Сейчас, когда волны повальной "суверенизации" в России улеглись, а олигархическая структура управления в регионах - оформилась, "национальный вопрос" стал удобным инструментом манипуляций и шантажа Центра, сохранения власти и экономических преференций. Сложился целый класс профессиональных борцов за национальные права - историков, публицистов, правозащитников и общественных деятелей - обслуживающий интересы местных или зарубежных спонсоров. Ведется интенсивная и скоординированная работа по "промыванию мозгов" населению, принимающая порой форму информационно-политической войны против федерального правительства и России. Инструментарий традиционен: русофобия, подтасовка или замалчивание фактов. Причем, внимание к нарушениям прав представителей своих народов, удивительным образом сочетающееся с полным равнодушием и пренебрежением правами других, прежде всего, - русских. В работу идет всё, годятся любые информационные поводы. "Каждодневной реальностью в российских городах стали избиения и убийства бандами расистов людей с неславянской внешностью. Неспособность или нежелание власти положить конец преступлениям на почве расовой ненависти заставляет все большее число нерусских граждан России, возможно ранее относившихся к факту своей этнической принадлежности весьма спокойно, задуматься о степени своей лояльности этому государству. Бунт в российских реалиях следует понимать не буквально, как партизанскую войну, а, прежде всего, символически, как ...освобождение от навязанного метрополией мировоззрения и сопротивление имперскому диктату, которое может принимать различные формы, от молодежного оппозиционного движения до движений национального возрождения в литературе и искусстве" - это откровения Раджаны Дугаровой, популярнейшей в Бурятии активистки движения "Эрхэ", кандидата исторических наук, опубликованное на одном из бурятских сайтов [1]. Вообще, бурят-монгольские националисты - одни из наиболее громогласных и активных в Сибири и России. Плоды их деятельности наблюдаются воочию, хотя бы на примере нападения на деревню Кыцигировку Иркутского района в августе прошлого года. Местные власти теперь конфузливо пытаются представить дело как бытовую ссору [2].
Сами идеологи бурятского возрождения признают, " что для представителей молодого поколения ... актуализация этнического компонента идентичности произошла значительно раньше. Чрезвычайным событием, вызвавшим всплеск мобилизации среди молодого поколения бурят в Бурятии и за ее пределами стало решение федеральной власти ликвидировать бурятские национальные автономные округа в рамках так называемой "политики укрупнения регионов Российской Федерации" [1]. Согласно Петру Жондорову* национальные меньшинства в России стоят перед выбором между добровольной ассимиляцией и физическим истреблением: "Может быть, следует согласиться с ассимиляцией как с неизбежностью, как с судьбой? Но в России раньше (на этапе существования СССР) шла речь об ассимиляции в отдалённом будущем и сплочении в единый советский народ. Современная Россия имеет более слабые позиции, поэтому национализм русских сейчас принял черты этнического национализма (в сочетании с отчётливым расизмом). Как в такой ситуации можно безболезненно ассимилироваться?"[3]. Упомянутый теоретик П.Жондоров - не какой-нибудь маргинал; он кандидат философских наук и доцент Якутского Государственного Университета. Заметны в обличении русского "фашизма" и тувинцы, в частности журналистка и общественная деятельница Саяна Монгуш. Как расценивать факт подписания и пропаганды "Обращения международных правозащитников к главам государств и организациям" (которое иначе как "антироссийское" и "клеветническое" не назовешь) начальницей отдела Канцелярии (пресс-атташе) главы правительства Республики Тува? Неужели власти Тувы считают, что "При Путине, как при его предшественниках - Ленине и Сталине - угроза терроризма на государственном уровне вновь стала исходить из России" [4] ? В этом театре политического абсурда правозащитница, лауреат Фонда защиты гласности и буддистка (следовательно - противница насилия) С.Ч. Монгуш борется за освобождение экстремиста-русофоба Б.Стомахина, писавшего в своей газете: "Русский народ всегда варварски завоевывал другие народы, устраивал им жесточайший геноцид - как духовный, так и физический, массовые расстрелы, депортации на смерть в Сибирь, голодоморы, полное попрание их национальных прав, разграбление их богатств и уничтожение их древних культур. Геноцид, террор и фашизм - вот три "кита" русской империи, на которых она стояла веками и стоит сегодня, вот ее единственный "великий проект" по отношению ко всем завоеванным нерусским народам - от поляков до чеченцев и от евреев до чукчей. Никакая ваша напыщенная "евразийская" ложь не заставит прошедшие русский ад народы забыть про все это" [5]. Для справки - Стомахин осужден по той же 282 статье УК, по которой Следственный комитет при прокуратуре РФ по Санкт-Петербургу возбудил уголовное дело против "скинхедов", якобы напавших на г-жу Монгуш в декабре 2007 года [6]. Этот инцидент, моментально приобретший широкую известность, даже стал поводом для официального обращения к губернатору В.Матвиенко главы правительства Тувы.
Между тем, и в этой республике работы для правозащитника хватает. Так в Кызыле избит неизвестными новосибирский журналист М. Беленков, прибывший по просьбе матерей, объявивших голодовку (их сыновей уже более 5 месяцев держат в СИЗО по обвинению в убийстве [7]. Накануне своей командировки Беленков имел неосторожность просить прокурора Тувы В. Кизикина прокомментировать это странное дело - и сразу же несчастье приключилось! Вопиющий случай произошел в республике ноябре 2006 г. Компания, отмечавшая в клубе именины члена политсовета регионального отделения "Единой России" Шолбана Иргита, в которую, помимо виновника торжества, входили Юрий Кара-оол (брат нынешнего Главы правительства), зам.министра внутренних дел республики Владимир Байкара и зам.начальника наркоконтроля Тувы Орлан Пирингиле, зверски избила охранника И.Иванова. Он посмел сделать расшумевшимся начальникам замечание, за что получил сотрясение мозга и перелом носа. Дело, конечно, замяли [8]. Эти (и многие другие) факты не освещаются в местных СМИ, либо проходят "одной строкой". Но когда городской суд Красноярска выносил обвинительный приговор другому брату тувинского премьера Леониду Кара-оолу (он был задержан сотрудниками ФСБ с 2,7 килограммами гашиша), уже знакомая нам Саяна Монгуш в тот же день (!) смело подала голос в защиту тувинского народа и его начальников: "Подозрительно быстрая "утечка" дела Л. Кара-оола ... доказывает, что в случае с ним, речь идет вовсе не о наркотиках, а о том, к каким переменам готовят Республику Тыва уже в следующем году. Сформирован имидж недееспособной региональной элиты, занятой кумовством, междоусобной борьбой и наркотрафиком. Отвечать на вопрос для чего, видимо, уже поздно. Кресло тувинского премьера уже открыто примеривают. У претендентов одно неоспоримое достоинство: они не из Тувы" [9]. Увы, не оригинально. Правительственная тувинская газета "Шын" (Правда) и раньше так же стращала читателей: "Если будет продолжаться конфликт вокруг Законодательной Палаты, конец будет плохой: Президент РФ присоединит Туву к Красноярскому краю или назначит Главой региона приезжего русского человека" (10-18). Вот страх-то! Очевидно, что "тувинизация кадров" ( местный фетиш с 1992 года) благополучно достигшая 90%, не улучшила социально-экономическая жизнь республики, погрузившийся в глубокий кризис. Вот как характеризует ситуацию председатель Законодательной палаты Великого Хурала Василий Оюн: "В селах - безработица запредельная, люди не живут, а выживают. Собирают дикорастущую коноплю, продают любую железку в металлолом - все, что можно унести из развалившихся совхозов и предприятий. Почти ничего не осталось от комбината "Тувакобальт", завода ДСК. Закрылись транспортные предприятия, комбинат крупнопанельного домостроения, Элегистинский и Кызыльский кирпичные заводы. На дотациях из центра еще как-то держатся лишь школы и больницы. В 1990 году, когда премьер принял республику, она обеспечивала себя сама на 43 процента - остальные деньги давал центр. Сейчас этот показатель упал до 12 процентов. Таким образом, на 88 процентов республика дотационна"[11]. Ситуация с употреблением и продажей наркотиков в Туве достойна отдельного материала - и она удручающая. Зато самолюбование достигло апогея, это очевидно даже главе МВД В.Лесняку: "В крупных городах население кичится своим величием, связями, превосходством над другими" [12]. В Туве на официальном уровне никогда не признавали существование межнационального конфликта, утверждая, что отток русскоязычного населения естественный миграционный процесс. "Теќперь, коќгда хоќзяйќстќво ресќпубќлиќки поќраќжеќно экоќноќмиќчеќским криќзиќсом и мноќгие спеќциаќлиќсты, раќбоќтавќшие на тех или иных предќприќятиќях, в больќшинќстќве слуќчаќев выќехаќли за преќдеќлы Тыќва, выќявиќлась остќрая неќхватќка выќсоќкоќкваќлиќфиќциќроќванќных кадќров" - пишет местная исследовательница этнополитической ситуации 90-х А. Кужугет [13]. Заметьте, ни слова о шедших в мае 1990 года погромах (88 погибших), лозунгах "Русские, оставайтесь - будете у нас рабами..." и "Вам неделя сроку - уезжайте, иначе будем уничтожать!"[14], захватах квартир (после узаконенных указом президента Ш. Д. Ооржака) членами так называемого "Общества бездомных", дискриминации русских при приватизации (примеры описаны в материалах Хельсинкской группы [15]. Идеолог правившего тогда бал Народного фронта "Хостуг Тыва" (Свободная Тува), бывший Председатель Верховного Совета Республики и профессор филологии Тувинского университета Каадыр-оол Бичелдей (сейчас он уже в "Единой России" и снова во власти - Палате Представителей) тоже предпочитает не вспоминать обо всем этом. По его словам "мы просто добивались нормальных условий для развития тувинской культуры, а совсем не отделения или независимости, что мне часто приписывают" [16]. Правда, в 1992 году Народный фронт "Хостуг Тыва" потребовал от Парламента референдума о независимости Республики, принятии Конституции независимой Тувы как субъекта международного права и создания национальной гвардии по защите суверенитета республики [17]. Интересно от кого? Едва ли от соседней Монголии.
Кстати, тувинские депутаты всегда охотно посещали съезды пантюркистов ( вместе с представителями Якутии и Алтая) и панмонголистов ( заодно с посланцами Бурятии и Калмыкии). И если первые поутихли, то последние - только набирают обороты и целей своих не скрывают. "Как известно, после распада СССР "российские монголы" добились повышения статуса своей государственности и расширения полномочий. Чеченская война, стала настоящим уроком для политиков, а также вдохновляющим примером для малых, свободолюбивых народов. Из вышеизложенного, видно, что перед недавно образованными национальными республиками РФ, в том числе Бурятией, Калмыкией, Тувой, Алтаем, стоит сложная проблема отстоять в будущем статус своей государственности. Создание нейтральной, независимой федеративной Монголии, под международной защитой - такая постановка и разрешение общемонгольского вопроса, не может не удовлетворить, по нашему мнению, такие крупные, влиятельные государства, как США, Япония, Англия, Франция и Индия. На наш взгляд, ни у кого из них не будет никаких возражений, ни малейшего повода противиться объединению монголов" - прямо пишет бурятский политолог Л.Бат-Очир. Ничто не ново под луной. В феврале 1919 года съезд в Чите представителей Бурятии и Внутренней Монголии провозгласил создание Великого Монгольского государства со столицей в городе Хайларе. Решено было послать делегацию во главе с Ц.Жамсарано на Парижскую мирную конференцию и обратиться к американскому президенту Вильсону с просьбой о поддержке. Атаман Семенов выдал из японских кредитов на нужды правительства созданного "государства" миллион рублей и оружие. Всё шло к возникновению марионеточной державы, на манер "Маньчжоу-Го", где распоряжались японцы. Однако в 1920 году Красная армия выбила семеновцев в Китай, где и осела многочисленная бурятская диаспора. Из неё японское командование в 1934 г. массово рекрутировали кадры для уничтожения китайских партизан и советских разведчиков. Особо отличился на этом поприще бывший семеновский каратель и японский подручный Уржин Гармаев - теперешний кумир "прогрессивной" бурятской общественности, реабилитированный в 1992 году Генеральной прокуратурой РФ как жертва политических (!) репрессий [18]. Очевидно, что опасность коллаборационизма бурятского населения в приграничном (позднее - и прифронтовом) регионе и была основанием для Политбюро ЦК ВКП(б) разделить Восточно-Сибирскую область на Иркутскую и Читинскую области. В состав вновь образуемых областей передавалась часть аймаков Бурят-Монгольской АССР, на основе которых образовывались Агинский и Усть-Ордынский национальные округа. В завершение данного сюжета следует отметить, что данное национально-территориальное деление, принятое в 1937 году, стало важнейшим фактором внутриполитической стабильности, который позволил нашей стране предотвратить в 40-х годах развязывание войны на территории российского Забайкалья.
Теперь же, когда реальная история не в чести, эти события характеризуют так: "Горькую чашу геноцида в полной мере пришлось испить народу Бурятии" - это из программы местной телерадиокомпании "Ариг Ус" - "Сколько обид и несправедливости допущено по отношению к бурятскому народу. Из-за ложного обвинения в пресловутом "панмонголизме" Бурят-Монгольская АССР подверглась жесточайшей репрессии и была расчленена. Пострадала интеллигенция, лучшие сыны бурят".
Тут уместно напомнить и об истоках вражды Советской власти и буддистского духовенства. В 1919 г. в Бурятии кижингинский лама-созерцатель Сандан Цыденов объявил себя "духовным владыкой, ханом трех царств, царем многих народов" и попытался выстроить буддийское теократическое государство (так называемое булагатское движение). Духовные реминисценции его сохраняются и в наши дни у последователей ламы Б.Дандарона. Позднее, когда среди местных буддистов распространились слухи о Конце света и скором пришествии Майтреи (Будды будущего), карающего врагов "желтой веры", ламы проповедовали "Шамбалын-сэрэг" - войну против неверных русских. Лама Нейсе-гэгэн, глава правительства упомянутой выше "Великой Монголии" открыто поддерживал атамана Семенова и пресловутого Унгерна фон Штернберга. Последний был объявлен воплощением грозного охранителя буддийского учения - Махакалы. "Руководство духовенства всячески поддерживало силы, сопротивлявшиеся большевикам. Бандидо-хамбо-лама Цыремпилов призывал духовенство "... на деле участвовать в падении власти Советов в Забайкалье..." В начале 1919 года он выезжал в Омск для встречи с Колчаком, получил от него медаль и дар в виде 63000 рублей серебром. Глава тувинских буддистов Лупсан Чамзы также посетил Колчака, и был удостоен ордена "Св. Анны II степени", получил пожертвование в 20000 рублей серебром, моторную лодку и автомобиль. Лама калмыцкого народа Чимит Балданов объявил генералов Алексеева и Деникина "спасителями калмыцкого народа" [19]. Если учесть тогдашний авторитет лам и степень их влияния - становиться понятным, почему победившая Советская власть обошлась с ними так жестоко.
Что же можно сказать в заключении. "Панмонгольская" держава конечно, едва ли возможна. Даже если абстрагироваться от внешних трудностей, достаточно глубокими оказываются внутренние проблемы - слишком отличен уровень экономики и культуры объединяемых народов. Создание единого государства непременно приведет к доминированию одной этнической группы и одной культуры, правлению одной элиты или клана - очевидно, халха-монголов, как сохранивших национальные традиции и государственность в наибольшей степени. Каким тогда станет статус бурят и калмыков в новом объединении, что они выиграют в сравнении с нынешним положением? Какое место в этом объединении займут тюркоязычные тувинцы, имеющие сейчас свою автономию и казахи, проживающие в западных районах Монголии, другие малочисленные народности и этнические группы, традиционно живущие в Центральной Азии в течение многих веков? Собирание монгольского этноса в единое государственное образование не снимет этнических проблем, но может их только обострить.
Что до тлеющего регионального национализма. Нынешние бурятские историки, рассказывая, как подавлялась "уникальная местная культура за свое стремление сохранить богатейшее наследие, духовные ценности, самобытность и традиции жизни" забывают, что до революции 92 % населения края было неграмотно. А к 1959 году по уровню образования они уже обошли русское население Восточной Сибири. Да и современную бурятскую письменность разработали и распространили в 30-х, очевидно под тяжким гнетом. Вот уж воистину, "вашими ножами да вас же режут" - выросла образованность, сложилась национальная гуманитарная интеллигенция и номенклатура - теперь видим каковы всходы. В этой ситуации самое правильное - не поднимать тамошние групповые мифы и иррациональные доктрины до уровня официальной политики. Все права и запросы граждан, связанные с их национальной принадлежностью должны реализовываться исключительно в парадигме многонационального общества. Ну, и конечно России, для того чтобы быть субъектом, а не объектом политики нужно, наконец, выработать и реализовывать программу развития своих восточных регионов. Иначе они станут частью уже других стран.
Список использованной литературы:
[1] Дугарова.Р. "Свои среди чужих"? Актуализация этнической идентичности бурят в начале XXI века". Эссе о современной этничности бурят. Цитата по материалам бурят-монгольского портала www.buryat-mongolia.info.
[2] Рютина К. "СМ Номер один", 30 августа 2007 года.
[3] Жондоров П. Выступление на панельной дискуссии "Wokól wiernosci i zdrady" в рамках сессии OBTA "Tożsamość - Równość - Suwerenność в Варшавском университете 3.12.2007 г.
[4] Обращение международных правозащитников к главам государств и организациям. Цитата по материалам сайта www.russianlife.nl/appeal_by_int_human_rights.htm
[5] Стомахин Б. "Дезинтеграция". По материалам сайта РКО http://rko.marsho.net/
[6] "По факту нападения на тувинскую журналистку возбуждено уголовное дело" Агентство национальных новостей, 5 декабря 2007
[7] "В Кызыле голодают матери трех студентов", Студенческая правда, Москва, 28 декабря 2006 г
[16] Рудницкая А. "От шамана до банкира" "МН" Печатная версия Љ 17 (2004-05-14)
[17] Постановление Учредительного чыыша "Хостуг Тыва. Содействие. Љ8 (22-29 апреля 1992). Принято на Учредительной конференции Народного фронта "Хостуг Тыва".
[18] "Потомки генерала японской армии живут в Улан-Удэ". 02.10.2006 . По материалам сайта: http://www.bol.ru/bol/news/37127.html
[19] Терентьев А.А. Буддийская церковь в 1917-1942. Журнал "Буддизм в России", http://www.buddhismofrussia.ru/sangha/51/