Гольшанская Светлана: другие произведения.

Читательские отзывы к роману "Нетореными тропами"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сборник читательских отзывов к "Нетореным тропам", в том числе содержательные и очень любопытные рецензии из "Клуба романистов". Оставляйте свои отзывы, они продлевают жизнь авторскому вдохновению и ускоряют написание текстов.


Рецензии из клуба романистов

   Рецензия Фурсина Олега
   Ссылка: writercenter.ru/blog/final/kakabadze-mofursin-op-recenziya-na-roman-svetlany-golshanskoy-netorenymi-tropami.html
   Ах, этот аромат путешествий, в котором и нотка апельсина, и коричный дух, и запахи специй для жарки мяса...
   А какое отношение имеют к этому аромату "Нетореные тропы" Светланы Гольшанской, спросите Вы меня.
   Для меня -- прямое, но как бы объяснить это людям, у которых ассоциативные связи иные. Ни более сложные, ни более простые, -- просто другие. Я-то знаю, что это поветрие для меня начиналось в детстве. Листал страницы "Витязя в тигровой шкуре" Руставели, в переводе Заболоцкого, о приключениях двух друзей, Тариэла и Автандила, о поиске ими похищенной невесты Тариэла, о том, как они нашли ее в крепости Каджети, и вызволили из плена в заколдованном царстве всякого рода нечисти: людоедов, демонов, ведьм и вампиров. Из царства каджей, словом, мифических народов зла. Быть может, вот тогда, когда я читал, доносился с улицы запах специй, или на нашей кухне колдовала мама над тестом с корицей. Я был тогда юн, наивен, книга звала в дорогу, и сама была ароматной и "вкусной". Это осталось. Скажите, я сумел объяснить? Это важно для меня!
   С тех пор я люблю фэнтези; пусть Руставели и не подозревал о том, что я увяжу его поэму с направлением в литературе, которое гораздо более юное, чем древняя поэма. Говорите, что хотите, я уверен: всякое новое -- это хорошо забытое старое. Я тогда и не знал, что самое увлекательное для меня в жанре фэнтези называется словечком "квест". Мне нужно, мне насущно необходимо, чтоб герой отправлялся в дорогу, за чем бы он там ни шел. Ищет ли он человека, вещь, знание или место, мне все равно. Но я хочу, чтобы он путешествовал, преодолевал препятствия, при этом видел загадочные страны, города и явления. И еще: я поверяю истинность той или иной работы с тем, как часто ощущаю аромат специй, читая. Он давно и прочно увязался с дальними странствиями в сказочные миры.
   Светлана вправе задать вопрос: а получилось? Да, получилось, и спасибо большое за это автору.
   Для меня главные герои повествования Светланы -- близнецы Лайсве и Вейас интересны, прежде всего, как непривычные и необычные герои фэнтезийного повествования. (Заметили ли вы, что их имена похожи, по крайней мере, пять букв имени тождественны у сестры и брата, как отражение сходства, лишь буква "л" в женском имени лишняя, вроде невелика разница, но многое решает в поступках героев, хороший прием "говорящих" имен). Согласитесь, это оригинально. Возможно, я не так много читал, но, кажется, близнечные мифы мне еще никто не рассказывал в этом формате. Мировая литература, начиная с мифов и космогоний, это -- пожалуйста, но не фэнтази. Мне показалось удачным, что Вейас любит сестру: архетипический сюжет, это особенность любимого жанра, и Светлана ему верна. Во многих древних культурах миф о брате и сестре, вступающих в брак, известен почти в одинаковой форме. О Исиде и Осирисе помнят, верно, все, и о том, что любовь их началась еще во чреве матери. Так вот, у древних народов при рождении двойни -- детей разного пола -- считается необходимым совершить очистительный обряд, частью которого может быть рассказ близнечного мифа. Здорово, что Светлана сделала этот ход, рассказала то, что должно быть рассказано: автор заслужила признание глубинным пониманием неких важных психологических аспектов. Я не знаю, имела ли она в виду то, что подчеркнуто мною, это знает только Светлана. Но для меня не суть важно, подчиняет ли автор замысел некой идее, или идея четко ложится в его авторский замысел: в одном случае это говорит об уме и знании, в другом -- об интуиции, и я не готов решать, что важнее, что первично.
   Мне понравилось то, что при всей внешней разности характеров брат и сестра все время являют миру свою глубинную схожесть. Наиболее ярко это видно в эпизодах с их временным одурманиванием мифическими персонажами. Упоение любовью-страстью "навеянной", к сказочным персонажам: как брат-сестра равно поддаются обману! Ревнуют и борются с противниками собственной любви друг к другу, сражаются страстно, притом каждый безгранично сомневается в своих силах, черпает их в другом. Мужчина и женщина, которые вместе словно составляют одно существо, потому что близки духовно и по крови. Это ведь вновь архетипический сюжет. Зеркальное отражение друг в друге, заявленное изначально, подтверждается сюжетно.
   Но от любви друг к другу, включающей инцест, брат с сестрой (по крайней мере, на момент моего прочтения) автором будут спасены. И это, с моей точки зрения, хорошо. Архетип архетипом. Но веломри в достаточной мере люди, чтоб вести себя как люди. Быть может, инфантилизм Лайсве и ее невероятная чистота и наивность, почти сказочные, уберегут; может, паре еще суждено пережить горячку признаний, а как долго будут они ходить над краем пропасти, вообще неизвестно. Интрига сохраняется, читатель настороже. Что возобладает: архетип или социум? Мне это многое скажет об авторе. Пока же перевес явно на стороне социума: и Вейас понимает "греховность" своей любви, и с каждым шагом поднимает ее все выше к духовному, "отставляя" физическую сторону. И Лайсве со своим отличием в одной лишь букве имени, сильна даже неведением своим, и стремится к Безликому...Браво, Светлана! Схожесть даже в разном, это еще сочинить надо было, прочувствовать! "Я -- это ты, ты -- это я", и, однако, даже делая одно и то же, мы идем разными путями. Как достоверно это получилось!
   Еще одна положительная сторона работы: непохожесть ее миров на все остальные фэнтезийные миры. Условия соблюдены, мы в мире, похожем на средневековый. Есть некие силы у героев, превосходящие любые нормальные, есть и законы вновь создаваемого автором мира, с которыми читатель знакомится в ходе квеста, буквально вместе с героями. Все есть, но оно другое!
   "Попавший в ловушку ветер застучал, спускаясь по трубе, и вырвался белёсым туманом из отверстий у алтаря, оставив на камне сырые потёки. Вот он, наш покровитель, незримый и безымянный -- ветер". "Брат мой, ветер", -- будет шептать героиня в самые трудные моменты жизни. Средневековье средневековьем, у него свои корни, европейские, а в этом призыве Лайсве слышится славянское язычество. "Ветер, ветер, ты могуч", -- вот что слышится. Да и язык, язык, в котором "кулема", "остолоп", "горевестница", "суженый" (последний к тому же еще по смыслу и ряженый!), он ласкает мне ухо. Как же органично сливается все (при всем разнобое!) в один оркестр, где налицо еще и милорды, рыцарские ордена, чуть ли не салический закон, и костры инквизиции (ордена). Только прочти работу Гольшанской в переводе, допустим, английском, не зная автора, и все равно угадаешь славянские корни. Нечто этакое, неуловимое, поскольку "остолоп" и "кулема" все равно непереводимы. И меня это неуловимое радует. Не в смысле квасного патриотизма, а в силу некоей эмоциональной реакции: я здесь дома, хоть все -- иное...
   В работе Светланы есть оборотни и маги, куда же без них. Но и в оригинальности автору не откажешь, она на примитиве всеобщем не остановилась. Есть еще и вельвы, и гули, и вэсы, и варги, и духи Тэйкуоли, и туаты, и Ночные Ходоки, и холмовые шавки, а также расцветает во всей своей красе Червоточина. Фантазии автора конца и края нет, кто-то из ее героев, ко всей своей разносторонности, еще и телекинезом-телепатией владеет. Пусть не обо всех из них я узнал все, чего душа просила, но многие, многие демоны и духи стали мне известны. Совершенно очарован Кассочкой, мне бы такую лошадку-демона, мы б с ней покатались!
   Ох, и погулял я с автором вдоволь нетореными тропами, несмотря на грозное предупреждение-аннотацию, но выжил я, и закрыл последний лист. Я хочу сказать: мне было интересно. Конец этой части романа не удивил меня; не мог же я ждать, право, что все закончится веселым пиром -- свадебкой. У героини весьма высокие запросы, они редко совпадают с тем, что готова выдать жизнь в сухом остатке. У меня, правда, не возникает сомнения, стоило ли ей ходить нетореными тропами, чтоб получить то, что получено. Конечно, стоило; наши мечты так мало похожи на то, что за ними на самом деле, но разве это основание для того, чтоб не мечталось? Из того же Руставели: "Жалкий обморок и слабость -- их ли ты зовешь любовью? Не приятней ли миджнуру слава, купленная кровью". Куда уж лучше получилось у Лайсве, чем могло бы: жить в притворных объятиях Йордана замороженной селедкой. Потом, спасибо Светлане, продолжение-то следует, и мир частично спасен, это немаловажно. А уж для меня, путешественника, лишенного нынче возможности путешествовать, как все это было необходимо, куда там Лайсве или Вейасу!
   Я благодарен Светлане еще и за то, как оформлен и подан текст. Да, мне нравится и разбивка по главам: как положено, с интригующим концом, чтоб нестерпимо хотелось читать дальше. Но я о другом: он "причесан" в соответствии с правилами орфографии и пунктуации. Лишь
   изредка попадается то, что вызывает несогласие.
   Правда, это вплоть до 26 главы. Дальше корректор устал вычитывать. Если это сама Светлана, то -- снимаю шляпу. Все равно отлично, но начиная с двадцать шестой -- перечитайте и доведите до ума, Ваша работа этого стоит. Чтобы не быть голословным, и чтобы Вы мне поверили, собрал несколько примеров ошибок и описок, но их гораздо больше. Я помещу их в комментариях или пошлю по почте, если не возражаете, зачем они читателю рецензий, на которые к тому же объявлен конкурс? Его, читателя, беречь надо. Вот, например, два слова в конце работы Светланы, "Продолжение следует", меня как читателя весьма бы обрадовали. В комментариях и ответах к ним, в стихах Ирины Зауэр, в самом финале романа я это обещание нахожу. Но предпочел бы именно эти два слова как реальное обязательство автора перед нами. Так хочется верить, что все еще впереди, поберегите меня, Светлана.
   Вот уже два автора, две работы, которые доставили мне редкое удовольствие. Удовольствие с умным собеседником пообщаться, отлично вечер провести, подумать. Говоря честно, я приятно удивлен уровнем того, что заявлено на конкурс: очень впечатляет. Убеждаюсь в том, что сайт "крепкий", талантливых людей тут много. Светлана Гольшанская из них, несомненно. Встреча с талантливым человеком всегда радость...
   Рецензия Фиал
   Ссылка: writercenter.ru/blog/final/fial-recenziya-na-povest-svetlany-golshanskoy-netorenymi-tropami.html
   Сколько в последний день насыпалось рецензий, чудеса! И я, чтобы не нарушать традицию, дочитала в поезде последнее произведение, которое успела на нашем конкурсе...
   Выбрала я именно это произведение потому что много читала кусочков в рамках сессии и было любопытно составить единую картинку в голове. И какого же было мое удивление, когда эта картина составилась и вышла совершенно другой! Не такой, как я додумывала, слыша про это произведение "снаружи".
   Во-первых, Светлана очень убежденно говорит, что она совсем не визуал. Может, и так. Но картинок мне хватило -- я видела все, что нужно было видеть, замечала мелкие детали вроде голубых кружев платья или туманов, витиеватых украшений, ритуальных браслетов и умопомрачительных красок северного сияния.
   Во-вторых, сюжет мне оказался неожиданно близок. И в основном в двух ключевых моментах, которые по отзывам я никак не могла уловить. Причем близок порой до слезливого блеска в глазах. Видимо, не зря про нас говорили, что мы в чем-то похожи. Я так отбивалась, а зря.
   Первым моментом была тоска Лайсве по родному дому, когда она пыталась себя убедить, что ей действительно нужно обязательно замуж. Я узнала себя в этом сознательном убеждении, в этих задавленных эмоциях, в этом осознании, как она будет скучать. Думаю, любой девушке, однажды покинувшей родительский дом, который она любила, этот момент будет близок и понятен. И написан он очень нужно, тепло и сильно.
   Дальше пошли приключения. Читались они вполне легко, но такого сопереживания уже не было. Сюжет собран качественно и бойко, глаза следят за сменяющимися сценами, видят выдуманных демонов и героев, все очень неплохо, особенно для любителей приключалок. Я не совсем любитель, но прочла без проблем и с интересом.
   Лайсве подчеркнуто наивная, в ситуации с Петрасом -- наверняка она понимала, к чему идет дело, но пересилило любопытство? чувство протеста? обида на брата? Ее пояснения о том, что она не понимала -- да он же в прямую ей там все сообщает. Но я поверила в ту сцену, что вот да, вот такая она глупая в отношениях с мужчинами.
   Дальше отдельные, на первый взгляд не связанные приключения, которые появляются строго друг за другом, начинаются закручиваться в более сложные конструкции, что очень радует. И то, что туаты остались с нами до самого конца, и то, что было две зеркальных ситуации с сестрой и с братом, когда они ревновали к демоническим возлюбленным. И еще особенно здорово, что разные ниточки из всего текста протянуты к концовке: и Юле с ожерельем, и единоверцы, и я уже всего не вспомню, но каждый раз, когда видела, что что-то было не просто так, а с умыслом -- это радовало.
   Понравилось описание еды туатов -- хорошая черточка мира, и эмоции с отношениях с Ходоком понравились -- такие типичные первые отношения влюбленных подростков, здорово описано.
   Но вот вторым близким и действительно цепляющим меня за живое моментом оказались ее отношения с Безликими. Он выбрал ее не случайно, и она ему нужна... вроде бы, но не как женщина, спутница и поддержка, а как временный способ ожить, потому что он холоден и мертв. Ему нужно ее тепло, но ему не нужно ее сердце. А ей так нестерпимо хотелось ему его подарить. Этот момент, когда она сама к нему тянется, а он сдается. Ее обида после, ее неоправданные ожидания, ее готовность наступить на всю эту гордость, лишь бы удержать его -- любой ценой. Его увещевания и пожелания ей счастья. Нормального женского счастье. Его непонимание, что теперь, когда она побывала с ним, для нее стало невозможно это счастье... и особенно то, что она лишь открыла путь к его сердцу, чуть растопила лед, чтобы он подпустил ту самую свою единственную женщину, мать своего ребенка. Вот это все -- мне было больно это читать. И мне хотелось это прочесть.
   Спасибо.
   Эпилог после я читала уже в пол глаза, потому что не хотелось ничего другого в себя впускать, но вообще эпилог -- хороший крючок на вторую часть, хоть и есть ощущение, что он скорее как раз на пролог этой второй части и тянет.
   В финале сцены, наверное, еще стоит немного докрутить, как-то четче подать битву с мороком и с тенью... или это я уже полностью поддавшись эмоциям особо за ними не следила? Но вторая часть определенно меньше вычитана, чем первая, и я тебе даже ее вычитала. Надеюсь, найду время и сегодня все замечания скину.
   А вообще -- дух севера тебе передать удалось, девочка вышла живая и необычная. И... пиши вторую часть, что тут еще сказать? Спасибо за повесть. Да, это все-таки повесть, пусть и очень длинная.
   Рецензия Саломеи
   Ссылка: writercenter.ru/blog/final/salomeya-recenziya-na-roman-golshanskoy-svetlany-netorenymi-tropami.html
   Этот роман я уже читала раньше по главам, теперь прочла целиком и даже частично правленым. Правда, хочу сказать, что и до правки качество текста было вполне на уровне за исключением каких-то мелких опечаток, которыми можно пренебречь. Принципиальной оказалась разница в восприятии самого романа. Чтение кусками дает совершенно иное представление о героях и происходящем, чем чтение сразу целиком -- я не забываю того, что было в предыдущих главах и подмечаю гораздо больше ключевых деталей, как это ни парадоксально.
   Пролог хорош, цепляет и зовет узнать и понять, что же там дальше. Сам роман читается однозначно легко и увлекательно. Описаний по мне так в меру -- хватает, чтобы нарисовать картинку в воображении, и не приходится зевать от многоабзацных описаний заката-рассвета-неба-земли-воды (нужное подчеркнуть). И севера, этого самого пресловутого, вполне достаточно, на мой взгляд. Более того, на мой вкус попадаются детальки с излишними подробностями, которые не играют на сюжет, и не будь которых не пришлось бы спотыкаться: живые голуби внутри пирога -- не смогла представить, зависла на одном месте пытаясь сообразить, как это выглядит. И потом, как это есть? Они же, голуби эти, пардон за подробности, там внутри нагадят, пока будут сидеть в ожидании того чтобы их эффектно (или не очень, не знаю) выпустили; про зародыши варга тоже можно было бы опустить. Не считаю себя нэжной фиялкой, но меня царапнуло. Потому большая просьба к автору при редактировании все же не переусердствовать с деталями и описаниями, особенно, если их встраивание в текст вызывает определенный внутренний протест. Все же когда пишешь-правишь, стоит прислушиваться к себе, а не к противоречивым мнениям со стороны.
   Герои. Лайсве -- юная неопытная девушка, уверенная в собственной некрасивости, ничтожности, ничего не видавшая кроме замка, в котором родилась и жила, умеющая только вышивать, читать и писать. И еще немного махать мечом на учебной арене. Зато полная решимости и упрямства. Опыт -- дело наживное, что достаточно хорошо показано в тексте. Автор периодически расстраивается, что Лайсве считают наивной. Я бы так не сказала, просто совокупность качеств ее личности -- доброта, желание бескорыстно помочь и понять, самопожертвование и жизненная неопытность могут давать такой эффект. Плюс желание любить и быть любимой (а какая девушка об этом не мечтает?) Но это не наивность как таковая, я считаю.
   Вейас -- брат близнец Лайсве, интересный персонаж, с одной стороны почти полная противоположность Лайсве, а с другой, очень на нее похожий. Он любит сестру, но не совсем по-братски, от того и страдает. С одной стороны -- интересный ход. А с другой стороны получается Вейас и Лайсве сбегают не как брат и сестра, поддерживающие и понимающие друг друга, а как влюбленная парочка (ну и что, что без взаимности). Опять же немного странно, что так хорошо понимая и чувствуя брата, к тому же имея отражающий дар Лайсве даже ни разу не подозревает это. А с другой стороны это в какой-то мере и закономерно.
   Микаш. Не нравится мне этот персонаж, хотя именно его автор усиленно подсовывает Лайсве в качестве партнера, изо всех сил маскируя свое намерение -- тут тебе и презрение самой Лайсве, и нарочитая отталкивающая грубость, и демонстративное пренебрежение к ней со стороны самого Микаша. Но есть одна деталь, которую было не заметно при чтении главами и которая сильно бросается в глаза при чтении целиком. По логике вещей к человеку, спасшему тебе жизнь можно испытывать как минимум благодарность. Да, можно его не любить, да, можно понимать разницу в социальном статусе, но при этом быть благодарным. Но почему-то этого не происходит ни со стороны Лайсве, которая на самом деле порядочная и добрая девушка, и скорее склонна прощать и жалеть (как с той же служанкой) ни со стороны Вейаса, хотя Мик спаситель его возлюбленной вообще-то и бесценный источник опыта в охоте на демонов. Да он должен его на руках носить и ловить каждое слово! Дальше Лайсве постоянно ждет от Микаша подвоха, хотя реально он ни разу не подал повода в нем сомневаться. Если бы он кинул их в беде, а потом явился как ни в чем не бывало, тогда -- да, был бы повод сомневаться а не поступит ли он также еще раз. Но с самого начала он только и делает, что спасает Лайсве и помогает им в дороге. И в конце-концов бесконечно подчеркиваемая неприязнь Лайсве к Микашу начинает сильно утомлять, раздражать и мешать читать.
   Кстати, и служанка Бежка и Микаш стоят на одной социальной ступеньке, но отчего-то Бежке позволено командовать и даже указывать, что прилично, а что нет, а спокойные замечания Микаша (спасшего ее и постоянно помогающего) вызывают бурю негодования и презрение. Какой-то диссонанс получается.
   Очень нравится идея пути в романе, она многогранна, отражает и идею взросления героев, и возможность самостоятельного выбора, а не навязанного извне, и даже совершение подвига в конце. Путь героев полон опасности (коварная родня в лице Петраса, полудохлый могучий демон в лице амфисбены и ночной ходок со своей свитой) и неожиданных встреч (Айка, дух хранитель равновесия Свинтус, прекрасная принцесса туатов Эйтайни, отряд женишка Йордена и Микаш, шаман родственник Юле). И все эти встречи не прошли бесследно ни для Лайсве, ни для Вэйаса. Они дали самое ценное -- опыт и возможность чуть больше понять то, что на самом деле происходит за стенами безопасного, но уже не такого уютного, как в детстве, родового замка. А выводы на самом деле неутешительные. Орден стражей призванный защищать людей от демонов, превратился в какое-то торговое предприятие, которое борется с демонами не по призванию, а за плату. Люди отдают последнее за избавление от "бабая" или "куродава", а стражи купаются в роскоши. Безродные мужи гораздо благороднее рыцарей которые никак не могут быть примером для подражания не зря ведь Вейас не хочет быть похожим на Йордена... И бог-покровитель этого мира забился под стол и нет сил у него бороться за благополучие этого мира, потому что его подопечные предпочитают верить в деньги и власть... Да и бог этот оказывается подвержен страстям и эмоциям еще и посильнее, чем люди. Думаете, у бога не может быть депрессии? В этом мире еще как может!
   Читая, понимаешь, насколько лихо все закручено и просыпается жгучий интерес к тому, как же автору удастся выкрутиться из всего того, что он создал. И я не была разочарована. Автор нашел достойный выход из сюжетных перипетий, завершив историю и оставив при этом задел на продолжение. Правда, для меня эмоционально книга завершилась на стихотворении. Эпилог сам по себе интересен, но не смог вытянуть на тот же уровень подъема, что и последняя интерлюдия, в итоге впечатление смазывается.
   В целом, даже читая книгу второй раз, было интересно и увлекательно. История многогранная и интригующая, местами необычная, но логически выверенная. И покидать этот мир и расставаться с героями совсем не хочется. Надеюсь на скорое продолжение!
   Рецензия Rindarica
   Ссылка: writercenter.ru/blog/final/rindarica-recenziya-na-roman-svetlany-golshanskoy-netorenymi-tropami.html
   Хочу предупредить и заранее извиниться -- я не критик и мой отзыв может показаться сухим и сумбурным. По большому счёту так и есть, потому что я больше выражаю свои впечатления.
   О книге Светланы я выскажусь, как о развлекательной литературе, потому что для меня в первую очередь она служит отличным лекарством от скуки и грусти. Воздушная, несложная и очаровательная.
   Сюжет:
   Он достаточно линеен и прост. "Нетореными Тропами" рассказывает историю близнецов Веломри, пробивающих себе дорожку в жизни. О Лайсве, отважившейся пойти против судьбы, о Вейасе, который отправился в путь, чтобы пройти испытание. И путь их будет сложен -- ребятам придётся узнать больше о мире за стенами родового замка. Понять, что не всё так просто и однозначно, как казалось им до этого. Что охотники на демонов бывают жадными пройдохами, благородные лорды -- лжецами и мерзавцами, а простолюдин порой благородней иного родовитого Стража. Нужда способна толкнуть на обман или, напротив, на подвиг, а милосердие не всегда спасает от смерти.
   И самый, на мой взгляд, любопытный элемент романа -- это сказочное полотно, которое переплетается с объективной реальностью, рождая лёгкую иронию. Над орденом Стражей, над религиозными культами, над людьми и их предрассудками.
   Наблюдать за путешествиями и приключениями близнецов иногда забавно, иногда печально, но всегда увлекательно. Никогда заранее не узнаешь, с чем встретишься на нетореной тропе. На то она и нетореная.
   Герои:
   Они у нас пройдут долгий и трудный путь. Начиная с уютного родового замка и заканчивая холодными пустынями Хельхейма и вратами червоточин. Не думаю, что мне стоит говорить о квестовости сюжета. О том, как постепенно растёт серьёзность и опасность, как сгущаются тучи над головами Лайсве и Вейаса. Но это даже неплохо, потому что ребята не собираются по ходу повествования набирать разнообразных артефактов, покровителей и прочих плюшек. Этого на страницах романа нет. Зато есть эволюция героев, что интересней. "Нетореными тропами" потихоньку раскрывает характеры близнецов, меняя их взгляды на жизнь и на мир. Постепенно, глава за главой, нам открываются тайны Мидгарда, а вместе с ними и секреты персонажей. И вот уже мы понимает, что и Лайсве далеко не наивная домашняя девочка, что Вейас не слабак. И им обоим есть что сказать, к чему стремиться.
   Лайсве поначалу виделась мне похожей на Герду. Но на деле она оказалась куда твёрже и решительней. Конечно, обе девушки довольно восторженные и мечтательные, но, видимо, Лайсве в жизни досталось больше шишек, чем Герде. Чего только стоила встреча с единоверцами или спасение друзей от безумия северного сияния. И я могу представить, как трудно было ей потерять Вейаса из-за чар Эйтайни. В этот момент мне Лайсве действительно было жаль. Она и до того скиталась, как заблудшая душа, а тут лишилась последней опоры в жизни. Но даже на этом автор не остановился и решил добить бедную девушку любовью к Ходоку. Ещё одно разочарование, которое должно было опустошить героиню полностью. Подвести к мысли о могиле, как ей уже советовали. Но в итоге сюжет мягко разруливает ситуацию спасением девушки её суженым. И снова Лайсве цепляется за надежду, за брата и его цель. Такое упорство не может не закалить характер.
   Вейас кажется инфантильным только в начале. Меч в руках держать не умеет, ничего не знает, лишь развлекается со служанками.
   На самом же деле юношу на путешествие толкает отнюдь не бунтарская натура.
   Сцена с Петрасом прекрасно иллюстрирует всё то, что кипит внутри героя:
   "-- Это я-то беспринципный? Не суди всех по себе, -- усмехнулся Петрас, но голос остался все таким же сдержанным и спокойным. Ведь и правда, он был хозяином этого дома и положения. -- Вы мне не чужие. Ваша честь и моя честь тоже. Да и какой из тебя защитник? Вспомни, ты же сам умолял меня о помощи, когда она пропала. Если бы не я, её давно уже задрал какой-нибудь дикий зверь. Без меня ты никто, ни на что не годный сопляк, способный только зубоскалить и таскаться за каждой встречной юбкой. Я сделаю из тебя Стража, а твою сестру избавлю от обязанности выходить замуж за мерзавца. А теперь будь добр, уйми свои собственнические замашки и не лезь мне под руку".
   В тот момент я действительно поняла, насколько Вейас решительный, но в то же время отчаянный парень. Как ему горько понимать, что он на самом деле никто и не в состоянии защитить даже сестру. Но любовь к Лайсве придаёт ему сил. А силы ему ещё пригодятся в путешествии.
   Забавно наблюдать, как эти двое цепляются друг за друга. И в то же время трогательно. И так же трогательно выглядит мечта Вейаса, которая открывается нам в конце. Вот это меня очень порадовало.
   Микаша же хочется и пожалеть и задушить одновременно. Потому что он сильный и храбрый, а места в мире найти не может. Ведёт себя часто глупо, пытаясь казаться не тем, кем является на самом деле. И так, что бы он не сделал. Даже его трепет перед Лайсве и боязнь её обидеть воспринимается и как что-то очень милое и как невыносимо раздражающее.
   В общем, не только главные герои, но и второстепенные, очень интересные и неоднозначные личности. Есть и намеренно очернённые, как Йорден, есть и нейтральные, вроде Асгрима, к которым проникаешься симпатией. Особенно к Асгриму. Натерпелся же он от Эйтайни...
   Мир:
   Именно за неповторимую авторскую атмосферу я полюбила прозу Светланы. За возможность окунуться в мир, где реальность соседствует со сказкой, которая, к слову, уходит куда-то далеко к славянским истокам, переплетаясь с западноевропейскими культурами. Так было в "Северном пути". В "Нетореными Тропами", где приоткрывается завеса тайн, связанных с Безликим богом, чувствуется мрачность и уклон куда-то в греческие мифы. Жестокие боги, война за людскую веру. И Западный Ветер, сражавшийся с демонами, кажется героем, очеловеченным богом, похожим на Геракла или Тесея.
   Язык:
   Он простой, лёгкий и незатейливый. Не перегружен, не витиеват, что хорошо в пределах такой большой серии. Точные и лаконичные описания, чёткие немногословные образы. И в целом, на мой взгляд, эту книгу стоит читать не ради красивых слов, а ради сочных образов, которые они рисуют. Лично я, читая, не особо обращала внимание на то, как написано, а сосредоточилась на том, что написано.
   В заключении:
   Я осталась довольна "Нетореными Тропами" и рекомендую в первую очередь как лекарство от хандры и скуки или как яркую и объёмную сказку, которая не оставит читателя равнодушным. Она простая, интересная, но не пустая. Отличается добротным исполнением, честностью и душой -- это, несомненно, те качества, которые я ценю в подобных книгах.
   Рецензия Тадер Орди
   Ссылка: writercenter.ru/blog/final/tader-ordi-recenziya-na-povest-svetlany-golshanskoy-netorenymi-tropami.html
   "Меня готовили к свадьбе по старым, давно забытым обрядам: выкупали в отваре ромашки и полыни, одели в простое платье из белёного льна, распустили волосы и возложили на голову венок из кувшинок". Так начинается первая глава замечательного романа Светланы Гольшанской и сразу затягивает в водоворот событий и поверий, реальности и видений.
   Мне бы хотелось отметить отличную подачу необходимой информации. Автор плавно знакомит читателя с новыми героями, постепенно вводит новые сведения. Сначала мы узнаем, что у главной героини таинственные видения о свадьбе и суженом; чуть позже оказывается, что девушка правда выходит замуж, но не за героя видений; еще позже мы узнаем, что у неё есть Дар. И так на протяжении всего текста. Информация о фэнтезийном мире расширяется плавно и ненавязчиво, что позволяет погрузиться в историю с головой.
   Сюжет динамичен. На мой взгляд, в романе удачное соотношение эмоциональных сцен/описания/действий. Мне ни разу не было скучно, не хотелось "перемотать" текст, но и не было ощущения пропущенных фрагментов.
   В авторском стиле чувствуется значительный опыт и профессионализм. Текст не отягощен чрезмерными конструкциями и красивостями, но и не скуп. Ритм повествования меняется в соответствии с сюжетом, от плавного сказочного изложения, до рубленых маршевых конструкций в динамичных сценах.
   Роман написан от первого лица, и окружающий мир подается черезпризму восприятия главной героини, девушки-подростка Лайсве. Например, при описании свадебного пира, автор не только показывает убранство залы, но и добавляет в рассказ нотки смущения из-за выставленной напоказ роскоши. Таким образом, даже описания интерьеров работают на образ главной героини. Несколько раз и очень красиво описано полярное сияние -- великолепный образ и чудесное место действия.
   Лично мне, впрочем, показалось, что заключительная часть путешествия -- тот самый Север, за исключением сияния -- представлена скуповато. В определенный момент чтения я с удивлением поняла по реплике героини, что путники уже давно не видели света и, очевидно, путешествуют в полярную ночь. Мне не хватило каких-то ярких бытовых деталей, которые помогли бы прочувствовать эту неизбывную мглу.
   С другой стороны, меня восхитила та тщательность, с которой представлены все персонажи книги, от центральных до второстепенных. Заметно, что для автора люди намного важнее мира. Почти все персонажи -- рельефны, неоднозначны и не поддаются разделению на "плохих" и "хороших".
   Самым сложным для меня оказался Вейас -- очень чуткий и заботливый брат, умный, увлеченный и гордый. Но восприятие сильно отягощает его отнюдь не братская любовь к собственной сестре, главной героине. Чувствуется внутренний конфликт, и поднятая тема достаточно спорна, у меня лично вызывает легкую антипатию.
   Понравилось, как у автора многие "плохие" персонажи вдруг оборачиваются неожиданной стороной. Так дерзкая горничная Бежка, переспавшая с женихом героини, неожиданно говорит: "Грош цена тому мужчине, что лезет под юбку первой встречной девки, когда за дверью молодая невеста ждёт, -- усмехнулась она. -- Забудьте о нём, он никогда не будет вас достоин. Езжайте, будьте счастливы за нас двоих. Это единственное, чего я желаю сейчас". И восприятие читателя вдруг меняется, когда автор заставляет понять непростую судьбу служанки.
   Автор вообще умеет заставить посмотреть на персонажей с разных точек зрения, что меня лично очень заинтересовало. Пожалуй, больше всех мне понравилась демоница-туат Эйтайни. Обворожительная и зачаровавшая Вейаса -- но с учетом его личной просьбы. Меня убедил её мотив -- принцессу Эйтайни отнюдь не потеряла голову от влюбленности, напротив. Просто воспоминания о тяжелой жизни своей матери, которую свели в могилу прерванные беременности, временно заставляют Эйтайни сделать выбор в пользу кровосмешения с человеком для получения крепкого потомства. Так в лице принцессы показано горькая трагедия вырождающегося народа туатов и подкрепляется нелюбовь к Ордену.
   На фоне таких неоднозначных персонажей неудавшийся жених Йорден выглядит немного карикатурным. В этом образе автор собрала жадность (оценил жизнь погибшего друга в несколько монет), изнеженность, отсутствие воспитания, трусость, прелюбодеяние... Полный букет. Но роману нужны такие антигерои.
   Самым интересным с точки зрения любовного романа мне показался грубый простолюдин Микаш. Награжденный и наказанный сильным телепатическим Даром, прошедший тяжелый путь. Его жизнь и история всё еще вызывает у меня вопросы -- например, как он смог переломить себя и служить аристократам из Ордена, когда Орден отказал в помощи и обрек на гибель его родных? Но зато прекрасно понятна мотивация в борьбе с демонами и странно эротичным кажется его щепетильный отказ в близости с главной героиней.
   Главную героиню -- Лайсве -- автор помогает представить очень чётко. Что чувствует, чем дышит, чем сильна, и в чем её слабости. Мне понравился подростковый максимализм Лайсве, владение оружием в сочетании с физической неподготовленностью, выученная покорность судьбе с готовностью к риску. Из минусов -- некоторые поступки героини мне показались чрезмерно, наигранно наивными. И еще немного не хватило взросления героини, ведь она прошла длинный путь -- посмотрела в глаза Ходоку, увидела смерть ребенка на расстоянии вытянутой руки, чудом избежала изнасилования. Но и в конце пути, так же как и в начале, она по-прежнему переживает из-за своей никчемности и отсутствия привлекательности.
   В целом, впрочем, повествование очень логично, здесь нет роялей в кустах, и даже самым странным явлениям и подаркам судьбы в своё время находится объяснение. Например, медведю, который так и не напал.
   В романе есть интересные образы. Мне запомнилась горевестница, незваная гостья за порогом свадебного бала. Как та самая фея на крестинах в детских сказках. Отличный образ, и явление, и имя. Понравилась и закольцованность сюжета в этом аспекте -- когда выяснилось, кто отправил горевестницу главной героине.
   Смелым и неоднозначным ходом является переплетение жизней богов и людей. С пролога читателю был обещан бог. Сперва мне показался этот ход спорным, потому что бог -- это нечто особенное, масштабное и мыслящее иначе. Но потом в романе стали проглядывать явные черты тенгрианства, с которым я немного знакома по якутским мифам. Якутские тенгри антропоморфны -- они женятся, заводят детей и воспитывают внуков. И потому интеграция божественной линии с человеческой вполне закономерна и органична. Единственное, мне мешало совпадение имён собственных -- тот же Тенгри -- с реальными верованиями народов земли. Это мешает представить фэнтезийный мир обособленным и заставляет думать о привязках/моментах пересечения/инопланетянах, которые совсем уж неуместны на этом фоне. (Хотя -- рассуждение о других планетах прозвучало из уст Вейаса. Так что -- чем автор не шутит!)
   Лично на меня, впрочем, бог в финале не произвел впечатления. Мне не понравилась его чрезмерная рефлексия -- но это скорее, моя проблема. Меня часто обвиняют в безэмоциональности персонажей, и потому то, что мне кажется избыточным, скорее всего -- в пределах литературной нормы. Зато вот видения с таинственным зверем, сопровождающие читателя и героиню на протяжении всего тексты были обворожительны, притягательны и эротичны.
   Стоит иметь в виду, что это не отдельный роман, а первая книга запланированной серии. Любовно-лиричный финал, где девушка дарит свою невинность, близость и искреннюю веру разочарованному богу, чтобы вырвать его из забытья, оставил у меня легкое чувство разочарования и недосказанности. Хотелось чего-то более яркого, эпичного, чтобы было задействовано большее число персонажей. А еще -- чтобы больше зависело от людей, а не от рефлексирующего ушедшего в отставку бога. Но основная идея романа, как я поняла, связана именно с тем, что "люди перестали верить в богов".
   Мне, конечно, было очень жаль, что не выстрелили многие отлично развешанные и ярко инкрустированные ружья. Такие, например, как особенный, отражающий Дар героини, о котором мы узнаем ближе к концу; или назревающие в мире социальные волнения, связанные с нашествиями демонов и жадностью и бездействием Ордена. Это были очень любопытные моменты, и хотелось бы увидеть, во что всё выльется. Видимо, придется ждать следующей книги.
   В целом, хотелось бы поблагодарить автора за динамичное и интересное повествование, ярких и живых персонажей, за возможность побывать в вашем мире. Мне было с вами интересно!
   Рецензия Авиенды
   Ссылка: writercenter.ru/blog/final/avienda-recenziya-na-roman-golshanskoy-svetlany-netorenymi-tropami.html
   Рецензию будет писать не так просто, поскольку роман начинала читать еще в сентябре прошлого года, потом с небольшими перерывами прочла до середины и вот, спустя почти год, добралась до конца. Но постараюсь вспомнить все мысли и ощущения, несмотря на растянутость процесса во времени.
   Буду писать честно и уповать на то, что автор уже знает, что я не желаю как-то обидеть, а просто пробую описать видение героев со своей колокольни. Недавно я написала Светлане, что мы разные и зачастую находимся будто на разных волнах, но в итоге хочется сказать так: мое отношение к роману похоже на синусоиду: некоторые моменты мне очень даже нравятся, а некоторые вызывают раздражение от поведения и фраз героев. Потом снова нравится-нравится и снова отторжение. А в финале.... все-таки резонанс, хоть и смазанный немного эпилогом. )
   Стиль и язык у автора, как уже говорили, устоявшийся и вполне добротный. Чуть-чуть мне не хватало местоимений в повествовании от первого лица: не люблю безличные предложения, когда они в середине абзаца. Но в целом царапало редко. С описаниями тоже далеко не так плохо, как автор обычно сокрушается. Как раз хочется сказать, что мир вокруг представлен достаточно. Иногда, правда, чуть больше бытовых подробностей или скорее даже ощущений героев: сводящие от холода мышцы, мороз, сковавший лицо, или колющие иголочками ступни во время отдыха у костра, etc. В общем больше такого рода мелочей, которые сама люблю в текстах. Но знаю и вижу, что автор не очень это приветствует, а предпочитает сосредоточиться в первую очередь на переживаниях героев и на диалогах и событиях. Но глобально картинка рисуется и север, представленный в романе, я прочувствовала неплохо.
   Начало романа затягивает сразу. Понравился и описанный древний обряд, и видения с огненным зверем, и подготовка невесты к свадьбе и ее путь к алтарю. Хочу отдельно отметить проделанную автором работу по прописыванию атмосферы и обстановки: я читала первую еще сырую версию, в которой было больше сухого перечисления предметов, а теперь же родовой замок и окружение заиграли гораздо лучше. Оно теперь отражает и эмоциональное состояние героини, и какие-то подробности из жизни семьи, и даже штрихи к рассказу про Орден Стражей.
   Дальше я плыла по течению сюжета и ничего не мешало погружению в мир героини, которая делает непростой выбор в пользу свободы и опасности нетореных троп. Мне понравилось поведение Лайсве во время тренировочной схватки, ее желание помочь брату и та решимость, с которой она бросается в путь наперекор всему. Еще яркий момент, запомнившийся из начала романа: молитва богу-Ветру и ночь, проведенная на камнях. Вышло очень искренне и проникновенно.
   Про основные сюжетные вехи сказано уже немало. Действительно интересует и мир, полный мифологических персонажей, и упадок древнего Ордена вместе с появлением единоверцев, противостоящих привычным укладам. Хорошо прописано отношение простых жителей к царящим порядкам и некое смутное ощущение грозы, которая уже на пороге и вот-вот обрушится на весь мир. Но автор в этой книге дает только завязку к этим событиям, а основное внимание все же уделено героям и их судьбам в эпоху перемен.
   Лайсве и ее брата ожидает немало трудностей в пути. И одна из них -- встреча с кузеном Петрасом, который оказался давно в нее влюбленным, но вместе с тем нахрапистым, эгоистичным и ни с чем не считающимся, уверенным в своей правоте. В первое прочтение я сильно цеплялась к моменту соблазнения Лайсве, потому что почувствовала там фальшь: героиня четко подмечала странные взгляды и жесты кузена, но упрямо "делала вид" с пожиманием плечами, мол, ничего этого нет. Но при повествовании от первого лица это вызывало во мне протест: если Лайсве и врямь так наивна и чиста, то она бы и не стала обращать внимания на эти знаки, понятные уже имеющим опыт любовных отношений девушкам. В итоге автор слегка уравновесил эту ситуацию, добавив догадки Лайсве относительно кузена и того, что тот мог задумать, и это улучшило восприятие сцены, на мой взгляд. Хотя все равно некая "цеплялка" в этом моменте осталась. Это первое, что смутило в поведении героев.
   Попадание к туатам и ворожба "холмовой ведьмы" Эйтайни -- еще один этап на пути героев к цели. Как заметила Мелоди, сюжет действительно напоминает квест: долгое путешествие с выполнением некоторых заданий, как например, избавление местных жителей от нашествия Ходоков. Но это и не плохо, потому что события в целом связаны друг с другом и помогают героям познавать себя и мир. Правда жаль, например, что Вейас так и не сказал Лайсве то, что так долго собирался. Поэтому осталось ощущение незавершенности его линии и некого повисания в воздухе. Впрочем, у автора еще впереди целый том, чтобы эту проблему раскрыть.
   Сам Вейас определенно вызывает сочувствие, потому что становится понятна трагичность и невозможность выхода, решения его конфликта: запретной любви к собственной сестре.
   К слову, в книге "Психология для сценаристов" этой теме посвящена первая глава: эдипов комплекс, запретный плод, эрос и танатос, любовь и ненависть, которые оказывают влияние на поведение персонажей. Там сказано о теме запретной любви, которая "придает напряжение и драматизм любому сюжету, но почти всегда обречена на трагический конец, потому что внутренний конфликт рожден табуированностью отношений. Разрешение такого конфликта требует либо прекращения отношений, либо изменением их характера, вплоть до превращения любви в ненависть".
   В общем, автор взялся за непростую тему, вызывающую неоднозначную реакцию. Сначала недоумение, неприятие и сочувствие ближе к финалу. Кроме того Вейас, хоть и заявленный в первых главах как легкомысленный и несколько поверхностный герой, который много думает о себе, на самом деле оказывается гораздо глубже и интереснее. Особенно мне понравилась его мечта о том, кем бы он хотел стать, если бы не отец и не мнение окружающих, которые всегда видели его Стражем.
   Противостояние Найту и ночным Ходокам вместе с попытками вытащить Вейаса из-под чар "холмовой ведьмы" написаны довольно увлекательно. Хотя для тех, кто читал только эту книгу и не знает о дальнейшей судьба Эйтайни и Асгрима в судьбе мира, может показаться, что эта часть "квеста" не имеет большой связи с финалом истории, а рассказано только как одно из трудных происшествий на пути к цели. Но в финале это испытание складывается как часть паззла, как демонстрация того, что Безликий в самом деле всегда слышал молитвы Лайсве и всегда приходил ей на помощь.
   Из второй части романа мне также понравилось путешествие по северу, поездки на лошадях и встреча с шаманом (он клевый, а после книжки "Хохот Шамана" мне такие типчики вообще интересны). А также у меня вызвал симпатию и еще один мужской персонаж -- Микаш, выходец из деревни, ставший защитником молодых Стражей, но вместе с тем с детства хранивший обиду и горчь из-за гибели родной семьи по вине тех же Стражей. И его внутренний конфликт так же стал понятен и тоже вызвал сочувствие. Этот герой не так мягок к нашей главной героине и не так ласков в обращении, как она привыкла. Да, временами он чрезмерно ехиден и высказывается прямо и грубо... но ведь говорит-то он в основном по делу! Правильные вещи говорит. И вот здесь у меня снова претензии к Лайсве, потому что ее поведение и желание постоянно уколоть и оскорбить Микаша, который все же спас их от Ночных ходоков, часто кажутся несправедливыми и незаслуженными. Здесь можно понять и Вейаса, раздираемого ревностью, но не Лайсве. Так что в этом противостоянии я на стороне Микаша, увы.
   Прогнозирую, к этому моменту автор уже снова готов заговорить о том, что никто не понимает ее героев, что они наивны и раздражают. Хочу заметить, что это не так. Вернее, не совсем так. Лайсве действительно местами цепляет меня, наверное, это не мой герой, потому что я часто не согласна с ее оценками окружающих и себя самой. Ведь она не раз поступками показывала, что она может быть сильной, может быть стойкой, может помогать другим снова поверить в себя, как в разговорах с братом, например. Но нет, она продолжает мысленно себя унижать, называть никчемной, мерзкой, глупой, некрасивой, холодной рыбой, ничего не умеющей и еще тысячей вариантов. Жаль, что даже к концу романа она не смогла с этим справится и обрести хоть какую-то веру в собственные силы. Кстати, все же мне бы хотелось, чтобы автор нашел и обозначил корни этих проблем с самооценкой. Мне кажется, что на пустом месте таких комплексов возникать не должно, а простые сравнения с матерью и какие-то мелочи из детства -- этого недостаточно. Мне видится, что в детстве героини должно было произойти нечто более серьезное, что так надолго подорвало ее веру в себя. И если бы она вспоминала этот случай и после этого снова ела себя, то мне такое поведение стало бы хотя бы понятнее. Еще раз: я не против неуверенных в себе и наивных героинь. И не предлагаю писать только о наглых и ехидных мэри сью. Но мне хочется большей аргументации, почему она стала именно такой.
   А вот мужские персонажи мне понравились многие, не считая слишком карикатурного и однозначного урода Йордена вместе с подонком Петрасом. На фоне них Безликий, почти забытый и потерявший силу и веру в себя бог, показался очень любопытным ходом. Я даже прониклась и на некоторое время почувствовала себя на его месте: ощутила тяжесть ответственности за весь мир, вину за то, что он так долго прозябал в бездействии, усталость, но вместе с тем вновь растущее желание помочь всем тем, кто так ждет его помощи и кто обращается к нему с молитвами. Трудно быть богом) И вот вся финальная сцена, кульминация, в которой Лайсве пытается вытащить его из безнадеги и жертвует себя и свое сердце, да... пожалуй, мне финал понравился. Какими-то отдельными мыслями и смыслами. Эмоциями. К тому же я ощутила явную схожесть с собственным сюжетом, в котором тоже есть место любви ради жизни, ради обретения веры в себя, любви как спасении, вдохновении и последнем источнике силы для того, кого любят, когда он на грани. Думаю, Светлана поймет, о чем я.
   Есть, впрочем, небольшие претензии к мелочам в сценах любви, но в целом оно понравилось. И даже больше всего тронул момент прощания, когда Безликий не внял просьбам и все-таки оставил Лайсве... да, я знала, что так будет по сюжету, но все равно оно сыграло. И финальное стихотворение пришлось очень к месту и в тему, даже захотелось прочесть его в голос. И эти строки до сих пор крутятся в голове, такие они звучные и классные:
   Сломленных нас, павших
   Безликий, благослови...
   И вот на такой положительной ноте мне бы и закончить свой отзыв, но... мне немного помешал эпилог. Может быть, я не права и чего-то не понимаю, но после эмоционального финала эпилог мне показался избыточным. Проблема в том, что в нем описана жизнь незнакомого персонажа, много незнакомых мест и названий, все довольно затянуто и подробно. А вместе с тем ведь понятно, что книга уже закончена. И хотелось сохранить в душе переживания от последних сцен и даже после интерлюдии Безликого, хотелось поразмышлять о дальнейших судьбах героев, а автор как будто резко и довольно сухо начал новую историю. В которую уже не хочется вживаться. В которую надо вникать, читать и запоминать новые названия, пытаться сходу начать переживать новым героям... и если такое актульно в начале романа (зная, что впереди будет время для привыкания и сопереживания), то в конце оно мне кажется неоправданным.
   Не знаю, насколько это нужно автору, но все же напишу свое видение. Можно бы оставить эпилог, но во-первых сделать его гораздо короче и проще, а во-вторых провести несколько линий из этой истории, связывающие все это в единую сюжетную вещь. Вполне может быть, что я попросту что-то упустила и не заметила, но вот честно, читать эпилог было уже неким усилием, в отличие от всего остального текста.
   Итого, чтобы снова не оставлять у автора ощущения "жизнь -- тлен", еще раз скажу. Роман во время чтения вызывал у меня разные ощущения, от удовольствия до мимолетного раздражения, но -- глобально -- финальная сцена, Безликий и некие смыслы мне понравились и оказались созвучны. Думаю, роман заслуживает внимания и прочтения, особенно советую тем, кто любит продуманную систему мира, мифологию, путешествия и трудные испытания для героев.
   Прошу прощения за некую сумбурность изложения и скачки мыслей, пока по-другому не получается...
   Рецензия Melody
   Ссылка: writercenter.ru/blog/final/anna-almaznaja-melodi-recenzija-na-roman-svetlany-golshanskoj-netorenymi-tropami.html
   Начну с того, что автору, наверное, может и не понравится. Этот роман, на мой взгляд, очень хорошо вписался бы в формат какой-то серии. Объясню почему.
   1) Легкий язык. На самом деле обычно я в таких случаях говорю "слишком легкий", "без погружения", но в данном случае легкий в меру, когда как бы и читаешь без труда, не останавливаясь на авторских языковых изысках, а в то же время текст "чувствуешь". Здесь нет эмоционального накала, нет кружев, нет состояния восторга "ах, ну автор и завернул", этот текст... если уж тут все принялись сравнивать -- приятная прогулка по полноводной реке. Спокойно, мило, солнышко и легкий ветерок, ласкающий волосы. Эмоции тут есть, но они нежные и едва ощутимые, что не значит -- плохие. От них не устаешь, их воспринимаешь на грани сознания, но они есть, как мягкие как волны под лодкой.
   2) Все же, пожалуй, линейный сюжет. Или же сюжет, где красной и толстой линией проскальзывает сюжетная линия. Мне лично, которая наблюдала за автором уже давно, сложно говорить о непредсказуемости концовки романа -- я ее ждала и знала, что так будет, так как читала когда-то давно в клубе синопсис. Оттуда же знаю, что все из синопсиса в роман не влезло...
   Но в то же время и читателю во моем лице скучать не пришлось -- автор то и дело подкидывал героям не очень приятные ситуации и появлялся жгучий такой интерес -- и как же из всего этого автор выкрутится? А выкручивался автор новыми неприятностями, связывая их в неразрывную цепочку, что роману, явно пошло на пользу.
   Ивсе же не могу не заметить, что сюжет тут в большей степени это квест. У героев есть цель, герои до этой цели идут, на их пути возникают разной степени препятствия и в конце и их, и читателя ждет развязка.
   3) Героиня, на которой сфокусировался автор. Есть и другие, но главная все же здесь она, остальные остаются несколько в тени. И казалось, что ГГ только и делает, что помогает брату или влипает в неприятности, откуда ее опять же спасает брат... но... впрочем, о героях будет ниже и подробнее.
   4) Есть героиня, есть ЛР. Правда, ЛР несколько противоречивое, об этом позднее, но оно есть, что очень даже большой плюс для читательниц.
   5) Несмотря на то, что это серия, роман логически завершен. Точка поставлена. И казалось, что все, дальше ничего не будет, как вдруг эпилог дает зацепку... что еще как будет... но уже дальше.
   6) Понятность и прозрачность. Для меня важный показатель, потому что у самой меня так не получается. Как бы событий много, и глобальность есть, как бы судьба мира меняется, но ощущение... "черт, что я прочитал-то?" не появлялось.
   Итак, выше мы видели стандартный по сути набор для форматного романа. А если что-то кроме него?
   Есть социалка и доля авторского цинизма, что с ней связана. Близнецы, вокруг которых сотканы события, принадлежат к достаточно уважаемому и обладающему властью сословию. Так думали вначале близнецы. Так думал и читатель, но по ходу романа обнаруживается, что все не так просто и не так радужно. И что Стражи злоупотребляют своей властью, и что не все этой властью довольны, и что временами ГГ и ее брату стыдно, что они к этой власти принадлежат. И что прохождение великих испытаний, которым бредит героиня, частенько оказывается фарсом и чем-то, что вполне себе покупается. И что дар тут не имеет никакого значения, имеет значение лишь происхождение...
   И тут я бы хотела сказать, что все эти выводы не поданы в лоб, а показаны на примерах, что роману, несомненно, идет в плюс.
   Есть и вполне понятные и вполне знакомые чувства. И отец, которые хочет для детей как лучше и на самом деле их губит, и навязанный героине брак, от которого тошно, и... что для меня высший класс автора -- временами я как читатель с ненавязчивой подсказки автора вижу события и оцениваю их иначе, чем героиня. Хотя большая часть романа и от первого лица.
   ГГ таким положением дел, естественно, не довольна. До боли честная, она старается выстроить свой мир, по своим правилам. И набивает шишки, потому что мир Стражей перестраиваться не хочет, миру и так хорошо, мир и без того все устраивает. А что есть какой-то там Кодекс... так оно ж скорее для галочки. Главное, чтобы с виду было все ок, а в глубину никто и не заглядывает.
   И ГГ устраивает бунт, вступает на непроторенную тропу и втягивает в свою судьбу все больше судеб других людей. Меняет их. В нужную ли сторону меняет? Тут можно поставить такой шикарненький знак вопроса. И люди умирают на ее пути, и ее ошибки приводят к крайне трагическим последствиям, и ее добрые намерения частенько оборачиваются сами знаете чем... Тоже в плюс роману.
   Как в жизни. Человек с сильной судьбой ломает судьбы тех, кто рядом, хочет он этого или нет.
   И на фоне ГГ потерялся где-то ее брат. И уже не она помогает ему пройти испытание, а на самом деле он ведет ее к ее судьбе. И много раз они могли бы свернуть, найти гораздо более простой путь... но простых путей мы не ищем?
   Насколько интересной получилась героиня? На мой взгляд важнее другое -- она получилась. Со своим характером, который временами может нравится, может нет, со своими заморочками и со своими тараканами. В чем-то наивная до боли (в любовных играх, например), в чем-то упряма так же до боли (в своей верности брату и желании спасти всех котиков, которых встретит на пути), и вечно сомневающаяся, но она есть, такая какая есть. Противоречивая. Невинная по сути. И добрая, временами с приставкой "архи". Получился и ее брат, страж, что все более растворяется в ГГ и в своей запретной к ней любви, меняется под ее влиянием. И его несколько жаль... ведь ГГ любили, и даже не раз, а Вейасу досталась незавидная роль отчаянно и запретно влюбленного, рыцаря и защитника.
   Остальные персонажи слегка размылись... Такое ощущение, что уже при первой встрече мы знаем, будут те персонажи на светлой или на темной стороне. Ну, может, лишь очаровавшая Вейаса колдунья. И только Найт... музыка души моей, очаровал, гад, а оказался... Не любит автор читателей вампирских историй (не наезд, если что).
   И Микаш... бедный, влюбленный по уши Микаш, который боится и дунуть на свою возлюбленную. Ведь кто она, а кто он? Обычный простолюдин, пусть даже и с огромным даром.
   И, конечно же, бесконечно уставший и бесконечно страдающий Безликий. Мой любимый тип персонажей, которых я и сама юзаю до боли.
   Куда уж без него, а?
   И совсем нет таких харизматичных злодеев, герои скорее борются сами с собой и с системой. И винить им в своих бедах, по сути, особо-то и некого. Это не столько в плюс, не столько в минус, сколько авторская особенность.
   Насколько мне близки эти герои? Задумаясь, скажу, что ближе мне была все же Герда из другого романа автора. И не скажу, что она похожа на героиню из этого романа. Герда более светлая, ГГ этого романа более зрелая, больше получившая от жизни, оттого в ней больше... затаенной боли, наверное. Страха и сомнений. И раскрытости, до дна, до тех слабостей, глядя на которые становится слегка не по себе. До затаенной внутри страстности, которой она старается никому не показывать. Она местами шокирует этой своей открытостью и, думаю, я понимаю читателей, которые наехали на сцену, где она открыто предлагает себя мужчине. Меня тоже кольнуло. Не то, чтобы неприятно, я понимаю, что сцена эта нужна по сюжету и очень красиво, прям шикарно, играет в концовке, а все же... может, слегка ее сгладить и развить эмоционально и по мотивации, чтобы она была чуточку более... тонкой, наверное. Но тем не менее героиня мне понятна, но не так близка, как Герда, хотя читать про ее приключения, вживаться в ее шкуру достаточно приятно. И в этом романе мои читательские симпатии целиком на стороне Безликого (его мало, но он меня уел).
   В целом... история, на мой взгляд, получилась. Не до конца сказочная, автор уж от души постарался, чтобы лишить ее налета романтизма, слегка горькой, не всегда милой, но историей. Со свойственным автору едва заметным светом и по общему счету правильно расставленными моральными акцентами. И с ожившими героями, с интересными приключениями, с неоднозначными ситуациями и неплохо прописанным миром.
   Спасибо, я иду искать новую жертву.
   Рецензия Никиты Морозова
   Ссылка: writercenter.ru/blog/final/morozov-nikita-recenziya-na-roman-golshanskoy-svetlany-netorenymi-tropami.html
   Доброго времени суток.
   Ремарка первая. Фэнтези -- приоритетный для меня жанр, и я позволю себе пару отступлений от самого отзыва, чтобы порассуждать о том, о сём.
   Ремарка вторая. "Нетореными тропами" -- мало того, что приквел к основной трилогии автора, но ещё и первая книга из трёх планируемых (вроде так)). Остальных романов я не читал, а значит, наверняка пропустил какие-то отсылки к иным произведениям цикла. Другими словами, "Нетореными тропами" я воспринимал как отдельную историю и отзыв писать буду как об отдельном романе. Начнём же.
   Пролог непонятный и загадочный, как и положено быть прологу. Из него мы узнаём, что кто-то могущественный, что-то запечатал и уснул).
   Сразу же отмечу первую главу, и в особенности первый абзац -- очень красиво, мистично, сразу же берет читателя в оборот, вводит в нужную атмосферу. Очень важно зацепить читателя в самом начале, и у Светланы это получилось на пятерку.
   Итак. Главная героиня, Лайсве, молодая дочь лорда Артаса -- известного охотника на демонов, готовится к свадьбе. Свадьба, как водилось в те времена, договорная, и наша героиня весьма и весьма этим озабочена, тем паче, что в женихи ей навязывают крайне неприятного типа по имени Йорден. Всё меняет объявившаяся на балу старуха-горевестница, которая предрекает незавидную судьбу как Лайсве, так и её брату близнецу Вейясу. Вскоре молодые люди сбегают из дома и отправляются на север, к гробнице Безликого бога, где Вейясу суждено сразится с демоном вэсом.
   Герои путешествуют.
   После многих приключений, они достигают гробницы Безликого, где и происходит развязка, о которой я ничего не расскажу, дабы не наспойлерить.
   Вы спросите меня -- а что ж так кратко? Не много ли ты пропустил? Нет. Просто львиная часть сюжета умещается вот тут: "Герои путешествуют". Они сбегают из дома в первой четверти романа и оказываются у цели лишь в самом конце. Всё остальное -- дорога на север. Те самые "нетореные тропы", что предсказали героине. Лайсве и Вейяс будут двигаться вперед, попадать и выпутываться из неприятностей, встречать и расставаться с другими героями, охотиться на демонов. Основной же "квест" будет лишь вскользь касаться героев, выражаясь, по больше части, лишь в видениях Лайсве, которые кстати очень ярко описаны, но об этом позже.
   Столь длинное путешествие -- довольно распространённых ход у нашего брата отечественного фэнтезиста. Оно позволяет показать мир, раскрыть героев, да и, в конце концов, у путешествий есть свой, особый, дух. Но тут же кроется и проблема -- теряется основа сюжета. Не дорога ради цели, а цель ради дороги. Побочные квесты с трудом дают тот уровень конфликта, что может дать основной для романа сюжет. И тут очень-очень-очень многое зависит от автора. Сможет ли он поддержать интерес читателя в романе, где схема конфликтов и их разрешений напоминает американские горки.
   У Светланы получилось. Да, линия Безликого теряется где-то вдали, да противостояние Ордена и демонов проходит на заднем плане, да, религиозные проблемы этого мира -- лишь штрих в романе. Ну и черт с ними. Приключения героев самодостаточны и увлекательны -- вот они охотятся на амфисбену, вот попадают в довольно специфический плен к демонам туатам, а вот с этими же демонами бредут по ледяной пустыне. Я помню, у автора был топик, где она утверждала, что у неё проблемы с описаниями. Так вот, Светлана, нормально у Вас всё с описаниями.
   Теперь по героям.
   Лайсве. Образ не сказать, что затасканный, но и не специфичный. Если бы мне сказали -- опиши хорошую девушку из богатого семейства, то я описал бы Лайсве. Наивная, романтичная, добрая, но в то же время смелая, способная на отчаянные поступки. Её наивность иногда переходит через край, но в целом герой получился живым. Особенно мне приглянулись её виденья с огненным зверем -- эмоциональные, красочные, эротичные.
   Вейяс. А вот тут посложнее. Вначале перед нами типичный раздолбай и бабник, однако со временем его образ усложняется, и, по моему мнению, становится даже более глубоким чем образ сестры. Можно сказать, персонаж трагический. Третий -- лишний, и лишний совершенно. Вместе с тем, вызывает уважение его способность отречься от желаний, преодолеть как свои страхи, так и свою любовь. Кстати, имеется замечание по этому персонажу -- его поведение и реплики, когда он попал под власть Эйтайни уж слишком карикатурны. И ещё, почему она выбрала именно Вейяса? Потому что он из Стражей? Или я что-то пропустил?
   К основным героям можно отнести и Микаша -- слугу Йордена и мощнейшего телепата. Микаш, по воле судьбы, простолюдин, а значит путь в орден стражей ему заказан. Вот он и служит лордам, которых презирает, покуда не встречает Лайсве. Ну и да, конечно, он -- главный романтический интерес нашей героини. Гордый и сильный, ранимый и непонятый. Интересный образ -- на первый взгляд крестьянин, но при этом обладатель страшной силы. И всё же, его влечение к гг показалось мне несколько скоропалительным что ли. Раз -- и без памяти.
   Среди второстепенных героев картонок почти нет. Удачных образов хватает -- тут и показавшая себя с неожиданной стороны служанка Бежка, и отец Лайсве Артас, и туаты. Единственным однозначным героем является Йорден -- мразь мразью, слишком уж утрированный негодяй. Вдобавок превращается в шакала -- ну это уж совсем финиш.
   Поговорим о мире. Ещё раз повторюсь -- предыдущие романы цикла я не читал, и не могу сказать насколько в них был раскрыт мир, сужу лишь по тому, что есть в "Неторёных тропах".
   Зайду издалека. В чём сила жанра, в котором мы пишем -- фэнтези? В том, что герои могут махать мечами? Нет -- есть исторические романы, и в них тоже неплохо бы махалось. Магия, фаерболлы? Но ведь не в них дело -- магические системы мало кого интересуют, да и мистику писать можно. На мой взгляд, главный наш козырь -- другие миры, в которых в отличии от нф, нам не обязательно подводить под них какую-то научную основу -- мы можем просто отдаться полету фантазии. У меня есть пунктик: я обожаю качественные, оригинальные сеттинги. В чем, по моему мнению, рецепт интересного сеттинга... История? География? Нет. Они полезны для самого автора и интересны для его фанатов. Большинство читателей выкинет эти сведенья из головы, как только дочитает предложение. Главное -- детали. Интересные, запоминающиеся "фишки", свойственные лишь вашему миру. Традиции, народы, природные явления, еда, фауна и флора, магия и религии, в конце концов. Не описательными блоками, а аккуратными штрихами, которые слившись воедино, сделают ваш мир по-настоящему уникальным, живым и необычным. Миром, про который захочется узнать больше, по которому захочется путешествовать.
   К чему я всё это расписал? К сожаленью, большинство авторов пренебрегают заложенной в основе жанра возможностью творить необычное. Не идут на эксперименты, довольствуются малым. Увиденный в "Неторёных тропах" Мидгард показался мне блеклым. Орден охотников на демонов со сверхъявственными способностями? Демоны, которые, по сути, просто мифологические существа, типа той же амфисбены? Антропоморфные боги? Западноевропейское средневековье? Всё стандартно. Естественно, по сравнению с мирами попаданцев, которые по завязку набиты эльфами, вампирами и магическими академиями, Мидгард -- образчик оригинальности, но что толку сравнения с фекалиями? Ориентироваться следует на лучшее.
   В общем, я долго могу на распинаться на эту тему, но важно одно: одним читателям нужна оригинальная вселенная, для других (по всей видимости, большинству) этот параметр не имеет значения. Прорабатывать мир или нет -- решать только автору.
   Ну и наконец, по тексту. А говорить-то тут особо и нечего -- за плечами у автора уже не один роман, и это чувствуется. Уверенный, в меру красочный текст -- всё на уровне, всё как надо). Основной фокал у Лайсве, но и остальным персам он периодически пасуется.
   И-т-о-г-о. Роман безусловно качественный, с интересными, проработанными героями, которые очень любят путешествовать). Рекомендую для приятного чтения вечером за чашкой какого-нибудь напитка).
   До новых встреч.
   Рецензия Anka Zasranka
   "Нетореными тропами" -- это роман-фентэзи, своеобразный пролог к захватывающим приключениям "10 тайн охотника на демонов" и "Северному пути". Я начала в свое время с "10 тайн..", которые очень подробно описывают мир, в котором разворачиваются все события, происходящие в романах, что рекомендовала бы делать и остальным читателям: тогда не возникнет вопросов про Орден Стражей, варгов, Белую Птицу и прочее.
   Итак, собственно о "Неторных тропах": действия, происходящие в романе, описываются преимущественно от лица Лайсве Веломри, юной дочери Стража, унаследовавшей редкий дар, но не догадывающейся об этом до определенного момента. Несмотря на хрупкость и болезненность, Лайсве -- большая фантазерка, воспитанная на мифах и сказках, рассказанных няней, она жаждет свободы и приключений, а потому бесстрашно (иногда до прям откровенных глупостей) ступающая на пресловутую нетореную тропу, чтобы избежать заурядной участи: замужества без любви. На протяжении всего романа вас, как читателей, будет преследовать опрометчивость и хромающая на обе ноги самооценка главной героини, недостаток жизненного опыта и сложнейшие взаимоотношения с братом-близнецом...НО! Вы все равно её полюбите за безоговорочное желание помочь, рискнуть всем, за умение поддержать, за преданность и умение прощать. И, в конце концов, кто был опытен и мудр в... надцать лет?
   Для читательской аудитории могу сделать основанную на собственном мнении пометку: роман скорее для дам. В нём присутствуют и баталии, и размахивание кулаками, конечно, да и все основныеперсонажи -- мужчины, но главная героиня все же Лайсве, её "опыт, сын ошибок трудных" описывается в "Нетореных тропах". Поэтому девочки смогут быстрее "понять и простить" определенные поступки героини, проникнутся ею.
   Касательно "авторского профессионализма": стиль писательский очень узнаваем и приятен (лично мне), книга быстро захватывает, явных нестыковок я не нашла, да и не пыталась. Моментами кажется, что повествование несколько растянуто (с Ходоками), но там все нормально: идет видение героини, затем её брата Вейаса, для полноты картины. Об ошибках орфографических и пунктуационных я писать не стану, потому что, во-первых, вопиющей безграмотности в тексте не замечено, и, во-вторых, описки от торопливости и прочие мелкие недочеты исправляются элементарной вычиткой.
   На основании всего вышеизложенного я роману "Нетореными тропами" ставлю крепкую 9: мне читать было легко, увлекательно и познавательно во многих смыслах (бестиарий проработан -- от внешнего вида существ до повадок, например), по-моему, фентэзи и должно быть таким -- миром, в который хочется вернуться, который быстро к себе располагает и в котором есть свой маленький герой, который не обладает, вроде, особыми талантами, не очень успешен, не силач, ловкач или первая красавица.
   Рекомендовать ли к прочтению?.. Моё мнение -- однозначно да, но, конечно, все индивидуально и не любителя: в книге нет хоррора, кровищи и кучи секса (последнее -- минимально и без подробностей), есть увлекательная сказка, которую просто не хочется прекращать читать
   Поэтический отзыв ромашка не забудь меня пчела
   Ссылка: writercenter.ru/blog/final/golshanskaya-svetlana-netorenymi-tropami.html
   Очень понравился мир сей чудесный
   Мир приключений принцессы прелестной
   Славных походов и подвигов мир
   Бог, славный ветер, девчонки кумир
   Много пришлось ей с братишкой скитаться.
   Трудно ей очень в себе разобраться
   Но не окончен роман, погодите.
   Дальше читать в сентябре приходите.
   Отзыв Виноградовой Олеси
   Ссылка: writercenter.ru/blog/final/golshanskaya-svetlana-netorenymi-tropami.html
   Замечательная история, повествующая о смелой девушке Лайсве, что вопреки семейным устоям -- диктующим непременно выйти замуж и воспитывать детей -- отправляется в путешествие, чтобы помочь брату, а также найти себя и свое счастья. Долгая дорога таит много опасностей и требует принятия сложных решений. Мир открывается для девушки новыми гранями, одни несут боль и отчаяния, другие -- надежду.
   Роман получился ярким и красочным. Зрелищно прописаны сражения с демоническими созданиями. В сюжет изящно вплетены легенды и поверья описываемого мира, что придают ему глубину, расширяют внутреннее содержание текста. За счет достоверно переданных эмоций, история вышла живая, вызывающая сопереживания.
   Что же ждет Лайсве Велмори за следующим поворотом?
   Рецензия Малышевой Алены
   Ссылка: writercenter.ru/library/fentezi/roman/netorenymi-tropami/opinions/#comments
   Я дочитала)
   То что понравилось и очень, ты знаешь. Я уже неоднократно об этом говорила.
   Получился, по-моему, такой роман-путь с препятствиями, ошибками и взрослением героев. Путь по миру, где каждая деталь продумана и хорошо и красиво описана, где легенды и истории вплетаются в сюжет и не кажутся неуместными. Вместе с героями ходим по тёмным пещерам, по густым лесам и прекрасному холодному северу с завораживающим северным сиянием. Да описание севера было для меня весьма вовремя -- спас от южной жары.
   И что бы ты ни говорила, у тебя очень красивые описания, которые помогают легко увидеть картинку.
   Но самые главные здесь герои. Все со своими достоинствами и недостатками.
   Лайсве -- неуверенная в себе, наивная, верящая в легенды дочь лорда. Но именно она решается изменить свою судьбу и ступает на Нетореную тропу. Вместе с братом отправляются за клыками легендарного демона. По пути чего только им не приходится пережить, но они поддерживают друг друга и доходят до конца. Повзрослевшие, поумневшие и, думаю, понимающие, что мир намного больше и не всё в нём так, как они думали за толстыми стенами родового замка.
   Вейас в первых главах кажется таким беспечным, ничего неумеющим сыном лорда, но заботящимся о сестре. И только потом понимаешь, что он намного сложнее, умнее. Что ему приходится бороться с запретным чувством, что отказался от мечты.
   А вот Микаш вызывает у меня какие-то неоднозначные чувства. Может потому что смотрю на него через призму ощущений Лайсве. Но он ведёт себя то как умный взрослый мужчина, переживший много чего, а то как вспыльчивый мальчишка, особенно когда общается с Лайсве. Тогда и вспоминаешь, что ему и впрямь только восемнадцать. Меня вот один момент, связанный с ним, смутил. Неужели Лайсве и впрямь не видит, как он относится к ней? Ведь Микаш чуть ли не прямо сказал ей, что мечтает о ней. Хотя, может, Лайсве решила, что он просто пожалел её.
   И всё же Микашу можно только посочувствовать. Соперничать с богом навряд ли ему по силу.
   Безликий, Ветер -- ещё один главный герой. Его присутствие ощущается на протяжении всего романа. Начиная с первого сна-видения и заканчивая его воспоминаниями и размышлениями. И я вполне понимаю Лайсве, обожание которой сменилось вполне человеческой любовью к богу. И как бы Безликий не хотел бы её предостеречь, сердце она ему отдала. И теперь навряд ли Лайсве сможет полюбить простого человека.
   Как-то сумбурно получилось(
   Осталось дождаться продолжение.

Самиздат

   66. Полли (Pazilya86@mail.ru) 2015/12/22 02:09
   Завараживающая , мрачная , интригующая ! Понравилось!!! Спасибо)
   64. Алла (murzintseva@mail.ru) 2015/11/09 15:01
   Довольно интересная сказка,только очень мрачная ))Спасибо!!!

Литмир

   egveyn 29 января 2016, 21:12
   Книга чудесная! Яркая, захватывающая. В происходящее погружаешься с первой же страницы. Герои живые, отлично прописаны эмоции. Но почему же автор не дал главной героине стать счастливой? Почему книга так непонятно закончилась. Я то ожидала, что между ней и простолюдином вспыхнетлюбовь, всё ведь к этому и шло. А в итоге, после встречи с безликим богом всё скомкалось, и не слова о дальнейшей жизни главной героини. Да и что произошло с братом? Стал ли он стражем? Вместо внятного конца началась какая то муть о странном мужике. Кто он? Откуда взялся? К чему его вообще приплели? Так что окончанием книги я разочарована. Хотя, может быть, я чего то не поняла, что то упустила?
   DiroI 27 декабря 2015, 23:39
   шикарная серия книг. прекрасно продуманный мир.
   пока читала, в голове все песня вертелась - иллет "когда растает последний лед"

Фанбук

   Стасечка Хурсанова 05 Январь 2016 00:42
   Мне очень понравилось!!! Я уже и про Николаса прочитала, и вторую часть про Лайсве читать начала))) как же это интересно узнавать новое об уже известных героях, не ожидала что история задом наперёд так меня захватит))) Очень хочется узнать как же они дошли до жизни такой))) С нетерпением жду новых глав второй части про Лайсве, мне почему то кажется что она должна быть жива и на момент окончания Северного пути, Жерард ведь дожил)))) как же хочется все узнать)))

Литлиб

   ТЕМНЫЙ_@нгел
   Необычно, интересно, вот только конец какой-то непонятный

Флибуста

   Rau
   почти до конца читалось весьма и весьма неплохо, конечно, не без избытка рефлексий ГГ, но с учетом того, что она девушка, в рефлексии можно поверить, просто не надо было на этом акцентироваться. однако дурацкий конец и не-пришей-кобыле-хвост кусок после конца испортили все. итого троечка, хотя могла быть твердая четверка.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Василенко "Стальные псы 6: Алый феникс"(ЛитРПГ) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) Л.Свадьбина "Секретарь старшего принца 4"(Любовное фэнтези) Ч.Маар "Его сладкая кровь"(Любовное фэнтези) Д.Маш "(не) детские сказки: Принцесса"(Любовное фэнтези) Л.Малюдка "(не)святая"(Боевое фэнтези) А.Емельянов "Тайный паладин"(Уся (Wuxia)) Д.Маш "Искра соблазна"(Любовное фэнтези) Н.Малунов "Л-Е-Ш-И-Й"(Постапокалипсис) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"