Аннотация: Еще один пример из педагогической истории формирования настоящего мужчины.
Олег любил приключения, но единственное, как он мог реализовать свою тягу к романтике, - это драки. Ну еще, ради что, "любовные" похождения.
Людей мужского пола он делил на две группы: те, кто для него могут быть потенциальными спарринг партнерами и те, кого можно использовать для какой-то пользы; ...а девчонок и женщин и того проще...
Так он жил до нашей школы-интернат, да, и тут первое время попытался следовать своим убеждениям. Причем, был настолько уверен в своей идеологии, что переубедить его было невозможно.
Ему пытались объяснить, что так относится к людям нельзя, что это создаст дополнительные трудности и даже опасности для него лично.
Насчет трудностей Олег никак не соглашался: "А ...кому на Руси жить хорошо?" - С умным видом спрашивал он в ответ.
Ну, а насчет опасностей: "Так это и хорошо. Как же иначе испытать настоящую романтику в этой скучной и однообразной жизни?"... Одним словом, вырастал сложный и преступный характер.
Самые загадочные и поэтому романтичные события в нашей школе-интернат были туристические походы, которые организовывались постоянно. Брали туда только достойных. Ведь всех желающих не уместишь.
За то время, что наш романтик жил у нас, произошло уже несколько интереснейших путешествий, про которые не смолкала слава, а Олег так и не побывал ни в одном из них.
Наступил момент, когда желание принять участие в очередном походе стало нестерпимым. Олег, как-то пришел ко мне в кабинет и произнес с усилием, на которые только был способен:
-Как я могу оказаться среди участников зимнего похода на Карпаты?
-Олег, предстоящий поход по-настоящему серьезный. Возможно нам придется пережить много трудностей и опасностей. Участники должны быть уверены в каждом больше, чем в самих себе. - Произнес я известный текст.
-Я не подведу. Я готов доказать...
-Нет у меня причин тебе не доверять. Но надо показать на деле всем участникам, что ты достойный кандидат.
-Что я должен сделать до выборов кандидатов? Я готов выполнить самое сложное дело, было бы достаточно времени.
-Хорошо. У тебя есть время до января. Попробуй отремонтировать комнату под лестницей, да так, чтобы все ахнули. Возьми себе в помощники Сергея И.
Олег оторопел. Он какое-то время смотрел на меня не моргая и, что-то усиленно обдумывая. Разумеется задание было не из простых. Но, ведь, а как иначе было бы завоевать путевку в поход при такой огромное конкуренции.
-Ремонт - это непростое дело. Да, плюс к этому вместе с Сергеем - это втройне сложнее. - Рассудительно заявил мой собеседник.
-Почему же это сложнее?
-Да, он же лентяй и невоспитанный...
-А как же ты будешь в походе решать более сложные задачи? - Спросил я совершенно равнодушным, но не терпящим возражения голосом. - И потом, с моей стороны будет не уважительным к тебе, как к сильному парню, давать легкое задание.
Олег было засомневался, но или самолюбие, или стремление попасть в поход, все же пересилило.
Когда озабоченный, но гордый мой собеседник и "претендент" выходил из кабинета, я бросил ему на ходу:
-Надеюсь ты понимаешь, если у тебя не будет хороших оценок по всем предметам, то никакие другие заслуги не спасут и тебя просто не выберут.
Олег, с неудовольствием на лице, все же кивнул, дав понять, что всё понял.
Работали ребята много. Главное усилие, как потом говорил Олег, он потратил на "внушение" Сергею правил взаимоотношения в совместном труде. (Только много лет спустя, уже будучи сам учителем, Олег понял, что он сам себя перевоспитывал, перевоспитывая Сергея).
Одним словом, ребята сделали великолепный, совершенно неожиданный для всего интерната ремонт и их обоих выбрали кандидатами в поход за этот подвиг.
Наше путешествие было первым в жизни для Олега. Это был в полном смысле переворот в его жизни. Романтика, подвиги, испытания, проверка себя, всего этого было в полном достатке.
Во время подобных уроков опытному учителю не сложно организовать педагогическую ситуацию для воспитания необходимых качеств личности ученика. И самое важное, что в условиях похода воспитать характер можно в короткий срок. В нормальных условиях уходят месяцы и годы на то, что можно "сделать" за один переход в горах.
Так было и на сей раз. Мы попали в снежную бурю. Мело так, что казалось наступил конец света. В подобной обстановке простые и обычные "учительские техники": голос, интонации, поступки значительно эффективнее делают свое дело.
...Подозвав к себе Олега, я и сказал:
-У меня страшная боль в позвоночнике, и я не могу вести группу. Ничего никому не говори, чтобы не создавать нервозности и пробивай тропу до приюта... - На сей раз мне не пришлось сочинять, так оно и было...
-Да, конечно. - Удивленно, но спокойно сказал Олег.
Неожиданно свалившаяся ответственность за жизнь своих товарищей, преобразила парня. Идти было очень и очень непросто против пронзительного ветра и колючего снега с тяжелым рюкзаком, да еще с дополнительными вещами, которые взял от меня. При этом надо было не сбиться с маршрута.
...Потом он много раз рассказывал мне, что в этом путешествие впервые прочувствовали и усвоили на всю жизнь, что такое взаимопомощь, взаимовыручка, ответственность за жизнь человека, что такое настоящее терпение и настоящее мужество, и, главное, что такое истинное счастье от содеянного добра.
Каждый поход имеет свою историю, а для учителя каждый поход имеет свои учительские цели и задачи. Этот поход, кроме отдыха и наслаждения, имел целью помочь мужчине стать мужчиной.
Мы, как обычно, благополучно вернулись домой. Олег же изменился до неузнаваемости. Из агрессивного драчуна он стал авторитетным другом, серьезным и ответственным парнем.
Закончив школу и педагогический Университет вернулся в свою школу учителем трудового обучения и физкультуры. А зимой берет отпуск и уезжает в горы, где работает инструктором по горнолыжному туризму. Как сам он выражается: "Я помогаю людям стать человеками".