Фадеев А : другие произведения.

Предсмертное письмо в Цк Кпсс

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предсмертное письмо А.А. Фадеева в ЦК КПСС от 13 мая 1956 года. В этот день Александр Александрович Фадеев застрелился из револьвера на своей даче в Переделкино.
    13/V.56 (А. Фадеев. Письма и документы. С. 215-216). 14 мая. Самоубийство Александра Фадеева обсуждается на заседании Президиума ЦК КПСС, где принято решение: Поручить тт. Суслову и Шепилову с учетом обмена мнениями на заседании Президиума ЦК отредактировать и опубликовать в печати извещение от ЦК КПСС о смерти Фадеева А. А., некролог и состав комиссии по похоронам (А. Фадеев. Письма и документы. С. 339-340). 15 мая.
    34 года ЦК КПСС не решался предать это письмо гласности. Вопрос - почему? - Спрашивает Российская газета - Федеральный выпуск N 100(6671).
    Павел Басинский: Предсмертное письмо Фадеева остается загадкой ХХ века.
    Предсмертное письмо Фадеева - глубокий человеческий документ и как бы спектр двух эпох: сталинской и хрущевской на их разломе. Он заставляет о многом задуматься даже сегодня. Например, о том, что между государством и культурой всегда существовали, существуют и будут существовать "правила игры", которые кто-то устанавливает и которые должны быть понятными. А играть в эти игры или нет - это вопрос творческий и человеческий. И всегда между государством и культурой будут находиться люди, которые правила эти выражают не на словах, а самой своей личностью. - moi-goda.ru"...predsmertnoe-pismo...fadeeva-ostaetsya...
    Здесь избранные редакционные статьи и комментарии российских интернет-сайтов.

  А. Фадеев.
  Предсмертное письмо в ЦК КПСС.
  
  СОДЕРЖАНИЕ.
  1. rg.ru: "Не вижу возможности дальше жить..."
  2. weekend.rambler.ru: что написал в предсмертной записке автор "Молодой гвардии"
  3. Бут Валерий. Выстрел в сердце. 60 лет назад покончил собой писатель Александр Фадеев.
  
  
  1.rg.ru: "Не вижу возможности дальше жить..."
  
  Источник: https://rg.ru/2015/05/13/pismo.html. 12.05.2015, 22:42.
  
  "Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы - в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, физически истреблены или погибли, благодаря преступному попустительству власть имущих; лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте; все остальное, мало-мальски способное создавать истинные ценности, умерло, не достигнув 40-50 лет.
  Литература - это святая святых - отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых "высоких" трибун - таких как Московская конференция или XX партсъезд - раздался новый лозунг "Ату ее!" Тот путь, которым собираются исправить положение, вызывает возмущение: собрана группа невежд, за исключением немногих честных людей, находящихся в состоянии такой же затравленности и потому не могущих сказать правду, - выводы, глубоко антиленинские, ибо исходят из бюрократических привычек, сопровождаются угрозой, все той же "дубинкой".
  С каким чувством свободы и открытости мира входило мое поколение в литературу при Ленине, какие силы необъятные были в душе и какие прекрасные произведения мы создавали и еще могли бы создать!
  Нас после смерти Ленина низвели до положения мальчишек, уничтожили, идеологически пугали и называли это - "партийностью". И теперь, когда все это можно было бы исправить, сказалась примитивность, невежественность - при возмутительной доле самоуверенности - тех, кто должен был бы все это исправить. Литература отдана во власть людей неталантливых, мелких, злопамятных. Единицы тех, кто сохранил в душе священный огонь, находятся в роли париев и - по возрасту своему - скоро умрут. И нет никакого стимула в душе, чтобы творить...
  Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими и крестьянами, одаренный богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммунизма.
  Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических порок, которые обрушились на меня, - кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература - это высший плод нового строя - унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды.
  Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни.
  Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение трех лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять.
  Прошу похоронить меня рядом с матерью моей. А. Фадеев".
  13 мая 1956 года
  PS.
  Но похоронили Александра Александровича Фадеева все-таки на Новодевичьем кладбище и установили на его могиле памятник с изображением главных героев его книги - молодогвардейцев. Почему до сих пор тревожат современников события в Краснодоне почти 80-летне давности? (А. Фадеев. Письма и документы). pkzsk.info»zagadka-hh...predsmertnoe-pismo...fadeeva/
  Судя по всему, к уходу из жизни Фадеев тщательно подготовился. По крайней мере, литератор оставил предсмертную записку, адресованную ЦК КПСС. Кроме того, за несколько месяцев до этого секретарь Фадеева Валерия Зарахани стала свидетельницей "репетиции" суицида. И тогда Александр Александрович тоже написал предсмертное послание. -- myhistory.mirtesen.ru»blog/43995242684...pismo...
  
  
  2.weekend.rambler.ru
  Что написал в предсмертной записке автор "Молодой гвардии".
  Источник: https://weekend.rambler.ru/people/45726546-aleksandr-fadeev-chto-napisal-v-predsmertnoy-zapiske-avtor-molodoy-gvardii/
  
  Александр Фадеев - замечательный советский писатель, который запомнился нам благодаря роману "Молодая гвардия". Фадеев был не только успешным писателем, но и влиятельным функционером - руководителем Союза писателей СССР и членом ЦК КПСС. Но головокружительная карьера была прервана выстрелом из револьвера 13 мая 1956 года на даче в Переделкино.
  Что написал в предсмертной записке автор "Молодой гвардии"
  Официальной причиной самоубийства назовут алкоголизм. Писатель последнее время все чаще проводил в запоях. Правда, близкие друзья Фадеева утверждали, что за две недели до трагедии он был в завязке.
  За свою жизнь Фадеев дорос до поста председателя Союза писателей СССР. Несколько лет он вынашивал идею написания романа "Молодая гвардия". Он не только писал, но искренне переживал за судьбу каждого из своих героев. Общий тираж романа приближался к 25 млн. книг.
  
  Две версии "Молодой гвардии"
  
  Идея написания романа пришла Фадееву после прочтения заметки в газете, в которой описывались подвиги молодых подпольщиков в Краснодоне. Его поразили сведенья о погибших ребятах - молодогвардейцах, которых доставали из шахты (их туда еще живыми бросили нацисты).
  
  Осенью 1943 года писатель решает сам ехать в Краснодон, чтобы лично собрать все факты об организации. Собранный там материал лег в основу романа "Молодая гвардия". Книга была издана в 1946 году и была подвергнута резкой критике из-за того, что писатель слабо показал "руководящую и направляющую" роль Коммунистической партии.
  
  Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе он недостаточно ярко отобразил "руководящую и направляющую" роль Коммунистической партии. Против произведения были выдвинуты серьёзные идеологические обвинения в газете "Правда".
  
   В 1951 году Александр Фадеев представит окончательную версию романа, которую одобрил сам Сталин.
  
  Однако, помимо "руководящей роли партии", в романе "Молодая гвардия" были и другие неточности. Например, комиссаром организации был назван Олег Кошевой, который на самом деле был рядовым участником организации. Причиной этому стал тот факт, что в своей поездке в Краснодон писатель останавливался у матери Кошевого, и она стала одним из главных источников в сборе материала. Имя же настоящего комиссара стало известно уже после смерти Фадеева.
  
  В 1959 году специальная комиссия, созданная после процесса над В. Подтынным, служившим в краснодонской полиции в 1942-1943 годах, установила, что комиссаром подполья был Виктор Третьякевич, которого до этого момента вообще считали предателем.
  
  Роковой XX съезд КПСС
  
  Поворотным моментом в карьере писателя и функционера стал XX съезд КПСC, который прошел в феврале 1956 года. На съезде был осужден культ личности Сталина - человека, который бы для Фадеева чуть ли не богом. Досталось от делегатов Съезда и самому писателю. Михаил Шолохов, автор "Тихого Дона" выступил с жесткой критикой его деятельности в Союзе писателей, обвинив его в травле и притеснении литераторов М.М. Зощенко, А.А. Ахматовой, А. П. Платонова, Б.Л Пастернака, Л.Н. Гумилева, Н.А. Заболоцкого.
  
  Кроме того, Александр Фадеев был одним из соавторов статьи "Об одной антипатриотической группе театральных критиков" в газете "Правда". После этой статьи началась борьба с космополитизмом. В 1949 году он принимал участие в гонении Бориса Эйхенбаума, а также других работников Ленинградского университета в прессе.
  
  После открытых обвинений Шолохова Фадеев потерял членство в ЦК КПСС. Это был конец карьеры.
  
  Спустя много лет главный герой XX съезда Никита Хрущев даст свою версию самоубийства Фадеева:
  
   "Оставаясь человеком умным и тонкой души, он после того, как разоблачили Сталина,.. не смог простить себе своего отступничества от правды... Он изжил себя и к тому же боялся встретиться лицом к лицу с теми писателями, которых он помогал Сталину загонять в лагеря, а некоторые вернулись потом восвояси..."
  
  Сам Фадеев оставил предсмертное письмо такого содержания: "Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. <...> Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни.
  
  Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять. Прошу похоронить меня рядом с матерью моей".
  
  Интересно, что записка изъята сотрудниками спецслужб и обнародована только в 1990 году. Об этом сообщает "Рамблер".
  
  3. Валерий Бут.
  Выстрел в сердце.
  60 лет назад покончил собой писатель Александр Фадеев
   Источник: https://svpressa.ru/post/article/148479/
  Он проснулся рано. Солнце заливало его огромный кабинет на втором этаже дачи в Переделкине. Небо было пронзительно-синим, птицы весело щебетали. Он вышел в сад. Огляделся вокруг, постоял безмолвно.
  Потом вернулся в кабинет. В последний раз проскрипели ступени под его тяжелыми шагами. На столе лежал исписанный нервным почерком листок. Он еще раз перечитал текст. И взвел курок нагана...
  Свою первую повесть "Разлив" Александр Фадеев, в недавнем прошлом - дальневосточный подпольщик и партизан - написал в 1922 году, когда ему было едва за двадцать. Вскоре вышел роман "Разгром" - о классовой борьбе и становлении Советской власти на Дальнем Востоке. Перед Фадеевым открывалась бескрайняя литературная дорога.
  И он уверенно зашагал по ней. Но не как писатель, а как "писательский министр", как Фадеева прозвали позже. Он хотел творить, но ему не давали. Но разрешали руководить - Союзом советских писателей. В обще сложности - четырнадцать лет.
  Следующей книгой после "Разгрома" должна была стать "Последний из удэге". Но Александр Александрович ее не закончил - не хватило времени и сил. Их отнимали газетные статьи, отклики на злобу дня, поездки по стране, вызовы к Сталину. И раздумья.
  Фадеев мучил, метался. Жизнь дробилась на срывы, исчезновения, загулы, письма-исповеди. Он был полон идей и думал, что вот-вот примется за работу. Но... Следующую книгу после "Разгрома" Фадеев написал лишь спустя почти двадцать лет. Это был роман "Молодая гвардия", изданный в 1946 году - за десять лет до гибели автора. За него Фадеев получил Сталинскую премию. Но сам Сталин оказался недоволен.
  Роман он не читал, а посмотрел одноименный фильм Сергея Герасимова, и его рассердило, что в нем не отражена роль партии. Получалось, что комсомольцы-подпольщики Краснодона действуют сами по себе. Да, храбро сражаются с фашистами, но без указаний и помощи коммунистов. Такого не могло быть!
  Критики, спущенные с цепи по команде из Кремля, разнесли книгу. Сильнее всех ударила "Правда". Фадееву пришлось переписывать роман, а Герасимову - доснимать фильм. Из одной серии получилось две. Зато фильм был удостоен Сталинской премии и имел бурный успех.
  На сей раз Сталин остался доволен, и Фадеева наградили орденом Ленина. Он выступил, поблагодарил за награду, но... покаялся. В том, что слишком мало успел сделать.
  Больше ничего Фадеев не написал, хотя пытался. Он взялся было за "Черную металлургию" - производственный роман о новых методах варки стали, новаторах-передовиках и вредителях, которых, разумеется, разоблачают. Это была не его идея, а предложение Маленкова, который, впрочем, давал задание от имени Сталина.
  Фадеев пытался его выполнить, но не смог - запутался. Это было сопротивление материала, которое писатель так и не одолел. Крушение замысла стало для него тяжелым ударом...
  Фадеев часто сокрушался - и в приватных разговорах, и публично. "Я сделал много ошибок, и, может быть, вся моя жизнь и состояла из одних ошибок", - так, к примеру, он начал свою речь на ХШ пленуме Союза писателей.
  Наверное, чересчур жестко по отношению к себе, но и во многом справедливо. Фадеев не защитил от травли Ахматову и Зощенко, ругал Андрея Платонова. Не внял просьбам поддержать - хотя бы морально - вернувшуюся из эмиграции Цветаеву. Она писала в то время в дневнике: "Никто не видит - не знает, - что я год уже (приблизительно) ищу глазами - крюк... Я год примеряю - смерть".
  Фадеев плакал, видя умирающего Булгакова. Но ничего не сделал, чтобы его книги издали. Когда в Москву пришло известие о гибели Мандельштама - горевал. Накануне последнего ареста, поэт просил Фадеева принять его. Нет, не спасти - наверху все было решено, а хотя бы унять дрожь - хоть на время. Но Фадеев от встречи уклонился.
  И так далее. Литературоведы, историки, правдолюбы могут продолжить этот список. И ахать, возмущаться, как же он мог...
  Оправдать Фадеева, может, и нелегко, но понять можно. Он был поставлен на высокий литературный пост Сталиным и стремился оправдать его доверие. Кстати, тогда та должность назвалась генеральный секретарь Союза писателей СССР. То есть, Фадеев со Сталиным, генсеком партии, были коллегами...
  Как писал Эренбург, "Фадеев был смелым, но дисциплинированным солдатом, он никогда не забывал о прерогативах главнокомандующего". Но со всем ли происходящим в стране он соглашался? Точно - нет. Однако он был коммунистом, к тому же - истовым - и гнал сомнения прочь. При том мучился, страдал, с годами - все сильнее. Фактов, свидетельств тому - масса.
  Фадеев приставил револьверное дуло к сердцу в пятьдесят шестом, но примеривался к самоубийству много раньше. В 1945 году его застали склоненным за письменным столом, а рядом лежал наган. Фадеев смешался, скомкал записку и бросил в корзину.
  Но бумажку извлекли, расправили и прочитали: "Я не могу больше жить Дон Кихотом". Стало быть, он считал себя не таким уж виноватым и даже романтичным героем?
  Впрочем, не без оснований. Фадеев пытался заступиться за арестованного Кольцова - перед самим Сталиным. Но тот его убедил - показал папку с "признаниями" арестованного. Александр Александрович помогал Заболоцкому, Пастернаку. И тому же Зощенко, прося Литфонд выделить ему значительную сумму денег, той же Ахматовой, пытаясь вызволить из тюрьмы ее сына Льва Гумилева. После самоубийства Фадеева она сказала: "Я не имею права его судить". И, верно, никто такого права не имеет...
  Фадеев в свое время разругался с Берией - у того на даче, за бильярдом. Разговор зашел о литературе, и хозяин затянул старую песню о засилье иностранных шпионов, которые затаились и среди писателей.
  Спор становился все громче, громче и, в конце концов, Фадеев потерял контроль над собой - отчасти сказался коньяк, которым Берия щедро угощал гостя за ужином. Писатель стал кричать, что нельзя так обращаться с литераторами, как это делают в НКВД. Эти вызовы, перетряски, требования доносов - нравственно калечит людей. В таких условиях подлинная литература не может существовать, она задыхается.
  Берия сначала отвечал спокойно, но затем тоже вышел из себя. Стал кричать, швырнул кий. Словом, готов был растерзать Фадеева. Но не мог - между ними стоял Сталин, который приказал не трогать писателя.
  Фадеев осмелел настолько, что стал отказываться от визитов к Сталину. Его приятель Корнелий Зелинский рассказывал, что как-то они сидели в Переделкине, и приехал фельдъегерь с запиской от вождя - тот звал в гости. Но Фадеев ответил, что никак не может, поскольку - болен.
  Потом он объяснил Зелинскому причину отказа: "Я не могу поехать, потому что я уже седой человек и не хочу, чтобы меня высмеивали. Мне уже трудно выносить иронию над собой. Я не котенок, чтобы меня тыкали мордой в горшок... Там будет этот самый Берия... Меня ждет иезуитский допрос в присутствии Сталина".
  На следующий день Фадеев ушел в запой. Между прочим, он часто так делал, когда не хотел поступать так, как его пытались заставить. "Алиби" было железным, его принимал даже Сталин.
  Говорят, что однажды вождь спросил, сколько "это" продолжается у главы Союза советских писателей? Ему ответили, что запой обычно длится три недели. "А нельзя ли попросить товарища Фадеева, чтобы это продолжалось две недели?" - иронически спросил Сталин. Он вообще почему-то снисходительно относился к людям, страдающим этим пороком.
  Смерть Сталина знаменовала крутой поворот в судьбе писателя. Он потерял - сначала влияние, потом - литературную власть. Это был не единственный удар. Фадеева перевели из членов ЦК КПСС партии в кандидаты ЦК.
  Все бросились терзать мертвого Сталина, Фадеев же отошел в сторону и не стал менять убеждений. Продолжал демонстрировать уважение к вождю, поруганному и обруганному, вопреки настроениям общества и указаниям власти, поведению коллег. По свидетельству Зелинского, он говорил: "Я знаю, меня любил Иосиф Виссарионович. Но как он ко мне относился - я понять не могу. Я много раз не понимал, что он от меня хочет..."
  Фадеев казался внешне спокойным. То ли понимал неизбежность падения, то ли смирился с ним. Его не принимали в Кремле, ибо его новый властелин - Хрущев писателя невзлюбил за то, что он курс партии не поддержал.
  Может, в том роковом пятьдесят шестом, Фадеев хотел, наконец, сесть за стол и спокойно работать? О чем мечтал, наверное, всю жизнь...
  В тот день, 13 мая 1956 года, вскоре после того, как Фадеев поднялся наверх, послышался какой-то удар - будто упало кресло или какой-то тяжелый предмет. Но обитатели переделкинской дачи не придали этому значения. Никто не знал, что наверху уже не сидел живой писатель с серебряной головой, а лежало его безжизненное тело.
  Когда накрыли стол к обеду, решили позвать хозяина и послали к нему младшего сына писателя - Мишу. Мальчик вошел в кабинет отца, но тут же скатился вниз со страшным криком...
  Жена Фадеева, известная артистка МХАТа Ангелина Степанова в то время была на гастролях в Югославии. После очередного спектакля ей сказали, что срочно надо в Москву - так, мол, хочет Александр Александрович.
  Она летела долго - через Будапешт и Киев. В аэропорту столицы Украины она купила газету и увидела портрет Фадеева в траурной рамке. С трапа самолета она спустилась с газетой в руках, дав понять, что все уже знает.
  Через два дня после похорон Степанова вышла на сцену. Играла Ангелина Иосифовна, как всегда, блестяще...
  Традиционный текст, установленный для советских правительственных некрологов, в случае с Фадеевым был изменен - кажется, единственный раз. Вместо фраз "после продолжительной и тяжелой болезни..." или "в результате несчастного случая..." в сообщении, опубликованном 14 мая 1956 года в газетах, говорилось: "В последние годы жизни А.А. Фадеев страдал тяжелой болезнью - алкоголизмом". Это подтверждало медицинское заключение: "13 мая в состоянии депрессии, вызванной очередным приступом недуга, А.А. Фадеев покончил жизнь самоубийством".
  Это была мелкая, подлая месть мертвому писателю за его последнее письмо, к слову, долго скрываемое и обнародованное лишь в 90-годах. Фадееву в первый и в последний раз не нужно было прятаться за фразами, сдерживать себя.
  Вот фрагменты из его предсмертного письма-исповеди:
  "Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы - в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, - физически истреблены или погибли благодаря преступному попустительству власть имущих; лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте; все остальное, мало-мальски способное создавать истинные ценности, умерло, не достигнув 40−50 лет...
  С каким чувством свободы и открытости мира входило мое поколение в литературу при Ленине, какие силы необъятные были в душе и какие прекрасные произведения мы создавали и еще могли создать!
  Нас после смерти Ленина низвели до положения мальчишек, уничтожали, идеологически пугали и называли это - "партийностью". И теперь, когда все можно было бы исправить, сказалась примитивность, невежественность - при возмутительной дозе самоуверенности - тех, кто должен был бы все это исправить. Литература отдана во власть людей неталантливых, мелких, злопамятных. Единицы тех, кто сохранил в душе священный огонь, находятся в положении париев и - по возрасту своему - скоро умрут. И нет уже никакого стимула в душе, чтобы творить...
  Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими и крестьянами, наделенный Богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммунизма.
  Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических порок, которые обрушились на меня...
  Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушиваются подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни".
  Лидия Чуковская в те дни записала в дневнике, что через полвека будет написана трагедия "Александр Фадеев". Но этого не произошло. Возможно, кто-то брался за тему, делал наброски, но потом оставлял тему, не выдержав ее - в прямом и переносном смысле - тяжести. И тягостности.
  А Фадеева искренне жаль - даже сегодня, спустя шесть десятилетий после рокового выстрела. От того, что так мало прожил, так немного написал. И мучился, мучился...
  
  Подборку Интернет-информации для Samlib.ru выполнил Гребенченко Ю.И. Волгоград, 2021, 15 ноября, 0:15.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"