Аннотация: Религиозное мировоззрение, какое оно должно быть
К странице " Мировоззрение "
Моё религиозное мировоззрение.
То, о чём мы ведём речь, никогда не будет найдено посредством поиска, и однако, только ищущий находит это. Баязид Бистами
Пришло наконец время выразить свое миропонимание и ответить на вопросы "Что есть человек?" , для чего он создан и кем создан , каков смысл жизни и цель жизни и многие другие вопросы духовного и мирского бытия. Это своеобразный символ веры.Ко всему прочему я добавлю , что я здесь пишу только то , что я знаю и во что я верю через знания и благодаря знаниям и благодаря своему житейскому опыту.
Сначала похвастаюсь приобретенными знаниями( а почему бы и нет ? ) , которые я вычерпал из книг.Перечисление авторов и многочисленных источников займет много места , поэтому я покажу здесь всю свою библиотеку и это будет библиография ко всему написанному в этой книге "Путь человека". То есть здесь так или иначе приведены или цитаты с этой библиографии , или взяты мысли авторов книг , с которыми я полностью согласен или отчасти разделяю их мнение.
(По состоянию на март 2003г.)
Примечание : в данном разделе указаны только авторы книг.Не их произведения ( это систематизация заняла бы много времени) , а указаны только авторы.Причем, в этом списке приведены авторы как со своими книгами , так и взятыми из интернета и находящиеся на диске автора.
Чарлз Ледбитер , К. Антарова ,Писарева , Е и Н. Рерих , Корнелий Агриппа
6. на пути к Истине ( интуиция , медитация,цель жизни , познание себя, поиск Пути, в поисках Истины и пр. )
К. Коротков,Валентин Карелин,А.А. Бойко, Алексей Вуль ,Александр Пинт, О. Макеев , Георгий Гуджиев ,Маргарет Андерсон ,Влад. Жикаренцев , Михаил Миллер ,Г.П. Малахов , Александр Клюев,
Игорь Минутко, И . Максимова ,Вл. Авдеев , Юрий Степанов, писатель Лавров ,Антонов,К.Гриценко ( религиозные афоризмы в 6-ти частях собранные автором из разных источников),Ник. Баныкин, А.Печонкин,С.В. Ботников , Кастанеда .
7.Евангелие от Филиппа
Евангелие от Фомы
8.Религия - христианство ( не православное )
Джон Мамфорд,Амвросий Медиоланский ,Орд Л.Мороу ,Иеромонах Серафим ( Роуз) ,Джек Энсайн Эддингтон, Серия "Великие пророчества" ( Иоанн богослов,Нострадамус,Калиостро,Авель, Ленорман,
И.Кронштадский , Кейси,Ванга, Джуна), А. Кроули , Мартин Лютер ,Моррис Вендер, Яков Кротов,
Акад. Екимов А. ,Ганс Айзенк и Леон Кэмин, Эрнст Мулдашев ( серия книг -4 ), Вл. Шипов
13. Сборники
" Сказание о святой жизни Пресвятой Богородицы" 1904г.
"Сущность христианства".
Сводный текст четырех Евангелий "Книга жизни"
Популярная школьная энциклопедия "Религия-Философия"
Ответы на 1140 вопросов о духовной жизни
14. Словари
-Е. Блаватская "Теософский словарь"
- Дж. Мид "Указатель теософских понятий к "Тайной доктрине" Е. Блаватской
-К.Гриценко "эзотерические,философские и религиозные понятия"
- "Философский энциклопедический словарь".
- Вуль "Эзотерический словарь"
14. Священные писания не христианских религий
" Бхагаватгита", " Книга Еноха", " Упанишада", "Книга Тота"
15.Библия в двух томах ( Новый и Ветхий Завет )
Если бы меня спросили , какую я бы взял с собой книгу , туда, в другую жизнь, то я бы отдал предпочтение Владимиру Шмакову и его фундаментальную книгу-"Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма", в которой есть и духовность , как в Библии , так и житейность ,как прожить эту жизнь , и какое должен человек выработать у себя сознание .Мне думается наше человечество еще не поняло эту книгу . Но это дело времени.Кто знаком с этим творением, тот скажет , что в ней мы найдем всё - и духовные истины , преподанные нам Библией , и философию жизни.Это "философская машина" . Ибо вся проблема состоит в том, КАК соединить в одной жизни жизнь моих двух тел - телесного , физического тела и жизнь души и духа.И здесь еще ни одно Священное писание , ни один автор какой- либо идеи , ни один писатель , ни один философ не сказал об этом.Одним словом,единой формулы жизни нет. Каждый находит ее сам , по своему понятию и мировоззрению.Следовательно, как у каждого свои отпечатки пальцев , характерные только для него, так и путь праведной жизни разнообразен.
Библия нам показывает путь духовной жизни , но мы- то состоим из двух тел.Как быть с телом , которое является домом ( душа) и храмом ( дух) ? Как быть с тем, что в этой жизни надо и на работу ходить, и дерево посадить, и воспитать ребенка , и дом построить и для себя и для потомства? Или это не важно ? Тогда не о чём говорить...
Иисус нам показал путь духовной жизни.Но давайте подойдем к этому критически : он и ни сеял , и не пахал ,то есть ничего не производил, ни озобрел колеса , ни позаботился о старых, немощных родителях , не оставил после себя сына или дочь. Если бы каждый человек именно так прожил , пусть даже в святости и праведности, то человечество бы или голодало от недоедания , или бы вымерло от бесплодия.Говорят, он принял грехи за нас .Этого понять я не могу . Я уверен, что и вы не понимаете.
Одним словом , я не бросаю камень в Него ( Мир и Слава Ему ! ), но хочу сказать старую истину, сказанную еще за 800 лет до Р.Х Соломоном - " Ничто не бывает со всех сторон хорошо", ничто в этом мире нет совершенного и никто в этом мире не совершенен. Или : " Что было,то и будет, и что творилось,то творится, и нет ничего нового под Солнцем".
Говорят , что пример с Иисусом здесь неуместен, потому что Иисус - это тот же Бог и тот же Сын Божий.Я согласен. Тогда возьмём для примера христианскую жизнь других святых - Авва Дорофей. Амвросий Оптинский,Антоний Великий ,Григорий Богослов,Дмитрий Ростовский,Игнатий Брянчанинов,Иоанн Дамаскин,Иоанн Златоуст, Серафим Саровский ,Исаак Сирин , Марк Подвижник , Нил Синайский и т.д.
Жили они все в разное время и являются образцом духовной жизни. А что можно сказать про мирскую жизнь ?
Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только . Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
(Иакова 2:14-26)
Как нет тела без духа , так нет и духа без тела. Григ. Богослов
"Ибо дух,не обличённый в материю,есть ничто"А.Клизовский
Преподобный Серафим Саровскийизрекал своим подвижникам: "Не судите человека, но строго относитесь к его делам".
Именно , ещё раз повторюсь , проблема человека в том ,как правильно соединить жизнь двух тел в одном теле, КАК найти гармонию между двумя противоположными сущими?Как быть с телом, которому и жрать подавай , и содержи в чистоте , и дай духовную пищу .
Религии показывают Путь духовной жизни.И в этом ее ценность.Но не стоит всё понимать буквально,предаваться только одной духовной жизни.Мы живём ещё и телом.
"Жизнь человека двойственна. Она слагается из двух жизней -- животной и духовной. Первая жизнь есть жизнь человека, и чтобы человек жил этой жизнью, ему потребно тело. Вторая его жизнь есть жизнь духов; его душа живет этой жизнью отдельно от тела и должна жить ею по отделению своем от тела." (Успенский )
А наш Создатель определил мне радоваться цветку , любоваться восходом солнца и игрой водопада,
радоваться пению соловья - и всё это для меня ! Спасибо тебе, мой Творец !. Радоваться построенными этими руками дому ,ведь и я стал творцом , радоваться родившемуся сыну , в котором мои гены , моё Я , радоваться новой прочитанной книге , которая повернула мое мировоззрение , в конце концов, радоваться , что я человек - вершина Его творчества . Всё это вокруг построенное для меня ! И , конечно же, я должен благодарить своего Создателя . Спасибо тебе ! Я принимаю твой дар и постараюсь оправдать этот дар.
Вдариться только в одну духовность - значит нужно бросить работу ,не думать о будущем потомстве , ( ведь это не главное !) уйти в пустыню или в лес подальше от людей , как это сделал С.Саровский ,как это делали подвижники 6-10 веков , и там обрести Бога , там постичь "обожение" , эту цель жизни - единение с Богом.
От религии ( любой ! ) нужно взять Путь , направление развития сознания, пищу для духовной части тела.Одним словом, взять стратегию, главное направление.Но и с религией разобраться не просто.
"Спустился Бог-отец на землю проверить, как идут дела. С ним Христос. И вот идут они, видят бедного крестьянина в разорванной одежде, вспахивающего поле.
Бог-отец восклицает:
- Что это, Иисус?
- Ну как же, папа, ты сам говорил: "В поте лица будете добывать хлеб свой!"
- Да я же просто пошутил насчет этого! Я ведь совсем не это имел в виду!..
Идут дальше. Смотрят - больница. Зашли в нее, проходят мимо родильного отделения, а оттуда крики, вопли, стоны.
Бог-отец в ужасе:
- Что это, Иисус?
- А ты не знаешь как будто?! Ты же сам сказал: "В муках будешь рожать детей своих!"
- Как?! Неужели я мог такое сказать?! И бедные женщины мучаются?! Какой ад!..
Идут дальше.
Бог-отец причитает:
- И никто не догадался, что я просто пошутил! Я работал целую неделю, выпил чуток, ну и брякнул прикола для... Неужели никто не догадался?!
Тут они подошли к Ватикану и видят разряженое сытое духовенство - Папу, епископа и прочих.
Бог-отец:
- А вот это мне нравится! Все красиво, чисто, люди ухоженные. Кто они, Иисус?
- А это, папа, те люди, которые догадались, что ты тогда пошутил."
Это житейская притча, конечно, шутка , понимаемая по-разному.Пусть она останется вам для размышлений.
"Важно не делать различия между мирским и так называемым религиозным. Без мира материи, без материального мира нас не было бы здесь. Без красоты неба и этого одинокого дерева на вершине холма, без этой проходящей мимо женщины, без этого всадника жизнь не была бы возможной. Мы заняты всей жизнью в целом, а не какой-то отдельной ее частью, которая, в противоположность всему остальному, считается религиозной. Итак, человек начинает видеть, что религиозная жизнь занята целым, а не частным." А.Клизовский
"Вера приходит из страха и является самой разрушительной силой. Необходимо быть свободным как от страха, так и от веры. Вера разделяет людей, делает их суровыми, заставляет ненавидеть друг друга, культивировать войну. Неохотно, косвенным образом вы допускаете, что страх порождает веру. Для того, чтобы прямо встретиться с фактом страха, необходима свобода от веры.Вера, как и любой другой идеал, представляет собой бегство от "того, что есть". А когда страха нет, тогда ум находится в совершенно ином измерении. И только тогда вы можете задавать вопрос о том, есть Бог или нет. Ум, окутанный страхом или верой, неспособен к какому бы то ни было пониманию, к постижению того, что такое истина. Подобный ум живет в иллюзии и, очевидно, не в состоянии прийти к тому, что является высочайшим. Высочайшее не имеет ничего общего ни с вашей, ни с чьей-либо еще верой, с мнением или умозаключением." Кришнамурти
Хорошо сказано.Вообще я вижу , что многие здравые мысли существовали и до меня и они могут лучше сказать, чем я. Поэтому я их и привожу здесь .Но из тысячи этих высказываний , этих плевел, выбираю зёрна,которые и дадут плод.Но как узнать , где мусор , а где семена ? Где Истина , а где неправда ? В поисках этого и заключены человеческие усилия.
"Кто понимает и исполняет слова Писания по своему разуму, упорно настаивая, что именно так должно понимать и исполнять их, тот не знает славы и богатства Божиих. Напротив того, кто и понимая говорит: не знаю с точностью Слова Божия, потому что я ограниченный человек, тот воздает славу Богу. В нем будет обитать слава Божия соответственно его преуспеянию и смиренномудрию." Авва Исаия (82, 184).
"... Тот, кто ищет, -- найдёт, и кто стучит -- ему откроют" (Евангелие от Фомы, 98).
Творец дает нам эту жизнь ,дав наставления к ней , чтобы мы получили жизненный опыт.Действительно , мы как бы в командировке , во временном пребывании на этой земле .Насколько ты сможешь одной жизнью, одним бытием , набраться опыта ? Насколько ты можешь в этой жизни усовершенствоваться или стать лучше ? И деяниями , то есть делами, и духом, то есть сознанием .Сущность этой жизни и заключены в этих вопросах.Вы скажете : " а каков смысл совершенствования , если ты всё равно умрешь ? " А я верю, что смерть- это начало другой жизни.В этом моя вера.
-Не верит в бессмертие души лишь тот,кто никогда серъезно не думал о смерти.
Л.Н.Толстой
Познав все религии , их историю и сущность каждой , ( "Кто знает одну религию, тот не знает ни одной " Макс Мюллер),прочитав массу духовной литературы, побывав в разных сектах , учениях ,ознакомившись с разными конфессиями ,беседуя с людьми разных вероисповеданий , я пришел к некоторым выводам.
1"Все религии - ветви одного общего ствола: Божественной мудрости"-Безант
"И будет одно стадо и один Пастырь" (Ин 10: 16).
"Все великие религии одинаково учат добру"
Далай-лама XIV
- Люди сражаются за религии на земле,на небе они увидят ,что существует одна истинная религия -почитание Божественного Духа. М. Мюллер
2. Бог один. Религий несколько. Церквей множество( В.Антонов)
3Есть природное тело, и есть духовное тело. Св. Павел
4.Почти все религии ( как и подрелигии, секты,школы, духовные направления и пр ) притендуют на Истину.Это и понятно.
-Эзотерическая философия примиряет все религии и , снимая с каждой ее внешнюю оболочку , человеческую , указывает на тождественность корня каждой с основою всякой другой великой религии.Она доказывает необходимость Божественного и Абсолютного Принципа в Природе. Е.Блаватская
Таким образом, все религии говорят об одном и том же , но разными словами и с разных точек зрения. Это разные грани огромного алмаза .Ну и прекрасно ! Они должны быть и они есть.Я нисколько не призываю к единению религий , ибо это бессмысленно и невозможно.
Все они правы по своему ,и как многогранен мир и человек в этом мире, так многогранна и религия.Под словом "религия" я имею ввиду "мировоззрениерелигиозное" ( не "идеология" , оно узко, хотя религия также является идеологией в некотором смысле)- то есть взгляд на мир, на природу, на человека, на его цель жизни, взгляд на политику, на экономику , на религию и т.д.и т.п.При этом я свободен и от веры ,и от страха.
"Бог любит нас всех,но ни одного из нас не в восторге" ( ? )
Этот вывод , это моё убеждение можно было бы назвать и Учением. Учение - это наука, а не религия. Как утверждается в нем: "Если наука преподает достоверное знание, то Учение и есть наука" . Все предыдущие ступени Учения приняли форму религий. Данное же Учения не станет религией за столетие своего существования, потому что само требует не превращать его в очередную религию и потому, что современное общество достаточно устоялось и в нем нет места для нового масштабного вероисповедания. Но оно станет , возможно ,когда-то идейной основой всемирной религии, единой в своей сути, но многообразной по форме. Учение же относится к религиозной философии, разделу знания, признанного светской наукой.. Учение, которое исследует суть человеческой жизни, можно назвать духовным.
Если бы у меня спросили какой у тебя "Символ веры" , то есть какая у тебя вера ? я бы продекларировал следующее :
"1. Верую тебе, Создатель, и в тебя.
2 Верую в твои Законы.
3 Принимаю твои наставления.
4 Согласен с назначенной для меня задачей"
Это основные четыре доктрины.Это аксиомы, с одной стороны, но в то же время и вывод из житейского опыта .Это выводы из наблюдений , выводы не из веры и не из знания , а от Разума.
Много ли нам, мирянам, обыкновенным людям,надобно знать в своей вере ? Важно ли для меня как была зачата Мария - от Святого Духа или от своего мужа ? Съел ли некто Адам яблоко сам или под воздействием некоей Евы ? Был ли Иисус величайшим пророком или Сыном Бога ? Где он был с 13 до 30 лет ? Кто знает ? Покажите мне этого человека. И главное - нужно ли мне это всё ?
Вот что нужно знать любому человеку к какой бы вере он ни принадлежал и где бы он ни жил . Говорю это простыми словами :
1.Бог есть.2.Он ввел Законы для всего существующего и законы эти видны и доступны .3.Людям Он дал наставления как жить ( заповеди).4.Он определил каждому предназначение и показал путь к совершенствованию.
И потому благочестие не в том , чтобы часто говорить о Боге,но чтобы больше молчать.Всегда держитесь той мысли,что безопаснее слушать, чем говорить , и лучше учиться , чем учить.
Св.Григорий Богослов
Вот что ,на мой взгляд , нужно знать и исполнять человеку.Не нужно никаких мудрствований , ни разглагольствований,ни шараханий , ни дискуссий , ни пустой болтовни о Боге ( вообще как можно меньше употреблять это слово) , не следует лезть в дебри богословов ( они сами там не разобрались),не следует что-либо спрашивать у священника , не стоит кому-то доказывать своё мнение и не стоит критиковать мнение другого , мол, "ты не прав ,Федя". Надо просто знать и исполнять , надо верить и делать, слово должно быть делом.
Итак , попробуем расшифровать все эти четыре положения.
1 Верую тебе, Создатель, и в тебя.
Верую Тебе , а не Петрову или Сидорову , и верую в тебя , который всё сотворил , и эту Землю и весь этот Космос и который никогда не будет познан моим человеческим умом, моим Разумом.
Надо быть совершенно тупым и незрячим , чтобы не понять , что вокруг нас , вверху, внизу и во мне, и внути , и снаружи -везде присутствует Высший разум . Весь этот мир, эту Землю, этот Космос создал Он.Называйте его как хотите - Бог, Творец, Сущий, Отец, Аллах, То, Господь, Отче наш ,Непознаваемое, Рама, Ра,Абсолют,Иегова , Шива, Брахма,Яхве, Саваоф, Владыка,Мировая душа, Идея,Атман, Дао,Жизнь,Истина, СоздательБогЛюбовь,Венздесущий,Совершенный,Вечный,Неизменный и т.д. и т.п. Мы говорим , следовательно , об одном и том же предмете , об одной и той же сущности.
Для этого уразуменя надо просто посмотреть на этот мир вокруг тебя, на эти леса, деревья,вдохнуть воздух и лишь немного призадуматься.Кто же это всё создал ? Есть автор ? И обратите внимание как всё вокруг живёт в гармонии , какое совершенство в природе , в мире животных , в мире растений.Автор несомненно есть и Он гений.
"Надо быть слепым, чтобы из прекраснейшего и мудрейшего строения мира не усмотреть величайшую мудрость и благость всемогущего Творца,надо быть безумцем , чтобы этого не признавать."
Роджер Коте, ученик Ньютона.
-Верьте в Бога,но запирайте свою машину ( из Тантры).
- Если Бога нет,жизнь можно считать абсурдной.Она не имеет ни смысла,ни ценности,ни цели.У.Крейг
Первый глоток из сосуда естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог.
В.Гейзенберг-
Существует некое Сверхсознание ( Бог, Божественное присутствие ) ,связанное с Абсолютным Ничто (физический вакуум) , и это Ничто творит не материю, а планы-замыслы . Г.И.Шипов
-Бог -это информация,отделенная от сигналов (полей) и существующая сама по себе.
Норберт Винер
-Я не знаю,как это Божество устроено,но оно реально существует.Нашими методами и нашим сознанием Его познать и изучить невозможно. Г.И.Шипов
- Бог должен быть абсурден, должен быть непонятен.Бог непостижим- это его сущность.
Это тайна ,которую невозможно постичь.
Для понимания Его нужно совершить подвиг веры.Павел Флоренский
Если верить Флоренскому , то я совершил подвиг веры.А КАК я понимаю Его ( не Флоренского) , я еще поясню.
-Бог хочет лишь одного - вам нужно познать свою сущность. С.Баба
Лишь тот, кто любит Бога, может понятьЕго. Того, кто любит Бога истинной любовью, может понять лишь Сам Бог. Другие не в состоянии понять такого человека. Поэтому не обсуждай с теми, кто не веруют, вопросов, связанных с твоёй любовью к Богу. С.С. Баба
-Всю свою жизнь я посвятила изучению самого совершенного органа-человеческого мозга.И пришла к выводу,что возникновение такого чуда невозможно без Творца.
Н.П.Бехтерева
-Истинный ученый не может быть неверующим,так как естественные законы и законы
Бога-это одно и то же. Медлер
-Бог хочет лишь одного - вам нужно познать свою сущность. С.Баба
-Рождение - это подарок Бога человеку, а прожитая жизнь-это подарок человека Богу.
Тихоплав В и Тихоплав Т.
-Посредники между человеком и Богом не нужны. Торсионные поля распространяются мгновенно по всей Вселенной.Это значит, что при искреннем и чистом устремлении из любой точки, где бы кто ни находился, можно обрести мгновенную связь с Богом. Именно в этом заключается Его вездесущность. Но ведь именно это проповедовал Христос !
Г.И.Шипов
Из этой основополагающей доктрины вытекают многие вопросы , связанные с жизнью человека.Давайте возьмем простые вопросы. Раз Он всё существующее создал , то Он имел какую-то цель, задачу, или как горят в христианстве -"промысел".Нет никаких действий без цели и без причины.Иначе был бы хаос, но мы видим, что в природе существует гармония.Какие цели Он преследует? Каков Его промысел ? Кто знает ? Один Он знает. Мы можем лишь предполагать.
И тут предположений миллион .У каждой религии свой взгляд и каждая утверждает , что она- Истина, только она правдива. Но как мы можем знать мысли и замыслы Высшего Разума , когда мы не знаем, что это такое ?
Здесь надо перешагнуть через логику и принять веру , то есть не предположение , а убеждение.
На этот вопрос - каков замысел Бога относительно человека ? - все религии отвечают одинаково : познать самого себя,быть единым с Творцом , достичь Царства Божьего , слиться с Космосом и т.д.
Этой темы мы коснемся в последующем изложении.
2. Верую в твои Законы.
Вторая важная доктрина или положение говорит о том , что "Отче наш" ( Отец наш )внёс в этот созданный мир три основных Закона..Особенно хорошо вообще о всех законах пишет вышеупоминаемый Вл. Шмаков в своей книге. Но я покажу только один основной Закон , Закон причинно- следственной связи или закон Кармы , называемый на востоке . В христианстве этот выражен словами ап.Павла :" Что посеешь, то и пожнёшь" - или закон причинно следственных связей.
Без сомнения можно сказать, что существуют Законы Природы ( или Божественные законы) и законы человеческие,то есть созданные людьми, обществом.Без сомнения и другое, что мы все живем двойной жизнью,поскольку мы сами двойственны,-это духовная жизнь и телесная,земная.Законы Природы- это законы физического ,материального мира.А поскольку все физическое имеет свою форму, можно сказать , что это законы формы.Теперь же известно, что все естественные процессы как внезапные, так и медленные, как неожиданные, так и предсказанные заранее, подчинены закону и протекают с абсолютной правильностью.
То же самое можно сказать и о мире духовном. Мы встречаем иногда внезапные с виду вспышки духовных сил; например, мы видим, как меняется вся жизнь человека, как его характер совершенно перерождается в течение какого-нибудь одного часа. Но зная, что совершенная законность царствует и здесь, что здесь также нет ничего случайного, мы начинаем убеждаться, что в духовном, также как и в физическом мире, одна и та же Высшая Жизнь( или просто жизнь )проявляется через множество различных путей, и что проявления этой Жизни всегда подчинены незыблемым законам, как бы удивительны, неожиданны и странны не казались эти проявления для наших духовно невидящих, физических глаз.
Сначала посмотрим природу человеческих законов.Все понимают, что подразумевается, когда говорят о законе какого-нибудь государства. Это есть нечто постоянно изменяющееся; закон изменяется вместе с властью, создавшей его, будет ли эта власть в руках парламента или царя. Закон есть всегда нечто сделанное людьми, приказ, кем-то отданный. Власть, создавшая закон, может изменить или даже совсем уничтожить его. Кроме того, закон, т.е. приказание "делай то", "не делай этого", поддерживается наказаниями. Если будет нарушено известное приказание, то последует известная кара.
Изучая наказания за нарушение закона в разных странах, мы находим, что они также произвольны и переменчивы, как и сам закон. Наказание никоим образом не является результатом проступка; оно искусственно соединяется с ним и всегда может быть изменено. Например: человек совершает кражу; одна нация наказывает его за это тюрьмой, другая -- кнутом, третья -- отсечением руки, четвертая -- виселицей. Во всех этих случаях наказание не имеет ничего общего с преступлением.
Обращаясь к законам природы, мы не находим в них ничего общего с законами человеческими. Закон природы не есть приказание, отданное властью, а лишь наличность условии, при которых неизменно совершается одно и то же явление. Везде, где будут присутствовать эти условия, произойдут известные последствия. В законах природы мы видим последовательность неизменную, непоколебимую, неизбежную, потому что эти законы -- выражение Божественной Сущности, в которой "нет ни изменения и ни тени перемены". Закон природы не есть приказание "делай это", "не делай того", а простое утверждение, что "при известных условиях произойдут известные -- результаты; если изменятся условия, то изменятся и результаты".
За нарушением закона природы не следует никакого наказания, налагаемого по произволу. Природа не наказывает; в ее царстве существует лишь причинная связь явлений, строгая последовательность совершающегося, и -- ничего больше. Результат есть неизбежное следствие, вытекающее из причины, а не произвольно наложенная кара.
Но противоположность закона природы и закона человеческого может быть проведена и далее. Закон человеческий может быть нарушен, закон же природы -- никогда. Природа не знает нарушения своих законов. Чтобы вы не делали, закон останется неизменным. Вы можете разбить себя о него вдребезги, но он останется непоколебимым, как непоколебима скала, о которую разбиваются волны прибоя. Волны не в силах потрясти скалу или сдвинуть ее хотя бы на волос; они могут только разбиваться и падать пеной к ее подножию.
Таков закон природы: утверждение условий, неизбежных последствий, ненарушимых событий.
Так же следует понимать значение слова "закон" и тогда, когда нам приходится иметь дело с высшей жизнью( то есть с духовной жизнью) подчиняющейся закону Природы также, как и жизнь низшая.