Едва ли найдется сейчас в России человек, не слышавший о скинхедах. Если в конце 90-х власти и СМИ игнорировали или замалчивали это явление, то теперь оно, что называется, у всех на устах - политиков, журналистов, правозащитников и правоохранителей. И у каждого свои интересы в этой информационно-пропагандистской игре.
Для начала, стоит уточнить понятия и отсеять мифы. Скин-движение, возникшее в 60-х в британских рабочих кварталах, изначально было классовым протестом против официальной буржуазной культуры и контркультуры - "выпендрежа" "маменькиных сынков" из семей среднего и высшего классов. Причем в драках с рокерами на рубеже 70-х чернокожие скинхэды участвовали вместе с англосаксами и ирландцами - дети рабочих против детей буржуазии, никакой расовой розни. А пресловутые бритоголовые нацисты появились спустя десятилетие, благодаря политике М.Тетчер и британскому Национальному фронту, его лозунга "Сохраним Британию белой!", маршами и нападениями на "цветных". "Работа с молодежью" неофашистов и их щедрые денежные вливания не пропали втуне - количество "наци-скинз" в Англии выросло, начались их кровавые столкновения как с чернокожими, азиатами, индийцами, так и с традиционными "левыми" скинхедами, обозначающими себя "ред-скинз". Кстати, их крупнейшие организации: SHARP (Skin Heads Against Racist Prejudice - "Скинхеды против расистских предрассудков"), SLO (Skinheads Liberation Organization), RASH (Red & Anarchist Skin Heads) и сейчас действуют в Европе и США. "Ред-скинз" всегда выступали своеобразным противовесом тамошним нацистам. Хорошо это или плохо, но в нашей стране любые левые радикалы - экзотика. И не только потому, что общество, уставшее от политики в 80-е годы, жаждет сытости и стабильности. Сказывается последовательный антикоммунизм постсоветской элиты, прежде всего интеллектуальной, - явление характерное не только для России и бывших союзных республик, но и стран Варшавского блока. "Мы резко качнули вправо ось общественного сознания. Мы старательно отталкивали всё, что, как нам казалось, имело отношение к левым идеям, - даже если это была идея расового равноправия или просто слово "солидарность"... Мы сами сократили до минимума... историю войны и оккупации, чтобы не раздражать Германию... изучение гуситских войн - раз их так любили прославлять коммунисты... в школе перестали говорить о колониальных завоеваниях - и, следовательно, о том, что негры и индейцы - такие же люди, как и мы, европейцы... Мы сами породили "бритоголовых", мы сами виноваты в цыганских погромах" - пишет диссидент и деятель "бархатной" чешской революции Ф.Квасничка [1]. Немецкие и итальянские либералы первой половины XX века тоже видели в Гитлере и Муссолини защиту от "красной опасности", и закрывали глаза на их "мелкие шалости".
В порядке "борьбы с коммунистическим наследием" в России началась самая настоящая реабилитация фашизма. Интернационализм в 90-е был официально признан "тоталитарной советской идеологией". Издавались и пропагандировались (как "борцы с коммунизмом") консервативные философы и публицисты, известные своими расистскими, антисемитскими взглядами, в том числе и русские: Л. Тихомиров, В. Розанов, К. Победоносцев, И. Ильин, К. Леонтьев. Приветствовалось издание книг И. Солоневича, русского фашиста, поклонника Гитлера. Либеральная пресса выступила с материалами, прославлявшими "жертв большевиков" о. И. Восторгова и М. Меньшикова - идеологов и лидеров "черной сотни". Генерал Власов, Краснов и Шкуро, казаки Панвица, как "борцы со сталинизмом", объявлены чуть ли не народными героями. Новые школьные учебники, ориентированные не на достоверное изложение истории, а на "борьбу с коммунизмом", также фактически реабилитировали фашизм, провозглашая Сталина главным виновником Второй Мировой войны, а Гитлера - "жертвой сталинской агрессии". Книги перебежчика Суворова (Резуна), пропагандирующие эту точку зрения, издавались миллионными тиражами. Самым распространенным в российских школах остается учебник новейшей истории А. Кредера, в котором роль нашей страны в разгроме фашизма сведена к нулю и проповедуется идея, будто между СССР и Третьим Рейхом не было никакой разницы. Обильно представлена литература, популяризирующая войска СС - их боевой путь, атрибутику и униформу.
Вообще влияние "немецкого фактора" на становление отечественного праворадикального движения было определяющим. Один только список немецких неонацистских организаций, делившихся "опытом работы с молодежью", впечатляет: "Комбат-18 - Дойчланд", "Немецкая активная группа", "Дойче-Руссише Гемайншатфт", Национал-демократическая партия, "Товарищеская корпорация Штайнера", "Новое товарищество Трептов", "Союз правых", "Национальная инициатива", "Молодежь "Викингов", "Стальной шлем", Немецкий народный союз, Национальный народный фронт. Примечательно, что все "наставники" получали российские визы, не встретив каких бы то ни было помех. Германские неонацисты наладили поставку литературы, экипировки через ультправавые и парамилитарные организации Эстонии, Латвии и Литвы - Кайтцелийт, "Омакатсе", айзсаргов, а до запрета ее латвийскими властями в связи с серией убийств - и через фашистскую организацию "Пернокруст". Там же, в Литве и Эстонии отпечатаны на русском языке "Майн Кампф" Гитлера и "Миф XX века" Альфреда Розенберга.
Знаменательно, что России закрепились взгляды и традиции именно немецких скин-групп, наиболее политизированных и кровожадных. Почти сразу после возникновения в 80-х, они уже прославились убийствами - их жертвами были, как правило, гастарбайтеры (курды и турки), которых в ФРГ в 80-е насчитывалось (вместе с семьями) до 3,5 миллионов. Лозунги "Зиг хайль!" и "Смерть Рот-фронту!", нападения на профсоюзные митинги и демонстрации (во Франкфурте-на-Майне), погромы антифашистских организаций (в Дуйсбурге) ясно свидетельствуют о антикоммунистической, а не стихийно расистской программе. Кстати, распространение террора обусловлено тем, что судебная система Западной Германии (в верхних эшелонах которой тогда были люди, работавшие еще при Гитлере) проявляла к наци-скинам откровенное снисхождение - её более беспокоила "Роте Армее Фракцион" (РАФ).
Похожая картина наблюдается и в России. Большинство преступлений списывается в милицейский архив как "бытовуха" и "хулиганка" - и только ли по причине нехватки правоохранителей, их непрофессионализма и халатности? И если избитые иностранцы или представители российских национальных меньшинств могут привлечь внимание и добиться открытия и расследования уголовного дела, то прочим жертвам террора приходиться рассчитывать только на себя. Такая ситуация порождает массу вопросов и домыслов. Распространено мнение, что власти сознательно стравливают молодежные группировки и используют правых радикалов для борьбы с оппозицией [2].
Действия властей, выдаваемые за противодействие экстремизму, едва ли могут повредить скинхедам. Хотя бы потому, что они - не организация, а субкультура; нигде не зарегистрированы, их нельзя ни закрыть, ни распустить, ни лишить регистрации. Да и большинство стран в борьбе с экстремизмом и терроризмом обходятся общеуголовным законодательством, не плодя специальных законов.
Очевидно, что по мере становления "наци-скин" движения в России, объектом нападений становятся не только негры или мигранты. Объявлена война всем оппонентам. А таковыми "наци" числят не только "левых" активистов (анархистов, троцкистов, коммунистов), но всех противостоящих расизму и этнической дискриминации. Так в Санкт-Петербурге в июне 2004 года был убит Н.Гиренко, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН и эксперт проекта "Общественная кампания по противодействию ксенофобии, расизму, этнической дискриминации и антисемитизму в РФ". Как эксперт, он участвовал в судебном процессе по делу членов экстремистской националистической группировки "Шульц-88". Скин-группировки прямо (и с гордостью) заявляют о своей причастности к этому убийству, называя его актом политического террора [3]. В ноябре 2005 года всё в том же Петербурге, во время проведения акции по оказанию помощи бездомным и беспризорным детям, неизвестные напали на двух её организаторов (Т.Качарава, М.Згибай). Один был убит на месте, а его товарищ- госпитализирован в тяжелом состоянии. Вообще "зачистка" городов от лиц без определенного места жительства - весьма популярное среди "наци" действо. В 2000 г была осуждена скин-группа "Беркут", бесчинствующая в Кузьминках, а в 2006 г.- скинхеды убили пятерых бродяг прямо под окнами жилого дома в Химках [4]. Всё это - лишь малая часть, большинство смертей бездомных остается не расследованными. Достается и культурным оппонентам, конкурентам за влияние в подростковой среде.17 марта 2008 г. в Москве произошло убийство (А.Крылова) - очередное в цепи нападений на анархистов и панков, которых "наци" определили врагами "арийской нации" и "пропагандистами коммунистических взглядов". Ранее, в апреле 2006, был зарезан 19-летний панк А.Рюхин, шедший как и Крылов, на концерт в клуб [5]. А в декабре 2005 года 20 человек серьезно пострадали, 5 получили ножевые ранения в результате бойни, устроенной скинхедами после концерта в Реутове. Но "компетентные органы" будто бы не замечают явной идеологической подоплеки - что в нападениях на бездомных, что на "левых",анархистов и панков.
По началу, появившиеся в России в начале 90-х "наци-скинз" вели себя тихо, ограничиваясь демонстрацией себя в центре столицы. И было их, по разным данным, не более десятка. Теперь же, по данным исследователя А. Тарасова, число их достигает 60-65 тыс. человек, а скин-группировки существуют в 85 городах. Похожие цифры (40 тысяч человек) фигурировали и в докладе Генерального прокурора Совету Федерации. В Москве и ближнем Подмосковье сейчас, по разным подсчетам, от 5 до 5,5 тыс. скинхедов, в Петербурге и ближайших окрестностях - до 3 тыс., в Нижнем Новгороде - свыше 2,5 тыс. скинов, в Ростове-на-Дону - свыше 1,5 тыс., в Пскове, Калининграде, Екатеринбурге, Краснодаре - свыше 1000, в Воронеже, Самаре, Саратове, Красноярске, Иркутске, Омске, Томске, Владивостоке, Рязани, Петрозаводске - несколько сотен [6].
Такой бурный рост обусловлен многими факторами. Помимо уже упомянутых реабилитации нацизма и пропагандистской работы западных неофашистских организаций, это - экономический кризис, развал системы образования и тотальная дегуманизация российского общества. Культ силы открыто проповедовался со страниц газет и книг, с телеэкранов, насилие стало "нормой жизни" - по всем каналам идут бесконечные сериалы об убийствах, взрывах и изнасилованиях. Подростки же во всем мире черпают сведения о "взрослой жизни" в значительной степени с экрана телевизора.
Что до воспитания, то Министерство образования "новой России", его фактически запретило (под видом "деидеологизации школы" разумеется), сведя педагогику к дидактике. Вне школы подростки предоставлены сами себе - ввиду ликвидации секций, кружков, "домов культуры" - и в массе своей стали добычей уголовного мира и наркомафии. В огромном количестве возникли мелкие молодежные банды. Причем по данным Отдела по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних МВД России, каждый третий правонарушитель школьного возраста не имел даже начального образования [7]. Уже упомянутый социолог А.Тарасов убежден, что происходит активное слияние двух молодежных субкультур - традиционной криминальной ("шпаны") и привнесенной - скинхедовской, ведущее к укоренению и распространению ксенофобских убеждений [8].
Немаловажно и то, что последовательное выхолащивание представительной демократии и насаждение в обществе идеи смены элит взамен идеи равноправия, прославление кастовости и элитарной замкнутости "работает" на интересы нацистов, облегчает им приход во власть.
Немного о влиянии экономического кризиса. Утвердившиеся в ходе "реформ" в массах чувства вопиющей несправедливости, озлобленности и обреченности на нищету весьма умело канализируются в ксенофобию. Для капитализма - хоть ельцинского компрадорского, хоть нынешнего национального - она нужна как воздух; расовые и национальные, конфликты выгодны имущим, так как является своеобразной профилактикой конфликтов социальных.
Каким образом экономическая конкуренция перетекает в национальную рознь можно увидеть не только в русских регионах. Вот что пишет бурятская пресса: "Большую часть рынка "Саган Морин" (в Улан-Удэ) оккупировали выходцы из Киргизстана, а на торговой базе "Контакт" преобладают выходцы из Закавказья, в основном азербайджанцы. Предприимчивые "варяги" при помощи ценовой войны вытесняют местных торговцев практически со всех крупных рынков. Бурятские "челноки" предпринимают ответные действия, нервы у всех на пределе" [9].
Именно дети торговцев и мелких бизнесменов пополняют ряды бритоголовых, во многом потому, что воспринимают "инородцев" как экономических конкурентов. Созданный после Царицынского погрома 2002 г. отдел ГУВД Москвы по борьбе с экстремизмом среди несовершеннолетних поставил на учет свыше тысячи скинхедов, проведя таким образом весьма актуальное социологическое исследование. Так вот, родители 58 % "респондентов" заняты в торговле и "ресторанном бизнесе", при этом 22 % имеют "собственное дело". Еще 22 % заняты мелким и средним бизнесом - посредническими услугами, ремонтом, извозом. У 21 % отцы работают в охранных структурах, у 6 % отцы - армейские офицеры, у 12,8 % хотя бы один из родителей - государственный служащий. Только у 4 % один или оба родителя - рабочие, только у 3,2 % - ИТР или представители массовых интеллигентских профессий (учителя, преподаватели вузов, врачи и т.п.) [10]. Да и то сказать - одна только экипировка скина (ботинки Dr. Martens, джинсы, куртка-"бомбер", нашивки, "кельтские" татуировки и т.д.) стоит 15-20 тысяч рублей по московским ценам, - беднякам это не по карману...
Безусловно, идеологи скин-движения спекулируют на реально существующих в России проблемах - слабости федеральных и местных властей, их коррумпированности, невнятной и безвольной миграционной политике, откровенно жертвующей долгосрочными государственными интересами ради сверхприбылей частного капитала. Противоречивой остается и национальная политика - желание все изменить, ничего не меняя. Русофобские настроения, стимулируемые элитами в национальных республиках, идеи суверенизации и антирусские объединительные мифы (пантюркизм, панмонголизм) - всё это "льет воду на нацистскую мельницу".
Несмотря на то, что идейные скинхеды считают нынешнюю государственную власть антинациональной и неэффективной - ("НациСкин Движение, находится в состоянии войны с враждебным собственному народу государством. Подрывать ее стабильность, престиж или экономику это дело первостепенное) - никаких прямых действий (террора) против нёё не предпринимается. Расчет иной - "Назначение скин-движения - воспитывать молодых, ставить их в острые ситуации, чтобы более слабые отсеивались, а сильные росли над собой. Не надо требовать от скин-движения совершать революцию, не в ней смысл этого движения. Субкультура не совершает революцию, она поставляет тех, кто будет активно участвовать в революции. Уверен, что среди тех повзрослевших и посерьезневших людей, которые будут активно по жизни участвовать в Движении, те, кто прошел реальную скин-школу будут стоять на голову выше тех, кто этой школы не прошел. Для кардинальных перемен, к которым стремится национальная революция, нужна именно политическая воля "сверху", а значит - нужна власть. Именно поэтому пропагандистский террор ставит своей задачей именно завоевание симпатии масс, путем насилия в отношении к ненавидимым символам существующего режима [11].
Опасно то, что правые радикалы быстро усиливают свое влияние именно в молодежной среде. Сегодня политикой в России активно и сознательно интересуется меньше 4% молодежи. Из этих 4% больше половины симпатизирует именно нацизму. Если так пойдет дальше, российские власти дождутся того, что вся молодежь разделится на аполитичное и апатичное наркотизированное большинство, с одной стороны, и на политически активное фашиствующее меньшинство - с другой.
Список использованной литературы:
[1] ANTIFA-Listy, 1995, Љ 22
[2] А.Тарасов. "Призрак национализма бродит по России". Интервью взято для "Института коллективного действия" (ikd.ru) 10 марта 2005 г.
[3] "Скинхеды. Интервью". По материалам сайта Black Fire Pandemonium.
[4] "В Химках насмерть забили пятерых бомжей". Газета "Комсомольская Правда". 23 ноября 2006 г.
[5] "В Москве неонацисты совершили очередное спланированное убийство" NEWSru.com., 17 марта 2008 г.
[6] А.Тарасов. "Наци-скины в современной России". Доклад для Московского бюро по правам человека.11 февраля 2004 г.
[7] Газета "Известия", 24 марта 1999 г.
[8] А.Тарасов. "Меняющиеся скинхэды. Опыт наблюдения за субкультурой" Опубликовано с сокращениями в журнале "Дружба народов", 2006, Љ 11.
[9] "Демпинговая война мигрантов". Газета "Информполис". 3 марта 2004 г.
[10] А.Тарасов. "Экстремисты по вызову", Интернет-журнал "Скепсис", 1 июля 2003 г.
[11] Д. Нестеров, "Скины: Россия пробуждается", Ультракультура 2003 г. (http://nesteroff.nm.ru.)