Достоевский Фёдор Михайлович : другие произведения.

Избранные заметки из записной книжки - о либералах и революционерах, о буржуазии и народе - год 1864

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пошлого либерала мы всегда ненавидели, потому что он ни к чему не ведет, а к крикуну чувствовали ненависть, потому что крикуны всегда ведут назад.
    Революционная партия тем дурна, что нагремит больше, чем результат стоит, нальет крови гораздо больше, чем стоит вся полученная выгода. (Впрочем, кровь у них дешева). Всякое общество может вместить только ту степень прогресса, до которой оно доразвилось и начало понимать. К чему же хватать дальше, с неба-то звезды? Этим всё можно погубить, потому что всех можно испугать. В 1848 году (революционные события в Европе) даже буржуа согласился требовать прав, но когда его направили было дальше, где он ничего понять не мог (и где в самом деле было глупо), то он начал отбиваться и победил. В настоящее время в Европе нужно только возможно больше самоуправления и свободы прессы. Но там и это не достигнешь. Общество подозрительно и не в состоянии вынесть свободы. Вся эта кровь, которою бредят революционеры, весь этот гвалт и вся эта подземная работа ни к чему не приведут и на их же головы обрушатся.
    У них великий аргумент, что наука общечеловечна, а не национальна. Вздор, наука везде и всегда была в высшей степени национальна- можно сказать, науки есть в высочайшей степени национальны.
    2x2=4 - не наука, а факт. Открыть, отыскать все факты - не наука, а работа над фактами есть наука, и т. д.
    Ведь вы говорите непонятным нам, массе, языком и взглядами. Погодите, начнет жить народ, и вы явитесь такими пигмеями перед ним; он вас проглотит.

  Достоевский Федор Михайлович.
  
  Избранные заметки из записной книжки - о либералах и революционерах, о буржуазии и народе - год 1864.
  
  ИСТОЧНИКИ:
  - ПСС Т. ХХ (11 ноября 1821 - 9 февраля 1881).
  - https://papalagi.livejournal.com/917546.html
  
  Статьи и заметки (1864)...
  
  Чернышевскому. Г-н Чернышевский что-нибудь вычитает и ужасно обрадуется новому знанию, - до того обрадуется, что ему тотчас же покажется, что другие еще ничего не знают из того, что он узнал. Он так а сыплет познаниями и учит всех бе-а-ба. Это, <с. 92> разумеется, простительно, если только от радости, простительно и хвастовство его. Всё это из доброго источника.
  БИОГРАФ Достоевского. Между Ф.М. Достоевским и Н.Г. Чернышевским была идеологическая полемика. В критике романа "Что делать?" Достоевский делал упор на ошибочности представлений Чернышевского о сущности человека и его предназначении, на безоглядном увлечении умозрительными философскими концепциями и забвении морально-этических норм, которые определяли существование человеческого рода в прошлом и должны оставаться незыблемыми в будущем.
  ...
  Пирогов. Как вы ни оправдывайтесь, а сочувствие не на вашей стороне; вас обвиняют, вы хорошему делу своему сами повредили. Тон не такой должен быть с Пироговым. <с. 98> Розги надо было чем-нибудь заменить, -хорошим обращением, ну а Пирогов не надеялся найти умеющих.
  ...
  Да вот, например, маленький фактик, в 1858 году были высечены 561, а в 1859 (при Пирогове) 27, вы замечаете тотчас же: "Уж одно это сличение цифр показывает, что розгу совсем можно вывесть", и сердитесь, что не вывели. А почему, однако же, такая перемена с 561 на 27? А потому, что тут был Пирогов. За это вы и не подумали поблагодарить.
  БИБЛИОГРАФ. Ф.М. Достоевский говорит о Пирогове и розгах как о наказании, которое нужно заменить хорошим обращением. По мнению писателя, Пирогов не надеялся найти умеющих это делать.
  ...
  "Современнику" легко издаваться. Он берет за самую легкую сторону: самую крайнюю, тут и идея не своя - ничего своего нет. Всё, дескать, скверно.
  ...
  Пошлого либерала мы всегда ненавидели, потому что он ни к чему не ведет, а к крикуну чувствовали ненависть, потому что крикуны всегда ведут назад.
  ...
  В смехе, в вечном смехе есть сушь.
  "НЕЙРОСЕТЬ - Яндекс-Браузера". Для писателя смех - символ потери человеком самого себя, отчуждённости от других людей, от Бога, от самой жизни.
  В этой записи Достоевский хотел подчеркнуть, что смех может быть разным и зависит от его характера и мотивов. Но что это лишь одна из возможных интерпретаций, и у разных исследователей могут быть свои предположения о том, что хотел сказать писатель.
  ...
  Ведь вы говорите непонятным <с. 102> нам, массе, языком и взглядами. Погодите, начнет жить народ, и вы явитесь такими пигмеями перед ним; он вас проглотит.
  ...
  Что такое настоящая война?
  Польская война есть война двух христианств - это начало будущей войны православия с католичеством, другими словами - славянского гения с европейской цивилизацией.
  ПРИМЕЧАНИЕ Библиографа: Польская война в понимании Ф. М. Достоевского - это начало будущей войны православия с католичеством, другими словами - славянского гения с европейской цивилизацией. Достоевский констатирует неизбежность грядущей общеевропейской войны, придаёт ей религиозно-конфессиональный характер и уточняет, что сторонами этого противостояния будут Россия и Европа.
  Несмотря на глубокие цивилизационные противоречия, Достоевский полагает, что сосуществование России и Польши в рамках одного государства возможно.
  ...
  Мы не общество. Простой народ общество; а мы публика (в проект).
  ...
  Какая она, где она, на какой планете, в каком центре, в окончательном ли центре, то есть в лоне всеобщего синтеза, то есть бога? - мы не знаем. Мы знаем только одну черту будущей природы будущего существа, которое вряд ли будет и называться <с. 44> человеком (след<овательно>, и понятия мы не имеем, какими будем мы существами).
  ...
  Революционная партия тем дурна, что нагремит больше, чем результат стоит, нальет крови гораздо больше, чем стоит вся полученная выгода. (Впрочем, кровь у них дешева.) Всякое общество может вместить только ту степень прогресса, до которой оно доразвилось и начало понимать. К чему же хва<та>ть дальше, с неба-то звезды? Этим всё можно погубить, потому что всех можно испугать. В сорок восьмом даже буржуа согласился требовать прав, но когда его направили было дальше, где он ничего понять не мог (и где в самом деле было глупо), то он начал отбиваться и победил. В настоящее время в Европе нужно только возможно больше самоуправления и свободы <с. 57 > прессы. Но там и это не достигнешь. Общество подозрительно и не в состоянии вынесть свободы. Вся эта кровь, которою бредят революционеры, весь этот гвалт и вся эта подземная работа ни к чему не приведут и на их же головы обрушатся. <с. 58 >
  ...
  
  ИНТЕРНЕТ-СПРАВКА, В 1848 году в Европе произошли революционные события, которые носили антифеодальный и национально-освободительный характер.
  Волнения охватили Францию, итальянские (Сардинию, Неаполь) и германские государства, а также Австрию, в которой активизировались национальные движения итальянцев, венгров, хорватов, словаков и румын.
  Катализаторами общеевропейской революции стали выступление 12 января 1848 года на Сицилии и революция во Франции. Хотя в основном революции были быстро подавлены, они оказали существенное влияние на дальнейшие политические процессы в Европе. В этот период всемирно известным стало имя Гарибальди. Гарибальди Джузеппе (1807-1882), народный герой Италии, один из вождей революционного крыла Рисорджименто. Свыше 10 лет сражался за независимость южноамериканских республик. Участник Итальянской революции 1848-1849, организатор обороны Римской республики 1849. В 1848, 1859 и 1866 во главе добровольцев участвовал в освободительных войнах против Австрии.
  ...
  Никто не может быть чем-нибудь или достигнуть чего-нибудь, не быв сначала самим собою. <с. 68>
  НЕЙРОСЕТЬ. Под этим тезисом писатель имел в виду, что человек не может проявить себя или достичь чего-либо, не будучи сначала самим собой, то есть не выявляя свою индивидуальность и не реализуя её в мире.
  Также Достоевский подчёркивал, что слепое следование моде и безличное поведение - признак безличности, а личность полезна всегда и способна творить и быть твёрдой опорой. Этот тезис нашёл отражение во всём творчестве писателя.
  ...
  У них великий аргумент, что наука общечеловечна, а не национальна. Вздор, наука везде и всегда была в высшей степени национальна <с. 77 > - можно сказать, науки есть в высочайшей степени национальны. 2x2=4 - не наука, а факт. Открыть, отыскать все факты - не наука, а работа над фактами есть наука, и т. д.
  НЕЙРОСЕТЬ. Кто они? Достоевский записал эту фразу в 1864 году, критикуя представителей идеологии позитивизма в России.
  ...
  Чтоб быть русским историком, нужно быть прежде всего русским....
  Мы многому научились, что бранить на Руси, и иногда бранимся дельно. Но мы совершенно не знаем и не умеем до сих пор, что хвалить на Руси, за что, впрочем, и нас похвалить не следует.
  ...
  Засвидетельствовать в 1-й же статье о чрезвычайном множестве незнающих грамоте кандидатов университета и студентов.
  БИОГРАФ. Здесь Достоевский планирует написать статью о большом количестве неграмотных абитуриентов и студентов.
  ...
  Они разом решили: всеобщее матерьальное богатство. Этот пункт у них бесспорный и даже не требует разрешенья. В Белой Арапии это поставлено идеалом. Для этого нужно было всем смириться и согласиться жить в обществе, весьма похожем на муравейник. Но так как они предчувствовали, что им возразят: что человек де согласится столько пожертвовать, - то они прямо ударились в нигилизм и стали отрицать человека, чувство, душу, религиозность, искусство, свободу - всё, - отрицать как мальчики, не давая никаких решений и <нрзб. > только шиши в беспредельное пространство. <с. 74>
  ПРИМЕЧАНИЕ. "Белая Арапия" в контексте Достоевского - это утопические идеи социалистов. Так писатель называл социальную программу шестидесятников того века, которую считал барской затеей, остатками прежнего либерализма. Но вот во что европейские идеи эволюционировали, и как европейский политик Боррель Ж. трактует "Белую Арапию" XXI века.
   Жозеп Боррель Фонтельес - испанский политик, Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности (с 1 декабря 2019 года). Европа - это чудесный сад, мы создали этот сад. Все здесь работает, это лучшая комбинация политической свободы, экономической перспективы и социальной сплоченности. Большая часть остального мира - это джунгли. А джунгли могут вторгнуться в сад. Поэтому нужно беречь свой сад. Но возведение стен не станет защитой. Нужно, чтобы сад вышел в джунгли, и он выходит. Мы должны гораздо больше быть вовлеченными в ситуацию в остальном мире. Мы привилегированные люди, мы создали комбинацию этих трех вещей: политическую свободу, экономическую перспективу и социальную сплоченность - в противостоянии угрозе со стороны России.
  ....
  NB. "Если б я был дипломатом, я, на месте России, не дарил бы никого своим союзом, а показывал бы величайшее равнодушие - быть или не быть в том и другом союзе. Загадочное положение придало бы мне много интересу. Меня бы начали куртизанить (устаревшее - ухаживать, заигрывать). С другой стороны, я бы много наблюдал и не давал бы завязываться чему-нибудь мне невыгодному, и если б дошло до дела, вдруг связался бы в союз там, где и не ожидали и где, по расчетам, было бы мне всего выгоднее. Но главное - реформы внутри и чугунки (реформы, которые должны проводиться внутри общества)". <с. 9>
  
  ПОДБОРКУ Интернет-информации для читателей Интернет-журнала "Самиздат" М.Е. Мошкова выполнил Гребенченко Ю.И. Волгоград, 20.10.2024, 13:20.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"