Григорьева Наталия Васильевна : другие произведения.

Кто и зачем читает фантастику?

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В меру своих скромных возможностей читателя попробую прояснить этот вопрос. А также в меру своих скромных сил покритикую издательства.

   То, что творится с изданием фантастики и фэнтези уже второй год обсуждается среди моих друзей, знакомых и родных. Всех волнует вопрос - почему мало издают фантастики? Некоторые любители бумажных изданий (ну не издают достаточно фантастики!) "переквалифицировались" на чтение с экрана монитора и являются поклонниками СИ - можно читать нормальные книги, но не все же могут читать с экрана монитора! Во-первых, его надо иметь. Во-вторых - зрение жалко. И все спрашивают меня, почему не издают то, что есть на СИ. Почему так мало хороших книг? Но я-то не издатель и ответа дать не могу!
   Частичный ответ я получила из " ХРЕНТАЗИ" Михаила Бубякина.
  " Понятно, что издательства будут издавать только то, что покупается публикой. Это нормально. Это аксиома рынка. Развлекательная литература всегда была ширпотребом. Однако ситуации загонятся в угол: фантастику перестают читать. Обратная связь уже ощутима - одно из крупнейших издательств отказалось или существенно сократило выпуск фантастики всех жанров".
   С моей точки зрения издательства издают только то, что СЧИТАЮТ ПРОДАВАЕМЫМ! А мнение читателей и издательства очень часто не совпадают. Кастрюля или брюки являются ширпотребом, но их почему-то все исправно покупают!
  " Однако в большинстве издательств нет отдела маркетинга. Такую роскошь может себе позволить только крупное объединение. Что печатать, в средних и мелких издательствах решает служба реализации. Это примерно то же самое, как если бы бегуна учили бегать безногие, потому что продавцы могут оценить рынок только по принципу подобия".
   Провести маркетинговые исследования не очень сложно, поэтому те издательства, которые не желают исследовать рынок фантастической литературы - либо имеют "побочный" доход, либо "рубят сук, на котором сидят".
   Отступление: несколько лет назад я увидела, как мой сосед сидит на толстом березовом суку и с удовольствием пилит сук у ствола. На мое предупреждение, что он может упасть, сосед высказался в таком ключе: "ты слишком молода, чтобы меня поучать" и "я сам умный", но, естественно, более эмоционально. Его предупреждала вся улица, но умный сосед очень удивился, когда упал вниз вместе с почти отпиленным суком и пилой. Соседу повезло - отделался синяками.
   Насколько я понимаю, большинство издательств - коммерческие предприятия, цель которых получить прибыль. Абсолютно непонятно, почему издательства так упорно проходят мимо "живых" денег? Отучить людей читать - легко, а приучить - очень трудно. "Сук" можно отпилить, но все ли отделаются синяками? Всем ли издательствам хватит заказов на учебную литературу? Да и прибыльные ниши на рынке никто без боя не отдаст!
   То, что печатает большинство издательств, вызывает сильное недоумение, а уж то, как они это печатают - сильное возмущение. Опечатки, повторы предложений,
  фразы, от которых ломит язык - а ведь в конце книги стоят фамилии редактора и корректора! Такое впечатление, будто-бы всю проверку они завершили за два часа, а то и меньше. Зачем тогда платить редактору и корректору? Авторских ляпов "проскочит" не больше.
  Оформление многих книг - отдельный "стон". Не буду касаться "открытых нервов".
  
  " Основной контингент читателей - подростки. Пишут специально с расчетом на них. Это продолжается много лет. Подростки вырастают. Вкусы их изменяются, они перерастают самих себя, а читать нечего, потому что ничего нет".
   Если проводились социологические исследования, то поверю, что основной контингент читателей фантастики - подростки.
  Я взяла в качестве объекта исследования свое ближайшее окружение. Из двадцати одного человека читают фантастику двенадцать человек.
  Из двенадцати человек:
  - шесть человек читают фантастику и фэнтези не менее пяти дней в неделю
  - трое читают по мере "доставания" книг (книги очень дороги нонче)
  - трое читают от одной до трех книг в месяц (фантастику и фэнтези).
   Кроме этого они читают книги по специальности, женские романы, детективы и другие интересные книги, включая научно-популярную литературу.
   По возрасту:
  - двое - до двадцати лет,
  - трое - от двадцати пяти до тридцати пяти лет,
  - трое - от сорока до пятидесяти лет,
  - четверо - от пятидесяти до шестидесяти лет.
   Покупают книги - шесть человек.
   Свыше десяти - пятнадцати книг (фантастика и фэнтези, соотношение 1:10 приблизительно) в месяц - один человек.
   До десяти книг в месяц - два человека.
   Остальные трое покупают книгу, когда видят что-то очень интересное.
   Раньше все покупали одинаковые книги в личное пользование. Теперь разделились по циклам. Книги подорожали так, что зарплаты не хватает!
   Раньше все брали серии:
   Миры Желязны, Миры Нортон, Миры Филиппа Фармера, Миры Пола Андерсона и т.д.
  (Если кому-то из издательства будет интересно - за неделю-полторы составлю список).
  Брали много разных серий, теперь разделились.
   Один человек собирает все книги о Конане, покупает книги Василия Головачева, внесерийную фантастику.
   Остальные не простили "подставу", когда купили книгу, которую читали, но с новым началом и концом. Пиратское это было издание, или "изобретение" издательства, или что-то другое - не знаю. А ведь его книги покупали восемь человек из двенадцати!
   Книги Андрэ Нортон - покупают четверо. Книги Ланье - четверо, столько же покупают книги Мерседес Лэки.
   Книги Филиппа Фармера - двое.
   Книги Энн Маккенфри - трое.
   Книги Злотникова покупают трое, Бушкова - двое, Морозовой Юлии - двое, ( купили бы больше, да цена останавливает - мне продали за 146 р, да и то из-под прилавка), купили практически весь цикл "Ведун", все книги Веры Камши.
   Список длинный, вряд ли стоит его весь приводить.
   Читают! А издавать не хотят!
   Ценовая политика рубит под корень читателей, не принадлежащих к среднему классу или уж отъявленных фанатиков, предпочитающих прочесть книгу вместо ужина. Могли бы издавать в мягкой обложке на желтой бумаге - подешевле, на нормальной бумаге с нормальным оформлением - подороже, на прекрасной белой бумаге с автографом автора - по подписке. Это мое личное мнение.
   Далее.
  "Любой человек, имеющий компьютер, и достаточно ленивый, чтобы не утруждать себя трезвым выбором профессии, способен за три-четыре месяца накатать роман, который с удовольствием издадут ведущие издательства России". Это утверждение почтенного господина Бубякина смахивает на чудо. Я думаю, что, если я "набацаю" роман за три - четыре месяца, то вряд ли из-за него будут волноваться ведущие издательства России. Хотя компьютер я имею и отнюдь не ленива.
   Проверим математически: десять тысяч знаков в день, совершенно нормальный на мой взгляд темп - надо же еще придумать, что писать (я не рассматриваю плагиат).
   Значит - шесть- семь авторских листов за месяц, и так четыре месяца подряд? Наверно, стоит договориться, что же понимать под термином "достаточно ленивый".
   Предположим, книга написана и даже принята издательством. Но чтобы в ней ничего не изменили у постороннего автора - никакого волшебства не хватит.
  Как раз самобытная и необычная книга может "похудеть" под внимательным взором главного редактора. Но это дела издательские.
   Неоднократно обсудив за столом положение в книгоиздании по части фантастики, мы пришли к неутешительному выводу: придется выкручиваться самим. Первое, что приходит на ум - изучить иностранные языки в совершенстве и читать книги на языке оригинала, но тогда российская фантастика все равно будет недоступна.
   Второе: перечитывать уже изданные книги.
   Третье: писать фантастику самим, печатать на принтере и читать. То же выход.
   Но это значит, что наших денег издательства не увидят, но это уже пусть у издательств голова болит.
  Кстати, люди после тридцати-сорока лет самые надежные и платежеспособные читатели. В нашем книжном магазине около полок с фантастикой наблюдается большинство читателей в возрасте от тридцати до сорока лет. Они готовы платить за книги, но почему-то никто не хочет эти деньги получать. Сие тайна великая есть наших издательств.
   Причем, многие читатели, с восторгом принявшие произведения Стругацких, Гора, Журавлевой продолжают читать фантастику и покупают книги до сих пор, а издательства ориентируются на подростков?!
   Далее. Зачем читают фантастику и фэнтези?
   - Потому что интересно.
   - Можно узнать много нового - в хороших книгах много новых знаний.
   - Можно совершить путешествие по новым мирам, а это любят почти все.
   Некоторые книги читают как лекарство от головной боли, гриппа и меланхолии. Опытным путем установлено, что помогает.
   Некоторым бухгалтерам помогают восстановить нервную систему книги Панкеевой (настольная книга!).
   Фантастика и фэнтези за счет необычности мира помогают снять с читателя груз забот и рассмотреть свои проблемы с другой стороны.
   Совершенно не важно, есть ли в книге недостатки, если мир, изображенный в ней интересен и жив, то такую книгу будем читать с удовольствием. В последнее время хочется читать светлые, жизнеутверждающие вещи, без груза черноты и пессимизма.
   Естественно, мои размышления касаются только маленькой части любителей фантастики. Но можно провести опрос в Рунете, может быть, даже в сетевых библиотеках. Кстати, прочитав в сети, мы потом покупаем изданную на бумаге книгу - с монитором на подушке не поместишься! А незнакомых авторов - не покупаем, жалко денег, места и нервов.
   Читали фантастику, читаем и будем читать!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"