Аннотация: В этих размышлизмах я хочу потолковать о путях эволюции мира.
Альмагий Голубов
Размышлизмы об эволюции
В этих размышлизмах я хочу потолковать о путях эволюции мира. Представляется, что история мироздания меняет направление, встретив на своем пути "ловушку".
Словом "ловушка" называют сконструированный человеком (а иногда и созданный природой) предназначенный для охоты механизм, приводимый в действие самой дичью. Ловушка резко меняет будущее зверя - смерть или неволя. Называя то, о чем я толкую ловушкой, я имею ввиду созданный природой механизм, который, используя законы и тенденции, ранее направлявшие мир в одну сторону, меняет вектор движения на обратный. Хочу рассказать о двух таких ловушках.
Ловушка первая.
Вроде бы аксиома, что мир стохастичен, и подчиняясь вероятностным законам, в целом неизбежно движется к тепловой смерти. Но есть и обратные тенденции. Исследования Ильи Пригожина показали, что на участках нестабильности в неживом мире часто наблюдаются процессы самоорганизации. А это означает, что случайное рождение на Земле протожизни явление отнюдь не уникальное.
Так или иначе, но на нашей планете в какой-то луже, а скорее всего меж пластинок слюды в естественном микротермостате, коих за время до зарождения жизни на Земле было неисчислимое множество, случайно образовалась длинная молекула, обладавшая двумя феноменальными свойствами:
- способностью к самосохранению,
- и способностью дублировать собственную структуру.
Эти свойства вначале были крайне примитивны и совсем не удивительны. По отдельности они, пусть нечасто, но встречаются в неживой природе:
- Способностью к самодублированию обладают кристаллы в растворе.
- Способностью к самосохранению обладает процесс, происходящий на солнце. Он регулируется так называемой системой отрицательной обратной связи.
Так начался процесс, приведший к изменению вектора истории у части природы. Раньше вектор всюду в мире был направлен на увеличение энтропии, а локальные случаи роста организации и уменьшения энтропии были только случайными флуктуациями. Теперь там, где жизнь, вектор постоянно, устойчиво направлен в сторону уменьшение энтропии. Причем жизнь, увеличивая свою организацию, повышает энтропию окружающего неорганического мира.
Биологический мир или мир, где господствует жизнь, по своей сути склонен к изменениям, к развитию. Это называют эволюцией. Можно было бы сказать, что эволюция активно использует вероятностные процессы для своей целенаправленной работы. Но это в корне неверная телеологическая идея, ибо эволюция, не обладающая сознанием, не может ничего использовать в своих интересах (у эволюции нет интересов).
В действительности, пройдя ловушку, Вселенная вступила в область иных закономерностей. Стохастический закон продолжает действовать как и везде в мире. Но там, где природа организована жизнью, результат получается обратный тому, что был, до ее возникновения. Стохастический закон порождает здесь множество вариантов живых систем и производит отбор, неумолимо уничтожая нежизнеспособные.
А как следствие, организация этого мира неуклонно растет. Т.е. если ранее история мира двигалась в сторону повышения энтропии, то теперь органическая его часть движется в сторону ее понижения. Живое, как и вся материя, подчиняется законам физики. Но не только. Жизненные процессы подчиняются информационным законам. Образно говоря, внутри прежней физической Вселенной появилась новая Вселенная - информационная.
Ловушка вторая.
На пути, определенном предыдущей ловушкой эволюция породила приматов. И тут Историю Мироздания поджидала еще одна ловушка. Один из весьма малоудачных результатов эксперимента эволюции не только выжил, но и преуспел.
Собственно так было на всех этапах эволюции, именно малоудачный, на первый взгляд, вариант порождал новый вид. Но на этот раз у старушки-эволюции вышло нечто принципиально новое. Она породила Новый Мир - Ноосферу.
Впрочем, начиналось все достаточно тривиально. Опыт создания видов-паразитов, видов-спутников уже был - от глистов до шакалов. И в этом новом эксперименте с приматами вроде бы не было ничего нового.
Но!!!! Не даром мы называем младших братьев наших обезьянами. Не знаю, благодаря чему, но природное свойство приматов перенимать (или передразнивать) чужие привычки (мы называем это обезьяничением) выше, чем у других животных.
Качество это для теплокровных совершенно необходимое. Благодаря ему они передают опыт следующим поколениям. Но если другие млекопитающие копируют поведение своих родичей, то приматы обезьянничают и другим видам.
Известный историк Борис Федорович Поршнев на закате жизни вдруг изменил своей профессии и стал заниматься происхождением человека. Он написал поистине великую книгу "О начале человеческой истории" ("Проблемы палеопсихологии"). По Поршневу наши предки шакалили возле крупных хищников. Они объедали кости, оставляемые патронами, далее они научились разбивать кости (первые "трудовые" процессы) и питаться костным мозгом.
Ну, шакалили наши предки. Ну и что? Настоящие шакалы ведь остались животными. Но страсть наших предков обезьянничать совершила с ними злую шутку. Они стали воспринимать хищника, как вожака своего стада.
Копируя привычки, а главное, половое поведение вожаков, наши предки получили "в награду" стрессы, острые психические заболевания. Самое опасное для них, скорее всего, было то, что они копировали половое поведения чужого вида, у которого иные периоды и формы половой активности. Тут не только психику нарушишь - тут и здоровье подорвешь. Я не в курсе, но, скорее всего, многие из наших болезней начались тогда.
Почему я называю феномен рождения человека еще одной ловушкой для истории мироздания?
Все просто: стохастический закон породил урода. Далее эволюция, которая должна была произвести селекцию (уничтожение) неудавшегося (явно больного) вида, наоборот привела к его удивительному расцвету. И этот явно неудачный результат экспериментальной деятельности эволюции стал господствовать в мире и, более того, начал диктовать миру свои правила.
Те самые законы эволюции, которые призваны были охранять и развивать биологический мир (биосферу), привели к возникновению совершенно нового интеллектуального мира (ноосферы).
Новый мир также "паразитирует" на мире биологическом, как последний на мире физическом. Т.е. мир разума не может существовать вне мира биологического, но к нему также не сводится. Образно говоря, внутри биологической вселенной родилась еще одна - интеллектуальная (вселенная разума или ноосфера).
Как это произошло? Благодаря обезьяничению у прачеловека появились тотем (хищник-патрон) и табу (совершенно идиотские запреты на те естественные проявления жизнедеятельности, которые отсутствовали у их тотема). А табу и поклонение тотему - это прарелигия. Атеисты могут счастливо потирать руки - вот каков он опиум для народа.
В романе Веркора "Люди или животные доказывается, что человек от животного отличается не трудовой деятельностью, а только лишь тем, что у него есть религия.
Мысль Веркора убедительно обосновывает Поршнев. Именно благодаря "идиотским" табу у этой ветви приматов возникли стрессы - примат сошел с ума и стал прачеловеком. Какое нормальное животное станет превращаться в человека - ему и так хорошо. Кстати, ближе всего к идеям Поршнева подошел Ницше.
Как шиза может породить сознание? Чтобы "сойти с ума", нужно его иметь. Чтобы испытывать стресс, нужно ощущать свою самость.
Но, стрессы, наблюдаемые у домашних и лабораторных животных, не породили у них сознания. Может быть, все дело в том, что наши издевательства над братьями нашими меньшими не столь регулярны, глобальны и всеобъемлющи, как те, что эволюция учинила над нашими предками?
Как все же родился человек? Благодаря Поршневу лучше понимаешь историю о грехопадении Адама (во всех религиях есть подобные истории). Грех Адама - познание. А рай - это счастье оставаться животным, у которого нет ни проблем, ни стрессов.
Мы считаем, что обладаем сознанием, ибо склонны к рефлексии. А что такое рефлексия? Это реакция на ситуацию. Все живое имеет рефлексы, что есть реакция на угрозу, и только у человека рефлексия - реакция на ситуацию при которой возможна угроза. Т.е рефлексия - это своеобразный анализ ситуации. Наше, человечества интеллектуальное достижение - умение анализировать ситуацию впервые появилось как рефлексия.
Почему у прачеловека появилась рефлексия? Наверное, есть глубокий смысл в том, что в литературе и в быту словом "рефлексия" называют не только реакцию человека на изменение ситуации, но еще и его болезненную реакцию на собственное несовершенство.
То, что одним термином язык называет два несовпадающих понятия, указывает на их внутренне родство. Наверное, рефлексия, как болезненная реакция на собственное несовершенство родилась раньше, чем рефлексия, как реакция на ситуацию. Первой родилась болезненная рефлексия. Рефлексия-зависть скорее всего, родилась тогда, когда пралюди-шакалы сравнивали себя с физически совершенным тотемами-хищниками. Скорее всего, из осознания собственного несовершенства появилось наше Сознание. А уже потом оно превратилось в умение стратегически мыслить.
Наша шиза - это оторванность от естественного животного состояния. Это наша основная проблема. Ее пытались решать все религии, все направления психологической науки. Успешней всех оказались дзен-буддизм и психоанализ. Эрих Фромм даже пытался их объединить, создав дзен-фрейдизм.
Неважно, что из этого вышло - важно другое. Из нашей человечьей шизы есть два пути:
- Первый путь - успокоиться, перестать шизеть и, прекратив думать, вернуться к спокойному и органичному животному состоянию.
- Второй путь - пойти в очеловечивании своей природы еще дальше, обретя и укрепив гуманистическую мораль, еще дальше уйти от счастливого животного состояния.
Эрих Фромм изо всех сил старался уговорить нас (и себя), что, характерное для дзен-буддизма отключение мышления, - это не путь назад, а путь наверх, путь к "сверхсознанию".
Но это, скорее всего, самообман. Животные тоже обладают этим фроммовским "сверхсознанием". На уровне потребностей они прекрасно ориентируются в мире. И при этом не страдают психозами, ибо органично вписаны в окружающий мир, а не отчуждены от него, как люди. Поэтому отключение мышления - это путь назад.
Восточных практики на пути отключения вербально-логических механизмов и включения интуитивных механизмов решения практических проблем (от психологических - до деятельных) получают грандиозные результаты. Снимая с себя груз чисто человеческого мышления и чувствования, индивид часто бывает более успешен в разрешении своих практических задач.
Парадоксальная мысль, что совесть - душевная болезнь, по Поршневу истинна. Животное этим недугом не страдает. Оно отчаянно сражается за свой кусок, не смущаясь мыслью о судьбе побежденного.
Четыре тысячи лет назад Конфуций на Дальнем Востоке, Будда в Индии, Эханатон в Египте, Заратустра в Персии, Моисей в Палестине, Кецалькоаталь в Мексике создали религии, которые начали поворот к человеку. Венцом этого процесса стало возникновение христианства.
Только став последователем Христа - существом с постоянно больной совестью, только уходя все дальше от рая животного состояния и обостряя тем самым свою душевную болезнь, человек довершит свой окончательный переход из биосферы в ноосферу.
Для этого и нужна, наверное, вера в Бога, чтобы идти дальше по человеческому пути, уходя от счастья быть животным, которое не отягощено проблемами выбора между добром и злом, ибо в его мире эти понятия (как и другие абстракции) отсутствуют.