Об этой теории я слышал уже давно. Что это такое? На запрос "теория шести рукопожатий" поисковик открывает определение из Википедии: социологическая теория, согласно которой любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых (и, соответственно, шестью уровнями связей). По крайней мере это определение выдаётся на сегодняшний день 28 ноября 2019 года.
Действительно, не хватает данных на то, чтобы проверить как это работает на всю планету, но до ныне живущих первых лиц государств я "дотянулся". Ещё интересней если добавить и параметр времени, то есть добавить тех, кого уже нет в живых.
В апреле 2016 года я познакомился с директором музея "Дом на набережной" Ольгой Романовной Трифоновой. Это был уже второй визит в этот музей, который хоть и небольшой, но обладает атмосферой прошлых лет и туда тянет вернуться. Была и вторая причина, о которой расскажу ниже. Знакомство как таковое состоялось благодаря бывшему жильцу этого дама Анатолию Николаевичу, фамилию которого я не знаю до сих пор. Ему же я обязан двумя экскурсиями по дворам дома и рассказам о его обитателях.
Пару слов о Доме. Дом стоит на Берсеневской набережной реки Москвы по адресу ул. Серафимовича, 2. Его населяли семьи членов правительства страны: высокопоставленных военных, чекистов, деятелей искусства, учёных. Там жили дети Сталина и сын Микояна, шахтёр Стаханов и Никита Хрущёв, маршал Тухачевский и писатель Серафимович. Перечислять всех бессмысленно - изначально в доме было 505 квартир, но впоследствии произошло уплотнение. Во времена репрессий многие высокопоставленные жители были арестованы, а их семьи "уплотнены" а затем и вообще выселены подальше. Само по себе это место после тех зловещих событий уникально как исторический памятник - среди жильцов под одной крышей жили палачи и их жертвы, причём первые со временем становились вторыми.
Пожилая, но энергичная сотрудница музея подошла ко мне, когда я уже был на пороге и спросила откуда я приехал. Мой ответ, что из Ростова-на-Дону, чрезвычайно её заинтересовал. Буквально сразу она сказала: "Давайте в вашем городе поставим памятник Миронову!"
Я удивился: зачем Миронову? Он как-то связан с городом? По-моему, он даже не снимался у нас, как, например, Вячеслав Тихонов в "На семи ветрах". Почти сразу я понял, что сморозил глупость. она имела в виду Филиппа Козьмича, командарма 2-й Конной. Сколько было Конных армий я не знал и не понял, во-первых, чем я могу помочь в этом мероприятии, а во-вторых, почему именно ему? У нас в городе уже есть улица, названная в его честь (то, что названа не в честь известного артиста я знал точно, а вероятность, что у нас есть ещё один Миронов, в честь которого назвали бы улицу была маловероятна), о чём я неприминул сообщить. Ответ был: "Ну улица это хорошо, а давайте поставим памятник". Поговорив ещё немного мы пришли к следующему - по возвращению домой я постараюсь узнать, что можно сделать. На прощание мы обменялись рукопожатием, на удивление крепким с её стороны и её советом, что руку следует жать сильнее.
Я спешил, потому что на улице меня дожидался новый знакомый, тот самый Анатолий Николаевич, который обещал показать окна бывшей квартиры Тухачевского и писателя Юрия Трифонова, который провёл детство в этом доме, потерял отца - старого большевика Валентина Андреевича Трифонова. Я уже успел прочитать его повесть "Дом на набережной", которая дала имя этому дому с мрачным прошлым на последующие годы после издания. Кроме этого, Михаил Коршунов (сосед и друг детства Юрия Валентиновича) написал интереснейшие воспоминания, в которых рассказывал как они искали подземный ход в Кремль из подвала церкви по соседству.
Это была вторая причина моего возвращения в музей и вообще в это место. Интерес подогрелся тем, что кроме меня и Анатолия Николаевича, с которым мы сидели за столом и изучали литературу, разложенную на старом столе (к сожалению, сейчас это уже не практикуется) тут же расположился какой-то пожилой худощавый мужчина, ремонтировавший видеомагнитофон. На самом деле этот человек возился с "видаком" ещё до нашего прихода, а увидев, что я изучаю папку с отпечатанными в "ворде" листами, на которых описывалась история дома и ужасы, которые происходили с его обитателями, предложил книгу о немецких военнопленных, лежащую рядом. Для приличия полистав страницы с фотографиями и текстом на немецком языке, я вернулся к прежним бумагам и чтобы сократить время отснял на телефон несколько страниц. В этот момент и подсел новый знакомец, который сперва дал знак, что столь откровенно фотографировать не стоит, а потом сообщил, что мастер с видеомагнитофоном, который нас уже покинул - иллюстратор книг Коршунова.
Не желая лишиться последней возможности пообщаться с живым жильцом легендарного дома, я вылетел на улицу. Анатолий Николаевич ждал рядом с подъездом. Он несколько удивлённо спросил, почему я не купил книгу "Отблеск личности", которую предложила хранитель музея и от которой я рассеяно отказался ещё до истории с памятником. Оказалось это не просто книга о Юрии Трифонове, но и его опубликованные дневники. "Вы же можете тут её и подписать, - добавил он, а мой вопрос кто её должен подписать, ответил - вы же с ней говорили. Это Ольга Романовна, вдова Юрия Трифонова".
Ещё через десять минут у меня не осталось иллюзий на счёт таинственного несуществующего 11-го подъезда, за счёт которого был увеличен 12-й подъезд, на третьем этаже которого и жил маршал Тухачевский. Теперь уже бывшая квартира моего экскурсовода располагалась в соседнем дворе (всего в доме их три). До того как туда заселилась его семья квартира сменила не одного жильца, среди которых был и расстрелянный начальник ГУЛАГа. К моему сожалению экскурсию пришлось сократить, потому что пора было ехать на Казанский вокзал. К счастью Анатолий Николаевич оказался на машине и подвёз, попутно рассказав ещё много чего интересного.
Год назад я устроился на работу в государственный областной архив. Времени на работу с делами как у пользователей намного меньше, ведь всё-таки работа на первом месте, а в читальном зале свободного времени не так много, но за год удалось "нарыть" информацию не только о своих предках, но и провести выставку о гражданской войне на Дону в 1917 - 1920 годах с немалым количеством документов.
Тему эту я всё время избегал, хоть историей России двадцатого века интересовался со школы. Просто тема слишком необъятная, и даже если ограничиться только Ростовом-на-Дону и областью, слишком много незнакомых имён, дат и хитросплетений судеб, а как тут разобраться, когда кроме десятка имён в голову ничего не приходит. Как оказалось, главное начать. Не могу назвать себя большим специалистом в этой области, но по крайней мере картина стала проясняться, а выставка - это как закрепление пройденного.
Теперь о том, с чего начал свой рассказ.
Понятно, что достаточно познакомиться хотя бы с одним человеком, который хотя бы косвенно знаком или пусть даже раз общался с кем-то из известных артистов, политиков, руководителей компаний, путь из шести рукопожатий существенно сокращается. Наверно невозможно наверняка утверждать, что я или любой из моих знакомых согласно этой теории может за шесть уровней выскочить на любого жителя Конго, Боливии или, скажем, Франции, но и нет таких ресурсов, чтобы на сто процентов убедиться в обратном.
Вооружившись той же Википедией несложно провести цепочку, к примеру, О.Р. Трифонова - Ю.В. Трифонов - В.А. Трифонов - В.И. Ленин (как видим, вождь пролетариата для неё более чем досягаем). Мой выбор - политики, но, уверен, у каждого из четырёх упомянутых людей были знакомые в разных слоях общества, жители разных стран и разных родов деятельности. Сегодня мне довелось сделать небольшое открытие, которое как дополнительный виток связала прошлое и настоящее.
Концепция выставки (вернее цикла выставок) называется "Страницы истории", сейчас я её вижу как пазлы. Отправная точка - гражданская война на Дону, временные рамки 1917-1920 годы. По действующим лицам она разбита на стороны участников войны белых, красных и казачество. Первый (уже состоявшийся) сегмент посвящён красным. Центральным персонажем стал Филипп Козьмич Миронов (О.Р. попросила начать с него, как я потом убедился выбор верный). Также довольно подробно представлены братья Валентин и Евгений Андреевичи Трифоновы и Борис Мокеевич Думенко. Сейчас я изучаю представителей казачества, которые выступили против коммунистов, но так до конца и не слились с белым движением. Но всё-таки поступающая информация уводит и в другие стороны.
Почему так? Например, потому что красный комиссар Юга России Евгений Трифонов женился на племяннице белоказачьего главнокомандующего юга России Святослава Денисова. У обоих братьев были сыновья и у обоих сыновья стали писателями. И Юрий Валентинович Трифонов в своём "Отблеске костра" и Михаил Дёмин (он же Георгий Евгеньевич Трифонов) в "Блатном" упоминают свою тётю Зинаиду, которая отличилась тем, что помогла братьям запутать следователей (и скорей всего спасла жизнь Евгению), когда они попались в 1906 году и в 1919 году способствовала побегу того же Евгения с его невестой. Поскольку братья в своё время занимали высокие посты, но до наших дней не сохранили такую известность, как те же Будённый с Чапаевым, не удивительно, что о Зинаиде, которая вышла замуж за инженера, что-то известно лишь родственникам, Разве что Дёмин упоминает, что тётя в 1919 году носила фамилию Болдырева.
Сегодня, перебирая именные карточки в архиве на фамилию Трифонов мне попалась Трифонова Зинаида Андреевна. Честно говоря, я искал информацию на их отца, который был донской казак, промышленник и купец, как о нём писал в своей автобиографии Валентин, судя по всему, в 1930 году. О таком родстве в автобиографии, которая хранится в партийном архиве, и которую сократили до "донской казак" в публикации в прессе в 1987 году он не побоялся написать, наверное, потому что это не было такой уж тайной, да и у него за плечами был пост председателя Военной Коллегии Верховного суда СССР (его сменил В.В. Ульрих, на чьей совести всё, что рассматривала эта коллегия с 1926 по 1948 годы и, скорее всего, жизнь своего предшественника-начальника). Всё же хочется узнать что за промышленник был отец двух революционеров, после ранней смерти которого их жизнь поменялась и что случилось с ним и его женой, раз старшему из детей на момент смерти обоих родителей было всего десять лет.
На карточках стоял шифр дела с брачными обысками одной из церквей за 1905 год и небольшое дело с послужными списками трёх человек. Если суммировать то, что там можно узнать, то областной инженер-архитектор Сергей Иванович Болдырев, 33 лет женился 3 января 1905 года на Зинаиде Андреевне Трифоновой, 21 года. Но меня помимо полного совпадения имени невесты с сестрой героев выставки привлекло ещё одно имя.
Дело в том, что 2019 год для меня стал годом открытий. например, что в архив уже несколько лет ходит моя дальняя родственница, с которой мы даже не были знакомы, хоть и живём в одном городе, а также, что её дальние родственники прямые потомки архитектора, который с 1886 года двадцать лет отстраивал центр Ростова. Некоторые из его работ стоят и сейчас, например, дом братьев Мартын на углу Большой Садовой и Крепостного. Через неё я узнал имя Николая Матвеевича Соколова, которое если раньше и слышал, то благополучно забыл.
Когда я увидел это имя в графе свидетелей со стороны жениха, я подумал: "Да ладно". Имя предварял гражданский чин коллежский асессор. Википедия подтвердила: да, именно этот чин носил ростовский архитектор, другого получить не успел - умер на следующий год. Но сам Соколов? До меня дошло вбить в поисковик имя жениха. Он тоже построил много городских и частных зданий, в основном в Новочеркасске - тогдашней столице области войска Донского. Отправил письмо Ольге Романовне. Завтра продолжу поиски информации по Андрею Петровичу Трифонову. Всё-таки такое имя установить удалось.