Аннотация: Мое видение учителя современной школы и школы будущего.
Образование - единственное,
что божественно и бессмертно в нас,
и две вещи лучшие в человеческой природе:
разум и речь.
(Плутарх)
Истина любит действовать открыто.
(Шекспир)
Когда я как учитель работаю с детьми, я не зависим от нежелательных для себя причин. Вся моя зависимость строится только на тех влияниях, которые мне по нраву и которые я сам выбираю.
Моя любая учительская зависимость характеризуется и определяется только моей нравственностью.
Если же во время моей работы с учениками присутствует кто-то посторонний, то моя свобода уменьшается, потому что появляется нежелательная зависимость.
Эта зависимость может носить различный характер: не желание быть непонятым, страх последствий...
Моя свобода уменьшается, когда я нахожусь под контролем инспектора, когда мне навязывают способы и методы работы, когда мне диктуют содержание преподавания и характер воспитания.
Но, когда дверь в мой класс закрывается, и я остаюсь один на один со своими учениками, - то я свободен.
Зависимость я выбираю сам. Я могу выбрать зависимость от мнения коллег, от мнения администрации школы, где я работаю, от мнения родителей своих учащихся. Это все мой выбор.
Я могу выбрать зависимость от своей совести, от закона "Универсальной Гармонии".
Так было всегда. Нет другой профессиональной деятельности, где человек может быть столь свободен в собственном выборе. В этом величайшее счастье учительствования.
Для учителя в новом периоде развития цивилизации открываются новые возможности для реализации свой личной творческой свободы выбора. Потому что с каждым годом на нашей планете остается все меньше и меньше закрытых областей для развития личности.
Границы между странами становятся все более "прозрачными", сближаются культуры, сливаются экономики. Традиции и обычаи разных народов и разных людей, встречаясь, обогащаются, дополняют друг друга.
Как бы ни старались противники "глобализации" приостановить этот вселенский процесс, ничего не получится. Рано или поздно учителя приведут человечество к единству в многообразии.
Здесь уместно вспомнить слова Виктора Гюго*: "Истина и свобода тем замечательны, что все, что делают для них и против них, в равной степени им служит".
Из опыта работы учителем учителей я знаю, что принять свободу как истину, как состояние души, как личную философию не просто. Для этого требуется высокой степени усилия собственной воли и не менее сильное убеждение.
С другой стороны, учителю как человеку очень сложно отказаться от привычных связей и зависимостей. Поэтому у школьного учителя так много всяческих инструкций, описывающих что и как делать.
Учителю не следует бояться свободы, надо идти к своей учительской свободе постепенно накапливая опыт учительского счастья.
Для учителя свобода это зависимость от стремления делать добро, стремления быть полезным и нужным людям. Это ответственность за формирование счастливых личностей.
В ИТОГЕ
Свобода есть не право, а обязанность.
(Н. Бердяев)
Истинный учитель - человек свободный и открытый Миру. Эта открытость передается ученику.
Каждый человек, в какой бы среде он ни жил и какого бы уровня интеллектуального развития не был, обладает свободой собственной воли и свободой собственного мышления.
Какие бы влияния не были оказаны на человека, его мысль всегда остается собственной.
Мышление формируется под влиянием семьи, школы, друзей, социальной среды и так далее. Но мысль есть собственность конкретной личности.
Научить быть свободным как и быть счастливым нельзя. Можно воспитать ученика так, что он будет счастлив и свободен. В этом одна из первостепенных ролей учителя.
Высочайшая ответственность учителя перед Вселенной заключается в следующем: быть свободным и воспитывать свободных.