Когда в 1986 году издательство Baen Books начало выпускать сс Хайнлайна, они пригласили рисовать обложки некоего Джона Мелоу. Мне кажется, этот Мелоу в своих картинках с некоторой долей юмора косплеил работы Ди Фейта. Сравните две картинки:
"За этим горизонтом", "Signet", 1979. Художник Vincent Di Fate
"Дети Мафусаила", "Baen", 1986. Художник John Melo.
Для "Революции 2100" Джон нарисовал вот такую парочку:
1986, "Baen". Художник John Melo.
Пожалуй, из всех обложек "Революции", именно эта наиболее соответствует содержанию повести: бравый глуповатый герой в кирасе и женщина, для которой эта кираса не стала серьёзным препятствием. По-моему, очень удачное сочетание фактуры и символизма.
Но я что-то отвлёкся на революционеров, а хотелось бы сначала закрыть тему телепророков на обложках "Революции". Начиная с Миллениума, художники разных стран (вот чисто дети малые!) бросились подрисовывать на обложки разных баракабам в рамках политической "актуализации" повести.
Финское издание 2000 года украсила фигура главы католической церкви:
2000, "Book Studio". Серия "Galaxy SciFi" No 20. Художник неизвестен.
Подпись под экраном "SWNF - Sparrow Will Not Fall" - это название новостного канала из повести (на самом деле в оригинале он назывался "No Sparrow Shall Fall", видимо, художник сделал обратный перевод с финского на английский). А на экране (обратите внимание, на этот раз там есть растровые полосы) мы видим кого-то очень похожего на Папу Римского Иоанна Павла II (актуальный Папа на тот год). К сожалению, подходящих фото с ним я что-то не нашёл, на доступных в сети он либо с поднятыми руками, но без красной столы на плечах, либо в красной столе, но без рук. Есть, правда, удачное совпадение жеста и облачения у следующего Папы, Бенедикта XVI:
Думаю, сходство с финской обложкой очевидно. В общем, Джон Кэмпбелл напрасно пытался напустить туман и рассказывал про "ложный культ". Горячие финские парни решительно посрывали все маски и назвали вещи своими именами: Неемия Скаддер - агент Ватикана, сказали они. Точка. В этом, кстати, есть определённый резон. Если предположить, что Неемия был не какой-то абстрактный "фундаменталист", а вполне конкретный католик, то вся предыстория Второй Американской Революции выглядит в новом свете: на фоне экономического и духовного кризиса американские протестанты оказались вытеснены католиками, получившими экономическую и идеологическую поддержку из Ватикана. Что-то вроде польской "революции" 80-х, только в более крупном масштабе. Власть Пророков вполне могла поддерживать тесные отношения с Ватиканом, а Ватикан мог официально признать Неемию Скаддера святым. Это также объясняет, почему главный герой уверен, что в Англии (где позиции католиков слабы) живут каннибалы, а Рим в негативном ключе не упоминается. Это проливает новый свет на международное положение Нового Иерусалима. И это же, возможно, объясняет, почему к 2100 году на Земле вообще не осталось католиков (см. "Фрайди" и другие поздние романы). Если Римская церковь была внешней опорой Американской Теократии, то изгнание католиков с Американского континента могло быть только началом. С падением железного занавеса информация о проделках Пророков распространилась по планете и могла вызвать антикатолические настроения. Но это, конечно же, чистая конспирология, которая в дребезги разбивается одним упоминанием Католического Легиона в рядах повстанцев (если, конечно, он не был туда дописан специально, чтобы усыпить бдительность католички Кей Таррант).
Но христианство - не единственная мировая религия. На Ближнем Востоке водятся свои баракабамы и свои художники, которые пытаются адаптировать классику к местным условиям. Так, например, на последнем турецком издании "Революции" обложку украсил весьма колоритный ближневосточный бородач:
Подобные картинки я имел удовольствие наблюдать в 70-х - на афишах в одном сельском клубе. Местный художник, находясь в творческом угаре, создавал незабываемые сочетания цветов и форм. Турецкие художники тоже испытывают слабость к киноафишам и не чураются перерисовывать с них на обложки для местных книг. Не исключено, что и эту картинку они потырили с какой-нибудь киноафиши. Жаль, изображение размыто, но на голове Пророка явно что-то ближневосточное, наподобие куфии. На обычную арафатку не похоже, я такую штуку видел то ли на арабском шейхе, то ли на Лоуренсе Аравийском. Что не исключает варианта скверно перерисованной шапки Мономаха. Но кем бы ни прикидывались презренные скаддериты, Аллах найдёт и покарает неверных.
А теперь посмотрим французский вариант раскрытия темы. В одной из глав я уже писал о замечательной серии издательства "OPTA", которая выходила с 1967 по 1974 год. Серия "Les classiques de la Science Fiction" была чем-то вроде советской "Библиотеки Всемирной Литературы", только вошла в эту "всемирку" исключительно фантастическая литература. Хайнлайну в этой серии были посвящены тома NoNo 10, 16, 28, 29 и 47. 10-й и 16-й тома вместили в себя "Историю Будущего". В первый вошли сборники "Человек, который продал Луну" и "Зелёные холмы Земли". Предваряла цикл очень неплохая статья Сэма Московица, нашлось место и диаграмме Истории. "Революция", "Пасынки" и "Дети Мафусаила" вошли во второй том.
1969, "OPTA".
Суперобложки, в отличие от "всемирки", в этом издании весьма бюджетные и невзрачные, и я их не буду показывать, зато есть рисованный форзац:
1969, "OPTA". Художник Pierre Koernig.
Левый верхний уголок посвящён сюжету "Если это будет продолжаться..." Фантазия художника породила Пророка с посохом, собор и человеческий хаос вокруг, смахивающий на зомби-апокалипсис. Иллюстрация в тексте всего одна, на ней Пророк уже без посоха, от него отчётливо веет Азией и малобюджетными боевиками с кун-фу.
1969, "OPTA". Художник Pierre Koernig.
Таким образом, тема Пророка отыграна в образах Запада, Ближнего и Дальнего Востока, а возможно и Африки (с учётом картинки Винсента Ди Фейта). Теперь можно перейти ко второй основной теме обложек.
Вторая основная тема обложек "Революции" - вооружённые революционные массы. В кап.странах к этой теме относятся несколько нервозно, и тамошние художники стараются делать упор на индивидуальность, а не на массовость, как, например, неизвестный датчанин, собравший на обложку вот такой коллажик:
1973. "Stig Vendelkaers Forlag". Художник неизвестен.
Революционер тут ярко выраженный, но всего один, а на одного яростного пролетария на картинке приходится сотня равнодушных мелкобуржуазных обывателей. Лишь в отдалении одиноко возвышается чей-то кулак - то ли в качестве поддержки, то ли наоборот, угрозы. "Узок круг этих людей, страшно далеки они от народа" (C). Глаз Большого Брата в небе спокойно бдит за процессом. Картинка оставляет чёткое ощущение, что вот-вот подъедут фараоны, заберут красного пролетария, и революция в 2100 на этом бесславно закончится.
Не менее жалко выглядит революция с британской точки зрения. Издание 1972 украсила картина Брюса Пеннингтона, который обожал рисовать пожары, разрушения и прочий негативчик:
1972, "NEL". Художник Bruce Pennington.
Что мы тут видим? Труп на переднем плане и кучку людей у врат готического собора, которые грозят кулаками стае летающих тарелок. Не думаю, что тарелку можно прогнать кулаками, так что, скорее всего, эти юфо не улетают, построившись в косяк, а наоборот, только-только подлетели и развернулись в шеренгу - и сейчас ка-а-ак вмажут синими или зелёными лучами по этим жалким маленьким фигуркам! Позже эту картинку использовали турки для своего первого издания "Революции" в 1975 году.
В следующем оформлении NEL использовали картинку Тима Уайта:
1978, "NEL". Художник Tim White.
Оригинал картинки:
Думаю, вы её узнали, её много раз лепили на обложки книг Хайнлайна (и не только) в самых разных видах и разных изданиях - от "Звёздного десанта" до "Дороги доблести". Если присмотреться, на ней можно разглядеть сухопутный линкор, высаживающий отряды повстанцев в парке Цитадели. А если не присматриваться, то это просто очередная картинка Уайта про очередные звёздные войны. Пару лет спустя её использовали немцы:
1980, "Goldmann". Художник Tim White.
Работы Уайта, Фосса и прочих "универсалов" в докомпьютерную эпоху играли роль нынешних стоковых картинок. Издатель открывал альбом художника и тыкал пальцем в первую попавшуюся: "Во! Что надо: и про войну, и чтобы космическое, ага.". Визуальная деградации книжной отрасли началась не в 90-х, а ещё тогда, в 70-х. А ведь когда-то герр Голдман заказывал обложки своих изданий знакомым художникам:
1964, "Goldmann". Художник неизвестен.
Картинка минималистская, но в ней можно увидеть революционные массы, атакующие город, расцвеченный вспышками выстрелов. Но даже такая картинка - редкое исключение, ведь, как я уже говорил, западные художники предпочитают изображать на обложках отдельно взятых индивидуумов, а не массовые выступления трудящихся.
Вот, например, первое британское издание:
1959 "Digit Books". Художник Ed Valigursky "The Snows Of Ganymede", 1958.
Понятно, что картинка "левая", но ведь на ней явно не вооружённое восстание масс, а какие-то личные разборки.
А вот последняя обложка от "Baen", какое-то "клубное" издание, выпущенное в годовщину смерти писателя:
1989, "Baen". Художник неизвестен.
Возможно, это битва за Цитадель, всё в дыму и ничего не разобрать. А вот логотип на плече пилота виден отчётливо, и, вполне возможно, он использован художником незаконно - уж больно смахивает на чей-то зарегистрированный товарный знак. Лет пять назад подобное лого, четыре перекрещенных стрелки, стали предметом скандала - оказывается, их аж в 1965 году придумала фирма "Kinneir, Calvert Associates" для аэропорта Глазго:
Полвека спустя эти четыре стрелки нагло присвоила компания "Virgil Abloh" для своих дурацких свитеров. Как говорится, "Солонку спёр... не побрезговал" (C).
И напоследок немного латинской экспрессии.
1968, "Livros Do Brasil", серия "Coleccao Argonauta" No 132. Художник Lima de Freitas.
"Коллекция" была отменно длинной серией фантастики, она начала выходить в Португалии в 1953 году и закончилась в 2006-м. Последним вышел том за номером 563, то была "Дюна". Такие объёмные серии фантастики выходили, по-моему, только в Германии. На периодичность издания "Коллекции" не повлияла даже революция 1974 года. Это как если бы советская мировская серия ЗФ продолжала бы выходить после развала Союза ещё лет двадцать.
Художник Lima de Freitas отдал этой серии 20 лет жизни. У него были разные обложки, но конкретно вот эта мне нравится. Этакие бравые бронированные ребята, из которых дух свободы так и брызжет!
Хорошая задумка была у художника бразильского издания:
1977, "Francisco Alves" серия "Mundo Fantastico" No7. Художник неизвестен.
К сожалению, качество скана не очень, но кое-что разглядеть можно - сплошная символика и фокусы с ракурсами. Я лично вижу край горящей бумаги, образующей горизонт этого мира, пылающий храм на горизонте и бумажных солдатиков, падающих в выжженную прореху их бумажного мира - но это только моё прочтение, я уверен, там можно увидеть и что-то другое.
А завершит тему обложка аргентинской "Революции", для которой, похоже, позаимствовали картинку Пола Лера.
1978, "Dronte". Художник, предположительно, Paul Lehr.
Я не знаток Лера, но когда я вижу циклопические сооружения или механизмы каплевидной формы, а на их фоне микроскопических людей в виде жалких букашек, я уверен, что такое мог нарисовать только он, Пол Лер. Это его фирменный мизантропический стиль.
И на этом на сегодня всё. У меня осталось ещё полсотни обложек, среди которых можно найти парочку достойных картинок и весь набор советских и российских изданий повести с шикарными внутренними иллюстрациями. Так что парочка глав с картинками и комментариями по поводу отечественных переводов в этом обзоре ещё появятся.
11.Будущее, которое прошло
Подготовка пятитомника в "Шасте" заставила Хайнлайна пересмотреть тексты, написанные за десять лет сотрудничества с палп-журналами. И не только в плане подготовки новой редакции. Хайнлайн, конечно же, вносил изменения, связанные с прогрессом науки, это было одно из правил НФ, которые он старался соблюдать. Но были и другие изменения. Эпоха палпа уходила, многие вещи начали выглядеть для писателя совсем по-другому. Он больше не испытывал энтузиазма по поводу "Истории Будущего" - грандиозной панорамы полутысячи лет человеческой цивилизации. Сама диаграмма "Future History" превратилась в прокрустово ложе, на которое он не мог пристроить свои замыслы. Ему хотелось говорить о более сложных вещах, чем космическая летопись человечества, а работа над детскими книгами для "Scribner"s" показала, что бэкграунд для очередного романа легко можно создавать тут же на ходу, без отсылки к другим произведениям. Диаграмма больше не выполняла свою главную функцию, и Хайнлайн поставил точку на этом проекте в 1967 году, выпустив в издательстве "G.P. Putnam"s Sons" огромный, почти в семьсот страниц толщиной, сборник "The Past Through Tomorrow". В книгу вошли почти все рассказы и повести из трёх томиков "Шасты", плюс переработанный роман "Дети Мафусаила". Втиснуть сюда ещё и "Пасынков Вселенной" уже не удалось, но "Пасынков" "Putnam" не так давно выпустил отдельной книгой. На русский язык название "The Past Through Tomorrow" традиционно переводят как "Прошлое через Завтра", и это данность, с которой нам приходится мириться. В других странах эту игру слов переводить даже не пытались. В Европе и Южной Америке сборник выходил под названием "История Будущего", иногда с разбивкой на два, три или четыре томика.
Красивых или интересных обложек у этой книги было раз-два и обчёлся. В первую очередь это картинка Карла Лундгрена 1979 года. На ней изображён Человек, Который Продал Луну, мистер Д.Д. Гарриман, в профиль слегка похожий на мистера Р.Э. Хайнлайна.
1980, "Berkley Books". Художник Carl Lundgren.
Ещё есть "Шумный" Райслинг, распевающий "Зелёные холмы Земли" от Джеймса Уорхола:
1988, "Ace Books". Художник James Warhola.
Это хорошие картинки, однако, они не имеют отношения к повести "Если это будет продолжаться...", а мне бы не хотелось удаляться от основной темы. К сожалению, большинство издательств радостно ухватились за возможность уйти от конкретики "Революции 2100-го" к аморфности "Истории Будущего" и поспешили заполнить обложки космическими пейзажами и космической техникой. Конечно, формальное основание для этого было и в "Революции": в связке с повестью в сборник входил рассказ "Неудачник", в сюжете которого присутствуют космические корабли - в качестве тягловой силы для перемещения астероида. Но связь картинки на обложке с сюжетом мало кого заботила, большинство издателей просто лепили туда звездолёты, "потому что это профанатастику". Одни японцы отнеслись к теме всерьёз.
В 1986 году они выпустили "The Past Through Tomorrow" в виде симпатичного трёхтомника.
1986, "Hayakawa". Художник Nonaka Noboru.
Несмотря на название от "Putnam", содержание и компоновка произведений в томах отчасти позаимствованы у "Shasta", отчасти специфически-японские. Первый том называется "Далила и космические парни" и существенно отличается от классического "Человека, который продал Луну", второй том сохранил название "Зелёные холмы", но позаимствовал "Реквием" и ещё кое-какие рассказы, а роман "Дети Мафусаила" в этот трёхтомник вообще не попал. Сборник "Революция 2100 года" вошёл в третий томик серии почти без потерь.
1986, "Hayakawa". Художник Nonaka Noboru.
Но это не первое издание повести на японском. Впервые "Если это будет продолжаться..." вышла в Стране Восходящего Солнца в 1956 году в издательстве "Gengensha" под названием "Революция 150 лет спустя". Сама серия называлась "Saishin kagaku shosetsu zenshu", в ней выходила классика Золотого века НФ, в том числе несколько книг Хайнлайна. Оформлением обложек издательство себя не слишком утруждало: картонный футляр и обложка под стать футляру. К сожалению, от "Революции" у меня есть только лицевая сторона футляра.
1956, "Gengensha". Художник отсутствует.
На обратной стороне футляра написано то же самое на английском. Чтобы получить какое-то представление о дизайне серии, посмотрим, как выглядела другая книга, "Зелёные холмы Земли". Здесь полный комплект книга+футляр, и они показаны с обеих сторон:
Несмотря на такую непритязательность обложек, внутри этих книжек были иллюстрации. К сожалению, найти иллюстрации к повести мне не удалось. Японская графика в те годы активно заимствовала и перерабатывала американские шаблоны с непредсказуемым результатом. Это могло быть симпатично, забавно или ужасно. Вот как выглядели в этой серии "Кукловоды" Хайнлайна:
А вот так иллюстрации к Брэдбери:
Но, раз картинок нет, я поделюсь хотя бы оглавлением повести "Если это будет продолжаться..." - потому что её переводчик Minai Keiji испытал культурный шок, когда увидел, что глупый Робато Хайнрайна вместо названий глав использовал просто числа. Всем известно, что названия глав очень важны: они пересказывают их содержание и позволяют читателю настроиться должным образом. Нелепое упущение автора непременно нужно было исправить. Переводчик с редактором трудились, не покладая рук, и вот что у них получилось:
"Революция 150 лет спустя"
- 1 Укрепления в полночный час
- 2 Сверкающий меч вышибает дух
- 3 Муки девственницы
- 4 Секретное письмо спасения
- 5 Инквизиция ереси
- 6 Убийца и Доктор Трансформации
- 7 Миленькая ракеточка
- 8 Парашютная феерия
- 9 Великий каньон, летящий в лунном свете
- 10 Обнажённая женщина в пещере
- 11 Неожиданный поцелуй
- 12 Странный День Чуда
- 13 Взрыв радиостанции
- 14 Подготовка к решающей битве
- 15 Рейд Мияги
Сами видите, как много потеряла повесть без этих чудесных романтичных заголовков. К сожалению, времена менялись, в Страну Восходящего Солнца пришли суровые законы копирайта, и столь поэтично Хайнлайна уж больше не переводили. Второе японское издание повести вышло 13 лет спустя, в строгом переводе Тетцу Яно, великого японского хайнлайноведа: