1. МЫ, создатели этой Программы, проводим её плановый осмотр. Развернули её, вошли в образы элементарных частиц и помчались с ними в никуда без конца и края по ветвям метафорического дерева.
Что-то отвалилось по дороге. Оказалось, потеряли знак тождества. Как теперь будем уравнивать одно с другим?
2. На лету создали из элементарных частиц модель атома водорода и назвали его Атом. По этому образцу создали множество атомов водорода, с их помощью зажгли звезды по всей Вселенной.
Снаружи каждой звезды, особенно сверхновой - фейерверки и красота, внутри - фабрика по производству других, более тяжелых атомов элементов.
3. В месте потише устроили Атому жилище из кварков, установили вокруг фотонные генераторы, открыли транспортное агентство "нейтрино".
Провели Атому диагностику, убедились, что он нормально мыслит, чувствует, существует, живет, а, значит, сможет быть субъектом познания.
Для лучшего восприятия окружающего мира посоветовали Атому составить каталог элементарных вещей - объектов познания.
4. Когда между звездами накопилось достаточное количество более тяжелых атомов элементов, чем водород, смогли сформировать разные планеты вокруг некоторых звезд.
Убедились, что между всеми жителями Вселенной установились добрососедские отношения, что здесь изначально действует соглашение о равноценности всех форм жизни этого мира: водородной формы жизни, гелиевой, азотной, кислородной, углеродной и т.д.
Наше метафорическое дерево растет и процветает.
5. Однако, получили сигнал бедствия от Вселенной, что ветвь углеродной формы жизни на Земле начала засыхать. Срочно требуется помощь.
Прилетели на помощь. Решили изучить историю Земли.
Вместе с атомами кремния нежились в расплавленной магме, для поднятия жизненного тонуса наложили на себя несколько слоев ледников, вместе с атомами углерода плавали в теплых водах мирового океана, соединялись друг с другом, усложнялись, пока ветвь эволюции не вывела нас на сушу, превратив в приматов.
Увидели, как труд превратил обезьяну в человека, а чрезмерный труд по преобразованию природы превратил человека назад в обезьяну - произошла деэволюция.
Вот здесь можно остановиться, попасть в момент, когда люди начали задумываться над своим поведением, извлечь урок из ситуации, как не надо делать и всех спасти.
6. Спикировали в мир Древней Греции, поселились на Олимпе. Попросили греков найти начала начал жизни.
Посетили пифагорейское общество. Здесь нам всё понравилось, так что самим захотелось стать пифагорейцами. Чтобы вступить в Пифагорейский союз, согласились не есть, не пить, не спать, не дышать, не говорить, думать о хорошем.
Прошли необходимые обряды посвящения, стали ждать избавления от бренного тела, чтобы вновь ощутить себя богами.
7. Осматривали в горах пещеры, изучали наскальную живопись. В одной из пещер встретили Гераклита. Он поведал нам, что устал смотреть на невежество людей, что "большинство обжирается как скоты". И, о ужас, они не замечают, что "логос - общ" всем, "поэтому должно следовать общему"... "...Ибо все человеческие законы зависят от одного, божественного"... Мы с ним согласились, что начинать правильную жизнь следует с некоторых ограничений, а дальше можно переходить ко всеобъемлющим правилам.
8. На поиски заветной двери, которая могла бы вывести всех в правильный мир, отправились вместе с Парменидом. Нашли проход в другой мир, стали строить портал, чтобы в этот мир попасть. Посадили два тополя, вырастили их до неба. Выложили "порог каменный снизу". Посадили рядом два куста сирени - это стражи, защитники от вредителей. Парменид увидел в них двух херувимов с огненными мечами. Всё готово. Ждём отправления.
9. Попадаем в Афины на площадь, где Сократ стоит в окружении своих соотечественников и говорит: "...похоже ли на что-нибудь человеческое, что я забросил все свои собственные дела и сколько уже лет терпеливо переношу упадок домашнего хозяйства, а вашим делом занимаюсь всегда, обращаясь к каждому частным образом... и убеждая заботиться о добродетели", "...о разумности, об истине и о душе своей..."
Это и есть Добро. Добро появляется тогда, когда для себя делаешь меньше, для других - больше.
Истинный же мир - тот, в котором местоимениями не пользуются, их там нет. Никаких. Нет никакого деления на "мы и они", на "ваших и наших". Нет никакой причастности кого-то к кому-то. Есть только все.
10. Побывали в вечносущем бытии, обыскали там все закоулки, заняли у бытия те идеи, какие только смогли найти там. Принесли их Платону. Обнаружили в "Тимее" треугольник, основанием поставили его на землю, а вершина ушла в заоблачную высь. Вместе с Платоном начали заполнять треугольник идеями, располагая их рядами, от более частных идей в одном ряду к более общим в другом. На вершине водрузили идею Блага, как звезду на макушке ёлки. Из всех этих идей и строительного материала стали изготовлять вещи.
Ознакомились с проектом совершенного политического строя Платона. Решили опробовать этот проект в Сиракузах, но не сошлись во взглядах на формы правления с местным деспотом. Торопимся трансцендентировать в места получше.
11. Попали на остров Панхеи, приобщились к эвгемеризму, занялись коллективным трудом.
12. Начали готовить рабочую площадку для Аристотеля. Добрались до Перводвигателя, с его помощью раскрутили мироздание. Вытряхнули идеи из вещей, вернули идеи на место, как обещали. В вещи поместили формы, вдохнули в них энергетическую составляющую. Каждой вещи указали конечную цель движения.
Порепетировали, вместе с Аристотелем повторяя: мыслящее себя мышление.
13. Дальше на развилке дорог читаем: пути достижения индивидуального счастья.
На Запад пойдешь - в атараксию попадешь.
На Восток пойдешь - нирвану найдешь.
Прямо пойдешь - на Северный полюс попадешь.
14. Пошли своим путем, пытались построить силлогизм по нашей теме, который выглядит примерно так:
Если все спасутся,
А я и есть все,
Значит и я спасусь.
Другими словами, ты можешь найти спасение, когда всех спасешь.
Осталось выяснить: чтобы самому спастись, нужно действительно всех спасти или здесь засчитываются совершённые усилия?
15. Перепутали слова гео и гелио. Пришлось Солнцу обращаться вокруг Земли почти 15 столетий.
16а. Когда нам надоела эта путаница, мы решили выбраться из неё. Попросили Коперника создать гелиоцентрическую систему мира.
17а. Попросили да`Винчи изобразить схему строения нашего Атома.
18а. Вместе с Бруно бороздили бесконечные просторы Вселенной.
19а. Посмотрели в телескоп Галилея, увидели атомы Демокрита.
От доброты душевной познакомили наши атомы с атомами Демокрита. Может, это и хорошо - быть неделимыми. Наши-то атомы того и гляди рассыпятся на запчасти, особенно те, которые набрали большой атомный вес.
20а. Решили посмотреть, помог ли гуманизм народу возродиться к лучшей жизни. Особых улучшений не заметили.
Тогда мы вместе с народом пошли мечтать об этом на остров в "Утопии", потом в "город Солнца", искали там однокоренные слова к слову "общественный". Нашими проводниками были Мор и Кампанелла.
21а. Предупредили Атом, что Бэкон и Декарт "заложили основы новой методологии научного познания" и скоро его, Атом, и его собратьев превратят в объекты познания.
22а. Спросили у Локка, сколько органов чувств должно быть у человека как у субъекта познания?
Позвали любителей острых ощущений. Поинтересовались у них, что придаёт остроту их восприятию внешнего мира? Узнали - шестое чувство.
Затем спросили у наших атомов, что они чувствуют в результате своей жизнедеятельности? В ответ услышали, что когда одни атомы соединяются с другими атомами и возникает sp - гибридизация, то она или вытягивает, или сплющивает их электронные облака, а это очень неприятно.
23а. Решили просветиться в салоне Гольбаха. Посетили его как представители братьев наших меньших, атомов и молекул.
Задали вопрос: а чем отличается механистический материализм от диалектического материализма?
Нам ответили: механистический материализм, это когда ты двигаешься прямолинейно, без выкрутасов.
А диалектический - когда ты при своем поступательном движении делаешь сальто-мортале и пару раз "проходишься на голове".
Мы просветились.
Как представители народа, задались вопросом, когда же Просвещение дойдет до народа?
24а. Идеи гуманизма так захватили Маркса и Энгельса, что они решили построить такое общество, в котором каждому человеку были бы обеспечены условия для всестороннего развития. Для этого, по их мнению, нужно ликвидировать все лишнее: частную собственность, эксплуататорские классы - после этого можно строить коммунизм.
Есть и другой подход, мирный. Командировали Маркса и Энгельса в коммуну "Гармонихолл" Оуэна перенимать опыт.
25а. Мы в гостях у Ленина. Проследили, чтобы ему доставили работы по эмпириокритицизму. Вместе с ним критикуем "чистый опыт". Заодно и нечистый, не физический и не психический, не черный и не белый, в общем, всякий опыт.
Наблюдали, как Ильич по рецепту Маркса и Энгельса готовит новое общество, в котором ингредиенты - народ. Опять ничего хорошего не получилось... Что делать? Вернуться к аскетизму? Начать здороваться с соседями? Убрать за собой мусор в подъезде? Или можно сделать что-нибудь масштабное?
Можно попробовать поставить землю на более прочные основания в сравнении с теми, на которых она покоится сейчас. Для этого следует попросить титанов мысли, основоположников марксизма-ленинизма, поддержать землю, последить за порядком на ней. А тех, кто не справился со своим делом (слонов или китов), можно даже отправить в отставку.
16b. Организовали клуб любителей поговорить от 1-го лица, успокоили их, что здесь их никто не услышит: Я мыслю... Я действую... Я существую... Я есть... Почетные члены: Декарт, Кант, Фихте, представители экзистенциализма, прагматизма и другие почетные члены...
17b. У Декарта примерили на себя телесную субстанцию и духовную субстанцию, стали выглядеть, как люди. Сомневались, сможем ли пройти тест "Я мыслю", но благодаря репетиции всё прошло ясно и чётко.
Идентифицировали себя в качестве мыслящих индивидов, получили в подарок несколько декартовых координат.
18b. У Лейбница обнаружили субстанциальный монадоидальный синдром.
Вместе с Лейбницем занимались монадологией. Посчитали, сколько монад приходится на душу населения. Нашли в монадах перцепции и апперцепции.
19b. Беседовали с Беркли. Все, о чем он говорил, близко нам, ведь мы тоже считаем себя субъективными идеалистами. Даже больше, мы находимся на позициях крайнего солипсизма. Можно даже сказать, что мы находимся за пределами солипсизма, то есть считаем, что нет ни мира, ни человека, ничего. Есть только МЫ и образы в нашем представлении.
20b. Прониклись скептицизмом Юма, подумали, а насколько реальны Мы сами?
21b. Позаимствовали у Канта трансцендентальную апперцепцию, надели её на своё сознание, посмотрели через неё на мир. Действительно, когда смотришь на вещи с помощью трансцендентальной апперцепции, невозможно ничего распознать: ни элементарных частиц, ни атомов.
Но мы узнали атомы, когда они явились к нам в сознание. Они напомнили нам, что для проведения химических реакций им нужны законы: закон взаимодействия атомов и закон сохранения количества атомов в реакциях. Мы достали из рассудка эти два закона и дали их атомам, придали химическим реакциям форму всеобщего и необходимого знания и отправили их и дальше ставить опыты.
Разум спросил у нас, не пролетали ли поблизости идеи о душе, о мире, о боге. Мы ответили, что, кроме элементарных частиц и категорического императива Канта, никого не встречали.
Категорический императив научил нас, как нужно правильно жить, чтобы мир оставался миром: "Жить всем для всех - основа всеобщего законодательства".
22b. Побывали в гостях у Фихте, посмотрелись в зеркало, увидели в отражении "не-Я".
Стали ждать "толчка", когда "не-Я" подействует на наше "Я" и побудит к действованию. Не дождались. Сделали шаг навстречу "не-Я", ушли в Зазеркалье искать единства сами с собой.
23b. Провели спиритический сеанс, вызвали Шеллинга, вместе с ним пробовали отделить нашу мыследеятельность от результатов этой мыследеятельности; нас, представляющих этот мир, от представляемого нами - чтобы это соответствовало тому видению проблемы, которую увидел Шеллинг. В начале было объективное или в начале было субъективное?
24b. Вместе с Абсолютной идеей Гегеля решили поискать категории не только в чистых мыслях, но и в практической жизни. Слетали в царство Аида, разделились на сильных и слабых, богатых и бедных, шпыняли сильные - слабых, богатые - бедных. Так добыли Гегелю ещё одну категорию - ЗЛО.
Пока Абсолютная идея работает вместо нас в природе, решили провести Слёт натуралистов, показать степени погружения нас в природу. Сначала, по Бруно, мы "пантеистически растворились в природе". Затем, согласно Спинозе, мы, боги, нырнули в субстанцию, стали с ней одним целым и получившейся смесью заполнили природу.
Взобравшись на пик Кузанского, осмотрелись в поисках микрочастиц. Признались участникам слёта, что труднее всего собирать эти частицы по всей Вселенной, потом их надо скрепить усилием мысли в более крупные частицы - протоны и нейтроны. Электроны надо научить, как им крутиться вокруг своей оси и вокруг ядра, чтобы протоны и нейтроны не сбежали куда-нибудь. Так мы "готовим" атомы. Для нас это и есть природа.
Вышли из натуральной природы, попали в человеческую природу. Создали семью, помолились богу, назвались государством, занимались художественным творчеством, изваяли статую Свободы, развили себе самосознание. Вернулись к Гегелю в качестве Абсолютного Духа.
Чтобы показать, на что мы способны, пытаемся спирали эволюции придать древоподобную форму.
16c. Поискали поблизости, чьим бы интеллектом можно было бы воспользоваться, чтобы сконструировать единую картину мира.
Увы, на смену рациональным, субъектно-объектным отношениям пришли иррациональные, субъектно-субъектные отношения. Это и есть "Философия жизни" - прочли мы в своем путеводителе.
Чтобы нашему Атому было понятней, мы ему объяснили. Если атом пнул другой атом, то между ними возникают субъектно-объектные отношения. Так тут принято мыслить.
Если же атом встал напротив другого атома, посмотрел ему в глаза, то это субъектно-субъектные отношения. А если у них двоих есть неспаренные электроны, они соединились и улетели подальше отсюда, то это любовь и их унес "жизненный порыв".
17c. Вместе с Шопенгауэром придумываем различные сочетания слов со словом ВОЛЯ: Воля к возвышенным стремлениям, Воля объединять, Воля созидать, Воля делать Добро, Воля жить для всех.
18c. Завели персональное дело на экзистенцию.
В её генеалогии обнаружили датские корни, заметили её связи с "феноменами сознания", уличили в дружбе с персонами: это персона Вера и персона Любовь.
Нашли экзистенциалиста, попросили его присматривать за экзистенциями, за своей и за другими, заниматься их воспитанием в духе коллективизма, чтобы мысль о возможности "соединить распавшиеся ветви" вселенского древа поселилась в их сознании, а их индивидуальное бытие превратилось в общественное.
23.1a. Фейербах напомнил нам, что человек - это природно-биологическое существо, а мы-то искали в человеке идеи, монады, апперцепции, экзистенции, жизнь, эмоционально-волевые качества и проч.
16d. Захотелось побывать в школе, посидеть на школьной скамье. Какую школу выбрать? Марбургскую? Баденскую?
Усадили за парты атомы, сообщили им, что следует с уважением относиться ко всем формам жизни, которые нас окружают и при встрече в знак приветствия барионы атомов могут обменяться своим "очарованием", а электроны - магнитными моментами.
На вопрос, откуда в голове у атомов берутся мысли, мы ответили, что если мы вставляем мысль в голову - она там есть, если убираем - она исчезает. Мы продумываем мысли, слова и действия всех образов, которые здесь имеются, т.е. каждый образ здесь, можно сказать, что бог. Каждая микрочастица - это бог, каждый атом - тоже бог, а также каждый организм.
17d. Позитивно настроившись, явились во сне представителям феноменализма, передали им привет от сущностей.
Согласились установить "социальную гармонию" Конта между всеми жителями биовселенной, а эволюции Спенсера придать точечный характер.
Прислушавшись к Маху и Авенариусу, решили экономить свои и их мышление и силы, послали их работы по эмпириокритицизму на рецензию Ленину.
Попросили Атом поместить в свой каталог "нейтральные элементы опыта" и подумать на досуге, что бы это могло значить.
18d. Предупредили Атом, что человечество "овладело научной методологией изучения природы" и скоро его, Атом, и его друзей окончательно превратят в объекты познания. Посмотрим, можно ли замедлить этот процесс?
Увидели череду молекул, желающих высказаться.
Атомы тоже встали в очередь, пытаясь донести свое мнение до слушателей. Придется отменить конец света, чтобы всех выслушать. Записывали и анализировали "атомарные высказывания" Карнап, Витгенштейн и Рассел. Им в этом помогали три королевы этого мира: логика, математика и семантика.
19d. Пересчитали количество научных теорий в мире. Выбирали, как поступить: какие научные теории одобрить, а какие раскритиковать. Всё же решили к этим теориям добавить свою, теорию "Точка. Ничто..." Попросили Поппера применить принцип фальсификации к нашей теории.
Стажировались у Куна. Прежде чем дисциплинировать матрицы, попробовали поговорить с ними по-хорошему. Матрица - как мать родная для научных теорий: держит всех в поле зрения, помогает встать на ноги, если у кого-то ноги трясутся. Одним словом, матрица должна обеспечить теориям "нормальную жизнь".
Летали по Вселенной, искали для Лакатоса "жесткое ядро" с "защитным поясом". Нашли Атом с его ядром и электронным поясом, за неимением лучшего. Завязали Атому глаза, послали вслепую искать "позитивную эвристику", потом отправили его "блуждать по лабиринту". Наконец-то нашли их, Атом и эвристику, играющих в прятки между буквами С-Е-М-А-Н-Т-И-К-А, сейчас поведем их на процедуры фальсификации и верификации.
У Злого дяди другие методы, он дунул на научные теории "методологическим анархизмом", разогнал их по миру. Теперь они вынуждены скитаться по свету сами по себе, без централизованного руководства и рациональных норм.
Воспользовались научной рациональностью, чтобы вместе с соотечественниками написать программу "райский сад" для углеродной формы жизни.
Так как опыт показал, что мы, боги, не можем отделиться от образов в нашем представлении, то в "райский сад" нам придется попасть вместе: растениям, животным, людям и нам. Только в этот раз мы будем вести себя хорошо.
19с. Пришло время действовать. Наш девиз: "чистота и тишина". Раз уж форму жизни атомов углерода собираются переселить с Земли в другое место, было бы хорошо убрать за собой мусор и некоторые результаты жизнедеятельности людей за последний период.
Это же прагматично? Почистить Землю и этим заработать себе проходные баллы в другой мир?
Наши инструменты: чистящие и моющие средства, веники, щетки. И хватит шуметь! Мы приказали воронам по ночам не каркать, собакам не лаять, молотки дали обет молчания.
20с. Случайно попали в параллельную реальность, увидели, что Черная дыра засосала все атомы из этой реальности. От Земли остался только симулякр, от каждого человека - облако, с человека "снято" его природно-клеточное бытие.
Видимо, жизненная сила (то, что осталось от человека) поддерживалась какое-то время благодаря информации о жизни: о событиях, людях, вещах, атомах. Для питания же использовались слова. Слово "анти-этно-фалло-фоно-логоцентризм" могло бы прокормит не одну сотню человек.
В качестве гуманитарной помощи мы могли бы предоставить немного электромагнитного излучения. Правда, сейчас Атом со своими друзьями занимается сёрфингом на электромагнитных волнах, но скоро они освободят эти волны.
Жители Вселенной! С каждого - по атому, постмодернисту - кости и плоть.
Осмотр Вселенной завершён. Атомы работают бесперебойно, всё идет по плану. Атомы - общественные существа, живут, в основном группами: водорода, кремния, кислорода и др. Работают по принципу самопожертвования, например, два атома водорода, жертвуя собой, дают жизнь атому гелия и т.д.
Эволюционируя и усложняя свою структуру, наращивая атомную массу, атомы элементов в определённый момент становятся неустойчивыми и распадаются на более мелкие и устойчивые атомы и частицы. Это знак, что они прошли бо`льшую часть пути таблицы Д. И. Менделеева.
Заодно с нашим основным делом мы решили провести эксперимент с цепочечными формами жизни атома углерода, чтобы просчитать все возможные случаи поведения тех, кто нарушит наш образ жизни - жить всем для всех. Стоило наглядно увидеть, к чему приведёт это нарушение. Это наша "антиэтика" на практике, так сказать.
Мы виноваты, потому что использовали людей, животных, растения для наших целей. Мы извлекли урок, как не надо делать. Поняли, как надо делать, чтобы жить всем в мире. В знак извинения, мы берём засыхающую ветвь дерева, дома ставим её в воду и следим, чтобы всё с ней было в порядке.
Проведя плановый осмотр этой Программы, решили, что Вселенная может работать и дальше, производить новые химические элементы для наших исследований. На будущее - никаких цепочечных форм жизни не производить, рекомендуется в дальнейшем углерод представлять формой жизни метана и углекислого газа.