Гнитиев Михаил Юрьевич : другие произведения.

Дождался!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор работ финалистов конкурса "РТ2011: нереальная новелла"


Дождался!

Обзор работ финалистов конкурса "РТ2011: нереальная новелла"

"А я все жду, что где-то

Искрою света

Взметнется костер.

Только нет интереса

И бездарную пьесу

Продолжает тянуть режиссер".

Машина Времени, "Кафе Лира"

  
   Когда мне впервые довелось выступить в роли члена жюри литературного конкурса, то я сразу взял за правило: никаких отзывов, только оценки. Мне претит навязывать свое мнение другим, не хочется обижать авторов критическими замечаниями: как говорится, "обидеть художника легко". Вместе с тем я предложил любому участнику конкурса, недовольному выставленной ему оценкой, прислать мне личное послание с просьбой объяснить критерии, по которой выставлялась оценка и я незамедлительно удовлетворю просьбу автора.
   На конкурсе кипели страсти, в комментариях активно обсуждались "предвзятость жюри", "необъективность", "ангажированность"... И только ОДИН человек воспользовался моим предложением персонального отзыва! Поэтому в конце концов я пришел к необходимости после простановки оценок выкладывать краткий обзор: кто и за что получил именно то, что получил. Обзор также содержит краткие разъяснения: каким образом и по какому принципу я оцениваю конкурсные произведения.

***

   Для начала определимся с форматом конкурсных произведений. Формат "нереальной новеллы" был подробно изложен в правилах и не буду на этом останавливаться. Подчеркну, что отличительной чертой новеллы как формы рассказа, является ее непременная остросюжетность. Мне нравится характеристика, данная новелле Гёте: "... новелла и есть свершившееся неслыханное событие. Вот истинный смысл этого слова...".
   В новелле первостепенное значение имеет развязка. Проще говоря, новелла в принципе должна задумываться и реализовываться как развязка. Поэтому именно качество развязки должно быть основным критерием качества новеллы, все остальное вторично.
   Для максимально объективной оценки я принимаю несколько параметров, из которых важнейшие: качество языка произведения, его сюжета и главное - развязки. Далее работа протекает так: прочитываю произведение и тут же выставляю оценки; определяю обобщенную оценку. Затем снова читаю тексты и корректирую обобщенную оценку в ту или иную сторону, сообразуясь как со своим ИМХО, так и степенью соответствия формату "нереальной новеллы".
   Итак, с критериями все ясно, перехожу к основной части.

***

   Когда я читаю выставленные на конкурс работы, то всегда с замиранием сердца жду: "А вдруг?!" Увы! Ожидания оправдываются далеко не всегда. Хотя преноминаторы тщательно отбирают "формат", да и "самосуд" - что бы про него ни говорили - дает в итоге более-менее объективную картину, но всегда находится деготь в бочке того, что должно быть медом. Не избежал этого и нынешний конкурс НН. Не скрою: были участники, от которых я ожидал более качественной работы. Некоторые из "не дотянувших" до финала вполне могли бы осилить рубеж, если бы более тщательно отнеслись к своей работе.
   Начну с самых скромных оценок. Любопытно, что можно даже сгруппировать работы по общим недостаткам.
   ---
   Вот две работы, не соответствующие формату в принципе. "Поток сознания", попавший в конкурс из-за излишней мягкости преноминаторов. Абсолютное несоответствие теме "Новелла".
   Гамсахурдия Г.А. Все. Кроме Одной
   Александр У. Я - после смерти.
   Тем не менее, язык хорош, читать не скучно. Если эти творения будут оформлены в виде больших произведений, то прочитаю с удовольствием. Но на новеллу представленные вещи не тянут категорически, потому в рамках нынешнего конкурса оценка однозначна - 1.
   ---
   Два произведения в практически забытом жанре "НФ".
   Нейм Н. Пошли мне грамотку
   Напоминает рассказ в стиле "научная фантастика" из научно-популярного журнала типа "Наука и жизнь". Можно было выстроить по-настоящему увлекательный сюжет, но - увы! - не случилось. Заслуженные 2.
   Павлова Т.В. Сказание о звере
   Воскрес академик Обручев! "Земля Санникова", "Плутония"... То, что хорошо реализуется в форме романа, неприемлемо для новеллы. В итоге скучно и нудно. Те же 2.
   ---
   Бэд К. Заяц
   Словно начало большого романа в стиле фэнтэзи. Хорошо, что хотя бы не "Обручев", потому 3.
   ---
   Александров В.В. За Гузла ответишь!
   Качественный стёб, но явно не "нереальная новелла": сюжет невнятен, развязка условна. Потому в итоге 4.
   ---
   Дальше три вещи в жанре "социальной фантастики". И оценки одинаковы -5.
   Skier Тюльпаны для маршала Жукова
   Асмю А.И. Исход - 2050
   Ковешников С.В. Казнить нельзя...
   Общее замечание всем троим: социальная фантастика, антиутопия, киберпанк должны быть прописаны ярко, динамично, с впечатляющей развязкой. Можно "расцветить" упором на абсурд в духе Кафки, поискать нетривиальные сюжетные решения... Короче, "тщательнее надо". На новеллу не тянут. Тем не менее, написано нормальным языком, читать не скучно, потому 5 всем трем.
   ---
   Ефремов А.Н. Нехорошее место
   Неплохо, но не более того. Сюжет не динамичен, развязка не впечатляет, потому те же 5.
   ---
   Два произведения о "страданиях взрослеющих детей".
   Чернышева Н. Розовый снег, фиолетовый дождь...
   Тема "взрослеющего ребенка в неприветливом мире" нудна сама по себе, но можно подать ее ярко, чтобы затронуло... Увы! Не случилось, развязка не рельефна. Короче, 5.
   Бережная Е.Г. Наташкина загадка
   То же самое, и оценка та же - 5.
   ---
   Царицын В.В. Вернуться, чтобы простить
   Содержание полностью соответствует названию. Вроде бы тема интересная, но реализована так, что не затронула. Но с учетом ряда нюансов ставлю 6.
   ---
   Два стилизованных произведения. Написаны хорошим языком, но содержание затушевывает достоинства формы.
   Каневский А. Путешествие Гуливера в Зеленоруссию
   Читается легко, но на этом достоинства заканчиваются. Честно говоря, от старого автора СИ ждал большего. Тема заезжена, по легко угадываемым персонажам только ленивый не проехался. Неужели нет более интересных личностей?! И стилизация под Свифта... Надеюсь, не надо объяснять, чем картина "в стиле Рубенса" отличается от картины Рубенса? С большой натяжкой 6.
   Прегольская Л., Славкин Ф. Миннезанг
   А здесь бессмертный Шварц, причем в постановке Марка Захарова. Читается отлично, но - не более того. Шварц - гений, а вот его клон... См. выше про Рубенса. Местами так и лезет стёб, воспринимаемый именно как "стёб", а не "легкая ирония". В формат "нереальной новеллы" вписывается плохо. Вторичность сюжета и предсказуемость развязки. Динамика принесена в жертву словесной эквилибристике. Написано изящно, читать не скучно, потому ставлю 7.
   ---
   Кривчиков К. Ирония небес, или Двенадцать
   Понравилось. Вроде в тему, но... Помним о развязке! Неяркая развязка, сделана небрежно: автор поленился напрячься. Потому ставлю 7.
   ---
   Мудрова Т.А. Р.Т.-11. Мадонна спускается в ад
   Интересна тем, что это практически подлинная история Курта Ройбера, священника и врача, талантливого художника. Только вывез Мадонну из Сталинграда вроде бы полковник, а не генерал, но это уже несущественные мелочи. Интересная трактовка духовного катарсиса. Да и спасибо автору за то, что напомнила о таком замечательном человеке как Курт Ройбер и его потрясающей "Сталинградской Мадонне". Но вот сама тема решена спорно, развязка не выигрышна. Короче, ставлю 7.
   ---
   Теперь о тех, кто подошел достаточно близко к заданному формату.
   Шаманов С. Предсказание для Вас
   Хорошо, кинематографично, понравилось. Есть недоработки и слабые места, о которых уже сказали и без меня. Однако ставлю заслуженные 8.
  
   Шлифовальщик Рейтинг
   Добротно сделанная фантастическая сатира. Без нарочитых изысков, но развязка излишне прямолинейна - тем не менее, заслуживает 8.
   ---
   Наконец, два практически точечных попадания в тему "Нереальной новеллы".
   Вербовая О.Л. Деньги на еду
   Если бы автор "отлизал" текст и сделал бы развязку более яркой, то это был бы безусловный победитель. Но и в таком виде - вполне заслуженная 9.
  
   И вот, свершилось! Искра света, взметнувшаяся в костер! Я дождался!
   Тихонов А.К. Проценты с непрожитых лет
   Хороший язык, отличный сюжет, великолепная развязка. На мой взгляд - безусловный победитель. Однозначно 10. Спасибо автору за доставленное удовольствие!

***

   Подводя итоги конкурса, отмечу главные моменты.
   Участникам следует тщательнее подходить к соблюдению формата.
   Произведения финалистов читать не скучно, многие достойны куда более высоких оценок, если бы писали "нереальный рассказ", а не "нереальную новеллу". В любом случаю, буду рад видеть их на конкурсе "Реалистический рассказ" РТ-2012. Формат на РР соблюсти проще, принимаются любые формы рассказа - от очерка до новеллы. Так что не опускайте рук и удачи вам!
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"