Грицхальд: другие произведения.

Правда, ложь и общество

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Противостояние личного и общественного.
    Личность реальна - мы это знаем. Социум - как бы абстракция. С другой стороны, что происходит чаще всего с личностями при их наплевательстве на социум, мы тоже знаем...

  Город.
  Смотрю я на это виртуальное пространство онлайновой игры, которую мне по временам из наплыва ностальгических чувств доводится посещать. Смотрю и думаю.
  Игрушка довольно простенькая.
  Ты заводишь себе персонажа - мужского или женского пола. Весьма ограниченный выбор причёсок. Весьма ограниченный выбор цвета волос. Для персонажей женского пола выбор чуть шире - им можно выбрать, как минимум, размер бюста.
  Позже, когда ты уже материализовался в игре, внутри неё можно зарабатывать кредиты. Что совершается здесь довольно лёгким необременительным путём.
  Сбор грибов.
  Танец в баре.
  Рыбалка.
  Ловля канализационных слизней.
  Ныряние за монетками в фонтан.
  То есть, понятно, всё это лишь называется так - "рыбалка", "танец", "ловля" или "ныряние". Реально задача игрока сводится лишь к редкому нажатию одних и тех же кнопок мыши без малейшей искры интеллекта или инициативы. Существует также некоторый элемент риска в связи с возможностью нападения на тебя другого игрока во время сбора кредитов - который отберёт у тебя добычу - но с тех пор, как в Городе появилась пара зон, перманентно защищённых от нападения, риску подвергаются лишь особо нетерпеливые или желающие рискнуть.
  Что собой представляет, по сути, Город?
  Воплощённую мечту о золотой жизни. Жизни, где даже деньги зарабатываются приятным и ненапряжным путём, где все молоды и привлекательны. Где близкие знакомства завязываются с лёгкостью хиппических коммун и где обычным делом является в знак восхищения поцеловать незнакомую девушку - причём если в щеку, то ты ещё сравнительно деликатен.
  Что, естественно, не может не привлекать.
  Мне же вдруг подумалось, что в принципе сие могло бы быть нашим будущим на одной из альтернативных линий времени. Предоставим нашу нынешнюю цивилизацию на некоторое время самой себе - накрыв её защитным колпаком от исламских шахидов или иных видов угроз - и, вполне вероятно, в своём стремлении не замечать определённые неприятные стороны бытия мы придём к чему-то подобному.
  Как бы это могло быть реализовано?
  Масса средств.
  Хаксли в "Дивном Новом Мире" видел это как развитие технологий косметики и медицины до такой степени, которая позволит довольно долго маскировать признаки старения - по истечении же этого периода жители описываемого им мира предпочитали прибегнуть к приятной наркотической эвтаназии. Но непохоже, чтобы сей вариант восторжествовал, ибо он ставит использующего его в несколько унизительное положение - чем больше приёмов тебе приходится использовать для маскировки своего возраста, тем отчётливей ты сам осознаёшь его и тем сомнительней выглядишь для себя самого. Многим наверняка доводилось слышать, а то и лично озвучивать саркастические реплики в адрес Аллы Пугачёвой или Людмилы Гурченко - или зарубежной певицы Мадонны.
  Нет, более правдоподобный вариант - это окончательная виртуализация межчеловеческих отношений.
  Суррогаты.
  Аватары.
  Голливуд реагирует на меняющиеся тренды цивилизации со скоростью спящего сурка в своей земляной норке. Иначе бы он не пугал нас суррогатами, а активно восхвалял их.
  
*    *    *    *
  
  Чем это плохо?
  На глупые вопросы даже отвечать как-то неохота.
  Тем, что это является частью продолжающейся и усугубляющейся атомизации общества. Тем, что для самого своего возникновения эта виртуальная теплица должна иметь достаточно прочные стенки неясной природы.
  Не случайно в последнее время так модны велеречивые рассуждения о трансгуманизме. Не случайно Переслегин в своё время предлагал проект превращения человека в свободно управляющую своей психикой и организмом биомашину - чтобы современному технократическому европейцу было что противопоставить реликтам иных цивилизаций.
  Мы уже начинаем беспокоиться о прочности стен теплицы. Своего сладкого хрустального мира индивидуальных свобод.
  Ядерных ракет на поверку мало, чтобы защитить его.
  Отсюда надежды на изобретение или открытие в последний момент чего-то такого, что позволило бы и сохранить уровень столь привычных нам вожделенных свобод - и в то же время противостоять угрозам для цивилизации. Включая как угрозы внешние, так и угрозы внутренние.
  Что тут можно сказать?
  Мне бы тоже, разумеется, хотелось чего-то соответственного. Подобно любому человеческому существу, я подсознательно привык считать за норму именно тот уровень свобод, который считался таковым на миг моей юности, если не чуть более высокий. В случае же очередного витка борьбы между Сумбуром и Статисом - свободой и порядком - очевидно, уровень либерализма в личной сфере может пасть по меньшей мере до уровня пятидесятых годов прошлого столетия.
  Кроме того, я не считаю закручивание гаек идеальным путём.
  То есть "путём на все времена".
  Тот факт, что каждая цивилизация проходит один и тот же путь планомерной либерализации, утери конкурентоспособности и загнивания, истолковывается мною как некий антагонизм между индивидуальными потребностями и коллективными - или, может быть, вернее говорить о противоречии между индивидуальными тактическими потребностями и индивидуальными стратегическими? Однако далеко не каждый - даже скрытым косвенным образом - живёт победами и горестями своего сообщества. Хотя при гибели сообщества большинство велеречиво рассуждавших о своём наплевательстве на него претерпевают тот или иной ущерб - тем не менее находятся единицы, которые и в этой ситуации могут избежать ущерба или даже извлечь прибыль.
  Каждое противоречие должно быть рано или поздно тем или иным способом разрешено.
  Предлагаемый системалистами путь - заключающийся в попытке конструирования как можно более жизнеспособной системы ежовых рукавиц для искусственного поддержания строгости нравов и тонуса собственных элементов на раз и навсегда заданном уровне - ничем качественно не отличается от и без того регулярно происходящих процессов. Путь этот не устраняет причину постоянной деградации цивилизаций - пытаясь лишь перманентно подавлять её.
  Кроме того, как можно устранить её?
  Причина - свободная воля людей.
  То, на что она направляет себя, когда определённые стрессовые факторы внешней среды прекращают себя проявлять. То, чего мы начинаем хотеть, когда огненный дождь на наши головы прекращается и когда очередной придурок-фараон перестаёт насиловать наши головы проектом очередных пирамид.
  Является ли правильным выходом продолжать излияние огненных дождей и строительство бессмысленных пирамид?
  Неужели мне одному мерещится здесь что-то...
  ...неправильное?
  ...неточное?
  ...уводящее?
  
*    *    *    *
  
  Противостояние личного и общественного.
  Личность реальна - мы это знаем. Социум - как бы абстракция. С другой стороны, что происходит чаще всего с личностями при их наплевательстве на социум, мы тоже знаем.
  Теперь.
  В то же время мы желаем, чтобы нас обманывали поменьше. Обман - привычная смазка шестерёнок социума. "Ты должен поступать хорошо, потому что в обществе, где все поступают хорошо, будет хорошо и тебе. А в обществе, где все поступают плохо, будет плохо и тебе".
  Правда ли?
  Полуправда. "Ты можешь притворяться хорошим, реально внутри себя будучи плохим и поступая плохо тогда, когда этого никто не замечает. Если ты будешь единственным или почти единственным плохим человеком в хорошем обществе, то получишь огромные преимущества". Однако мало кто из родителей говорит подобное своим детям.
  С патриотизмом - аналогично.
  Общественная мораль в среднем и целом необходима для поддержания правильной работы механизмов общества - что косвенным образом необходимо почти каждому индивидууму.
  Почти.
  Чисто теоретически отдельный особо прыткий индивидуум может просуществовать и в весьма разлаженном обществе. Поскольку же биологически задано так, что каждый индивид, особенно в юном возрасте, считает себя "самым умным" - и в этом же возрасте закоснелая мораль с особенной силой чертовски мешает реализовать инстинкты и желания - возникает стремление её проигнорировать.
  Часть проблемы в том, что созданные нашей цивилизацией информационные механизмы - социальные сети, Wikileaks, свободная пресса - прекрасно подходят для раскрытия легкоразоблачаемого обмана, но плохо подходят для освещения трудноизлагаемой правды.
  Мы разоблачили большую часть обмана, которым были смазаны шестерёнки нашего социума.
  Так, увы, и не осознав его нужность.
  Неудивительно.
  Здесь требуется построение куда большего числа логических цепочек в мозгу, чем для разоблачения "брехливости попов" или "лицемерия моралфагов".
  Кроме того, пусть даже и осуществи каждый из нас подобный интеллектуальный труд, пред нами всё равно оставалось бы искушение продолжать себя вести по-прежнему - ведь поступки одного отдельного человека, особенно если их не афишировать, ничего не меняют?
  
*    *    *    *
  
  Иногда успеха достигают те сообщества, которым в силу сложившихся обстоятельств не приходится чересчур часто лгать. Речь не идёт о легенде прикрытия - будь то коммунизм или ислам. Речь идёт о реальной заинтересованности членов сообщества в его успешной слаженной работе - плоды которой для себя лично и зависимость которой от его личного поведения видит каждый.
  Общество, погрязшее во лжи, нуждающееся во лжи для поддержания своей цельности, разрушается изнутри молодыми эгоистичными правдолюбцами - и разрушается снаружи представителями других обществ, которым пока для поддержания своей цельности достаточно правды.
  Тут можно провести параллели с национальными диаспорами.
  С цыганами.
  С якудзой.
  С иудеомасонами, если они существуют.
  Для всех этих сообществ сплочённость - реальная необходимость и реальная польза каждому. Также можно заметить - и тяжкая кара для конкретного индивида в случае его проступка. Хотя мы ведь не хотим вводить второе в нашем обществе без попутного ввода первого?
  Неясно, что бы это дало.
  Общество представляет собой цельную систему. Исполнители приговоров - такие же члены общества, как и приговорённые. Соответственно, попытка ужесточения приговоров и закручивания гаек в насквозь лживом и коррумпированном обществе может привести приблизительно к тем же последствиям, что и попытка хозяина, распустившего свою собаку, вдруг начать без всякой педагогической системы попросту жестоко избивать её.
  В лучшем случае.
  Стоит заметить, что чем крупнее сообщество и чем меньше ощущается внутри него внешний прессинг, тем больше в нём лжи. Примером, если вы демократ, вполне могут служить страны ислама. Или, если вы мусульманин, Соединённые Штаты Америки.
  Резонно: если людей нельзя принудить к хорошему поведению правдой - поскольку при отсутствии ощущаемого внешнего прессинга рассуждения в духе "Если мы не будем вести себя сплочённо, нас всех рано или поздно убьют" не воспринимаются как правда - то остаётся лишь принудить их к этому ложью.
  Правда или ложь.
  Чёрное или белое.
  Бинер.
  
*    *    *    *
  
  Где-то здесь должны были находиться рассуждения о том, не является ли повсеместно укореняемая ныне в умах людей убеждённость в скором Апокалипсисе или по меньшей мере гибели западного мира попыткой неких сил посеять среди человечества ощущение некоей общей смертельной угрозы - чтобы прессингом этой информации попытаться вновь принудить человечество к хорошему поведению.
  Информация эта сама по себе, очевидно, балансирует между правдой и ложью.
  Хотя западный мир вроде бы действительно гибнет, но произойдёт это не в один день или год, обыкновенный человек, что весьма вероятно, вполне успеет к этому приспособиться. Однако если напугать людей угрозой сверхбыстрой катастрофической гибели всего дорогого им - то и медленную гибель появляется шанс предотвратить.
  Где-то тут должны были стоять рассуждения об этом.
  Но не будут.
  Скучно.
  
*    *    *    *
  
  Где-то здесь должны были находиться глобальные философские рассуждения на тему Дьявольской Вилки: "Так что же - правду или ложь - нам предпочесть? Если порядок в обществе, решившем начальные проблемы своего формирования, можно удержать либо ложью, либо силой, причём как то, и так и другое направлено как бы на изгибание свободной воли индивидуума и на уведение её куда-то в сторону?"
  Где-то здесь должны были находиться прекраснодушные утопические рассуждения - чуть ли не в духе Платона - о том, что великого успеха достигнет то общество, когда-нибудь в будущем, которое найдёт способ заинтересовать всех правдой. Поставить перед гражданами некую цель, которая будет требовать совместных действий и в которой будет заинтересован каждый.
  Но оставлю их вам.
  
*    *    *    *
  
  Не чересчур ли много я написал и без того? Особенно если учесть, что спусковым крючком всей этой графомании послужило появление на несколько минут на улицах виртуального Города?
  "Престон, вы забыли принять прозиум".

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"