Гнитиев Михаил Юрьевич : другие произведения.

Курилы: Зачем нам куски скал в океане?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.92*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Когда заходит разговор о Курильских островах, можно часто услышать поразительные слова: "А зачем нам эти куски скал в океане? Да отдать их японцам!" Разумеется, примитивным существам, не желающим ни в чем разбираться, легко зомбируемым хорошо оплаченными пропагандистами, - им бесполезно объяснять их преступную глупость. А вот для всех остальных, - не боящихся мыслить самостоятельно, осмысливать факты, а не тупо придерживаться "общечеловеческих ценностей", - я и написал очередную главу с разоблачением "новейшей мифологии".


Новейшая мифология.

Глава 2. Зачем нам куски скал в океане?

   Когда заходит разговор о Курильских островах, можно часто услышать поразительные слова: "А зачем нам эти куски скал в океане? Да отдать их японцам!" Вот и снова "новейшая мифология" в действии!
   Разумеется, примитивным существам, не желающим ни в чем разбираться, легко зомбируемым хорошо оплаченными пропагандистами, -- им бесполезно объяснять их преступную глупость. А вот для всех остальных, -- не боящихся мыслить самостоятельно, осмысливать факты, а не тупо придерживаться "общечеловеческих ценностей", -- я и написал очередную главу с разоблачением "новейшей мифологии".
  

Предыстория вопроса

   В процессе освоения дальневосточных территорий Россия столкнулась с Японией. Во времена Екатерины Великой жители Курильских островов и северной части острова Мацумая (ныне Хоккайдо), -- где коренным населением являлись айны, -- были приведены в российское подданство. К концу 18 века российское правительство считало Курилы российской территорией, а остров Мацумая -- территорией с неопределенным статусом (поскольку в северной его части проживали русские подданные, а в южной части находился японский город). За обладание Курилами и Сахалином между Россией (а позже и СССР) и Японией с начала 18 века (экспедиция Козыревского на Курилы в 1711 году) и до середины 20 века шла упорная борьба с переменным успехом. Наконец, в середине 20 века в этом вековом конфликте была поставлена запятая, обозначившая современный статус-кво.
   В феврале 1945 году на Ялтинской конференции глав стран -- участниц антигитлеровской коалиции, было принято решение после окончания Второй мировой войны Южный Сахалин и все Курильские острова передать Советскому Союзу, -- что являлось НЕПРЕМЕННЫМ условием вступления СССР в войну с Японией через три месяца после окончания войны в Европе. СССР выполнил условия Ялтинского соглашения, в начале августа начав операцию в Маньчжурии против Квантунской армии японцев и полностью ее ликвидировав. Таким образом, с точки зрения международного права принадлежность России Южного Сахалина и Курильских островов НЕОСПОРИМА.
   Это было подтверждено в сентябре 1951 в Сан-Франциско при заключении мирного договора между Японией и США, согласно которому Япония ОТКАЗАЛАСЬ от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова.
   В 1956 году начались советско-японские переговоры о нормализации отношений между двумя странами. Склонный к "широким" жестам Хрущев в качестве "демонстрации доброй воли" согласился уступить два острова Шикотан и Хабомаи Японии в обмен на подписание мирного договора. Японская сторона первоначально склонялась к принятию советского предложения, но тут вмешались претендующие на роль "мирового жандарма" США, в сентябре 1956 года направившие Японии ноту, в которой говорилось: если Япония откажется от своих претензий на Кунашир и Итуруп и удовлетворится только двумя островами, то в этом случае США не отдадут острова Рюкю, где главным островом является Окинава (там по сию пору находятся военные базы США). Американский шантаж оказал действие: японцы отказались подписать мирный договор на предложенных условиях. А продленный 19 января 1960 года договор о безопасности от 8 сентября 1951 года между США и Японией сделал окончательно невозможной передачу Японии Шикотана и Хабомаи, поскольку согласно этому, -- то есть на Курилах могли быть организованы американские военные базы, что было категорически неприемлемо для СССР.
   На сегодняшний день все Курильские острова находятся под администрацией России, однако принадлежность четырех южных острова оспаривается Японией: Итуруп, Шикотан, Кунашир и группа островов Хабомаи.
   Отсутствие формального мирного договора с Японией используется для разного рода спекуляций: дескать, Россия формально до сих пор находится в состоянии войны с Японией и это якобы мешает развитию экономических отношений между странами. Достаточно съездить на Дальний Восток и убедиться, что он наводнен японскими иномарками, которые местные жители привозят из Японии, невзирая на до сих пор "идущую войну".
  
   Комментарий автора:
   Кстати, Черногория формально находится в состоянии войны с Японией аж с 1904 года. Тогда еще княжество Черногория объявила войну Японии в знак солидарности с Россией и отправив в русскую армию добровольцев-офицеров. Периодически в Черногории всплывает вопрос о необходимости заключить наконец "мир" с Японией, но у парламента и правительства страны каждый раз находятся более неотложные дела.
  

Природные ресурсы

   На островах и в прибрежной зоне разведаны промышленные запасы руд цветных металлов, ртути, природного газа, нефти. На острове Итуруп в начале XX века японцы добывали самородную серу. Общие ресурсы золота на Курильских островах оцениваются в 1 867 т, серебра -- 9 284 т, титана -- 39,7 млн т, железа -- 273 млн. т (данные из Википедии). Но самым ценным является единственное в мире месторождение рения на острове Итуруп, в районе вулкана Кудрявый. Рений -- редкий металл, используемый в производстве лопаток турбин реактивных двигателей и самоочищающихся электрических контактов для особонадежной техники. С точки зрения промышленной разработки перспективны запасы нефти и газа в прибрежном шельфе.
  
   Но главная, исключительная ценность Курильских островов заключается в их МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИИ.
  
   Для изучения вопроса понадобятся следующие карты. Карта собственно Курильских островов, взята отсюда: http://www.infoflotforum.ru/lofiversion/index.php/t22515.html
  
   Карта рельефа дна Охотского моря, взятая отсюда:
   http://www.pacificinfo.ru/data/cdrom/2/HTML/5_02.htm#
  
   И карта Охотского моря, взятая отсюда:
   http://esimo.oceanography.ru/esp2/index/index/esp_id/9/section_id/2
   На последнюю карту наложен контур границы экономической зоны.
  
   Вначале следует уяснить терминологию, используемую Международным морским правом и трактовку этих терминов. Текст, описывающий и поясняющий нормы морского права, взят отсюда и выделен кавычками (заголовки и слова прописными буквами выделены автором для удобства восприятия текста):
   http://www.navy.ru/law/sealaw/isl.htm
  
  

Понятие внутренних морских вод

   "В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье, входят внутренние морские воды. Международные соглашения и национальные законы различных государств относят к ним воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря.
   Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также: 1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов; 2) море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (например, Белое море); 3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.
   В том случае, когда ширина входа в залив (бухту, губу, лиман) больше 24 морских миль, для отсчета внутренних морских вод внутри залива (бухты, губы, лимана) проводится от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее водное пространство.
   Указанные выше правила отсчета внутренних вод в заливах (бухтах, губах и лиманах) не применяются к "историческим заливам", которые, независимо от ширины входа в них, считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции К таким "историческим заливам" относится, в частности, на Дальнем Востоке залив Петра Великого до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотный (ширина входа 102 морские мили). Статус залива Петра Великого как "исторического залива" был определен Россией в 1901 году в правилах морского рыбного промысла в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства, а также в соглашениях России и СССР с Японией по вопросам рыболовства 1907, 1928 и 1944 годов.
   Канада считает своими историческими водами Гудзонов залив (ширина входа около 50 морских миль). Норвегия -- Варангер-фьорд (ширина входа 30 морских миль), Тунис -- Габесский залив (ширина входа около 50 морских миль)".
  
   Комментарий автора:
   Взглянув на карту, можно заметить один любопытный факт: для того, чтобы Охотское море являлось внутренним морем России, не хватает самой малости - северной части острова Хоккайдо. Ох, дворянин Антипов в 1779 году жителей именно этой территории (наряду с жителями Итурупа и Кунашира) привел к российском подданству, а императрица Екатерина Великая специальным указом освободила своих новых подданных от всех податей! Далеко вдаль смотрела матушка Императрица!
  

Понятие территориального моря

   "Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних морских вод (у государства-архипелага -- за архипелажными водами), называется территориальным морем, или территориальными водами. На этот морской пояс определенной ширины распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской государственной границей прибрежного государства. Основанием для признания за прибрежным государством права на включение территориального моря в состав его государственной территории послужили очевидные интересы этого государства в отношении как защиты своих береговых владений от нападений со стороны моря, так и обеспечения существования и благополучия своего населения за счет эксплуатации морских ресурсов прилегающих районов.
   Суверенитет прибрежного государства распространяется на поверхность и недра дна территориального моря, а также на воздушное пространство над ним. Положения о распространении суверенитета прибрежного государства над территориальным морем содержатся в ст. 1 и 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и ст. 2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Естественно, что в территориальном море действуют законы и правила, установленные прибрежным государством.
   В территориальном море суверенитет прибрежного государства осуществляется, однако, с соблюдением права иностранных морских судов пользоваться мирным проходом через территориальное море других стран.
   Признание права мирного прохода иностранных судов через территориальное море отличает последнее от внутренних морских вод".
  

Ширина территориального моря

   "Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.
   При проведении исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега. Кроме того, система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.
   На протяжении XIX и до середины XX столетия сложился международный обычай, согласно которому линия внешней границы территориального моря может находиться в пределах от 3 до 12 морских миль от исходных линий для измерения территориального моря. Комиссия международного права отметила в 1956 году, что "международное право не допускает расширения территориального моря за пределы 12 миль". Однако I Конференции ООН по морскому праву из-за разногласий между государствами не удалось зафиксировать это положение в принятой ею Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне. Лишь Конвенция ООН по морскому праву 1982 года впервые в договорном порядке декларировала в качестве универсальной нормы международного права положение о том, что "каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 МОРСКИХ МИЛЬ", отмеряемых от установленных ею исходных линий. В настоящее время свыше 110 государств установили ширину территориального моря в пределах до 12 морских миль. ОДНАКО около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит, установленный международным правом. А БОЛЕЕ 10 из них (Бразилия, Коста-Рика, Панама, Перу, Сальвадор, Сомали и некоторые другие) односторонними законодательными актами, принятыми до Конвенции ООН по морскому праву, расширили свои территориальные воды до 200 морских миль. По-видимому, решению возникшей таким образом проблемы сможет содействовать вступление в силу Конвенции по морскому праву или ее фактическое осуществление подавляющей частью государств.
   Разграничение территориального моря между противоположными или смежными государствами в соответствующих случаях осуществляется по соглашениям между ними, учитывающим особенности каждого случая. При отсутствии такого соглашения прибрежные государства не могут распространять свое территориальное море за срединную линию.
   Мирный проход иностранных судов через территориальное море. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривают право мирного прохода через территориальное море для иностранных судов. Под проходом через территориальное море понимается плавание судов с целью: а) пересечь это море без захода во внутренние воды, а также не вставая на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод; б) пройти во внутренние воды или выйти из них либо встать на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод. Проход иностранного судна через территориальное море считается мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.
   Конвенция ООН по морскому праву указывает, в частности, что проход не является мирным, если проходящее судно допускает угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства либо любым другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН, осуществляет маневры или учения с оружием любого вида, любой акт, имеющий целью затронуть оборону или безопасность прибрежного государства, равно как и любой другой акт, не имеющий прямого отношения к проходу (подъем и посадка летательных аппаратов, выгрузка и погрузка товаров, валют, лиц, загрязнение моря, рыбная ловля и т. д.).
   Прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море необходимые меры для недопущения прохода, который не является мирным. Оно может также без дискриминации между иностранными судами временно приостановить в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если такое приостановление существенно важно для охраны его безопасности, включая проведение учений с использованием оружия. Такое приостановление вступает в силу только после должного оповещения о нем (дипломатическим путем или через "Извещения мореплавателям", или иным образом). По Конвенции при осуществлении права мирного прохода через территориальное море иностранные суда обязаны соблюдать законы и правила, принимаемые прибрежным государством в соответствии с положениями Конвенции и другими нормами международного права. Эти правила могут касаться: безопасности судоходства и регулирования движения судов; сохранения ресурсов и предотвращения нарушения рыболовных правил прибрежного государства; защиты окружающей среды; морских научных исследований и гидрографических съемок; таможенного, санитарного, фискального и иммиграционного режимов".
  
   Комментарий автора:
   Таким образом, значительная часть Охотского моря под понятие территориального моря не подпадает.
  

Континентальный шельф

   "Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное продолжение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон.
   С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов.
   Вопрос о континентальном шельфе в международно-правовом плане возник, когда выяснилось, что в недрах шельфа находятся залежи минерального сырья, ставшие доступными для добычи.
   На I Конференции ООН по морскому праву в 1958 году была принята специальная Конвенция о континентальном шельфе, признавшая суверенные права прибрежного государства над континентальным шельфом в целях разведки и разработки его естественных богатств, в том числе минеральных и других неживых ресурсов поверхности и недр морского дна, живых организмов "сидячих видов" (жемчуг, губки, кораллы и др.), прикрепленных к морскому дну или передвигающихся по нему или под ним в надлежащий период своего развития. К последним видам были отнесены также крабы и другие ракообразные.
   Конвенция предусмотрела право прибрежного государства при осуществлении разведки и разработки естественных богатств континентального шельфа возводить необходимые сооружения и установки, а также создавать вокруг них 500-метровые зоны безопасности. Эти сооружения, установки и зоны безопасности не должны устанавливаться, если это может создать препятствия для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для международного судоходства.
   В Конвенции сказано, что под континентальным шельфом понимаются поверхность и недра морского дна подводных районов вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов. Такое определение континентального шельфа могло дать прибрежному государству основание распространять по мере роста его технических возможностей по добыче ресурсов шельфа свои суверенные права на неопределенно широкие морские районы.
   В этом состоял существенный недостаток данного определения.
   На III Конференции по морскому праву были приняты цифровые пределы для установления внешней границы континентального шельфа. Конвенция ООН по морскому праву определила континентальный шельф прибрежного государства как "морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние" (п. 1 ст. 76).
   В тех случаях, когда подводная окраина материка шельфа прибрежного государства простирается более чем на 200 морских миль, прибрежное государство может относить внешнюю границу своего шельфа за пределы 200 морских миль с учетом местонахождения и реальной протяженности шельфа, но при всех обстоятельствах внешняя граница континентального шельфа должна находиться НЕ ДАЛЕЕ 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль (185,2 километров) от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины 2500 м (п. 5 ст. 76). В соответствии с Конвенцией создается Комиссия по границам континентального шельфа. Границы, установленные прибрежным государством на основе рекомендаций указанной Комиссии, являются окончательными и для всех обязательны.
   Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Следовательно, осуществление этих прав не должно вести к ущемлению свободы судоходства и свободы полетов над континентальным шельфом.
   Кроме того, все государства вправе прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. При этом определение трассы для их прокладки осуществляется с согласия прибрежного государства.
   Научные исследования на континентальном шельфе в пределах 200 морских миль могут производиться с согласия прибрежного государства. Однако оно не может по своему усмотрению отказать другим странам в согласии на проведение морских исследований на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль, за исключением тех районов, в которых им ведутся или будут проводиться операции по детальной разведке природных ресурсов.
   Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами".
   Кроме того, права прибрежного государства на экономическую деятельность регламентируются дополнительным понятием исключительной экономической зоны.
  
   Комментарий автора:
   Нетрудно убедиться, что принцип "100 морских миль от 2500 метровой изобаты" недвусмысленно относит основную часть Охотского моря к континентальному шельфу, принадлежащему России как прибрежному государству. Исключение составляет территория севернее острова Хоккайдо, делящаяся с Японией по принципу срединной линии, а также примыкающая с севера к Курильским островам Курильская котловина с глубинами свыше 3000 метров. Поэтому для определения режима экономической деятельности вокруг Курильских островов используется понятие исключительной экономической зоны.
  

Исключительная экономическая зона

   "Вопрос о создании за пределами территориального моря в прилегающем непосредственно к нему районе исключительной экономической зоны возник на рубеже 60 -70-х годов нашего столетия. Инициатива постановки его исходила от развивающихся стран, которые считали, что в сложившихся условиях огромного технического и экономического превосходства развитых государств принцип свободы рыболовства и добычи минеральных ресурсов в открытом море не отвечает интересам стран "третьего мира" и выгоден только морским державам, имеющим необходимые экономические и технические возможности, а также крупный и современный рыболовный флот. По их мнению, сохранение свободы рыболовства и других промыслов было бы несовместимо с идеей создания нового, справедливого и равноправного экономического порядка в международных отношениях.
   После определенного периода возражений и колебаний, длившегося около трех лет, крупные морские державы приняли в 1974 году концепцию исключительной экономической зоны при условии решения вопросов морского права, рассматривавшихся III Конференцией ООН по морскому праву, на взаимоприемлемой основе. Такие взаимоприемлемые решения в результате многолетних усилий были найдены Конференцией и включены ею в Конвенцию ООН по морскому праву.
   В соответствии с Конвенцией экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль (370,4 километров) от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В этом районе установлен специфический правовой режим. Конвенция предоставила прибрежному государству в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра.
   Конвенция предусматривает право других государств при определенных условиях участвовать в промысле живых ресурсов исключительной экономической зоны. Однако это право может быть осуществлено только по соглашению с прибрежным государством.
   За прибрежным государством признана также юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и сохранения морской среды. Морские научные исследования, создание искусственных островов, установок и сооружений для экономических целей могут осуществляться в исключительной экономической зоне другими странами с согласия прибрежного государства.
   В то же время другие государства, как морские, так и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической зоне свободами судоходства, полетов над ней, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными видами использования моря, относящимися к этим свободам. Указанные свободы осуществляются в зоне как в открытом море. На зону распространяются также другие правила и нормы, регулирующие правопорядок в открытом море (исключительная юрисдикция государства флага над своим судном, допустимые изъятия из нее, право преследования, положения о безопасности мореплавания и т. д.). Никакое государство не вправе претендовать на подчинение экономической зоны своему суверенитету. Это важное положение применяется без ущерба для соблюдения других положений правового режима исключительной экономической зоны.
   В связи с этим следует обратить внимание на то обстоятельство, что Конвенция предписывает, чтобы прибрежное государство и другие государства при осуществлении своих прав и обязанностей в зоне должным образом учитывали права и обязанности друг друга и действовали соответственно положениям Конвенции.
   Еще в разгар работы III Конференции ООН по морскому праву значительное число государств, опережая ход событий и пытаясь направить их по нужному руслу, приняли законы об установлении вдоль своих берегов рыболовных или экономических зон шириной до 200 морских миль. В конце 1976 года, почти за шесть лет до окончания Конференции, США, Великобритания, Франция, Норвегия, Канада, Австралия и ряд других стран, включая развивающиеся, приняли такого рода законы.
   В этих условиях районы морей и океанов, открытые для свободного рыболовства, в том числе у советских берегов, могли бы стать зонами опустошительного промысла. Такое очевидное и нежелательное развитие событий заставило законодательные органы СССР принять в 1976 году Указ "О временных мерах по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в морских районах, прилегающих к побережью СССР". Эти меры были приведены в соответствие с новой конвенцией Указом "Об экономической зоне СССР" в 1984 году.
   В настоящее время свыше 80 государств имеют исключительные экономические или рыболовные зоны шириной до 200 морских миль. Правда, законы некоторых из этих государств пока не полностью соответствуют положениям Конвенции ООН по морскому праву. Но эта ситуация будет изменяться по мере дальнейшего укрепления режима, предусмотренного Конвенцией.
   Конвенционные положения об исключительной экономической зоне являются компромиссными. Они иногда подвергаются неоднозначному толкованию. Так, некоторые зарубежные авторы, в частности из развивающихся государств, высказывают точку зрения о том, что исключительная экономическая зона ввиду присущего ей специфического правового режима, включающего значительные права прибрежного государства, не является ни территориальным морем, ни открытым морем. Справедливо отмечая специфичность правового режима исключительной экономической зоны, который включает важные функциональные или целевые права прибрежного государства и значительные элементы правового режима открытого моря, авторы этой точки зрения не дают ясного ответа на вопрос о пространственном статусе исключительной экономической зоны и не принимают во внимание положений ст. 58 и 89, указывающих на применимость к исключительной экономической зоне важных свобод и правового статуса открытого моря".
  
   Комментарий автора:
   На карте рельефа Охотского моря видно, что не попадающая в зону шельфа Курильская впадина перекрывается 200 мильной экономической зоной Сахалина и Курильских островов.
   Таким образом, суверенитет России над Курильскими островами ОБЕСПЕЧИВАЕТ владение морскими богатствами на 200 морских миль как в сторону Охотского моря, так и в сторону Тихого океана. Что это означает на практике?
   Это означает, что режим как рыболовства, так и прочего использования морских богатств Охотского моря (до точки пересечения с экономической зоной Японии, определяемой северным побережьем острова Хоккайдо) ПО ВСЕМУ Охотскому морю (кроме вышеуказанной незначительной части) плюс 200 морских миль (370,3 км) от Курильских островов в сторону Тихого океана -- определяет ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО Россия, без каких-либо консультаций и согласований с другими странами. Вот такая цена этих маленьких скалистых кусочков суши!
  
   И, наконец, следует сказать о статусе закрытого моря, который в прессе часто трактуется ошибочно.
  

Закрытое или полузакрытое море

   "Под закрытым морем понимается море, которое омывает берега нескольких государств и по своему географическому положению не может быть использовано для транзитного прохода через него в другое море. Доступ из открытого моря в закрытое море осуществляется по узким морским путям, ведущим только к берегам государств, расположенных вокруг закрытого моря.
   Концепция закрытого моря была сформулирована и получила отражение в договорной практике в конце XVIII и в течение первой половины XIX века. Согласно этой концепции, принцип свободы открытого моря не применялся в полном объеме к закрытому морю: в закрытое море был ограничен доступ военно-морских кораблей неприбрежных к нему государств.
   Поскольку эта идея отвечает интересам безопасности прибрежных стран и сохранению мира в таких морях, она получила в свое время признание в доктрине международного права и сохраняет свое значение и в наши дни.
   К закрытым морям, в частности, относят Черное и Балтийское моря. Эти моря иногда называют полузакрытыми и региональными. Правовой режим указанных морей нельзя отделить от правового режима Черноморских и Балтийских проливов.
   На протяжении XVIII и XIX столетий прибрежные государства в договорном порядке неоднократно заключали соглашения с целью закрыть Черное и Балтийское моря для военных кораблей неприбрежных стран. Однако в последующие периоды главным образом из-за противодействия стран, не имеющих здесь своих владений, для Черного и Балтийскою морей не были установлены правовые режимы, соответствующие значению и положению этих морских акваторий.
   Во второй половине XX века концепция закрытого моря получила дальнейшее развитие и стала предусматривать положения о специальной правовой защите морской среды и региональном правовом регулировании рыболовства в закрытых или полузакрытых морях.
   Конвенция ООН по морскому праву расширила понятие закрытых или полузакрытых морей, которые в русском тексте Конвенции именуются "замкнутыми или полузамкнутыми морями" (ст. 122). Конвенция, не определяя содержания правового режима этих морей, устанавливает приоритетные права прибрежных государств на управление живыми ресурсами, защиту и сохранение морской среды и координацию научных исследований в закрытых и полузакрытых морях (ст. 123)".
  
   Комментарий автора:
   Таким образом, при наличии общих интересов, Япония и Россия на основании двухсторонних соглашений (если найдут такую необходимость) могут объявить Охотское море закрытым морем.
  
   Есть еще любопытное понятие архипелажных вод.
  

Воды государств-архипелагов (архипелажные воды)

   "В результате краха колониализма появилось большое число стран, которые состоят полностью из одного или даже более архипелагов. В связи с этим возник вопрос о правовом статусе вод, находящихся внутри государства-архипелага или между его островными владениями. На III Конференции ООН по морскому праву государства-архипелаги внесли предложения о распространении на архипелажные воды суверенитета соответствующего государства-архипелага. Но эти предложения не всегда учитывали интересы международного судоходства через проливы, находящиеся в пределах архипелажных вод.
   В Конвенции по морскому праву вопрос об архипелажных водах получил следующее решение. Архипелажные воды состоят из вод, расположенных между островами, входящими в состав государства-архипелага, которые отграничиваются от других частей моря вокруг государства-архипелага прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и обсыхающих рифов архипелага. Длина таких линий не должна превышать 100 морских миль, и лишь 3% их общего числа могут иметь максимальную длину 125 морских миль. При их проведении не допускается сколько-нибудь заметного отклонения от берега. От этих линий в сторону моря отсчитываются территориальные воды государства-архипелага.
   Соотношение между площадью воды и площадью суши внутри этих линий должно составлять от 1:1 до 9:1. Следовательно, не каждое государство, состоящее из островов, может иметь архипелажные воды. Их не имеют, например, Великобритания и Япония.
   На архипелажные воды, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы, распространяется суверенитет государства-архипелага (ст. 49).
   Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, как он установлен применительно к территориальному морю.
   Однако иной правовой режим устанавливается для находящихся в пределах архипелажных вод морских путей, обычно используемых для международного судоходства. В этом случае осуществляется право архипелажного прохода. Архипелажный проход представляет собой осуществление права нормального судоходства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или экономической зоны в другую часть открытого моря или экономической зоны. Для осуществления архипелажного прохода и пролета государство-архипелаг может устанавливать морские и воздушные коридоры шириной 50 морских миль. Эти коридоры пересекают его архипелажные воды и включают все обычные пути прохода, используемые для международного судоходства и пролета над ними, и на таких путях они включают все обычные судоходные фарватеры.
   Если государство-архипелаг не устанавливает морских или воздушных коридоров, право архипелажного прохода может осуществляться по путям, обычно используемым для международного судоходства.
   К архипелажному проходу mutatis mutandis (с учетом необходимых различий) применяются постановления, относящиеся к транзитному проходу через проливы, используемые для международного судоходства, и определяющие обязанности судов, осуществляющих проход, а также обязанности государств, граничащих с проливами, включая обязанность не препятствовать транзитному проходу и не допускать никакого приостановления транзитного прохода.
   Конвенция по морскому праву не предоставляет право устанавливать архипелажные воды между островами архипелагов, разобщенных с основной частью какого-либо государства".
  
   Комментарий автора:
   Район Курильских островов может быть объявлен архипелажными водами только при условии провозглашения независимости Курильских островов.
  
   И в заключение, о международных организациях.
  

Международные организации в области освоения Мирового океана

   "Расширение и интенсификация деятельности государств по использованию морей и океанов привели к возникновению и значительному росту в последние годы международных организаций, призванных способствовать развитию сотрудничества государств в различных областях освоения Мирового океана.
   Выше уже говорилось о международных организациях по эксплуатации живых ресурсов моря и их сохранению. Конвенция ООН по морскому праву предусмотрела создание Международного органа по морскому дну, который наделен большими полномочиями в области добычи ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа.
   Уже в течение нескольких лет работает подготовительная комиссия по практическому осуществлению положений Конвенции, относящихся к созданию и функционированию Международного органа по морскому дну.
   Крупный вклад в развитие международного морского права и сотрудничества государств в области использования Мирового океана вносит Международная морская организация (ИМО), созданная в 1958 году (до 1982 г.-- Международная морская консультативная организация -- ИМКО).
   Основные цели ИМО состоят в том, чтобы способствовать сотрудничеству между правительствами и проведению мероприятий, относящихся к техническим вопросам международного торгового судоходства, а также в том, чтобы содействовать устранению дискриминационных мер и излишних ограничений, затрагивающих международное торговое судоходство. Организация занимается, в частности, и разработкой проектов конвенций по таким вопросам, как охрана человеческой жизни на море, предотвращение загрязнения моря с судов, безопасность рыболовных судов, и многим другим.
   Разработкой правовых норм, относящихся к морским вопросам, занимается также Международный морской комитет, учрежденный в 1897 году в Бельгии и имеющий своей целью унификацию морского права путем заключения международных договоров и соглашений, а также посредством установления единообразия в законодательстве различных стран.
   Большое значение для развития международного сотрудничества в изучении океанов и морей имеют Межправительственная океанографическая комиссия, существующая при ЮНЕСКО, и Международный совет по исследованию моря.
   В 1976 году учреждена Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Ее цель -- круглосуточно и быстро осуществлять связь морских судов через искусственные спутники Земли с судовладельцами и административными органами соответствующих государств -- участников конвенции, учредившей ИНМАРСАТ, а также друг с другом.
   Россия является членом всех указанных выше международных организаций.
  
   Выводы
  
   Наш великий соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов в свое время высказал твердое убеждение, что богатства России будут "прирастать Сибирью". В те времена в глазах большинства современников Сибирь в основном была источником дорого ценимой пушнины. Но Ломоносов потому и велик, что видел дальше других.
   Учитывая все возрастающее значение ресурсов в мировой экономике, очевидно: наряду с активным участием России в борьбе за ресурсы Северного Ледовитого океана огромное значение приобретает владение Россией Курильскими островами как главное условие ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО распоряжения Россией богатствами Охотского моря. ЛЮБОЕ изменение статуса какого-либо острова Курильского архипелага означает ПРЯМУЮ РАСТРАТУ национального достояния, трудно поддающуюся оценке как по РЕАЛЬНОЙ сумме ущерба, так и по последствиям. В крайнем случае, при БЕЗУСЛОВНОМ отказе Японии от остальных претензий можно согласиться на передачу Японии острова Шикотан и островов Малой Курильской гряды. Остальные уступки РЕАЛЬНО поставят под угрозу свободу действий России в Охотском море.
   Главное: отстоять доставшиеся нам по наследству несметные богатства от воров и любителей дармовщинки, -- как доморощенных, так и зарубежных. Нашим предкам это удалось. Удастся ли нам?
  
  
  
Оценка: 5.92*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"