Головина Любовь Геннадьевна : другие произведения.

Обзор Нин-2016. Часть 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  1.Рассказки. Александр Астрецов
  До чего же удивительные крохотки (воспользуюсь неологизмом Солженицына) получились у автора! Яркие, образные, метафоричные - это о стиле. Неожиданные развязки, поэтика абсурда, выраженная в нарушении законов природы - это то, что не отпускает внимания читателя. Каждая новое действие удивляет. А упаковка в такую микро-форму позволит развлекать малыша в любой момент, когда нужно его занять, а не только на достаточно продолжительное время вечерней сказки. Форма позволит увлечь совсем маленьких, которые не могут долго сидеть на одном месте и дослушать достаточно большое произведение. Такие крохотки вовлекут любого непоседу. Очень и очень понравилось.
  
  У меня, однако, вызвал сомнение рассказ "Светофор". Существует множество сказок, где свойства или внешние характеристики какого-либо животного/птицы трактуются для ребёнка в сказочной манере: "Почему ворона серая? Почему грудка у снегиря красная?" Через очень яркий образ и сюжет этих сказок ребенок запоминает, как на самом деле выглядят эти живые существа. Но ваш-то филин такой, какой в природе не существует. А ребёнок, как мне кажется, может подумать, что у филина действительно один глаз зелёный, а другой красный. Чтобы этого не произошло, надо добавить в текст какое-то поясняющее предложение, что-то типа "Даже другие филины удивлялись своему родственнику с разноцветными глазами". Хотя у вас там есть "филин с чудинкой", но тем не менее, мне кажется, что вымышленность образа нужно обозначить чётче. Это, конечно, сугубо моё личное восприятие. Вот если бы в рассказе говорилось про кота, у которого один глаз зелёный, а другой - голубой (что на самом деле встречается), вопросов бы не было.
  
  2.Зелёный глаз Совы. Майя Лазаренская
  В этом рассказе есть всё - и первая влюблённость, и самая настоящая археологическая экспедиция с неожиданными для самих археологов находками, и симпатичные образы главных героев. Читать легко и увлекательно. А, главное, открытый финал даёт шанс, что автор продлит нам удовольствие, написав продолжение, где снова будут любовь и раскопки древностей. Наверное, к этим двум вещам люди в любом возрасте никогда не утратят своего интереса и любопытства. И автор, совместив эти два интереса в одном рассказе, показал себя не только знатоком принципов сторителлинга, но и психологии.
  
  3.Оуюна и Улэмже. Ксения Лукина
  Так как моей малой родиной является Иркутская область, то сказка про Байкал не могла оставить меня равнодушной. Ещё в детстве я зачитывалась сборником "Байкала-озера сказки", но истории подобной этой, не слышала и не читала никогда. Хочется отметить прекрасный слог автора, мелодику языка. Из замечаний: на мой взгляд, не очень читабельное и комфортное для произнесения имя героини. Учитывая, что сказки - это жанр народный, то есть его произведения по традиции передавались из уст в уста, первостепенно именно восприятие этих текстов на слух. Есть современное женское бурятское имя Аюна. Думаю, этимологически оно восходит к использованному вами, но читается значительно проще.
  
  5.Деревянное кружево. Катерина Сапьян
  Удивительная по красоте сказка. И что самое главное, есть в ней атмосфера описываемого места - города Томска. Есть в ней и красивые пейзажные картины, которые автор рисует средствами художественного языка; есть и особенности деревянного зодчество этих мест. Понравилось то, что в сказке присутствует познавательный элемент, а именно глубина символики, которую вкладывали люди в архитектурные элементы дома. Я сама увлекаюсь этой темой, читала книги и была на экскурсиях, посвящённых славянскому деревянному зодчеству, и хочу отметить, что тема невероятно интересная. И хорошо, что есть сказка, которая открывает её детям. А сколько существует обрядов, связанных с заселением дома и тем, чтобы в нём было благополучие. Буду ждать от автора сказки и на эту тему.
  
  6.Ванины рассказы. Леонид Коркодинов
   Замечательные динамичные рассказы, в которых действует действительно настоящий ребёнок, а не манекен. Удалась автору передача и детской психологии, и мышления, и восприятия ребенком незнакомых слов. Хороший лёгкий слог. Некоторым рассказам - про карантин, и дедушкину библиотеку не хватает событийности, чтобы увлечь маленького читателя. В рассказе про карантин, например, есть такой абзац: "В квартире у дедушки с бабушкой для меня, как сыщика, был простор. Ещё бы! Две комнаты, кухня, прихожая, кладовка, ванная - и всё это мне одному. Я за несколько дней каждую щёлочку облазил. Вот только на днях закончил исследовать тёмные углы под диваном. Где темно, там всегда интересно и опасно. А что мальчишке надо?" То есть уже в самом рассказе присутствует некая событийная завязка, но развития действия так и не последовало. Да и у ребёнка, скорее всего, будет разочарование - приманили расследованиями юного сыщика, а в итоге ничего не показали. А из этого, наверное, получился даже не один, а пара-тройка хороших рассказов. А фраза "А что мальчишке надо?" - на мой взгляд, звучит ненатурально. Ребёнок сам так не скажет. Такое ощущение, что в этот момент вы поменяли рассказчика с самого Вани на бабушку/дедушку. Что касается рассказа про дедушкину библиотеку. Повествование затянуто, хотя все остальные у вас очень живо читаются, здесь же теряется ритм. Думаю, привлечь ребёнка к чтению таким дедушкиным рассказом на самом деле не удастся, поэтому выглядит всё несколько неправдоподобно. Не понятно, откуда вдруг ребёнок знает филологический термин буквица . Не буква, а именно буквица. Дедушка ему про этого ничего не рассказывал в рамках произведения.
  
  7.Дачные истории Лёшки Редискина. Этери Заболотная
   Забавные случаи из жизни шестилетнего Лёшки в деревне Гроховка. В рассказе "Спасибо, Бородуля" показалось странным то, что мальчик, найдя друга, поспешил домой. Обычно маленькие дети забывают обо всем на свете, начинают делиться с новым знакомым всем своим багажом знаний, узнавать, во что он играет и т.д. А у вас мальчика даже никто не звал домой, судя по данной вами информации, времени, до которого он должен вернуться, тоже никто не назначал. И его уход после знакомства выглядит прям-таки нелогичным. Очень понравился рассказ "Яшкина рыба": и сюжет, и поучительная концовка. Рассказ про заброшенный дом тоже интересный. Такие таинственные места всегда привлекают детей, для них посещение подвалов, кладбищ, заброшенных домов становится своеобразной проверкой на "взрослость", в которой они пытаются друг друга перещеголять. Так что сюжет на 5 с плюсом.
  "- А-а-а-а-а, убивают! - завопил я, хватаясь за голову и не в силах двинуться с места от страха. Я так орал, что в соседнем дворе залаяла собака.
  - Лешка, Лешка, не бойся, это птица, филин!
  Внезапно все стихло. Я открыл глаза и опустил руки. Рядом стоял Костик и жалобно улыбался". Вот здесь, как мне кажется, немного не хватает реакции самого филина, почему он так быстро отпустил мальчика. Достаточно одного предложения, но оно бы показало нам птицу, как-никак она тоже герой произведения.
  
  8.Говорящая каша. Кристина Доброницкая
  Очень хороший рассказ. Особенно понравился его психологизм, а именно то, как живо автор обрисовал особенности поведения "брошенного" ребёнка, его стремление быть противным, намеренно злить других. Во всю эту реалистическую историю удачно вкраплен метод "укрощения строптивого" сына при помощи говорящей каши.
  
  9.Маша и каша. Маша в стране Обжории. Игорь Холоденко.
  Ещё одна, но уже совершенно по-другому говорящая каша. Сказка Игоря ставит перед собой уже совсем иные задачи. Почему-то всплывает рекламное "Накорми малоежку"). Очень хорошо и легко написано, как по маслу, тому, которое в кашу положили.
  
  Вторая сказка тоже понравилась. Первый абзац написан просто мастерски - сразу вовлекает ребёнка в произведение. Здесь одновременно и интрига, кто такие Маша, Обжориус, Обормотус, Объедалус, и событие, которое тоже вызывает вопрос: "Почему они гонятся за Машей?" Но есть замечание. Цитата: "А вы знаете этих бабушек, для части из них главное накормить внучку или внука. Странное получается дело, ведь многие бабушки, когда мамы или папы их внуков или внучек были маленькими, вовсе не стремились перекармливать своих детей. Но стоит некоторым из таких мам стать бабушками, как, увидев внука или внучку, они, обычно, сразу говорят: - Ой, до чего же ты худой! (или худая!), ну ничего, я тебя откормлю.
  Я не буду наговаривать на всех бабушек, многие из них очень спортивные, заставляют внуков и внучек заниматься физкультурой, но Машина бабушка относилась к числу любящих кормить бабушек" .На мой взгляд, весь этот абзац можно смело вычеркнуть и сказка от устранения разъяснялок только выиграет. Правило писателя: "Рисуй, а не констатируй". Если дальше вы рисуете бабушку, которая закармливает ребёнка, то к чему эти рассуждения по поводу, которые к тому же совершенно выбиваются из общего стиля произведения? Это уже больше напоминает язык статьи о здоровом питании или эссе. Не нужно считать читателя глупее, чем он есть - все эти выводы, которые вы ему пишете, он способен сделать самостоятельно.
  
  Ну и насчет того, что меню бабушки вполне соответствует принципам здорового питания детей, вам тоже совершенно справедливо указали. Пусть уж тогда пирожки и торты утром, в обед и вечером. А сама сказка замечательная, которая так и просится стать иллюстрированной книжкой. И я представляю, какое удовольствие получит иллюстратор, изображая Обжориуса и Обормотуса.
  
  P.S. От меня будет ещё один обзор в ближайшие дни.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"