Горюшкин Игорь Иванович : другие произведения.

Семь законов диалектики с точки зрения современной науки, здравого смысла и логики. И "моего" Гегеля! (научная статья, из ж.: "Инновация. Наука. Образование", 2021)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:

      Впервые с позиции логики, здравого смысла, успехов современного естествознания и общественных наук, - автором статьи делаются выводы, что окружающий нас мир и наши представления о нем формируются на основе (ни менее) семи законов, - законов "Диалектики здравого смысла", это: трёх объективных универсальных закона развития: 1) закона взаимодействия, 2) закона эффективности взаимодействия и 3) закона энергозависимости взаимодействия. И четырех субъективных законов, это: 4) закона осознания, 5) закона разрешения социальных противоречий, 6) закона: "Движение - всё, цель - ничто" и 7) закона недостоверности информации: "Дурят нашего брата".

       Ключевые слова: диалектика здравого смысла, семь современных законов диалектики, закон взаимодействия, закон эффективности взаимодействия, закон энергозависимости взаимодействия, закон осознания, закон разрешения социальных противоречий; закон "движение - всё, цель - ничто"; закон недостоверности информации: "дурят нашего брата"; мой Гегель
                   =


На
 главную... ]

На
  Самую главную... ]

-->/    ( = Увеличить!? =) Горюшкин Игорь, фотомонтаж: Электронная научная библиотека, Инновации. Наука. Образование.  ? 39,  498- 510. Диалектика здравого смысла, превращение реальности, действительность, результат осознания. И моего Гегеля, диалоги с читателем -->/    ( = Увеличить!? =) Горюшкин Игорь, фотомонтаж: Гегель, 1831 г.: Диалектика здравого смысла, превращение реальности, действительность, результат осознания. И моего Гегеля, диалоги с читателем


   Keywords, ключевые слова: диалектика здравого смысла, семь современных законов диалектики, закон взаимодействия, закон эффективности взаимодействия, закон энергозависимости взаимодействия, закон осознания, закон разрешения социальных противоречий; закон "движение - всё, цель - ничто"; закон недостоверности информации: "дурят нашего брата"; мой Гегель


"Что разумно, то и действительно,
    а что действительно, то и разумно...
  (здесь, и далее - выделения и смысловое редактирование, мои - Г.И.)"/ Георг Гегель,
   Философия права, Предисловие, 1820 г., нем..
→  →  [ Смысловое редактирование?.. А подробнее!..
-->/    Горюшкин Игорь: фотомонтаж, Журнал: Инновации. Наука. Образование. ? 39, 498- 510. Семь законов диалектики с точки зрения современной науки, здравого смысла и логики. И моего Гегеля!, диалоги с читателем


  Горюшкин Игорь Иванович
   Семь законов диалектики с точки зрения современной науки, здравого смысла и логики. И "моего" Гегеля!

→  →[   Инновации. Наука. Образование: 2021 (август), номер 39. - С. 498-510




  "Диалектика здравого смысла" как научное знание

  Знания могут быть научными, то есть опирающиеся на эксперимент, исследование, логику и доказательную базу. Например, физика. И не научными, - ни на что такое не опирающиеся, а лишь ссылающиеся на авторитет "учителя, наставника или некое откровение". Например, теология. Которая - искусство... Искусство манипулирования сознанием, основывающееся на феномене человеческой психологи.

  Или вот, например, медицина, опирающаяся как на научные знания, так и на "экспертное мнение", то есть на авторитет. А, следовательно, отчасти и медицина, тоже - искусство... Искусство манипулирования... Хотя, "сегодняшняя медицина больше склонна относить себя к науке..." [1, с.41].

  Так может и диалектика, как и философия, - в какой-то своей части или смысле - то же не наука? Вот, например, одно из экспертных мнений. "Диалектика - не наука, а особый стиль мышления..." [2, с.15].

  Чтобы диалектика, как и философия - оставалась научным знанием, она должна опираться на исследования, логику и доказательную базу. Потому что критерием истины в науке - пока остаётся практика. А диалектика с позиции "здравого смысла" [3], - и есть диалектика, опирающаяся на научное знание, то есть имеющая практический смысл...

  А почему: и "моего" Гегеля?

   Как писал в 1831 году сам Гегель, в Предисловии ко второму изданию своей "Науки логики": "К новой обработке "Науки логики" я приступил с полным сознанием как трудности и предмета, и его изложения, так и несовершенства моей его обработки... сколько я не старался, после многолетних занятий этой наукой, устранить это несовершенство" [4, с.81].

   В виду чего (и поэтому) все, цитируемые здесь и далее - фрагменты текста Гегеля, - были мною отредактированы (в смысле логики и здравого смысла).

   Привожу пример такой обработки (так было до редактирования):

   "Сущность, происходя из бытия, по видимости противостоит ему; это непосредственное бытие, во-первых, есть то, что несущественно. Однако оно, во-вторых, есть нечто большее, чем только несущественное, оно бытие, лишенное сущности, видимость."[5, с.12].

   А так это, после моего редактирования:

   "Несущественное есть нечто большее, чем только несущественное; оно есть бытие, лишенное сущности, то есть оно - лишь видимость..."
  Вот поэтому и - "мой" Гегель.

  Здравый смысл и "научный метод" Гегеля

   Гегель утверждал, что в его диалектике как науке - его ведёт само "понятие", тогда как нас, в нашем исследовании и анализе - кроме понятия, ведут ещё и традиционная логика, и здравый смысл! Притом, что мы разделяем и некоторые позиции самого Гегеля.

  "... Результат отрицания есть определенное отрицание, имеющее некое содержание. Оно и есть новое понятие, более высокое, более богатое, ибо оно обогатилось его отрицанием или его противоположностью; оно теперь содержит в себе и старое понятие, и есть единство его и его противоположности... Так вообще должна образовываться система понятий, - и в неудержимом чистом, ничего не принимающем в себя извне движении получить свое завершение." [4, с.108].

   То есть, диалектику как "научный метод" Гегель представлял как спекулятивный мыслительный процесс, снимающий (устраняющий) противоположность понятий, за счет объединения их в "новом" понятии, в котором, имевшееся "противостояние понятий", вдруг - исчезало! Отсюда, собственно, и понимание гегелевской диалектики как процесса развития и "движения" понятий и как - спекулятивная диалектика.

  "Постижение противоположностей в их единстве... и есть отрицательное, и есть диалектическое, и есть спекулятивное..." [4, с.110].

   Энгельс Ф. же, в своих черновых набросках к книге "Диалектика природы" писал: "Диалектические законы, по сути, являются реальными законами развития природы... Ошибка Гегеля заключается в том, что он, эти законы, вывел не из природы и истории, а "навязал" природе и истории как законы мышления..."[6, с.296].

   Существует и другое понимание диалектики и диалектической логики. Например, Ильенков Э.В. [7]. Или Спиркин А.Г [8] И другие.

   Безусловно, и это, другое понимание... - также имеют право на существование. Вопрос лишь в том, что это даёт для современного естествознания или, для понимания общественного развития (то есть, обладает ли это практической, предсказательной силой и, если обладает, то в чём это заключается)?

   Гегель (мой Гегель) на это счет полагал, что: "Философия есть объективная наука об истине, о необходимости истины, о познании истины посредством понятий, а не мнение о ней, и тем более - не тканье паутины мнений..."[9, с.12]. И что "...истина всегда останется тем великим словом, которое заставляет сердце непредубежденного человека - биться сильнее.. ." [9, с.13].

  Лично мне возразить ему нечего. Потому как каждый из нас может иметь свое мнение... и о диалектике, и об истине. Не правда ли?

  "Диалектика здравого смысла" и её семь законов

   Диалектика здравого смысла (как совокупность законов развития), применительно к окружающей нас действительности, базируется, в нашем понимании, на трех универсальных объективных законах и четырех субъективных. Причем, мы утверждаем, что основным законом диалектики как развития - является "закон взаимодействия"!

  Логически это вытекает из того факта, что ничто в нашем мире не совершается без взаимодействия; ничто в мире не существует без взаимодействия и ничто в мире не развивается без взаимодействия.

   Хотя, разумеется, всё в нашем мире - "относительно"!

   Причем, закон взаимодействия хотя и является основным, но - не первым. Поскольку первым для вида homo sapiens (не путать с homo debilis! ), следует считать закон осознания действительности, или - "закон осознания".

   "Именно философия представляет собой проникновение в разумное, постижение наличествующего и действительного, а не представление потустороннего, существующего лишь в заблуждении пустого рассуждательства или ещё бог знает где..." [10, с.53] .

  "Взаимодействие" как основной закон (первый) диалектики здравого смысла

   Закон "взаимодействия" объектов (субъектов) материального мира друг с другом - означает, что если нет "взаимодействия", то нет и возможности для развития, а значит и "нет ничего"!

  Это становится очевидным, если вспомнить третий закон Ньютона (из учебника по физике для 7-го класса), что: любому действию всегда есть противодействие, равное ему по силе... - и, следовательно, любое действие - рождает взаимодействие.

  На что мне могут и возразить, что мол "Взаимодействие, это одна из основных философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого." И что это было сформулировано ещё Ф. Энгельсом [11, с.6].

   Так я, разве против?

   Однако, у Энгельса взаимодействие, это - одна из основных философских категорий.

  А я утверждаю, что по сущности "взаимодействие" можно рассматривать и как основной диалектический закон в "Диалектики здравого смысла" (здесь нет противоречия, поскольку контекст здесь другой, это "другая диалектика"). Энгельс же о взаимодействии как диалектическом законе и связи его со здравым смыслом, кажется, ничего не писал!?

  В отличие от Г. Гегеля, который утверждал, что: "Здравый человеческий рассудок как раз и ни всегда есть здравый!.." [4, с.143].

   Но почему, собственно, главным (и основным) законом "Диалектики здравого смысла" как развития, - должен быть "закон взаимодействия"?

   (Взаимодействие - воздействие различных субъектов, предметов, явлений... влияние друг на друга; действия, обусловливающее изменения / Из толкового словаря)

   Судите сами. Для того, чтобы, например, "закон взаимного проникновения противоположностей" (второй закон диалектики, в формулировке Ф. Энгельса [6, с.296] заработал, ему должны предшествовать ряд фактов: наличие соответствующих понятий (для этих объектов и субъектов) как и факт самого "взаимодействия".

  Думается, что это очевидно: если нет понятий о чём-то, нет и понимания о взаимодействии или развитии, и нет ничего... Ничего!

  Так как нет главного - осознания этого через соответствующие понятия. Хотя, разумеется, что само по себе взаимодействие в материальном мире не может зависеть от нашего, с Вами, понимания. Окружающая нас действительность есть лишь - отражение её в нашем сознании, но отражение только в той части, которая нами в настоящий момент осознается в форме понятий.

  Очевидно ведь, что для кого-то и Солнце может продолжать - всё ещё вращаться "вокруг" Земли!? Но, зависеть это будет ведь не от Солнца, а от нашей способности к рефлексии, и к осознанию.

  Закон "эффективности взаимодействия" (второй закон)

   Закон "эффективности взаимодействия", из которого следует, что чем слабее взаимодействие (слабая эффективность взаимодействия!), тем быстрее в системе (состоящей из взаимодействующих объектов, субъектов) накапливаются ошибки взаимодействия и тем раньше такая система начнет разрушаться: "болеть", стареть, умирать; из чего также следует, что если в окружающем нас мире нет "ничего совершенного" (эффективно и безошибочно взаимодействующего), то - в таком мире нет и ничего вечного.

   Проиллюстрировать смысл закона "эффективности взаимодействия" можно на примере - автомобиля. У которого из-за износа резины колес - она стала "лысой". Спрашивается, на каком очередном повороте дороги, Ваша машина окажется в кювете и по какой причине!? Или - произойдёт что и похуже!

  Закон "энергозависимости взаимодействия" (третий)

   Закон "энергозависимости взаимодействия", из которого следует, что вне энергии (вне энергетических потоков) нет взаимодействия, а без взаимодействия - любые объекты и системы действуют по инерции (первый закон механики, Ньютона): время для них как бы - останавливается и, следовательно, исчезает и сама возможность развития (типа, "Под лежачий камень - вода не течёт...")

  Что касается примера энергозависимости, то "неиссякаемым" источником энергии (потока энергии) для планеты Земля - является Солнце, от энергии солнечного света которого зависит всё на земле живущее. И всё это, лишь следствие законов физики: всего лишь - следствие!

  Прибавление. Допускаю, что ни все из нас эту физику "проходили", а может даже и "слышали"... Остается надеяться, что сама физика этого даже не заметила!

  Диалектика как осознание понятий

   Гегель в своих работах не случайно считал (явно или подсознательно), что не природа сама, а сначала - понятие "природа" эволюционирует у нас, в нашем мышлении. Да и в понимании автора данной статьи, именно эволюционирование понятий и есть начало диалектики здравого смысла.

   "Природа представляет собой отрицание, потому что она есть отрицание понятия природа..." ..." [12, с.32].

  В подтверждение Гегелевской мысли, что "всё есть понятие, и всё есть познание истины посредством понятий..." [9, с.12], давайте представим, как все понятия из нашего мышления, вдруг, - исчезли! Совсем...

  Во что, разрешите полюбопытствовать, тотчас превратится окружающая Вас действительность!?

   И чего молчим?

  - "Бе-е-е!.. Ме-е-е!..." А может, "Ку-ка-реку!?"

  Так не получается ли, что в известном смысле Гегель - прав (или, не так уж и не прав)! Окружающий нас мир, он только потому такой, что это мы его так "поняли" (я не утверждаю, что придумали), таким "создали" через инструмент мышления, анализа и опыта, через набор эволюционировавших понятий. Мир меняется и развивается, конечно, и без наших понятий о нем... Но для понимания этого, для осознания - характер этих изменений сначала должен отразиться в нашем сознании. Мир должен сначала быть осознан нами (на основе наблюдений, фактов и умозаключений), то есть через понятийный аппарат и затем - выражен, сформулирован через понятия же, таким или иным образом.

   Во времена, например, Средневековья (с 5-го по 15-й век), мир понятийно тоже менялся, эволюционировал. Но понятийный аппарат тогда не шел дальше религиозных догм.

  А из-за чего, собственно, преследовали Галилео Галилея!? Из-за...

за его гелиоцентризм (представление, что центром нашей планетной системы является Солнце). Астронома тогда заставили отречься от своих взглядов... И это ведь было не так уж и давно...

  Гегель, а ты был - прав!.. "Мой" Гегель был прав

   Так не получается ли, что реальность становится действительностью только через гегелевскую диалектику (диалектику движения понятий, их эволюционирование): через образование "новых" понятий... путем осознания их в процессе мышления. То есть благодаря развитию: и собственного мышления, и собственного сознания!?

   Гегель: "Таким путем вообще должна образоваться вся "система понятий", - и в чистом, ничего не принимающем в себя извне движении, получить своё завершение..."[4, с.110].

   Получается, что Гегель был не так уж и не прав!

  Посмотрел бы я теперь, как классики "Диалектического материализма" покрылись, вдруг, каплями пота и недовольно зашевелились в своих гробах! Это ведь они сами теперь оказались "идеалистами"! Несостоятельными в части идеалистических упреков в адрес Гегеля.

   Гегель: "Чтобы осознать, понять какую-либо идею как конкретное, мы сначала должны понять различные её определения, затем - свести их воедино, благодаря чему для нас и возникает сама идея как понятие..." [12, с.11].

  Четвёртый закон, закон "осознания" как момент истины

   Закон "осознания" (сознания) можно сформулировать так, что вне сознания (а точнее, вне осознания), - невозможно объективное понимание ни диалектических, ни каких-либо ещё других законов, фактов или явлений.

   Где под законами понимаются самые общие, существенные и универсальные закономерности, осознаваемые нами в конкретный период времени; из чего также следует, что "всё в нашем мире относительно" (поскольку зависит от осознания, от меры нашего понимания: что есть что, и что с чем и как соотносится)?!

   (Осознавать - понимать, отдавать себе отчет, осмысливать, правильно оценивая происходящее... / Из толкового словаря)

   Подобные истины постигается лишь в результате опыта, работы, развития нашего мышления, - в процессе осознания.

  И, следовательно: "Сила не у тех, кто правит, а у тех, кто - мыслить"! (Оноре де Бальзак)

  Пятый закон - "разрешения социальных противоречий"

   Гегель: "Что касается утверждений, будто противоречий нет, то это не должно нас беспокоить, ...ибо противоречия - корень всякого движения и жизненности; и везде своим содержанием имеются противоречия, но не всеми это осознается..." [12, с.65].

   Лично я бы мировоззренческо-идеологический закон о "классовых противоречиях" заменил бы на "закон взаимодействия", потому что для развития всегда важно именно взаимодействие, даже если со стороны это может представляться как "борьба противоположностей", как противодействие - из-за возникающих между сторонами разногласий, недопонимания или сопротивления.

  - Почему так-то?

   Гегель: "Несущественное есть нечто большее, чем только несущественное, оно есть бытие, лишенное сущности, то есть оно - лишь видимость..." [5, с.12].

   Спро'сите, а при чем здесь существенное - несущественное? Да притом, что любой закон есть существенное. А закон, лишенный сущности - видимость! (Да здравствует, Гегель!?)

   А закон о противоречиях - лишен существенного (сущности), в том отношении, что диалектика как развитие держится прежде не на противоречиях, а на взаимодействии, то есть на "понятии", которое само может включать в себя и противоречие, и взаимопомощь, и взаимозависимость и, возможно, что-то ещё другое... В рамках формальной логики - понятие "взаимодействие" является более общим понятием по отношению к понятию "противоречие". И, следовательно, включает в себя "противоречие"!

  Да потому, что взаимодействие без противоречия - возможно, тогда как противоречие без взаимодействия - не существует! (Если только когда, например, с головой что не так!?) А закон - "это всеобщая и существенная связь предметов и явлений..."[13, с. 104].

  В "Диалектике здравого смысла" закон разрешения социальных противоречий может быть сформулировать так: в мире человеческих отношений противоречия одновременно: существуют и - "не существуют". (Парадокс? Он самый!..)

  Дело в том, что социальные "противоречия" рождаются и существуют лишь в сознании людей, неординарных или не вполне "адекватных" (в кавычках, конечно!), - отличающихся интеллектуальными, гендерными, расовыми, религиозными и другими отличиями и особенностями.

   И пока среди нас такие ("не вполне адекватные", но активные или неравнодушные) люди существуют, до тех пор будут существовать и противоречия в человеческих отношениях.

  Речь, конечно, идет не о неадекватности как психическом нездоровье, а о необходимости популяционного разнообразия как главного условия, обеспечивающего прогресс. Потому как по законам эволюции в природе - без разнообразия нет прогресса.

  Но из этого следует и, быть может, весьма "парадоксальное" утверждение, что: прогресс человечества обязан наличию среди нас, именно, не таких как все, людей: людей по преимуществу - неординарных, а в чем-то, как может кому-то показаться, и "не вполне" адекватных.

   (Неординарный - необыкновенный, незаурядный, выдающийся, талантливый... / Из толкового словаря)

  Гегелевское "единство противоположностей" как "адекватные + не адекватные"

  Суть утверждения состоит в том, что в любом общественном устройстве: семье, коллективе, стране... всегда есть как адекватные, так и "не вполне адекватные" люди (то есть имеется определенное разнообразие: мнений, интересов, вкусов, предпочтений). И, следовательно, любой человеческий социум, любая структурированная его часть (например, семья), рассматриваемая как единое целое, - и можно рассматривать как то самое, гегелевское "единство противоположностей".

  Потому что адекватные + "не вполне" адекватные люди, друг с другом "взаимодействуя": противостоя друг другу: противоборствуя, сотрудничая (или ещё как, иначе действуя) - станут реализовывать и гегелевское диалектическое "отрицание", через которое, согласно Гегелю, и рождается всё "новое" (новое - по содержанию, в буквальном и переносном смысле!)

  Возьмем, для примера, просто мужчину и женщину. Конечно же, они будут представлять собой - реальную гегелевскую модель противоположностей, через "моменты единства" которых - будет рождаться новое, которое и называем мы - жизнь. Когда же встречаются "не противоположности", ничего хорошего из этого - не рождается. Кроме удовлетворения потребностей... "дешёвых политиков" - в дешёвой политике!

  Шестой закон: "движение - всё, цель - ничто"

   Закон шестой, - закон: "движение - всё, цель - ничто", означает, что для развития (через разрешение противоречий) - важно ни просто само движение - в направлении разрешения противоречий (цель - ничто!), а определенный прогресс во взаимоотношениях. Потому что цель - всегда и постоянно необходимо корректировать.

  Да, но без цели мы вообще можем не получить движения в направление развития...

   Возможно!

  Только, а что получится, если наша "цель", сформулированная в начале пути, в процессе движения к ней - окажется недостижимой? Например, по причине своей не реалистичности! Типа: "Социализм, развитой социализм, а далее - Коммунизм (развитой тупик)"!? Поэтому-то цель, диалектическая цель и не должна быть статичной, цель это всегда - движение, и всегда - вперёд (а, не в "Коммуне остановка!")

  Именно так в "Диалектике здравого смысла", которой и посвящена настоящая статья, предлагается понимать тезис Э. Бернштейна, что "Движение - всё, цель - ничто" [14, с.257].

  Это важно и потому что "...цель, бесконечно далекая, - не цель, а, если хотите, уловка; цель должна быть ближе, по крайней мере - заработная плата или наслаждение в труде." (А. Герцен) [15, c.34].

  Тогда как разрешение любых социальных противоречий возможно лишь на пути:

  1) взаимодействия (закон "взаимодействия") и 2) осознания (закон "осознания").

  А, следовательно, и на пути преодоления себя... "любимого" (закон "эффективности взаимодействия".

  Седьмой закон - недостоверности информации: "Дурят нашего брата!"

   Из которого, например, следует, что: "Дурят нашего брата! Но и не нашего, - тоже... дурят", - и что в этом и состоит истина. И это - закон!

  Скажите, так если нас дурят, то разве такое может являться законом, да ещё "развития"!? А если развития, то в какую сторону, если не секрет?

  В нужную сторону... Нужную. Потому как, если вас никто больше не обманывает, зачем вам вообще какая-то власть или государство! Или зачем Вам образование, да и интеллект? Да, расслабьтесь...

  Только вот, всякого рода мошенникам (и авантюристам) только это и нужно! Расслабиться они захотели... Как видите, цивилизованное человечество не особо далеко ушло от власти сильного и хитрого. Недалеко...

  А для чего дурят-то?..

   Для развития. Как бы, не странно такое звучало. Интеллектуального развития... Нашего, с Вами! Потому что противопоставить этому можно лишь интеллект! (Если, конечно, он у Вас есть...)

  Как не оказаться на обочине прогресса: некоторые выводы и практические рекомендации. Обещали ведь?

   Обещал! Итак, резюмируем: мир принадлежит сильным, умным и хитрым... И ещё умнее! И другого - не дано!

  И пока жизнь на планете Земля - через феномен способности разума к "коллективному" осознанию, - будет продолжать давать нам "адекватные ответы на случающиеся вызовы" времени [16, с.7], - эволюция будет продолжаться, опираясь и на законы "Диалектики здравого смысла", универсальные законы "бытия" и развития.

   Выводы или - некоторые практические "рекомендации".

   - Управление, это, прежде всего, - разговор (следствие закона взаимодействия).

   - Где тонко, там и рвётся - слабое звено (следствие закона эффективности взаимодействия).

   - Как потопаешь - так и полопаешь (следствие закона энергозависимости взаимодействия).

  - Сила не у тех, кто правит, а у тех - кто мыслить (следствие закона осознания).

  - В спорах тратится время, а истина рождается - в труде (следствие закона разрешения социальных противоречий).

  - Цель, бесконечно далекая - не цель, а если хотите - уловка (следствие закона "движение - всё, цель - ничто").

  - Глупость одних людей - находка для других (следствие закона - дурят нашего брата).

  Вместо заключения

  "Верить в силу своего духа и смело смотреть в глаза истине, - вот первое условие для занятия философией. Так как человек, это и есть дух..." [9, с.4].

  Полагаю, что все, приведенные здесь утверждения - справедливы, независимо от того, имел ли это в виду сам Гегель или это мы, с Вами, осознали и "пошли дальше"... него!

  И, как говорится, если ничего не надо доказывать, то правилом становятся "общие рассуждения" о том и о сём, что больше присущие вере и религии [17].

  Литература


  1. Горюшкин И.И. А может ли быть общество "виновато"?! (алкоголизм, здоровье, общество) / М.: Спутник+, 2007. - 64 с.

  2. Ивин А.А. Диалектика: прошлое, настоящее и будущее / А. А. Ивин. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 465с.

  3. Гагаев А. А., Гагаев П.А. Здравый смысл в проблеме диалектики и диалектической логике. / Философия и общество, ? 2, 2013. с.65-82.

  4. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / В 3-х т. том. 1. М., "Мысль", 1970. 501 с, (АН СССР. Ин-т философии. Философское наследие) .

  5. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики./ В 3-х т. том 2. М., "Мысль", 1971. 248 с. (АН СССР. Ин-т философии. Философское наследие) .

  6. Энгельс Ф. Диалектика природы / Кн. 2. 1925. URL: http://www.k2x2.info/filosofija/sobranie_sochinenii_tom_20/p5.php#metkadoc24 (дата обращения: 29.07.2021)

  7. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории / Второе издание, дополненное. М.: "Политиздат", 1984.

  8. Спиркин А.Г. Диалектический материализм // Советская энциклопедия. В 5-ти том., Под редакцией Ф. В. Константинова. М.: 1960-1970.

  9. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Кн.1.- СПб.: 1993. -350с. Перевод А.М. Водена. // Электронная библиотека по философии. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000389/st000.shtml (дата обращения 29.07.2021)

  10. Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц; - М.: Мысль, 1990.- 524с. (Филос. наследие).

  11. Спиркин А.Г. Взаимодействие // Том 5, 1971, с.6 / Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

  12. Гегель Г.В.Ф. Философия природы // Энциклопедия философских наук, Том 2. / Отв. ред. Е. П. Ситковский. - М.: "Мысль", 1975. - 695 с.

  13. Кондаков Н.И. Введение в логику, - М., 1967: Наука. с.466.

  14. Бернштейн, Э.// Цитировано по Гольман Л.Н. Бернштейн // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

  15. Герцен А.И. С того берега // Собрание сочинений в 30 т. Т.6. 1955., М.: Издательство Академии наук СССР. 7-550.

  16. Васильев, Л. С. Законы эволюции и проблемы человечества // препринт WP17/2011/03 [Текст] / Л. С. Васильев; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2011. - 60 с.

  17. Горюшкин И.И. Философия как наука предназначена не для всех: "Наука логики" - в чём логика? (мой Гегель, гл. 1) // Журнал "Самиздат". Сентябрь 2016 / Горюшкин И.И. Интеллектуальная проза: естествознание, медицина, наркология, современная диалектика, публицистика, политика, идеология (диалоги с читателем) URL: http://samlib.ru/g/gorjushkin_i_i/igogo37xe_mygegel_consept1.shtml (дата обращения: 29.07.2021)



→  →[   Инновации. Наука. Образование, 2021, август, 39 (август), с. 498-510.
-->/    Горюшкин Игорь: фотомонтаж, Журнал: Инновации. Наука. Образование. ? 39, 498- 510. Семь законов диалектики с точки зрения современной науки, здравого смысла и логики. И моего Гегеля!, диалоги с читателем



  Прибавление:

  Официальная журнальная публикация научных вариантов статей по "Диалектике здравого смысла"- является результатом некого моего переосмысления Гегелевского "диалектического метода"...
  (но, результатом, который отличается от мнения сегодняшнего научного руководства "Философского сообщества" РФ, специализирующегося в своих философских журналах, такое уж впечатление, на бездоказательных и умозрительных суждениях и мнениях относительно сути метода Г. Гегеля)!

  Не правда ли!?

    И не потому ли это, что:
   "Всё разумное - трудно..."
      / Артур Шопенгауэр, (Германия, 19-й век, середина)

  От себя бы ещё добавил, что всё разумное - трудно, поскольку требует определенных усилий: физических, умственных и нравственных (а это, к сожалению, - ни у всех из нас пока получается...)

  Ещё одна опубликованная научная статья (2022 г.):
→ [   Диалектика превращения реальности в действительность








  Реальная диалектика, -
        "Диалектика здравого смысла"

→ [   Да, я обвиняю... руководство "Философского сообщества"!

→ [   "Дурят нашего брата..." - седьмой закон диалектики!

→  →[   А сколько в школе у Вас по арифметике было?
→  →[   Осознание как закон "Диалектики здравого смысла"




  Об авторе...--> ]_
[ Copyright (C) Горюшкин И.И.
(Август, 2021 г., Москва)
    (Октябрь, 2022 г., Москва)



-->/    (= Увеличить! =) Горюшкин Игорь: фото, Москва, студент, 3-й курс, 1965 г., Диалектика здравого смысла, превращение реальности, действительность, результат осознания. И моего Гегеля, диалоги с читателем      Без этого в  науке,  Вы - пустое место..!?]

PS.


   Полагаю, что все, приведенные здесь утверждения - справедливы, независимо от того, имел ли это в виду сам Г. Гегель или это мы, с Вами, осознали, и даже "пошли дальше"... него(!?)
И, как говорится:
   - дайте мне точку опоры, и я переверну мир...
→  →[   Точку опоры не дают, её "берут"!..

  - или, кто ясно мыслит, тот ясно и излагает!

  Важно также понимать!
  Что все, приводимые здесь утверждения, справедливы лишь в том случае, если используемые в них понятия имеют один и тот же смысл
  (содержание понятия определяется тем контекстом, в котором то, или иное понятие используется).
→  →[   Контекстом?!.. - А если поподробнее...

  Публицистика (реальная политика...)

  1. Власть (чиновники) или - психология разврата!.. ]
  2. Как нам "обустроить" мафию, да - не забыть про себя ]



Да, кстати...
       Хотели, что уточнить или возразить?
→  →      [ Ваш вопрос, комментарий... ]



На
 главную... ]


Вверх!?.. ]



  - Короче, чего молчим?..

   А то я... И за Вас возьмусь!?
       (Ну, Вы и хитрецы!..)

Подробнее...→  →   [ Само собой!.. (вариант 1-й)
Подробнее...→  →   [ Само собой!.. (вариант 2-й)


  

Возразить,
как я понимаю,
  Вам нечего!?

(Или, у самих "рыльце в пушку"?..)

  Keywords, ключевые слова: диалектика здравого смысла, семь современных законов диалектики, закон взаимодействия, закон эффективности взаимодействия, закон энергозависимости взаимодействия, закон осознания, закон разрешения социальных противоречий; закон "движение - всё, цель - ничто"; закон недостоверности информации: "дурят нашего брата"; мой Гегель



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список