Голубов Альмагий Иосифович : другие произведения.

Размышлизмы об эволюции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В этих размышлизмах я хочу потолковать о путях эволюции мира.


Альмагий Голубов

Размышлизмы об эволюции

   В этих размышлизмах я хочу потолковать о путях эволюции мира. Представляется, что история ми­розда­ния меняет направление, встретив на своем пути "ловушку".
   Словом "ловушка" называют сконструированный человеком (а иногда и создан­ный природой) предназначенный для охоты механизм, приводимый в действие самой дичью. Ло­вушка резко ме­няет буду­щее зверя - смерть или неволя. Называя то, о чем я толкую ловушкой, я имею ввиду соз­данный при­родой механизм, который, исполь­зуя законы и тенденции, ра­нее направлявшие мир в одну сто­рону, меняет век­тор движения на обрат­ный. Хочу рас­сказать о двух таких ло­вушках.
   Ловушка первая.
   Вроде бы аксиома, что мир стохастичен, и подчиняясь вероятност­ным зако­нам, в целом неизбежно движется к тепловой смерти. Но есть и обратные тенденции. Исследования Ильи Пригожина показали, что на участках не­стабильности в неживом мире часто наблю­даются процессы самоорганизации. А это означает, что случайное рождение на Земле протожизни явление отнюдь не уникальное.
   Так или иначе, но на нашей планете в какой-то луже, а скорее всего меж пластинок слюды в естественном микротермостате, коих за время до зарождения жизни на Земле было неисчисли­мое множество, случайно образовалась длинная мо­лекула, обладавшая двумя феноме­наль­ными свойст­вами:
   - способностью к самосохранению,
   - и способно­стью дублировать собственную структуру.
   Эти свойства вначале были крайне примитивны и совсем не удиви­тельны. По от­дельности они, пусть не­часто, но встречаются в неживой природе:
   - Способностью к самодублированию обладают кристаллы в растворе.
   - Способностью к самосохранению обладает про­цесс, происходящий на солнце. Он регу­лиру­ется так назы­ваемой системой отрица­тельной об­ратной связи.
   Так начался процесс, приведший к изменению вектора истории у части природы. Раньше вектор всюду в мире был направлен на увели­чение энтропии, а локальные слу­чаи роста органи­зации и уменьшения энтропии были только слу­чайными флук­туациями. Те­перь там, где жизнь, вектор постоянно, устойчиво направлен в сторону уменьше­ние эн­тропии. Причем жизнь, уве­личивая свою организа­цию, по­вышает энтропию окружающего неорга­нического мира.
   Биологический мир или мир, где господствует жизнь, по своей сути склонен к из­мене­ниям, к раз­ви­тию. Это называют эволюцией. Можно было бы сказать, что эво­люция ак­тивно ис­пользует вероят­ност­ные процессы для своей целенаправленной ра­боты. Но это в корне не­верная телеологическая идея, ибо эволюция, не обладающая сознанием, не может ничего ис­пользовать в своих интересах (у эволюции нет интере­сов).
   В действительности, пройдя ловушку, Вселенная вступила в область иных законо­мерно­стей. Сто­хасти­ческий закон продолжает действовать как и везде в мире. Но там, где при­рода организована жизнью, результат получа­ется обратный тому, что был, до ее возник­нове­ния. Стохас­тический закон порождает здесь множество ва­риантов живых систем и производит отбор, неумо­лимо уничто­жая нежиз­неспособные.
   А как следствие, организация этого мира неуклонно растет. Т.е. если ранее исто­рия мира дви­га­лась в сторону повышения энтропии, то теперь органическая его часть дви­жется в сторону ее по­нижения. Живое, как и вся материя, подчиняется законам физики. Но не только. Жизненные процессы подчиняются информационным законам. Образно говоря, внутри преж­ней физической Вселенной появи­лась новая Вселенная - информационная.
   Ловушка вторая.
   На пути, определенном предыдущей ловушкой эволюция породила приматов. И тут Ис­торию Ми­роздания поджи­дала еще одна ловушка. Один из весьма малоудачных результа­тов экспери­мента эволюции не только вы­жил, но и преуспел.
   Собственно так было на всех этапах эволюции, именно малоудачный, на первый взгляд, вариант поро­ждал новый вид. Но на этот раз у старушки-эволюции вышло нечто принци­пиально новое. Она породила Новый Мир - Ноосферу.
   Впрочем, начиналось все достаточно тривиально. Опыт создания видов-паразитов, ви­дов-спутни­ков уже был - от глистов до шакалов. И в этом новом эксперименте с прима­тами вроде бы не было ничего нового.
   Но!!!! Не даром мы называем младших братьев наших обезьянами. Не знаю, бла­годаря чему, но при­родное свойство приматов перенимать (или передразнивать) чу­жие привычки (мы называем это обезья­ничением) выше, чем у других животных.
   Качество это для теплокровных совершенно необходимое. Благодаря ему они пере­дают опыт сле­дую­щим поколениям. Но если другие млекопитающие копируют пове­дение своих родичей, то при­маты обезьянничают и другим видам.
   Известный историк Борис Федорович Поршнев на закате жизни вдруг изменил своей про­фессии и стал заниматься происхождением человека. Он написал поистине великую книгу "О начале челове­ческой ис­тории" ("Проблемы палеопсихологии"). По Поршневу наши предки шакалили возле круп­ных хищников. Они объедали кости, оставляемые па­тронами, далее они научились разбивать кости (пер­вые "трудовые" процессы) и пи­таться костным мозгом.
   Ну, шакалили наши предки. Ну и что? Настоящие ша­калы ведь остались живот­ными. Но страсть наших предков обезьянничать совершила с ними злую шутку. Они стали восприни­мать хищника, как вожака своего стада.
   Копируя привычки, а главное, половое поведение вожаков, наши предки получили "в на­граду" стрессы, острые психические заболевания. Самое опасное для них, скорее всего, было то, что они ко­пировали половое поведения чужого вида, у кото­рого иные периоды и формы половой активности. Тут не только психику нарушишь - тут и здоровье подор­вешь. Я не в курсе, но, скорее всего, многие из наших болезней начались тогда.
   Почему я называю феномен рождения человека еще одной ловушкой для истории миро­зда­ния?
   Все просто: стохастический закон породил урода. Далее эволюция, которая должна была произве­сти селекцию (уничтожение) неудавшегося (явно больного) вида, наобо­рот при­вела к его удивитель­ному рас­цвету. И этот явно неудачный результат экспе­риментальной дея­тельности эволюции стал господствовать в мире и, более того, на­чал диктовать миру свои правила.
   Те самые законы эволюции, которые при­званы были охранять и развивать биологиче­ский мир (биосферу), привели к возник­новению совершенно нового интеллек­туаль­ного мира (ноосферы).
   Новый мир также "паразитирует" на мире биологиче­ском, как последний на мире физи­ческом. Т.е. мир разума не может существовать вне мира биологи­че­ского, но к нему также не сводится. Образно говоря, внутри биологиче­ской вселенной родилась еще одна - ин­теллектуальная (вселенная разума или ноосфера).
   Как это произошло? Благодаря обезьяничению у прачеловека появились тотем (хищник-па­трон) и табу (совер­шенно идиотские запреты на те естественные проявления жизнедея­тельности, кото­рые отсутствовали у их тотема). А табу и по­клонение тотему - это праре­лигия. Атеисты мо­гут счастливо по­тирать руки - вот каков он опиум для на­рода.
   В романе Веркора "Люди или животные до­казывается, что человек от животного отли­чается не трудовой дея­тельностью, а только лишь тем, что у него есть религия.
   Мысль Веркора убедительно обосновывает Поршнев. Именно благодаря "иди­отским" табу у этой ветви приматов возникли стрессы - примат сошел с ума и стал пра­человеком. Какое нормальное животное станет превращаться в человека - ему и так хорошо. Кстати, ближе всего к идеям Поршнева подошел Ницше.
   Как шиза может породить сознание? Чтобы "сойти с ума", нужно его иметь. Чтобы ис­пытывать стресс, нужно ощущать свою са­мость.
   Но, стрессы, наблюдаемые у домашних и лаборатор­ных животных, не по­родили у них сознания. Может быть, все дело в том, что наши издева­тельства над братьями на­шими меньшими не столь регулярны, глобальны и всеобъемлющи, как те, что эволюция учинила над нашими предками?
   Как все же родился человек? Благодаря Поршневу лучше понимаешь историю о гре­хопа­дении Адама (во всех религиях есть подобные истории). Грех Адама - познание. А рай - это сча­стье оставаться животным, у которого нет ни проблем, ни стрессов.
   Мы считаем, что обладаем сознанием, ибо склонны к рефлексии. А что такое рефлек­сия? Это реакция на ситуацию. Все жи­вое имеет рефлексы, что есть реакция на угрозу, и только у человека рефлексия - реакция на ситуацию при которой воз­можна уг­роза. Т.е рефлексия - это своеобразный анализ си­туа­ции. Наше, человечества интеллек­туальное достижение - умение анализировать ситуацию впервые появилось как рефлексия.
   Почему у прачеловека появилась рефлексия? Наверное, есть глубо­кий смысл в том, что в литературе и в быту словом "рефлексия" называют не только реакцию человека на из­менение ситуации, но еще и его болезненную реакцию на собственное несовер­шен­ство.
   То, что одним термином язык называет два несовпадающих понятия, указывает на их внутренне родство. Наверное, рефлексия, как болезненная реакция на собственное несо­вер­шенство родилась раньше, чем рефлексия, как реакция на ситуацию. Первой родилась бо­лезненная рефлексия. Рефлексия-за­висть скорее всего, родилась тогда, когда пра­лю­ди-шакалы сравнивали себя с физиче­ски совершенным тотемами-хищниками. Скорее всего, из осознания собственного несовер­шенства появилось наше Сознание. А уже потом оно превратилось в умение стратегически мыслить.
   Наша шиза - это оторванность от естественного животного состояния. Это наша ос­нов­ная проблема. Ее пытались решать все религии, все направления психоло­гиче­ской науки. Успешней всех оказались дзен-буддизм и психоана­лиз. Эрих Фромм даже пытался их объеди­нить, создав дзен-фрейдизм.
   Неважно, что из этого вышло - важно другое. Из на­шей человечьей шизы есть два пути:
   - Первый путь - ус­покоиться, перестать шизеть и, прекратив ду­мать, вер­нуться к спокой­ному и орга­ничному животному состоянию.
   - Второй путь - пойти в очелове­чивании своей при­роды еще дальше, обретя и укрепив гу­манистиче­скую мораль, еще дальше уйти от сча­стливого животного состоя­ния.
   Эрих Фромм изо всех сил старался уговорить нас (и себя), что, характерное для дзен-буддизма от­ключение мышления, - это не путь назад, а путь на­верх, путь к "сверхсоз­на­нию".
   Но это, скорее всего, самообман. Животные тоже обладают этим фроммовским "сверх­сознанием". На уровне по­требностей они прекрасно ориен­ти­руются в мире. И при этом не страдают пси­хозами, ибо органично вписаны в окружаю­щий мир, а не отчуждены от него, как люди. Поэтому от­ключение мышления - это путь назад.
   Восточных практики на пути отключения вербально-логических меха­низмов и включе­ния интуитивных механизмов решения практических проблем (от психологических - до деятельных) полу­чают грандиоз­ные результаты. Сни­мая с себя груз чисто человеческого мышления и чувствования, индивид часто бывает более успешен в разре­шении своих практиче­ских задач.
   Парадоксальная мысль, что со­весть - душевная болезнь, по Поршневу истинна. Живот­ное этим недугом не страдает. Оно отчаянно сражается за свой кусок, не смущаясь мыс­лью о судьбе побе­жденного.
   Четыре тысячи лет назад Конфуций на Дальнем Востоке, Будда в Индии, Эханатон в Египте, Заратустра в Персии, Моисей в Палестине, Кецалькоаталь в Мек­сике соз­дали ре­лигии, которые начали поворот к че­ловеку. Венцом этого процесса стало возникнове­ние христи­анства.
   Только став последователем Христа - существом с по­стоянно боль­ной сове­стью, только уходя все дальше от рая жи­вотного состояния и обостряя тем самым свою душевную бо­лезнь, человек до­вер­шит свой окончатель­ный переход из биосферы в ноо­сферу.
   Для этого и нужна, наверное, вера в Бога, чтобы идти дальше по человеческому пути, уходя от счастья быть животным, которое не отягощено про­блемами выбора ме­жду доб­ром и злом, ибо в его мире эти понятия (как и дру­гие абстракции) отсутствуют.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

4


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"