Глущенко Александр Григорьевич : другие произведения.

О памяти и памятниках

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    «...не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе...» Э. Хемингуэй

Александр ГЛУЩЕНКО

О  ПАМЯТИ  И  ПАМЯТНИКАХ

Из цикла «Перелицованная история»




От автора

        В основу излагаемого материала положена написанная мною в ноябре 1994 года статья «О памяти и памятниках», опубликованная в газете «Магаданская правда» и позже перепечатанная газетами «Советская Россия» и «Московская правда». Почти год спустя в продолжение темы в «Магаданской правде» появилась моя статья «Почто страдаем у "Треугольника страданий"?» Но и по прошествии нескольких лет тема «сталинских репрессий» не сходит со страниц «демократических» СМИ, а стало быть, по-прежнему требует дальнейшей контраргументации.



       «Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет её!
        ...Как бы ни развивались события, пройдёт время, и взоры новых поколений будут обращены к делам и победам нашего социалистического отечества. Год за годом будут приходить новые поколения. Они вновь поднимут знамя своих отцов и дедов и отдадут нам должное сполна. Свое будущее они будут строить на нашем прошлом... »


И. В. Сталин

       «Я помню всё, я был не пьяный...»

В. С. Высоцкий

Личное дело заключённого. Дальстрой.


        Старые колымчане до сих пор с содроганием вспоминают всплеск преступлений, связанный с большой амнистией 53-го года, когда с чьей-то нелёгкой руки среди амнистированных уголовников вошло в моду выражение: «Дедушка Ворошилов в отпуск отпустил». И по сей день исторические оценки этой амнистии носят неоднозначный характер — проводилась она поспешно и, как ни странно, с существенными нарушениями действующего тогда законодательства.

        5 марта 1953 года скончался Секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР И. В. Сталин. А уже 6 марта на совместном заседании Пленума ЦК КПСС, Совета Министров и Верховного Совета СССР было «признано необходимым осуществить ряд мероприятий по организации партийного и государственного руководства». Председателем Президиума Верховного Совета СССР был рекомендован К. Е. Ворошилов (на состоявшейся 14 марта того же года сессии Верховного Совета СССР он был избран) — это за его подписью вскоре вышел Указ об амнистии1. Председателем Совета Министров СССР был назначен Г. М. Маленков, а Министром внутренних дел СССР — Л. П. Берия. 26 марта 1953 года Берия направил в Секретариат ЦК КПСС записку2, в которой приводил соображения о целесообразности проведения массовой амнистии. По приведённым в записке данным, количество заключённых в стране по состоянию на март 1953 года составляло чуть более 2 млн 526 тыс. человек. Берия предлагал освободить по амнистии тех из них, у кого срок заключения не превышал 5-ти лет. 27 марта Указ был подписан. Документ не предусматривал ограничений для амнистии по признаку рецидива, а в числе прочих его статей была одна, предусматривающая сокращение сроков наказания в два раза. При этом не оговаривалось, что речь идет об оставшихся, не отбытых к моменту амнистии сроках. Таким образом, фактически под амнистию попали заключённые со сроками наказания до десяти лет, к которым, по большей степени, относились уголовники. По различным сведениям, в результате амнистии на свободу вышло от 1 млн до 1 млн 200 тыс. заключённых.

        Значительная часть «населения» колымских лагерей буквально наводнила Магадан и трассовские поселки, катастрофически увеличивая в них число краж, грабежей, убийств. Нашу квартиру в колымском посёлке Нексикан грабили трижды. Выносили всё, вплоть до моих детских распашонок и бочки с квашенной капустой. Мать, работавшая химиком-лаборантом, в качестве оружия самозащиты постоянно носила в кармане пробирку с серной кислотой. Улицы посёлков с наступлением темноты пустели, а трассовские шофера не останавливали своих машин даже при виде лежащего на дороге человека — слишком велика была опасность налететь на нож уголовника.

        В пятьдесят пятом мимо окон магаданской гостиницы, где мы тогда жили, почти ежедневно в сторону старого марчеканского кладбища двигались похоронные процессии. На крышках гробов зачастую лежали милицейские фуражки: далеко не у всех «вышедших в отпуск» подонков он к тому времени закончился, да и побеги из лагерей были не редкостью. Отыщет ли кто сегодня на том кладбище могилы погибших от рук бандитов милиционеров?

        Уже позже, после XX съезда КПСС, опубликовавшего постановление о культе личности Сталина, соседка по коммунальной квартире, амнистированная в том же пятьдесят третьем и постоянно подчёркивавшая свою принадлежность к невинным жертвам сталинских репрессий, заставляла моего братишку-пионера выкалывать глаза на портретах Сталина в школьных учебниках, что наряду с прочими специфическими замашками не оставляло сомнений в её уголовном прошлом.

        Так кто же заполнял тогда тюрьмы, зоны и лагеря так называемой «империи ГУЛАГа», кому сейчас пытаются прикрепить нимб святых великомучеников, кому воздвигают памятники?

        Но прежде, чем ответить на этот вопрос, хотелось бы некоторым образом возразить автору многих книг и интернетовских публикаций Игорю Пыхалову вот по какому поводу. В одной из своих работ И. Пыхалов пишет: «Почти все публикации, затрагивающие вопрос о количестве репрессированных, можно отнести к двум группам. В первую из них входят произведения обличителей "тоталитарного режима", называющих астрономические многомиллионные цифры расстрелянных и посаженных. При этом "правдоискатели" упорно стараются не замечать архивных данных, в том числе опубликованных (очевидно, подразумеваются публикации второй группы. — А. Г.), делая вид, что их как бы не существует. Для обоснования своих цифр они либо ссылаются друг на друга, либо просто ограничиваются фразами типа: "по моим подсчётам", "я убеждён" и т. п.»3 Ни коим образом не пытаясь подвергнуть сомнению максимальный авторитет именно архивных источников и ни в малейшей степени не претендуя на точность научной работы, я, тем не менее, оставляю за собой право как на собственные наблюдения и убеждения, так и на собственные подсчёты. Согласитесь, что в реальной жизни далеко не у каждого существует возможность обращения к архивам и другим первоисточникам. Чаще отношение к тем или иным явлениям и событиям выстраивается на основании ряда умозаключений и выводов, полученных как раз из собственных наблюдений и подсчетов. Кстати, эти процессы, известные как анализ и синтез, являются составными частями марксистской теории познания. А от себя добавлю, что «голова нам дадена не только для того, чтобы шапку носить». Иногда и подумать, и посчитать — не грех.

        Итак, обратимся к свидетельствам.

        В трюм парохода «Джурма», везущего на Колыму среди остальных зэка будущую писательницу Евгению Гинзбург, 7 июля 1939 года погрузили «ещё несколько сот человек, если условно назвать людьми тех исчадий ада, которые хлынули вдруг в люк, ведущий к нам в трюм. Это были не обычные блатнячки, а самые сливки уголовного мира. Так называемые "стервы" — рецидивистки, убийцы, садистки, мастерицы половых извращений...»4 Так состоялась первая встреча автора «...с настоящими уголовниками. С блатнячками, среди которых нам предстоит жить на Колыме». Заметьте, не уголовные живут среди осужденных по 58-й — «политической» — статье, а всё-таки наоборот: «политические» находятся в среде уголовников. Эта качественная оценка ещё потребует количественных выводов. И далее: «Прибыли. Известковая. Штрафная из штрафных. Остров прокажённых. А вот и сами они, чьи имена даже среди уголовных произносятся с суеверным трепетом. Вот Симка-Кряж, ожившая иллюстрация из учебника психиатрии... Все знают: Симка убийца, убивающая просто так, потому что ей "не слабо"»5.

        Из всего повествования очевидца следует, что среди заключённых колымских лагерей жертвы политических репрессий составляли малую, несоизмеримую с числом уголовников, величину.

        Я не допускаю, что здесь Е. С. Гинзбург случайно или намеренно исказила действительность, тем более, что и историки на основании изучения подлинных архивных документов приходят к аналогичным выводам. Так, магаданский исследователь А. Г. Козлов указывает6: на 1 января 1933 года в Дальстрое работало 10 265 заключённых, на 1 января 1934 года — 27 390, спустя год — 32 820, а к концу 1935 года — 44 601 лагерник. «К концу 1939 года общее количество заключённых Севвостлага достигло 163 475 человек, к концу 1940 года 176 685 человек7. Последняя цифра давала седьмую часть от их общего количества по стране». При этом на 1 января 1941 года в Севвостлаге содержалось: «4 173 участника "право-троцкистских организаций", 309 бывших офицеров царской армии, 266 бывших "помещиков, заводчиков и т. п.", 215 бывших офицеров белой армии, "агентов контрразведки"... Остальные репрессированные относились к другим категориям осужденных...»8

        Таким образом, у нас появляются цифры, по которым, в принципе, можно сделать количественную оценку «жертв сталинского террора». Это как нельзя кстати, поскольку в одной из передач местного телевидения9 тогдашний Глава Магаданской областной администрации В. Г. Михайлов заявил, ссылаясь на «открытые источники», что через колымские лагеря прошло около 800 тыс. человек10. Принимавший участие в передаче известный учёный-экономист Н. П. Шмелёв немедленно поспешил опровергнуть его: «Что вы! Какие восемьсот тысяч?!» и, в свою очередь, рассказал «страшилку» о поголовном расстреле в конце 30-х годов почти всего состава ЦСУ за опубликование в статистическом сборнике данных о населении Магаданской области (!) в 3,3 млн человек. И теперь я вынужден уличать уважаемого профессора в незнании того факта, что Магаданская область выделилась из состава Хабаровского края, то есть была образована лишь в декабре 1953 года. Сомневаюсь также, что в общедоступные статистические сборники когда-либо включалась численность лагерного контингента11. Напомню, к слову, что первые десять осуждённых были доставлены из Владивостока на Колыму, точнее — в бухту Нагаева, пароходом «Сахалин» 4 февраля 1932 года одновременно с руководством новообразованного треста «Дальстрой» и группой стрелков военизированной охраны. Тогда и позже доставка «с материка» осуществлялась пароходом, как единственно возможным видом транспорта. Пароход принимал на борт этап в количестве не более 3—3,5 тыс. заключённых. Так мог же профессор-экономист хотя бы прикинуть, что для доставки указанного им количества зэка на Колыму потребовалось бы порядка 1000 пароходорейсов, что за период в 5—8 (т. е. до конца 30-х годов) навигаций представляется невероятным, поскольку длительность рейса до Магадана и обратно, будь то Находка или Ванино12, обычно составляла 3—4 недели. Не учёл профессор и численный состав ВОХР, необходимый для охраны лагерников, а в тридцатых годах он составлял не мало-не много: 2,5—3 % к общему числу заключённых13. Я уж не говорю о том количестве грузоперевозок, которое потребовалось бы для содержания миллионов человек в суровом краю (мука, соль, сахар, телогрейки, пилы, топоры и всё остальное, что на Колыме не производилось и не добывалось). А ведь помимо заключённых на Колыму везли вольнонаёмных рабочих и специалистов, материалы и технику для строительства города, трассы, приисков... Не многовато ли судов должно было челночить в Охотском море? Во всяком случае, за весь 1933 год в бухту Нагаево было доставлено только 21 724 зэка14. Страница из отчёта по труду, Дальстрой, 1943 г. Из экспозиции Магаданского областного краеведческого музея.

        Давайте посчитаем: исходя из вышеприведённых данных А. Козлова, к началу сороковых годов, т. е. в момент максимальных довоенных политических репрессий, общее количество заключённых в стране составляло менее одного миллиона трёхсот тысяч человек. Из разных источников известно, что осуждённые по «политическим» статьям направлялись в основном на Колыму, где они составляли около трёх процентов от общего числа лагерников. То есть, исходя из наших прикидок, можно полагать, что в целом по стране в конце 30-х годов число «политических» не превышало сорока тысяч человек. Признаю, что результаты столь простейших расчётов имеют некоторую погрешность, но уж за порядок величин здесь можно ручаться15. При этом не берусь судить, какую часть из осуждённых составляли «невинно севшие», а какую — действительные враги Советской власти и народа (народа, естественно, советского), осуждённые в полном соответствии с действующими в то время законами16. Ведь и поныне то и дело звучат откровения некоторых «господ» о том, как они «всю жизнь боролись с Советской властью» — послушайте, к примеру, г-жу Новодворскую: «Некогда и мы, и ЦРУ, и США использовали ...идею как таран для уничтожения коммунистического режима и развала СССР»17. Или вот: газетка «Не дай бог!»18, разместившая интервью лидера известной поп-группы «Любэ» под не допускающим сомнения заголовком: «Николай Расторгуев: мы все всегда были антисоветчиками». Да что там эти — мелочёвка! В 1999 году откровенничал за границей бывший генсек М. С. Горбачев: «Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма... Именно для достижения этой цели я использовал своё положение в партии и стране»19. Идеолог перестройки А. Н. Яковлев в «Известиях» признавал, что стал работать в ЦК КПСС для того, чтобы разрушить советский режим изнутри, используя для этого партийную дисциплину и слабые стороны его структуры20.

        Ах, как хотелось бы иным «демократам» представить дело таким образом, что репрессиям подвергались исключительно невиновные, что Сталин во властных устремлениях жаждал террора и крови, не глядя подмахивая списки осуждённых. Теперь под разговоры о «расстрельных списках» списками же проводят амнистии, при которых степень виновности или невиновность определяется с современных позиций. Что-то заставляет меня усомниться в объективности такого пересмотра уголовных дел шестидесятилетней давности. Разве тогда, в тридцатых, страна находилась в парниковых условиях, и не было фашизма в Европе и разномастной сволоты внутри государства21? Кто же, спрашивается, вспарывал животы комбедовцам, кто наводил немецкие самолеты на Бадаевские склады в Ленинграде и пускал под откос в Саратовской области спешащие к Сталинграду эшелоны22? О ком говорил Киров, смерть которого также пытаются навесить на Сталина: «Когда читаешь о сопротивлении материалов, не забывай о сопротивлении буржуазии»23? Да, депортация крымских татар на Волгу и кавказцев в Северный Казахстан была мерой суровой, но ответной — слишком много подлецов выявилось среди них в годы войны. Была ли тогда возможность вычислять каждого в отдельности при помощи обычных — по нынешним временам — юридических процедур? Но ведь и под пулемёты всех скопом не поставили — вывезли. И заметьте, крови в результате пролилось гораздо меньше, чем в теперешних «мирных» Чечне и Дагестане. Да и не гребли всех под одну гребенку: в крымской Алупке, скажем, депортация не коснулась татарской семьи Амет-ханов — их сын Султан, дважды Герой Советского Союза доблестно сражался на фронте.

        В августе 91-го разложившаяся верхушка КПСС попыталась сбалансировать на принципах «общечеловеческих» теорий, результатом чего явился развал СССР. Бесспорным является тот факт, что сегодняшняя Россия многократно ослаблена по сравнению с Советским Союзом, и разрушение её продолжается. Уж не руками ли «друзей народа» население страны урезано за десять лет на 7 миллионов человек? Кровь пролилась в Верховных Советах, на улицах городов, в домах, квартирах. Это — не террор? Если при Сталине «щепки летели», то уж при наших-то отцах-«демократах» пошёл натуральный лесоповал, и никто ещё не понёс ответственности за геноцид собственного народа. Более того, главный «лесоруб», пропивший, пустивший по ветру мощное государство с десятками миллионов человеческих судеб, вместо закономерного, казалось бы, места на нарах получил стараниями назначенного им же преемника барвихские хоромы в пожизненное пользование и почти 3 миллиона деноминированных рублей ежегодного содержания24.

        В декабре 2000 года некий петербуржский лицедей по фамилии Басилашвили напустил жути по поводу принимаемого Думой государственного гимна России с музыкой А. В. Александрова: «Мы что, забыли, как под этот гимн гнали в гибельный мороз на лесоповал миллионы и миллионы политзэков?»25 Опять двадцать пять... простите... опять «милльёны»! Но вот в строго секретном, а потому, можно предположить, вполне объективном документе МВД, составленном в марте 1953 года (первая ревизия после смерти вождя), констатировалось, что «из общего числа заключённых количество особо опасных преступников составляет всего 221 435 человек»26.

        Таким образом, я не насчитываю сотен тысяч и, тем более, миллионов жертв политических репрессий, погибших в колымских лагерях, о которых так любят распространяться «демократы» всех мастей и оттенков, и утверждаю, что подавляющее большинство заключённых этих лагерей составляли уголовные преступники27, часть из которых вполне обосновано была осуждена и по т. н. «политической» 58-й статье УК РСФСР.

        «...В сорок пятом», — пишет историк А. Козлов, — «в Магадан продолжали прибывать традиционные этапы с заключёнными. Теперь большую их часть составляли бывшие советские военнопленные, освобождённые из гитлеровских лагерей»28. Забыл только Александр Григорьевич уточнить, что фильтрационных лагерей на Колыме отродясь не было. А попадали в дальстроевские лагеря лишь те из бывших военнопленных, кто служил в немецких воинских подразделениях и немецкой полиции, да ещё отребье из РОА — власовцы.

        Именно об этом контингенте шла речь в телепередаче «Шаги победы»29. Каюсь, но я так и не уловил связи между её названием и содержанием. Автор и ведущий Александр Бирюков приводил данные, полученные им в архивах госбезопасности. И в который раз факты говорили сами за себя: так, в 1948 году в составе Дальстроя насчитывалось всего 217 тысяч человек. Из них заключённых — 104 82830. И где же, господа хорошие, увиденные вами «милльёны»? Можно, конечно, сказать, что их сразу здесь же и расстреляли, но прозвучала в передаче и другая цифра: за весь 1948-й год на Колыму завезено около 5 000 зэка.

        Кстати, о «невинности» этих «агнцев» можно судить по дальнейшему повествованию А. Бирюкова.

        Есть такой небезызвестный рассказ «певца лагерной жизни» Варлама Шаламова — «Последний бой майора Пугачева». Весьма трогательно изложил автор историю побега и героической гибели двенадцати бывших офицеров во главе с майором Пугачевым. Ну прямо образец мужества и самопожертвования — хоть икону пиши. Но что особенно интересно, факт побега и боя действительно имел место31. Бежали, предварительно задушив вахтенного караульного. В перестрелках с преследующими солдатами убили ещё несколько человек. И действительно, из двенадцати десять — бывшие военные: 7 человек — власовцы, избежавшие высшей меры только потому, что после войны в СССР была отменена смертная казнь, 2 человека — полицаи, добровольно перешедшие на службу к немцам (один из них дослужился до чина начальника сельской полиции) — расстрела или петли избежали по той же причине, и только один — бывший морской офицер, имевший до войны две судимости по «уголовке» и попавший в лагерь за убийство милиционера при отягчающих обстоятельствах. Из двенадцати одиннадцать имели отношение к лагерной администрации: нарядчик, повар и т. п. Характерная деталь: когда ворота «зоны» оказались широко распахнутыми, из 450 заключённых за беглецами не последовал больше никто. Этим же, очевидно, было, что терять...

        И ещё. В ходе погони девять бандитов были убиты, а трое уцелевших — возвращены в «зону», откуда, спустя годы, но ещё до окончания полученного ими срока, вышли живыми и невредимыми. И сейчас, быть может, рассказывают внукам о том, как боролись с тоталитаризмом в «сталинских застенках».

        А вот, что пишет Герой Советского Союза полковник КГБ М. В. Ашик, отнесенный писателем А. Мифтахутдиновым к людям «по ту сторону проволоки»: «В Магадан я приехал в июне 1951 года как работник контрразведки. (В то время не было ни Особых Отделов, ни "Смерш'а", а была вместо них контрразведка.) ...В лагеря приходилось заглядывать в случае выполнения такого примерно задания. Приходит к нам в Отдел контразведки запрос, мол, там-то находится такой-то (каратель, шпион, палач), который знает о таком-то своем бывшем коллеге. Ну и просят по фотографии опознать интересующего их человека или узнать о нём что-то. С такими поручениями ездил я по Колымскому краю вплоть до Неры, был на Чукотке, в Зырянке, на Теньке. Приезжаешь, встречаешься с тем, кто интересует. Перед тобой — шпион, гестаповец, а то и кто похуже. Узнав о цели беседы, обычно выдаёт с головой бывшего коллегу, завидуя, что тот ещё на свободе, и наплетёт на него такое, что ужас брал даже меня — контрразведчика.
        Боюсь, что подобные рассказы будут нелепо выглядеть в сборнике рядом с воспоминаниями жертв сталинского террора, подобными рассказу Жжёнова в "Огоньке"...»
32

        Кстати, о Жжёнове... В сентябре 2000 года РТР показало новостной сюжет об открытии в Челябинске 2-метрового памятника в честь тогда ещё здравствующего актёра, поскольку, как утверждали организаторы мероприятия, отсидел он в тамошних лагерях ровным счётом 15 лет. Остаётся только дивиться, как же сумел он после таких-то сроков в гибельных «сталинских» лагерях дотянуть по жизни до девяноста лет? По биографической справке, приведённой в одной из работ А. Козлова, Г. С. Жжёнов был арестован в Ленинграде 4 июля 1938 года, доставлен в Магадан 5 ноября 1939 года, 16 марта 1945 года освободился из лагеря и до 27 декабря 1946 года продолжал работу в Магаданском театре по вольному найму, после чего уволился и выехал «на материк»33... Из другого источника узнаём, что Г. С. Жжёнов 2 июня 1949 года был арестован повторно в районном городке Горьковской области и до июня 1954 года находился в ссылке в Норильске, работая в драматическом театре34. Короче говоря, не совсем — «пятнадцать», не совсем — «лагеря», да и работа, прямо скажем, не самая «каторжная» — не чета той, которую описывал бывший зэка в своих мемуарах... И при чём тут, спрашивается, Челябинск? Да не при чём, собственно... Как сообщает сайт «NEWSru.com. В России», «идею установки (прижизненного. — А. Г.) памятника народному артисту СССР выдвинул мэр Челябинска Вячеслав Тарасов, который давно дружит с Георгием Жжёновым»35. Такая вот высокая мотивация...

        В потугах выглядеть объективными хулитили советского времени, «метастазы которого всё ещё бродят по нашему общественному организму», бывают весьма непоследовательными.

        В 2001 году журнал «Восточный форпост» начал публикацию воспоминаний Н. Хаютиной под названием «Горькая судьба дочери наркома»36. В аннотации журнал упоминает о «наркоме НКВД печально известных 30-х годов Николае Ежове». То есть, вроде как, это те годы омрачают светлый образ наркома, а не сам он собственноручно наложил на них вечную чёрную печать — «ежовщина». Вот и портрет самого Ежова на отличного качества глянцевой бумаге — хоть в рамочку вставляй. Однако, как следует из повествования, жизнь дочери расстрелянного наркома сложилась непросто, хотя и ремесленное, а потом и музыкальное училище она всё же окончила, да и в работе ей никто не отказывал, несмотря на статус «дочери врага народа». Патетически звучат её слова: «Я знала только одно: это мой папа, он хороший и добрый, каким я его и помнила, когда жила дома. И мне совсем не было дела до того, что он натворил». Так говорит дочь, и оценки её, чисто по-человечески, понятны. Но не поместилось в «демократическом» журнале даже упоминания о сталинском: «Ежов — мерзавец! Погубил наши лучшие кадры. Разложившийся человек. Звонишь к нему в наркомат — говорят: уехал в ЦК. Звонишь в ЦК — говорят: уехал на работу. Посылаешь к нему на дом — оказывается, лежит на кровати мертвецки пьяный. Много невинных погубил. Мы его за это расстреляли»37.

        Другая газета38 «высоким штилем» пишет о В. Португалове, который уже после заключения дорос до зав. кафедрой литературного творчества в литературном же институте имени М. Горького. В первый раз юноша сел на 5 лет в 1937 году за антисоветскую агитацию и пропаганду. Вышел из лагеря, стало быть, где-то в самый разгар Отечественной войны. А уже в 1946-м получил очередные 8 лет всё по той же статье 58-10, якобы, за написанный в 1937-м стишок, в котором наряду с гнусными поношениями Сталина присутствуют до боли знакомые цифры:

«...Вся страна в "ежовых рукавицах"...
Ах, как это в памяти свежо,
Николай Иванович Ежов!..
За год посадили тысяч триста
Девятнадцатилетних "террористов",
Вместе с ними — пару "миллиёнов"
Всех полов и возрастов "шпиёнов",
Восемьдесят тысяч "диверсантов",
Сто семнадцать молодых талантов,
Девяносто девять интервентов,
Ну и... половину всех студентов...»

        Не отсюда ли, случаем, растут ноги «миллионных жертв сталинизма»?

        Блатная лирика известна испокон веку. Покажите мне бывшего зэка, который бы сказал: «Я сидел за дело», — я перед ним шапку сниму. Но когда эта лирика ставится во главу государственной политики, если государственные мужи за ёлками леса не видят — быть беде.


* * *


Маска скорби. Вид сзади, Магадан. Маска скорби. Скульптор Э. Неизвестный, арх. К. Козаев. Магадан.
        ...В 1992 году на склоне сопки Крутой в Магадане началось строительство странного сооружения39. По словам автора проекта и скульптора Э. Неизвестного, здесь возводился «монумент памяти жертв утопического сознания». Красиво, конечно, сказано, но витиевато и непонятно40. Было толкование и попроще — «мемориал жертвам сталинских репрессий»41. Постойте, братцы! Ведь в переводе с латинского «репрессия» — это наказание вообще. Репрессированными являлись и являются все обитатели пенитенциарных учреждений — лагерей и тюрем, в том числе и упомянутые выше «страдальцы».

        Так, что, памятник уголовникам? — их-то среди репрессированных, как мы знаем, большинство было. Выходит, так... Ведь хоронят же нынче доморощенных мафиози, как ни одному первому секретарю раньше и не снилось. И памятники им водружают в центрах городов, и мемориальные доски привинчивают. В Праге открыли памятник солдатам-власовцам, во Львове — бендеровским бандитам, в Литве — «лесным братьям», а вот Солдата Алёшу в Пловдиве трижды постанавливали разрушить42 и по всей Украине один за другим гасят Вечные огни на могилах солдат Отечественной. Газа, говорят, не хватает43...

        Так происходит подмена понятий. Приведу ещё один пример из газеты «Советская Россия»44. В 1994 году в Волгограде готовились к открытию памятника немецким и австрийским солдатам 6-й армии Паулюса — акт кощунственный по отношению к сотням тысяч советских людей, погибших при обороне Сталинграда. Текст на памятнике должен был гласить: «Этот памятник посвящается всем жертвам Сталинградской битвы 1942—1943 годов. Он напоминает о страданиях павших здесь солдат и гражданского населения... Для павших здесь солдат из Германии, Австрии и всех других стран мы просим вечный мир на российской земле». Газета пишет: «В этой надписи все вызывает протест: и то, что павшие защитники Родины и захватчики-убийцы лукаво объединены одним словом — "жертвы", и то, что для солдат гитлеровского вермахта, пришедших к нам с войной, просят "вечного мира"».

        Вот и в нашем случае, пойди, разберись, относить ли воров и убийц, заполнявших колымские лагеря, а зачастую и расстрелянных в них, к жертвам репрессий? Но даже если речь идет, всё-таки, о нескольких (скольких? — А. Г.) тысячах жертв незаконных репрессий, то явилось ли такое строительство объективно необходимым и своевременным именно в 1990-х — ведь и по сей день пока ещё не отдана последняя дань памяти всем погибшим на фронтах Отечественной войны. И не только погибшим... А афганская трагедия — о ней сейчас вообще стараются не упоминать? А Чернобыль?.. А Спитак?.. А магаданский сейнер «Рыболов»?.. А беда всех колымских поселков, в одночасье вдруг ставших ненужными российским властям со всеми их живыми и мёртвыми?.. Стыд гложет, когда проходишь и проезжаешь мимо заброшенных кладбищ «отечественного Клондайка».
Колымские кладбища...
        ...В посёлке Нюкля окончательно ветшает стела на месте высадки Первой Колымской экспедиции. Другого памятника первооткрывателям Колымы не существует...

        ...В начале 1960-х годов на площадке перед входом в магаданский городской парк был установлен камень — на этом месте обещали поставить памятник комсомолке Татьяне Маландиной, зверски зарубленной бандитами в пос. Оротукан. Прошло несколько лет. Однажды ночью камень исчез, на его месте к утру была разбита клумба, памятник не появился никогда... Заметим кстати, что убийство секретаря комитета комсомола ЮГПУ произошло 4 марта 1937 года — как раз в разгар «сталинских репрессий», и пойманных вскоре убийц осудили по статьям 58-8 и 58-11 УК РСФСР. Что же, и их, рубивших топорами живую плоть, прикажете причислить к «невинным жертвам политических расправ»?

        ...9 мая 1975 года памятный знак был установлен перед магаданским Дворцом культуры профсоюзов. Здесь предполагалось соорудить памятник колымчанам, погибшим в Великой Отечественной. И опять год шёл за годом, а памятника всё не было. Наконец, его спроектировали, изготовили на одном из ленинградских заводов и даже привезли в Магадан. Вот тут и началась настоящая баталия: одним казалась неуместной установка скульптуры воина именно на Колыме, где она, по их словам, вызывала бы ассоциации с фигурой лагерного охранника (представляю, какие ассоциации могут возникнуть в воспалённом мозгу при взгляде на Венеру Милосскую ...колымских посёлков. — А. Г.), другие считали неприличным, что воин держит автомат в поднятых руках (хотя с древнейших времен оружие в поднятых руках символизировало победу. — А. Г.). Не спасло памятник даже портретное сходство с нашим земляком-героем Иваном Скуридиным. А можно было бы, к слову, вспомнить, что Герой Советского Союза Иван Куприянович Скуридин до войны работал в штабе ВОХР УСВИТЛа Дальстроя. С августа 1941 года в составе 310-й стрелковой дивизии защищал Ленинград, а 16 января 1944 года повторил подвиг Александра Матросова45. Однако, в Магадане невидимые дирижёры как по нотам формировали «общественное мнение» и вели дело к полной дискредитации самой идеи памятника. Не знаю, кто принял окончательное решение, но вместо памятника появился в центре города безликий крашенно-штукатуренный куб — ни уму ни сердцу, а скульптуру Героя увезли металлоломом за рубеж. Ну не кощунство ли?

        А действительно, кто конкретно принимает решения по установке (или неустановке) памятников? «Магаданская правда» утверждала, что за четыре года до начала строительства проект памятника жертвам репрессий «был с пониманием принят властями и общественностью Магадана». Может и так. На счёт властей, во всяком случае, не сомневаюсь. Ну и где те власти? За это время так все перетусовались, что сегодня, вроде, и спросить не с кого. А кто, к примеру, представлял «общественность»? Меня, во всяком случае, никто не спросил... А каково было состояние «общественного мнения» тогда и каково оно нынче? В конце восьмидесятых, предположим, за Ельцина могли и «пасть порвать». Спустя десятилетие — тоже, но уже совсем по иной причине. И что такое: «принят с пониманием»? Опять какой-то эзопов язык. Ради бога, сознайтесь, кто по памятнику решение подписал? — я ещё несколько вопросов задать хочу.

        Не слишком ли масштабно размахнулись тогда со строительством? Двести тысяч «зелёных» — предполагаемая минимальная стоимость монумента, в которую ещё никто никогда не вписывался, — деньги, знаете ли, не малые, тем более, что выбирались они из бюджета, который и без того по всем швам трещал да и по сей день трещать не перестаёт. И не было особой радости от того, что бюджет федеральный, а не местный.

        В начале лета 1995 года зам. главы областной администрации Н. П. Щербак и архитектор К. Козаев побывали на московском совещании, которое по «высочайшему» указанию проводил вице-премьер Яров. Тема совещания — ускоренное завершение работ по вводу в эксплуатацию «масок» в Екатеринбурге, Воркуте и Магадане. Наши в столице доложили как положено, что, мол, стараемся, уж сколько лет строим, и воркутян и земляков президентских по всем параметрам стройки за кушак засунули, да вот беда — с деньжатами туговато, а коль поможете, так мы, чес-слово, сдадим «чудище» досрочно, и на будущий год прямо ко дню рождения города родного ему подарочек бесценный поднесём.

        Снова потянуло забытым якобы «застоем». Стоило только московскому начальнику ножкой топнуть, пальчиком погрозить, а эти — тут как тут, с повышенными обязательствами.

        Но с деньжатами и вправду накладка вышла. Поначалу божились организаторы, что нужно-то им всего тысяч двести «баксов», и федеральный бюджет готов вот-вот их предоставить. Далее потребная сумма возрасла до 4,5 миллиардов рублей, что по-тогдашнему курсу составляло около 1 млн долларов, но минфин, тем не менее, обещал как-нибудь выделить 2,3 млрд. Сколько дали на самом деле — бог ведает. А недостающие средства, похоже, всё ж из наших карманов вытянули — не за спасибо же, честное слово, строители четыре года на сопке той парились. Была, правда, поначалу надежда на некий частный благотворительный фонд, так и у того с благотворительностью оказалось не густо: Собчак 10 миллионов кинул, что при его доходах попахивало скупердяйством, да сам Неизвестный 900 тысяч от щедрот своих пожаловал (в рублях, в рублях, разумеется! — А. Г.) — помните, время было такое, когда мы все в миллионерах хаживали.

        Но при всём при том на табличке, закреплённой на воротцах, ведущих к памятнику значится: «Мемориал жертвам политических репрессий. Построен в 1996 г. на средства Президента России Б. Н. Ельцина, Правительства России, Администраций г. Магадана и Санкт-Петербурга, Максоцбанка, издательства Библиополис, граждан России и зарубежья». Гм-м... Не убеждает. В частности, по прошествии чуть более года с момента открытия памятника, 9 сентября 1997 года, арбитражным судом Магаданской области было принято решение о признании ОАО «Максоцбанк» (он же — акционерный коммерческий банк социального развития «Максоцбанк» — А. Г.) банкротом46. Не знаю, сыграло ли в столь печальном исходе какую-либо роль участие банка в благотворительном проекте, но то, что я да, наверное, и другие магаданцы не почувствовали от проекта ощутимого «социального развития» — это факт. Кроме того, как известно, банкротом признают того, кто не в состоянии платить по своим долгам и обязательствам. И похоже, что свою «благотворительность» «Максоцбанк» оплачивал чужими деньгами.

        Далее. «Средства Правительства России» — это как? Премьер на заседании правительства пускает шапку по кругу, а каждый министр от щедрот своих кидает в неё, сколько может, так, что ли? Если нет, то остаётся другой вариант — это государственные средства, то есть, деньги, так или иначе поступившие от меня, от тебя, от всех нас. И нет в том особой заслуги Правительства: отдали на «Маску», значит, кто-то другой, не исключено, нуждающийся в большей степени, этих денег не увидел.

        То же можно сказать и об Администрациях «г. Магадана и Санкт-Петербурга» — надо понимать, обозначенные таким образом средства не есть личные деньги работников Администраций, они выделены из бюджетов соответствующих субъектов. Хотелось бы попутно поинтересоваться: а почему на «увековечение памяти жертв» не поступали средства, к примеру, от Администраций Москвы, Хабаровска, Урюпинска?

        Теперь о взносах организаций (или организации, поскольку «издательство Библиополис»47 представляет список таковых в единственном числе) и частных лиц (надеюсь, Президент поучаствовал исключительно из личного кармана? — А. Г.). Кто-нибудь исчерпывающий список «спонсоров» видел? Он где-нибудь публиковался? Причём не просто «строчкой», а с указанием хотя бы перечисленных сумм и их целевого расходования. Я, например, такового не встречал...

        А смету строительства на всеобщее обозрение где-нибудь выставляли? А то ведь на дощечке, привинченной к задней стороне монумента, написано: «Построен в 1996 году Магаданским заводом крупнопанельного домостроения...», а какие средства это уважаемое предприятие в результате «освоило», указать забыли. Мне интересно, знаете ли, сколько зданий в Магадане и окрест было построено тем заводом в указанном году. И сколько бетона ушло в одну только «образину», прости господи?

        Да, был некий «оргкомитет», но какими контрольными полномочиями он обладал, — бог весть и спросить не у кого. Какие деньги были получены, как потрачены, — о том выполнившую свою функцию «общественность» в известность не ставили. Прямо по Шиллеру: «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить».

        Опять-таки, сомнительный приоритет авторства. Льстит конечно: скульптор Неизвестный — скульптор известный, уж, извините за каламбурчик. Да что за беда — умотает такой «за бугор» и ну оттуда поучать, как нам здесь жизнь и памятники строить! За что и получает: то крестик российский «За заслуги перед Отечеством», то премийку государственную — надо понимать — за те же заслуги. После чего без особых угрызений опять в Штаты возвращается. Творить, надо понимать... Кстати, вышеупомянутый волгоградский памятник проектировался архитектором-австрийцем, изготавливался в Вене, правда, и на средства, собранные в Австрии. Нет пророков в своем Отечестве! Хотя, почему — нет? Вон, Зураб Церетели в подарок американцам памятничек «отчубучил», аж в 120 метров высотой48. Но там и счет на многие миллиарды рублей шёл. Тоже, между прочим, из федерального бюджета... Можно подумать, стране деньги девать некуда. В то время как государственная мошна на глазах сокращается до размеров, пардон, мошонки.

        Однако, государственным мужам стыд глаза не выест. Выше я упоминал, как ещё в 1995 году Н. П. Щербак уведомила «общественность» о том, что открытие памятника намечается провести в День города, то есть 14 июля 1996 года. Как вдруг, выборы президентские на носу нарисовались49, так как же не порадеть родному человечку! Поднадулись и в добрых традициях прежних времён сдали «объект» на месяц раньше срока — 12 июня. И, вроде бы как, именно по этому поводу из Москвы прибыла президентская команда: вице-премьер А. Заверюха, председатель Совета координационного комитета общероссийского движения общественной поддержки Б. Н. Ельцина на выборах Президента РФ (попробуйте назвать должность на одном дыхании! — А. Г.) С. Филатов, заместитель руководителя администрации президента (читай, самого С. Филатова. — А. Г.) С. Красавченко и мэтр Эрнст — само собою разумеется. Отряхнув от нафталинчика, привезли с собою и приснопамятного А. Н. Яковлева. Толкнули речуги, привычно пугая публику расстрелянными миллионами и коммунистической угрозой, в который раз призвали весь российский народ в чём-то покаяться, а потом зачитали обращение ЕБНа и плавно развернули мероприятие в русло предвыборной агитации. Угадайте с трёх раз, за кого...

        А над ними угрюмо мокла под холодным колымским дождём 15-метровая бетонная маска, отмеченная с обеих сторон почему-то католическим крестом. «А и вправду, Эрнестуля, — хотелось спросить у Мэтра, — почему у вашего памятника крест в башке и архиепископ место освящал? "Политические"-то, в основном, атеистами были, а уголовникам, как известно, ни Бог, ни чёрт не брат...»

        Но чему, собственно, удивляться, коли на теме репрессий и сама Церковь решила подзаработать не только политический, но и финансовый капиталец? Летом 2001 года одна из магаданских газет писала: «...памятно событие, произошедшее в самом начале этого года, когда члены местной католической (! — А. Г.) общины торжественно освятили фундамент будущего храма. Тогда наша газета опубликовала на своих страницах материал, посвященный трёхдневным (! — А. Г.) торжествам, связанным с этим событием. Помимо самого освящения площадки будущего строительства, католический приход организовал благотворительный концерт, а также встречу с бывшими репрессированными в сталинские времена.
        ...В прошлую субботу ...проходила пресс-конференция, на которой епископ Ежи Мазур — апостольский администратор Восточной Сибири, а также новый архиепископ аляскинский Роджер Швайтц вместе с руководителями американской и российской благотворительной службы "Каритас", чья деятельность направлена на помощь обездоленным и нищим, ответили на вопросы журналистов, которых интересовали различные аспекты деятельности католического прихода в Магадане. После пресс-конференции состоялась традиционная встреча с бывшими репрессированными жителями Колымы, многие из которых имеют католические корни. Именно ради них и их детей и внуков был основан десять лет тому назад католический приход Рождества Христова...
        ...Завершалась эпоха безбожного грубого материализма...»
50

        Ну, насчет «завершения эпохи материализма» автор, допустим, погорячился — материальные интересы не чужды, как представляется, ни Церкви, ни ее «апостольским администраторам». Но интервенция сознания западными эмиссарами, разжигание и поддержание антисталинского и, в целом, антисоветского шабаша здесь более чем очевидны. За ненадобностью даже отброшены определения репрессий как «незаконных» или «политических». Сел при Сталине — стало быть, пострадавший, будь ты хоть трижды уголовником. Вопрос только, чьими стараниями появились в стране «обездоленные и нищие», о которых при Советской власти и слыхом не слыхивали?

        И что же наша православная община?

        17 января 2001 года Советом территории Магаданской области принимается решение о строительстве в Магадане кафедрального собора православной церкви. Погодите, но ведь в красочном фотоальбоме «Магаданская область», написано черным по белому: «Как и во всех российских городах, в Магадане есть храмы и часовни. И в будни, и в праздничные дни люди идут сюда поклониться Богу, поставить свечи за живых и за усопших»51. Я насчитал в городе с едва 100-тысячным населением не менее десятка культовых сооружений52. Разве в указанных выше целях этого не достаточно? Но архиепископ Магаданский и Синегорский Феофан, прибывший в эти края всего-то месяцем раньше, в обоснование строительства вновь привёл затёртый тезис о поминовении жертв репрессий. И теперь уже губернатор В. И. Цветков задудонил о миллионах, прошедших через Колыму53. А у Феофана претензии серьёзные: храм должен быть лучшим (читай — крупнейшим. — А. Г.) на всём протяжении от Урала до Чукотки. Губернские и городские руководители охотно поддакнули и заявили, что собор будет строиться «всем миром, хотя, разумеется, к нему будут подключены и бюджеты всех уровней».

        Как обычно, действо началось с поиска места под строительство. Окончательный вариант определился с изрядной долей «чёрного» юмора — храм воздвигается на месте недостроенного 16-этажного «Дома Советов», расчитанного когда-то под обком, горком, исполкомы и прочие партийно-государственные учреждения, — с частичным использованием возведённых ранее конструкций. Понятно, что установленный рядом со строительной площадкой памятник Ленину будет демонтирован. Одновременно и сама площадь Ленина будет переименована в Соборную54. Если это не кощунство, в том числе и по отношению к Богу, то что? К демонтажу простоявшего 26 лет недостроенного здания приступили немедленно — надо же, и деньги нашлись! Тут даже упомянутая выше газетка негромко всхлипнула: «...не мешает узнать мнение на этот счет избирателей, проголосовавших за Валентина Ивановича (губернатора Цветкова. — А. Г.) на выборах... Да и Владыке Феофану тоже не мешало бы узнать мнение прихожан, хоть они и рабы божие»55. Долго, наверное, ржал Феофан над этим предложением, а вскоре и вовсе съехал в Ставрополь. А губернатора Цветкова в 2002-ом бандюки «завалили» средь бела дня прямо в центре Москвы — и Бог не помог...

        Одновременно со строительством собора в Магадане затеяли переселение Северного гуманитарного лицея из престижного здания бывшего Дома политпросвета в ветхое строение школы на окраине. Аргумент прежний — денег не хватает...

        Стройку-разрушение по тем временам (2001-й год. — А. Г.) можно было назвать «ударной»: её окончание планировалось к 50-летию Магаданской области, то есть уже к декабрю 2003 года. Что ж поделаешь, коль другими достижениями область отметить собственный юбилей была не в состоянии! Не знаю, сколь много пожертвований внесли в строительство «зарубежные колымские землячества», на которые уповали местный Владыко и светские власти, но то, что на это ушла ощутимая часть изъятых государством у меня, атеиста, налогов — несомненно. Тем не менее, в июне 2012 года Свято-Троицкий Кафедральный Собора в Магадане, названный «храмом-памятником жертвам политических репрессий» так и не был окончательно достроен. С учётом даты начала строительства Дома Советов, стройка-перестройка продолжается уже более 35 лет. Однако очевидно другое: под флагом борьбы с «тоталитарным прошлым» в области усердно насаждается поповщина — верный оруженосец бесовствующей власти. И как знак потакания новейшей антикоммунистической идеологии, над милым сердцу моему Магаданом зловеще царит Маска Скорби. Позвольте не согласиться с утверждением архитектора Камиля Козаева, что «зависает она над городом на белых крыльях», — у скорби крылья всегда чёрные...

        ...И все-таки, наверное, памятники невинно репрессированным нужны. Ненавязчивые и скромные, сотворённые не в угоду очередному режиму, стоять они должны там, где можно не всуе соизмерить себя с историей и судьбой великой страны. Трудно себе представить, что в Берлине куда уж как более демократичные немцы возведут мемориал в память о жертвах фашистских концлагерей. Правда, сами лагеря у них превращены в памятники и мемориальные музеи.

        У нас же на полуострове Кони за заброшенным поселком Богурчан нашёл я как-то замшелые штабеля пиленного леса. Тут и там в траве валялась ржавая «колючка». Больше о лагере не напоминало ни что, всё скрыла тайга. И не нашлось в ней места простому обелиску, вытесанному хотя бы из ствола лиственницы, с недлиной надписью: «Здесь был ОЛП "Богурчан"».

        Для памяти хватило бы и этого, беспамятству ни мемориал, ни Храм Божий не помогут.


Магадан, 1994—2012 гг.



* * *



Примечания




1 См., например, Указ Президиума ВС СССР от 27.03.1953 «Об амнистии» на «Викитеке»

2 Лаврентий Берия. 1953. Стенограмма июльского пленума ЦК КПСС и другие документы. / Под ред. акад. А. Н. Яковлева; сост. В. Наумов, Ю. Сигачев. М.: МФД, 1999. — С. 19. — (Россия. XX век. Документы).

3 Пыхалов И. В. Каковы масштабы «сталинских репрессий»? На сайте «За Сталина», 2001.

4 Гинзбург Е. С. Крутой маршрут. Хроника времён культа личности. Магадан, 1992. — С. 273.

5 Там же. — С. 413.

6 «Магаданская правда", 12.06.1996.

7 В статье С. Сигачёва «ГУЛАГ и Дальстрой» на сайте «Колыма.RU» опубликованы следующие данные о численности заключённых в лагерях Дальстроя:

На дату Кол-во зэка На дату Кол-во зэка На дату Кол-во зэка
декабрь 1932 11 100 01.01.40 190 309 01.01.47 93 322
01.01.34 29 659 01.01.41 187 976 01.01.48 106 893
01.01.35 36 313 01.01.42 177 775 01.01.49 108 685
01.01.36 48 740 01.01.43 107 775 01.01.50 153 317
01.01.37 70 414 01.01.44 84 716 01.01.51 182 958
01.01.38 90 741 01.01.45 93 542 01.01.52 199 726
01.01.39 138 170 01.01.46 73 060 01.01.53 175 078

        Как видим, эти данные очень близки к данным А. Козлова. Кроме того, в ранее упомянутой работе И. Пыхалова приводятся сведения о численности заключенных в лагерях НКВД со ссылками на источники: так, по состоянию на 11 января 1935 года для Севвостлага указана цифра — 36 010 человек (ГАРФ, ф. 5446, оп. 11, д. 1310, л. 13—14), по состоянию на 1 января 1939 года — 138 170 человек (ГАРФ, ф. 9414, оп. 1, д. 1155, л. 20—22) — абсолютно точное совпадение!
        Похожие сведения о количестве заключённых в лагерях УСВИТЛа привёл в статье «Забвению не подлежит» («Колымский тракт», № 12 (155), 20.03.2002. — С. 11) начальник УИН Минюста РФ по Магаданской области, полковник внутренней службы Пилипенко И. П.:

Год Кол-во зэка,
тыс.чел.
Год Кол-во зэка,
тыс. чел.
1932 10,265 1946 91,6
1938 (лето, осень) 48,251 1947 95,5
1943 90,6 1948 105,8
1944 82,3 1949 120,0
1945 87,5 1.04.1953 145,7


8 «Магаданская правда», 29.11.1994.

9 ГТРВК «Магадан», 10.06.1996.

10 В ранее упомянутой статье И. П. Пилипенко говорится: «С 1932 по 1953 годы в лагеря Колымы было завезено 740 434 человека. В последующие годы доставка заключенных на Колыму являлась незначительной, а в последние годы эта практика вообще прекратилась. Из архивных документов, научных публикаций видно, что эта цифра до 1957 г., т. е. до упразднения Дальстроя, не превышала 800 000 человек».

11 Пресс-секретарь Магаданского областного комитета госстатистики В. Задорин в статье «Впиши себя в историю» под рубрикой «Перепись-2002» («Колымский тракт», № 31, 31.07.2002. — С. 11) утверждает, что итоги переписи населения СССР 1937 года были признаны Сталиным «вредительскими» и засекречены. Правда, причины указываются иные: отражение в итогах переписи результатов голода 1932—1934 годов и данных о религиозных убеждениях населения. Отсюда непонятно, как «засекреченные» данные могли, «по Шмелеву», попасть в статистические сборники.

12 Через Ванино заключённых на Колыму начали доставлять лишь с лета 1945 года.

13 Пилипенко И. П. Забвению не подлежит // «Колымский тракт». — № 11. — 2000 г. — С. 11.

14 ГАМО, ф. р-23, оп. 1, д. 402, л. 157.

15 По данным упомянутой работы И. Пыхалова, численность заключённых в СССР при Сталине:

Год Заключённых Год Заключённых Год Заключённых Год Заключённых
1935 965 742 1940 1 846 270 1945 1 736 186 1950 2 760 095
1936 1 296 494 1941 2 400 422 1946 1 948 241 1951 2 692 825
1937 1 196 369 1942 2 045 575 1947 2 014 678 1952 2 657 128
1938 1 881 570 1943 1 721 716 1948 2 479 909 1953 2 620 814
1939 2 004 946 1944 1 331 115 1949 2 587 732 - -

        Разумеется, мои приблизительные расчёты несут ошибку. Но не в разы же!

16 Кстати, напомним текст хотя бы статьи 58-1: «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими, на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции.
        В силу международной солидарности интересов всех трудящихся такие же действия признаются контрреволюционными и тогда, когда они направлены на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в Союз ССР». [6 июня 1927 г. (СУ № 49, ст. 330)]
.

17 Новодворская В. И. Не отдадим наше право налево! / «Новый взгляд» № 46, 28.08.1993 (см., например, «Статьи и интервью В. Новодворской, фигурирующие в её уголовном деле»).

18 «Не дай бог!», № 7, 01.06.1996.

19 Речь М. С. Горбачёва на семинаре в Американском университете в Стамбуле, 1999 г. — Со ссылкой на газету USVIT («Заря»), 1999 г., № 24, Словакия (см., например, материал на сайте газеты «Советская Россия»).

20 Яковлев А. Н. Российских фашистов породил КГБ. — Интервью газете «Известия», 17.06.1998. — На сайте Фонда Александра Н. Яковлева.

21 «До начала войны с Россией германская разведывательная служба в значительной степени полагалась на "пятую колонну". Но в России, хотя и были недовольные, "пятая колонна" отсутствовала.»Фуллер Дж. Ф. С. Вторая мировая война 1939—1945 гг. М.: Издательство иностранной литературы, 1956. // Цит. по: Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М.: Издательство АПН, 1971. — С. 305.

22 «...дорога пролегала по местности, обозначавшейся ранее на картах как "Автономная республика немцев Поволжья", и тут мне стало понятно, почему Советское правительство не пожелало пойти на риск и оставить здесь немцев. Все они — а их насчитывалось полмиллиона — были в августе 1941 г. высланы в Казахстан. Уже в самом начале войны в Автономной республике немцев Поволжья было несколько случаев диверсий на железнодорожном транспорте; рассказывали также, что местные немцы укрывали немецких лётчиков, сбитых в этом районе.»Верт Александр Россия в войне 1941—1945. М: "Прогресс", 1967. — С. 366.

23 Киров С. М. Избранные статьи и речи (1912—1934). М.: Госполитиздат, 1957. — С. 431.

24 «Содержание Ельцина обходится в 2 800 000 рублей» // «Комсомольская правда», 11.11.2006.

25 Басилашвили О. «Хорст Вессель» вместо Бетховена в качестве гимна Германии. Что бы стало с депутатом бундестага, который бы такое предложил... // «Новая газета», 04.12.2000.

26 Лаврентий Берия. 1953. Стенограмма июльского пленума ЦК КПСС и другие документы... — С. 19.

27 И. Пыхалов на основании анализа состава заключённых ГУЛАГа по характеру преступлений по состоянию на 1 января 1951 г. (Земсков В. Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования, 1991, № 6. — С.10—11.) делает вывод: «среди заключённых, содержащихся в лагерях ГУЛАГа, большинство составляли уголовники, а "репрессированных", как правило, было менее 1/3. Исключение составляют 1944—1948 годы, когда эта категория получила достойное пополнение в лице власовцев, полицаев, старост и других "борцов с коммунистической тиранией". Еще меньше был процент "политических" в исправительно-трудовых колониях.»Пыхалов И. В. Каковы масштабы «сталинских репрессий»...

28 Козлов А. Г. Магадан. Конспект прошлого. Магадан, 1989. — С. 134.

29 Магаданское телевидение, 05.09.1995.

30 Сравните с приведёнными ранее данными из другого источника (Сигачёв С. ГУЛАГ и Дальстрой...): количество заключенных в лагерях Дальстроя: на 01.01.48 — 106 893, на 01.01.49 — 108 685 человек. Цифры, хотя и расходятся, но близки.

31 Более подробно см. Бирюков А. М. Побег двенадцати каторжников // Бирюков А. Колымские истории: очерки. — Новосибирск: Изд-во «Свиньин и сыновья», 2004. — С. 229—320.

32 «Колымский тракт», 27.09.2000, № 39. — Здесь, очевидно, речь идёт о книжке из библиотечки журнала «Огонёк» — Жжёнов Г. С. Омчагская долина. — М. : Правда, 1988. — 64 с. — (Библиотечка журнала «Огонёк». — 1988. — № 33).

33 Козлов А. Г. Магадан. Конспект прошлого... — С. 91.

34 Жжёнов Г. С. Биографическая справка. Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы на сайте Музея и общественного центра «Мир, прогресс, права человека» им. Андрея Сахарова.

35 «В Челябинске открыт памятник Георгию Жжёнову», 17.09.2000.

36 «Восточный форпост», 2001, № 1.

37 Яковлев А. С. Цель жизни. Записки авиаконструктора. М.: Политиздат; Издание 2-е, доп., 1969. Серия: О жизни и о себе — С. 509.

38 Задорин В. Валентин Португалов: «Мы, крещённые в 37-м году...» // «Колымский тракт», № 31, 31.07.2002. — С. 5.

39 Более подробно см. «Маска скорби» Эрнста Неизвестного в Магадане. История строительства. — На сайте Магаданской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина

40 А вот как характеризовал идею памятника магаданский архитектор А. В. Самаров: «Сначала я сам воспринял памятник, созданный Эрнстом Неизвестным как холодно-рассудочный. Но потом постепенно ощутил его ориентацию на высокую нерассудочность, как выход за пределы человеческого ума, человеческих чувств... Это — контраст, пропасть между бесстрастностью основной маски и трагизмом обстоятельств, которым посвящён памятник. Нет человеческих чувств, слов и средств, чтобы описать трагедию миллионов. Отсюда всепонимающее неземное бесстрастие. Лишь символы говорят о том страдании, к которому обращено это бесстрастие. Выплаканы все слёзы, выстрадана вся душа. Это момент, близкий к катарсису, очищению души, осознанию мира таким, каков он есть, примирение с ним как с объективной реальностью по Высшему промыслу и попущению, в которой идёт бой между силами Света и Тьмы, во имя становления человеческой души» («Магаданский комсомолец», 07.10.1990 — С. 5). Ну и как Вам сей образчик «потока сознания»?

41 См., например, Маска скорби в «Википедии».

42 См., например, Алёша (памятник, Пловдив) в «Википедии».

43 См., например, Почему гаснет Вечный огонь в Виннице? — на сайте TviyBiznes.com. Погашен Вечный огонь (я сам тому свидетель. — А. Г.), и в г. Изюме Харьковской области, награждённом, между прочим, орденом Отечественной войны I степени. Неподалёку от погашенного Огня на горе Кремянец стоит ещё один памятник, о котором Изюмский городской портал сообщает: «20 декабря 1919 года, буквально за несколько дней до освобождения города красноармейцами, надо рвом старой крепости деникинцы устроили жестокую расправу над 94 политическими узниками изюмской тюрьмы. В 1926 году на месте гибели узников был установлен белокаменный обелиск». А Деникин сейчас, вроде как, российский национальный герой. Википедия пишет: «В мае 2009 года на личные средства премьер-министра России Владимира Путина на могилах семьи Деникиных, Каппеля и семьи Ильиных был установлен мемориал белым воинам». Так чего же вы хотите? Какой объективности ищете?

44 «Советская Россия», 05.03.1994.

45 Пилипенко И. П. Забвению не подлежит...

46 См., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.03.1998 № Ф03-А73/98-1/164.

47 Тоже интересная компания. Официальный сайт её на www.bibliopolis.chat.ru (забавный домен для официального сайта, не правда ли? — А. Г.) обновлялся в последний раз в 2001 году. По сведениям сайта «Православный магазин "Авва"», издательство «Библиополис» является «православным». И в то же время интернет-магазин «Библион» предлагает к продаже изданные «Библиополисом» «повести Александра Щеголева — классические триллеры с элементами эротики и психоанализа». Ну и кто ещё не прилагал руки к «памяти жертв политических репрессий»?!

48 См., например, «Работы Церетели» в статье «Колумб, Христофор» в Википедии.

49 Выборы президента России были назначены на 16 июня 1996 года и прошли в два тура — 16 июня и 3 июля 1996 года. Выборы отличались остротой политической борьбы между кандидатами.

50 Магадан скоро станет градом храмов // «Дубль-Карибу», № 35, 30.08.2001. — С. 7.

51 Магаданская область. М., 1998. — С. 37.

52 В «Информации об осуществлении управлением МЮ РФ по Магаданской области контрольных функций в отношении религиозных организаций» («Магаданская правда», 21.05.2002. — С. 5) сказано: «Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области зарегистрирована 61 религиозная организация. В числе зарегистрированных юридических лиц состоят: религиозные организации Русской Православной Церкви — 29, Старообрядческие — 3, Римско-Католической Церкви — 2, Еванеглическо-Лютеранская Церковь — 1, Новоапостольская Церковь — 1, Евангельские христиане — 9, Христиане веры евангельской (пятидесятники) — 7, Евангельские христиане (баптисты) — 3, Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней — 1, Ислам — 1, Адвентисты Седьмого Дня — 1, Иудаизм — 2, Христиане-пресвитериане — 1.
 ...В течение 2001 года управлением выявлены нарушения законодательства, допущенные религиозными организациями: Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней, Библейский Колледж Святого Иакова. После вмешательства прокуратуры допущенные нарушения были устранены. В частности, прекращена незаконная образовательная деятельность... Кроме того, по искам управления судом была прекращена деятельность 8 религиозных организаций, не прошедших в установленном порядке перерегистрацию...»


53 ТВ «Охотский ряд», 21.01.2001.

54 Некоторое время спустя памятник, действительно, демонтировали: прошлись бензорезом по ногам и перевезли в другое, подальше от центра города, место. Спасибо — не на свалку... Площадь до 2012 года официально никто не переименовывал, но уже во всех местных газетках она именуется Соборной.

55 Пора напомнить о себе! // «Дубль-Карибу», № 35, 30.08.2001. — С. 3.


©   Александр Глущенко, 2012.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"