Григорьян Владимир Алексеевич : другие произведения.

Связь времён

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  "История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса".
  
  Красиво сказал Гегель. Возможно, эта мысль пришла к нему неожиданно (спонтанно?) или путём длительных размышлений, основанных на накопленном человечеством опыте. Претензий к немецкому философу не имею. Не нравится мне другое- эта сентенция превратилась чуть ли не в парадигму, в лучшем случае её применяют в виде расхожей фразы по отношению ко многим по сути трагическим, страшным событиям, в которых нет и малейшего намёка на комический жанр, коим по определению является фарс. Я постараюсь объяснить почему я вспомнил ставшее чуть ли не каноническим изречение Гегеля.
  
  ...Декабрь 1988 года. Баку. Холл пятого этажа Управления геологии, где располагалась гидрогеологическая экспедиция с её многочисленными подразделениями, сформированными в партии и отряды. В обеденный перерыв многие сотрудники по традиции собрались у теннисного стола, но никто даже не прикоснулся к ракеткам. Всё понятно. В те минуты было не до игры. Напряжение противостояния между азербайджанцами и армянами нарастало буквально с каждым днём. Тревожные известия приходили не только из различных уголков моего родного города, где, не смотря на введённое чрезвычайное положение и наличие войск, спокойствия достичь не удавалось. Практически все регионы двух соседних республик исправно поставляли мрачную информацию, наполненную жуткими подробностями (и было порой не разобраться, что же произошло в действительности, настолько вымысел туго переплетался с горькой правдой). Постепенно начинался исход армян из Баку. Не обошёл стороной этот процесс и Управление геологии. Всему нашему дружному коллективу было невмоготу от нахлынувшей безысходности. От того, что многие люди отчётливо понимали-точка невозврата к прошлой спокойной и мирной жизни пройдена...
   Я вернусь к Карабахскому конфликту позже, а сейчас прежде чем перейти к основной теме- исходу лиц армянской национальности с территории Османской империи в 1915-м году, позволю себе ещё один краткий экскурс в лето 1976-го года. Вместе с моим дядей мы возвращались со стадиона "Раздан" в Ереване, где только что закончился футбольный матч на первенство СССР между местным "Араратом" и тбилисским "Динамо". Путь домой пролегал через Цицернакаберд-мемориальный комплекс, посвящённый жертвам 1915-го года. Ежегодно 24 апреля армяне по всему миру вспоминают события, произошедшие в начале прошлого века в Османской империи. А ереванцы собираются на холме Цицернакаберд( в переводе с арм. "крепость ласточки") расположенным над ущельем реки Раздан. Вот уже почти сто лет всё новые поколения впитывают в себя скорбь предков. Но все ли армяне задумываются над истоками, причинами того, что неминуемо должно было бы привести к столкновению между гражданами Османской империи разных национальностей (принадлежность к одному государству, на мой взгляд, требует особого внимания)? Или их размышления о прошлом аккумулируют только новые порции боли и нетерпимости?
  
   Обратимся к фактам.
  
   В конце XVII столетия Османская империя являлась эталоном полиэтнического государства. Десятки народов, входивших в состав державы, являлись носителями различных религиозных вероучений, культур. В течение нескольких веков немусульманские народы жили бок о бок с мусульманами. Ещё в период правления султана Мехмеда II Фатиха (1444-1446, 1451-1481) официально были признаны немусульманские конфессиональные общины: армяно-григорианская, греко-православная, иудейская. Сложившаяся система внутренней автономии и самоуправления общин с выборными светскими и религиозными предводителями, с самостоятельной юрисдикцией, просуществовала вплоть до распада Османской империи. Что касается совместного проживания турецкого и армянского народов, то оно имеет тысячелетнюю историю. Армяне занимались торговлей, земледелием, ювелирным делом, различными ремёслами и проживали в крупных центрах государства, в частности, в Стамбуле, Измире, Анкаре, Трабзоне и т.д. В 1461 г. султан Мехмед II учредил в столице армяно-григорианскую патриархию, совместно с аристократией, возглавившую армянскую общину империи. Последующее многовековое сотрудничество наложило положительный отпечаток на взаимоотношения народов: турки, к примеру, называли армян "миллети садыка" (дружественный народ)...В 1831 г. упраздняются различия в одежде мусульман и немусульман, разрешается реконструкция церквей, провозглашается равенство подданных султана перед властью и законом. Армяно-католической общине предоставляются равные права с другими религиозными общинами. В одном из фирманов (указов с персидского яз.) султана говорится:
  
   " Я рассматриваю всех жителей моей империи, какова ни была их вера, как залог, доверенный провидением моей заботе; я хочу, чтобы христианские подданные всегда эффективно охранялись и пользовались постоянно всей свободой, совместимой с интересами нашей святой веры, так как, согласно предписаниям нашего законодательства, мы должны рассматривать их кровь, их имущество, их честь как наши".
  
  18 февраля 1856 г. султан Абдулмеджид издал новый указ в котором четко указывалось:
  
   "Все рассмотренные привилегии и льготы, дарованные моими предками изначально и в последующие времена всем христианским и другим немусульманским общинам, учрежденным в империи, будут подтверждены и поддержаны."
  
  По поручению правительства в 1857 г. в Константинополе армяне Г. Отян, Н.Палян, С.Виченян, Н.Русинян, получившие образование в Европе, составили проект национального устава ("низамнаме") или конституции армян, проживавших в Османской империи. 17 марта правительство утвердило проект, предоставлявший широкое национальное самоуправление, культурное развитие, просвещение, личную и имущественную неприкосновенность армянскому населению. В 1857-1858 гг. армяне и другие немусульмане были допущены к учебе в османских средних и высших учебных заведениях. Благодаря этому они приобрели возможность основательно изучить турецкий язык наряду с получением общего и профессионального образования, что давало им доступ к различным ступеням общественной службы. Помимо Османских школ армяне имели собственные средние школы, руководимые французской католической и американской протестантской миссиями, которые также способствовали развитию образования христианских народов. Многие армяне, как и представители других национальностей (греки, сербы, болгары), после окончания местных учебных заведений для продолжения образования отправлялись в Париж, Нью-Йорк, Петербург, Берлин. Был разработан статус армянской общины, что стимулировало развитие образования и литературы на армянском языке, способствовало формированию национального самосознания молодого поколения..
  
   Приведу список фамилий, который сопровождается короткими биографическими подробностями. Он весьма показателен. И уж точно не будет лишним в контексте обсуждаемой темы.
  
   КРЧИКЯН АНДРАНИК-ПАША (1819-1894) естествовед, врач, паша, директор Императорской медицинской гимназии.
   Родился в 1819 г. в Константинополе. Брат Акопа Крчикяна, занимавшего в Османской империи высокие должности в министерстве иностранных дел. Начальное образование получил в армянской школе Пешикташа. В 1844 г. в Париже получил высшее естествоведческое образование. В 1871 и 1876-77 гг. был депутатом и членом городского собрания. В 1872-73-м учебном году написал и издал двухтомник "Учебник естествознания" на турецком языке. В 1884 г. получил титул паши, был назначен главным директором медицинской гимназии и оставался на этой должности до своей смерти...
  
  НАФИЛЯН АНТОН-ПАША (1831-1912) врач, паша, основатель урологии в Турции.
   Родился в 1831 г. в Константинополе. Начальное образование получил во французской школе Фрернера в Константинополе. В 1870 г. был назначен главврачом и первым хирургом военного госпиталя Гайдар паши. В 1871 г. был избран членом Императорского медицинского общества. Был одним из первых преподавателей урологии в Константинополе, являясь основателем этой отрасли медицины в Турции. Был первым придворным врачом, награжден орденами "Османие" и "Меджидие" II-й степени...
  
  СЕВЯН ГАБРИЭЛ ПАША (1822-1900) военный и придворный врач, паша.
   Родился в 1822 г. в Константинополе. В 1847 г. был назначен участковым врачом в Ортакео. Спустя короткое время работает врачом в военном училище в Малтепе. Далее Мустафа паша назначил Севяна главным врачом сухопутных и морских больниц флота. В 1857 г. Севян получил чин подполковника. Удостоен титула паши. Был награжден орденами "Османие" и "Меджидие" III-й степени...
  
  ПЕШТИМАЛЧЯН ТИГРАН ПАША (1840-1894) врач, общественный и политический деятель, публицист.
   Родился в 1837 г. в Константинополе. Начальное образование получил в училище св. Нерсесян в Хасгюхе..В 1860/61-67 гг. учился на медицинском факультете Парижского университета и получил звание доктора медицины. В 1869 г. вернулся в Константинополь, стал членом Императорского медицинского общества. В 1872 г. был избран членом Управления городского совета. В 1877 г. вместе с несколькими армянскими врачами - С. Арсланяном, Нуриджаняном, Сервиченом и Г. Севяном - основал турецкую благотворительную организацию "Красный полумесяц". Долгие годы являлся Национальным депутатом...
  
   Я неоднократно читал об этих людях в различных армянских источниках. Армяне по праву гордятся представителями своего народа, но почему-то не заостряют должного внимания на таком немаловажном аспекте, как абсолютная, гармоничная встроенность армян в жизнь Османской империи, в её государственную систему. В этой связи обратимся к словам госпожи Лале Улькер, советника-посланника Турецкой республики в Российской федерации:
  
   "...Согласно османским историческим реестрам 29 выходцев из армянской общины имели титул "паша" (самый высший государственный титул в османский период), 22 были министрами, 33 - членами парламента, 7 - послами, 11 - генеральными консулами и консулами. Среди министерских постов, занимаемых армянами, были такие в высшей степени важные, ключевые должности, как министры иностранных дел, финансов, торговли и почты...А в 1913 году должность министра иностранных дел Османской империи занимал армянин Габриель Норадугян. Таким образом, если бы армяне, как утверждается, угнетались османской администрацией, они не могли бы служить на самых высоких государственных должностях и достигать выдающихся успехов на различных профессиональных поприщах..."
  
   Это часть ответа госпожи Улькер Константину Затулину директору института стран СНГ на его статью о геноциде армян, опубликованную в РИА Новости в марте 2007 года.
  
   Добавлю, получается, что в среднем 20-30% всех высокопоставленных чиновников Османской империи являлись армянами. И это при том, что по последней переписи 1914 года армянское население Османской империи составляло 1.294 миллиона человек или же чуть больше 5% населения. Запомним эту цифру, она нам ещё пригодится. Общая же численность населения Османской империи составляла 20 975 345 человек. Между прочим, начальником статистического управления являлся армянин Мкртыч Шинабьян. Это так, как говорится, заметки на полях. Кстати, не помешает и выдержка из доклада конгрессмена Стефана Золярца, сделанного 12 декабря 1985 года в Палате Представителей Конгресса США:
  
   "... После долгого изучения архивов, сделан вывод, что в период 1912-22гг. армян погибло гораздо меньше, чем говорилось (1,5-2 миллиона), в то время как мусульман погибло более чем 2,5 миллиона (это только в Анатолии)..."
  
  О потерях чуть позже.
   Очень интересные и в тоже время глубокие, на мой взгляд, размышления министра иностранных дел Османской империи Али-паши. Они отражают политическую (и не только) обстановку, сложившуюся во второй половине 19 века на Востоке:
  
   "Существование Османской империи важно для поддержания европейского равновесия. В этом я убежден, и если основательно и беспристрастно изучить состояние различных народов, составляющих население Турции, то в конце концов станет очевидным, что только турки могут быть объединяющей силой, т.к. предоставленные самим себе эти народы либо захотят подчинить себе друг друга, либо решат создать нечто вроде конфедерации, что привело бы к хаосу и бесконечной гражданской войне. Следовательно, ничто на Востоке не сможет заменить эту старую империю, которую ее враги не без удовлетворения объявили больной и о которой беспристрастные наблюдатели могут сказать обратное. Подтверждением этому служат антипатия болгар и армян к грекам, нынешнее состояние независимой Греции, а также положение в автономных княжествах. Италия, населенная только одним народом, говорящим на одном языке, исповедующим одну религию, испытывает столько трудностей при объединении своих земель. В настоящее время она добилась лишь анархии и беспорядка. Судите же, что произошло бы в Турции, если бы в ней господствовал свободный курс на различные национальные устремления, которые революционеры, а с ними и некоторые правительства, стараются здесь поощрять. Понадобится столетие кровопролитий, чтобы установить хоть мало-мальски стабильное состояние".
  
  Что же, полвека спустя опасения Али-паши сбудутся.
  
   Султан Абдул-Хамид II, взошедший на престол 31.08.1876 г., продолжил курс реформ. 23 декабря того же года была торжественно провозглашена Конституция Османского государства, разработанная комитетом, возглавляемым Мидхат-пашой. (В состав комитета входили армяне Крикор Одиан-эфенди и Чамич Ованес-эфенди.)
  
  
  "Мне кажется, что вы все представляете армян невинной, чистой восьмилетней девочкой. Вы сильно ошибаетесь..."
  
  Из выступления Джорджа Керзона, члена палаты лордов, министра иностранных дел Великобритании от 13 марта 1920 г.
  
   Я привёл в сокращении цитату, так как полностью она выглядит чересчур жёсткой и нелицеприятной. И, на мой взгляд, неверной в части обобщения. Но, тем не менее, весьма характерной и отражающей суть происходящего.
   А теперь прочтём слова журналиста, касающиеся имевших место событий 1915-го года в Османской империи:
  
   "Предположим, что мы (США) воюем с Мексикой, и наши войска отправлены на фронт охранять границы. И вдруг из наших войск отделяются негры (темнокожие), которые переходят на сторону противника. Другая часть негров в тылу, подрывает линии коммуникаций и терроризирует мирное население. Чтобы мы сделали с неграми? Как бы мы их наказали? Надо также учесть, что в отличие от наших негров, армяне в Османской империи имели равные права!".
  
  Статья опубликована в "Нью-Йорк таймс" в 1923 году.
  
   Нередко именно журналисты, особенно если таковые не страдают предвзятостью, а в данном случае заподозрить в оной американского корреспондента(?) трудно при всём желании, в отличие от политиков говорят именно о том, что видят, делая при этом недвусмысленные выводы.
  
   Итак, что за день 24 апреля 1915-го года, отмечаемый армянами?
   Излишне напоминать, что шла Первая Мировая война. Я говорю об этом лишь для максимально верного и объективного понимания произошедшего, в частности, на территории Османской империи(ОИ). Армяне(не забудем-граждане ОИ!), используя складывающуюся ситуацию, при которой российские войска продвинулись вглубь территории Османской Империи, поднимали восстания в Восточной Анатолии против местных властей. Турецкие власти , поддерживающие внутреннюю безопасность, в местах проживания армян обнаруживали в большом количестве оружие и боеприпасы. Руководителями Османского правительства были направлены предупреждения лидерам армянских партий и комитетов, где было указано на то, что если данная ситуация будет продолжаться, то будут предприняты решительные меры. Несмотря на предупреждения, армянские комитеты не только не уменьшили свои антигосударственные действия, но и продолжали истребление мирного турецкого населения. Более того, армяне передавали военному противнику ОИ информацию об османских войсках. И как это назвать?! По-моему, армяне представляются фактической пятой колонной, я не могу оценить их действия иначе как предательский удар в спину. Какой же последовал ответ со стороны властей? В целях предотвращения распространения восстания в другие регионы 24 апреля 1915 года Министерство внутренних дел ОИ подписало указ о закрытии армянских партий, комитетов и обществ, изъятии документов и аресте руководителей. Данный документ известен как "Закон о переселении". На основании этого закона переселенцы могли свободно жить на переселенном месте. После закрытия армянских организаций и комитетов Османское правительство указывая на то, что армянский национализм доведен до состояния сепаратизма, вполне справедливо требует прекращения разделительной деятельности. О "Законе о переселении" можно прочесть в Главном Архивном Управлении МВД Османской империи, Папка 37, дело 2/1.
   Уверен, (а уверенность моя зиждется не только на прочитанных материалах, но и, не в последнюю очередь, на личном общении), стоит только заговорить об этих противоправных действиях граждан ОИ армянской национальности, как тут же, в качестве оправдания, поднимается на щит тема о притеснениях, о надежде на достижение собственной государственности, и тому подобной целесообразности(?). Но я, имея право на личное мнение, полностью отвергаю те методы, которые взяли на вооружение армяне, особо подчёркиваю, являвшиеся гражданами ОИ.
   Далее. Для претворения в жизнь закона от 24 апреля 1915 года Османское правительство предприняло ряд мер безопасности и за 4 дня до объявления "Закона о переселении" все принятые меры были обнародованы. В телеграммах отправленных Министерством внутренних дел 23 мая 1915 года в города Мосул, Ерзурум, Ван, Битлис, Адана, Урфа, Мараш говорилось:
  
  1.Переселить армян в заранее определенные места. 2. Все расходы связанные с переселением и питанием возложить на местные власти. 3. Обеспечить физическую и имущественную неприкосновенность переселенных армян. 4. Разрешить перевозку движимого имущества. 5. Данное переселение осуществлять в местах, где действуют законы военного времени .
  Источник: Главное Архивное Управление МВД Османской империи, Папка 37, дело 2/1.
  
   Обращаю внимание- там где не было поднято вооруженное восстание, меры безопасности не предпринимались. Например, из 77.735 армян, проживающих в Стамбуле, только 2345 человек были арестованы. В отправленной телеграмме МИД Османской империи к командующему английскими войсками от 07.06.1919 года говорилось:
  
   "Несмотря на то, что переселенные из зон боевых действий армяне работали, все еще 276.075 человек в течении 4,5 месяца снабжались питанием и удовлетворялись все их требования. А мусульманское население, понесшее потери в 1 миллион человек, подвергалось массовому уничтожению... Вернувшиеся обратно армяне будут снабжены семенами, орудием труда, необходимым продовольствием, одеждой и постельными принадлежностями"
  
  Источник: Шифровальная тетрадь МВД Османской империи Љ41, 4.
  Переселение, начавшееся в мае 1915 года завершилось 15.03.1916 года.
  
   Хочу сказать следующее. Это очень важно. Сейчас, нам современникам, непросто в плане уверенности в абсолютной точности цифр переселённых, убитых, умерших своей смертью в тот период в ОИ. Даже несмотря на ссылки, взятые из открытой части архивов. В подтверждении моих слов приведу высказывание известного российского историка и аналитика Олега Кузнецова:
  
  "... о чем идет речь? Об армянах, расстрелянных за дезертирство и участие в мятеже? О мирном населении мятежных областей, погибших при проводке колонн снабжения к частям османской действующей армии в Закавказье ? Или о представителях депортированной части этого народа, погибших в условиях интернирования? Думаю, что последовательное суммирование разных категорий потерь, включая в их число стариков, умерших в те годы естественной смертью увеличивает их общую численность...Считаю важным отметить еще одно обстоятельство: войска османской Анатолийской армии тыловым районом имели территории так называемой Западной Армении, находившиеся в состоянии мятежа. Через эти территории происходило все снабжение османских войск. Чтобы не умереть с голоду, эти войска должны были обеспечивать безопасное прохождение к себе продовольственных транспортов из центральных районов империи, проводка каждого из которых превращалась в боевую операцию..."
  
  
  "Настало время для проведения на ведущих предприятиях, в колхозах и совхозах области общих партийных, профсоюзных и комсомольских собраний, в повестку дня которых должен быть включен вопрос о воссоединении Карабаха с Матерью-Родиной. Дух гласности и демократии должен стать импульсом для открытого и откровенного обсуждения этого вопроса. Выписки из резолюций этих собраний, заверенные соответствующими печатями, необходимо отправлять в ЦК КПСС"
  (Википедия)
  
   Это текст из листовок, тысячами распространявшихся в начале 1988 года (замечу, до событий в Сумгаите) на территории НКАО(Нагорно-Карабахской автономной области). Мне, бакинцу, не было нужды читать подобные агитационные материалы, чтобы получать информацию о том, что происходило в Степанакерте и других городах и посёлках области. Моя бабушка со стороны отца родом из Шуши, к тому времени находилась в Баку, а двоюродная сестра жила в Степанакерте, столице НКАО. В середине января 1988 года в нашей бакинской квартире раздался телефонный звонок. Я снял трубку и сразу понял, что происходит неладное. Дело в том, что когда Ната (моя сестра) волновалась, то переходила с одного языка на другой:
  
  "Ляв гянк мес чи спасум, мес спасуме естехиц пахчел. Стех карога мец крив пецви..."
  
  ("хорошей жизни нас не ожидает, нам придётся бежать отсюда, здесь возможно начнётся большая война")
  
   так выглядит перевод с армянского языка обескураживающих слов моей сестры, с которых она начала разговор.
  "Вспомнишь мои слова, война дойдёт и до Баку..."
   Ната плакала и беспокоилась за судьбу детей. Я как мог, пытался её успокоить. Всё ещё надеясь, что ситуация не выйдет окончательно из-под контроля властей. Однако, сестра оказалась права. Буквально в считанные дни, сложившиеся в месяцы, прокатившиеся кровавым клубком по людям, мирная жизнь в двух соседних республиках канула в небытие. Растерянные, подавленные бакинцы, страх тёмных переулков (когда такое было?!, в Баку не боялись прогуливаться и поздними ночами) и перекошенные от злобы лица беженцев из Армении потоком заполнявшие город. От них было не спрятаться. Проблемы вынужденных переселенцев, связанные с обустройством и умиротворением (только каким образом?) встали в полный рост. Беженцы, по сути, и явились тем дестабилизирующим фактором, разрушившим привычный уклад жизни Баку. Но разве кто-то осмелиться бросить камень в этих измученных людей, потерявших кров и родных?! Разве они, безжалостно перемолотые жерновами междоусобицы, оказались причиной несчастий, свалившихся на тех же бакинцев? Нет и ещё раз нет! Изначально отравленную кашу заварили те, кому мешала стабильность, кому поперёк горла стояла дружба народов (а она была(!) и надеюсь, не пропала безвозвратно в потоках лжи), кому требовалось, следуя своим безумным амбициям разрушить мир, пройдясь дьявольским плугом по межнациональным бракам, ломая тысячи судеб. И в этих неправедных рядах стояли в том числе и карабахские армяне, затеявшие смуту бесчисленными митингами на площадях Степанакерта. Увы, они добились своей цели.
  ...Я неоднократно был на холме Цицернакаберд в Ереване. Там тяжело дышать и сердце сжимается от немыслимой концентрации скорби по невинно убиенным армянам. Я стоял там плечом к плечу со своим народом и сдерживал рыдания. В разгар событий в Баку, когда сводками об убитых армянах и азербайджанцах заполнялись милицейские протоколы и газетные страницы, близкие знакомые предлагали мне сменить фамилию, как вариант выхода из положения, и не покидать город, но я отказался. Пойти на такой шаг равносильно забвению предков, от которых я никогда не откажусь. Также как я не забуду врача-азербайджанку Рафигу-ханум, спасшую мою полуторогодовалую дочь, носившую армянскую фамилию, моих друзей-азербайджанцев Акифа, Азера, Айдына, сопровождавших меня в аэропорт во избежание вероятных эксцессов, азербайджанцев, прятавших армян от разъярённой, обезумевшей от горя и жаждущей мести толпы...
  
   Возвращаясь к межнациональным столкновениям в Османской империи(ОИ), считаю своим долгом сказать следующее. В отношении гибели армянского населения в ОИ нередко применяется термин "геноцид". Я придерживаюсь иного мнения. И попробую его кратко обосновать. Чтобы квалифицировать то или иное преступление, необходимо совершить следственные и судебные действия. Одного политического признания в этом вопросе явно не достаточно. А политическим оно, на мой взгляд, является именно потому, что обслуживает интересы определённых элит и крупного бизнеса. И здесь я приведу слова российского историка Олега Кузнецова:
  
   "Судебного признания "геноцида армян" в Османской империи не существует, хотя это вполне могло быть сделано при подписании по итогам Первой мировой войны между странами Антанты и Османской империей 10 августа 1920 года Севрского мирного договора. Тогдашняя Турция находилась в полной политической и военной прострации, и вынудить ее на это страны-победительницы могли бы очень легко. Значит, на тот момент действия османских войск по отношению к мятежному армянскому населению геноцидом не считались и не выходили за рамки представлений того времени о правилах ведения войны, поскольку на тот момент уже имелись Гаагские международные соглашения 1907 года на этот счет..."
  
   Более того, разве мы имеем право забывать о том, что армяне также истребляли турок на территории ОИ именно по их национальной принадлежности?! И тому есть многочисленные свидетельства, хранящиеся в Главном архивном управлении МВД ОИ. Жонглировать цифрами и бросать на весы количество жертв с обеих сторон-путь в никуда! В ОИ, в период Первой мировой войны, проходила страшная взаимная резня турок и армян. И это неоспоримый факт! Я надеюсь, что придёт время и состоится суд с привлечением всех существующих документов, в том числе и сокрытых по сию пору. Если бы у меня была возможность выступить на этом суде (думаю, что у меня есть на то не только моральное право, так как мои дальние родственники по фамилии Мелкумовы, проживавшие в Эрзуруме, сгинули безвестно в 1915 году) я бы сказал, что развернувшаяся братоубийственная бойня имеет одно название-ГЕНОЦИД ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА!
  
   Но главное, что гнетёт и печалит больше всего, это действия "псевдоисториков", манипулирующих общественным мнением и по сути, разжигающих костёр вражды между народами. Им не нужна правда, им в действительности абсолютно безразличны как армяне, так и турки (если уж мы говорим о конфликте между этими нациями), у них другие задачи-отстаивать выгодные определённым кругам злостные мифы и получать с этой "работы""неплохие дивиденды. Рука об руку с ними шагают рафинированные интеллигенты, не имеющие ни малейшего представления о том, что же происходило в реальности, но берущиеся рассуждать о "геноциде" стеная и театрально заламывая руки.
  
   1915-й... 1988-й годы...
   Я начал очерк "Связь времён" с цитаты из немецкого философа. Похоже, что старина Гегель всё-таки ошибся. История повторилось, но опять в виде трагедии.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"