Аннотация: Как формируют внутренние переживания на уроках.
Юрий Михайлович был экзистенцианалист. Он даже говорил никак не иначе, как демонстрируя свои внутренние ощущения и переживания. Иначе он не мог. Мысли у него на уроках не просто 'мыслились', они переживались, а чувства проявлялись, создавая действия, а действия вновь создавали ощущения. Все это происходило в атмосфере постоянного творческого поиска.
...Инспекторов отдела образования 'взволновало', что наши учащиеся на олимпиаде по истории взяли все призы. Более того, дети продемонстрировали такие знания, что члены комиссии не могли надивиться. Если и 'срезали' при ответах, то только за 'излишнее' творчество (ведь, не во всех вопросах истории оно допускается).
Свое 'удивление' решили проверить, 'нагрянув' с инспекторской проверкой. У Галицкого был нескладный нрав, и он не стал приспосабливаться к проверяющим. Юрий Михайлович показал урок, на котором дети за два часа усвоили материал нескольких программных уроков. А дело было так:
Действие началось в школьном коридоре между залами, где не было окон. Вдруг пропал электрический свет, и все участники урока (в том числе инспектора) оказались в ситуации, когда хочешь, не хочешь, представишь атмосферу средневекового замка. Свечи в конце коридора усиливали 'ново-забытые' ощущения. Дети, в порядке домашнего задания, добавили эффекта своими попытками изобразить поведение и манеры обитателей замка. Потом в помещении класса все продолжилось. Реквизит и декорации 'доконали' проверяющих, тем более, ученики и учителя были в удивительном состоянии познания и ощущения реальности Средневековья.
Но, самое сильное впечатление появилось, когда дети и учителя стали проживать конкретный жизненный эпизод. Все были втянуты в спектакль. Инспектора забыли, зачем они приехали, и тоже участвовали в игровом уроке, как будто это была реальная жизнь. На занятии было все: и рыцари в доспехах, и прекрасные дамы, и инквизиция, и королевские балы, и церковь, и крестьянский труд, и гильдии ремесленников... И, конечно, философские споры, диспуты, суды, школы.
В конце 'урока-жизни', учитель задал задание в виде аналитического сочинения. Каждый получил свою собственную тему.
Через неделю сочинения были готовы, в которых каждый ученик продемонстрировал свое собственное, непохожее, творческое понимание происходящего, великолепный анализ и глубокие знания.
А иначе и быть не могло, ведь урок был экзистенциальный, поглотивший тело, душу и дух. Я знал Юрия Михайловича почти двадцать лет в совместной работе, он всегда проводил подобные уроки.