Гольшанская Светлана : другие произведения.

Классификация злодеев

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Ранее поблуковалась в ЖЖ здесь http://berdandi.livejournal.com/37088.html и здесь: http://community.livejournal.com/best_villain/34460.html


  Сегодня я поведу речь о кино и книжных злодеях, а точнее об их субстрактах, типичных образчиков, так сказать. В материалах для такого анализа у меня недостатка нет, так как в любимом жанре без них не обойтись (надо же с кем-то войну вести). Зло в произведениях искусства и культуры, а тем более поп-культуры конца 20 начала 21 века, не абстрактно. Оно как правило принимает облик персонажа, на котором, бывает, и зиждется все повествование. Ведь без злодеев рыцари не могли бы проявлять доблесть и мужество, спасая от них прекрасных девиц, герои не парили в небе над мегаполисами, оберегая мирных жителей от очередного помещанного на власти и деньгах маньяка, солдаты не гибли на передовой защищая от захватчиков свою отчизну. Итак, те, кто делает кино и книги интереными и захватывающии, злодеи:
   Злодей-ревнивец. Канонический персонаж в дамских романах и мыльных операх. Ввиду жанровой принадлежности чаще встречаются женского пола. Их философия наиболее проста для понимания: не со мной - значит ни с кем. Реализует он эту философию он уже в зависимости от собственного коварства, жестокости и изобретательности. Бороться с ними тяжело и противно, тем более что предмет их обожаний, как правило, начинает восприниать такого персонажа, как злодея, когда тот уже держит пистолет у его виска. Это Фроло из Соборе парижской Богоматери, Людовик XIV в Анжелике, персонаж Билли Зейна (убейте, не поню, как зовут) в Титанике и в тысячах мыльных опер.
  
   Злодей-захватчик/злодей-тиран. Без такого персонажа не обходится ни один военный конфликт и эпический сюжет. Это Злодей с большой буквы. В основном мужского пола. Единственным исключением можно считать Ведьму из Хроник Нарнии. У него изначально огромное приемущество перед ГГ, а целью всей истории и кульминацией является его свержение или победа над ним. Посему собравшись против него в бой необходимо запастись: а)непобедимым волшебным оружием; б)красноречием (для убеждения толпы в необходимости бороться); в)терпением (ибо путь к нем будет долог и тернист); г)ближайщим родственником/другом/помошником этого злодея (а если найдете единственного внебрачного сына этого злодея, который к тому же ни о чем не подозревает, то победа у вас в кармане). Однако, побеждают таких гадов до конца редко и, как правило, с тяжелыми для себя последствиями. Тут уж потеря собственной жизни, как правило, не самый худший вариант, ведь после победы вас могут вынудить навсегда покинуть пределы смертного мира, предать остракизму или вообще заставить принять трон и разбираться с тем бедламом, который вы успели устроить, находясь в подполье. Это Даркен Рал в Правилах Волшебника, частично Саурон/Саруман в Властелине Колец, Дарт Вейдер в Звездных войнах.
  
   Злодей-невидимка. Используется в сериалах, циклах романов и любых художественных проихведениях размера XXL. По своим функциям схож со злодеем-захватчиком, но в активных действиях он никакого участия не принимает. Он просто давлеет над ГГ, заставляя его идти вперед и сражаться все с новыми и новыми сомнами своих миньонов. Классический пример - Саурон из Властелина Колец. Его нет, он развоплощен, а над Средиземьем навило лишь его ненавистное око.
  
   Злодей-гений. Встречается редко, так как победить его практически невозможно ввиду определенных канонических психико-физических качеств ГГ. Но все равно иногда авторы идут на такой риск. Бывает как мужского, так и женского пола. Очень неоднозначный персонаж. Как правило, произведения с его участием заканчиваются трагической гибелью ГГ или кого-то к нему очень близкого. Так же часто такие злодие сами являются главными героями произведения, где автор с упоением описывает их безумства и то, как они ловко уходят от суда, преследователей и справедливой кары. Примером можно считать Ганнибала Лектера из Молчания ягнят, Кэтрин Трэмелл из Основного инстинкта, Жана-Батиста Гренуя из Парфюмера,Фантомаса (хоть его и побеждают раз за разом, а словить все-таки не могут), Магнито из Людей Х, Анвара Эфенди из Турецкого Гамбита, капитана Сильвера из Острова сокровищ(сумел выйти сухим из воды), Шишио из Бродяги Кеншина (команда из двух легендарных самураев, одного ниндзя и одного кулачного бойца так его и не победила, он умер из-за того, что поединок продлился слишком долго). Скрепя сердце и только из огромного уважения к безвременно ушедшему Хиту Леджеру хочется отнести сюда и Джокера из Темного Рыцаря, хотя, наверное, он все же больше подходит к следующей категории злодеев. Он гениален в своем помешательстве, жесток до неприличия, расчетлив и циничен. А тому, что ему удается сделать с моральным состоянием Готэма, позавидует любой даже самый страшный монстр.
  
   Злодей-маньяк. Этот подвид злодеев встречается одинаково часто как в западной, так и в восточной традиции. Для них даже жанр отдельный выделили. Хоррор или ужастик по-нашему называется. Чаще всего это мужчины средних лет. У этих паразитов чаще всего бывает тяжелое детство, железные игрушки, высокие подоконники и т.п. В результате им начинает доставлять удовольствие особо жестоко расправляться с себе подобными. Эти злодеи не отличаются особым коварством, хитростью или умом. Но убить их очень сложно из-за их феноменальной живучести, которой бы позавидовал любой бессмертный. А некоторые из них даже после смерти продолжают терроризировать своих жертв. Более подробные рассуждения о таких персонажах можно услышать в культовом ужастике Крик 2. Самый знаменитый и ужасный из таких маньяков - Фредди Крюгер из Кошмара на улице вязов. Так же по просье сообщников упоинаю здесь еще двух "выдающихся" маньяков Джейсона Вурхиза из Пятницы 13 и Майкла Майерса из Хэллоуина.
  
   Злодей-монстр. Тоже канонический персонаж жанра хоррор. Сюда относятся всякая кровососущая нечесть с клыками и когтями: вампиры, оборотни, демоны и другие чудовищные порождения тьмы. Их внешний вид как нельзя лучше отражает их характер - мерзкий и страшный. Главная их задача наводить панический ужас на мирных крестьян в какой-нибдь Трансильвании или на казацком хуторе. Хотя в последнее время авторы стремятся все больше и больше опоэтизировать образы готических монстров. А вампиры и оборотни вообще стали романтическими персонажами благодаря таким фильмам, как Интервью с вампиром, Волчонок, Кровные узы, Кровь и шоколад, Сумерки. К самым страшным мострам можно отнести Клоуна-паука из Оно Стивена Кинга (более жуткого создания в жизни не видела), Терминатора (это не монстр, а машина, созданная руками человеческими, но функции выполняет те же).
  
   Злодей-идиот. Излюбленный персонаж всех времен и народов. В основном мужского пола. Неоправданно жесток по отношению как к врагам, так и к своим подчиненным. Посему его часто придают, обманывают. Часто поддается на провокации. Четкого плана действия не имеет. Своими, как правило неисчерпаемыми ресурсами, пользуется неэффективно. Внешностью его тоже одаривают самой отталкивающей, чтобы жалко умалишенного не было. Как персонаж овершенно не привлекателен и не интересен, но ГГ его победить легче всего, ведь чтобы убить этого идиота особых мозгов не надо, да и совесть потом вряд ли мучать будет. Это барон Харконен из Дюны, капитан Крюк из Питера Пена (всегда поражалась, как взрослому мужику не удается победить далеко не самого умного мальчишку), шериф Ноттингемский из историй о Робине Гуде, Орочимару из Наруто (мало того, что старика с десяток серий мучил, так еще зачем-то с собой малоадекватного Учиху потянул, явно старик с руками мозги последние у него забрал).
  
   Злодей-немезида. Спас своим появлением множество весьма посредственных произведений. Может являться как в мужском, так и в женском образе. Мстители-немезиды, пожалуй, сам разношерстный подвид злодеев. Общей формулы для них нет, да и появляются они, как правило, спонтанно, когда автор доходит до точки в представлении свлих героев и выяснений отношений между ними. И вот, когда произведение уже находится на гране фола, как Dues ex machina, из прошлого одного из героев выползает сей злодей, вспоминает какую-то обиду и методично начинает портить ему жизнь. Ввиду полной спонтанности рождения такого героя, его образ может быть весьма и весьма оригинален, как и его внешность, мотивы, судьба. Лучшие представители: Ливия из Пиратов (спонтанным этого персонажа назвать, конечно, нельзя, но функцию она исполняет именно эту), некий вампир Джеймс из Сумерек (типичный представитель), Лекс Лютор из Супермена(один из самых нетипичных представителей, особенно в сериалах).
  
   Злодей-перевертыш. Самые неоднозначные персонажи обычно принадлежат к этому вымирающему, если можно так сказать, виду. Все повествание автор методично внушает нам ненависть к этому образу, чтобы под конец сделать ход конем и поставить все с ног на голову. И вдруг злодей уже не кажется таким плохим, и если мы его не поддерживаем, то хотя бы понимаем. Это Призрак Оперы(хотя я его и за злодея-то никогда не держала), Суйтенгу из Speed Grapher (аниме само по себе мрачное, а от образа ангела с кровавым крыльями просто мурашки по коже), частично Олмер из цикла Кольцо тьмы (Перумов вообще склонен антогонистов превращать в протогонистов, так что под конец с трудом можно разобрать, кто там прав, а кто виноват), Король гоблинов из Лабиринта (но тут опять же все сложно. В одной из последних сцен герой Дэвида Боуи говорит девушке: "Я все для тебя сделал. Ты хотела приключений - ты их получила. Ты хотела волшебных друзей - ты тоже их получила. Ты хотела, чтобы я забрал твоего брата - и я его забрал. Чего же ты еще от меня хочешь?" Но девушки - создания странные, особенно в 16 лет, когда сами не понимают, чего они хотят. Посему, к огромному моему сожалению, чувства Короля остаются без ответа. Жалко мне его было в конце. Я бы не вернулась на ее месте.)
  
   Раскаявшийся злодей. Типичный представитель эпических аниме сененов. Прямая противоположность злодеев-перевертышей. В начале он предтавляется нам как абсолютно злое жестококе существо, лишенное всяких моральных принципов. Во время боя с ГГ перед нами разворачивается история его жизни, то, чем он руководствуется. Часто в боях ГГ с таким злодеем одерживает победу не за счет физической силы, а доказывает правоту своей жизненной позиции и развенчивает неверные представления об окружающем мире. После проигранного боя он резко меняется (уходит в монастырь, становится миролюбивым хиппи, сражается бок о бок с ГГ против своих бывших соратников - нужное подчеркнуть). В произведениях западной культуры они тоже иногда встречаются, правда, меняются они, как правило, по другой причине, особенно если ГГ - женского пола. Против прекрасных глаз воинственных амазонак не устоит ни кровожадный вампир, ни самый злой волшебник, ни сам Хозяин Преисподней. Среди самых ярких представителей этого вида можно назвать Гаару Песка из Наруто, частично Снейпа из Гарри Поттера (ведь человеком Дамблдора он стал исключительно из большой любви к Лили, но ведь он любил ее с самого детства, хотя это особого отношения к делу не имеет), Тарабаса из Пещеры золотой розы (ну и дура же эта Фантагиро, кому нужен этот вечно попадающий в неприятности слабак, если у твоих ног ТАКОЙ могущественный и до неприличия красивый злой волшебник), Коула Тернера (Бальтазара) из Зачарованных (и зачем им понадобилось его убивать), Ангела из Баффи.
  
   Помощник (соратник) злодея. Это не совсем злодей, но в начале он разделяет взгляды и методы злодея. Под конец, когда дело запахнет жареным может вдруг решиться все бросить и перейти на светлую сторону силы (как правило это спутники злодеев-идиотов, которые, к своему несчастью, значительно умнее своих хозяев, да и врагов тоже). Посему злодеи стараются пнуть их посильнее при любой удобно возможности. Хотя есть среди помошников и действетельно преданные мазохисты, которые только и делают, что поакают безумствам своего повелителя. К этому типу относится Кабуто из Наруто (я могу лишь позавидовать его стойкости), Грима из Властелина Колец, Макс из Больших гонок (бедолага, ему ведь тоже не сладко пришлось под пятой тщеславного профессора Фейта).
  
   Перебежчик. Это вовсе не злодей. Но проблем доставляет вдвое больше, чем любой из самых гнусных злодеев. Причем, как одной, так и другой стороне конфликта. Он мечеться от одних к другим, не зная, кого выбрать. И, вконец запутавшись, и при этом запутав всех кружающих, начинает творить всякие глупости, от которых страдают все. Убить их жалко, ведь они в принципе не злые, а вот справляться с последствиями их очередного неправельно принятого решения ох уж как не просто. И это мои самый любимые персонажи, просто потому, что они больше всего походя на живых людей, кторые имеют право сделать неправельный выбор, раскаяться, попытаться его исправить, чтобы потом сделать новую ошибку. Это Сасуке Учиха из Наруто (был добрым мальчиком-захотел отомстить брату-подружился с ГГ-сбежал к Орочимару-отверг друзей-убил Орочимару-отомстил брату(себе на голову)-решил мстить за брата) - логика на гране фантастики, зато как драмматично, аж на слезу пробивает; Снейп из Гарри Поттера побил все рекорды по перебежкам (ненавидел магглов-влюбился в Лили-сдал ее Вольдеморту-побежал к Дамблдору спасать Лили-всю дорогу нещадно шпынял ее сына-защищал ее сына не щадя себя-вернулся к Вольдеморту-шпионил для Дамблдора-убил Дамблдора-помог Гарри убить Вольдеморта) - звучит, как берд сумасшедшего. Спрашивается, каким местом он думал, когда все это делал? И это взрослый-то человек, а не какой-нибудь горячий подросток. Но все равно он самый лучший, потому что самый человечный.
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"