Городинский Александр : другие произведения.

Об Америке, что думаю и не более того...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Субъективное мнение об американцах, основанное только на личном впечатлении.

  (В этой статьи размышляю о особенностях американского характера. Разумеется в этой стране живут разные люди и обобщать всех под нечто единое весьма сложно, если не сказать невозможно. Но все же некоторые общие характеристики для большинства моих знакомых отобразить возможно.)
  
  
  
  Перед тем, как уважаемый читатель взглянет на эту статью, считаю нужным признаться, мой взгляд о жизни в США делается в ракурсе личного учительского опыта. Мир и события вижу через призму практики, включающей: формирование личности ученика, в процессе этого общение, со-участие, со-мышление, со-творчество с ним и с их родителями и через это совместное понимание социологии, психологии, бытовой жизни; общение с бюрократией, а через это с чиновниками, вертикальной и горизонтальной властью, внутришкольной политикой, этикой, нравственностью; общение с коллегами, а следовательно с разными предметностями, разными методами, философией.
  
  Каждый профессионал вправе мыслить о мире со своей точки зрения. В этом и есть великая ценность личной свободы. Конечно, мировоззрение трубочиста и рыбака разные (не говоря уж о финансисте), но в этом тоже прелесть нашего многообразного человечества.
  
  Я уважаю высказывания об американской действительности тех, кто ни разу в США не побывал, или тех, кто бывал здесь в гостях, в командировках.
  С не меньшим уважением отношусь к юмору Михаила Задорного, который посетил США в русской общине, провел хорошо время в бане с "употреблением" прелестей оплаченной жизни и на основании этого создал "стройную" идеологию "американского быта", а за одно, и культуры, образования, социологии этой страны, что для подавляющего большинства жителей бывшей территории СССР является ориентиром в мышлении о США, и в этом нет ничего удивительного.
  Заметно меньшая часть опирается на выступления других умных и проникновенных корреспондентов. Почему-то не принято верить тем, кто прожил в США всю жизнь, или живет много лет.
  Почему так - это отдельный разговор с "психотехниками". Мне понятно, что значимость слов, сказанных или написанных авторитетными, по той или иной причине, людьми, весомее. Ничего не поделаешь. О "психотехнике слов" было известно пару тысячелетий раньше, и в западной Европе научные разработки этого вопроса известны века. В США, эта практика тоже успешно применяется и Америка здесь далеко не лучшая. Мусульманский мир, российские олигархи, даже бандиты "забавных" 90-х в этом преуспели значительно более.
  
  Сейчас стало "добрым тоном" и весьма выгодным политическим (а следовательно и лично-экономическим) делом ругать Америку по всем статьям. В отличие от конца 80-х: тогда бы кто-нибудь ругнул бы США, тут же снискал бы о себе мнение реакционера, коммуниста, врага перестройки, а то и врага народа. Теперь же наоборот...
  Что касается возможностей подобных экспериментов в США, то я весьма сомневаюсь. Мне не показалось за последние 10 лет, что этот идеологический мусор (всякие там сравнивания и обвинения), создающие хаос в головах, сложности восприятия истины и смысла слов о других странах, могут быть, кроме как, идеологических перепалок для политиков и журналистов.
  Здесь, даже за неосторожную клевету, ошибки в информации, агрессию, дискриминацию, ложь можно угодить на скамью подсудимых и выплатить по решению суда солидную сумму за моральный ущерб пострадавшему. Не случайно 58% от количества всех юристов мира работают в США. Конечно это не гарантирует абсолютной защиты граждан этой страны от подобных явлений, но на комфорте, в сравнении с другими странами, сказывается положительно.
  
  У меня сложилось свое мнение, которым делюсь с вами. При этом ни в коем случае не настаиваю на своей правоте. Приезжайте и мы на месте все это обсудим.
  
  Конечно, я прочитал некоторые статьи, пишущих о США, поэтому спешу вас предупредить, не соотносите меня и мою позицию с позицией правительства США и политических деятелей этой страны.
  
  Во-первых, я мало что знаю о политике и не имею отношения к войне, к интервенции, к гегемонии на просторах Земного шара. А то получится, как вышло с моим давним приятелем, с которым мы работали вместе на Родине лет десять и знаем друг друга прекрасно. ...Он, как-то недавно, позвонил по телефону и стал с ходу ругать меня на чём свет стоит за агрессию войск США в Ираке, за ипотечный кризис и, за одно, за признание Косово. Я попытался оправдаться, с трудом вставляя фразы о том, что не имею отношения к этим явлениям, и что про Косово вообще впервые от него услышал. Но мои доводы не спасали меня от суровых обвинений и в конце концов пришлось выслушать ультиматум о прекращении всяких связей со мною... С тех пор он больше не звонит и не пишет...
  Уважаемый собеседник профессор одного из московских университетов и отказать ему в здравом смысле нельзя. Мне остается только догадываться, а что же на этот счет думает простой народ?
  
  Во-вторых, живу в мире, где американцев (во всяком случае из моей сферы) уже не одно поколение политика интересует весьма косвенно. Более того, волноваться о политических перипетиях здесь считается дурным тоном. Знаю достоверно, что ситуация в моем мире не изменится даже если изберут президентом США кого-нибудь из вас, или майора Пронина...
  После такого длинного вступления пора переходить к размышлению о особенностях американской жизни.
  
  
  (В этой части статьи о особенностях американского характера. Именно так я эти самые особенности вижу. Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, но беру на себя смелость высказать собственное мнение.)
  
  
  НЕ СУДИТЬ, ДАБЫ НЕ БЫТЬ СУДИМЫМ..:
  Первая особенность американского характера в том, что они не стремятся осуждать. Никого и ни за что... Американец воспринимает мир, людей, конкретного человека по своему личному впечатлению, полученному здесь и теперь, при этом, будет выслушано мнение других источников информации. Американцы умеют восхищаться, уважать, быть равнодушными и безразличным, но не осуждающими.
  Один только пример. Уже несколько десятилетий через СМИ идет обработка представлений американцев о зле мусульман для Америки и для всего мира. Были и войны в Персидском заливе, и 11 сентября и другие акции. Но соседи, как жили, так и живут. Поверьте, не случилось ни одного погрома. Отбору лидеров на роль президента компании или даже президента страны не помешают мусульманские корни.
  Представьте себе, что в России на роль президента страны заявился бы еврей. Или в Прибалтике русский. А здесь, в большинстве своем, судят о человеке по личному впечатлению. Оценивается не то, что о человеке сказали, а нравственные и этические качества, проявленные в момент встречи.
  
  СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ЛИЧНОСТИ:
  Из отдельных характеров складывается социальные группы и социальный характер общества. Социальную систему, в том числе, службу социального обеспечения во многом поддерживают, контролируют работу и исполнение, качество работы сами сообщества. Если надо сделать какое-либо добавление к законодательству страны, штата, города, или просто жилого района, то с предложениями выходит со-общество и, как правило, добиваются своего.
  Например, ни одна школа (как и любой другой бизнес) не могут быть открыты, если нет соответствующих условий для людей, в том числе для инвалидов. Оправдания никакие не проходят, более того, никому в голову не придет оправдываться.
  Говоря о роли общественности в жизни страны, надо сказать, что много зависит от нравственного облика конкретных людей. Американцы в большинстве своем добрые, отзывчивые, заботливые люди. Они сориентированы и мотивированы делать добрые дела. Их не надо на это агитировать. Так сложилось поколениями. Традиционно считается весьма престижно выполнять волонтёрскую (неоплачиваемую) работу и это помогает человеку в дальнейшем найти лучшую работу или позицию.
  К этому, законодательство и налоговая система устроена так, что помогать финансами школам, церквям, госпиталям, культурным и социальным учреждениям является весьма выгодно для частных лиц и компаний. От таких добровольных акций все только выигрывают.
  
  В результате, масса работ здесь выполняется общественностью на волонтёрских или полу-волонтёрских началах. Скажем, следят за порядком, эстетикой, экологией, дисциплиной жильцов в районе, защита окружающей среды, чистота на территории, забота о детских игровых площадках и много другое из социальной жизни делается истинным демократическим путем, именно общественностью и чаще всего на добровольных (бесплатных) основах.
  Это весьма эффективно. Только один пример: я живу десять лет и до сих пор не знаю, как замыкается дверь в наш дом. Мы часто уезжаем даже на месяц и дом закрываем только так, чтобы белки, хорьки, дикие козочки не зашли.
  Организация культурно-массовых мероприятий - это тоже общественность. В нашем районе (это район большого города), где живет около 200 тыс человек, свои симфонические и другие оркестры, свой театр, балет, множество спортивных клубов, масса музеев, выставочных залов. Это все общественная работа. Парки, сады, многие аттракционы - это все общественная работа.
  Что касается школы, то роль общественной организации, которая организуется, как обязательное, в каждом учебном заведении очень высока (не важно, частное или государственное). Достаточно сказать, что изменить программу обучения, распорядок дня, ввести новые предметы, отстранить директора или заместителя общественная организация может значительно легче, чем управление школ.
  
  Следуя американской индивидуальной традиции не судить, я стараюсь не критиковать Америку. То есть, хорошо это или плохо вам решать, хотя, надо признаться, кто-то выступает с критикой, утверждая, что передать все это в подчинение государству будет лучше.
  
  СТРЕМЛЕНИЕ К ЦЕЛЬНОСТИ:
  Американцы стремятся к цельности, к цельному восприятию мира, к гармонии. Это не значит, что все без исключения достигают этого. Но стремятся. Мир един, и мы частицы этого единства, соединенные связями, отношениями.
  От сюда уважительное и внимательно отношения к любому. Не потому что больше за это заплатят, как считают некоторые, а потому что все вокруг и, в том числе, каждый встречный человек - это части единого целого. Нельзя не любить свою часть. Нельзя грубить, унижать пренебрегать своей частью. Для многих эти слова или ничего не значат, или являются абсурдными. Но не для американца. Если угодно в этом проявляется современность и цивилизованность. К этому стремятся и другие цивилизованные народы мира.
  Поэтому каждому приехавшему бросается в глаза американская улыбчивость и приветливость. Стоит вам обратиться к кому либо и вы это почувствуете.
  Говоря о цельности в применении к социуму, хочется сказать, что в Америке, в соответствии с понятием цельности есть и капитализм, и социализм, и коммунизм. Скажем, слишком высокие льготы для малоимущих и для не желающих работать почти, как при коммунизме: "...каждому по потребностям...".
  
  Социализма в США больше, чем было в СССР. Чтобы предупредить возможную вспышку ваших замечательных эмоций по поводу этого высказывания, мне надо вначале дать свое определение этого слова. Хотя, казалось бы, поскольку мы из одного и того же СССР, то дополнительных признаний не понадобится. Но, будем учитывать многолетнюю работы идеологической машины.
  
  Социализм - экономическая система, которая характеризуется тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества (не государства, а общества).
  Для многих важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является постулат об общественной собственности, которая приходит на смену частной собственности. Для меня это не является столь важным. Скажем, мой сын владеет компанией, но его работники находятся под защитой общества в такой же мере, как и государственного предприятия. Все правила, законы, действующие в США распространяются и на частные компании. Если же он нарушит хотя бы один закон, защищающий права личности, то немедленно понесет ответственность.
  
  Под социалистическим обществом я понимаю такое общество, где отсутствует унижение человека человеком, где нет агрессии, где главной обязанностью руководителя и организатора является создание комфортных условий для жизни, труда, отдыха. Где существующая дифференциация доходов минимальна. Где обеспечено уважение прав и свобод человека для всех. Где остатки экономического неравенства не являются препятствием для свободного и гармоничного развития каждой личности.
  
  Возможно, вы подумаете, что эти слова выдумка и, мол, такое возможно только в "рамках моей семьи". На самом деле так живут мои знакомые американцы. Других я просто не знаю, хотя подозреваю, что здесь есть всё и, в том числе, рабство (особенно в общине наших эмигрантов).
  Вокруг понятия "социализм" ведется в настоящее время очень острая полемика, и спектр убеждений чрезвычайно широк: от полного отрицания возможности перехода к такому обществу и до полной уверенности в неизбежности победы социализма. При этом, я живу в социализме, определение которого вам дал. В нем же я жил и на своей Родине, когда работал директором. Только отличие в том, что я теперь не "начальник" коллектива, а "начальник сам себе"...
  
  ТЕХНОЛОГИЯ ЖИЗНИ:
  США отличает высокий уровень технологичности в деятельности каждого звена. Современная цивилизация технологичная и об этом сказано не раз. Семен З. недавно написал об этом великолепную статью и лучше об этом сказать сложно.
  С точки зрения технологии, каждый процесс представлен по шагам и все эти шаги связаны между собою строгими и однозначными процедурами. Творчество возможно только в рамках этих строгостей.
  
  Задача каждого субъекта правильно и дисциплинированно исполнить роль (обязанность, ответственность) в технологическом процессе (ТП). На все есть инструкция. Причем, подробность и предусмотрительность инструкций поражает воображение. Расписано все до мелочей. На любом рабочем месте.
  Если ты работаешь лифтером на слаломных трассах, то должен следовать строго: где стоять, как стоять, как говорить с клиентами, как поступать в том или ином случае. Если ты директор школы то инструкция сложнее и длиннее, но столь же подробная.
  
  Накажут только в одном случае, если отклонился от инструкции, то есть, нарушил технологический процесс (ТП). Один пример: в школе Колумбайн произошла стрельба и погибли люди. Но ни директора, ни заместителей по воспитательной работе не сняли с работы (не дай Бог сравнивать, но в СССР пересадили бы всех...). Они до сих пор работают там же. Их не могли бы снять, потому что они не нарушили ни одного пункта ТП в школе ни до трагедии, ни в период трагедии.
  Учителя могут отстранить от работы если он нарушит ТП, других эмоциональных и рациональных причин быть не может.
  
  В этом ТП главным является трудоспособность и ум. Американцы это прекрасно знают когда следуют одной из главных своих пословиц: "нет ничего не возможного", или "все возможно". Но это все возможно только в рамках твоей личной работоспособности и ума.
  Почему этот богаче меня? - а потому что он больше работает и умнее и не потому, что больше наворовал или схитрил. Работают все. Не зазорным считается, что директор магазина, или другой босс помогает грузить, мыть, красить, если нет подчиненного (заболел, уехал в командировку, или еще чего...). Директор школы будет мыть туалеты, если надо во имя спасения ТП.
  Занимать свое собственное место в ТП и поддерживать ТП - наиважнейшее условие жизни в Америке. Этому учат со школьной скамьи. Одно из условий успеха в жизни - это занять правильное место.
  
  
  (Далее продолжение о личностных особенностях, что является весьма индивидуальным. В этой части статьи много больше субъективного, чем в предыдущих. Если вам не интересны мнение, а вы предпочитаете объективные данные, то не тратте время на чтение.)
  
  
  ЛИЧНАЯ СВОБОДА:
  Высокий уровень личной свободы - великое приобретение уникальной культуры и уникального народа. Об этом феномене можно писать книги.
  Это незаметно для вновь приехавших жителей Европы, Азии и особенно СССР, но это проявляется во всем. К этому привыкают быстро и навсегда. Американца можно узнать в любой точке Земного шара, это узнается и проявляется во всех сторонах жизни, в том числе в ТП.
  Во-первых, в бытовой жизни, в личной гигиене. Американцы принимают душ минимум два раза в день не потому, что им кто-то это предписывает, или заставляет, а потому что они чувствуют себя свободнее, будучи чистыми. По этой же причине они каждый день одевают другую одежду, а вчерашнюю стирают. Не потому, что они щеголяют или демонстрируют моды, а потому что им свободнее в чистой. Для американца и для американской женщины совершенно нормальным является одеть шикарное бальное платье и удобные кроссовки. Ведь так удобнее, то есть, свободнее. Они могут одеть и высоченные каблуки, поверьте их у них хватает. Но удобство, как составное свободы, в первую очередь.
  
  Они верят в Бога, следуют нравственным правилам не потому, что боятся, должны, или еще под каким-то воздействием, а потому, что так они чувствуют себя более независимыми от самых различных причин и обстоятельств.
  Основная масса людей здесь весьма терпимы к различным конфессиям. Нигде в мире вы не встретите такого количества церквей на душу населения. Буддистских разного направления соборов в США больше чем в Индии, синагог больше, чем в Израиле, христианских храмов, монастырей больше чем где-либо.
  Вы скажите, что они не искренне верят и превратили храмы в клубы по интересам. Ну и что? Это тоже проявление свободы личности. Они так верят. Это не значит, что европейцы или азиаты верят "лучше". Американец не будет разбивать лоб о пол, доказывая кому-то свою веру. Он будет следовать своему внутреннему свободному волеизъявлению.
  Американец не желает быть зависимым от плохого настроения, от ненависти другого. Поэтому он не позволит, по возможности, сделает все возможное для того, чтобы не испортить вам настроение. Это все проявление свободы личности.
  Американцы лишены ненависти, потому что это ограничивает их личную свободу. Любая зависимость, в том числе от ненависти, претит личности.
  
  Личная свобода помогает американцам быть независимыми от страхов и традиций. Ведь страхи и традиции - это то, что нами руководит в наших поступках, действиях, мыслях. Мы боимся неприятностей, долгов, клеветы, болезней, недругов. Наши привычки становятся нашими традициями и ведут нас по жизни.
  В США я все время удивляюсь тому, как они постоянно прогрессируют в вопросе освобождаться от зависимостей. Самых разных. Они не привязываются к вещам (хотя их в этом обвиняют), не привязываются к идеям, к друзьям, к деньгам. Это не значит, что они не имеют всего этого. Имеют и еще как... Но американцы, о которых я сейчас пишу, легко расстаются со всем этим, легко теряют, оставаясь при этом личностями независимыми.
  Американец всегда поступит так, как считает нужным и важным для себя. Выбор президента, выбор машины, выбор работы, досуга происходит по личностному убеждения и почти невозможно оказать давление.
  Не надо принимать мои слова абсолютно. Конечно, разные люди, разные характеры, разные судьбы. Но отличие американцев с другими в этом вопросе заметна даже неискушенному в педагогике и психологии.
  
  Принято, (стало даже хорошим тоном в русской и арабской печати) ругать американскую демократию. Т.Сергейцев и Р.Шайхутдинов в этом не лидеры и не изобретатели. Я не великий специалист по части критики демократии. Если есть формулировка "суверенная демократия", то по мне пусть будет. Можно, например, рассматривать "цыганскую" демократию, "старобрятско-раскольническую", "запорожско-казацкую", бандитскую, пиратскую.
  
  Я мало в чем стал уверен к своему солидному возрасту. Но твердо убежден, что понять американскую демократию можно только, пожив здесь несколько лет. Только не в русской или другой национальной среде, где часто образцы демократии сообщества, из которого прибыл эмигрант сохраняются в мало измененном виде, а в исключительно типичной американской среде.
  Писать о демократии Америки из другой страны, ориентируясь на то, что кто-то рассказал, пусть даже с потрясающей достоверностью и талантом - это дело не надежное. Верить Задорнову можно, никто не запрещает, но он ведь юморист, а не социолог и не философ, ...даже не методолог.
  Когда старший мальчишка рассказывает своим младшим слушателям о познании сексуального акта, я понимаю почему так вдохновенно горят глаза малышей... Но, не понятно почему так горят глаза у читателей, ...читающих аналитиков об американской демократии, ни разу не побывавших в США.
  
  ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ:
  Если же перевести слово свобода с древнегреческого, то получается "иду куда хочу". В этом смысле, молодежь и пенсионеры в США свободнее любого свободного грека. Я восхищаюсь, как можно, оказывается, жить.
  С одной стороны, свобода выбора места, работы, интересов. С другой стороны, строгие рамки своего собственного мира. Мои дети спокойно летают по свету. Бывая в других странах, они многим восхищаются, кое-что для них не приемлемо. Но, где бы они не бывали, они остаются жителями своего собственного мира, построенного на их личных нравственно-философских принципах. Понятие личной свободы у американцев тесно переплетается с понятием индивидуальность.
  
  Быть индивидуальным, особенным, отличающимся от других - это и стремления и проявление свободы. Я хочу быть другим не для того, чтобы выделиться, или что-то доказать. Нет. Для того, чтобы мои отношения с другими были более интересными, насыщенными, разнообразными, более богатыми. Я так хочу обогатить нашу жизнь. Твою и мою.
  Индивидуальность американца лишена эгоцентризма. Может показаться это странным и противоречивым, поскольку, многие неискушенные люди считают индивидуальность и эгоцентризм синонимом. Быть эгоцентриком - это считать себя "пупом" земли, а это зависимость и несвобода. Быть индивидуальностью - это быть таким, как желаешь быть.
  
  Образование, в том числе в школе, происходит в этих направлениях, которые я изобразил выше. Поэтому в школе на каждом предмете несколько учебников, чтобы можно было выбрать, по какому учить алгебру, биологию, историю и тп., в соответствии с личными особенностями восприятия. Учитель должен считаться с этим явлением, иначе он окажется в проблемах.
  Будучи индивидуальными, американские дети в большей степени уважают индивидуальность остальных. Они верят - каждый может быть особенным. Те, кто образованнее считают это философией жизни, те кто менее культурен верят этому на слово.
  
  В моем классе любой ученик имеет свое мнение. Задайте вопрос и каждый отвечающий будет говорить свое, творческое, неповторимое. Никто не скажет: "я думаю так, как мой друг, или мой сосед, или предыдущий выступающий". Другая сторона медали: они и одеваются и прокалываются, и прически бывают настолько разнообразные, что не всегда может понравится наблюдающему.., тем более учителю с традиционными светскими взглядами.
  
  К ЧЕМУ ЭТО?:
  Вы можете выбирать или принимать или нет написанное... Все размышления можете принимать, как субъективное мнение. А какое же еще может быть? Это только методологи считают, что они владеют объективностью (хотя, даже Бог не решился так заявлять ...пока).
  
  Каким, по моему скромному мнению, быть образованию в таких условиях - это отдельный разговор. Это не просто высказать в одной статье. В данном случае я согласен со словами Игоря Злотникова:
  "Образование - очень сложный вопрос. ..... Но первое, что я хочу подчеркнуть - все, что касается современного образования, находится за пределами нашего традиционного понимания образования. Современное образование давно уже не похоже на то, что у нас есть в школах и ВУЗах. И не понимание этого - есть основная проблема нашей ... ситуации".
  
  На эту тему я написал книгу, "кратко" на 363 страницах. Для начала же могу, если вы не против, в следующей статье описать преимущества американской системы образования. Не волнуйтесь, преимуществ не так много. Наберется, наверное, из собственного наблюдения и из собственного опыта очевидца и участника процесса, двенадцать.., не более.
  С уважением
  Александр Городинский
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"