Аннотация: Сугубо личное мнение о нашей эмиграции из опыта работы терапевтом.
...в ответ другу
(В течении последних десяти лет мне приходится консультировать или заниматься педагогической терапией наших соотечественников. Это позволило познакомится с самыми разными людьми, с разными судьбами. А когда попросили высказастья о наших эмигрантах в США, то получилась следующая статья.)
Меня попросили написать статью на тему "наши за границей". Вначале показалось, что это пустяковое дело. Но, когда приступил к работе, оказалось трудно сохранить терпимость, и объективность. Поэтому, легкая ирония, которая вам может "привидится" в моем тексте, ничто иное, как спасение от возможной в таком случае субъективности и несдержанности. Не судите строго, постарайтесь понять.
Вполне возможно, вам мои размышления покажутся несостоятельными. В таком случае приезжайте в гости и мы обсудим этот давнишний вопрос на конкретных примерах из реальной жизни.
Живу в США уже 10 лет, где отношение к эмигрантам другое, чем в любой стране мира. Я работаю учителем в старшей школе (High School). В разное время приходилось преподавать математику, физику, химию, психологию и социологию. В моем классе учащиеся от 16 до 20 лет. Несколько американцев в третьем или более поколении. Остальные или эмигранты, или дети эмигрировавших родителей.
Вот за партой сидит девочка. У нее раскосые монголоидные глаза и черная кожа. Одна ее бабушка из восточной Африки, другая из Мексики, один дедушка из Китая, другой из Германии. Какой она национальности? Рядом с нею ее друг. Он белый американец с рыжими волосами, а глаза большие и карие, как у индуса. Его папа из Индии, а мама из Ирландии, с дедушками и бабушками разобраться сложнее... А вот рядом вообще интересная комбинация: у него одна бабушка немка, другая кореянка, один дедушка из Ирака, другой еврей из Киева. Каждое воскресение часть семьи идет в синагогу, другая часть в мечеть, третья в лютеранский собор, четвертая в католическую церковь...
На уроке социологии, говоря о национальных особенностях, получается интересная дискуссия. Дети, все как один, если они прожили хотя бы несколько месяцев в американской среде, рассуждают только в позитивном смысле о национальных принадлежностях.
Складывается впечатление, что американские дети не знают о недостатках, приписываемых нациям. Описывая свою национальность мои ученики говорят, как правило, сразу о нескольких.
В США ценностью является многообразие и разнообразие. Образованные люди хорошо знают свою родословную. Не редкость, когда на задание нарисовать генетическое дерево приносят удивительную картину до седьмого и более колена.
У своих учащихся на родине мне не приходилось, во время подобных уроков, дознаться вразумительной информации до третьего поколения. А тут не в диковинку и более чем до десятого. При этом, во время диспутов, слушатели-одноклассники одинаково с восторгом выслушивают биографию предка вельможи и священника, пирата или бандита, лесника, рыбака, крестьянина, ремесленника...
Вы знаете, вначале я различал своих учеников по каким-то национальным, расовым признакам. Но с годами разучился и понял, судить о людях с точки зрения национальных принадлежностей, то есть, думать, мол, этот мексиканец, значит он "такой-то", а этот африканец, значит "то-то и то-то", есть заслуга моих личных стереотипов, привезенная с Родины.
Теперь для меня существует две "национальности" на планете. Они заметно отличаются одна от другой. Первая - те, кто ищут в другом недостатки и успешно находят. Другая - те, кто в другом видят достоинства, делающие совместное общение интереснее и многообразнее.
Представители этих двух национальностей расселились по всей планете. Они встречаются в эмигрантской среде любой страны.
Говоря про наших, надо сразу отметить, каждый по-своему отличается от других и в этом вопросе сложно установить общие закономерности. Тем более, если наши прожили в американской среде несколько лет.
Что касается детей, то это особая социальная группа эмигрантов. Им хорошо там, где любящие родители. И не важно, жить на крайнем севере в юрте, или в фешенебельном доме на берегу теплого моря. Язык они выучивают достаточно быстро и без труда, что открывает путь к местной культуре. Школы им, как правило, нравятся. Любая дискриминация, в том числе по национальному признаку, здесь весьма строго наказывается. Если ты проявляешь усердие, то тебя непременно заметят и всячески будут продвигать от одной программы обучения к другой более сложной. Если ребенок талантлив, то специальная программа ему обеспечена. А из нее в любой ВУЗ открыта дорога. И это все бесплатно. Если же Бог не дал старания, но родители желают, чтобы их дитя училось в престижном колледже, то придется платить (немалые деньги) и учиться под понукание мамы и папы...
Многие наши преуспели в выборе жизненного пути через успехи в образовании. Но не каждый, что вполне естественно. Ведь, не должны все быть нобелевскими лауреатами, "биллгейтсами", и тп...
Пенсионеры - другая особая социальная группа. Характерное состояние для них можно выразить одним словом: удивление. Больше всего удивляет, что для пожилых здесь созданы условия жить долго. А если не хочешь жить, то все равно, умереть так просто не дадут, надоедая со всякими медосмотрами и процедурами. Еще удивляет, что им, ни дня не проработавшим в США, предоставляют пенсию и другие обеспечения, позволяющие на старости лет путешествовать по миру, наслаждаться жизнью и даже помогать оставшимся на Родине родным и близким. Это очень хорошо, что сотням тысяч (а может и более) выпала возможность провести старость в цивилизованном быту. Ведь большинство эмигрантов пенсионного возраста бывшие герои войны, труда. Они оставили много сил на своей родине, создавая лучшую жизнь для тех, кто не эмигрировал. Теперь США с ними расплачивается за это. Поэтому обычно первый тост здесь поднимается за Америку, второй за конституцию, третий за американский народ, ...а если хватит сил, то и за Родину... А почему бы не выпить за это?
При подготовке статьи об эмиграции наших соотечественников, прежде всего меня озадачил поиск ответа на вопрос, а сколько же эмигрировало после развала Советского Союза. (Эмигранты, которые приехали раньше, как правило, адаптировались, стали американцами и их не отличить от коренных жителей. Конечно, есть кто не адаптировался, но таких очень мало)...
Ответ о числе наших невозможно найти. Любая другая эмиграция имеет в той или иной степени точные цифры: или десятки тысяч, или миллионы. О наших принято говорить в категориях волны. Так и говорят: первая волна эмиграции, вторая волна и так далее. Почему так? Это тема другой статьи. Если вы войдете в интернет с этим вопросом, то окажется что цифры, описывающие нашу эмиграцию, разнятся между собою на порядки.
Последняя волна эмиграции из бывшего Союза имеет свои характерные особенности и в этой волне есть свои "под-волны". При этом, подчеркиваю, ситуация с нашими эмигрантами весьма персоналифицирована, всех измерять одним аршином ни в коем случае нельзя. Если вы, уважаемые эмигранты, себя не узнаете в моем описании, то не обессудьте.
Первая "подволна" эмигрантов:
Те, кто приехали строить свою жизнь вместе с американцами сообща, учась, обмениваясь своими лучшими чертами. Они адаптируются в культуру, быстро усваивают язык, принимают местные правила, обычаи, обзаводятся новыми друзьями, бытовыми и социальными привычками, берут лучшее для своего собственного мира из мира окружающего. Эти добиваются успеха и находят равновесие в своем мире. Они живут долго и счастливо. Успевают объехать мир и нарожать потомство независимо от возраста, образования в соответствии с своим характером и интересами.
О них можно писать тома. Их можно встретить в любых сферах культуры, науки, бизнеса. Эти люди удивительные. Они воспитаны в лучших традициях классической культуры, высоконравственные, цельные, добрые. Они настоящие друзья. Именно они своей жизнью, отношением к людям, поведением в этой стране создают положительный образ о Родине, из которой эмигрировали.
Как правило, эти люди покинули свою землю, влекомые заботой о своем интеллекте, который был не востребован дома и управляемые нравственными принципами. В Америке они всего достигли своим трудом и усердием, став полезными и значимыми. Никто здесь никому, ничего и никогда не дает "готовенького на тарелочке"... Они прекрасно отзываются о своей родной стороне. От них не услышишь издевательских суждений ни о людях, ни о прежних годах жизни, ни о судьбе.
Вторая "подволна" эмигрантов:
Эти приехали учить американцев, как жить, как зарабатывать деньги, как воспитывать детей, как строить новую жизнь. Они живут особняком, их большинство в Нью-Йоркской общине (...если не все...) и в других крупных городах. Они считают себя значительно больше американцами чем сами американцы. Причем, начинают себя таковыми считать уже через две недели после прилета в аэропорт... Эти иногда осваивают язык, но только для карьера. Они постоянно страдают от различных неудовлетворенностей, квалифицируя это ностальгией. Не любят новую страну, недовольны всем, начиная от образования и кончая сервизом. Местных жителей считают дикими и плохо развитыми. Именно представители этой группы эмигрантов чаще всего выступают в СМИ с глубокомысленными впечатлениями о жизни.
Они часто наведываются в гости на Родину с единственной целью, чтобы похвастаться своим "высоким" материальным положением, или пожаловаться на неудавшуюся по вине американцев судьбу. Умирают рано от злости и зависти.
Третья "подволна" эмигрантов:
Те, кто жили предыдущую жизнь за счет других: обманом, хитростью, или подлостью. Они не любили людей другой внешности, другой национальности, другого достатка, другой профессии, другой интеллектуальной культуры у себя на Родине. Сохраняя свои традиции, продолжают заниматься тем же и в Америке с той или иной степенью успешности.
Их очень легко узнать на улицах Майями, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка по очень громкой русской речи и чрезвычайно тяжелым бриллиантам.
Эти часто усваивают язык, но нигде не работают. А зачем?. Редко, но все же успевают побывать за решеткой. Умирают рано не только от злости и зависти, но часто от ярости.
О первой группе эмигрантов писать нечего и так все понятно. Приехавшие строить свой мир в совместности с окружающим миром, быстро вживаются в новую жизнь, строя свою. Они становятся в той или иной степени гармоничными и самодостаточными, сохраняя свои личные особенности. Не сохранить свои личные особенности для них не возможно, потому что здесь все индивидуальности. Здесь считается неписанным правилом быть особенным, непохожим.
Представители двух других групп - это те, кто приехали сюда только внешне, формально. Внутренне, душою они так и остались у себя дома. Эти прочно держатся за свои привычки, в том числе дурные и несовместимые с новыми условиями. Эти могут прожить много лет в США, но так и не "выехать" из своих прежних обителей... Назовем эту группу эмигрантов "никогда не выехавшие" (НН).
Отличительная особенность представителей (НН) в следующих моментах. Я ни в коем случае не хочу сказать, что это плохо или хорошо. Нет - это просто другое. Если цивилизованностью назвать умение жить среди людей, то НН демонстрируют другую цивилизованность, часто американцам незнакомую.
Другая личная гигиена и экология:
Если вам придется побывать на спортивной арене или на концерте, и там будет присутствовать хотя бы один наш соотечественник из группы НН, то вы его сразу определите по запаху даже на противоположной стороне стадиона.
При этом, НН считают умывающихся ежедневно американцев весьма глупыми, а если бы им стало известно, что американцы принимают душ минимум два раза в день, то не известно, как бы они их тогда называли... Но это не страшное отличие. Я хочу сказать, что американцы терпимо относятся к такому "уникальному" явлению нашей гигиены и не позволяют себе проявлять дискриминации по запаховому признаку.
Что касается охраны окружающей среды, то это отдельный разговор. Никакие штрафы тут не спасают. Все остается, как у нас на родине. Если уж НН пришли однажды в лес за грибами, или просто отдохнуть, то окружающая природа будет помнить (судя по заключению ученых) тысячелетия этот "радостный" день.
Такая же картина с личной экологией тела. Скажем, курят, едят всякую всячину в неограниченных количествах (...благо что все это есть в достатке...), пьют (... а кто в наше сложное время не пьет?..) в США три категории населения: тынейджеры, недавно приехавшие латиноамериканцы, давно живущие малограмотные афроамериканцы и "весьма грамотные" наши из группы НН. Остальные уже забыли запах всего этого.
Особенная любовь к самому себе (эгоцентризм):
Иногда это называют эгоизмом, но я не хочу грубить, поскольку учителю не пристало судить, ибо не быть судимым.
Для наших - это не просто себя любие, - это безграничная влюбленность в "себя исключительного", ради этой любви ставится на карту самые важные и существенные ценности, скажем, семья, дети, работа, творчество, любовь. Надо отметить, что самовлюбленность НН строится, по редко узнаваемому в психологии принципу: своя личная исключительность присваивается и квалифицируется методом принижения всех остальных. Иногда не только кого-то конкретного, но и целого народа, поколения, социума...
Этот самый особенный эгоцентризм позволяет (не успев еще ступить на новую землю) представителям НН проклинать на чем свет стоит свою прежнюю Родину. Никто, ни один эмигрант так не поносит свою родную страну, свое школьное детство, историю своего поколения, своих учителей (...потом также поносится и сама Америка, но это не сразу, а через несколько недель...), как изощренно и вдохновенно это делают наши.
Такое же неуважение к своей биографии, к биографии своих родных, предков, своих родителей, своих прошлых лидеров. При этом, авторы такого поведения всегда остаются прекрасного мнения о собственной персоне.
Но самая выдающаяся сторона эгоцентризма наших эмигрантов из группы НН в следующем: непоколебимая уверенность в том, что "раз уж мы осчастливили вашу страну своим прибытием, то все здесь нам обязаны". Именно так. Их не волнует, что местные жители тратили какие-то усилия, чтобы достичь своего уровня житья-бытья. Подавай нам тоже самое, а то еще и лучше, и без всяких усилий. Причем сразу и навсегда. Дифференциация в этом моменте следующая: если человек более менее материально обеспеченный, то все должны быть у него в слугах, если же мало обеспеченный, то все должны ему давать безвозмездно. Убедить их в том, что американцы ничего не должны эмигрантам не возможно.
Следование легендам:
Наши, как никто другой, подвержены слепой вере в легенды старого и нового времени.
Следование легендам создает уникальную личность, которая с легкостью и с потрясающей уверенностью верит, что мы первые, (или третьи) в этой цивилизации, а все остальные учились у нас. Или, что наша армия самая лучшая, или вся современная физика создана усилиями советских ученых (что не мешает им при этом путать физику с ботаникой...). Или, что все латыши "латышские стрелки", все евреи "нобелевские" лауреаты, а все русские чемпионы по боксу потому что пьют водку... Они верят, следуя этим убеждениям, в общении с другими, снисходительно глядя сверху вниз.
На родине так жить, наверное, легче. Вернее сказать, проще внимать авторитетных изобретателей очередного мифа (полит-технолог-методологов), которые "внятно" и красивым языком вещают, что все стали жить лучше. И большинство согласится, даже если это совсем не так. Ну, а если в этой "речи-мифе" вставлены умные цифры о хитроумных достижениях, в переплетении с идеологической неразберихой, тогда уж каждый поверит...
Легенд, которым следуют представители группы НН много. Для описания их всех понадобится написать целую книгу под названием "Мировоззренческие мифы народов". Поэтому приведу только несколько, наиболее популярных.
Легенда о "Третьем Риме". Мы "третий рим". Почему "третий рим" никто ни разу не задался таким вопросом, но верят свято, при этом большинство и не знает что такое первый или второй рим. Никто никогда не дал определения и объяснения этих двух слов. И почему третий, а не первый? Вы можете представить себе итальянца, который будет демонстрировать себя, как представителя "Первого Рима", или грека, который продемонстрирует себя представителем "Второго Рима"?.. Нашим же из НН это весьма под силу.
Другая легенда: "наше образование лучшее в мире". Почему? На каких основаниях эта легенда построена и с чем сравнивалось, и на каких показателях? На основании юмористических выступлений Михаила Задорнова? Тогда можно согласиться. Других причин считать так мне не удалось найти за 10 лет работы в американских школах. Хотя вполне можно принять, что Задорнову виднее.., он ведь все знает... При этом, никто не берется дать определение, а что такое образование, или чем информация отличается от знаний. Но легенда определяет отношение и поведение.
Но совсем уж "легендарная" легенда - это, по-всякому описанная, доброта. Никто из утверждающих не объясняет, как правило, что понимается под словом доброта. Но члены этой группы уверены, они представители самого "доброго и отзывчивого" народа, а местные американцы чёрствые, равнодушные люди, заботящиеся только о своем личном благополучии.
Следуя легендам, для представителей описываемой группы легко скрывать дисгармонию и несовершенство своего характера, что помогает нашим войти (правильнее будет сказать ввалиться...) в магазин, в больницу, в школу, в банк и самым громким голосом, не допуская возражений, вещать на русском языке улыбающемуся работнику свои проблемы. Когда же выясняется, что его не понимают, то речь, тем не менее, продолжается, но только с диким матом и более громко. Им и в голову не приходит, что русский и английский языки разные.
Легендарное присвоение:
Данную деталь нашей особенности и не стоит подробно разбирать. И так понятно. Об этом лучше всего писали классики. Мне же остается удивляться, как можно было угадать характер нашего соотечественника на сто и более лет вперед. Эта тема столь тривиальная, что даже мало-знающие о нас американцы уже смирились, и в своих бизнес планах делают соответствующие "поправки", если хотя бы один наш принят на работу.
"Легендарно" присваивают все. Разница только в том, кому какое количество присваимового присуще... Конечно и среди коренных американцев, и среди других эмигрантов вы встретите людей которые гаразды что-либо украсть. Но такого, как наш брат - уж, нигде и ни у кого... В особенности эта способность характерна для тех, кто приехал в США, имея опыт жизни на родине после развала СССР.
Удивительное умение ни за что не отвечать:
Мне не хочется сползать на грубость и назвать это безответственностью. Это просто какой-то "неизученный талант", присущий "членам" группы НН. Не отвечать за поступок, какой бы он не был. Не отвечать за слова, какие бы они не были. В этом со-бытии не помогают никакие юридические договора.
Я еще помню времена, когда в Американском суде подсудимый положив, как требуется по местным правилам, руку на Библию, клялся в своей невиновности и его отпускали с миром. Теперь, наученные богатым опытом, американские служители правосудия весьма осторожно прибегают к этой вековой традиции в отношении наших соотечественников, особенно тех, кто имеет опыт житья-бытья в постсоветский период...
Это "умение" распространяется на все сферы деятельности. Ремонтируя ваш автомобиль, могут забыть вставить мотор на место, у стоматолога могут вырвать совсем другой зуб ...и в другом месте. Давая частные уроки музыки, вместо игры на пианино могут учить на баяне, вместо французского языка могут учить молдавскому... А что-такого, ведь, понятие ответственности у этих людей специфическое. Особенно в сочетании с другими качествами...
Агрессивность:
Это свойство было "известно" задолго до человека и присуще многим живым существа, а также людям. Но только наши способны демонстрировать, многими здесь забытое, качество личности в такой "красе" и в таком многообразии. Оно появляется у наших порою уже до прямого контакта, до начала общения, задолго по понимания. В принципе, даже не важно, что сказано, что происходит, о чем идет речь... Главное, каков будет "удар" в собеседника, встречного, случайного попутчика.
Конечно есть агрессивные и среди местных жителей. Их не много, но есть. Если вы вдруг нечаянно обогнали такого на "freeway", то он будет гнаться за вами до границы штата. При этом посылая всю дорогу беззвучные проклятья через стекло автомобиля своими "растопыренными" губами, с которых стряхивается позавчерашние крошки жирного гамбургера и пенистого дешёвого пива.
Их называют (redneck) рэднеками. Что в переводе на понятный русский означает "жирная, немытая и толстая шея". Это выражение в Америке самое оскорбительное. В России таких называют "авторитетами", что на понятным английском означает человек, который своей агрессивной, жестокой и активной деятельностью достиг материального благополучия.
Возможно проблема не в агрессивности, а в смысловом уважении к народному понятию?..
Нескрываемое лукавство:
Некоторые социологи и психологи называют это лживостью, но я, опять же, не хочу быть настолько грубым. А поскольку написать эту статью меня надоумил друг, который в прошлом был методологом, то надо применить хотя бы одно "заумное" слово, то есть, лукавство в применении к нашим эмигрантам можно назвать "экстраполированием".
Наши из этой группы лукавят (или экстраполируют) во всем в чем заблагорассудится. Во-первых, рассказывая о своей биографии: все были или репрессированы, или унижены или "ранены" советской властью. Во-вторых, все успешно сотрудничали в период строительства новой жизни с Горбачевым, Ельциным, Хрущевым... А для малограмотных и доверчивых американцев и со Сталиными, Лениным. Очень многие не стесняются представлять доказательства родства с Эйнштейном, Брежневым, Юрием Гагариным, Папой Римским, генералом Жуковым, Голдой Мейер и многими другими героями.
Что касается образования, то большинство из этих закончили с красными дипломами МГУ, МФТИ, МИФИ и другие известные на Западе ВУЗы. При этом они же являются авторами и владельцами трудно вообразимым количеством разнообразных диссертаций. Я сам видел объемные пачки этих оригинальных документов.
Уважаемые читатели, возможно вы сможете добавить к моей трактовке признаков нашей эмиграции несколько других, мною незамеченных. Я не уверен, что исчерпал все. Извините, если получилось длинно и непрофессионально с точки зрения педагогики, психологии и терапии. С конкретными примерами из реальной жизни было бы еще длиннее.
Америка в большей степени, чем другие страны предоставляет возможность для строительства своего собственного мира. В этом вопросе много разнообразия. Все зависит от вашей генетической и социальной наследственности. Здесь значительно больше возможностей для выбора своего личного пути. Здесь вы можете выбрать даже разнообразно-противоречивый путь. Только не мешайте другим.
Не хочешь учить язык, не учи. Сиди дома и смотри в окно. Не хочешь работать, не работай и ешь, что придется... Не желаешь учиться, как хочешь, но не пеняй на зарплату. Если ты желаешь быть идиотом, то пожалуйста будь им, но только не мешай другим. Если ты желаешь быть выдающимся ученым, художником, фермером, спортсменом-любителем - пожалуйста можешь быть. Но, опять же, не мешай другим.
Это не значит, что здесь больше свободы ничего неделания. Нет и нет. В материальном плане, кто работает может устроить свою жизнь достаточно комфортно. Это здесь не вопрос.
Но, вот стать таким же добрым, отзывчивым, честным, как коренные американцы - для этого требуется строго определенные, лишенные мифологической "исковерконности" качества личности. Иначе говоря цивилизованность.