Мухаметова Ирина Анатольевна : другие произведения.

Казанский театр

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Не все знают, что казанский драматический театр когда-то по праву занимал третье место в России после театров Санкт-Петербурга и Москвы. Да и появился театр в городе очень давно, еще в конце восемнадцатого века, и в создании его принимали участие как крупные общественные деятели того времени, так и труппа крепостных актеров.
  Но настоящий расцвет казанского театра начался в девятнадцатом веке и продолжился в начале двадцатого. Здесь успешно выступали такие артисты, как П.С. Мочалов, А.Е.Мартынов, М.Г.Савина, П.А. Стрепетова, В.Н.Давыдов, А.П.Ленский, К.А.Варламов, П.М.Садовский, М.И.Жаров, М.И.Царев, М.Ф.Астангов и многие-многие другие.
  Также много славных страниц летописи казанского театра связано с именем великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина. Мало кому известно, но именно здесь в Казани в 1836 году им впервые был поставлен "Ревизор" Гоголя. К тому же, в этом же году здесь состоялась практически первая полная постановка комедии "Горе от ума" Грибоедова, которая с момента ее написания была запрещена для столичных театров и, если где и шла, то только отдельными сценами. Роли Фамусова и Городничего стали звездными для Михаила Щепкина. А после громких премьер спектакли "Ревизор" и "Горе от ума" начали играться по всей России.
  Здесь же в Казани в этом же году в бенефис Щепкина была сыграна драма Белинского "Пятидесятилетний дядюшка или странная болезнь", также запрещенная в то время. Самое интересное в этом то, что всем известная фраза "кушанье подано" или, как сейчас принято говорить - "кушать подано", была впервые сказана именно в этой пьесе. Также в ней чуть ли не в первый раз со сцены было произнесено выражение "тянуть лямку" в значении "тяжело, усердно работать", которое потом тоже широко вошло в оборот русской речи.
  Словом, Михаил Щепкин сыграл большую роль в истории казанского театра, да и гастролировал он здесь часто, притом как один, так и вместе с дочерями Александрой и Феклой. Другие актеры тоже любили приезжать в Казань на гастроли. То есть театр в те времена играл большую роль в жизни города, поэтому в 1845 году для него на центральной площади было построено каменное здание, в котором он и пробыл до пожара 1874 года, полностью этот дом уничтожившего. Но к большой радости горожан на следующий год на том же месте для труппы было спешно отстроено новое здание, которое, к сожалению, тоже сгорело в 1919 году, и больше уже никогда там не восстанавливалось.
  Театр тогда переехал в красивый двухэтажный дом на одной из главных городских улиц, где и находится до сих пор. Называется он теперь - Казанский академический русский драматический театр им. В. И. Качалова, актера, который тоже начал свою творческую деятельность в Казани. Хотя играл он на самом деле только в том старом театре, который был до пожара, и никогда не бывал в новом, который сейчас носит его имя, и где в вестибюле стоит ему памятник.
  Василий Иванович Шверубович, так в действительности звали актера, был на сцене в Казани всего три сезона. Качалов - это его псевдоним, который он взял совершенно случайно, увидев в газете некролог с такой фамилией. Родился он в 1875 году и вообще-то был студентом юридического факультета Петербургского Университета, но всегда чувствовал в себе призвание играть на сцене. И вот, попробовав силы в любительских спектаклях, он, чтобы развиваться дальше и больше играть, принял решение ехать в провинцию, где по совету друзей в 1898 году он поступил в казанский театр на небольшие роли с несколькими репликами за вечер.
  Но в это время в театре была очень сильная труппа. Притом даже две - оперная и драматическая, которые по очереди работали в Казани и Саратове. Поэтому общение с хорошими артистами быстро пошло на пользу молодому актеру, и уже со второго сезона Качалов стал любимцем казанской публики. Особенно всех завораживал его чудный голос. Студенчество и гимназистки были от него без ума, а его портреты стали для них своеобразными талисманами. Скоро Качалов играл почти в каждой пьесе, которую ставили в театре. Дело дошло до того, что в прессе появилась статья, в которой писалось, что "такого способного юношу грешно и стыдно совать везде и всюду. Это значит мешать человеку работать и коверкать его".
  Словом, в Казани актера обожали. Например, режиссер А.В.Ивановский, который впоследствии поставил такие известные фильмы, как "Музыкальная история", "Антон Иванович сердится", "Сильва", "Укротительница тигров", и который тоже родился и провел молодые годы в Казани, в книге своих воспоминаний писал, что образование свое он получил "главным образом, в казанском театре... Я убегал из гимназии с последних уроков, чтобы встретить у входа в театр Качалова".
  Поэтому когда третий казанский сезон молодого перспективного актера был в самом разгаре, слава о нем докатилась до Москвы, и оттуда пришло приглашение в Художественный Общедоступный театр, возглавляемый тогда К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. И когда драматический сезон 1900 года в Казани закончился, актер поехал в Москву, где тоже скоро стал широко известен и любим публикой. В спектаклях этого театра Василий Иванович Качалов и сыграл свои знаменитые роли в пьесах Шекспира, Чехова, Горького, Толстого и Достоевского.
  Кстати, не всем известно, что именно молодой Качалов послужил прообразом Коровьева в романе Булгакова "Мастер и Маргарита", того самого, который неудачно пошутил, но это уже совсем другая история.
  А пока вернемся к казанскому театру, потому что, говоря о нем, нельзя не вспомнить еще о двух актерах, которые выступали на его подмостках.
  Во-первых, это Василий Николаевич Бурлак-Андреев.
  Дворянин из обедневшей семьи, родившийся в Симбирске в 1843 году, Василий Андреев учился на юридическом факультете Казанского университета, но вдруг неожиданно оставил учебу и пошел работать на Волгу помощником капитана на буксир "Бурлак", в честь которого взял приставку к своей фамилии. Впоследствии он стал капитаном пассажирского судна, но так как всю жизнь увлекался театром, то скоро опять решил круто изменить свою судьбу и в 1868 году дебютировал на сцене театра в Ростове-на-Дону.
  Прославился Василий Николаевич на всю Россию исполнением ролей "маленьких людей", таких как Счастливцев в "Лесе" Островского, Расплюев в "Свадьбе Кречинского" Сухово-Кобылина, а также замечательной игрой Фамусова в "Горе от ума" Грибоедова, Городничего в "Ревизоре" Гоголя и Иудушки в "Господах Головлевых" по Салтыкову-Щедрину. Еще он успешно выступал с чтением произведений Гоголя и Достоевского и в казанском театре не раз гастролировал. Все восторгались его игрой. Например, живший тогда в Казани будущий великий писатель Лев Толстой и Владимир Ульянов, тот самый, который впоследствии стал Лениным. Актер был так знаменит, что сам Илья Репин написал его портрет в одной из ролей. Умер Бурлак-Андреев прямо на сцене, выступая в спектакле. Произошло это в 1888 году в Казани, и было ему всего сорок пять лет.
  Второй актер, о котором хочется здесь сказать, и который своей жизнью тоже был связан с казанским театром - это Владимир Вячеславович Белокуров.
  Родился он в 1904 году в селе Нижний Услон под Казанью в семье священника, потом учился в казанской гимназии, здесь же окончил и театральное отделение Высшего института народного образования, затем студию при казанском театре и, в конце концов, стал его же актером. В 1919-1923 годах он сыграл Костылева в "На дне" Горького, Яшу в "Вишневом саде" Чехова, Шприха в "Маскараде" Лермонтова, Кудряша в "Грозе" Островского. В 1924 году Владимир Белокуров уехал из Казани в Москву, где сменив несколько театров, в 1936 году поступил во МХАТ. Его он уже не покидал, сыграв за свою жизнь множество ролей, как на театральной сцене, так и в кино. А самой его известной ролью стала, конечно, роль Валерия Чкалова в одноименном фильме, вышедшем на экран в 1941 году в начале войны. Многие люди помнят его замечательного Чичикова в экранизации "Мертвых душ" Гоголя, Боцмана в "Полосатом рейсе", Лохматого императора, священника и конферансье в трилогии о "неуловимых мстителях", а также его часто цитируемую блестящую роль из трилогии "Хождение по мукам". Помните, "Я Лева Задов, со мной шутить не надо"? Так вот это и есть он - Владимир Вячеславович! Умер Народный артист В.В. Белокуров в 1973 году в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.
  В заключении хочется сказать большое спасибо тем людям, которые держали в Казани антрепризу, то есть тем, кто все здесь организовывал, и кто, в конечном счете, принес славу казанскому театру. Хорошие актеры - это, конечно, очень важно, но без преданных театру людей все равно ничего бы не получилось!
  Это П.П. Есипов, Н.К.Милославский, П.М.Медведев, П.А.Соколов, М.М.Бородай, Н.И.Собольщиков-Самарин. Вечная им память!
  Было в истории казанского театра еще много других интересных страниц, Да и самих театральных коллективов в Казани было и сейчас есть немало, но об этом мы расскажем как-нибудь в другой раз.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"