Горин Александр Иванович : другие произведения.

Ни стыда ни совести

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
  
   Скажите, откуда берутся мерзавцы? Посмотрите на малых деток, еще не умеющих говорить. Среди них вы не отыщите ни злобного, ни угрюмого, не обнаружите ни в одном ни тупой жестокости ни ненависти к окружающим.
   Человек приходит в мир, не зная зла. Но он накапливает его с вместе с жизненным опытом. Помню, например, как в трехлетнем возрасте в детском саду, я щипал одну девочку в группе. Меня удивляло, что она не отталкивала меня, не убегала, не пряталась, а только беспомощно начинала плакать, открыв широко рот и обливаясь слезами. Когда к ней подходила воспитательница, она успокаивалась, но не выдавала обидчика. Я не могу сказать, чем привлекал меня этот процесс, но я при случае повторял щипки до тех пор, пока воспитательница не застала меня за этим неприглядным занятием. Она молча ущипнула меня тоже и так больно, что я заплакал.
   - Больно? - спросила воспитательница.
   Я кивнул.
   - Вот и ей больно. Она меньше тебя и себя защитить не может. А тебе должно быть стыдно.
   Больше экспериментов с этой девочкой я не проводил.
   "Ни стыда ни совести" говорила мне мама с досадой и горечью, если я в детстве совершал какой-нибудь нехороший поступок. Тогда я не очень понимал, где во мне размещаются эти самые стыд и совесть, есть ли они вообще у меня, но усвоил твердо, что их надо обязательно иметь, чтобы мама меня любила. Позже, я стал понимать, что стыдно должно быть за невыученные уроки, за нехорошее поведение. Чтобы избежать маминых упреков в сомнительных случаях я спрашивал у нее, хорошо ли то, что я сделал или собираюсь сделать. Из маминых подсказок получилась целая библиотека добрых и злых деяний и когда я стал постарше, я уже мог без маминой помощи, заглянув в эту "библиотеку", определять чистоту своих поступков... Так появилась совесть...
   Единственно, чего я долго не мог понять, уже когда вырос окончательно, зачем мне нужны стыд и совесть. В анкетах меня спрашивали об образовании, происхождении, возрасте. Женщин интересовало материальное положение и физические данные, иногда ум. Друзей - общительность, жизнерадостность.
   А мне и стыд и совесть просто мешали. Мне всегда хотелось жить богато и беспечно, получать максимум удовольствий от жизни, против чего оба блюстителя нравственности, засевшие во мне восставали поочередно либо вместе скопом. Я сначала не мог понять, почему нужно сопротивляться своим желаниям, естественным, казалось, желаниям любого человека. Наблюдая за окружающими людьми, было очевидно, что каждый стремится к тому же и ничего в этом предосудительного не находит. За что же я получал тычки от судьбы при попытках приблизиться к заветному желанию? Она будто бы предупреждала меня: опять пошел по кривой дорожке.
   Но я внял не сразу. Мне казалось, что границы дозволенного, оговоренные заповедями, написаны для святых. Соблюсти их простому смертному невозможно. Реальная жизнь выстроена по другим правилам. Как это я смогу, например, возлюбить ближнего, да еще как самого себя? С какой стати? На родню любви не хватает, а тут чужого возлюби. Ну, предположим, возлюблю. Подам милостыню нищему. И что мир перевернется? Да ни в коем случае. Все останется как есть. Значит, заповедь эта - просто благое пожелание, невыполнимый идеал людских отношений. Или "не пожелай жену ближнего своего". Но известно множество счастливых вторых браков. Они даже крепче чем первые, потому что выстраданные.Выстраданные...Но ведь страдания - результат действия как раз стыда и совести... Значит они все-таки нужны? Или, скажем, церковь говорит, что всякая власть от Бога. А я советскую власть тихо ненавидел. Прежде всего за осквернение идеи разумного управления страной: злобный дурак, проныра, деревенский интриган, просто хитрый остолоп беспрепятственно забирались на самые верхи неограниченной власти и помыкали умными. Почему я должен делать вид, что ничего не происходит и покоряться? Почему я должен трудиться в поте лица за нищенскую зарплату, назначаемой мне дураками, а самим дуракам позволять отбирать и безалаберно транжирить большую часть заработанного такими же покорными рабами как я? Мне должно быть стыдно за пресмыкание перед властьпредержащими олухами! Но в моем окружении, на работе, в командировках, в разговорах с разными людьми никто не проявлял даже признаков неловкости, не то что стыда, по этому поводу. В лучшем случае - фига в кармане, возмущение на кухне, за столом с друзьями.
   Или, скажем, кого ни спроси, все как один за семью, честную, дружную, крепкую. А куда ни глянь - "шуры-муры", служебные романы почти в открытую. И опять никому не стыдно. Наоборот, с удовольствием обсуждаются "междусобойчики" как авантюрные приключения.
   Или вот еще, все знают, что давать и брать взятки стыдно. Однако, дают и берут. Берут и не краснеют...
   Так может так и надо? Может так легче жить? Может это веление современной жизни? Сегодня, например, выглядят смешными страдания героя романа начала 20-го века по поводу соблазнения им невинной девушки. Сегодняшний молодой человек может и не вспомнить случайного эпизода такого рода.
   Кажется, легче жить, когда совесть не зудит, как назойливая муха.
   Не стыдно унижать и унижаться, не стыдно лицемерить, не стыдно пройти мимо нищего, не стыдно обнажаться, продаваться, не стыдно напиваться до свинского состояния, не стыдно врать, обманывать, предавать...
   "Не стыдно" - означает отсутствие чувства стыда. Может действительно без него можно обойтись? Да конечно можно. Можно прожить и без других чувств. Без милосердия, без сострадания, без дружелюбия, например. Но человек, лишившийся добрых чувств, утрачивает, безвозвратно утрачивает тонкое ощущение мира. Особенно, тот, лишившийся чувства стыда, потому что оно как раз и состоит из целого спектра разнообразных тонких переживаний. А зачем, спросите вы, человеку эти тонкие переживания? Нет времени на всякие там "цирлих- манирлих"! Лучше вещи называть своими именами! " Ты скажи, ты скажи, чё те надо, чё те надо?". " И кто его знает, чего он моргает, чего он моргает, на что намекает?". Назад, к простоте нравов! И повернули... Раньше, в прежние времена, чтобы увлечь мужчину, достаточно было одного лукавого женского взгляда! Теперь, чтобы он понял, что от него хотят, надо соблазнительнице оголиться и покрутить перед его носом всеми имеющимися в ее арсенале прелестями. Раньше, в прежние времена, убийство человека, как событие чрезвычайное, служило поводом к написанию целых романов. Сейчас, чтобы мало-мальски возбудить любопытство граждан, нужны горы трупов, море крови, беспрерывная стрельба, перемежаемая сексуальными всхлипами героев. Теперь калека старается обнажать свои обрубки, иначе не вызвать милосердного отклика в очерствевших душах сограждан...
   Почему современные молодые режиссеры театра теперь часто обращаются к классике? Вы не задумывались? Представьте себе, что вас приглашают на пьесу современного драматурга, где речь идет о неожиданной любви молодого человека к молодой вдове. Вы точно можете предсказать, что может быть скрыто за словами "неожиданная". Или этот парень - охотник за деньгами богатой вдовы, или вдова - обожательница юных кавалеров. Кроме этих двух прямолинейных другие сюжеты немыслимы в современных жизненных ситуациях. Если драматург все же изловчится и соригинальничает, то еще хуже: на спектакле придется терпеть фальшивую драму с искусственными переживаниями героев. Этим псевдодраматическим "добром" с лихвой забиты серенькие телевизионные сериалы разных размеров по всем каналам и вызывают устойчивую аллергию у здоровых людей.
   А теперь представьте, та же самая идея пьесы разработана классиком прошлого века. Если вы не прочитали ее заранее, то вы вряд ли предскажете развитие сюжета пьесы, потому что его герой... научен стыдиться. Ему стыдно нарушить данное слово, даже то, что выскочило как-то само собой, непроизвольно, ему стыдно перед другом за неискренность, ему стыдно за свою слабость к женщинам, ему еще много за что стыдно и поэтому трудно предугадать, как повлияют на события пьесы его совестливые переживания. Вы с интересом начинаете следить за действиями героя, и обнаруживаете с удивлением, что те тонкие чувства, которые он испытывает, живы и естественны только в том времени, в той среде, давно и безвозвратно ушедшей. На сегодняшней почве они, тонкие чувства то есть, не произрастают.
   Поэтому ни драматургу, ни режиссеру, не фальшивя, не удается, создать современного героя, обладающего не свойственной ему гаммой чувств. Вы ведь не поверите, увидев на сцене гастарбайтера, терзающегося муками совести за только что совершенное им насилие!
   По этой же причине сейчас не пишут романсы. Нет для них среды обитания! Оскопленные чувства граждан не способны к прежним тонким переживаниям.
   Человек, утративший стыд, постепенно превращается в отупевшего урода, абсолютно равнодушного к собратьям. Логика проста: стыд - инструмент, удерживающий совесть в постоянном бодрствовании. Совесть оберегает внутренние моральные устои личности. Утрачивается стыд - засыпает совесть, беззащитную мораль растаскивают пороки. У человека лишенного морали нет никаких ограничений. Он способен на любую мерзость. У него нет ни стыда ни совести.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"