Гриф : другие произведения.

Горе от ума

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Заметка о Грибоедовском театральном фестивале


   Горе от ума(Театральный фестиваль)
  
   В древнем, чисто российском городе Соловейск прошёл фестиваль спектаклей "Горе от ума" имени Грибоедова, в очередной раз опровергнув тезис о культурном "идеальном вакууме". Около дюжины коллективов представили свои творческие
   потуги на суд. Однако не у всех из пьесы получился судом над обществом, хотя пытались все.
   Жюри в программке фестиваля модно и самоотверженно писалось "жури" и перед каждым новым спектаклем избиралось из числа купивших билет демократическим, прямым и почти тайным голосованием.
   Прежде всего, хочется поблагодарить устроителей и организаторов
   соловейского саммита за превосходно продуманный досуг участников. Мы посетили
   подземные штольни, где взращиваются шампиньоны, филиал крупнейшего в
   Западной Европе предприятия по окучиванию дикоросов, познакомились с
   технологией сбора вёшенок с помощью комбайна , осмотрели экспозицию Международного музея микологии, возложили венки к гранитному обелиску Мицелии. Не обошлось, конечно, и без дегустации. Незабываемые впечатление освещавшие фестиваль журналисты получили от таких деликатесов как местное фирменное жаркое "Колибри, фаршированный опёнком" и завезенный из метрополии рецепт "десерт а-ля Пелевин" (специальным образом обработанные мухоморы).
   Теперь, как бы посетив лучшие места Соловейска и откушав лучшие блюда,
   следует перейти непосредственно к спектаклям. Пище для души. Хотя не все, что можно съесть - пища.
   Объём журнальной публикации не позволяет мне в полной мере высказать свое отношение к тому, какую главную мысль каждый из театров вычленил в "Горе от ума", почему именно её выбрали (пьесу, а не горе и не мысль), насколько состав коллектива подходит для исполнения, как организовано сценическое действие, насколько доступна широким рядам партера и высоким рядам балкона речь со сцены, как на фоне других участников выглядят действие и мизансцены, насколько в конце концов оправданы экономические затраты на декорационное оформление. Раз нельзя в полной, выскажемся в худой.
   Сразу отметим, что фестиваль являлся воистину международным. Ведь на нем в качестве почетного гостя присутствовал Рюмкин Лев Давидович, из далекого когда-то для нас города Хайфа. Лев Давидович видел живых Мейерхольда и Станиславского. К сожалению, он мало что помнит об этих встречах. Это простительно, ведь
   Льву Давидовичу было тогда полтора годика. Зато Рюмкин в 1950 году играл
   в одном спектакле с Горбачёвым на сцене ЛГУ имени Жданова. (Горбачёвым И., а не М.) Из иностранцев кроме Рюмкина из Хайфы, была студия из Коссово. Женская режиссура. Этим все сказано. Красиво, эстетично, бесцельно. Театр самокритично так и назван "Театр пани Режисс". Руководит студией полька, хотя Коссово - городок в Белоруссии.
   Огорчает, что в отличие от прошлых Грибоедовских фестивалей, сегодня "Горе от ума" не было решено ни в оперной, ни в балетной постановках. Хотя и были интересные сценические действа. Так, живенькую трактовку бессмертного произведения предложил нам муниципальный театр города Умск.
   В умской интерпретации главным героем предстаёт не княгиня с Фамусовым, как у Грибоедова, а Молчалин, который и имеет горе от ума своего. Молчалин здесь современник не Пушкина, но скорее Чехова. Вишневосадский Лопахин его друг и компаньон. Мощная золотая цепь, перстни на правой и печатки на левой руке, как и выбритый череп венчающий полтора центнера живой массы, не дают ни малейшего повода сомневаться в превосходстве Молчалина над очкариками Чацким и Фамусовым. Занимателен следующий актерский ход. На протяжении спектакля Фамусов получает от Молчалина пачки денег, в результате чего абсолютно все реплики Фамусова по меньшей мере двусмысленны. Сильное и цельное впечатление остается благодаря ещё и тому, что Молчалина играет не профессиональный актер, а большой любитель театра. Настолько большой, что является спонсором фестиваля.
   Неплохой сухой остаток оставил на сердце зрителей Театр эротической драмы Тутлобской области. На тех из них, кто нашёл силы досидеть до конца. В трактовке данного коллектива вся драматургия Грибоедова является лишь подготовкой к финальной сцене, в которой Фамусов, состарившийся плейбой, попытавшийся сменить половую ориентацию, терпит фиаско в этом начинании, а Молчалин, доведённый до отчаянья заигрыванием Софьи, соблазняет Лизу (горбатую, рябую, кривую, одноногую). И Лиза верит, что Молчалин в неё влюбился. А артистический талант девушки играющей Лизу таков, что и зрители верят, что Лиза на самом деле верит Молчалину. Очень жаль, в этой связи, что актриса играла Лизу без грима. Однако будем надеяться на успехи развития косметологии и ортопедии.
   Гогамагогский автономный округ был представлен на фестивале Театром русской национальной трагедии. Неровный актёрский состав привёл к тому, что замысел постановки безбожно перевран. Главным героем получился Скалозуб, а не Марья Алексеевна, как у автора. Копирование манеры говорить господина Лебедя (не ясно, генерала или полковника) привело к тому, что в Скалозубе зритель увидел крупного (в будущем) политика, а каждая фраза Скалозуба сопровождалась аплодисментами зала.
   Затхлостью старой зимней одежды повеяло от опуса театра со странным, если не сказать подозрительным названием "Бронепоезд Иванова". Запах не нафталина, а араматизированного современного средства, но, тем не менее, вонь. За время прошедшее с 91 года мы отвыкли от политики на сцене. И вот, пожалуйста... Что бы не быть нудистословным, приведу слова Репетилова: "...в Чукотку послан был, вернулся к нам Мамутом, и крепко..." (далее по тексту). Правлен, в угоду коньюктуре, не только текст. Молчалин расхаживает в синей чалме, Фамусов - в халате Ивана Драго, Фамусова дочь - в трехцветном националистическом платье, Чацкий - в спортивном костюме с лейблом в виде флага ЕС... Зрители не захотели разгадывать эти ребусы и дружно проголосовали ногами в буфет, который хотя не работал в смысле закусить, но мог похвастаться функционирующим телевизором.
   Соловейский драмкружок на правах хозяина выступал вне конкурса. Соловейск,
   следует сказать, очень оригинальный город. Даже название. Последние две
   буквы - аббревиатура английского "спейс кэпитан", а как переводится "Соло вэй"
   переводить не надо. Если вы смотрели "Звездные войны". Соловейским любителям от сцены хочется напомнить, что театр и озвучивание текста в костюмах с перемещени-ем в ограниченном пространстве - не одно и то же. Прием с выключением общего
   света и включением юпитера на "ударных" местах (такие как скалозубовское
   "Дистанция огромного размера", или фамусовское "...в деревню, к тетке...)
   не нов, и уже не так оригинален. Более того, от включений-выключений во-первых,
   устали глаза, а во-вторых, в самом конце пьесы юпитер взорвался и финальное
   "что будет говорить княгиня..." прозвучало при отсутствии общего света, а значит, в полной темноте. Обидно.
   Были на фестивали и настоящие находки. Экспериментальный биомеханический
   коллектив из Краснограда, без всяких сомнений, глубоко копающий театр.
   Фамусов весь свой текст поет. На ноте фа - весь текст. Актёр справился!
   Скалозуб тоже поёт. Пытаясь копировать Монсерат Кабалье намекает, что он из
   Ла Скало, хотя и Зуб. Получается ужасно, но задумку следует приветствовать. Как и костюм Сергея Сергеевича - белую картонную коробку, с надписью "Блин
   да мёд". Александр Андреевич ходит по сцене с ноутбуком, поключенному к мобильному телефону: подразумевается, что он в чате. Не совсем понятно, почему Софья предстает в образе сэндвича (спереди и сзади к ней привязаны подушки от "Малютки"). Молчалин. Ни слова не сказал за два часа. Нет-нет, он общался по тексту. И не на языке жестов. Вся партитура была записана на молчалинский переносной магнитофон, который как бы уравновешивал компьютер Чацкого.
   По крупному, об искусстве на этом всё. Но... Что за свадьба без драки, что за театральный фестиваль без интриг и скандалов. Предполагалось вручить два приза, театру-лауреату и "За мастерство". Посовещавшись, жури/жюри решили "За мастерство" не вручать, а лауреатами объявить всех. Приз (увеличенную копию алмаза "Грибоедов", изготовленную на Соловейском стеклодувном заводе) попытались поделить на десять частей, части получились не равными, вручающие и получающие обижались, резались, ругались, кровоточили... А перед вручением пришёл директор Театра эротической драмы Тутлобской области с заплаканной актрисой, игравшей Лизу и пригрозил, что если ей не будет вручен приз "За мастерство", то она повесится и не придёт получать приз за лауреатство, так как уедет домой с грузом 200. Просьбу удовлетворили. Тем более, что в какой-то степени девушка заслужила. Конечно, приз она получала. Кстати, очень жаль, что Квазимода - мужская роль.
   В заключение выражаем искреннюю благодарность мэру Соловейска И.О. Грицацу-еву, чья кипучая энергия не иссякла и теперь, хотя председателю оргкомитета Грибоедовского фестиваля перевалило за семьдесят. Как нас заверил господин Грицацуев, вскоре в Соловейске пройдет фестиваль спектаклей "Гамлет" имени Йорика. Мы приглашены...
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"