Аннотация: Это первая история из цикла о Стрейнджере - искателе, исследователе, сталкере, путешественнике, первопроходце, в общем, незаурядной личности, - человеке, который занимается исследованием различных мистических миров. РЕДАКТИРУЕТСЯ
Легенда о Небесном Дуате
Жанр: мистика (основной);
фантастика, приключения, квест (сопутствующие);
эзотерика; история, религия, философия, ментальность и мировоззрение Древнего Египта (вспомогательные)
Примечания:*
Дуат (егип. dwȝt) - в мифологии Древнего Египта загробный мир. В Древнем царстве главным богом Дуата являлся Анубис, однако позже эпитет главы загробного мира и некоторые функции Анубиса переходят к богу Осирису, а тот остался проводником. В Додинастическом периоде Дуат находился на небе, и по религиозным представлениям египтян того времени души умерших вселялись в звёзды, хотя немного позднее закрепилось представление о том, что бог Тот на серебряной ладье перевозит души в Дуат. В Древнем царстве считали, что Дуат находится в восточной части неба. (Взято с wikipedia)
Внимание, подача некоторых событий, изображающих Небесный Дуат, его описание, поведение персонажей и т.п., может не совпадать с официальной точкой зрения. Это личная интерпретация того, как я вижу сей таинственный и волшебный мир. Кроме того, не забывайте о том, что данное произведение является, по своей сути, художественной формой вымысла, исходящей из воображения автора.
Ану́бис (др.-греч. Ἄνουβις, егип. jnpw Инпу) - древнеегипетский бог погребальных ритуалов и мумификации (бальзамирования), 'страж весов' на суде Осириса в царстве мёртвых, знаток целебных трав. Анубиса часто изображали склонившимся над мумией умершего. Таким образом, этот бог был проводником в царство мертвых.
В период анимизма Анубис представлялся в образе шакала. Позднее его стали изображать в виде человека с головой дикой собаки Саб (егип. sb 'судья') или, - с головой шакала. Апулей упоминает о двух ликах Анубиса 'один чёрный, как ночь, другой - золотой, как день'. Анубиса изображали в некрополе Фив на печати в виде лежащего на девяти луках шакала.
О небесном характере Анубиса Плутарх писал:
"Под Анубисом они понимают горизонтальный круг, отделяющий невидимую часть мира, называемую ими Нефтидой от видимой, которой они дали имя Исиды. И поскольку этот круг равно соприкасается с границами тьмы и света, его можно считать общим для них. Из этого обстоятельства и возникает сходство, которое они вообразили между Анубисом и Собакой, животным, которое одинаково бдительно и днём, и ночью". (Взято с wikipedia и других источников)
Уаджет (Уджат, также око Гора или глаз Гора) - древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз - Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили фараоны. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия. Сохранившиеся древнеегипетские тексты донесли до нас различные версии мифа об оке Гора. Согласно одной из них, Сет проткнул глаз Гора своим пальцем, согласно другой - наступил на него, согласно третьей - проглотил. В одном из текстов рассказывается, что Хатхор восстановила глаз, напоив его молоком газелей. В другом сообщается, что Анубис захоронил глаз на склоне горы, где он дал побеги в виде виноградной лозы. Гор использовал возрождённый глаз для воскрешения своего отца Осириса. После того, как Осирис проглотил око Гора, его расчленённое тело срослось подобно тому, как это произошло с самим оком.
Амулет с изображением ока имел важное значение в древних ритуалах. В расчёте на помощь при воскрешении, изображения уаджета наносились на египетские мумии у отверстия, через которое из них вынимали внутренности. Ежемесячно в храмах Египта проводились обряды 'восстановления' уаджета, связанные с лунным циклом. Иероглиф, обозначающий это слово, расшифровывается так: В египетской письменности irt означает 'глаз', а глагол 'wḏȝ' - имеет значение 'защищать'. Таким образом, общий смысл этого знака: 'охраняющий глаз'. Таким образом, "защитный глаз" имел охранную функцию и помогал избегать воздействия сил зла. (Взято с wikipedia и других источников)
Уше́бти (егип. šwbtj или wšbtj 'ответчики' - статуэтки, которые в Древнем Египте помещались в могилу, с тем, чтобы они выполняли необходимые обязанности по отношению к умершему. Изготавливались из дерева, камня, терракоты или фаянса. В некоторых могилах число ушебти соответствовало числу дней в году. По верованиям древних, должны были замещать умершего на работах в загробных полях Осириса. От имени покойного над ушебти произносили или записывали на них заклинания с перечислением всех работ.
Магические тексты, которые писали на ушебти входили в Книгу мёртвых. Вот одна из стандартных надписей на ушебти:
'О, ушебти! Если повелят Осирису (то есть покойному, их хозяину) выполнить любую работу, которую следует выполнять в загробном мире, - смотри, будь начеку, чтобы выполнять то, что положено человеку там. 'Вот я!' - да ответишь ты, когда позовут тебя. Ищи момент всякий, чтобы трудиться, чтобы вспахивать поля, наполнять каналы водой, перетаскивать песок с востока на запад. И снова говори слова эти: 'Вот я!', когда позовут тебя'.
Ещё текст на фигурке:
'О ты, ушебти, фигурка писца Небсени, если меня призовут или повелят мне выполнять работу, которую выполняют по очереди все населяющие загробный мир, пусть любые тяготы будут возложены на тебя, а не на меня и при посеве, и при наполнении каналов водой, и при переноске песка с востока на запад.' На это фигурка отвечала: 'Воистину я здесь и выполню то, что ты приказываешь'.
Таким образом, ушебти исполняли роль обслуги. Но это были не обычные слуги, а как бы копии их хозяев, которые должны были замещать их на тяжелых работах, не мешая последним наслаждаться сказочной жизнью в Небесном Дуате. (Взято с wikipedia и других источников)
Лорика мускулата (лат. Lorica musculata, буквально - 'мускулистый панцирь') - тип древнеримского панциря - Лорика, анатомическая кираса Древнего Рима. Употреблялся как стандартный доспех во II-I вв. до н. э.
Доспех римляне называли словом лорика. В Древнем Риме было несколько типов доспехов, от простой кожаной рубашки (лорика линтеа) до известной по историческим фильмам лорики сегментата. Последний тип доспеха, изготавливавшийся из широких стальных пластин, стал 'визитной карточкой' римской армии. Но это относительно поздний тип доспеха, он получил распространение лишь в I в. н.э.
Однако прежде, римляне пользовались именно лорикой мускулата. Этот тип доспеха они заимствовали у своих врагов - племён самнитов и этрусков, с которыми Древний Рим постоянно воевал. Этрусский и самнитский доспехи в свою очередь были заимствованием греческого 'торакса', то есть доспеха, прикрывающего грудную клетку (thorax на греческом означает 'грудь'). Для пущей красоты, а также для придания грудной пластине торакса дополнительной жесткости, греки делали её не просто выпуклой, а повторяющей мускулы грудной клетки человека. Сверкающая на солнце начищенная бронза создавала впечатление, что воин отлит из металла и неуязвим для любого оружия. (Взято с zen.yandex.ru, wikipedia и других источников)
Змея́ (лат. Serpens) - экваториальное созвездие. Занимает на небе площадь в 636,9 квадратного градуса, содержит 106 звёзд, видимых невооружённым глазом. Наилучшие условия видимости в июне. Видно на всей территории России. Уникально тем, что это единственное созвездие, состоящее из двух несвязанных частей, разделённых созвездием Змееносец - 'Голова змеи' находится северо-западнее, 'Хвост змеи' - восточнее.
В части созвездия, именуемой 'Голова змеи', находится одноимённый астеризм Голова змеи - треугольник из трёх неярких звёзд (β, κ и γ Змеи). Соответствует части традиционной фигуры созвездия.
В древности созвездие иногда выделялось, как самостоятельное и даже было включено Клавдием Птолемеем в его каталог звёздного неба 'Альмагест'. Правда, в этом случае имелась в виду только часть современного созвездия, а именно Голова Змеи. Однако обычно Змея трактовалось как часть созвездия Змееносец, а окончательно было выделено в отдельное созвездие Международным Астрономическим Союзом лишь в 1922 году. (Взято с wikipedia и других источников)
Себе́к, (егип. sbk 'оплодотворять' (от егип. s-bAk) или 'объединять' (от егип. sAq); др.-греч. Σοῦχος Сухос, лат. Suchus 'крокодил') - Крокодилообразный бог Покровитель обитателей Нила и защитник рыбаков имел необычный облик: сначала его изображали в виде крокодила, а позднее очеловечили. Как утверждают исследователи, мифический образ в религию пришел из древних верований и занял главенствующее место в божественном пантеоне.
Образ Себека в преданиях древних Египтян неоднозначен. Во многих городах крокодила почитали, как священное животное. Однако некоторые мифы причисляют Себека к свите злобного Сета-разрушителя, сеющего смерть и хаос. Известен также миф о гигантском крокодиле, вступившем в схватку со всемогущим Ра. (Взято с FB.ru и других источников)
'Книга мёртвых' в Древнем Египте - сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещавшийся в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии (на полях Иалу). Различные копии Книги мёртвых могут содержать от нескольких до двухсот глав различного объёма, начиная от длинных поэтических гимнов и оканчивая однострочными магическими формулами. Название дано египтологом Карлом Рихардом Лепсиусом, но правильнее её было бы назвать 'Книгой Воскресения', так как её египетское название дословно переводится как 'Главы о выходе к свету дня'.
Одни из лучших образцов 'Книги мёртвых', написанные на свитках папируса, относятся ко времени расцвета культуры при XVIII династии. Наибольшее число папирусов с текстами из Книги мёртвых было найдено в захоронениях города Фивы - в фиванских гробницах жрецов и членов их семей. Эти папирусы богато украшены рисунками со сценами погребения, совершения заупокойного ритуала, посмертного суда, а также другие, связанные с заупокойным культом и представлениями о загробной жизни. (Взято с wikipedia и других источников)
Энергетические оболочки человека. В представлении древних египтян (да и не только их, а вообще, - многих наших предков), человек представлял собой нечто вроде матрешки или луковицы. То есть, его тело окружало множество различных оболочек, энергетического характера. Кроме традиционного выделения из Сах - физического тела, двойной души Ка и Ба, где первая представляет собой жизненную силу, а вторая нечто вроде птицы-путешественника по другим мирам, а также Анх - духа, соединяющего каждого с информационной подосновой Вселенной, существует и множество других градаций.
В данном произведении, главный герой - Стрейнджер, попав в Чертог Обоюдной Истины Маат, увидел свое существо разделенным на 7 частей. Из которых, кроме нижеперечисленных, были еще и 3 субстанции под общим кодовым наименованием "Эб": сознание, то есть ментальное тело; причинное или, как его сейчас еще называют - кармическое тело и самосознание - идентификатор личности. Есть и другие варианты, например такой: Chat - внешнее тело, Anch - жизненная сила, Ka - астральное тело, Hati - животная душа, Bai - разумная душа, Cheybi - духовная душа (сущность), Kou - божественный дух. Однако как видно из вышеприведенных, они либо подменяют собой уже укрепившиеся понятия, либо определяют им другое значение или вносят некие иные сомнительные термины. Все эти градации предлагают различные мистические или эзотерические учения, которые вы можете встретить, к примеру, у каббалистов. Эти мистики утверждают, что они дошли к ним через преемственность учений от древних египетских жрецов.
Трудно сказать что-либо по этому поводу. Возможно, какие-то крупицы этих знаний все же дошли до наших дней. Но, все же, тот вариант расширения, который был использован в ситуации со Стрейнджером, кажется мне наиболее приемлемым, с точки зрения современной действительности, в привязке к познаниям, которые наши ученые и исследователи различных направлений, в том числе и упомянутые эзотерики, мистики, астрологи, адепты различных религиозных направлений и прочие искатели смогли донести до нашего разума. Поэтому он и был представлен здесь.
Оси́рис (егип. wsjr, Усир; др.-греч. Ὄσιρις, лат. Osiris, Ози́рис) - бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии и судья душ усопших. Основными центрами культа бога были Бусирис в дельте Нила и Абджу (Абидос).
Обычно изображался в виде обёрнутой белой тканью мумии с зелёной кожей, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти хекет и нехеху (скипетр и цеп).
Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символ джед состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растёт или лотос, или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; бывает, что его самого обвивают виноградные лозы. (Взято с wikipedia)
Суд Осириса - это церемония взвешивания души человека после окончания его земного существования. На этом суде подводился итог прожитой жизни и определялась дальнейшая судьба души. В подземном мире на весах, установленных в Чертоге Маат, взвешивалось сердце умершего. Сердце клали на левую чашу весов, перо богини справедливости Маат - на правую. Чтобы душа человека смогла вновь соединиться со светом и истиной и продолжить свое путешествие в вечности, сердце должно было оказаться легче пера Маат (согласно другим источникам - находиться в равновесии с ним). (Взято с http://www.hnum.ru, world-of-legends.su и других источников)
Урей - (Греч.) По-египетски Урхен, змей и священный символ, принадлежность царского убора фараонов, представлявшая собой крепившееся на лбу вертикальное, подчас весьма стилизованное изображение богини-кобры Уаджит - покровительницы Нижнего Египта. Рядом с уреем зачастую помещали изображение богини-коршуна Нехбет - покровительницы Верхнего Египта. Вместе они символизировали единство египетского государства. Урей мог надеваться поверх царских головных уборов - двойной короны и немеса. (Взято с dic.academic.ru, wikipedia и других источников)
Амат (Амт, Аммáт, Амемит, Амамат; /ˈæmɪt/; егип. m-mwt - 'пожирательница', Ам-мут - 'Поглотительница смерти') - чудовище с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой, пастью крокодила в древнеегипетской мифологии, обитающее в Дуате. Она съедала сердце человека, если великая Эннеада выносила ему обвинительный приговор на загробном суде Осириса в Аменти.
Представление об Аммат начинает складываться в начале Нового царства и окончательно сформировалось при XIX династии.
В царских усыпальницах фараонов Аммат не показана в сцене взвешивания сердца, поскольку фараон считался носителем и приверженцем истины Маат при жизни, которые он нарушить не может. В гробницах фараонов Аммат изображалась не чудовищем, но защитницей. На кровати, украшенной позолоченными головами гиппопотамов, из гробницы Тутанхамона (KV62) написано: 'Фараон ею любим'. Отвечала за второй час ночи, но при Птолемеях в 'Книге часов' записана под 10 часом ночи. (Взято с wikipedia)
Маат (ег. mˤ3t, копт. me, mei - 'правда') - древнеегипетская богиня истины, справедливости, закона и миропорядка, которая руководит звёздами, временами года, восходами и закатами солнца. В момент создания мира она сотворила порядок из хаоса Исфет. Они не могут существовать единолично, а их силы должны быть уравновешены для мировой гармонии.
На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звёзды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Для египтянина цель жизни была в достижении Маат.
'Маат победила ложь, грешники повержены, и жадные отторгнуты. Вода стоит и не падает, Hил даёт высокий урожай. Дни долги, и для ночи есть часы, и месяцы сменяются вовремя. Боги снисходительны, и в сердцах свет, а жизнь проходит в удивлении и смехе' (слова в честь восшествия на престол фараона Мернептаха)
Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплочённость общества. Нарушая правила, тем самым человек раскалывает космическую гармонию, что может привести к несчастьям для отдельных лиц или всего государства. Вершителем и ответственным за мировой порядок на земле был фараон, который справлял ритуалы, вёл победоносные войны. Нечестивый правитель мог навлечь на народ голод, потери, слепоту.
В одноименном Чертоге Двух Истин (то есть Маат), богиня присутствовала на суде Осириса и внимательно следила за церемонией взвешивания сердца усопшего. (Взято с wikipedia и других источников)
Тот (иначе Теут, Тут, Туут, Тоут, Техути, Джехути др.-греч. Θώθ, Θόουτ от егип. ḏḥwty, возможно произносится ḏiḥautī) - древнеегипетский бог мудрости, знаний, Луны, покровитель библиотек, учёных, чиновников, государственного и мирового порядка. Является одним из самых ранних египетских богов. Основным центром его почитания был Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий).
Он изображался, как правило, в виде человека с головой ибиса, в руках он держал посох и анх. Однако кроме этого варианта было множество других его изображений.
Считается, что Маат была женским дополнением Тота.
Священными животными Тота были птица ибис и обезьяна (павиан). Из них основным и более древним символом был ибис: неизвестно, когда павиан стал его вторым символом, поскольку в древнейших текстах он в этом качестве не упоминается.
Причин, по которым ибис стал главным священным животным Тота, было немало: сама эта птица сообразительна, красива, её отличают мерная походка и красивый полёт. Охотится эта птица на насекомых и ящериц, что также в глазах древних египтян делало её благодетелем. Вероятно, они также обратили внимание на связь жизни этой птицы и Луны. В результате, она стал главным символом этого божества, зачастую слова 'Тот' и 'Ибис' египтяне использовали как синонимы, что приводило к различным играм слов.
Павиан, будучи вторым его священным животным, мог получить такое значение по нескольким причинам: по мнению Масперо, древние народы любили приписывать обезьянам человечность, способность говорить и т.д. Кроме того, причинами были связь жизни павианов с луной, их отвращение к запрещённой жрецам рыбе, на египетском слово, обозначавшее павиана-гамадрила, было удвоением глагола 'писать'.
Иногда встречаются изображения Тота в образе павиана, так как эта обезьяна считалась весьма разумным созданием. Павиан играл важную роль в Книге мертвых, в ней он показан восседающим на опоре весов, на которых взвешивались души. Роль павиана заключалась в наблюдении за весовой стрелкой, если стрелка показывала равновесие, то он сообщал эти данные Тоту. Генрих Карл Бругш считал, что павиан - олицетворение Тота в качестве бога равновесия и павиан был символом двух равноденствий: осеннего и весеннего. Павиан был связан с Луной, что подтверждается изображениями, где на голове у павиана полумесяц и диск. Также он был представителем Тота как 'владыки божественных слов и писца богов', что доказывается изображением, где он держит в лапе палетку Тота и письменный тростник и именуется вышеуказанными титулами.
Считалось, что помощником Тота был павиан по имени Астенну (или Истен), один из четырёх павианов, наблюдающих за судом Осириса в загробном мире (Дуат) и иногда считавшимся воплощением самого Тота. Богиня письменности Сешат обычно считалась дочерью Тота, хотя иногда выступала в качестве его жены.
Во время Второго переходного периода один из фараонов XVI династии носил имя Джехути, то есть Тот. Имя Тота также входило в состав имён четырёх могущественных фараонов XVIII династии - Тутмосидов, в том числе Тутмоса III (Джехутимесу III).
Поскольку Тот был летописцем, на некоторых изображениях у него на голове был полумесяц, на других изображениях он носил корону Хемхемет, на которой были кобра, рога, солнце и прочее. Как у бога, который считал годы и время вообще, на некоторых изображениях у него на голове были полумесяц и диск. (Взято с wikipedia и других источников)
Хемхемет (также известна как 'тройная корона атеф') - ритуальная древнеегипетская корона. Хемхемет состоит из трёх корон атеф, каждая из которых раскрашена разноцветными полосами жёлтого, синего, зелёного и красного цвета; с обеих сторон хемхемет увенчана страусиными перьями; также корона может быть украшена солнечными дисками Ра; в основании короны разветвляются два закрученных по спирали бараньих рога; иногда, особенно в тех случаях когда подобные короны носили фараоны, с рогов хемхемет могли свисать большие уреи. В зависимости от контекста, бараньи рога являлись символом бога солнца Амона, создателя всего живого Хнума и лунного бога Яха.
Подобную корону иногда надевали поверх немеса. Название короны можно перевести как 'вопль' или 'военный клич'.
Корону хемхемет носили такие боги, как нубийский бог солнца Мандулис, львиноголовый бог войны Маахес и в редких случаях бог мудрости Тот. Ещё реже подобные короны носили фараоны.
До наших времён не дошло ни одного сохранившегося экземпляра короны хемхемет, поэтому неизвестно как они были устроены и из каких материалов их изготовляли. Есть только предположения, что они могли быть сплетены из тростника или какого-либо похожего материала (поэтому в научной литературе применительно к короне хемхемет нередко встречается название 'тростниковая корона'). (Взято с wikipedia и других источников)
Бенну (Бен-Бен) - в египетской мифологии птица - аналог феникса. По легенде является душой бога Солнца Ра. Название связано со словом 'вебен', означающим 'сиять'.
По легенде Бенну появилась из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии Бенну вырвалась из сердца Осириса. Изображалась в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Существуют также изображения Бенну в виде человека с головой цапли.
Бенну олицетворяла воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. Символизировала солнечное начало. (Взято с egyptopedia.info)
Поля Иалу или Иару (егип. Sḫt-j3rw 'поля камыша', 'поля тростника') - в древнеегипетской мифологической традиции часть загробного мира (Дуата), в которой праведники (или их Ка) обретают вечную жизнь и блаженство после суда Осириса. Прошедшего суд Осириса умершего проводит бог-хранитель Шаи в поля Иалу, путь к которым преграждают врата Тота. Чтобы их отворить, следовало произнести заклинание:
Дайте путь мне. Я знаю [вас]. Я знаю имя [вашего] бога-хранителя. Имя врат: 'Владыки страха, чьи стены высоки <...> Владыки гибели, произносящие слова, которые обуздывают губителей, которые спасают от гибели того, кто приходит'. Имя вашего привратника: 'Тот, кто [вселяет] ужас'.
В полях Иалу покойный получал жизнь, какую он вёл на земле, но обильнее и богаче. Умершего на работах должны были замещать ушебти, оставляемые в гробнице. От имени покойного над ушебти произносили или записывали на них заклинания с перечислением всех работ. В 109-й главе 'Книги мёртвых' говорится, что Иалу окружают стены из бронзы, ячмень растёт высотой в 4 локтя (1 локоть ≈ 0,5 м), полба высится на 9 локтей. Виньетка одной из глав 'Книги мёртвых' изображает поля Иару прорезанными полноводными каналами.
В 'Текстах пирамид' понятия о полях Иалу и Дуате, по верованиям Древнего царства на востоке, практически сливаются. С укреплением культа Ра, с эпохи Среднего царства в представлении древних египтян Поля Иалу стали представляться не на небесах, а под землёй, на западе. К концу Среднего царства с Осирисом отождествляется любой умерший, а не только фараон, а поля Иалу представляются как 'оазис' в Дуате, куда попадает прошедший суд Осириса умерший. Согласно древнеегипетской мифологии, ящик с телом Осириса его жена Исида обнаружила в зарослях камыша в Дельте Нила.
Олицетворявший модель мира храм по архитектурным канонам символизировал определённые религиозные представления древних египтян: потолок означал небо, стены - поля Иалу, пол - загробное царство.
Поля Иалу стали прообразом Елисейских полей (Элизиума) в древнегреческой мифологии.
Поля Иалу - поля рая, идеал народа-земледельца.
'Да пройду я свой путь и да буду я пахать. Я живу в мире с богом города и я знаю воды, и города, и номы, и озера, которые есть в Сехет-хетеп. Я пребываю там, я силен там, я стал духом (Ху) там, я вкушаю пищу там, я сею семена там, я пожинаю урожай там, я пашу там, я люблю там и я в мире с богом Хетепом (Ликующим)'.
Бог Ра обещает умершему следующее:
'Ты войдешь на небеса, ты пройдешь по небу, ты присоединишься к звездным божествам. Тебе будет воздаваться хвала в твоей ладье, ты будешь воспет в гимнах в ладье Атет, ты узришь Ра в его святилище, ты узришь Ра в его святилище, ты день за днем будешь вместе с его Диском'. (Взято с wikiznanie, wikipedia и других источников)
Шаи (др.-егип. судьба) - в египетской мифологии божество-хранитель человека, бог доброй судьбы, изобилия и богатства. Почитался также как бог-покровитель виноградарства. Культовый центр - город Шасхотеп на западном берегу Нила.
Будучи богом рока и судьбы, Шаи являлся чем-то наподобие ангела-хранителя человека в христианстве, если провести аналогии. Так же с образом Шаи связаны представления о довольстве, изобилии, богатстве. Он особенно почитался земледельцами, так как слыл богом-покровителем виноградарства.
Египтяне определяли этого бога в своем пантеоне, как мужа Месхент.
Считалось что Шаи определяет срок человеческой жизни. С рождения человека и до самой его смерти Шаи вместе с Месхент следит за делами и поступками человека, а на суде в загробном мире, при взвешивании сердца, выступает в качестве беспристрастного свидетеля, рассказывая Великой Эннеаде (девятке верховных богов) обо всех, хороших и плохих поступках человека. Если Суд признавал умершего безгрешным, Шаи провожал его душу в Поля Камыша.
Как бог благосостояния, Шаи мог быть как добрым так и не очень. Хорошему человеку он посылал удачу, а плохого - удачи лишал. Считается, что Шаи изначально решал, что произойдет с человеком при его жизни. Поэтому так же часто как у нас желают доброго здоровья и долгих лет жизни, в древнем Египте, люди желали друг другу благосклонности Шаи и Месхент.
Изображался в виде человека. Иногда в виде змеи. (Взято с БЭС, gufo.me, liveinternet и других источников)
Папирус Весткар (англ. Westcar Papyrus) - важный документ древнеегипетской литературы. Папирус назван в честь его первых европейских владельцев - членов семьи Весткар. C 1886 года находится в коллекции папирусов египетского музея Берлина (? 3033). В настоящее время папирус Весткар в интересах сохранности демонстрируется при неярком искусственном освещении. Впервые полная публикация перевода текста папируса была осуществлена немецким египтологом Адольфом Эрманом в 1890 году. Папирус традиционно датируется эпохой гиксосского владычества (ок. XVIII-XVI века до н. э.), описываемые в папирусе события происходили примерно на тысячелетие раньше - в XXVI веке до н. э. Этот факт не позволяет использовать папирус Весткар в качестве полноценного исторического источника, тем более, что по своему содержанию он является сборником легенд и сказок. Встречается датировка папируса XXVI-XX веков до н. э..
Слушателем этих сказок является Хуфу (Хеопс), фараон IV династии и владелец знаменитой Великой пирамиды, которому пять царевичей один за другим (видимо, в порядке старшинства) рассказывают сказки. Кроме этих сказок, отдельная часть повествования рассказывает о богоизбранности первых правителей V династии. Первые переводы папируса на немецкий и английский языки выходили с названиями 'Сказки папируса Весткар', 'Фараон Хеопс и колдуны' и 'Сказки Фараона Хеопса'.
Одну из легенд рассказывает царевич Джедефра (в других прочтениях - Дедефхор, Хардедеф). Этот принц объявляет Хуфу, что всё, что до сих пор слышал фараон (имея ввиду сказки своих братьев, рассказанные ими прежде), относилось к минувшим временам, а вот он, Джедефхор знает живого колдуна Джеди, которому известны "полные числа Тота". (Взято с wikipedia и других источников)
Тайна Весткарского Папируса. В связи с разночтениями этого древнего документа, связанными с плохой сохранностью, а также сложностями в переводе древних текстов (в которых прописывались обычно только согласные, а гласные - нужно было "додумывать"), возникла путаница в определении, что же такое "полные числа ipwt в wnt Тота"? Опустив различные другие версии, остановимся на наиболее правдоподобной, которую выдвинул Алан Х. Гарднер. Она заключается в том, что это - некие камеры в Святилище (wnt) Тота, некоторые из которых могли быть тайными. Поскольку фараон Хуфу (Хеопс) намеревался построить свой горизонт (гробницу), учитывая схему этого Святилища, его, очевидно, интересовала информация об этих камерах. Поэтому он очень обрадовался, когда услышал о том, что Джеди знает "числа Тота". Однако сам Джеди их не знал, но точно знал место, в котором находятся сведения о них: в комнате под названием Ревизия (очевидно архив) в (храме) Гелиополя. Они лежали там, в кремниевом ящике, возможно, в виде какой-либо храмовой отчетности или схемы. (Взято с bigpo.ru, hist.msu.ru и других источников)
*****
Стрейнджер был человеком необычным. Он никогда не жил, как все, потому что не был удовлетворен тем, что видел вокруг.
"Ведь должен же быть какой-то выход из всего этого? Разве можно просто так существовать среди этих, похожих друг на друга дней, одинаковых лиц, однотипных событий? Я попробую найти выход и вырваться из рабства обыденности", - думал он.
Однажды судьба улыбнулась искателю истины. Он узнал, что в Египет, на исследования памятников старины, оставшихся от древней цивилизации, отправляется группа любителей. Нужно было сдать определенную сумму денежных средств, чтобы стать ее участником и пройти собеседование у организаторов.
Стрейнджер увлекался древней историей, из которой - эпоха Древнего Египта была ему особенно интересна. Он без труда прошел собеседование, выказав обширные познания в вышеупомянутой сфере. Поэтому, начальник группы согласился даже немного уступить в размере необходимого взноса.
Стрейнджер собрал эту сумму, подготовился к экспедиции, прочитав массу литературы и добыв кое-какое снаряжение. К назначенному сроку, он присоединился к группе энтузиастов, и они вместе вылетели в Каир. Там их встретил местный проводник и экскурсовод, прикрепленный к исследователям. Он отвез их к месту раскопок одного из недавно открытых древних городов.
Это было прекрасное место, где когда-то процветало поселение египтян. В городе было множество храмов, обелисков, каменных исполинских изваяний, посвященных различным богам, которых так чтили эти люди.
Вначале, экскурсовод проинструктировал группу, о том, что можно делать и чего нельзя, а затем провел по всем руинам, попутно рассказав о том, что ему было известно, а также то, что уже удалось узнать ученым, проводившим изучение этих памятников архитектуры. Потом он удалился в свою палатку, сказав, что, если у прибывших возникнут какие-то вопросы, то они могут, без проблем, обращаться к нему, в любое время.
Исследователи-любители разошлись по развалинам, недавно отрытого из песка города, и принялись за их изучение. Стрейнджеру больше всего понравился некрополь - странное сооружение на отшибе поселения. Он много времени провел в изучении текстов, высеченных на его стенах. С тем багажом знаний, которые он получил, изучая древнеегипетские иероглифы, а также с помощью современных компьютерных программ, ему, без особого труда, удавалось переводить эти тексты и узнавать их смысл.
Так Стрейнджер узнал о Небесном Дуате, куда, по верованиям древних египтян, можно было попасть, если вести соответствующий образ жизни на земле, а затем, пройдя сложные испытания, достичь этой звездной обители.
Эта идея все больше и больше захватывала ум и воображение исследователя. Стрейнджер так погрузился в нее, что забыл обо всем на свете. Ему очень хотелось попасть в Небесный Дуат, потому что жизнь на планете Земля, казалась ему скучной и неинтересной.
Однажды, бродя по темным подвалам некрополя, со своим фонариком, сталкер случайно оперся на стену, казавшуюся прочной. Но, это была всего лишь тонкая перегородка из хрупкого рассохшегося известняка. Поэтому она не выдержала веса тела исследователя и рухнула, рассыпавшись на мелкие кусочки. За ней искателю открылась замурованная комната, довольно больших размеров. Квадратное помещение метров пять на пять, оказалось почти пустым. Только в центре находилось странное сооружение. Нечто вроде древнего алтаря.
Как только Стрейнджер ступил в его направлении, раздался глухой щелчок, - очевидно, он наступил на скрытую плиту, запускающую некий древний механизм. Он даже испугался этого звука, прокатившегося гулким эхом, по всем коридорам подземелья. Раскат разорвал абсолютную тишину и покой, царившие в лабиринтах подвала некрополя несколько тысячелетий к ряду. А потом, произошло то, чего сталкер никак не ожидал. Он был ослеплен внезапной вспышкой света. Перед ним, возле алтаря, возникли из ниоткуда человеческие фигуры в древнеегипетских одеяниях.
Любой другой человек, на месте Стрейнджера, наверняка бы испугался и бросился бежать, со всех ног, к выходу из этого жуткого места. Но, любитель древней истории и искатель истины, который пришел в эти катакомбы, именно за тем, чтобы постичь нечто новое, сверхъестественное, был, как говорят в народе - не робкого десятка. Ему удалось справиться, с охватившим его волнением и чувством животного страха. Собрав всю силу воли в кулак, он решил, во что бы то ни стало, узнать, что же здесь происходит?
Как только глаза исследователя привыкли к свечению, распространяемому от дивных полупрозрачных фигур, он сразу же понял, что перед ним никакие не призраки или привидения, а голографические трехмерные изображения высокого разрешения. Они были видны настолько отчетливо, что Стрейнджер мог, без напряжения, разглядеть даже тонкие узоры вышивки их одежд. К сожалению, звука не было. Поэтому, следить за происходящим исследователю пришлось, наблюдая все это, как немое кино.
Фигуры древних людей проводили какой-то загадочный ритуал, затем подходили к алтарю и совершали над ним манипуляции, которые активировали портал. Его проем появлялся в темноте комнаты. Как только очередной египтянин проходил сквозь него, он сразу же исчезал.
Вдоволь насмотревшись на эту немую картину, Стрейнджер решительно направился к алтарю. Когда он протянул к нему руку, верхняя крышка сооружения разъехалась в разные стороны и оттуда появилась гранитная панель, разделенная на три одинаковых части.
"А-а-а, понятно, очевидно здесь где-то вмонтирован датчик движения, который среагировал на мою руку", - сделал вывод искатель приключений.
На первой был высечен горизонтальный прямоугольник, с фигурками зверей под ним. На второй - вертикальный, - с силуэтами людей со звериными головами, внизу. А в центре третьей части располагался контур развернутого листа папируса. Никаких других изображений, в отличие от первых двух частей панели, под ним не было.
"Что же все это значит?", - подумал Стрейнджер.
Он хорошо запомнил ритуал, который проводили древние перед алтарем, потому что просмотрел его много раз на видео голограмме. Поэтому решил повторить его. Когда он совершал эти священные действия, к нему пришло озарение, - конечно же, как же он сразу не догадался!
Сталкер подошел к панели. На левой, самой первой части, под горизонтальным квадратом он выбрал фигурку собаки, - черного, лежащего на груди пса. Как только он к ней прикоснулся, изображение этого зверя засветилось зеленым неоновым свечением на горизонтальном треугольнике. Стрейнджер даже вздрогнул от неожиданности. Но, радость от того, что был сделан правильный выбор, пересилила страх.
- Это Анубис - проводник в царство мертвых! - воскликнул искатель.
На второй части панели Стрейнджер без труда нашел нужное изображение - человеческую фигурку с головой дикой собаки Саб. В правой руке зверолюд держал какой-то необычный посох со странным набалдашником вверху и двойной вилкой внизу, а в левой - анкх, египетский крест, - символ жизни древних египтян. Второй прямоугольник также засветился выбранным изображением.
А над третьей частью сталкеру пришлось здорово поломать свою голову. Он сразу же понял, что в высеченный на камне лист папируса, нужно что-то вписать. Только вот что? Это была сложная загадка...
Догадка пришла к нему через некоторое время. Стрейнджер набрал в поисковике своего портативного компьютера фразу: "иероглиф, обозначающий имя древнеегипетского бога Анубиса". Выпало несколько вариантов написания этого символа.
- Интересно, как же мне вписать сюда этот иероглиф? Не вижу ни кисти, ни грифеля, ни пера - никакой писчей принадлежности, похоже, здесь нет... Даже выцарапать нечем. К тому же гранит, очень твердый материал. На нем не так-то просто что-нибудь высекать, без надлежащих инструментов, - размышлял Стрейнджер.
Он прикоснулся пальцем к поверхности камня и провел по нему линию. Вначале, гранит показался холодным на ощупь. Линия засветилась мягким свечением, а материал под пальцем сразу же стал теплым.
- Теперь все понятно, - это сенсорный экран, - улыбнулся исследователь.
Один из вариантов иероглифа подошел, и вот, уже третья часть головоломки была разгадана. Нечто внутри каменного алтаря зажужжало, - пол, казалось, пришел в движение. Всем своим телом Стрейнджер ощутил вибрацию.
Он отчетливо услышал фразу, очевидно обращенную к нему, на древнем языке. Она звучала вопросительно. Исследователь понял, что интеллектуальная система, вмонтированная в гранитное сооружение, хочет услышать от него нечто. Но вот что?
Искатель стоял в нерешительности. Скорее всего, система управления порталом находилась в режиме ожидания.
- Так, все символы я ввел, панель управления активирована, очевидно, не хватает пароля, который, видимо, я должен произнести вслух, - это понятно. Но, как же мне узнать это кодовое слово? Вариантов ведь бесчисленное множество. Ммммм... Раз иероглиф и все рисунки здесь на одну тематику, очевидно и пароль должен быть в этой же теме. Точно! Это же Анубис, - нужно произнести его имя на древнеегипетском языке, - размышлял Стрейнджер.
Он затребовал звуковой переводчик в своем компьютере и прослушал варианты произношения имени этого бога, обязанностью которого было - проводить души усопших в царство мертвых. Проблема с произношением его имени заключалась в том, что на протяжении многих тысячелетий, пока существовала одна из самых древних цивилизаций на земле, язык египтян претерпевал существенных изменений, особенно в части написания иероглифов и звучания слов. Сталкеру пришлось изрядно потрудиться, произнося имя Анубиса на разный манер, - меняя тональность, ударения, тембр... Наконец, система все же приняла один из вариантов, предложенный искателем истины и активировала портал. Он заискрился перед первопроходцем разрядами пульсирующей энергии.
Стрейнджер перебросил через плечо свой рюкзак и решительно шагнул в неизвестность...
Как только исследователь пересек энергетическую воронку, его сразу же швырнуло в некое подобие коридора, пронизывающего черную пустоту. Затем, в панораме вокруг себя, он увидел множество звезд. Они были так близки и прекрасны, как никогда в жизни. Казалось, что до небесных светил, можно было дотянуться рукой. Звезды мерцали приятными огоньками, и эта картина чем-то напоминала гирлянды рождественской елки. Путешественник, как зачарованный наблюдал эти, чьи-то сияющие солнца, рассыпанные в пространстве. Их было так много, а видны они стали так отчетливо, что даже рябило в глазах. Увлеченный наблюдением столь фантастического видения, странник позабыл все на свете, поэтому совсем не заметил, сколько времени занял процесс перемещения в пространстве через портал.
Наконец, Стрейнджера буквально выкинуло в комнату, очень похожую на ту, из которой он стартовал. Она была как зеркальное отражение последней. Но, в отличие от нее, это помещение было заполнено множеством разных предметов. Искатель внимательно осмотрел все вокруг.
Прежде всего, он обратил внимание на надпись, сияющую крупными древними иероглифами прямо на стене, перед собой. Было понятно, что она имеет важное значение, но перевести фразу сталкеру не удалось. Тогда он продолжил изучать содержимое комнаты.
Прямо под надписью, на стене, висело множество амулетов тонкой искусной работы. Стрейнджер восхищенно рассматривал работы древних мастеров. Они были так прекрасны, что глядеть на эти произведения искусства можно было часами, ведь ни в одном музее или галерее на Земле, невозможно увидеть столько удивительных предметов старины, собранных в одном месте. Больше всего внимание искателя привлек амулет Уаджет. Стрейндеж сразу же узнал его по "оку Гора", - глазу из прозрачного, светящегося различными оттенками материала. Ему очень захотелось надеть этот охранный амулет, обладающий защитными свойствами, как это рассказывалось в древних преданиях.
Как только Стрейнджер надел на себя амулет Уаджет, произошло чудо. Внезапно, его зрение и восприятие изменилось: он стал видеть четче и лучше. Теперь, путешественник мог различать даже мельчайшие пылинки в воздухе! Кроме того, его зрение обрело свойство некоего сканнера. Сталкер смог разглядеть даже то, что происходило за стенами помещения! Сверху и снизу, по бокам, на несколько уровней в разных направлениях, везде были коридоры, освещенные приятным молочным светом, напоминающим диодное свечение. Создавалось впечатление, что путешественник находится в многоуровневом лабиринте.
Стрейнджер покрутил "глаз", вмонтированный в амулет и, с помощью такой манипуляции, смог увеличивать и уменьшать дальность своего сканера. Потом он нажал на "око" и тогда, его видение оторвалось от тела и свободно стало перемещаться в том направлении, в котором ему хотелось. Превратившись в глаз Гора, сознание Стрейнджера пролетело по длинному коридору и очутилось в соседней камере. Это была просторная большая комната, в которой находилось несколько десятков свирепого вида воинов, облаченных в древние доспехи. Стражники держали в руках оружие. Встреча с ними не предвещала ничего хорошего. Однако пока что размышлять о том, как преодолеть это препятствие, у искателя не было времени. Он вернул свое сознание обратно в тело и продолжил изучение помещения.
К своему удивлению, Стрейнджер теперь свободно смог прочитать надпись на стене. Очевидно амулет Уаджет, позволял не только сканировать, но и переводить любую информацию на понятный его владельцу язык. Эта ментальная связь была очень полезной с точки зрения восприятия. Теперь исследователю не было никакой нужды в использовании компьютера и интернета, который очевидно здесь не работал. Искатель очень обрадовался такому приобретению и прочитал надпись. Она гласила:
"Приветствие прибывшему через портал! Отныне ты в царстве мертвых - Небесном Дуате. Путь в Зал Правосудия сложен и полон различных препятствий и испытаний. Ты можешь взять себе три предмета из тех, что лежат перед тобой. Подумай, прежде чем сделать выбор. Ибо от него зависит, сможешь ли ты пройти Лабиринт Испытаний и получить достойную награду".
"Ну, что же", - подумал Стрейнджер: "Амулет Уаджет я уже взял, осталось присовокупить еще 2 вещи. Нужно будет хорошенько подумать о том, что же мне может пригодиться из всего этого изобилия?"
Он решил не торопиться и стал внимательно изучать диковинные предметы. Взгляд его привлекли ушебти - статуэтки, которые обычно, древние египтяне аккуратно складывали в ящики и размещали в склепах. По их верованиям, они должны были замещать усопшего на тяжелых работах в загробном мире, чтобы освободить его от обременительного повседневного труда. Ничего бы удивительного в них не было, но, к своему изумлению, Стрейнджер заметил среди множества других фигурок - свою собственную копию! Это было невероятно, - кто же мог положить сюда его двойника, воплощенного в искусной работе некоего мастера?
Сталкер взял в руки статуэтку. Она, чем-то напоминала игрушки, которыми он играл в детстве, - трансформера, потому что у нее свободно двигались конечности, и можно было отсоединять некоторые детали облачения. Одеяние скорее напоминало легкую броню: анатомическая кираса, подобная той, что изготавливали римляне (лорика мускулата); штаны из плотной кожи, покрытые металлическими пластинами; плащ из такой же защитной кожи, прошитый, вдобавок, тонкой металлической сеткой, очевидно, - для придания ему лучших защитных свойств; стальной шлем и сапоги со щитками. Такая броня обеспечивала прекрасную защиту всему телу, вот только зачем она была нужна этой статуэтке, исследователь никак не мог понять? Когда он снял лорику мускулату с этого трансформера, то смог прочитать под ней надпись, видимо, означавшую инструкцию пользователя:
"Установите желаемые размеры заместителя".
Под надписью находилась сенсорная кнопка. Она в точности повторяла узор отпечатка указательного пальца правой руки Стрейнджера! Искатель прикоснулся к этой кнопке. Прозвучал глухой металлический голос:
- Задайте параметры.
Стрейнджер не стал торопиться и начал размышлять вполголоса:
- Так, если я сделаю этого ушебти слишком большим, то он будет незаменим как воин, сможет противостоять очень сильным противникам, перемещать тяжелые предметы, убирать препятствия и завалы с моего пути, но... не будет в состоянии пройти там, где я. И тогда станет бесполезным в моих путешествиях по лабиринту. Нет, это не годится. Тогда, может быть, мне стоит ограничиться маленькими размерами своего помощника? Ведь он будет в состоянии пролезть даже в очень узкую щель, туда, куда я не смогу дотянуться рукой... Но, в других ситуациях будет мне совершенно бесполезен. Нет уж, мне нужен универсальный попутчик. Поэтому, сделаю я его, пожалуй, таким же, как и я.
Эта идея показалась Стрейнджеру очень полезной. И тогда он произнес вслух свою команду:
- Пусть этот ушебти примет мои параметры. Желаю видеть заместителя своей точной копией.
В то же мгновение статуэтка увеличилась в размерах до его уровня. Глаза трансформера ожили и засветились зелеными огоньками.
- Каковы будут ваши указания, хозяин?
- Да это же андроид, - догадался сталкер.
- Будешь сопровождать меня... И вот еще что, сними-ка ты с себя эти доспехи. Пожалуй, я в них облачусь.
- Исполняю.
Ушебти снял доспехи и протянул их Стрейнджеру. Андроид был сделан из неизвестного искателю материала. Он был довольно плотным, но пружинистым. Поэтому, это никак не мог быть металл. Но и на резину или пластик тоже совсем не походил. Исследователь справедливо рассудил, что биороботу будет вполне достаточно и той защиты, которую обеспечивало ему это покрытие, а сам оделся в его защитное облачение. Теперь все тело путешественника по иным мирам стало прикрыто надежной броней. Когда же он водрузил себе на голову стальной шлем, то услышал новую инструкцию, прозвучавшую внутри него:
- Для активации силовой оболочки дайте голосовую команду.
- Здорово! - воскликнул искатель приключений.
- Ну, что же, два предмета я выбрал, осталось третий.
Стрейнджер долго изучал содержимое комнаты, размышляя над каждым предметом, который привлекал его внимание. Однако больше всего ему приглянулся жезл с набалдашником в виде головы кобры и заостренным концом, представляющим двойную вилку, - с другой стороны. На нем была выгравирована надпись: "Указатель пути". Путешественник взял жезл в руки, ощутив приятную тяжесть.
Теперь, когда все приготовления были завершены, можно было отправляться в опасный путь по катакомбам.
Стрейнджер вспомнил, что в соседнем помещении находится целый отряд суровых стражников. Он активировал силовую броню и решительно направился туда, дав команду своему роботу прикрывать его. Как только они с андроидом пересекли порог помещения с охраной, в них полетели стрелы и дротики. Большинство из них попали в киборга, не причинив последнему никакого ущерба. Однако несколько все же долетели до сталкера, отскочив от силовой оболочки его интеллектуальной брони.
Воины бросились на них. Андроид, хоть и двигался очень быстро, не успевал отражать атаки этих искусных бойцов. Было ясно, что скоро они прорвут его оборону и примутся за Стрейнджера. Тогда, он взял в руку свой защитный амулет, поднял над головой, и произнес:
- Да освятит сияние Ока Гора сию местность!
Амулет вспыхнул ярким светом, ослепив сталкера. Когда же зрение вернулось к нему, в комнате кроме него с киборгом больше не было никого. Очевидно, волшебный свет Ока, каким-то образом, рассеял и дематериализировал их тела, дезинтегрировав то вещество, из которого они состояли. От них не осталось вообще ничего. Помещение было совершенно пустым.
- Ну что же, похоже, я прошел первое испытание. Интересно, сколько же их будет еще? - пробормотал Стрейндежер, взволнованно.
Он прошел по коридору и вышел в следующую камеру катакомб. Там не было никаких охранников. Но и выхода из нее тоже не наблюдалось. Похоже, что это был тупик. Однако внимательно изучив стены, потолок, а затем пол, исследователь заметил в нем два небольших углубления. Стренджер попробовал вставить в них вилку своего посоха. Пазы подошли идеально. Тогда он прокрутил свой "Указатель пути" по часовой стрелке. Раздался щелчок и одна из стен комнаты раздвинулась. Проход был открыт и путешественник смог пройти в следующее помещение.
В нем тоже не было никаких дверей и выходов. А на стене, над изображением головы кобры, красовалась надпись:
"Змея откроет путь ищущему".
Стрейнджер задумался. Потом посмотрел на свой посох.
- А ведь его набалдашник и есть головой змеи, - промолвил он вслух.
Искатель протянул посох к изображению кобры на стене и коснулся его. Стена превратилась в некое подобие экрана монитора. На ней появилось изображение темного неба, усеянного множеством звезд. Мерцающих точек было так много, что они невольно рассеивали взгляд наблюдателя.
Стрейнджер понял, конечно, что ему нужно найти нужные светила на экране. Однако искать их в таком бесчисленном множестве вручную было бы смерти подобно. Ему подумалось, что можно как-то найти решение этой головоломки попроще. Он внимательно осмотрел набалдашник своего шеста. Что-то во взгляде кобры, которую он представлял, показалось странным и очень знакомым сталкеру. Эти глаза... они ему напоминали нечто... но что же? Стрейнджер никак не мог вспомнить. Тогда он прикоснулся сначала к одному, затем к другому. Глаза змеи стали светиться, точно так же как и у его андроида.
- Ага, очевидно, это тоже, вмонтированные устройства! - догадался исследователь.
Он направил голову кобры в сторону стены-монитора и стал водить ей по звездному небу. Лучи, исходившие из ее глаз, активировали сначала одну, затем другу, а потом и третью звезду из треугольника, обозначавшего Голову Змеи соответствующего созвездия. Эти светила, возгорелись особым свечением, затем между ними появились линии, соединившие их в треугольник. Фигура заняла собой центральную часть экрана. Потом он погас, обнажив то, что скрывалось за ним, - треугольную дверь с пазом в виде головы кобры по центру. Стрейнджер вставил свой "Указатель пути" в это углубление. Раздался гулкий скрежет, и дверь рассыпалась на мелкие куски, вместе с посохом, обнажив треугольный проем. Путь из этого тупика был открыт, правда, Стрейнджер лишился своего посоха. Но, делать было нечего, нужно было продолжать путь по этому лабиринту. Который привел его к следующему помещению.
Здесь дорогу преграждала дверь с предостерегающей надписью:
"Подумай семь раз, прежде чем входить. Сей страж - Каменный Голем, лишен чувств и эмоций, свойственных живым существам. Он не восприимчив к оружию и магии. Подле него может пройти только такой же, как он. Всех живых каменный страж обращает в прах".
Рядом с большой дверью с предостережением, находилась маленькая, с надписью: "Обход". Но, как ни пытался Стрейнджер открыть ее, у него не выходило. Силы его андроида тоже было недостаточно, чтобы сокрушить это препятствие. Нужно было искать другое решение.
- Надпись гласит, что возле голема может пройти "такой же как он". Что же это значит? Если все живое вызывает такую страшную агрессию у стража... очевидно, двигаться в его районе может только неживое. Но, как же такое возможно?
Стрейнджер посмотрел на своего киборга, ожидавшего команды и тут, ему в голову пришла одна идея. Он приказал андроиду проследовать в комнату со стражем, а сам, остался в коридоре, сопровождая робота своим наблюдающим Оком Гора.
Внутри, действительно, был голем чудовищных размеров. Казалось, он занимал практически все пространство помещения. Голем стоял недвижимо, застыв, как каменная глыба в своем тысячелетнем бдении на посту. Каменный страж не обратил никакого внимания на киборга, ведь тот был созданием, лишенным искры жизни, так раздражавшей этого охранника. За его спиной был проход в следующий коридор, но он не интересовал Стрейнджера. Осмотрев своим виртуальным глазом стены камеры, он обнаружил на одной из них рычаг, над которым была надпись: "Обходной коридор". Искатель дал команду андроиду и тот дернул его за ручку. В тот же момент маленькая дверь, которую они не могли открыть отворилась. Еще одна загадка лабиринта была разгадана.
Стрейнджер тяжело вздохнул, пробираясь по узкому ответвлению от основного коридора. Он с большим трудом протискивался внутри него и благодарил себя за мудрое решение сделать своего андроида точной копией себя, ведь если бы он задал ему параметры гиганта, тот никогда не смог бы проследовать за ним в такое узкое пространство.
Сталкиер вышел с другой стороны от помещения с Каменным Големом и увидел его могучую спину в проеме. Задерживаться здесь у искателя не было никакого желания. Поэтому он проследовал дальше.
В просторном помещении, в котором он оказался на этот раз, не было никого. Оттуда было два выхода. Надпись на стене между ними гласила:
"Перед тобою два пути,
Что предназначены вести,
Где левый выкручен петлей
По кругу движет он тобой.
А правый - ровная стезя
Там есть загадка для тебя.
Не каждый сможет отгадать,
Что нужно будет отдавать".
Когда Стрейнджер дошел до середины комнаты, в проеме левого прохода появилась голограмма женщины в древнем одеянии. Она произнесла:
- Это Путь Блужданий. Кто выберет его, - будет долго скитаться по Лабиринту Испытаний.
Затем голограмма погасла и вспыхнула в проеме правой двери.
- Это Путь Лишений. Хотя он прямой и короткий, избравший его должен быть готов на жертвы.
Стрейнджер подумал так:
- У меня нет времени вечно блуждать по этим катакомбам. А жертвы... Разве я итак уже не пожертвовал многим, что попал сюда?
Поэтому он выбрал Путь Лишений и прошел в правый коридор. В конце него располагалось помещение с глубоким проемом посередине. Оно чем-то напоминало миниатюрный амфитеатр. Когда Стрейнджер взглянул вниз, на этот импровизированный манеж, то ужаснулся. Он увидел там чудовище с головой крокодила. Древний Левиафан, грандиозных размеров хищно наблюдал за ним.
- Очевидно это Себек, точнее одна из его ипостасей. Хорошо, что он находится там, внизу, а не прямо передо мной - тихо прошептал Стрейнджер, поежившись от страха.
Рептилия клацала ужасными зубами, оскаливая громадную пасть. Двери в конце помещения, конечно же, были заперты. На них красовалась надпись:
"Ты много согрешал в своей жизни, а наказание за грех - смерть. Пройти дальше может только тот, кто очищен от этого тяжкого груза".
- Как же я смогу пройти дальше, если погибну в наказание за свои грехи? - Стрейнджер потер лоб, находясь в тяжких раздумьях.
- Я вижу только один выход.
Сталкер подозвал к себе своего верного андроида и промолвил:
- Возлагаю на тебя все свои согрешения. И как мне не жаль расставаться с таким попутчиком, все же придется отправить тебя туда, - Стрейнджер указал киборгу на пасть крокодила.
- Исполняю, хозяин.
Андроид спрыгнул вниз, со словами:
- На мне почили грехи Стрейнджера.
Чудовище моментально проглотило биоробота. Двери в следующий коридор отворились, и путешественник проследовал туда, сожалея об утрате своего ушебти.
Последняя комната была самой большой. Ее завершали исполинские ворота с надписью: "Зал Правосудия". В середине помещения возвышался алтарь. На нем было написано:
"Оставь здесь все из жизни прошлой, дабы обрести возможность получить жизнь новую".
Рядом с алтарем висела туника и полосатый головной убор, чем-то напоминающий парик.
Стрейнджер с сожалением снял с себя броню андроида, всю земную одежду, потом положил на алтарь и свой рюкзак исследователя со всевозможными полезными вещами и инструментами. Все это моментально исчезло, как только он водрузил предметы на поверхность алтаря.
Искатель облачился в новую одежду, оставив при себе только амулет Уаджет.
Когда сталкер подошел к Вратам, те сами отворились перед ним. Так он попал в Зал Правосудия.
Вначале Стрейнджер оказался в помещении, которое, пожалуй, можно было бы назвать приемной. Это было нечто вроде ресепшена или секретариата, предварявшего главную залу. Однако никаких секретарей, как в оных, в этом "предбаннике" не было. Не было там и дверей, ведущих в Великую Залу или какого-нибудь прохода.
Когда исследователь вышел на середину этой комнаты, то был ослеплен ярчайшим светом.
Внутренний голос подсказал страннику:
- Это сияние Ра, - Бенну.
Искатель сконцентрировался и вспомнил те слова, что следует произнести перед Великим Чертогом Обоюдной Истины - Залой Правосудия:
- Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришёл к тебе, господин мой. Ты привёл меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твоё, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобой в Чертоге Двух Истин, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчёта перед лицом Благого Ушефера.