Григорян Елена Николаевна : другие произведения.

Умер день

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Трудно мириться с тем, что свои дни один за другим ты продаешь, обмениваешь на средства существования, занимаясь тем, что просто терпишь. А любимое дело...

   УМЕР ДЕНЬ
  
  
  Умер еще один день! Вошла, нетерпеливо закрыла за собой дверь, повернула ключ в замке и со вздохом облегчения одела такие родные и удобные тапочки. Наконец, ты дома!.. Здесь твое пространство! Надежное! Уютное! Сзади за дверью остались уличная слякоть, работа в офисе, очередь за какой-то справкой в полу-подвальчике ЖЭКа, пахнущем сыростью и прочая суета дня. Как хорошо ощутить себя здесь в своей обители, в единственном месте на земле, где можно расслабиться и почувствовать себя защищенной. От чего?..
  Не совсем простой вопрос. Об этом в другой раз. А пока не отвлекайся от финального, коротенького и единственного приятного кусочка ускользающего в Лету твоего дня. Возвращение домой всегда приятно. Можно с уверенностью сказать, что из всех известных характеристик слова ДОМ тебе ближе всего "мой дом - моя крепость".
  Конечно, все силы сегодня ты уже потратила на упомянутую "прочую суету". Но какое это удовольствие почувствовать готовность кресла принять удобную для твоего тела форму, ощутить ласковость мягких тапочек, увидеть просящий вид книг на полках: "Возьми, открой", услышать умоляющее молчание компьютера: "Включи и пиши, пиши...". Даже холодильник с газовой плитой и те как бы ждут сигнала к совместному творчеству для того, чтобы подкрепить твое тело.
  Здесь все существует для тебя и все настроено на твою волну! Здесь ты можешь, наконец, заняться своим любимым делом, тем, что весь ушедший день терпело твою занятость чем-то другим, нелюбимым и ревниво ждало внутри тебя своего часа. И вот он пришел, а ты уставшая, уже отдавшая сегодня лучшее время и практически все свои физические и эмоциональные силы, пытаешься выжать из себя то, что еще осталось, так сказать, "скребешь по сусекам", как баба с дедом в известной сказке о Колобке. Что-то наскребаешь, записываешь и почти счастливая ты ложишься спать - утром опять на работу. Нужно зарабатывать на жизнь.
  Трудно с легкостью согласиться с тем, что практически весь день ПРОДАН, обменян на средства существования, попросту на деньги, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности твоего физического тела, т. е. оболочки. Содержимое оболочки в это время загнано в угол. Оно не имеет достаточной возможности развиваться, думать, не ищет информацию для ответов на важные жизненно-философские вопросы, не радуется, любуясь красотой природы, не дышит морем, осознавая вдохновляющее могущество стихии, не..., не..., не...
  Оправдание этому безобразию можно упрощенно сформулировать примерно так. У твоего тела с рождения есть дурная привычка - три раза в день кушать, что-то одевать на себя и иметь крышу над головой. На все это нужно зарабатывать и чаще совсем не при помощи того дела, которое любишь, а благодаря тому, за которое платят.
  То, за что платят, превращается в монстра, доминирующего в жизни и отнимающего подавляющую часть твоего жизненного времени и сил. А то, что любишь, становится в лучшем случае хобби, в худшем - остается жить только в мыслях. Время для него приходится брать в долг у отдыха, но ты делаешь это охотно, поскольку сие необходимо содержимому тела, т. е., твоему Я, твоей душе. Получается, как в известной житейской формуле, "иногда я делаю то, что хочу, а в остальное время то, что нужно".
  Работу-кормилицу ты должна уважать или хотя бы терпеть уже за то, что она тебя кормит и отношения с ней, наверное, можно назвать браком по расчету. Ну а любимое дело, соответственно, существует на правах любовницы, которая на первых порах мирится со своей полулегальной ролью, но потом все чаще, пытаясь занять главенствующие позиции, устраивает бунты.
  Итак, существующая реальность в этом вопросе является вынужденной необходимостью, которая настаивает на перемирии между потребностями тела и души на неопределенный срок. Остается только стремиться к гармонии между временем, необходимым для содержания тела, и временем, которое хотелось бы тратить на то, что живет в нем.
  Но СУТЬ в плену у своей ОБОЛОЧКИ - это ненормально в принципе! Поэтому даже достичь гармонии в этом вопросе, наверное, возможно только асимптотически, т.е., максимально приближая к нулю ежедневное время пребывания первой в плену у второй. Возможность эта, к сожалению, скорее только теоретическая.
  Неопределенность срока в условном "брачном контракте" долго таковым и остается. Но надежда на мирное разрешение вопроса живет тоже долго. Ведь периодически по вечерам случаются свидания. Это своеобразный аварийный выпуск пара из перегретого котла. Дневное дело, которое кормит, не препятствует этому, если завтра с утра ты опять, как обычно, полностью отдашься ему. Т. е., ведет себя как жена, которая знает об измене, но молчит. Ты ей нужен. Но и ты молчишь, потому что тоже пока связан с ней жизненно важной пуповиной.
  Подобный расклад обычно не обходит стороной людей с природной творческой жилкой, которым свыше подарена некая искорка. Исключительно редко случается ситуация, когда любимое дело и дело-кормилец совпадают и не вынуждают раздваиваться под пилой реальности. Но это не про тебя.
  Ты, на ходу переодевшись и наскоро поужинав, устраиваешься у компьютера и твоя, зажатая в течение дня, готовность к священнодействию прорывается строками. Они протискиваются сквозь назойливые воспоминания дня и складываются в очерки, рассказы, а чаще в эссе, поскольку свежесть и назойливость мыслей об окружавшей тебя днем действительности, как правило, сильнее твоих фантазий. И ты пишешь, ты пьешь напиток с названием панацея...
  Тебе не нужно ждать вдохновения, на это попросту нет времени. Чтобы что-нибудь "родить", нет необходимости приводить себя в состояние какого-нибудь необузданно-бесноватого транса, как это делают, например, шаманы перед действом исцеления. Достаточно просто сбросить с себя все, что заботило днем, присесть к молчаливому чуду электроники и под ЧЬЮ-ТО диктовку записывать. Ты чувствуешь себя только каким-то приемником или просто антенной. Кстати, когда у Ахматовой спросили, очень ли тяжело писать стихи, она ответила: "А чего ж тяжелого, если диктуют?".
  Когда-то твоя душа, ищущая творчества, выплескивалась в прикладное искусство. Это были абстрактные фантазии в теплой природной цветовой гамме, воплощенные в небольшие панно, выполненные из натурального материала. Тогда на тебе еще не висела эта насущная и прозаическая необходимость самостоятельно содержать себя. Были другие нетворческие обязанности, но при этом кое-какое время можно было выкроить для того, чтобы на несколько часов уединиться со всеми материалами и инструментами твоего творчества.
  Теперь, когда ты вынуждена пребывать в "браке по расчету", который оставляет лишь обглоданные кости от твоего времени и сил, откуда-то свыше тебе предложена другая, "экономная" форма освобождения из плена того, что накапливается внутри. Ты пишешь.
  В этом "браке" не только отрицательные стороны. В какой-то момент к тебе пришло осознание, что твоя душа забралась на этаж выше и оттуда почти уже виден весь мир. Захотелось поделиться с кем-то, но не с кем-нибудь случайным на улице, а с собеседником, способным понять тебя и то, что приоткрылось тебе на новом этаже. Никого не нашлось, но как бы невзначай у тебя появился этот электронный собеседник - небольшой удобный ноут-бук.
  Скорее это не собеседник, а благодарный слушатель. Он способен слушать бесконечно долго, не перебивая и не выдавая своей незаинтересованности той или иной темой. Не скажет: "Извини, мне пора". Если ты задумался, он тоже "уснет", но тотчас готов слушать дальше, как только ты снова коснешься его маленьких клавиш. В общении с ним есть только одно "НО" - разговор с ним называется монологом, а тебе хотелось бы диалога.
  В своем деле он безусловный "профи", но в целом не умнее тебя. А главное - это всего лишь холодное железо, отлично обученное, вышколенное, но железо, у которого нет потребности в искреннем общении с ему подобными. Нет чувств, переживаний, нет многого, к чему побуждает наличие ДУШИ и СЕРДЦА. В нем нет блоков и плат с такими названиями. Его создали умные люди, а они сами - создания более совершенного ТВОРЦА. Поэтому ты считаешь себя совершеннее его. При этом рада его появлению и уважаешь его преимущества в технической части. И говоришь с ним, пишешь, пишешь...
  Вот пробили полночь часы у соседки за стеной. Ее сну не мешают никакие звуки, даже бой ее часов. Счастливая!.. Ты торопливо готовишься ко сну - нужно попытаться успеть попасть в объятия Морфея до следующего боя соседских часов, благо через час они будут бить только один раз и могут не успеть разбудить тебя.
  Погашен свет. Подняты жалюзи. За окном пустынная темная улица. Вот запоздалый прохожий торопится, спешит. Ему, видимо, не хватило дня, чтобы вовремя вернуться домой. Но день уже не догнать. Он завершился, стал вчерашним. Умер день!
  
  Елена Григорян
  07/2009
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"