Грачёв Андрей Валерьевич: другие произведения.

Платформа - депрессивный шедевр

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
Уровень Шума. Интервью
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мнение о социальном триллере "Платформа"

  Платформа - это фильм ужасов по содержанию, а не по форме, отчего его кошмарная притягательность только усиливается.
  
  Картина рассказывает леденящую кровь историю цикличного расчеловечивания, безразличия и цинизма. Она пропитана протестом против звериной человеческой природы и депрессивным признанием поражения доброй воли перед беспощадным животным законом выживания.
  
  
  
  В Платформе так много идеи, что не успеваешь ловить смыслы, сочащиеся из каждого кадра, сознание автоматически упрощает происходящее до понятных конструкций и вот уже кто-то видит в фильме религиозную основу, кто-то политический манифест. Я же увидел пощёчину человечеству, как виду. Фильм обличает цивилизационное лицемерие и показывает человеческое нутро, дремлющее под периной достатка. Вызов этот фильм бросает именно сытым и обеспеченным, в маленьком мире которых нет ужасов войны, насилия, голода и ничтожности человеческой жизни. Нас шокируют жуткие сцены кино, которое не вызовет никаких эмоций у сотен миллионов людей, живущих в похожих условиях каждый день. Но в их домах нет телевизора с Нетфликс, у них нет фейсбука и твиттера, они не знают английского языка, чтобы рассказать миру о своей жизни. Да и желания такого у них нет - есть вещи и по-важнее. Например, выживание.
  
  Главный герой фильма - типичная сытая никчёмность, порождение общества, в котором обывателю скучно жить. Он выбирает экстремальный аттракцион с неизвестными условиями, полугодовое заключение - просто от скуки. А обосновывает своё решение недостатком силы воли - он не может самостоятельно бросить курить и заставить себя прочитать одну книгу. Всю жизнь главный герой прожил в обществе праздности и изобилия, именно поэтому легко согласившись на добровольное заточение по неизвестным ему правилам - он просто не мог даже предположить, что происходящее в Яме вообще возможно в его мире. На полгода он планировал вселиться в санаторий, где будет читать книгу и кушать улиток.
  
  Другой важнейший персонаж - первый сокамерник главного героя. Он в Яме прожил уже не один цикл и видел все её стороны. Попал сюда он за непредумышленное убийство, сделав выбор между сумасшедшим домом и Ямой. Опять же, выбор был неосознанным - он не знал, что в Яме хуже, чем в сумасшедшем доме, где всё, что ему грозило - это принудительное лечение. Обстоятельства его преступления тоже немаловажны - он убил нелегального мигранта, выбросив из окна телевизор. Телевизор выбросил в порыве гнева на маркетинговую стратегию, сначала уговорившую его купить супер-точилку для ножей, а затем рекламируя самозатачивающийся нож. То есть он импульсивно отреагировал на несправедливость и обман, когда его принудили к покупке вещи, априори ненужной при наличии у той же компании другого, лучшего, продукта. В нашей реальности потребления таким же образом ведут себя многие технологические компании - цикл производства технологического решения намного больше цикла обновления продуктовой линейки на рынке, а значит у производителя УЖЕ есть более лучшая технология, чем та, которую он сегодня выводит на рынок. А может быть даже сразу и не несколько поколений вперёд, но на рынке технологии будут появляться последовательно, постоянно стимулируя спрос вместо того, чтобы сразу дать лучший вариант, который будет эталоном до следующего витка развития технологий. Агрессивное недовольство потребительской моделью, случайно ставшее причиной смерти человека, которого вообще не должно было быть в стране - стало основанием для признания Тримагаси безумцем. Но в Яме Тримагаси демонстрирует наиболее рациональный склад ума - он адаптируется к окружающим условиям, сохраняя рассудок и сострадание. Всё время его пребывания в Яме у него с собой был нож. Пока главный герой напрямую не спросил, что взял с собой Тримагаси - тот никак не намекал на наличие столь весомого аргумента власти в камере. Попав на уровень, где нет еды - Тримагаси аккуратно связал сокамерника и голодал 10 дней до тех пор, пока не начал терять силы. И только после этого покусился на плоть товарища по несчастью, обещая кормить ею их обоих и в минимально потребных для выживания количествах. Если бы события развивались по его плану - то к перемещению на сытный уровень оба остались бы живы и скорее всего без необратимых увечий (оставим за кадром чудесный иммунитет всех заключенных, позволяющий им питаться гнилым мясом и не болеть от нехватки витаминов).
  
  Бесчеловечный эксперимент Ямы заключается в том, чтобы заставить людей утратить сострадание к ближнему и видеть в нём только запас питательных веществ, а получив доступ к изобилию - набивать своё брюхо, не заботясь о тех, кому из-за этого придётся есть сокамерников. Каждый, пробывший в Яме более двух месяцев и постигший законы её существования перестаёт воспринимать реальность за пределами своего уровня - не надо говорить с теми, кто внизу, потому что они внизу. Не надо говорить с теми, кто наверху - они не будут слушать. Есть только этот миг в этой бетонной коробке и платформа. Больше ничего нет. Если платформа богата едой - значит это всё для тебя, если бедна - значит мрази сверху всё съели. Гнев направлен на несчастных, запертых в таких же камерах и попавших наверх по воле случая. Но не на Кухню, не на Администрацию и не на себя - жрущего в три горла и катающегося по столу в экстазе изобилия. Это прямое обличение ханжества и фарисейства, когда фраза "начни с себя" воспринимается как личное оскорбление.
  
  
  
  В итоге главный герой, позиционируемый лентой как положительный персонаж, убивает одного человека и становится причиной смерти ещё множества. На первый взгляд, творимое им насилие или выбор имеют благие намерения, но если вдуматься, то всё время в Яме им двигал или эгоизм, или проистекающее из него мессианство. Он убил Тримагаси не по причине, а в порыве гнева и обиды. А затем пережил месяц, питаясь с его тела. А теперь взвесьте на чаше весов два варианта: Тримагаси вынужденно кормит их обоих плотью Горинга (главного героя) и оба переходят на следующий уровень максимально живыми и здоровыми(насколько это вообще возможно в такой ситуации). Или Горинг убивает Тримагаси из ненависти, а затем месяц питается с его тела. Кто из них злодей? Затем Горинг спасает дикарку вроде бы из чувства сострадания, но на самом деле нам явно дают понять, что причина в сексуальном влечении. Дикарка убивает собаку новой сокамерницы Горинга.
  
  
  
  Сокамерница Горинга копирует самого Горинга - она человек сытого мира, работая на Яму не имела никакого представления о том, что там происходит. Лишь общие сведения. Однако знай она об условиях жизни в ней - никогда не взяла бы с собой собаку. Попав на уровень, где нет еды - она убивает себя, жертвуя своё тело Горингу в пищу. Был ли это акт раскаяния от осознания ужаса эксперимента, частью которого она была, отправляя в Яму людей, невыносимость открывшейся истины или осознанный акт альтруизма? Одно точно - проснувшись первой, она имела возможность убить или нейтрализовать Горинга. Но не сделала этого. А вот как бы поступил Горинг, который уже прошёл через такое и выжил?
  
  Важным моментом в фильме является тема собственности: каждому заключенному разрешено взять одну любую вещь, равно как выбрать одно любое блюдо, которое будет на столе. Все заключённые на протяжении ленты берут со стола чужую еду, но никто никогда не расстаётся с той единственной вещью, что взял с собой. Они готовы брать, но не дают ничего взамен. И даже, когда Горинга посещает идея вернуть что-то на Кухню в знак протеста или для привлечения внимания, то вернуть он намеревается часть даров этой Кухни, а не что-то своё. Быть может смыслом одной личной вещи и была её жертва Кухне как оплата пищи, превращение потребляющей твари в человека, способного делиться?
  
  Но нет, итогом рождающейся в голове Горинга идеологии, которой он сумел заразить очередного случайного сокамерника (в отличие от пассивного паразита Горинга трудящегося над выходом из Ямы и обещающего в обмен на помощь ему - потом помочь всем им) является стремление принудить всех обителей Ямы к соблюдению навязываемого Кухней порядка. По сути, Горинг стал добровольным помощником мучителей, которые не только лишили людей свободы, но и лишают их права выбора, расчеловечивая непрерывным психологическим насилием и стравливанием друг с другом.
  
  Он самовольно принимает решение лишить пищи 50 первых уровней, полностью игнорируя тот факт, что живущие на "плохих" этажах пару дней назад ели досыта, а те, кто сегодня выше всех - вчера ели друг друга. На одном из этажей мудрец стыдит самопровозглашённых миссионеров - "Посмотрите на себя, вы же топчите нашу еду". И действительно - одержимые идеей, Горинг с товарищем забывают о самой сути этой идеи и защищая еду от чужих посягательств попросту топчут её.
  
  Финалом истории становится осознание героями простого факта, что их миссия основана на ошибочном допущении, которое привело к однодневному хаосу на всех уровнях, множеству смертей (включая самих героев) и совершенно никак не повлияло на систему в целом. Буря в стакане.
  
  Ложная несуразная концовка раскрывается лишь после просмотра интервью режиссёра фильма, в котором он прямо раскрывает, что финал - плод воображения умирающего Горинга, придумавшего ребёнка на нижнем уровне, чтобы оправдать для себя весь его путь. А на самом деле внизу только тьма и отчаяние, борьба его была бессмысленна, а умер он вовсе не праведником.
   Я вижу смысл этого фильма в напоминании нам, жителям "золотого миллиарда", что наш статус и образ жизни - временная случайность и мы всегда можем в одночасье со своего 48-го уровня переместиться куда-то на 171, оказавшись в совершенно другой реальности человеческого бытия. Наши достижения, как вида - это маленькая глянцевая пуговица на куче дымящихся страданий, боли, несправедливости и насилия.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга вторая"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) Г.Крис "Дочь барона"(Любовное фэнтези) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) Е.Вострова "Дракон проклятой королевы"(Любовное фэнтези) Н.Пятая "Безмятежный лотос 3"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) А.Кутищев "Мультикласс "Союз оступившихся""(ЛитРПГ) Л.Джонсон "Колдунья"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"