Аннотация: Здесь мои размышления о том, как можно наилучшим образом устроить социальную жизнь на Родине
Опыт размышления
Специально для Латвии
Для меня цивилизация, культура, образование - прежде всего понятия нравственные.
Если отсутствует честность, уважение к праву, уважение к обязанностям, любовь, доброта, то все находится в опасности и может быть разрушено.
Новое время ставит новые задачи перед лидерами общества, перед руководителями стран.
Новое время - новая философия. Новая философия - новое образование.
Поскольку языки разные и государственные языки имеют свойство одни и и те же слова трактовать по-разному, Слово "образование" имеет много различных трактовок (как среди профессионалов, так и в быту). Поэтому прошу внимательно относится к моему определению:
Образование - это непрерывно длящийся процесс формирования гуманной личности.
Образование длится всегда, начавшись до рождения, и не прекращается.
Мы все разные. Также разные страны. В тоже время, мы имеем общие особенности. Чтобы быть успешным в этом мире, чтобы сохраниться как индивидуальность, чтобы не раствориться в массе есть единственный путь: в системе образования (СО) включать элементы, развивающие личные особенности каждого ученика и технологические общности современной цивилизации.
Наша цивилизация технологическая и имеет свои существенные отличия от прошлых сельскохозяйственных и технических.
Мои рассуждения в данном случае о СО, как о системе включенной волею судьбы в общекультурный технологический процесс современной цивилизации.
(Разумеется, можно рассуждать об образовании в Латвии, как о замкнутой и закрытой системе.
Но это другой разговор, имеющий право быть. Более того, можно при желании обсуждать и отстаивать точку зрения изоляции культуры).
Исходя из такого видения, СО создается для двух групп учащихся с предоставлением свободы личного выбора.
1. СО для работников сервиза в технологическом процессе (большинство).
Современный технологический процесс нуждается в самостоятельных, дисциплинированных, исполнительных работниках и активных покупателях. Чем совершеннее и сложнее технологический процесс, тем более дисциплинированные и терпеливые работники нужны. При этом, этим работникам не требуются глубокие и обширные знания и умения.
(Несколько лет назад Билл Гейтсу в сенате США был задан прямой вопрос: "Почему он перенес более 200 тысяч рабочих мест из своей страны в Китай и Индию?" На что был дан ответ: "Для высоко технологического процесса (не путать с техническим) важно высоко дисциплинированные и исполнительные работники...")
Непрекращающееся усовершенствование технологического процесса в современной экономике приводит к следующим следствиям: а). работники вынуждены через какое-то время (2-3 года) менять свою деятельность. б) главной функцией СО становится подготовка дисциплинированного законопослушного покупателя (потребителя), который после основной работы имеет силы, желание, возможности для покупки услуг, товаров, информации, произведенных в другом технологическом процессе.
(Выжимать соки из работника сегодня заинтересованы старые традиции, которые всегда существуют в любой самой прогрессивной системе).
2. СО для лидеров искусства, науки, политики, бизнеса (несколько процентов).
В тоже время нужно организовать образование для лидеров, которые будут менеджерами на разных требуемых уровнях в технологическом процессе. Это образование штучное, для каждого отдельно по индивидуальной программе, плану и сценарию.
В прошлом формированию лидеров не создавалось специальной СО. Лидеры выявлялись, проявлялись в среде допущенных к власти адептов, а школьные программы для них были примерно такие же, как для остальных.
Для этих СО существенно различные содержания образования. В тоже время, общим является подготовка сбалансированной индивидуальности.
(Что касается важности в СО подготовки сбалансированных людей, то в высокоразвитых технологически странах к этому пришли уже несколько десятилетий назад).
В прошлые времена это требовалось тоже, но тогда было много внешних помогающих и сдерживающих факторов: единая идеология, религия, традиции. Теперь личность живет в условиях более демократичном, более плюралистическом. Сдержанность, умение компенсировать свои проблемы самостоятельно с индивидуальным подходом, умение находить покой в душе - эти качества личности становятся приоритетными и даже необходимыми.
В связи с выше сказанным возникают мысли о будущем СО Латвии на основании уникальных особенностей нашей Родины.
1. известные выгодные географические и транспортные условия. (Профессору, живя в Лондоне, Берлине, Стокгольме, несложно приехать на лекцию в Ригу...).
2. в Латвии много прекрасных помещений для организации учебных заведений. Школ, университетов, лабораторий, памятников архитектуры. Есть Оксфорд - уникальный город-университет. Почему бы не построить уникальную страну-университет?
3. достаточно хорошо развита материальная инфраструктура, нужная для развития сети учебных заведений. А также, традиционная высоконравственная духовная толерантность латвийского социума.
4. до сих пор живы преподаватели, которых можно привлечь к работе. Списки их не утеряны. Создать нормально цивилизованные условия для них в Латвии несложно и большинство, уверен, приступят к своей любимой работе.
5. за последние годы улучшилась экология Латвии, что несомненно является важным фактором привлечения интеллигенции.
6. население в Латвии всегда отличалось высокой культурой, трудовой дисциплиной, что является хорошим условием для организации учебной деятельности.
7. такая ориентация в экономике даст новый жизненный тонус для бизнесменов, а вместе с ними и для политиков, при сохранении уже достигнутого за последние годы.
Боятся, что в Латвию хлынут миллионы и вытеснят коренную нацию, не следует. Для предотвращения этого принимаются правильные законы о земле, о жилье, о застройке, о возможности использовать существующее жилье, о гражданстве и, конечно, уголовное право.
Да, в такой системе основное население страны становится сервисными работниками, занятыми в учебно-образовательном технологическом процессе. А где, скажите, сегодня сервисный работник не основная масса населения? И, кто не сервисный работник, за исключением ученых, деятелей искусства и учителей?
В создании страны-университета я вижу условия, в которых Латвия сохранится, как особая территория, как уникальная культурная среда в всепоглощающей технологической цивилизации. Это поможет сохранить уникальную латвийскую природу, народную культуру, уникальную латвийскую эзотерику.