Тончайшая прозрачная радужная кисея колышется то ли от детского смеха, то ли от ветерка.
Мне привиделось однажды,
Может утром, может днем,
Как волшебник желто-красный
Прыгал в небе голубом.
А за ним по самой кромке,
В зелени речной волны,
Бегал мальчик босоногий
И пускал вдаль корабли.
Паруса белее снега
Проплывали по реке,
А волшебник желто-красный
Брал кораблики себе.
И летели над землёю
Паруса, как облака,
В желто-красно-бирюзовом -
Мальчик, детство и река.
Место действия небольшой железнодорожный вокзал. Время от времени слышен шум-грохот проходящих поездов. По центру расположились скамьи-лежанки, слева - подобие жертвенника с прозрачной колбой, наполненной тонкозернистым песком. Ночь.
Картина 1
Грохот поезда, свет и потемки, какофония голосов прощающихся с жизнью... Тишина... И вдруг много, много света! Действующие лица одеты в серые балахоны. Только балахон у Еврея весь в лохмотьях. Свет постепенно приходит в норму. Люди осматриваются и двигаются неуверенно.
Еврей. И кто вам сказал, что тут не так как там?
Художник. Так вы утверждаете: что тут - это там?
Еврей. Не надо мыслить как парадокс, молодой человек, а принимайте факт за очевидное.
Художник. Да кто же утверждает обратное, друг. (Утвердительно.) Тут, это вам здесь, а не там.
Кулак. Вот в этом и хотелось бы убедить себя, а то свезло как субботнему утопленнику - баню топить не надо.
Вор. Так, что: мы уже там?! Не рвите роз, они завянут, не верь глазам, они обманут.
Кулак. Но? Как же быть с официальной точкой зрения на предмет потусторонней жизни?
Художник. А вы, друг, плюньте этой 'точке зрения' в глаз.
Пенсионер. Не сметь подвергать сомнению официальную версию!
Художник. На то она и версия.
Пенсионер. Вот из-за таких космополитов...
Вор . Бабай, заткни амбразуру. (Художнику.) Уважаемый, позвольте полюбопытствовать, - это все в натуре?
Вор трогает свой балахон, так что заголяет ноги. Художник одергивает Вору платье.
Художник. В полном антураже.
Вор. Ну и кипишь на болоте, ну и шухер на бану.
Кулак. Если здесь - это там, то хотелось бы абсолютной конкретики, а то чудеса в решете - дыр много, а выскочить некуда.
Раздается жалобно детский стон: 'Мама, мамочка!'... Все бросаются раздвигать составленные скамьи.
Вор. Бикса!
Художник (внимательно всматривается). Нет, это не девушка. Видите, кадык.
Еврей (Вору). Молодой человек, вывеска - это еще не товар.
Вор (указывает на тело). А витрина?
Еврей. Женские груди в наше время не есть первичные признаки определения пола.
Кулак. Аппетитный бабец, если бы не одно но (жест ниже талии). А так: ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
Вор. Так это что же...глиномёс?
Пенсионер. Педераст! Прости господи.
Художник. Кончай, мужики, все мы в какой-то мере - педерасты.
Пенсионер. Прошу не обобщать.
Кулак. Обобщай, не обобщай, а все через зад делается.
Вор (пытается заголить подол балахона у лежащего). Гоп-стоп, Зоя, кому давала стоя? Начальнику конвоя, не выходя из строя!
Еврей и Художник оттесняют плечами Вора. Вор рассерженно оглядывается, как бы ищет помощи. Кулак опускает руку на плечо Вора.
Кулак. Подожди, братишка, никуда Оно не денется. Придет время - слюбиться и жениться.
Показывает неприличный жест. Сообщники начинают ржать.
Еврей (помогает человеку и негромко беседует). Если попадал туда нищий, хлеба ему не подавали, а каждый давал по монете, на которой надписывал свое имя, и бедняк в конце концов умирал голодной смертью. Тогда каждый брал свою монету обратно.
Проходит поезд. Шум, грохот, тьма и свет.
Картина 2
Студент приходит в себя. Осматривается. Еврей гладит юношу по голове и успокоительно беседует.
Еврей. И еще, молчаливый человек подобен сосуду закупоренному, наполненному ароматами. Открывает сосуд - и тогда только обнаружится сила его благоухания.
Кулак. Бытие определяет сознание! Учили. Без этого не выудишь и рыбку из пруда.
Пенсионер (уставился на Еврея). Ароматы, благоухания... на себя посмотри - вылитый бомж, оборвыш. Так что бросьте ваши еврейские штучки. Уж больно мало вас наши извели. Жаль, не успели товарищи очистить землю-матушку от подобного элемента.
Вор. Бабай, твои кенты в овраге лошадь догрызают.
Пенсионер. Жидомасонов защищаешь, урка?
Студент (плаксиво). Дяденьки, дяденьки, где я?
Художник. На том, то бишь на этом свете.
Студент (дико осматривается). Так я никогда не буду Лаурой?! (возвращается в обморок).
Пенсионер. Тьфу ты господи.
Вор. Ты, бабай, видно, партейный, а бога почем зря поминаешь.
Пенсионер. Я - потомственный коммунист, преподаватель истории! И мне ваш бог ни к чему. (Креститься.) Прости господи.
Художник. Вот за это ваше лицемерие я вас и ненавижу. Все ваши партеи!
Пенсионер. Не сметь трогать святое.
Кулак. А мне их святое нравиться. Ну, посудите сами, кем бы я был при советах,- так, простой инженеришка. А теперь?! А теперь я могу вас всех купить, продать, и еще раз купить.
Художник. Да... это классика.
Кулак. А вы сейчас над чем работаете?
Художник. Дворник.
Кулак. Позвольте, вы же известный художник. Я вашу картину замечательно продал.
Художник. Вот потому я и дворник, что такие как вы картинами торгуете.
Кулак. А понимаю... но бизнес есть бизнес. Вы картины по музеям дарите. А музеи за копейки продают - кушать всем хочется, - а мы истинную цену берем: ничего личного. Как говорят в Европах: позаботься о пенсах, а фунты сами о себе позаботиться.
Художник. Cantabit vacuus coram latrone viator.
Кулак. Не понял вас.
Художник. Не имеющий багажа путник поёт даже и повстречав разбойника.
Кулак. Воеводою быть, без меда не жить.
Еврей. В рай есть дорога, да никто не идет; ворота тюрьмы крепко закрыты, а люди стучатся. Если вы имеете совесть, то вас имеют те, кто ее не имеет.
Вор (декламирует развязно с претензиями на оригинальность, впрочем, как и все, что он делает). Я ему отдалась при луне, а он взял мои белые груди, и узлом завязал на спине, - вот и верь после этого людям.
Студент снова приходит в себя. Еврей помогает ему сесть и проверяет у бедолаги пульс. Все наблюдают.
Вор. Штрих, а ты - лепила?
Еврей. Так-таки можно сказать и да.
Вор. А у меня, отец, последнее время вот тут болит (гладит себя по бокам), Может почки? Как обручем поясницу тискает.
Еврей (не сводя глаз со студента, мимоходом). Это у вас мужское.
Вор (пугливо). Чево мужское?
Еврей (смотрит на вора). Просто простатит.
Вор. Да не...да что вы...Да я тебе, коновал, за порожняк афишу исправлю... Пургу гонишь, лепила.
Художник. Ну что ты, друг, так переживаешь, как будто тебя зарезали. Нас тут за там уже не волнует. Плюнь на все, береги здоровье.
Студент (начинает давиться не то от слез, не то от смеха, судорожно разводя руками и указывая на всех и вся). Ой мамочка, ой не могу...плюнь на все... и и и... берегиии здо.ровь.ее!...
Смысл фразы доходит, и все начинают по-мужски ржать: открыто, бескорыстно, задорно. Проноситься поезд: шум, грохот, тьма, свет.
Картина 3
Поезд исчез. На скамье жертвенника сидит тело в позе лотоса.
Вор (шарахается прочь). Жмур!
Жмур открывает глаза и поднимает торжественно руку.
Психолог. Духи Астрала! Приветствую Вас!
Все наблюдают явление, оценивают.
Пенсионер. Тьфу ты господи! Еще один помешанный.
Художник. Нашему полку прибыло.
Кулак. Видно: у человека ума палата, да ключ потерян.
Студент (робко). Это, дяденьки, полное погружение, медитация - состояние глубокой умственной сосредоточенности на избранном предмете.
Художник (профессионально). Позиция лотоса позволяет телу быть устойчивым в течение долгого времени. Устойчивое положение тела способствует релаксации: дыхание замедляется, организм расслабляется, падает кровяное давление. Впервые испробовал данную позу Адам, по совету искусителя.
Еврей. Да! Не согреши Адам, искуситель стал бы вечным слугою человеку.
Художник (патетично). Так кто ж ты, наконец? --Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Еврей. Шутите, молодой человек. Впрочем, как и все ваши классики.
Художник. Наши классики - в основном ваши люди.
Психолог шустро выходит из позы, обегает и ощупывает место пребывания ногами, руками, взглядом.
Кулак. Обаятельного ума человек: никаких эмоций по поводу своей смерти.
Вор. Если ты беременнаа, значит это временнаа, если не беременнаа - это тоже временнаа.
Пенсионер (назидательно, скороговоркой). Синдром отказа от легитимизации, опирающийся на отсутствие возможностей быстрой идентификации личности. (Удивленно) что это со мной? Помню всё!
Студент. Простите. Это что-то вроде: я не я, и лошадь не моя?
Пенсионер. Да, да, что-то вроде этого. Вот помню же.
Художник. Неудивительно, если принять тот факт, что жизнь во время смерти только обостряется.
Еврей. Вы думаете, что мы еще не умерли?
Художник (обводит рукой вокруг себя). Это еще не смерть - это какое-то промежуточное состояние, что-то наподобие: последнего прости.
Кулак. Так мы еще не умерли?
Художник. Думаю, что нам это только предстоит.
Кулак (призадумался и сделал правильный вывод). Не бойся вечных мук, а бойся судейских рук.
Психолог (весь в движении). Так, так, понимаю, понимаю. (Возвращается к жертвеннику, впивается взглядом в стеклянную колбу.) О! часы Матери Матуты!
Пенсионер (заинтересованно). Вы имеете в виду часы богини Авроры в храме Матери Матуты построенным Сервием Туллием на Бычьем Форуме в Риме в шестом веке до нашей эры?
Психолог. Почему часы Авроры? Если это часы Матуты.
Пенсионер (потирает руки). С удовольствием объясню, объясню доходчиво. А вы присаживайтесь, товарищи, присаживайтесь.
Под властью ораторских жестов, все спешат занять скамьи. Художник попридержал Еврея.
Художник (вполголоса). А вы не обратили внимания, что песок в колбе уменьшился, будто испарился?
Еврей (кивает утвердительно). Потерпите от неведения, а вот мы сейчас-таки умного человека слушать будем.
Картина 4
Начинается возня со скамьями. Вор даже улегся.
Пенсионер (Вору). А вас выгоню вон, сядьте, пожалуйста. Вот так. Тишина в аудитории. ( Психологу.) Коллега, попрошу обратить внимание на одну существенную деталь: богиня Аврора и богиня Матута как бы две сестры, олицетворяющих собой сияние, свет. Аврора есть младшая сестра, от латинского - aura, что значит предрассветный ветерок, легчайшее свечение, колебание. От Авроры и ее мужа Астрея произошли все звезды и все ветры. В римской мифологии Аврора есть богиня утренней зари, приносящая дневной свет. Богиня же Матута, как бы подхватывает эстафету утра и распространяет свет на весь день. Она - богиня доброго часа, потому только в ее храме и находились часы Судьбы, которые запускала в действие богиня Аврора, потому что у нее храниться ключ Времени. Вопросы?
Вор (к концу лекции все-таки лежит). Чердак! Уважаю, бабай.
Пенсионер (растерянно). А почему всегда: бабай?
Вор (ржа). Ну, бабай, - это старик по-нашему.
Психолог. Позвольте, коллега, не ключ времени, а песок времени. Это ведь песочные часы.
Пенсионер. Да, да, продолжайте, пожалуйста.
Психолог. Как мы уже знаем (жест в сторону предыдущего оратора), от Авроры и ее мужа Астрея произошли все звезды. А жизнь человека неразрывно связана со своей звездой. Звезды могут гаснуть и вновь возрождаться. Это и есть символ реинкарнации души человека. Но в случае, если душа, пройдя через несколько перевоплощений, не смогла усовершенствоваться, достичь познания Истины, то такая душа сжигается и сжигается звезда человека во вселенной. А песок служит материалом для часов. Но пройдя свой последний путь через диафрагму песочных часов, через пожирающий кристалл Хроноса, и песок навечно разрушается. А в итоге не остается даже горсточки пепла от такого человека и его звезды. Вот это и есть истинное предназначение часов Авроры-Матуты. Боги! Да они работают!
Крик заглушает проносящийся поезд в грохоте света и тьмы.
Все окружили жертвенник с часами и сосредоточенно взирают.
Студент. А когда песок просыплется?
Психолог. А тогда, девушка, кто-то из нас займет место в часах.
Художник. Веселенькое дело.
Кулак. Лиха беда начало - есть дыра, будет и прореха.
Пенсионер (все еще в образе ментора). Молодые люди, диалектический материализм гласит: существование, то есть движение материи в пространстве и времени, как объективная реальность, несотворима, вечна и бесконечна. Поэтому движение и является универсальным способом существования материи. Не существует материи вне движения, а движение не может существовать вне материи. А сознание считается свойством высокоорганизованной формы движения материи
Вор. Бабай, ты вот сам понял, что сказал?
Художник (кладет руку на плечо Вора). Так мы, профессор, утверждаете, что сознание есть всегда, не может ни начаться, ни прекратиться, не может исчезнуть, точно также как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно?
Пенсионер. Ну да, да!
Художник. Подытожим: диалектический материализм, исходящий из принципа материалистического монизма, рассматривает мир как движущуюся материю, которая, как объективная реальность, несотворима, вечна и бесконечна.
Пенсионер. Ну да, да!
Художник. А раз несотворима, то появилась сама в себе. А это уж, дорогой мой апологет, и есть прямое возведение материи в ранг божества. А если материя - бог, а мы сами являемся частью осознанной материи, то нам были бы известно тайны мироздания.
Кулак. А разве мы мало знаем?
Художник. Мы не знаем самого простого: откуда мы, зачем мы и куда мы!
Пенсионер. Как это вы так витиевато извернуться изловчились, голубчик.
Кулак. Ну, вы, батеньки, тут наворотили. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помете.
Вор рукоплещет. Дружный забористый смех захватил всех. Пока все увлечены дискуссией и веселием, Еврей сидит на скамье жертвенника в позе лотоса.
Картина 5
Отсмеялись.
Психолог. Так что же, господа, мы будем делать с часами? Они же идут, песок испаряется, и потому у нас время ограничено.
Студент. Нужно узнать, сколько времени нам отпущено.
Вор. Не рвите роз, они завянут, не верь часам, они обманут.
Художник. Просто нужно вычислить объем колбы и расход песка за минуту. Кто формулы помнит?
Кулак (оглядел всех, выждал). Дело нетрудное. Да кстати, это не колба, а шар.
Психолог. А измерять чем будете?
Кулак. А для чего я пять светлых лет диплом инженера зарабатывал. Вот они (демонстрирует руки) эталоны и образцовые средства измерения. Приступим.
Все увлеченно взирают на инженера как на фокусника.
Кулак. Измерять пядями и вершками не будем - погрешность высокая, а вот расстояние то ребра ладони до верхушки большого пальца у меня равна 15-и сантиметрам. Итого (прикладывает сжатую ладонь с выставленным большим пальцем) - раз, два, три и вершок на большой палец 5см. Перепроверим точнее: длина моего локтя составляет 45 см; ставим локоть и прикладываем большой палец... и получаем те же 45см + 5см. равно 50см. А теперь формула объема шара (смотрит в зрительный зал, ждет подсказки).
Студент (закрывает ладошками глаза, вспоминает негромко). Объем шаров слетает с губ четыре третьих пи эр куб.
Кулак. Громче, вьюноша.
Студент. Объем шаров слетает с губ четыре третьих пи эр куб.
Кулак. Верно. Но зачем нам измерять радиус? Мы пойдем по пути наименьшего сопротивления.
Художник (вполголоса). Пойдем вместе.
Кулак. Объем шара равен: одна шестая пи дэ в кубе. Вычисляем: (стоит задумчиво монументально) 65 416 кубических сантиметров.
Кулак. Спасибо, спасибо, мерси боку! Продолжим. Вот тут и начинается само коварство, нужно сказать: ultima ratio - последний решительный довод. Исчислим расход песка за определенное время. За полминуты, минуту, например.
Подставляет ребром мизинец к сосуду и сам и зрители заворожено следят... Никто не обращает внимания на проносящийся поезд в грохоте света и тьмы.
Кулак (все тише и тише бормочет). За минуту песок в шаре опустился приблизительно на ноль целых шыш десятых, делим общий объем испарившегося песка на шыш, умножаем на время икс, в сумме, в сумме... (громко) в итоге 112 минут общего объема времени в часах. Отминусуем количество испарившегося песка с момента нашего пребывания здесь (прикладывает ладонь к сосуду). Осталось чуть меньше двух третьих от общего времени. У нас в запасе плюс минус час. Спасибо, я кончил.
Лица растерянные, апатия завладела аудиторией.
Студент. А что потом?
Вор. Что, что, через плечо. А потом мы станем горсточкой пепла в часах и фьють. (Зло приплясывает и лезет обниматься.) Мальчик играл в трансформаторной будке, - теперь на могиле растут незабудки.
Студент. Дяденька, не надо.
Вор. Заткнись, глиномес.
Художник хватает Вора за волосы на загривке и тянет вверх. Вор приподымается на цыпочки и выкручивается как паяц.
Художник. Если ты, урка, еще раз распустишь руки и язык...
Еврей. В закрытый рот мухи не залетают. (Художнику.) Отпусти его: секи отрока, пока поперек лавки лежит.