«Все возрастающее значеппе в политическом и идеологическом арсенале империализма приобретает клерикализм,— говорится в Программе КПСС.— Он не ограничивается использованием церкви и ее разветвленного аппарата. Он располагает теперь своими крупными политическими партиями, стоящими у власти во многих капиталистических странах. Монополии щедро финансируют клерикальные партии и организации, эксплуатирующие религиозные чувства трудящихся, их суеверия и предрассудки».
Одним из оплотов современного клерикализма является Ватикан. Пурпурными мантиями кардиналов, этих князей католической церкви, прикрываются политические авантюры, грязные финансовые аферы, многочисленные скандальные истории, в которых замешаны видные католические и церковные деятели. В Ватикане бушуют страсти. Главная из них — стремление к власти и наживе. Дела католических иерархов ясно показывают всему миру, кому они служат, чьи интересы блюдут. Отцы церкви не любят обнародовать своп деяния, но тем не менее в печать часто проникают факты, приподнимающие завесу над тайнами «святого престола».
И. Лаврецкий — старший научный сотрудник Института этнографии АН СССР, известный советский специалист по истории современного католицизма, автор получивших широкую известность книг по этому вопросу,— опираясь на большой фактический материал, живо, ярко и убедительно рассказывает читателю о закулисной истории избрания нынешнего папы Иоанна XXIJI, о политических интригах церковпых вельмож, о контрреволюционной деятельности духовенства на Кубе, о поддержке католическими миссионерами бельгийских империалистов д Конго, : о провокациях Ватикана во время Олимпийских игр в Риме в 1960 г., о реакции католической церкви на первый космический полет человека и о многом другом. В книге имеется большое количество фотоснимков и карикатур, иллюстрирующих различные стороны деятельности иерархов католической церкви в разных частях света.
Прочтя книгу, читатель согласится с автором, что у «святых отцов» католической церкви пет никаких шансов обрести, царство небесное, зато у них имеются все шансы попасть в ад, согласно ими же проповедуемым евангельским принципам.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
На втором этаже Апостолического дворца, возвышающегося по правую руку от собора Святого Петра в Риме, в угловом зале, именуемом Библиотекой, за большим мраморным столом, на котором красуется массивный золотой телефон (подарок американских миллионеров), сидит старец.’ Он среднего роста, тучный, краснощекий, с крупными чертами лица, в белой рясе, на голове у него белая шапочка, на ногах туфли из черного бархата, на груди золотой крест, усеянный изумрудами, на одном из пальцев левой руки перстень с огромным топазом. Это один из героев нашей книги — его преосвященство Иоанн XXIII, в миру Анджело Джузеппе Ронкалли, «счастливо царствующий», как о нем пишут в официальных документах, папа римский, верховный понтифике — верховный жрец римской католической апостолической церкви.
Восемь часов утра. Через несколько минут в Библиотеку войдет новый статс-секретарь кардинал Амлето Чиконьяни. Он принесет почту, депеши, проекты писем, посланий, энцик-лик, различных решений и постановлений конгрегаций, комиссий и других органов церковного правительства — римской ку-рпи li станет вкрадчивым голосом деловито, по-амерпкански давать различные пояснения. 25 лет пробыл Чиконьяни на посту дипломатического представителя Ватикана в Вашингтоне. Иоанн XXIII скрепя сердце назначил его на пост статс-секретаря. Чиконьяни — доверенное лицо американских кардиналов, агрессивных и беспокойных, воинственных и недальновидных.
Но, что поделать, даже «святой отец» бывает не в силах устоять перед оказываемым на него давлением...
У папы озабоченный вид. Как быстро летпт время! Три года сидит он уже на папском престоле, а не успел еще осуществить и десятой доли задуманных им дел. Вселенский собор пришлось отложить до 1962 г. Но доживет ли он до этого желанного события, или лавры собора достанутся его преемнику? Если бы он смог пропапствовать хоть половину того срока, что Пий XII, его предшественник! Но он, Иоанн XXIII, невезучий. Сколько усилий, трудов, унижений и других жертв стоила ему эта белая шапочка и это кресло за мраморным столом! А Пачелли чуть ли не с пеленок носил папскую тиару. Пачелли, княжеский сынок, сразу же после окончания семинарии был принят в статс-секре-тариат, где в течение нескольких лет сделал блестящую карьеру. Затем — нунций в Германии, статс-секретарь и, наконец, папа римский. Целых 19 лет просидел он в этом кресле, за этим столом!
Иоанн XXIII смотрит с осуждением на портрет своего предшественника, висящий перед ним на стене Библиотеки. «Не легкое ты оставил мне наследство, Евгений»,—говорит про себя папа, и, как всегда в таких случаях, в его памяти возникают события конца 1958 г.: кончина Пия XII, конклав, коронация.
Тихий стук в дверь, возвещающий приход Чиконьяни, прерывает раздумья папы. Он инстинктивно выпрямляется в кресле и ногой нажимает вделанную в пол кнопку электрического звонка. Дверь открывается — в кабинет входит худощавый старик в красной кардинальской шапке, в золотых очках, за которыми прячутся маленькие сверлящие карие глазки. В его руке огромный портфель из желтой кожи, похожий на старомодный чемодан, битком набитый бумагами.
Рабочий день наместника бога на земле начинается...
КАРДИНАЛЫ ИДУТ В АД.
КОНЕЦ ОДНОГО ПОНТИФИКАТА
...Сентябрь 1958 г. Тихо, но тревожно в покоях папского загородного дворца в городишке Кастельгандольфо. Бесшумно снуют по дворцу прелаты в пурпурных, малиновых, лиловых мантиях. Точно заговорщики, шепчутся, забившись в ниши огромного тронного зала, иностранные дипломаты. У дверей опочивальни папы застыли гвардейцы со скорбными лицами.
Папа римский Пий XII умирает. Его агония, за которой следят не только кардиналы, но и сильные мира сего, мучительна и долга. Кажется, что душа Пия XII отказывается покинуть бренное тело, опасаясь того самого «страшного суда», которым пана грозил всем, кто осмеливался его ослушаться.
Тем, кто еще надеялся на чудо исцеления папы, личный врач Пия XII, Галеацци-Лизи, плотный мужчина лет 55, в очках в золотой оправе, говорит своим спокойным, чуть охрипшим голосом:
— Смерть чудес не любит. Неизбежное свершится, тем более, что моего высокого пациента давно уже ждут в лучшем мире. Он сам мне об этом неоднократно говорил...
Ах, этот Галеацци-Лизи! И зачем только так слепо верил в него папа Пий XII. Ведь всему Риму было известно, что Гале-ацци сибарит и «либерал», не гнушающийся связью с людьми, репутацию которых нельзя назвать незапятнанной, чем доставлял немало хлопот своему высокому пациенту. Так, на процессе цо поводу убийства в Риме в 1957 г. некоей девицы Монтези выяснилось, что Монтези была убита на даче Галеацци-Лизи, которую снимал аферист, торговец наркотиками, самозванный маркиз У го Монтанья. Граф Галеаццп-Лизи был другом Монтаньи и вместе со своим племянником Энрико, папским архитектором, и ватиканскими прелатами Анджелини и Бернардини принимал участие в его оргиях.
Ватикан сделал все возможное, чтобы замять дело Монтези. Обеспокоенный разоблачениями любовницы Монтаньи Марии Калио, одной из первых указавших на Галеацци-Лизи как на участника оргий в вилле Монтаньи «Капокота», Ватикан попытался заставить столь опасного для него свидетеля отказаться от своих показаний. С этой целью исповедник Марии Калио убедил ее встретиться с иезуитами Даль Олио и Ротонди, приближенными и советниками папы.
Припертый к стене адвокатами потерпевшей стороны, иезуит Даль Олио признался на суде: «Я призывал Калио отказаться от своих неуместных действий и не вмешивать в этот скандал безупречных политических и церковных деятелей». Поскольку Калио продолжала настаивать на своих обвинениях, иезуиты упрятали ее в один из римских монастырей, где под наблюдением настоятельницы обработкой свидетельницы продолжал заниматься полицейский генерал Перлоне. Иезуитам и полицейским так и не удалось «уломать» Калио и других свидетелей. Когда всеобщее возмущение попустительством властей преступникам достигло своего апогея, демохристианское правительство решило — четыре года спустя после того, как было совершено преступление,— привлечь к суду виновпых в убийстве Монтези.
Дело об убийстве Монтези, взволновавшее общественное мнение Италии, раскрыло (в который раз!) омерзительную картину морального разложения демохристианских верхов, и ватиканских вельмож. Между тем церковная иерархия не сочла нужным высказаться по этому делу, в надежде, что суд оправдает виновных. Падкая на осуждения и молниеносная в своих действиях, когда речь идет о «грехах» прогрессивных католиков, конгрегация «св. канцелярия» (инквизиция) до сих пор не'наложила никаких санкций ни на прелатов, участников оргий в «Капокоте», ни на отцов иезуитов, пытавшихся заставить Калио лжесвидетельствовать.
И после процесса Монтези папа Пий XII продолжал пользоваться услугами своего врача Галеаццп-Лизп — собутыльника афериста и развратника Монтаньи.
Если бы Пий XII знал, какой монетой отплатит ему Гале-ацци-Лизп за поддержку и покровительство, он, наверняка, ионному отнесся бык «шалостям» своего придворного эскулапа.-йо
мертвые, даже если они были наместниками бога на земле, не могут (вопреки утверждениям церкви) влиять на судьбу живых. И этим воспользовался Галеацци-Лизи.
Галеацци-Лизи возглавлял группу врачей, лечивших папу во время его последней болезни. Используя свое положение главного папского врача, Галеацци-Лизи тайком от окружающих сделал ряд снимков с умирающего папы. Он заснял пану — наместника бога! — в момент, когда ему делали клизму, переливание крови, помогали отправлять естественные надобности. Снимки и свои записи о последних днях жизни папы Галеацци-Лизи продал за 6 млн. франков французскому журналу «Пари-матч». Публикация этих материалов вызвала большое возмущение в самых разнообразных кругах итальянского общества. Записки Галеацци-Лизи изобиловали натуралистическими подробностями. Врач утверждал, что труп его высокопоставленного пациента разложился с невероятной быстротой, причем в усыпальнице стоял такой смрад, что дежуривших там папских гвардейцев часто рвало... Когда клерикальная печать обвинила Галеацци-Лизи в оскорблении памяти папы, то бывший друг наместника бога заявил, что он, будучи врачом, считает себя материалистом (!) и поэтому описал ход болезни своего пациента без учета, так сказать, его сверхъестественных функций.
После этой скапдальной истории буржуазная печать пыта^ лась представить папского врача Галеацци-Лизи аферистомг случайно втершимся в доверие к наместнику бога. Но Галеацци-. Лизи не исключение. «Агентства и газеты, — писала по этому поводу газета Коммунистической партии Италии «Унита»,— которые платили Галеацци-Лизи, не являются продающимися из-под полы порнографическими журнальчиками, а столпами «западной цивилизации», а сам Галеацци-Лизи не является неведомо откуда появившимся среди ватиканских стен грибом; он близкий друг Джедды, президента «Католического действия», друг многих кардиналов; ведь они доверили ему жизнь папы римского. Галеацци-Лизи — один из многих персонажей, поднятых волною «политизации» церкви и прикрывающих портретом папы свои политические и финансовые аферы. В свое время говорилось по поводу Монтаньи: разве некоторые авантюристы могли бы общаться о.министрами и кардиналами, если бы им не благоприятствовала окружающая их, пропитанная_.жево.з-можными пороками атмосфера, если бы им не способствовала целая система взаимной поруки? Когда Галеацци-Лизи был замешан в пошлый скандал, нййто не отважился его тронуть.
Ô.
Сегодня этот врач, лишенный покровительства, получил по заслугам. Но остальным, пользующимся покровительством властей, что им угрожает?» >1
Не вполне порядочной особой оказалось и другое доверенное лицо Пия XII — его экономка монахиня Паскуалина Лепхерт, немка по национальности, обслуживавшая его в течение многих лет. После смерти папы предприимчивая Паскуалина завладела интимными дневниками покойника и продала их семье Па-челли, представители которой надеются, что новый папа, опасаясь публикации указанных дневников, оставит за ними их доходные ватиканские посты >2. В настоящее время Паскуалина Лепхерт проживает в американской семинарии в Риме, пригретая кардиналом Спеллманом >3.
О смерти Пия XII одна из римских буржуазных газет, «Темпо», объявила на несколько часов раньше до свершившегося факта. Вскоре выяснилось, что это было результатом, мягко выражаясь, досадного недоразумения. Оказывается, желая опередить своих конкурентов и первым сообщить об этом событии, представитель газеты договорился (разумеется, за соответствующую мзду) с одним из прелатов, имевшим доступ в папские покои, о том, что последний просигнализирует о смерти папы, открыв в одном из окон форточку. Форточка действительно была открыта, но случайно другим прелатом, который просто хотел проветрить помещение. Следивший за форточкой журналист воспринял это как условный сигнал, сообщил о нем в редакцию, и газета вышла с извещением о смерти Пия XII еще до того, как он отдал богу душу.
Секретами Ватикана готовы были торговать не только прелаты, но и папские жандармы. Один из них — Адольф Рюкере был уличен в передаче журналистам сведений и уволен. 8 апреля 1959 г. Рюкере в отместку пытался застрелить начальника папской швейцарской гвардии полковника Нольберта Нунли-ста, тяжело ранив его в шею и грудь.
Ватикан — самое маленькое государство в мире, у него всего лишь около тысячи подданных. Но в этом государстве кипят капиталистические страсти, из коих самая сильная, самая могучая и непреоборимая — страсть к наживе.
Напрасно ватиканские специалисты по пропаганде, желая поддержать сильно пошатнувшийся авторитет церкви, распускали слухи, что Пий XII в последние годы своей жизни якобы творил чудеса, имел божественные видения, что якобы к нему перед смертью явился сам Иисус Христос и беседовал с ним. Факты показывали, что «святой» Пий XII окружил себя проходимцами, авантюристами, аморальными, растленными дельцами, всегда готовыми за 30 сребреников продать и бога, и папу, и свою собственную душу.
О том, насколько Пий XII дискредитировал себя в глазах верующих, можно судить по следующей довольно откровенной оценке его понтификата, сделанной американским журналистом Робертом Невиным: «Даже самые усердные поклонники
Пия XII вынуждены были признать, что в последние годы его правления не все было благополучно. Несмотря на то что Пий XII принимал тысячи паломников, он все больше отгораживался от внешнего мира и зависел от той информации, которой снабжала его небольшая группа лиц.
Эта приближенная к нему группа была, что довольно любопытно, скорее немецкой, чем итальянской. Немцами были иезуиты, его секретари и эксперты, немцем был и его духовник-исповедник. Два человека, наиболее близких к Пию XII, которых он принимал чаще других, не были священнослужителями. Один из них — его племянник, князь Карло Пачелли, юрист и делец, который в послевоенные годы стал играть в Ватикане первостепенную роль. Согласно ватиканскому справочнику за 1958 г., он занимал 11 различных должностей. Важнейшей из них был пост главного советника по юридическим вопросам организации, которая ведает огромной собственностью Ватикана, оцениваемой в несколько миллиардов долларов.
Второй человек, близко соприкасавшийся с Ппем XII, был инженер, граф Пьетро Энрико Галеацци... Официально он архитектор Ватикана. Но различные посты графа Галеацци были более или менее параллельны постам князя Карло, его близкого друга. Граф Галеацци, кстати говоря, является также близким другом архиепископа Нью-Йорка кардинала Фрэнсиса Спеллмана...
Из прелатов Пий XII регулярно встречался только с немногими чинами статс-секретариата. Два иезуита — Риккардо Ломбарди и Вирджилпо Ротонди. основатели организации «Движение за лучший мир», практически руководили всем механизмом папского престола. Их поведение иногда совершенно противоречило традициям церкви. Так, например, им было разрешено читать лекции, самые настоящие лекции, епископам и другим прелатам, которым они разъясняли политическую ориентацию
Ватикана. Одним из их слушателей несколько лет тому назад был как раз кардинал Ронкалли.
Папа Пий XII в последние годы отменил регулярные аудиенции для епископов и уже больше их не возобновлял. При нем кардинальская коллегия почти не функционировала. Кто же вершил делами? Насколько можно судить, группа из четырех или пяти кардиналов во главе с кардиналом Никола Канали, которой несколько лет тому назад удалось захватить в свои руки все наиболее важные посты в ватиканской администрации. Кардинал Канали не только возглавлял правительство ватиканского государства, но и заведовал его финансами. Однако в последние годы даже Канали не часто удавалось видеть Пия XII. Канали, первый князь церкви, может быть самый влиятельный деятель курии, находился в полной зависимости от князя Карло Пачелли и графа Галеацци.
В последние годы, особенно из-за плохого здоровья, Пий XII принимал епископов все реже. В этот период правительство Ватикана достигло невиданной степени централизации. Сложилась олигархия... Папа не заботился о замещении вакантных мест в Ватикане и не созывал консистории для назначения новых кардиналов. Число кардиналов сократилось с 70 до 54, половина из которых были так стары, что во время похорон Пия XII им с трудом удалось пройти пешком от одного конца собора Св. Петра до другого» >!.
Из всего этого американский журналист делал вывод, что со смертью Пия XII напрашивалась коренная реорганизация ватиканского управленческого аппарата. Но только ли об этом шла речь?
ПЕРЕМЕНЫ В «НЕБЕСНОЙ КАНЦЕЛЯРИИ»
- Нет такого кардинала, который не мечтал бы стать папой, не считал бы себя «папабиле», то есть кандидатом в папы. Страстное желание стать папой порождает в кардиналах не менее страстное желание смерти правящего папы. Недаром Пий XI назвал папу кардиналом, переставшим желать смерти папы. За многовековую историю Ватикана всякое случалось на конклавах — собраниях кардиналов, избиравших главу католической церкви. На папский трон садились люди жестокие и безвольные, :_.,Л.лТшпрр». Roma.-3-1-/Ш 1959.
глупые и хитрые, властолюбивые и тщеславные, образованные и неучи, молодые и старцы, итальянцы и иностранцы
Часто наиболее вероятные кандидаты на пост папы на конклаве терпят фиаско. Существует даже пословица по этому поводу: тот, кто входит папой на конклав, выходит из него кардиналом. Как правило, папу избирают в результате сговора различных группировок, в руках которых находится контроль церковного аппарата — римской курии.
В прошлом пап избирали главным образом из самых престарелых кардиналов с расчетом, чтобы они не задерживались слишком долго на своем посту.
Трое из пап умерли месяц спустя после их избрания, шесть пап и того раньше. Бонифаций XI пропапствовал всего лишь 15 дней, а папа Этьен — 3 дня.
В начале XX в. один из современников так описывал «проблему возраста»: «Долголетие папы вовсе не является достоинством в глазах Ватикана... Кардиналы, и среди них «папабпли», находятся в том возрасте, когда нет времени долго ждать. И чересчур продолжительный понтификат разрушает много честолюбивых надежд. При продолжительном понтификате в Ватикане не происходит никакого «движения». Все лучшие, самые почетные и выгодные должности заняты родственниками папы. Родственники «папабилп» ждут, живут «в тени», стареют, теряют надежды. Из окружающих папу, кроме его семьи, слишком затянувшийся понтификат никому не может нравиться. Отсюда те легенды, которые окружают Ватикан,— легенды о папах, которых в прежние времена будто бы умерщвляли, если они жили слишком долго. Сколько в этих старых легендах правды, знают, конечно, только ватиканские архивы».
В средние века выборы пап протекали бурно и нередко длились неделями, а то и месяцами. Кандидаты в папы покупали голоса кардиналов за баснословные суммы. Кандидатов поддерживали императоры, короли, местные феодалы, банкиры. Иногда на конклаве происходил раскол. Часть кардиналов отказывалась повиноваться новому папе и провозглашала папой другого кандидата. Этот «незаконный» папа назывался антипапой, но если ему удавалось низложить своего конкурента и подчинить себе церковное правительство — римскую курию, то он в свою очередь становился законным папой. Таких антипап в истории церкви насчитывается несколько десятков. >1>
Конклавы заседали по нескольку месяцев. А в середине XIII в. был случай, когда кардиналы, принимавшие участие в конклаве, заседавшем в Велетри, в одном из городков римской области, не смогли договориться об избрании нового папы в течение двух лет и девяти месяцев. Поведение кардиналов вызвало возмущение верующих, которые закрыли «владык» во дворце и предупредили их, что они останутся там до тех пор, пока не изберут папу. Кардиналы продолжали между собой спорить и пререкаться. Тогда жители Велетри сорвали со дворца крышу, а участников конклава посадили на хлеб и воду. Время было зимнее. Вскоре холод и голод заставили кардиналов договориться и был избран папа — Григорий X.
Чтобы заставить кардиналов поскорей избирать папу, Григорием X была выработана особая процедура, которая с небольшими изменениями сохранилась но сей день. Кардиналов обычно запирают — «замуровывают» — в здании, в котором происходит конклав. Из этого здания их выпускают только после избрания папы. Три дня спустя после открытия конклава полагается ввести для кардиналов сокращенный паек, а через 8 дней не давать нм ничего, кроме хлеба, воды и вина.
В последние десятилетия конклав заседает на втором этаже левого крыла Апостолического дворца, там, где находится сикстинская капелла, расписанная знаменитыми фресками Микеланджело. Каждый из кардиналов имеет право взять с собой на конклав двух секретарей — одного священника и одного мирянина, а также врача и другой медицинский персонал, если он в таковом нуждается. Кроме того, в покоях, где заседает конклав, присутствуют несколько десятков человек обслуживающего персонала: официанты, повара и т. п. Всего в покоях находится около трехсот человек. Всякая связь участников конклава с внешним миром — телефонная, телеграфная и прочая — считается прерванной, каждое утро через специальное отверстие — люк — передаются «с воли» для участников конклава свежие продукты, почта, газеты и др.
Для избрания в папы необходимо получить большинство в две трети плюс один голос. Ежедневно происходят два тура голосования — утром и вечером. После каждого голосования бюллетени сжигают в присутствии кардиналов. Если никто из кандидатов не получил необходимого для избрания в папы большинства, то к горящим бюллетеням подкладывают мокрую солому, и тогда из трубы па крыше валит черный дым — сигнал для собравшихся на площади Св. Петра журналистов и любопытных, что папа еще не избран. Белый же дым из трубы воз-
вещает о том, что кардиналы договорились и кандидат в папы получил паконец нужное количество голосов.
В 1958 г. была сделана попытка усовершенствовать эту довольно примитивную, но вполне надежную сигнализацию. Желая показать, что они идут в ногу с прогрессом, кардиналы на этот раз решили заменить солому специальным химическим препаратом, который, однако, не оправдал возложенных на него надежд. Вместо черного из трубы пошел сизый дым, и журналисты недоумевали, что бы это могло означать.
Получившему большинство голосов кандидату в папы полагается проявить скромность, пасть ниц перед своими избирателями, заверить их, что выбор пал на недостойного и самым категорическим образом отказаться от столь высокой чести. Но подобную скромность следует проявлять в меру. Пий X (1903—1914), который слишком настойчиво отказывался дать согласие на избрание в папы, вывел из себя кардиналов и был подвергнут с их стороны словесным и даже физическим оскорблениям.
В дни, предшествовавшие конклаву, которому надлежало выбрать преемника Пия XII, в мировой прессе высказывались различные догадки и прогнозы о том, кто будет избран, оценивались шансы и возможности различных «папабилп» — претендентов на папскую тиару.
Смерть Пия XII, «атлантического» папы, сторонника «холодной войны» и фанатичного врага коммунизма, вызвала определенное беспокойство в кругах империалистических держав, заинтересованных в гонке вооружений и сохранении международной напряженности. Эти круги развили бурную деятельность с тем, чтобы обеспечить избрание одному из единомышленников Пия XII.
В Рим поспешил прибыть (якобы на похороны Пия XII) сам бывший государственный секретарь США Джон Фостер Даллес. Глава дипломатического ведомства США превозносил политические заслуги Пий XII перед Западом и намекал собравшимся на конклав кардиналам, что американское правительство ждет от пих избрания такого папы, который продолжал бы политику своего предшественника. Даллеса сопровождала небезызвестная Клер Люс Бус, ревностная католичка, бывший посол США в Риме, жена газетного магната, издателя реакционных журналов «Лайф» и «Тайм» Люса, которая после отъезда Даллеса осталась в Риме для «наблюдения» за деятельностью кардинальской коллегии. Мадам Люс Бус не давали, по-видимому, покоя лавры графини Мороции, которая в X в. возводила на папский престол
своих фаворитов. Американские власти дошли в своем рвении до того, что, грубо попирая общепринятые международные нормы, потребовали от венгерского правительства отпустить в Рим кардинала Миндсенти, активного участника контрреволюционного мятежа, укрывшегося от народного правосудия в посольстве США в Будапеште. Ясно, что участие Миндсенти в конклаве нужно было для подкрепления тех сил, на победу которых рассчитывал Вашингтон.
Вслед за Даллесом и мадам Люс Бус пытались оказать соответствующий нажим на кардиналов и союзники США. Журнал министерства иностранных дел Италии «Эстери» открыто требовал от Ватикана и впредь поддерживать «фронт сопротивления» коммунистической идеологии, как то делал Пий XII.
Давление реакционных кругов на конклав было столь явным и циничным, свистопляска, поднятая в буржуазной печати вокруг кандидатур на папский престол, приняла формы такой бульварной сенсации, что даже официальный орган Ватикана «Оссерваторе Романо» вынужден был приличия ради запротестовать против столь бесцеремонного вмешательства во внутренние дела католической церкви.
Следует, однако, отметить, что наряду с призывами реакционных органов избрать в папы одного из кардиналов, который был бы таким же откровенным сторонником «старого режима», каким был Пий XII, в некоторых клерикальных кругах раздавались и более трезвые голоса, выступавшие за избрание «религиозного», а не «политического» папы. Под термином «религиозный» подразумевался такой глава католической церкви, который не будет выступать прямолинейно и откровенно в защиту «старого режима» и в первую очередь будет уделять внимание чисто церковным вопросам — теологическим, моральным, духовным.
Некоторые обосновывали необходимость избрания «религиозного» папы тем обстоятельством, что «атлантическая» политика Пия XII завела церковь в тупик, превратила Ватикан в придаток американского госдепартамента, не способствовала снижению влияния коммунистов в таких странах, как Италия и Франция. «Религиозный» папа, более гибкий, более дипломатичный, мог бы с большим успехом бороться с коммунизмом.
Другие же, предлагая избрать «религиозного» папу, требовали в корне изменить реакционную политику Ватикана, придерживаться политики нейтралитета в вопросах, которые разделяют Запад и Восток, капиталистический лагерь и социалистический мир. Пусть, говорили представители этого течения,
1Ü
политикой занимаются клерикальные организации и партии, церковники же, по крайней мере официально и публичпо, должны уклоняться от высказываний по политическим вопросам.
25 октября 1958 г. в довольно накаленной атмосфере собрался в Ватикане конклав для избрания нового папы. В нем должны были участвовать 54 кардинала; один кардинал, однако, скончался накануне конклава, таким образом всего в нем было 53 пурпуроносца Подавляющему большинству участников конклава перевалило за 70 лет. Нескольких кардиналов внесли на конклав на носилках. 92-летнпй чилийский кардинал Каро умер сразу же после конклава, злые же языки утверждают, что Каро отдал богу душу на самом конклаве. 79-летний кардинал Микара, 82-летний Фосатти, 86-летний делла Коста, 85-летний Тедескшш и его одногодок Фумасони Бионди походили больше на «живые трупы», чем на имеющих шансы «папабпли». По сравнению с ними, 69-летннй кардинал Спеллхман, 67-летний Леркаро и даже 76-летний Ронкалли выглядели юношами, полными сил и здоровья.
Конклав заседал три дня. Как впоследствии стало известно, это был один из самых трудных конклавов. Итальянцы, составлявшие в нем меньшинство — 17 кардиналов из 53, вынуждены были прислушиваться к голосу своих коллег из других стран. Большинство иностранных кардиналов выступало за избрание в папы кандидата «переходного» типа, то есть такого, который мог бы исправить грубейшие ошибки правления Пия XII, навести порядок в курии, поднять авторитет Ватикана в глазах мирового общественного мнения и... отдать богу душу, оставив место для более энергичного деятеля. Иначе говоря, следовало избрать папу не слишком молодого, но и не дряхлого старика, не слишком энергичного, но и не пассивного, не слишком реакционного, но и не прогрессивного.
Таким требованиям, казалось, наиболее отвечал 76-летний кардинал Ронкалли. Родом из крестьянской семьи, Ронкалли с трудом пробивал себе дорогу в высшие сферы католической церкви. В течение многих лет он был секретарем епископа одной из северных епархий Италии. В первую мировую войну служил капелланом в Красном Кресте. Затем в 1925 г. Пий XI, тоже многие годы работавший на севере, призвал Ронкалли на дипломатическую службу. Последующие 20 лет Ронкалли выполнял функции представителя Ватикана в Болгарии, Греции и Турции. Только в 1944 г. Ронкалли занял выгодный, с точки
2
>1 Одно из названий кардиналов, носяниу^ШШфш»>1^^
17
И. Лаврецкий
зрения церковной карьеры, пост ватиканского нунция в Париже, пост, который обычно премировался Ватиканом кардинальской шапкой. Это было время, когда даже в Ватикане понимали, что разгром гитлеровской Германии неминуем. В задачу Ронкалли входило загладить перед французским общественным мнением впечатление, оставленное деятельностью французского епископата, сотрудничавшего с Петэном и фашистскими оккупантами. В какой-то мере это Ронкалли удалось. В Париже Ронкалли установил дружественные связи со многими буржуазными политическими деятелями, а также с лидером социалистической партии Ги Молле. Ронкалли довольно благожелательно отнесся к так называемому движению священников-рабочих, что не помешало ему, уже будучи папой, осудить его >2 >3.
В 1953 г. Ронкалли наконец получил долгожданную кардинальскую шапку, которую ему вручил по существующей традиции президент Французской республики, в то время социалист Венсан Ориоль. Вскоре после этого Пий XII назначил свежеиспеченного кардинала патриархом Венеции. На этом посту, который Ронкалли занимал вплоть до избрания его папой, он неукоснительно следовал директивам Ватикана, мобилизуя клерикалов на борьбу с прогрессивными силами.
Вновь избранный папа выбирает себе новое имя из особого списка, в котором имеется 81 имя.
Ронкалли объявил что он выбрал себе имя Иоанна XXIII. Это вызвало сенсацию, и вот почему. Имя Иоанна было довольно популярно среди средпевековых пап, однако большинство Иоаннов прослыли неудачниками или злодеями. Многие из них запятнали себя различного рода преступлениями, отличались чудовищными пороками. Папа Иоанн I (523—526) был посажен королем визпготов Теодориком в темницу, где и умер. Иоанн VIII (872—882) был отравлен, и труп его был выкинут на живодерню. Иоанн X (914—928) был любовником знаменитой графини Мороции, род которой распоряжался папским престолом, как своей вотчиной. Мороция в конце концов заточила его в тюрьму, где он и умер. Иоанн XI (931—935), один из сыновей Мороции, был провозглашен папой в 12-летнем возрасте, что пе помешало ему вскоре закончить свои дни в заточении. Иоанн XII (955—964), сын все той же Мороции, развратник, дебошир и пьяница, был низложен римским синодом в 963 г., а затем убит. Иоанн XIV (983—984) был схвачен сто-
ропннкамп аитипапы Бонифация VII, посажен на цепь в тюрьме п заморен голодом. Иоанн XV (985—996) попал в руки своих противников, которые отрезали ему нос, язык, уши, выкололи глаза, а затем уморили в тюрьме. Иоанну XXI ( 1276— 1277) явно не повезло: на него обрушился потолок в одном из покоев папского дворца, и он погиб под обломками. Наконец, Иоанн XXII (1316—1334) прославился своей невероятной скаредностью. Но на нем история Иоаннов не кончается. В XV в. был, оказывается, также Иоанн XXIII, которому, однако, не удалось утвердить свое господство, он был низложен Констанц-ским собором в 1415 г. и несколько лет спустя был отравлен. С тех пор никто из пап этим именем не пользовался.
Почему же Ронкалли избрал именно это имя? Официальная версия гласит, что это произошло якобы во исполнение обета, данного папой святому Иоанпу, которого папа считает своим покровителем. Однако имеется и другое объяснение.
Присваивая себе имя Иоанна XXIII, Ронкалли как бы заявлял всем, что он не верит в предрассудки и вовсе не думает быть «временным папой».
И действительно, с первых же дней своего правления Иоанн XXIII развил бурную деятельность. За первые два года своего правления он возвел в кардинальское звание 42 прелата. Папа Сикст V установил в 1586 г. число членов кардинальской коллегии в 70 человек. Однако почти ни при одном папе кардинальская коллегия в полном составе не функционировала. Как уже было сказано, после избрания Иоанна XXIII имелось только 52 кардинала, из них за два года скончалось 9. Таким образом, из старых кардиналов осталось всего лишь 43, с новыми, назначенными Иоанном XXIII, всего в кардинальской коллегии стало 86 человек, или на 15 человек больше установленного Сикстом V количества. Причем папа заявил, что это не предел и что впредь он будет назначать такое количество кардиналов, какое сочтет нужным.
Теперь в кардинальской коллегии 60 кардиналов представляют Европу (из них 32 итальянца), 6 — Азию, Ближний и Средний Восток, 2 — Африку, 1 — Австралию и 17 — Америку (из них 6 —США). Из нынешних кардиналов Вышинский является главой польского епископата; венгерский кардинал Миндсентп, один из главарей контрреволюционного мятeжá 1956 г., все еще скрывается в посольстве США в Будапеште; китаец Тьен, бежавший из КНР, в настоящее время находится на Тайване, где сотрудничает с предателем китайского народа Чаи Кай-шп; кардинал Агаджанян, армянин по рождению, бежал из
2*
19
СССР после Октябрьской революции, возглавляет ватиканское министерство по работе в слаборазвитых и колониальных странах, так называемую конгрегацию «Пропаганда веры». Эти четыре прелата были возведены в кардинальский сан еще Пием XII. По сообщениям газет, в 1960 г. Иоанн XXIII заявил кардинальской коллегии, что он назначил еще трех человек кардиналами «in pectore» К Из этих «тайных» кардиналов один чуть ли не «русский», а второй — бывший в течение многих лет главным редактором ватиканского органа «Оссерваторе Романо» граф Джузеппе делла Toppe, женатый и отец троих детей. Последнее обстоятельство с канонической точки зрения вовсе не является препятствием к возведению в кардинальский сан. При желании папа может назначить кардиналом любого мирянина, даже женщину; кардинальский сан все покрывает.
Иоанн XXIII поразил многих не только количеством назначенных им кардиналов, но и, так сказать, их «качеством». Впервые в истории церкви он назначил кардиналом негра (епископа английской колонии Танганьики), а также прелатов, представляющих такие страны, как Япония, Филиппины, Мексика, Уругвай и Венесуэла. Естественно, что все эти назначения должны укрепить влияние католической церкви там, где рушатся позиции колонизаторов — на Востоке, в Африке, Латинской Америке.
Другие назначения были не в меньшей степени знаменательны. Кардипальскне шапки получили ближайшие сотрудники Пия XII — Тардшш и Монтпнп, возглавлявшие статс-сек-ретариат при покойном папе, причем наиболее твердолобый из них — Тардини был назначен статс-секретарем. Кардинальскую шапку получил и немецкий иезуит Август Bea, бывший исповедник Пия XII. Беа — первый иезуит за последнее столетие, входящий в кардинальскую коллегию. Стал кардиналом и Альберто ди Жорио, глава ватиканского финансового ведомства, тесно связанный с банкирами Уолл-стрита, в частности с банком Моргана.
Возведены в кардиналы и оставлены при курии англичанин Уильям Хирд (в прошлом протестантский богослов, перешедший в католицизм и на этом сделавший церковную карьеру) ; доверенное лицо Франко — испанец Ларраона; американец Мюнх, бывший нунций в Бонне (ФРГ), тесно связанный с кликой Аденауэра и госдепартаментом США; итальянец Мароко, >4> бывший секретарь апостолической сигнатуры, в молодости изучавший физику. Кардинал Мароко слывет в курии за специалиста по атомным вопросам.
С первых же дней правления нового папы ватиканская пропаганда стала создавать ему славу «человека из народа» (Рон-каллн крестьянского происхождения), «доброго пастыря», «либерала», чуть ли не «демократа». Его избрание приветствовали лидеры правых социалистов — итальянец Сарагат и француз Ги Молле.
Иоанн XXIII по внешности и характеру — прямая противоположность Пия XII. Последний был высоким и сухопарым, без тени чувства юмора, держал себя с окружавшими его людьми отчужденно и неприступно.
Аристократ по происхождению (князь Пачелли), он считал себя высокообразованным и интеллигентным человеком. Новый же папа — на вид добродушный толстяк, родом из бедных крестьян, любит острое словцо, любит хорошо поесть, не прочь пригубить стаканчик хорошего итальянского вина. Он стал без всякой помпы принимать посетителей, давать интервью журналистам, выступать по телевидению. Иоанн XXIII отменил аплодисменты, которыми при Пие XII в соборе Петра присутствующие встречали появление папы, он удалил из курии наиболее скомпрометировавших себя советников Пия XII — немецких иезуитов-мракобесов Роберта Лейбера и Вильгельма Гентриха.
Этими мероприятиями, пожалуй, п ограничиваются «либеральные» реформы Иоанна XXIII. Другие его «нововведения», о которых читатель узнает из следующего раздела, либеральными даже в кавычках при всем желании назвать нельзя.
ХРЕН РЕДЬКИ НЕ СЛАЩЕ
Испокон веков известно, что нельзя одновременно ставить и богу свечку и черту кочергу, молиться за здравие и за упокой, благословлять и одновременно проклинать одно и то же дело. Но папы римские и их кардиналы тем и отличаются от простых смертных, что они являются виртуозами именно такой двойной духовной бухгалтерии.
Возьмем, к примеру, основной вопрос, волнующий все человечество — борьбу за мир, за сосуществование государств социалистических и капиталистических, ибо без такого сосуществования мир невозможен. Как относятся к этому вопросу коммунисты? H. С. Хрущев, выступая в июле 1960 г. в католической Вене, сказал о мирном сосуществовании следующее: «Все человечество живет на нашем старом земном шаре. В какой-то степени нашу жизнь и наше сосуществование можно сравнить с известной библейской легендой о Ноевом ковчеге... Согласно этой библейской легенде, Ной построил ковчег и взял на этот ковчег семь пар чистых и семь пар нечистых. Существа эти разместились на Ноевом ковчеге и хотя не уважали друг друга, но сидели смирно, потому что понимали, что если начнут себя вести так, как не подобает, то ковчег не выдержит и все они утонут.
Мы и теперь на земном шаре в какой-то степени напоминаем обитателей Ноева ковчега... Если на этой земле мы не сумеем жить так, как живые существа смогли жить на Ноевом ковчеге, и начнем войной решать спор между государствами: кому социализм не нравится, кому капитализм не нравится,— то мы уничтожим свой Ноев ковчег — земной шар. Десятки миллионов людей будут уничтожены, а здоровье миллионов и миллионов людей будет подорвано, потому что продукты распада радиоактивных веществ заразят организм людей и это уже будут не полноценные люди, а инвалиды. Надо все это хорошо понимать и жить в мире» К
Иоанн XXIII, как и его предшественник Пий XII, не согласен с такой постановкой вопроса о мире. Папа римский высказывается за мир, но против мирного сосуществования. Но нельзя желать мира и одновременно благословлять НАТО и другие агрессивные блоки, возглавляемые американскими империалистами, нельзя молиться за мир и одновременно одобрять вооружение немецкого бундесвера атомным оружием, нельзя взывать к миру и одновременно осуждать развитие международных контактов, цель которых — разрядка международной напряженности; нельзя выдавать себя за сторонника мира и одновременно осуждать борцов за мпр, осуждать всех тех, кто борется за всеобщее и полное разоружение.
Так поступают Иоанн XXIII и его кардиналы, католическая церковпая иерархия, клерикальные партии и политики, ориентирующиеся на Ватикан и вдохновляемые его «философией» ненависти к коммунизму. Достаточно какому-либо католическому деятелю высказаться за международную разрядку, за установление с Советским Союзом и странами соцпалистпче- >5> ского лагеря взаимовыгодных отношений, основанных на принципе мирного сосуществования, как на «провинившегося» опускается карающая десница ватиканских «миротворцев».
За последние два года глава Советского правительства H. С. Хрущев посетил США, Францию, Австрию. Даже самые лютые враги коммунизма и Советского Союза не могут отрицать, что посещение этих стран H. С. Хрущевым, его многочисленные выступления являются важнейшим вкладом в дело мира во всем мире. Глава Советского правительства известен сегодня всему человечеству как страстный, неутомимый борец за мир, за мирное сосуществование, за всеобщее и полное разоружение. Не поэтому ли ватиканские «миротворцы» объявили ему священную войну? Кардиналы и епископы по указке Ватикана в США, во Франции и в других странах с ожесточением и рвением, достойными лучшего применения, призывали верующих «бойкотировать» главу Советского правительства.
Во Франции церковная иерархия, выдающая себя за наиболее «просвещенную» и «независимую» от ватиканских обскурантов, препятствовала, чем могла, укреплению дружественных отношений между СССР и Францией, за что так убедительно и горячо выступал H. С. Хрущев во время посещения этой страны. Так, архиепископ парижский кардинал Фельтен отказался от участия в приемах в честь советских гостей. Епископы Байонны и других епархий обратились с антисоветскими посланиями к верующим, а папский нунций, он же старшина дипломатического корпуса, демонстративно покинул Париж.
Но страсти разгорелись с предельной силой, когда каноник Феликс Кир, мэр города Дижона, выразил намерение встретиться с H. С. Хрущевым.
Каноник Кир — депутат французского парламента, участник двух мировых войн. В первую мировую войну он попал в плен к немцам, был приговорен к смертной казни и лишь случайно не был казнен. Во время второй мировой войны Кир был схвачеп гестаповцами и вновь приговореи к смертной казни. Фашистский убийца выпустил в священника Кира очередь из автомата, по Киру и на этот раз удалось сохранить жизнь. Кир принял активное участие в движении Сопротивления, он одним из первых на французском танке вошел в освобожденный от немецких захватчиков свой родной город Дижон. С тех пор священник Кир избирается мэром Дижона.
Кир выступает против возрождения, немецкого милитаризма, он неоднократно высказывался против политики «холодной войны». «Это человек с горячим сердцем, с неутомимой энергией и с исключительно добрыми намерениями,— сказал о нем H. С. Хрущев в своем выступлении в Москве во Дворце спорта 4 апреля 1960 г.— Это истинный патриот Франции, борец за ее величие, борец против немецких захватчиков» *.
Благодаря проявленной Киром инициативе город Дижон породнился с городом-героем Сталинградом. Это вызвало осуждение Ватикана. В 1959 г., когда Дижон посетила по приглашению Кира делегация горсовета Сталинграда, Ватикан не позволил ему встретить своих гостей из Советского Союза. Ватикан также запретил Киру наностиСталинграду ответный визит.
Священник Кир не только приветствовал визит H. С. Хрущева во Францию, но направил ему от имени муниципалитета приглашение посетить Дижон, которое было принято главой Советского правительства.
Ватикан решил всячески помешать канонику Киру приветствовать H. С. Хрущева. Киру было приказано местным архиепископом, действовавшим на основе инструкций папского нунция во Франции, не участвовать в приеме высокого советского гостя. Тогда Кир заявил, что он примет его как частное лпцо в своем доме. Ватикан и с этим не согласился. Киру было предписано под угрозой отлучения от церкви покинуть Дижон.
Кир подчинился. Однако он оставил послание H. С. Хрущеву, в котором писал: «Лично я должен сказать Вам, что у меня особая симпатия к русскому народу, и это объясняется многими причинами... Ваш смелый народ одержал победу над 265 германскими дивизиями, и город Сталинград, в частности, был тем же, чем был для нас Верден во время первой мировой войны,— он окончательно остановил захватчиков.
Никогда мы, французы, не сможем забыть эту историческую страницу. И вот почему каждый год в годовщину победы советский флаг развевается рядом с французским флагом на фасаде нашей городской ратуши».
Впоследствии стало известно, что Кир попал в больницу. Оказывается, что церковники, которые увезли его из Дижона, заметая следы, направили машину по проселочной дороге. Машина застряла в грязи. При попытке сдвинуть ее с места у каноника Кира произошло смещение позвонков и разрыв мышечной ткани...
Поведение церковной иерархии по отношению к Киру вызвало возмущение французской^ общественности. Кардипал
H. С. Хрущев, О внешней политике Советского Союза. 1960 год, т. 1, стр. 393.
Жерлье, к епархип которого принадлежит Кир, всю вину за этот инцидент возложил на Ватикан: «Приказ исходил из Рима»,— заявил Жерлье.
Морис Дюверже в статье, опубликованной во французской газете «Монд», назвал эпизод с каноником Киром провокационным. Поездка H. С. Хрущева, писал Дюверже, происходит г условиях перспективы разрядки напряженности. «Это ясно всем честным людям, даже антикоммунистам, и генерал де Голль сказал об этом превосходные слова. Противодействие некоторых ватиканских кругов развитию контактов между Востоком и Западом свидетельствует о достаточно ясной оппозиции этой разрядке. Некоторая часть служителей церкви пытается затормозить нынешнюю эволюцию международных отношений: она не доверяет мирному сосуществованию и тоскует по «холодной войне». Это может вызвать лишь сожаление как нехристиан, так и многих христиан».
«Дело» каноника Кира показало, что Ватикан и церковная иерархия не стесняются в средствах, чтобы помешать международной разрядке, мирному решению разногласий между странами, сближению народов, укреплению мира во всем мире. Ватикан и идущая у него на поводу церковная иерархия, провоцируя конфликты, подобные «делу» каноника Кира, вызывают возмущение всех людей доброй воли, в том числе и верующих.
Папа римский и его кардиналы никак не могут понять, что они не в силах повернуть историю вспять и что их стремление уничтожить коммунизм столь же безнадежно, как некогда попытки пап «истребить» французскую революцию 1789 г. По мере того, как тает лед «холодной войны», в католических кругах рождается все больше голосов, выступающих за мир и сосуществование, за расширение контактов и связей со странами социалистического лагеря. Ватикан, однако, рассудку вопреки, всячески пытается помешать установлению таких контактов.
Достаточно вспомнить хотя бы поездку президента Италии, видного католического деятеля Гронки в Москву в начале 1960 г. Кому не ясно, что такая поездка могла послужить только делу мира, делу разрядки международной атмосферы и что поэтому ее должны были приветствовать все люди доброй воли. И тем не менее Ватикан не только осудил поездку Гронки в СССР, но и пытался сорвать ее.
В день намечавшегося отъезда президента Гронки в Москву кардинал Оттавиани, всесильный секретарь конгрегации «св. канцелярия» (инквизиции), выступая в одном из римских соборов, обрушился на «христиан, подающих руку безбожникам, отворяющих им дверь в свободный мир» \ как называет буржуазная пропаганда капиталистический лагерь. Кардинал призывал к «священной войне» с социалистическими странами. Заявление Оттавиани вызвало бурю протестов в Италии. Приведем некоторые высказывания итальянской печати по этому поводу.