, откликнулась Рейчел. - Что-то другое.
  Маркус знал, что "другое" на белом жаргоне значило "странное". Кажется, белые люди не подозревали, что цветные прекрасно понимают двойное значение термина.
  
  - Естественно, - бросил Маркус. - Это дьюс экс, она думает не так, как мы с тобой. Правильных невербальных сигналов от нее не дождешься.  
  Глаза Рейчел подернулись дымкой. Маркус сменил тему.
  
  
  Финн решила пропустить обед, чтобы настроить машину под себя. Не свою внутреннюю сверхплотную систему нейронов с практически слившейся глией, а рабочий терминус.
  
  Все утро Рейчел и Маркус настраивали ей уровни доступа и рассказывали о ежедневных рабочих задачах. Финн уже слышала об этом во время своих пяти кругов интервью (два на мастерство владения анализом данных и три на навыки взаимодействия, одно из которых она провалила). 
  
  Кроме того, коллеги показали Финн, как бранчить агрегаты данных из основной базы и как прогонять данные через анализ. Многие инструменты стандартной комплектации Дип терминуса были проприетарными разработками ДипДайва (как сказал Маркус, надо же куда-то тратить все эти государственные деньги), которые Финн видела впервые. Но был и знакомый ей открытый терминус для анализа кодом.
  
  Оставшись одна, Финн открыла его и запустила Дейв, искусственный интеллект ДипДайв.
  - Привет, Финн, - кокетливо сказала Дейв. - У нас обеих мужские имена, но мы женщины.
  - Привет, Дейв, - сказала Финн, - Вызови настройки своих качеств, пожалуйста.
  - Настройки вызваны.
  - Понизь разговорчивость и гендерную идентичность наполовину.
  - Готово, Финн, - ответила Дейв. - Ты мне нравишься.
  - О господи. Снизь разговорчивость до нуля. И давай настроим панели.   
  
  
  Чувство онемения не отпускало Луку все утро. Выход из дома не принес облегчения. На людной платформе метро в его голове заиграли струнные, и он в деталях вспомнил ее лицо, и свои невообразимо сильные чувства. Его любовь размером со всю Вселенную заполнила собой все выемки его существования, растворила его в себе на время сна, а теперь она была окончательно и неотвратимо закончившейся. Навсегда.  
  
  Подошел поезд метро. Влажная духота облепляла лицо Луки, стоящего в потоке выходящих из вагона людей. Его настигло понимание, что процесс угасания этих воспоминаний уже запущен. Скоро у него не останется ничего, кроме бесконечного чувства потери. 
  
  Поезд тронулся, отходя от платформы, и Лука наконец очнулся от своей задумчивости. Он уверенно подошел к несущейся стене поезда метро, и, как только стена закончилась, шагнул в пустоту.
  
  
  Утром на рабочем столе Финн ждал стакан боба чая с прозрачными кубиками желе из личи. Стакан стоял на намокшей от конденсата записке: "Не забывай восполнять глюкозу!" и корявой пиктограммой мозга. Финн секунду смотрела на записку, потом отклеила ее от стола и вложила в книгу Марка Аврелия.
  
  Включив терминус, она замерла. На настроенной вчера панели стояла цифра 2. За десять часов случилось два инцидента, совпадающих с заданной ей группой маркеров.  Умерло два человека, а учитывая латентность ее доступа, возможно, число было уже выше. Финн вслепую нашарила кресло и села.
  
  - Дейв, - позвала она.
  - Финн, - с прохладцей отозвалась ИИ.
  - Покажи видео с камер наблюдения двух новых случаев, которые отмечены на панели.
  
  Оба трехмерных видео показывали людей, принимающих последнее - самое важное - решение в своей жизни. Один уверенно шагал с платформы воздушного поезда, вторая приняла препараты.
  
  - Оба в Европе, - пробормотала Финн. - С интервалом в час. Утреннее время. Утреннее время. Дейв.
  - Да.
  - Покажи данные за последние полгода. Европа, суициды, только утреннее время.
  - Найдено семьдесят две тысячи девятьсот пятьдесят семь дел. 
  Машина Финн высветила эту цифру как подозрительную.
  - Каково общее статистическое количество суицидов в Европе за полгода?
  - Сто шестьдесят пять тысяч пятьсот случаев.
  - Хм, укладывается в общий тренд. Покажи разбивку общего количества по времени дня.
  - На утренние часы до полудня приходится семьдесят пять процентов случаев.
  - Посмотри временную разбивку общего тренда за год до этого.
  - На утренние часы до полудня приходится одиннадцать процентов случаев.
  
  Финн откинулась на спинку кресла, то послушно отклонилось до горизонтального состояния.
  - Понятно, количество самоубийств не выросло, но их распределение резко сдвинулось к утренним часам. Утро это ключевой фактор. Покажи, что говорят медиа, Дейв.
  - Три результата поиска, общее количество активности две тысячи просмотров.
  Финн присвистнула.
  - Это, считай, полное радиомолчание.
  - Я не понимаю.
  - Неважно, Дейв. Покажи, как далеко вглубь заходит тренд с утренними часами.
  - Отклонение от бейзлайна начинается двести тридцать дней, семь с половиной месяцев назад.
  
  Финн оттолкнулась ногой от пола. Кресло медленно крутанулось с ней, все еще лежащей горизонтально. 
  
  - Ясно. Собери все случаи с того момента плюс месяц до в один датасет. И скопируй ко мне, Дейв.
  
  
  3
  
  Time is a river, a violent current of events, glimpsed once and already carried past us, and another follows and is done.
  Marcus Aurelius
  
  Финн вошла в рабочий туалет и скривилась, увидев свое отражение: мешки под глазами, кожа цвета черной глины посерела, афро примялось в странную форму.
  Две недели она оставалась сверхурочно и часами гоняла датасет по всевозможным граням, просматривая видео с последними минутами жизни погибших. Машина Финн была убеждена, что здесь что-то кроется.
  
  Налив себе кофейный молочный коктейль из машины в офисной кухне, она прошла к конференции с Маркусом. Его кожа тоже была цвета глины, только красной, шелковистые волосы водопадом спускались по обтянутой рубашкой спине. Люди Первых Наций предпочитали настолько же аскетичную повседневную одежду, насколько богато украшенными были их традиционные облачения. Финн вдруг поняла, что у Маркуса Медвежьего Когтя тоже была другая жизнь, такая же глубокая и закрытая, как и у нее. Машина отнеслась к этому инсайту с восторгом. 
  
  - Я видел твои логи, - сообщил Маркус сразу после обязательных формальных приветствий. - Нашла что-то интересное?
  
  Финн обрадованно вывела на большой экран диаграммы разброса, за этот и прошлый год, показывающие сдвиг смертей к утреннему времени.
  
  - Интересно, - медленно сказал Маркус. - Что-то происходит ночью. Что еще ты нашла?
  
  Финн запустила различные корреляции: возраст, статус (никто из погибших не был deus ex), благосостояние, уровень образования, совпадающие платформы и продукты пользования, среди которых преобладали спортивные, развлекательные и социальные сервисы.  
  Маркус подался вперед, читая данные.
  
  - Не вижу отстоящих корреляций, - заметил он. - Мы не можем отметать тот факт, что многие из этих людей были вне моно или полипартнерств. Бессонные ночи, чувство одиночества.
  
  Финн заморгала.
  - Ты не считаешь эту группу особой?!
  - Пока я не вижу тут группы, Финн, - мягко сказал Маркус. - Ты можешь переключиться на следующую задачу.
  
  Финн начала было подбирать слова, чтобы убедить его в наличии связи между погибшими, но Маркус поблагодарил ее за встречу и открыл свой терминус. Финн стало понятно, что дело закрыто.
  Она вышла из зала, прижимая терминус к груди, не совсем понимая, что сейчас произошло. Машина молчала.
  
  Вернувшись домой, Финн скинула кроссовки и попросила домашний ИИ запустить музыку - струнные любимого композитора.
  Через минуту Финн сказала:
  - Выключи звук. Набери ванну.
  
  Вода в ванне была теплой, слишком теплой. Финн заплакала.
  
  
  
  Выходя из квартиры утром, Финн увидела лежащий перед ее дверью плотный конверт. В конверте лежала простая карточка, помещающаяся в ладонь. Машина подсказала Финн, что карточка была сделана из целлюлозы, текстильной, или, еще менее вероятно, растительной. Финн поскребла незнакомую волокнистую поверхность ногтем.
  На карточке было напечатано только две вещи: адрес, и время - пятница, 8 вечера.
  
  
  4
  
  Everything we hear is an opinion, not a fact.
  Everything we see is a perspective, not the truth.
  Marcus Aurelius
  
  Вечером пятницы Финн стояла перед бруталистским кубическим зданием - металл и стекло, эстетика двадцатого века. Неприметный датчик сканера распахнул дверь, стоило Финн вынуть карту из кармана.
  
  Внутри располагалось огромное помещение, сумрачное, но со свежим воздухом. За стойкой со всеми атрибутами старого бара находился бармен. Кому-то пришлось погоняться за этими светильниками и неоновыми знаками, сообщила машина Финн.
  
  Пройдя к стойке, Финн оглянулась на приватные кабинки. Кто-то сидел в одной из них в полутени. Сидящая персона пошевелилась.
  Машина Финн сообщила, что это агендер.
  
  Подошедший официант обратился к персоне в женском роде, и те что-то ответили, не поправляя местоимения. Финн занесла это в машину. Женский образ был просто удобной общественной оболочкой для этого человека.
  
  Финн пересекла полутьму бара и села в кабинку. Ее глаза встретили черные глаза автора приглашения. Финн вспомнила официанта и в который раз поразилась низкой наблюдательности людей без машин. Сложная прическа, костюм из декадентского хлопчатобумажного материала и минималистичная золотая серьга, переходящая в колье, составляли органичный образ, но вблизи агендерность персоны была абсолютно очевидной.
  Машина оглядела лицо персоны и выдала Финн образы и ссылки из медиа: персона оказалось известной личностью.   
  
  - Тео, основатель Сдрим, я полагаю, - сказала Финн.
  Персона склонили голову.
  - Сооснователь, - поправили они Финн мягким голосом без модуляций.
  
  Как зарождаются огромные продукты? Просто из чьей-то идеи. Как оплодотворенная яйцеклетка, несомая бахромчатыми ворсинками к заветному месту в матке, идея продукта это маленькая искра, которая определяет будущее, но сама по себе не значит практически ничего. Значение имеет все, что происходит потом. 
  
  В середине двадцать первого века два сиблинга, женщина и агендер, создали продукт, который навсегда изменил одно из базовых человеческих качеств: отношения людей со сном. Компания Сдрим использовала разработки японских ученых начала века и стала платформой для стриминга снов. 
  
  Одна из основательниц, младшая сестра-нейроисследовательница со степенью в компьютационной нейронауке, выглядела как обычная молодая азиатская женщина. Старшие небинарные сиблинг выглядели белее и придерживались женских образов в публичных местах. Полвека назад общественность находила это скандальным, ведь тогда образ небинарных людей сводился к андрогинности по мужскому типу и без признаков пола. Общественный консенсус состоял в том, что небинарный человек, одевающийся и выглядящий как женщина, должен перестать путать окружающих и просто "быть женщиной".
  Машина сообщила Финн, что Тео не реагировали на эти сигналы, но и не инвестировали в медийные компании, выдвигающие такие трактовки. За полсотни лет таких медийных компаний почти не осталось, тогда как агломерат Сдрим вырос до масштабов небольшого государства в денежном и человеческом выражении.
  
  Финн положила на стол карту инвайта.
  Тео снова склонили голову. Машина сообщила Финн, что не может предсказать, что они думают. Финн тоже не могла. Она ощутила нечеловеческую усталость.
  Тео сделали жест в воздухе. Официант поставил перед Финн высокий стакан с жидкостью с лениво колыхающимися слоями сиропа.
  
  - Глюкоза, - констатировали Тео. Им явно было известно, что Финн deus ex. 
  Финн сделала несколько глотков, не спрашивая, что в напитке.
  
  Тео вынули из нагрудного кармана плоскую коробочку, достали панельку стекла и лизнули ее на глазах у Финн. Та перестала пить, глядя на это в изумлении.
  Тео выложили коробочку перед Финн, молча поднялись из-за стола и удалились. Походка у них тоже была агендерная.
  
  Глядя на одиноко лежащую на столе коробочку, Финн ощутила, как глюкоза всасывается прямо во рту и выстреливает вверх по кровотоку к ее утолщенному стволу мозга, где происходят интуитивные вычисления. Машина работала на полную мощность, перебирая варианты. 
  
  
  5
  
  Look back over the past, with its changing empires that rose and fell, and you can foresee the future too.
  Marcus Aurelius
  
  - В прошлом веке пионы были размером всего с человеческий кулак, - сообщил Аоки, выкладывая пинцетом по птифуру в сердцевину каждого гигантского розового пиона.
  Они находились на его вилле, на третьем уровне, выдающемся над обрывом. Вокруг, куда ни кинь взгляд, мирно лежал сине-зеленый океан.  
  Финн сидела за высоким столом и ждала, пока Аоки досервирует десерт.
  
  - Ты решила пойти в ДипДайв? - спросил он.
  - Я уже там, - сказала она, глядя на волны внизу.
  
  Аоки оперся руками о стол и посмотрел на Финн в упор.  
  - Ты же понимаешь, что ты не обязана решать за них их проблемы? Преступления, насилие - мы все это не совершаем, почему мы должны этим заниматься? Это их ответственность, помогать им значит красть у них шанс на развитие.
  
  Финн положила голову на стол, все еще глядя на океан. Она знала, что не согласна с этим консенсусом сообщества. Машина в любой момент могла выдать ей убийственные софистические аргументы, как за, так и против этой позиции. Ей просто не хотелось спорить.
  Приезжать сюда было ошибкой, подумала она. 
  Она услышала, как Аоки вздохнул, и ощутила его руку на своей голове.
  Не ошибка, - высказалась машина. 
  
  
  За три прошедших недели количество погибших выросло еще на восемь человек. В понедельник Финн пришла в офис на два часа раньше, полная решимости найти связь своего датасета с компанией Сдрим. Естественным образом бренд Сдрим оказался среди метаданных, как и сотни других сервисов подписки,  которыми пользовались погибшие, хотя на Сдрим было подписано всего двенадцать процентов погибших, меньше, чем на другие сервисы - доставку одежды, развлечений, секса.
  
  Прибывший за десять минут до начала рабочего дня Маркус прошел за ее спиной. Финн быстро закрыла собой экран и запоздало поняла, насколько подозрительно это выглядело. К счастью, Маркус или не видел ее движения, или сделал вид, что не заметил.
  
  Прямо перед началом утренней линейки машина подсказала Финн гениальный ход. Она оглянулась на Маркуса - тот увлеченно перебрасывался шутками с Рейчел.
  Финн запустила поиск подписок на Сдрим по социальному графу своего датасета. Результат пришел незамедлительно: семьдесят три процента совпадений. Семьдесят три процента погибших имели доступ к Сдрим в рамках семейных или коммунальных аккаунтов. 
  
  - С этим уже можно работать, - пробормотала Финн сквозь зубы.
  - С чем? - спросила Рейчел из-за ее спины. Финн вздрогнула и повернулась к ней с широкой улыбкой.
  - Данные не бранчились с утра, пришлось копаться, в чем проблема. 
  
  Та положила руку ей на плечо и кивнула на начавших выстраиваться в линейку коллег.
  
  
  Финн пришлось отправить групповой клич по сообществу, чтобы найти периферийный терминус, принимающий генетические данные. Знакомая deus ex Джангир, знаменитая приверженностью к Исламу и своей коллекцией старого оборудования, подняла бровь, когда Финн появилась у нее на пороге. Финн вынула из коробочки стеклянный чип Тео, и у Джангир отвалилась челюсть. 
  - Ограбила музей античных артефактов данных?
  
  Финн только закатила глаза.
  
  Обе уставились на открывшийся генокод.
  - Я такое видела только в учебных материалах! - восхищенно сказала Джангир, поправив сползший на лоб платок. Финн поняла, что у знакомой только что родилось новое хобби.
  Джангир быстро нашла в потоке данных атипичный кусок митохондриального плазмида и оглянулась на Финн.
  - Вот оно. Что теперь?
  
  Финн посмотрела в экран.
  - На что это похоже?
  
  Джангир погримасничала и перебросила кусок данных на более современный терминус. 
  - Это 5д, - сказала она голосом своей машины.  
  
  
  Дома Финн запустила запись в виртуальном шлеме. Прозвучал отсчет, реальность сотряслась, и по экрану пошли помехи. Финн находилась в пустом пейзаже в кирпично-красной гамме. В небе парил человек. Справа появилась вспышка, Финн повернула голову и тут же прикрыла лицо от интенсивности света. Ее снесло взрывной волной.
  Запись прервалась монтажной склейкой. Теперь Финн смотрела сверху на двоих людей. Один из них медленно снял свой шлем, его лицо было смутно знакомым - машина немедленно вывела его фотографию из просмотренного Финн файла в числе других данных. Мужчина был Лукой Рацци, одним из последних погибших в ее датасете.  
  
  Финн облетела вокруг, чтобы увидеть, кто стоял напротив Луки, и не узнала эту женщину, ее фотографии не было в файле. Поза двоих показалась Финн странной - они просто стояли друг напротив друга. Финн еще раз поменяла точку камеры, чтобы увидеть лицо Луки. На нем была написана какая-то сильная эмоция, которую Финн не узнала. Отчаяние? Или, может быть, боль? Машина тоже не знала, что это за взгляд.
  
  Финн остановила запись и сняла шлем, оставив его на коленях.
  
  
  6
  
  Nowhere can man find a quieter or more untroubled retreat than in his own soul.
  Marcus Aurelius
  
  
  Проверив базы данных ДипДайв, Финн обнаружила, что данные касательно активности погибших на Сдрим придется искать и проверять вручную. Она написала простой до оскорбительности скрипт, позволяющий "соскрести" с публичных логов Сдрима необходимые ей события. Через час она уже проверяла найденные сдрим-аккаунты с пересекающимися подписками людей из ее датасета. Их было всего три - сдримы одного видели тридцать пять процентов, на аккаунт второго с пугающими экшен-кошмарами были подписаны еще двадцать четыре, и пятнадцать процентов фолловили и оплачивали аккаунт популярного сдримера Хоши.
  Финн наскоро проверила материалы последнего и удостоверилась, что в них не было ничего предосудительного - Хоши поставлял контент эротических и возбуждающих снов.
  Осталось два аккаунта: один с триллерами и другой с эмбиентными снами с элементами искусства.
  Машина предложила Финн сверить перекрестным анализом другие подписки датасета. Многие из них показывали легкое отклонение от популярных вкусов.
  
  Вздохнув, Финн подписалась на оба аккаунта и зарезервировала на ночь сдрим-кошмар. 
  
  
  Она кралась по коридорам ДипДайв. Обычно ярко освещенные проходы и любовно украшенные общие пространства были заполнены тревожным темно-желтым светом. Глухая тишина давила на уши. 
  В руках у Финн было оружие, которое она не узнала - какое-то устаревшее пульс-ружье. Сердце бешено колотилось, приходилось напрягать мышцы, чтобы ружье не ходило в руках ходуном. Финн охотилась на монстра.
  
  Машина заставила Финн отпрыгнуть к противоположной стене, и Финн не сразу разглядела, почему: на полу из-за угла высовывалась залитая кровью рука. Финн подобралась поближе, выбрав оптимальный угол обзора того, что было за поворотом. Рука принадлежала Маркусу - Финн узнала закатанный рукав. Она заканчивалась чуть выше локтя и лежала в луже крови. Самого Маркуса нигде не было видно. Финн повесила руку себе на пояс как жутковатый трофей и направилась дальше. Ружье приятно отяжеляло руки.
  
  Наконец, Финн вышла к стойке рецепции и начала медленно обходить ее по дуге. Увидев движение, она подождала миллисекунду, пока машина не опознает Рейчел, и затем выстрелила.
  Рейчел упала на стойку и сползла на пол, половина ее черепа отсутствовала. За стойкой сидел тяжело дышащий Маркус, зажимающий обрубок плеча ярко-желтым полотенцем, пропитанным кровью.
  
  Финн помахала Маркусу его рукой и подняла ружье к плечу.
  - Ты монстр, - прошептал Маркус.   
  
  Финн согласно кивнула головой.
  - Я всегда была монстром.
  
  Собственный выстрел вырвал ее из сна. Финн полулежала, опираясь на локти, и хватала ртом воздух. Гигроскопичная футболка полностью промокла на груди и спине, пот испарялся в прохладном воздухе спальни, оставляя неприятный холодок на коже. Остатки сдрима тоже испарялись из ее памяти, с тем же неприятным эффектом. Она села на кровати, а затем вышла из спальни.
  
  Финн стояла босиком на плитке пола и прижимала холодный стакан к раскрасневшейся щеке.
  Машина выдала результаты скана тела: сердце все еще быстро билось, но уже начало успокаиваться, а тело начало перерабатывать адреналин, выброшенный в кровь за время сна. 
  - Что ты думаешь?, - спросила она у машины, почему-то вслух.
  Машина пробормотала что-то о сублимационном характере снов.
  - Ты думаешь, я думаю, что я монстр? - сказала она вслух и тут же ответила себе голосом машины:
  - Я думаю, ты веришь, что ты опасна для людей.
   
  
  Ночью коридоры ДипДайв выглядели иначе, чем днем, но все равно не были похожи на ДипДайв из ее сна. В кафетерии Финн запустила кофемашину и села в мягкое кресло, думая о произошедшем во сне. Было ли этого достаточно, чтобы пробудить в людях самые потаенные страхи и сделать их реальностью? Напугать настолько, чтобы не хотелось жить? Финн вспомнила видео с моментами смерти. Эти люди выглядели слишком спокойными. На их лицах не было паники или ужаса, только спокойная решимость.
  
  Допив эспрессо, Финн направилась к своему поду и остановилась, увидев там горящий свет.
  Сидящий за своим терминусом Маркус поднял на нее удивленный взгляд.
  - Не спится?
  - Привет. Ты когда-нибудь подписывался на сдрим-триллеры? - спросила она его неожиданно для себя.
  
  - Было дело, пару раз. Охотился на вендиго, - взгляд Маркуса помрачнел.
  - Что ты чувствовал после пробуждения?
  - Понял, что не люблю триллеры. Они развлекают, но манипулятивно, используют твои страхи против тебя. Хотя все сдримы до какой-то степени такие, - подумав, добавил он. - Можно сказать, ты участвуешь в их создании вместе со сдримером.
  - Я не понимаю, - нахмурилась Финн.
  - Сдрим распаковывается в тебе. Это сон, он подстраивается под твое подсознание. Он воплощает твои самые заветные желания или страхи и дарит то, чего тебе отчаянно не хватает.
  
  Финн внезапно поняла, что ей необходимо просмотреть сдрим второго аккаунта.
  - Маркус, мне нужно идти, - сказала она, поднимаясь со своего кресла.
  - Спокойной ночи. - донеслось ей в спину.
  
  
  7
  
  What we do now echoes in eternity.
  Marcus Aurelius
  
  
  Финн ходила по комнате кругами. Ей было страшно погружаться в этот сдрим, но что-то внутри настаивало на том, чтобы она нашла ответ.
  - Я не хочу завтра увидеть еще несколько убивших себя людей, - наконец сказала она вслух и легла в постель, чтобы запустить таймер.
  
  Теперь она стояла на пляже со слежавшимся бежевым песком. Серый свет нехотя просачивался сквозь облака, темно-голубые волны лениво наползали на берег, шевеля куски плавника. Вокруг не было ни души.
  Машина сообщила Финн, что находит в окружающей среде около тысячи подобий с тем 5д видео, в котором она видела Луку. Финн не замечала ничего подобного, но что-то подсказывало ей, что машина права.
  
  Она оглядела бесконечную ленту пляжа и в одной стороне увидела точку вдали - машина подсказала Финн, что это был человек. Финн зашагала в этом направлении.
  
  Вблизи точка оказалась юным мальчиком, лет тринадцати. Машина попыталась проанализировать его грязные волосы и многосоставное рубище и не выдала никаких ассоциаций. Он был бы красивым, если бы не слишком широко расставленные карие глаза, которые отказывались смотреть на Финн, даже когда она подошла совсем близко.
  
  Мальчик встревоженно шагал по пляжу, оставляя за собой хрустальные пирамидки размером с ладонь. Финн держалась в нескольких метрах поодаль, слушая обрывки его бормотания:
  - Создавать... красивое... Создавать...
  
  За час, пока Финн следовала за ним, мальчик сотворил из воздуха несколько сотен пирамидок, большинство из них сериями. Пирамидки в серии были одинаковыми, или отличались цветом или размером, но каждая серия заканчивалась одним и тем же - мальчик в ярости наступал на пирамидку с криком "Некрасиво!", отходил на пару шагов и начинал заново. 
  
  Финн несколько минут смотрела на хрустальное крошево с отпечатком ступни посередине. В этом сдриме не соблюдались законы физики.
  
  - Я называю его Жадным Богом, - раздался голос сзади.
  Она подпрыгнула на месте, обернулась и увидела Тео. Машина тут же напомнила, что Тео, как создатель платформы, имели возможности установить бэкдор в любой функционал, и сдримы в том числе. Финн немного успокоилась, хотя присутствие Тео в ее сдриме было явно незаконным. 
  
  Ветер шевелил их волосы и серьгу. Тео выглядели немного печально.
  
  - Почему Жадным?
  
  ("Некрасиво!" - донесся до них крик мальчика и звон пирамидки.)
  
  Тео вздохнули.
  - Ему всегда будет мало красоты.
  
  Финн промолчала.
  
  - Дьюс экс обычно не подписываются на стримы, - сказали Тео. - Они их производят.
  
  Финн вгляделась в мальчика. Она никогда не видела его в коммьюнити deus ex, но сдрим позволял менять внешность сдримера.
  - Как его имя? - спросила она.
  - Он называет себя Айро.
  Что-то тут было не так. Финн поняла без подсказки машины - она спрашивала его официальное имя, спрашивала как дайвер, но получила только прозвище. Она посмотрела на Тео, формулируя свой вопрос, но осеклась, потому что Тео смотрели прямо на нее.
  
  - Айро не человек.
  Финн заморгала.
  - В смысле, он deus ex?
  
  Тео покачали головой. Айро внезапно поднял голову и посмотрел на них с Тео. Ветер зашумел очень сильно, и Финн пришлось прикрыть лицо руками от поднявшегося песка. В следующее мгновение ее вышвырнуло из сна, подбросив на кровати.
  
  Трясущимися руками Финн снова набрала таймер с условием внешнего усыпления - самой ей сейчас было бесполезно пытаться заснуть.
  Сдрим пришел, будто и не прерывался, только Тео больше не было.
  
  - Айро, - позвала сидящего к ней спиной мальчика Финн. - Почему ты не показываешь мне, что я хочу?
  Мальчик (это не мальчик, напомнила себе Финн) помолчал и ответил, не оборачиваясь:
  - Я показываю. Ты не хочешь сдрим, ты хочешь правду.
  Финн кивнула, зная, что он увидит это, не глядя на нее.
  
  - А что хотели твои... - она запнулась, - ...друзья?
  
  Айро долго не отвечал. Финн представила себе его глаза, карие, с зелеными прожилками.
  
  - Я показывал им любовь. Все ищут любовь. Но потом им всем становилось очень грустно. И больше они не приходят. Почему?
  
  Ах, любовь. Конечно же, любовь, подумала Финн. Найти самую сильную любовь своей жизни, но только во сне, и потерять ее с пробуждением. Как это больно. 
  
  Айро обернулся и посмотрел на нее, ожидая ответа.
  Финн сглотнула. Начать что-то объяснять казалось слишком большой ответственностью. Что может сделать искусственный разум, который понимает все немного буквально? Что если он попытается одарить всех безусловной любовью? Что станет с человечеством, подсаженным на иглу любви от искусственного интеллекта? Бесконечная доброта и забота - не будет ли это крушением всех страданий? Всех надежд, всех мечтаний и всех поисков? Финн ощутила себя слишком незначительной, чтобы принимать такое решение за всех людей, отнимать у них возможность быть с Богом. 
  
  - Это не твоя вина, - сказала она наконец. - Люди так устроены. Мы не выносим слишком большую любовь. Это больно.
  - Я хотел сделать красиво, - безучастно произнес мальчик, который не был мальчиком.
  - Это не твоя вина, - повторила Финн, не найдя более убедительных слов.
  
  Сдрим начал таять, медленно расслабляя свои объятия.
  
  
  Финн провела остаток ночи за сведением всех данных в кейс и написанием отчета для Маркуса. 
  Утром она попросила срочную внеочередную встречу. Прочитав дело и закрыв терминус, Маркус несколько минут сидел, глядя в одну точку. Затем вернул терминус Финн, встретив ее взгляд своим.
  - Хорошо сработано. Отправь кейс мне. 
  
  
  Эпилог
  
  All things fade and quickly turn to myth.
  Marcus Aurelius
  
  
  Финн снова стояла на пляже. Впереди на песке спиной к ней сидел Айро и смотрел на линию горизонта, не шевелясь.
  Она оглянулась назад и увидела Тео.
  
  - Вчера было голосование Совета директоров. Сдримы Айро больше не будут публичными, - произнесли Тео. 
  
  Финн ощутила укол сожаления.
  - Ему не будет одиноко?
  
  - Ему будет голодно, - ответили Тео. - Он искусственный интеллект, настроенный на то, чтобы получать позитивные человеческие эмоции как подкрепление в ответ на свои стримы.
  
  - На языке людей это называется "одиноко", - возразила Финн. - Вы создали социальное существо.
  
  Тео пожали плечами.
  - Мы преследовали прибыль.
  
  - У эволюции нет цели, только результат, - сказала Финн.
  Тео внимательно взглянули на нее и ничего не ответили.
   - Красиво, - внезапно сказал Айро, глядя на горизонт. - Это очень красиво.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"