Яков Исаакович всегда в моей памяти был директором, а организованная им школа была удивительна. В послевоенной Латвии, в сельской местности, когда еще 'лесные братья' воевали с властями, он сумел создать Мир, умещающий все достижения современной педагогики. До того, как он стал руководить школой, шесть директоров предшественников были убиты. Их застрелили несогласные с новой властью. Его не убили. Пугали, но оставили в покое. Почему именно ему так 'повезло'? Яков Исаакович обладал уникальным даром убеждения; его умение видеть и понимать людей, не зависимо от их социального статуса, было воистину удивительным. Благодаря этому тогдашние 'лесные авторитеты' примирились с необходимостью для села хорошей школы.
Так была создана удивительная и неповторимая в своем роде школа с огромным фруктовым садом, прудами, фонтанами, парниками, пчелиными ульями, террариумами, теплицами и другими всякими - 'разовсякими' вещами. Там трудились и учились дети на восхищение всех, кто хоть раз увидел эту школу. Мне повезло. Я был одним из учеников. У нас работали столярные и слесарные мастерские, музыкальные и художественные студии, многочисленные спортивные секции. Даже была настоящая кузница. Невозможно точно вспомнить сколько проводилось ежедневно внеклассных занятий. Любой ученик мог найти интересное дело для своего развития.
О директоре ходили невероятные и удивительные легенды, в большинстве своем близкие к истине. А его школа была настоящим храмом формирования личностей.
Много лет спустя, изучая педагогическое творчество Макаренко, Сухомлинского, Френе, Штайнера и других авторитетных организаторов школ, я понял, что в нашей школе идеи великих жили в реальности и в прекрасном исполнении.
Школу посещали дети жителей сел, расположенных на правом берегу реки Даугавы, неподалеку от города. Земля эта многое повидала за свою бурную историю, но столь уважаемой и почитаемой личности здесь ранее не было. Более всего восхищало учеников и родителей мудрость смелого, целеустремленного и глубоко порядочного пришельца.
Он проводил интереснейшие и запоминающиеся уроки. Помогал в налаживании бытовой жизни сельчан, а если на стройке нового здания школы, то наравне со всеми. Никакого начальствования, одинаково - внимательное отношение ко всем.
Авторитет к нему пришел сразу и навсегда. Может быть потому, что за его плечами осталась суровая война со страшными боями, многими ранениями и многочисленными потерями друзей. Возможно потому, что были в его биографии два жестоких концлагеря, один фашистский, другой - советский.
Он потерял во Второй Мировой большинство своих родственников. А две ошибочные похоронки с фронта сделали его потерянным для оставшихся в живых родителей и родных... Слишком глубоко перестрадали мать и отец весть о гибели своего младшего сына и остальных детей. Ведь война унесла пятерых из семи. В живых остались только старший и младший. Поэтому, когда Яков вернулся, то родные не могли поверить в такое чудо. А когда свыклись с неожиданным 'воскресением', вновь пережили горе: сына забрали в концентрационный лагерь, как 'врага народа'. Клеймо 'врага' поставили, руководствуясь одним фактом: вернулся живым из фашистского плена. Отец Исаак не перенес нового испытания. Умер. Сердце не выдержало. Мать, было, тоже слегла. Но подняло ее женское чувство необходимости помочь старшему сыну, пришедшему с войны раненым, да и вера, что младший уж теперь должен выжить, раз на войне дважды выживал...
Разумеется, не может каждый директор или учитель иметь похожий жизненный опыт, помогающий создать по-настоящему сильную личность. Но очень важно в школе иметь лидера, у которого за плечами жизнь неординарная, 'выковавшая' бескомпромиссный и цельный характер. И неважно, на какой должности он работает. Лучше для педагогического процесса, чтобы таких людей было в коллективе больше.
Яков Исаакович преподавал, разумеется, историю. Каждый его урок был уроком мудрости с богатым арсеналом разнообразных методов. Учащиеся не припоминают подробностей об информации, которую получали на этих занятиях, тем более, много в историческом представлении изменилось. Но учились пониманию главных принципов жизни: добру, справедливости и порядочности, о чем помнят всю жизнь.
Учитель входил в класс, и сразу же начиналась работа. Он мог задать несколько вопросов пока доходил до своего учительского стола и начинал раскладывать свои загадочные материалы.
Вопросы были разные и всегда неожиданные. Он каким-то удивительным образом ставил их так, что хотелось непременно ответить, и всегда при этом присутствовала нравственная подоплека. Вообще, надо сказать, у него история преподносилась, как события 'моральные'. Тогда не было телевидения, но мы под воздействием ума, эмоциональности и артистизма учителя, погружались незаметно для себя в мир тех происшествий, которые изучали. Свершалось волшебство воплощения в историческое событие, а именно: время вдруг казалось управляемое, чувства фокусировались, мысли становились 'мудрыми'.
Прошли годы. Многие события теперь иначе трактуются современными учебниками. Но нравственные и моральные принципы, заложенные в души учеников на уроках Якова Исааковича, сохранили высокую мудрость, чистоту и благость.