Гнитиев Михаил Юрьевич : другие произведения.

Памяти Алоиза Бренча

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.28*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В 2008 году исполнилось десять лет с того печального дня 28 октября, когда из жизни ушел замечательный режиссер Алоиз Бренч. 6 июня 2009 года исполнилось 80 лет со дня рождения мастера кинематографа, но опять по странному стечению обстоятельств на это никто не обратил внимания. Поэтому я и решился напомнить о приближающейся печальной дате 28 октября в нынешнем 2009 году с единственной целью: чтобы все, кто видел фильмы великого режиссера Бренча, вспомнили в этот день о нем и его творчестве.


Памяти Алоиза Бренча

   В 2008 году исполнилось десять лет с того печального дня 28 октября, когда из жизни ушел замечательный режиссер Алоиз Бренч. Печально, что об этом год назад, в 2008 году, никто не сказал ни слова: не знаю, как для Латвии, но для России это весьма странно, поскольку в советское время фильмы Бренча не сходили с экранов кинотеатров Советского Союза, а сериал "Долгая дорога в дюнах" с историей любви сына бедного рыбака Артура и красавицы Марты, дочери зажиточного хозяина Озолса (в исполнении обаятельнейших Юозаса Киселюса и Лилиты Озолиня) оказался настолько популярен, что спустя три года после выхода сериала на экраны страны Бренч стал лауреатом Государственной премии СССР.
   6 июня 2009 года исполнилось 80 лет со дня рождения мастера кинематографа, но опять по странному стечению обстоятельств на это никто не обратил внимания. Поэтому я и решился напомнить о приближающейся печальной дате 28 октября в нынешнем 2009 году с единственной целью: чтобы все, кто видел фильмы великого режиссера Бренча, вспомнили в этот день о нем и его творчестве.
   Алоиз Алоизович Бренч родился 6 июня 1929 года в Риге. С 1945 по 1946 год служил актером в Государственном Художественном Театре Латвийской ССР, артистом миманса (проще говоря, в массовке) Театра оперы и балета. Однако творческая натура Бренча неудержимо влекла его к режиссуре. В 1953 году он заканчивает режиссерский факультет Латвийской консерватории и до 1954 года работает главным режиссером Управления радиоинформации при Министерстве культуры Латвийской ССР. С 1954 года Бренч приступил к работе на Рижской киностудии, параллельно с 1951по1957 руководя художественной самодеятельностью на заводе "ВЭФ". С 1956 по 1966 год Бренч снимал киножурналы (выпустил 146 киножурналов!), документальные и игровые фильмы, занимался дубляжом. Однако из документалистики Бренч в конце концов ушел и, как говорят, не по своей воле. Случилось это после выпуска документального фильма "Слава или жизнь", рассказывавшего о трагической судьбе латвийской легкоатлетке, которой врачи не говорили об обнаруженной в ходе медицинского обследования болезни и даже давали ей допинги для продолжения соревнований, что и закончилось гибелью девушки. Разумеется, советские чиновники фильм "положили на полку" и отлучили Бренча от любимой работы на несколько лет -- причем в очень характерном для тех времен стиле: он продолжал исправно ходить на работу, но работать ему не давали. Недавно я видел фильм, в котором известный российский актер и режиссер Александр Панкратов-Черный рассказал, как он сам оказался в подобной ситуации и какой для него это было трагедией. Можно только догадываться, какую внутреннюю драму переживал Бренч! Однако настойчивые просьбы друзей сделали свое дело: Бренча вернули из творческой опалы, но -- категорически запретив снимать ему документальные фильмы. Однако свершилось главное: он снова получил право на творчество!
   Первым художественным фильмом Бренча стала мелодрама "До осени далеко", снятая в 1964 году. Фильм примечателен тем, что сценарий к нему написал известный советский комедиограф Эмиль Брагинский. Однако по-настоящему Бренч нашел себя в детективах.
   В советское время Рижская киностудия удостоилась чести снимать детективные, исторические и приключенческие фильмы. Как сейчас помню, я с огромным удовольствием в детстве ходил на исторические фильмы, посвященные борьбе рижских горожан за свою независимость от жадных и жестоких феодалов: "Слуги дьявола", "Слуги дьявола на Чертовой мельнице". Эльза Радзиня в "Слугах дьявола" -- настоящая леди! Она же блистала в роли аббатисы в эстонском фильме "Последняя реликвия", снятом по роману замечательного эстонского писателя Эдуарда Борнхёэ "Князь Гавриил или последние дни монастыря святой Бригитты". Хотя честно признаюсь: "Последнюю реликвию" я смотрел трижды в основном из-за того, что в русской версии фильма песни исполнял великий Георг Отс! Говорят, что в эстонской версии фильма песни пел Петер Тоома -- не знаю, почему. Петера Тома, к сожалению не слышал, но эстонцам виднее. темы.
   Невозможно отрицать тот факт, что Бренч стал безусловным авторитетом не только латвийского или прибалтийского, но и советского кинематографа. Двадцать фильмов за тридцать два года -- много это или мало? Трудно сказать вот так, с ходу... Лучше посмотреть фильмы. Многие из них можно найти и скачать в Интернете. Я же постараюсь вкратце описать этапы творческого пути Алоиза Бренча.
   Первым фильмом в детективном жанре (в модном тогда стиле шпионского боевика) стал следующий фильм Бренча "Когда дождь и ветер стучат в окно". Этот фильм я смотрел еще в детстве. Разумеется, запомнилась блистательная Лилита Озолиня: яркия красота и обаяние актрисы в сочетании с незаурядным актерским талантом не могли не произвести впечатление даже на школьника! Но, при великолепной актерской игре прежде всего обращал на себя внимание "фирменный" стиль Бренча, от которого он не отступал никогда: в центре повествования всегда ЧЕЛОВЕК с его личностью, проблемами, чувствами. На мой взгляд, именно это роднит Бренча с режиссерами итальянского неореализма: достаточно сравнить его творческую манеру хотя бы с классическими летами Висконти "Рокко и его братья" и Росселини "Рим -- открытый город". Но, несомненно, по детективной направленности сюжета Бренчу ближе всего Дамиано Дамиани, которого трудно отнести к итальянскому неореализму, но который, безусловно, воспринял все традиции классического итальянского кинематографического направления: индивидуум в конфликте с окружающей действительностью.
   Для Бренча детективный сюжет -- лишь способ приковать внимание зрителя, достичь той степени сопереживания с героем, которая позволит зрителю проникнуться глубиной душевных переживаний личности в сочетании с трагической банальностью нарушения закона как такового.
   Жизненная драма Лейнасара, героя фильма "Когда дождь и ветер стучат в окно", безуспешно пытающегося вернуть прошлое в своей неподдельной жизненной правде затмевает обусловленные жанровым сюжетом классические шпионские приключения связного между разведцентром и "лесными братьями".
   Снятая вскоре после первого художественного фильма лента "24-25 не возвращается" представляет собой классический детектив, построенный вокруг загадочного исчезновения ценного медицинского препарата из медицинской клиники. В роли следователя Мары снялась известная в то время актриса Жанна Болотова, получившая в 1969 году премию кинофестиваля в Варне за лучшую женскую роль.
   Следующим фильмом Бренча стала лента о советском разведчике, внедренном в немецкую разведшколу. В основу сценария легла подлинная история советского разведчика Мокия Каращенко, которого блистательно сыграл замечательный актер Игорь Ледогоров (увы, скончавшийся в 1985 году в Новой Зеландии).
   Следующий фильм Бренча "Большой янтарь", как ни странно, был музыкальной комедией. В этой стандартной по меркам развлекательного жанра ленте примесательным является то, что музыку написал кумир советских времен Раймонд Паулс, а в самом фильме снимались такие известнейшие актеры, как Ольга Аросева, Александр Белявский, Борис Рунге, Борис Сичкин, Алексей Смирнов и Сергей Филиппов.
   Фильм "Город под липами" -- классическая военная драма с Гиртом Яковлевс и Виталием Коняевым в главных ролях. Из других известных для советского зрителя актеров, снявшихся в фильме, следует отметить Вячеслава Шалевича, Любовь Виролайнен, Бруно Фрейдлиха и Николая Крюкова.
   В 1973 году Бренч создает, наконец, классический по реализации и один из самых известных его детективов -- "Шах королеве бриллиантов" с Лидией Пупуре и Гунаром Цилинским в главных ролях. Примечательно, что одну из ролей в фильме сыграла снявшаяся в первом художественном фильме Бренча актриса Лилита Озолиня.
   В следующем году вышел детективный фильм "Свет в конце тоннеля", а еще через год -- "Ключи от рая", продолжение фильма "Свет в конце тоннеля". И далее фильмы выходят с завидным постоянством.
   1976 год: "Быть лишним" -- нелегкая судьба отсидевшего семь лет и твердо решившего "завязать" вора; лента, снятая в укоренившемся к тому времени стиле советского "гангстерского боевика", но с неповторимой и узнаваемой "бренчевской" манерой повествования.
   1977 год: "Подарки по телефону" -- о том, как обычного трудягу втягивают в уголовщину с использованием классического приема "мышеловки с бесплатным сыром". Зловещая фраза "Петерсон, не делай глупостей!" с угрожающим шорохом доносящаяся из телефонной трубки, помогает поддерживать сюжет в напряжении -- классический детективный прием. Но самого Петерсона чисто по-человечески жаль: попал в переделку не по своей вине. И когда он находит достойный выход из кажущегося безвохыдным положения, зритель искренне радуется за него.
   1978 год: "Ралли" -- отлично сработанный детектив. Сюжет прост: во время проведения международного автомобильного ралли один из экипажей обнаруживает в машине неизвестно кем спрятанную картину. В то же время такая тема дает отличную возможность для создания напряженного киноповествования -- что Бренч с блеском и реализовал. В фильме снялись известные советские актеры: Александр Белявский, Александр Вокач, Валентина Титова и Витаутас Томкус.
   Наконец, в 1980 году на телеэкранах страны демонстрируется уже упоминавшийся сериал "Долгая дорога в дюнах", принесший Бренчу вполне заслуженную Государственную премию. Кстати: роль Марты изначально писалась под популярнейшую актрису Вию Артмане, но выбор был сделан в пользу более молодой (и, соответственно, более подходящей к роли юной девушки) Лилиты Озолиня. При всем уважении к памяти великой Артмане, надо признать: Лилита оказалась на высоте! Трудно удержаться, чтобы не вспомнить великолепный дуэт Артмане и Ивара Калниньша (и поныне радующего нас своими актерскими работами) в фильме "Театр" по известнейшей пьесе Сомерсета Моэма.
   В 1985 году Бренч впервые открыл советскому зрителю творчество талантливого американского детективщика Джеймса Чейза, по роману которого "Весь мир в кармане" Бренч снял трехсерийный фильм "Мираж". Не вызывает сомнений, что поистине гигантская популярность романов Чейза на территории СССР в начале 90-х годов не в последнюю очередь связана именно с популярностью фильма Бренча "Мираж". Фильм примечателен не только совершенной передачей напряженного чейзовского повествования, но и великолепным подбором актеров: исключительно популярный в то время Региманатас Адомайтис; словно созданная для роли Джинни -- амбициозной девицы с внешностью Барби и самообладанием матерого уголовника -- красавица Мирдза Мартинсоне; знакомый по роли хладнокровного и расчетливого преступника в фильме "Черный принц" Борис Иванов, а также хорошо известные советскому зрителю по ролям второго плана и эпизодам Мартиньш Вильсонс и Интс Буранс.
   В 1985 году выходит на экраны детектив "Двойной капкан". Вместе с Петерисом Гаудиньшом в фильме снялась любимая актриса Бренча Лилита Озолиня.
   В 1990 году Бренч снимает семейную сагу "Семья Зитаров" по одноименному роману Виллиса Лациса. И в этом эпопее мы снова видим Лилиту Озолиня. Подытожив многолетнее сотрудничеству двух талантов, можно уверенно утверждать: Бренч нашел свою героиню, а Озолиня -- своего режиссера.
   В 1991 году выходит последний "советский детектив" Бренча "Депрессия", посвященный кровавым разборкам наркомафии. В фильме звучит музыка Раймонда Паулса, а в качестве актеров отметились такие звезды советского кино как Донатас Банионис ("Никто не хотел умирать", "Мертвый сезон", "Приключения принца Флоризеля") и Гирт Яковлевс ("Долгая дорога в дюнах", "Смерть под парусом", "Фронт за линией фронта").
   В 1992 году выходит детектив "Дуплет" с лихо закрученным сюжетом, где переплетены похищение с целью выкупа и бизнес по захоронению химических отходов. В фильме снялся Гирт Яковлевс. Это был последний детектив Бренча: после "Дуплета" Бренч отошел от детективной тематики.
   В 1994 году Бренч снимает мелодраму "Роман в русском стиле". Помимо несомненных художественных достоинств лента примечательна актерским составом: Ирина Купченко, Михаил Светин, Сергей Шакуров, Ирина Метлицкая, Николай Еременко (младший), Татьяна Догилева.
   Последний фильм Бренча -- историческая драма "Анна", основанная на реальных событиях. Это история монахини Анны Ноткен, жившей в Лифляндии в конце XVI века, во времена начала Реформации и посвятившей свою жизнь борьбе за сохранение рижского монастыря Св. Марии Магдалены. В фильме снова можно наблюдать знакомый и блистательный актерский состав: Вия Артмане, Лилита Озолиня, Регимантас Адомайтис, Донатас Банионис, Гирт Яковлевс.
   28 октября 1998 года великий советский и латвийский режиссер Алоиз Бренч скончался, не дожив чуть более семи месяцев до своего семидесятилетия.
   Примечание: фотографии взяты из свободной интернет-энциклопедии Википедия. Если владельцы фотографий усмотрят нарушение авторских прав, то по их обращению к автору очерка фотографии будут немедленно удалены.
Оценка: 7.28*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"