Гоппе Виктор Иванович : другие произведения.

Оправдание верой (ru)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЮ (Лекция прочитанная 10.10.1995 докт. мед., профессором Виктором Гоппе студентам теологического факультета Эрлангенского университета под патронажем пастора, докт. теологии, профессором Петером Шеленбергом, генерального секретаря издательства "Мартин Лютер Бунд" и переводчика) Краеугольным камнем Евангелическо-Лютеранского Учения является постулат "оправдание верою".


  
   ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЮ (ru)
  
   (Лекция прочитанная 10.10.1995 докт. мед., профессором Виктором Гоппе
   студентам теологического факультета Эрлангенского университета под
   патронажем пастора, докт. теологии, профессором Петером Шеленбергом,
   генерального секретаря издательства "Мартин Лютер Бунд" и переводчика)
  
   Краеугольным камнем Евангелическо-Лютеранского Учения
   является постулат "оправдание верою". Больше того,
   на нём построена вся реформация и протестантизм.
   И как считал доктор М. Лютер - оправдание верою -
   есть основа христианской религии.
  
   1.Что такое оправданеие верой.
   Как только сокрушенный грешник начинает веровать в Божьи обетования о благодати ради Христа, предлагаемые ему Евангелием, или как только он возлагает свое упование на заместительное искупление, принесенное Христом за грехи этого мира через Его совершенное послушание, - этот грешник провозглашен праведным перед Богом (Рим .3:23,24).
   Это -- так называемое субъективное оправдание (Рим.4:6), или личное применение [к себе человеком] верою тех добродетелей, которые Христос обеспечил всему миру через заместительное искупление. Святая Библия довольно просто описывает деяние оправдания в [отрицающем] плане -- как "прощение грехов", или как покрытие грехов", или как "невменение грехов" (Рим.4:6-8), и в позитивном плане -- как "вмене-ние веры в праведность" (Рим.4:5; Гал.3:6; Рим.4:3). Субъ-ективное оправдание, таким образом, может быть определе-но как деяние Божье, которым Он снимает с верующего вынесенный ему по причине его греховности осуждающий приговор, освобождает его от вины и приписывает ему доб-родетель Христову. Байер определяет оправдание как "дея-ние, которым грешник, ответственный за свою вину и под-лежащий наказанию, но верующий во Христа, провозглашается праведным перед Богом, как Судией".
   Под субъективным оправданием, таким образом, мы по-нимаем отнюдь не "моральное состояние человека, или мо-ральное изменение, которое он испытывает, но лишь Божье суждение о человеке, которым изменяется его отношение к Богу". Голац говорит: "Оправдание -- это юридическое и в то же время благодатное [милостивое] дея-ние, которым Бог, примиренный искуплением Христовым, прощает верующему во Христа грешнику преступления, в которых он обвинен, и провозглашает его праведным". При определении оправдания верою мы должны пом-нить, что оправдание верою основывается на оправдании всего мира, обеспеченном заместительным искуплением Христа и предложенном всем людям в Евангелия (Деян.10:43). Благодаря объективному оправданию (прими-рению), субъективное оправдание дается "даром" (Рим.3:24), -- со стороны грешника не требуется никаких усилий для завершения оправдания Христова.
   Если замес-тительное искупление Христово отвергается, то не остается места для оправдания верою. С другой стороны, полное ис-купление, совершенное Христом, не оставляет места для оправдания делами. Евангелие дарует полное прощение каждому грешнику, и, как только он принимает это прощение верою, он становится субъективно оправдан-ным.
   Все, кто отрицают, что средствами благодати передается и кто объектом веры делают не искупительную работу, но "личность Христа", или "Его исто-рическую реальность", - учат оправданию без веры, дела-ми, то есть чем-то, содержащимся в человеке. Однако то, что "вера вменяется в пра-ведность" (Рим.4:5), означает, что оправдывает не просто "вера сама по себе", но вера благодаря своему объекту, а именно -- благодаря евангельскому обетованию.
   Утверждение, что человек объектом оправдывающей ве-ры должен делать только Христа или только Его доброде-тель, но не объективное оправдание, было бы небиблей-ским. Только прямое евангельское обетование может дать нам полную уверенность в прощении наших грехов. Оправ-дание делами по самой своей сути не может не порождать сомнений "теология сомнений" неизбежно сопровождает любое учение о делах праведности.
   Секта является величайшим врагом Церкви Христовой, Ибо все христиане живут, движутся и существуют учением об оправдании верою. Сектантские учения не позволяет своим приверженцам принять [благовестие] и уверовать. Они вовсю поносят и проклинают библейское учение об оправдании верою, уча своих последователей искать спасение в делах. Это уничтожило тысячи человек за их приверженность учению об оправдании верою, и миллионы -- духовно, уча их упо-вать на спасение делами. Утверждение Ватикана о том, что большинство со-временных протестантских учителей защищает католичес-кое учение оправдания делами, является хорошо обоснован-ным. Действительно, большинство протестантов отрицает заместительное искупление человеком и учит спасению верою, как праведным деянием. Учение об оправдании верою, без дел, -- это то, во что веруют и бу-дут веровать все истинные члены Церкви Христовой до конца времен (Рим.1:16,17; 3:21,22; 4:3; Откр.7:14).
  
   2. Одною лишь верою оправдан....
  
   Согласно ясным и определенным учениям Святого Писа-ния , верующий оправдывается одною лишь верою без дел Закона (Рим.3:28; 4:5; Филип.3:9). Писание утверждает эту истину позитивно, приписывая оправдание непосредственно вере (Рим.3:21-24), исключая из оправдания всякое человеческое деяние в качестве добродетельной причины (Рим.3:27). Действитель-но, Писание ясно и определенно провозглашает, что все оп-равдывающиеся делами Закона находятся под проклятием (Гал.3:10 - 11), оно иллюстрирует этот факт примерами, не ос-тавляющими сомнений в обязательности исключения чело-веческих дел из процесса оправдания (Рим.4:1-3; Лук.18:9-14).
  
  
   0x08 graphic

   Согласно Писанию, попытка со стороны человека добыть себе оправдание своими собственными силами -- есть "рев-ность по Богу, но не по рассуждению" (Рим.10:2), и утвер-ждение, будто добрые дела необходимы для спасения -- это плотская доктрина (Гал.3:2,3). С другой стороны, учением, характеризующим исходящую от Бога христианскую рели-гию, является доктрина о том, что грешники оправданы пе-ред Богом исключительно верою, без дел (Гал.1:8; 5:4,5). Посему мы должны исключить из деяния оправдания не только:
   а) все добрые дела, которые Бог производит в лю-дях в Царстве Силы (Рим. 2:14,15), но также
   б) все духовно добрые дела, которые происходят от веры (Рим.4:2,3)
   Исключающие оговорки такие, как "без Закона", "без дел" и т.д. (Рим.3:28; 4:5; Ефес.2:8,9), устраняют из деяния оправда-ния, какие бы то ни было, человеческие дела.
   "Формула Согласия" говорит (Дет. изд., 1П; 9): "В отно-шении праведности пред Богом верой, мы, в соответствии с кратким изложением нашей веры и исповеданием, пред-ставленным выше. Веруем, учим и единодушно исповедуем, что бедный грешный человек оправдан пред Богом -- то есть, прощен и провозглашен свободным и освобожден от всех своих грехов. От вполне заслуженного осуждающего приговора стал он чадом Божьим и сонаследником вечной жизни безо всякой добродетели или достоинства с его стороны. Также безо всяких предшествующих, на-стоящих или последующих дел, исключительно по мило-сти, только и всецело из-за добродетели, полной покорно-сти, горьких страданий, смерти и воскресения нашего Господа Христа. Покорность его вменилась нам в правед-ность".
   Более того, как показывает "Формула Согласия", Святое Писание также объясняет нам причины, по которым чело-веческие дела должны быть исключены из процесса оправ-дания, а именно:
   а) потому что Бог желает явить славу Своей Благодати в незаслуженном спасении грешного чело-вечества (Ефес.2:9; 1:6,7).
   б) потому что Он по Своему безграничному милосердию вознамерился обеспечить про-павшему человечеству спасение, в котором [любой] греш-ник на основании Его милостивого обетования может быть абсолютно уверен (Рим.4:16).
   Провозглашая, что оправдание обретается верою, без дел Закона, Святое Писание отвергает заблуждения:
   а) о том, что оправдание основывается на вселённой ["вли-той"] благодати или на каком-то хорошем качестве, присутствующем в человеке;
   б) о том, что оправ-дание -- это целительное [медицинское] деяние которым грешник делается праведным через его освящение;
   в) что существуют степени, или ступени оправдании, так что один верующий является "более оправданным", чем другой;
   г) что верующий не может быть уверен в своем спасении.
   Позитивно [в утвердительной форме] своим учением Писание провозглашает:
   а) что оправдание основы-вается на милосердной благорасположенности Божьей в Иисусе Христе, или на Божьей благодати, которая находится вне человека, "в са-мом сердце Божьем", хотя при этом открывается и предлагается ему в Евангелие; б) что оправдание является своего ро-да "судебным" актом, которым Бог провоз-глашает верующего во Христа грешника праведным;
   в) что оправдание не имеет ступеней [стадий], но является мгно-венным и полным,-- верующий является оправданным, как только он в деле обретения праведности начинает, уповать на Христа;
   г) что вера орудие, или средство, при помощи которого верующий упо-вает на совершенную праведность Богочеловеческого Спаси-теля;
   д) что верующий может быть уверен в спасении, по-тому что спасение основывается не на его собственной достойности, но на вмененных добродетелях Христовых.
   Таким образом, учение об оправдании, выдвигаемое ре-форматорами в IV артикуле "Аугсбургского Вероисповеда-ния", воистину является библейским. Оно гласит: "Люди не могут оправдаться пред Богом собственными силами, за слугами или делами, но они оправдываются даром, ради Христа, верой, когда они веруют, что принимаются с благо-склонностью, и что их грехи прощены ради Христа, кото-рый Своей смертью искупил наши грехи. Эту веру Бог вме-няет нам в праведность перед Ним, о чем сказано в Рим. З и 4".
   Учение об оправдании верою, без дел Закона, предпола-гает следующие необходимые условия: а) объективное оп-равдание, или учение о том, что Христос Своим замести-тельным искуплением обеспечил примирение [с Богом] все-му человечеству; б) всеобщая [всеобъемлющая] благодать, или учение о том, что Бог искренне и настойчиво желает спасения всех людей; в) спасение только по благодати, или учение о том, что грешник спасен без каких-либо предшествующих или после-дующих добрых дел; г) средства благодати или учение о том, что Слово Божье и Таинства являются благодатными средствами, в которых Бог предлагает и пе-редает людям прощение грехов. Праведность, которую Христос обеспечил Своею Крестною Смертью.
   Все, кто отвергают эти учения, не могут последовательно преподавать библейское учение об оправдании ве-рою, поскольку отказ от этих учений неизбежно ведет к учению о спасении делами праведности.
   3. Учение об оправдании -- основное учение христи-анской религии
   Едва ли понадобится долго доказывать, что артикул об оправдании верою является учением, оправдывает не как добродетель или какое-то благое деяние человека, всей христианской религии. Это учение -- самое выдающее-ся учение Святого Писания, к которому сходятся все ос-тальные евангельские истины. Все, что Слово Божье гово-рит нам о воплощении Христа, о Его страданиях, смерти, воскресении и т.д., составляет лишь основание, на котором зиждется это важнейшее учение. Ибо Христос воплотился, пострадал, умер, вновь воскрес и т.д. для того, чтобы греш-ники, не в состоянии спастись своими собственными сила-ми, могли бы оправдаться по благодати, верою в Его замес-тительное искупление. Посему те, кто отвергают библей-ское учение об оправдании верою, отвергают всю христиан-скую религию. Ибо они в таком случае предлагают людям языческий путь спасения делами, которым Благовестие Христово сводится "на нет".
   Именно по этой причине Писание так настаивает на яс-ном и неискаженном провозглашении спасения верою во Христа (Иоан.3:1б; Рим.3:23-28; 1Кор.2:2 и далее; Гал.2:21; 5:4; Ефес.2:8.9; Филип.3:89; Гал.1:8,9; 3:1-3; 5:4 и т.д.). Вся полемика в защиту Писания сводится к опро-вержению любых ересей, извращающих артикул об оправ-дании верою во Христа (Иоан.8:24; Деян,10:42,43; Гал.1:6-10; Филип.3:2-9 и т.д.). Ее основные предостережения и увещевания, направленные к верующему, основываются на призыве пребывать в вере в Господа Иисуса Христа (2Тим.З:8; Тит.2:1-15; Евр.4:14-16; 1Пет.4:1-5; 1Иоан.5:10 и далее, и т.д.). Все ее учения либо указывают на это: Лук.24:25-27, либо отстаивают это (Откр.5:9-14). Это является лейтмо-тивом Ветхого Завета (Ис.53:4-6), равно как и Нового Заве-та (2Кор.5:19-21).
  
   0x01 graphic
  
   Учение об оправдании верою в распятого и воскресшего Христа -- это все Евангелие. Везде, где в это верят, -- существует Церковь Божья, общение святых. Там, где в это не верят, -- не может быть христианской Церкви, поскольку ее членами являются только верующие в то, что Христос умер за них и вновь воскрес (Марк.16:15,16; 1Кор.15:3,4). Посему христианский пастор, исполняя свое служение, должен непогрешимо преподавать это учение во всей его полноте и чистоте, разоблачая и от-вергая любые противоречащие этому учению заблуждения (Деян.26:22,23; Тит.1:9).
   Таково ясное требование, которое наши лютеранские ве-роисповедания предъявляют ко всем служителям святого Евангелия Христова.
   Итак, поскольку необходимо веровать в это, и иначе это невозможно обрести или заработать каким-либо трудом, законом или заслугой ясно и определенно, что одна лишь вера оправдывает нас, как Св. Павел говорит в Рим.(3:28): "Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона". А также в стихе 26: "Да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса".
   В данном артикуле ни от чего нельзя отступиться или отказаться [и ничего, что противоречит этому артикулу, нельзя допустить или позволить], даже если бы небо и земля перестали существовать. "Ибо нет другого имени под не-бом, данного человекам, которым надлежало бы нам спа-стись", говорит Петр в Деян.4:12. "И ранами Его мы исцелились" - Ис.53:5. На этом артикуле основывается все, чему учим и не подлежит сомнению. Поэтому мы должны иметь твердую уверенность в данном учении и нисколько не сомневаться. А иначе -- все погибло, ибо дьявол и все [подобное] одерживает верх. "От этого артикула нельзя отказаться, и в этом вопросе нельзя ни в чем уступать"
   В "Формуле Согласия" приводится аналогичное высказы-вание (Арт.3, б): "Этот артикул, касающийся оправдания верой (как говорится в Апологии), является главным артикулом всего христианского учения, без которого ни одна раскаявшаяся душа не может иметь твердого утешения и воистину познать богатства благодати Христовой-- как пи-сал доктор Лютер: 'Если один лишь этот артикул остается чистым на поле брани, то и христианская Церковь также остается чистой, пребывает в благочестивой гармонии и свободна от всяких сект. Но если он не остается чистым не возможно противостоять никакому заблуждению или духу фанатизма".
   Столь твердая позиция, присущая нашим лютеранским вероисповеданиям в учении об оправдании верою отличает также и наших лютеранских богословов. Хемниц, например, пишет "Один этот пункт и отделяет Церковь от любых язычников и любых" предрас-судков, как говорит Августин: "Церковь разграничивает праведных и неправедных не законом дел, но законом веры. Этот артикул, по существу, является крепостью и главным оплотом всего христианского учения и всей христианской религии. Если он затеняется, извращается, оскверняется, то невозможно сохранить чистоту учения и в других областях. Но если это учение остается нетронутым, то любые идолослужения и извращения во всех остальных учениях сами себя уничтожают".
   Действительно, все истинные христиане, независимо от того, сколь сильно им недостает христианского знания и проницательности в других вопросах, прочно придержива-ются учения об оправдании верою, поскольку "все... сыны Божьи по вере во Христа Иисуса" (Гал.3:26-28, см. также 3:7). Те, кто отвергают данный артикул, как говорил М. Лютер, являются либо иудеями, либо мусульманами, либо папистами, либо еретиками". Каждый истинный христианин исповедует вместе с Лютером: "Верую, что Иисус Христос истинный Бог... и также истинный Человек, является моим Госпо-дом, который искупил меня, погибшего и осужденного человека..." и т.д. Мы видим, как эта истина провозглаша-ется во многих христианских гимнах, представляющих со-бою выражение личной веры сотен христиан, которые, -- даже живя в разных местах и в разное время и внешне при-надлежа к разным деноминациям, -- повторяют один и тот же радостный припев: "Благодатью вы спасены через веру" (Ефес.2:8).
   4. Христианская терминология, ограждающая учение об оправдании от заблуждений
   4.1. "По благодати, ради Христа, верою".
   Эти термины используются для исключения из артикула об оправдании всех человеческих дел, -- будь то дела предшествующие или последующие.
   Выражение "по благодати" описывает спасение только по милостивой благорасположенности Божьей во Христе и исключает из оправдания такую "добродетель", как так называемая "вселенная [влитая] благодать. Выражение "ради Христа" означает ни много, ни мало, как: "Ради заместительного искупления Христова", "поскольку Он удовлетворил вместо нас требования Закона [исполнил за нас Закон] и заплатил за наши грехи [иску-пил наши грехи]" ("Формула Согласия",3,14). Оправдание ради Христа необходимо поддерживать:
   а) противостоя проповедникам, считающим вселённую благодатной любовью и т.п. причиною оправдания;
   б) противостоя всем энтузиастам, основывающим оправдание не на заслугах Христовых. Проповедуем "Христа в нас", Его "обитании и освящающем воздействии в нашем сердце" и
   в) противостоя всем современным богословам-ра-ционалистам, отвергающим судебный характер оправдания, как слишком "юридический", или "законный", и оп-ределяющим его как этический [моральный] процесс. Преображение человека, осуществляемое посредством освящающего влияния Святого Духа.
   Выражение "верою" означает веру, как средство принятия, которым верующий присваивает ["применяет к"] себе добродетели Христовы, предлагаемые ему в средствах благодати. Все эти три выра-жения вместе утверждают библейскую истину, что "всю на-шу праведность следует искать вне наших собственных [человеческих] заслугах, добрых дел, добродетелей и досто-инств, и что она зиждется исключительно на Господе Хри-сте" ("Формула Согласи",3,55).
   Данную истину следует защищать ото всех еретиков и заблудших теологов, которые подменяют объективную пра-ведность Христову, находящуюся вне грешника, некоей праведностью, находящейся внутри человека, считая ее ос-нованием для его оправдания.
  
   4.2 "Оправдание является не физическим, или медицин-ским, но судебным деянием".
   Значение этих слов заключается в том, что оправдание состоит по су-ществу не во внутреннем преображении грешника, или в его освящении, -- но скорее в Божественном деянии, коим Бог провозглашает грешника праведным ради Христа. Человек не делается праведным перед людьми, а объявляется праведным перед Богом, за счёт "совершенной праведности" Христовой. И эти изменения грешный человек принимает с верой в Иисуса Христа. Изменения, следующие за оправданием, являются плодом веры и по существу относятся к учению об освящении, а не об оправдании.
   Говоря об оправдании как о судебном, или юридическом деянии, мы, однако, должны заметить, что имеется сущест-венная разница между судопроизводством мирского [граж-данского] суда и судом Божьим. Гражданские суды оправ-дывают, провозглашая праведными людьми невиновных и осужда-ют порочных. Те [из них], которые оправдывают беззакон-ных и осуждают праведных -- есть мерзость перед Госпо-дом (Прит,17:15). Но Бог, совершая оправдание, оправдыва-ет нечестивого (Рим.4:5), и это происходит на законном основании, потому что Христос Своим совершенным послуша-нием оплатил долг беззаконных (Ис.53:5.6; 2Кор.5:21).
   В "Апологии" утверждается (Арт.3,185): "Более того, в данном фрагменте термин "оправдывать" означает, согласно юридической [судебной] терминологии. Снимать обвинение с виновного и провозглашать его праведным. Но это проис-ходит за счет праведности другого, а именно -- праведно-сти Христовой. Эта праведность другого передается нам верой. Таким образом, наша праведность -- это присвоение нам праведности Христа, и мы должны говорить об этом понятии [о праведности] иначе, чем это делается в философии или в гражданском суде, где мы стремимся доказать праведность собственных дел".
   Это различие имеет большое значение. Если бы Бог оправдывал только праведных и осуждал бы всех неправедных, как это делают мирские суды, то ни один грешник не был бы спасен (Лук.18:14; Гал.3:10). Не-смотря на любые их деловые и моральные потуги, все люди остаются неправедными пред Богом (Ис.64:6). Учение о том, что Бог может оправдывать только имеющих полную или частичную праведность, упраздняет все Благовестие об оправдании верою. Лютер совершенно справедливо называ-ет эти учения "сатанинским ядом", и "самою язвенною" отбирает у грешника истинное утешение. Лишает Бога чести, ему по праву принадлежащей как милостивому Гос-поду, который прощает грехи даром, ради Христа (Рим.3:28; Ефес.2:7-9).
   Необходимо подчеркивать и всячески выделять эту исти-ну, ибо только секты отвергают это все в том смысле, в котором это рассматривает Писание. То что означает "провозглашать правед-ным, а не "делать праведным", неопровержимо доказыва-ется не только его постоянным употреблением в Евангелии (Рим.3:23-28; 4:5-8). Они показывают, что оправ-дание не является исцеляющим, или освящающим процессом, в ходе которого грешник наделяется способностью заслужить себе спасение своими добрыми де-лами, но скорее это судебный акт, которым Бог ради Хри-ста провозглашает его праведным, хотя сам по себе он не-достоин и неправеден (Рим.4:5).
   4.3. "Только верою".
   Настойчивость Лютера была очень хорошо обоснована. Его оппоненты-па-писты были готовы допустить, что грешник спасается ве-рою, но они отказывались признавать, что он оправдывает-ся только верою. Они хорошо понимали, что этим выражением Реформатор не собирается исключать из оп-равдания благодать Божью, добродетель Христову и средст-ва благодати, в коих Бог передает людям праведность, кото-рую Христос Своим Заместительным Искуплением обес-печил этому миру. Но они знали, что этим термином лютеране определяют только "средство [или инструмент] принятия" праведности Христовой, даваемое грешнику в Евангелии, и именно против такого определения они упорно возражали. Принимая, что грешник "оправдан верою", некоторые оппоненты определяли веру как добродетель или благое качество, насаженное [внедрен-ное] в грешника Богом. И эту добродетель грешник "по добру" использует. Так что, в кон-це концов, "спасение верою" равнозначно у них "спасению делами".
   Таким образом, провозглашенный Лютером термин был направлен на опровержение за-блуждения. В положительном смысле он утверждает, что вера спасает только как инструмент. В отри-цательном смысле данный термин означает, что вера в артикуле об оправдании не должна рассматриваться как доброе дело или благое качество. Лютеране совершенно правы в своем утверждении, что их оппоненты отвергая "только", отвергают также и "веру". Иначе говоря, - что их (оппонентов) учение об оправдании просто противоречило Писанию (Рим.3:28; 4:5). Исключаются из оправдания любые человеческие дела. Таким образом, термин "только верой" стал своего рода лозун-гом, или "кличем" Реформации. И в наши дни он по-преж-нему остается лозунгом конфессиональной Лютеранской церкви, возвещающим миру ее основной артикул веры, а именно -- что грешник милостиво оправдан перед Богом по Его благодати, даром независимо от дел Закона (Рим. 3:21-28).
   Католичес-кая энциклопедия в разделе "вера" утверждает: "Если в данном артикуле [имеются в виду артикул IV "Аугсбургского вероисповедания"] отбросить сей невыносимый, отврати-тельный термин ''только", то он вполне мог бы быть истолкован в католическом смысле".
   4.4. "Для оправдания не требуется даже наличия добрые дел"
   Это утверждение должно пониматься в свете той важной истины, "что вера никогда не бывает одна, но все же оправдывает одна". Об этом ясно и определенно учит Писание. С одной стороны, за спасительною верою всегда следуют добрые дела (Рим.5:1-5; Гал.5:6; Иак.2:20), с другой стороны -- вера спасает отнюдь не по той причине, что она порождает "добрые дела" (Рим.3:28; 4:5).
   Об этом в "Формуле Согласия" сказано так (3, 41): "Ибо добрые дела не предшествуют вере точно так же, как освящение не предшествует оправданию. Но сначала, при обращении -- Святым Духом, от слушания Евангелия воспламеняется в нас вера. Она (вера) ухватыва-ется за милость Божью во Христе, которой человек оправ-дывается. Затем, когда человек оправдан, он также обнов-ляется и освящается Святым Духом, и из этого обновления и освящения произрастают плоды добрых дел... Это не сле-дует понимать, будто оправдание и обновление были отде-лены друг от друга таким образом, что истинная вера ино-гда может существовать и продолжаться в течение некото-рого времени вместе с порочными намерениями -- но этим обозначается только порядок [причина и следствие, предше-ствующее и последующее], как одно предшествует другому или следует за ним. Ибо то, что однажды было верно сказа-но Лютером, остается истиной: "Вера и добрые дела хорошо гармонируют [неразрывно соединены]; но одна только вера, без добрых дел ухватывается за обетования, и все же она никогда не бывает одна".
   Такие высказывания как: "Добрые дела требуются при оправдании", или: "Добрые дела необходимы для спасе-ния", следует осудить, поскольку они являются ошибочны-ми сами по себе и способствуют утверждению учения о человеческом содействии своему обращению. Именно противостоя таким ошибочным утверждениям как эти? Лютеранская церковь исповедует: "Для оправдания не требуется даже наличия добрых дел".
   4.5. " Оправдание не имеет ступеней"
   Это лютеранское утверждение на-правлено против учений, которые, примешивая в оправдание освящение, полагают, что оправдание является последова-тельным, или постепенным процессом, поскольку Божия благодать в человеке произ-водит свое преобразующее [совершенствующее] деяние по-степенно, так что оправдание человека на практике зависит якобы от того, насколько он продвинулся в освящении.Противостоя этому заблуждению, конфессиональная Лю-теранская церковь на основании Писания учит, что оправ-дание является моментальным деянием, а значит -- оно становится полным и совершенным в тот самый момент, когда грешник только начинает веровать во Христа (Рим.4:7; Лук.18:24; Рим-5:1). Поэтому Лютер пишет: "Оп-равдание приходит не по частям [не по кусочкам], но сра-зу, -- целиком и полностью".
   Действительно, существуют степени, или "уровни" веры, ибо [бывает так, что] вера одного христианина сильна, в то время как вера другого -- слаба. Однако немощная вера оп-равдывает точно так же, как это делает сильная вера, по-скольку и слабая вера также является упованием на пра-ведность Христову. Лютер верно говорит "Таким образом, верою мы все подобны [друг другу] во Христе. Св. Петр может иметь более сильную веру по срав-нению со мною, но тем не менее это та же самая вера во Христа... Всякий, кто принимает Его [Христа], принимает Его целиком и полностью, независимо от того, как он это делает -- слабо или сильно".
        -- "Прощение грехов является полным оправданием, а не всего лишь какою-то его частью".
   Эту истину наше Ве-роисповедание утверждает вновь и вновь. В "Апологии" сказано (Арт-IV [II]; 76): "Обрести прощение грехов -- значит быть оправданным. Согласно Пс.31:1: 'Блажен, ко-му отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты'". И "Формула Согласия" утверждает "Слово оправдывать, используемое в Святом Писании означает в контексте данного артикула отпускать, то есть провозглашать свободным от грехов". И еще "Праведность перед Богом по вере заключается только лишь в милостивом [безвозмездном] примирении или прощении грехов".
   Эту истину Св. Павел раскрывает в Рим (4:5-8), где он описывает оправданных -- как людей, чьи грехи покрыты, то есть прощены. Те из наших богословов, которые разделя-ют оправдание на две части, а именно -- вменение правед-ности Христовой и прощение грехов, делают это только ра-ди ясности. На самом деле вменение Христовой праведно-сти является обязательной предпосылкой прощения, или, иначе говоря. Бог, вменяя грешнику совершенную правед-ность Христову, прощает его грехи. В Божьем вердикте об оправдании фактически параллельно сосуществуют два дея-ния. Или же мы можем сказать, что они составляют одно деяние, а именно -- оправдание.
   Говоря о причине оправдания, Писание иногда упомина-ет Христа (Рим.3:22), иногда праведность Христову (Рим.5:18), временами смерть и Кровь Христову (1Кор.2:2), иногда Его воскресение из мертвых (Рим. 10:9), иногда Его имя (1Иоан.5:13) и т.д. Но все эти фразы выражают одну и ту же истину, а именно -- что грешник оправдывается за-местительными искупительными страданиями и смертью Христа, которые Бог дарует всем людям в Евангелии. Ради ясности наши догматики обычно разделяют причины оправ-дания следующим образом: Божественная благодать -- есть; Христос (Его заместитель-ное искупление), Евангелие. Эти раз-личия помогают нам понять великую истину, что Бог мило-стиво прощает грехи всем, кто верою принимает правед-ность Христову, предлагаемую в средствах благодати. И та-кое прощение является оправданием.
   5. Оправдание делами
   В некоторых местах Писание учит также об оправдании на основании дел, а именно -- об оправдании перед людь-ми. Говоря об оправдании в этом понимании, мы используем данный термин в широком смысле слова. Истинное оправ-дание, есть оправдание перед Богом, благо-даря которому грешник становится чадом Божьим, -- это оправдание верою, без дел Закона (Рим,3:20-22). Однако та-кая [оправдывающая] вера известна только Богу.
   Для людей она остается невидимой. По этой причине Бог оправды-вает своих верующих перед людьми их делами. То есть Он подтверждает их веру и оправдание теми плодами, которые они приносят (Лук.7:47; Иоан.13:35; Мат.12:37;25:34-40). И все христиане должны определять то, что они пребывают под благодатью, по плодам, которые Святой Дух порождает в их сердцах (1Иоан.З:14; 2:3,4; 2Пет.1:10; Мат.6:14).
   "Апология" говорит об этом очень точно (Арт.3,154):
   "Христос часто связывает обетование о прощении грехов с добрыми делами не потому, что Он имеет в виду, что доб-рые дела умилостивляют Бога, ибо они следуют за прими-рением, но по двум причинам. Первая причина состоит в том, что добрые плоды обязательно должны следовать [за прощением грехов]. Поэтому Он напоминает нам, что если добрые дела не следуют, то покаяние является лицемерным и притворным. Другая причина состоит в том, что мы нуж-даемся во внешних признаках столь великого обетования, потому что совесть наша полна страха и нуждается в раз-личном утешении. Таким образом, как Крещение и Причас-тие являются признаками того, что постоянно увещевает, ободряет и поддерживает умы, теряющие надежду, призы-вая их более твердо веровать в то, что их грехи прощены, так то же самое обетование записано и изображено в доб-рых делах, чтобы эти дела могли увещевать нас веровать более твердо". Таким образом, оправдание на основании дел является внешним [косвенным] свидетельством Святого Ду-ха которое мы от-личаем от Его внутреннего [или прямого] свидетельства, или от веры.
   Однако оправдание верою и оправдание делами не долж-ны смешиваться (Гал.3:10). Первым грешник получает спа-сение, вторым же -- он подтверждает, что является наслед-ником спасения. Чтобы прояснить это, Лютер иногда гово-рит о внутреннем и внешнем прощении. Под первым он по-нимает прощение перед Богом; под вторым -- оправдание перед людьми. Благодаря первому грешник становится чадом Божьим; вторым -- он (человек) подтверждает то, что являет-ся чадом Божьим. Основная ошибка Римской Католической церкви заключается в том, что она считает оправдание де-лами основой оправдания грешника и таким образом ставит спасение в зависимость от добрых дел.
   Сторонники оправдания, через добрые дела, находят себе подтверждение в тексте Священного писания. Так Иаков во 2 главе своего богословского послания, особенно в строфах 17, 20, 26, прямо говорит о том, что вера без дел мертва. В строфах 24: "Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?" А в строфе 14: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?" Подобное можно найти и в других местах как Ветхого, так и Нового Завета. Данные тексты свидетельствуют, что несправедливо было бы обвинять авторов в "недостатке христианства". Вряд ли необходимо ставить вопрос так радикально.
   При рассмотрении высказываний в соответствующих контекстах священно - писателей можно заметить, что одни борются с соблюдением только закона, а другие выступают за должную оценку добрых дел" и проповедуют, чтобы христианин свою веру подкреплял и праведной жизнью. Нигде не найдете в Библии известие, что в оправдании Вам зачтутся добрые дела до обращения, до принятия веры. И если внимательно прочесть послание Иакова, то увидим, что он говорит о делах, которые следуют после обращения к вере.
   Таким образом: "Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело" (1 Кор. 9:18).
   Очевидно, что учение о спасении верою не мо-жет преподаваться во всей его чистоте до тех пор, пока не соблюдается библейское различение Закона и Евангелия. Закон никогда не должен смешиваться с оправданием, по-скольку это милосердное деяние Божье относится ис-ключительно к Евангелию. Но Закон смешивается с оправданием всякий раз, на какой-либо естественной или духовной добродетели человека, Когда о вере говорят, как о согласии с требованиями Закона. Короче говоря, закон смешивается с оправданием всякий раз, когда оправдание основывается -- полностью или частично на делах.
   Такое смешивание Закона с оправданием, несомненно, разрушает благословенное утешение, которое Бог желает даровать людям через славное учение об оправдании верою. В то время как учение об оправдании верою дает верующе-му полную уверенность в спасении, учение об оправдании делами разрушает эту уверенность. Ибо оно как бы забира-ет спасение из милосердной десницы Божьей и помещает его в грешные и беспомощные руки человека. Весьма показательно, что все еретики и заблуждающиеся [богословы], отвергающие "только верой", также отвергают библейскую исти-ну, что верующий может быть уверен в своем спасении.
   Первейшим среди этих еретиков является папа, которого Лютер изобличил напоказ как антихриста, показывая, что он является таковым не столько по причине своих нечести-вых дел, но главным образом -- из-за того, что он позорно извращает библейское учение о спасении по благодати, ве-рою во Христа. Утверждение Лютера о том, что папа явля-ется антихристом, о котором говорится во 2Фессал.2, спра-ведливо и обоснованно, ибо Римская церковь по сей день поддерживает анафему, провозглашенную Тридентским Со-бором на всех истинных христиан, придерживающихся биб-лейского учения об оправдании верою.
   6. К чему ведет оправдание
   Обретя оправдание верою, человек сразу же получает все духовные благословения, которые Христос обеспечил этому миру Своим Заместительным Искуплением (1 Кор. 3:21; Рим.5:1-5). Человек верою получив усыновление (Гал.4:5; Ио-ан,1:12), становится наследником Божьим, сонаследни-ком с Христом (1Кор.1:4-7; Ефес.1:3-8). О духовных благо-словениях, которые дарует оправдание, мы можем, в частности, сказать следующее:
   6.1. Состояние благодати
   Оправданный верующий не находится более под гневом (Ефес.2:1-3), но пребывает в том благословенном состоянии, в котором он имеет мир с Богом. (Рим.5:1). Верою во Христа он убежден не только в Божьей благодати в этой жизни, но также и в вечном спасении в жизни грядущей (Рим. 5:2). Убежденность в Божьей благодати и вечной жизни верою необходимо поддерживать и отстаивать, сопротивляясь всем сторонникам, утверждающим, что христианин не может быть уверен в своем спасении. Фактически все, кто поддерживают "чудовище неопределенности", показывают этим, что они не знают -- чем действительно является оправдание в библейском смысле этого слова.
   "Чудовище неопределенности" -- это печальный резуль-тат смещения оправдания и освящения, результат фаталь-ного заблуждения, будто спасение зависит,-- хотя бы час-тично,-- от человеческих дел. Возражение против опреде-ленности спасения [против того, что человек может быть уверен в своем спасении], которое высказывалось также и во внешней Лютеранской церкви, лишено каких бы то ни было библейских оснований. Ибо такие фрагменты, как (1Кор.10:12; Рим.11:20 и т.д.), на которых эти возражения основываются, предназначены не для запугивания грешни-ков, но скорее для предостережения людей, находящихся в состоянии плотского безразличия и чувствующих себя безо-пасно и комфортно [в своих грехах]. Посему сомнение отно-сительно уверенности в спасении не должно рассматривать-ся или восхваляться как добродетель, но скорее должно осуждаться как неверие (Рим.4:16; 8:17,37-39).
   6.2. Постоянное присутствие Святого Духа и Святой Троицы. Верою оправданный, верующий принимает Святого Духа, который обитает в его сердце, как в своем святом храме (Гал.3:2; 1Кор,3:16), укрепляя его веру и по-буждая его к непрестанной детской молитве (Гал.4:6;Рим.8:15,16). Но, согласно Писанию, не только Святой Дух, а также и вся Святая Троица по существу обитает в верующем (Иоан. 14:23). Это чудесное единение Бога с верующим на-зывается "духовное или мистическое единение (1Кор.6:17; Ефес.5:30-32). Хотя в результате этого таинственного едине-ния сущность христианина не преображается в сущность Божью, как во все времена утверждали мистики (Вейгель, Швенкфельд), мы все же, основываясь на Писании, утвер-ждаем, что Бог Сам, а не только лишь Его дары обитает в ве-рующем. Столь же настойчиво мы одновременно отвергаем заблу-ждение, что постоянное пребывание [вселение] Христа по существу является пра-ведностью верующего перед Богом. Ибо Христос является нашей праведностью потому, что Он искупил нас своим за-местительным искуплением, а не потому, что Он со Своею существенною праведностью находится в нас. Иначе говоря, наша праведность перед Богом -- это совершенное послушание Христово, которое мы присваиваем верою (Рим.3:24; 5:18,19).
   6.3. Освящение или обновление.
   Под освящением, или обновлением мы понима-ем внутреннее преображение верующего Святым Духом, коим он удаляется от служения греху и де-лается пригодным для служения Богу в новой духовной жизни.
   Эти внутренние духовные изменения происходят в тот самый момент, когда человек обретает оправдание верою. Ибо они являются обязательными плодами оправдания (Рим.6:1-11). До того как человек становится оправданным, ни освящение, ни добрые дела не присущи ему (Ефес.2:1-3), но после обретения оправдания он постоянно освящается и побуждается к добрым делам верою во Христа (Ефес.2:10; Гал.5:6). По этой причине освящение и добрые дела явля-ются указаниями на то, что оправдание произведено (1Фессал.4:9; Иоан.14:15), хотя они никогда не являют-ся причиною оправдания (Ефес.2:8,9).
   6.4. Христианская свобода
   Под христианской свободой мы понимаем абсолютную свободу ве-рующего от любых форм человеческой тирании в духовных вопросах (Гал.5:1-4). Иначе говоря, оправданный верую-щий -- более не слуга людей (1Кор.7:23), следующий и по-винующийся человеческому учению, он теперь слуга Бога (Рим.6:22) и слуга Христа (1Кор.З:23), Слово Которого яв-ляется единственным правилом [нормой и мерилом] его ве-ры (Иоан.8:31,32). По отношению к Богу все христиане яв-ляются подчиненными, ибо они в равной мере связаны Его Словом и подчинены Его воле (1Иоан.5:3; Мат. 22:38-40), но по отношению друг к другу они являются братьями (Мат.23:8), которые все одинаково подчинены своему Боже-ственному Господину (Лук. 17:10) и служат друг другу в любви (Гал,5:13,14).
   Посему в христианской Церкви должно преобладать не слово человеческое, но Слово Боже. Таким образом, хри-стианская свобода заключается в свободе верующего от лю-бых человеческих учений (Мат. 15:9) и в его непоколебимой приверженности Христу и Его Слову.
   6.5. Членство в Церкви Христовой и обладание всеми ее дарами и благословениями. Церковь Христова является об-щением [общностью] всех истинно верую-щих во Христа (1Кор.1:1,2; Ефес.1:1; 2:20;"; Деян.5:14). Ли-цемеры "номинальные или пассивные" христиане те, кто лишь называют себя таковыми, хотя в этой жизни они внешне могут быть соединены с "видимой" церковью. Права и привилегии Церкви, обычно называемые "Служением Ключей", то есть специфическая власть Церкви преподавать средства благодати, проповедовать Слово Боже во всей его чистоте, призывать и рукополагать слу-жителей и т.д., принадлежат всем верующим, а не только духовенству (Мат.16:19; сравн. с 18:18; 28:19,20; 1КорЗ:21). Священнослужитель является почётным помощником верующего перед Всевышним.
  
   Гоппе Виктор Иванович, докт. мед., проф. быв.
   Президент Синода Евангелическо-Лютеранской
   Церкви Урала, Сибири и Дальнего Востока (Омск),
   Председатель и Проповедник Хабаровской Общины им. Св. Иоанна,
   Заведующий кафедрой хирургической стоматологии,
   челюстно-лицевой и пластической хирургии
   Дальневосточного Государственного
   Медицинского университета (г. Хабаровск) до 15.04.2004.
   Adresse: Goldgasse 9, 99510 Apolda, BR Deutschland.
   T/F: +03644-517 517.
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"