Аннотация: Конец света. В принципе, его всегда можно организовать себе самому, если есть такое уж желание его встретить. Странно, что при каждом приближении очередной апокалиптической даты постепенно перестаёшь ощущать какие бы то ни было приятно бодрящие эмоции от неё...
Конец света.
В принципе, его всегда можно организовать себе самому, если есть такое уж желание его встретить.
Странно, что при каждом приближении очередной апокалиптической даты постепенно перестаёшь ощущать какие бы то ни было приятно бодрящие эмоции от неё. За год до назначенного очередным мессией Светопреставления думаешь: "Наверное, в последний день я буду сидеть у монитора, выведя изображение пылающего камина на экран и попивая чай с лимоном в ожидании исхода всего сущего". За месяц до Светопреставления думаешь: "Что бы взять с собой на работу почитать? Что-то давно я не пробовал плавленого сыра со вкусом крабовых палочек. Интересно, пригодится ли для чего-то купленный недавно планшет? Кстати, через месяц предсказанное Светопреставление надвигается. Ой, надо выглянуть в окно и проверить, какая на дворе погода: надо обувать сапоги или нет?"
Что я буду думать за день до Светопреставления, уже как будто достаточно ясно.
Печально?
Мне бы приятно было, напротив, испытать планомерное нагнетение в себе эмоционального напряжения перед волнующей датой.
Неважно, что индейцы майя вовсе не имели в виду ничего плохого и что дата 21.12.2012 по симметричности своей явно является позже придуманным новоделом.
Речь не об этом.
Интересно, почему многим из нас так хочется Конца?
Что до некоторых, то эмоциональные механизмы вроде бы понятны. Светопреставление уравнивает всех. Когда самолёты упали с небес, а витрины обесточенных супермаркетов стали грабить мародёры, уже становится неважно, кем ты был в прежней жизни.
Воспалённому комплексами мозгу может казаться - на неуправляемом подсознательном уровне - что отмахивание колючей дубинкой от полчищ разъярённых мародёров на постапокалиптических руинах будет проще, чем в очередной раз стоять навытяжку перед пристально рассматривающим тебя будущим руководителем при приёме на работу. Социальные навыки при Светопреставлении теряют актуальность, уступая пальму первенства навыкам выживания - навыки выживания же ввиду тысяч осевших в подсознании прочитанных робинзонад смутно воспринимаются как нечто простое и романтичное.
Естественно:
- это не так.
Необходимость социальных навыков при Светопреставлении лишь возрастает.
Если это не Светопреставление типа "Короче, все умерли".
Но в глубине подсознания нам, начитавшимся разных "Паучьих миров" и "Дней триффидов", кажется, что житие после Светопреставления будет простым и романтичным. Яркие витрины заброшенных супермаркетов будут падать к нашим ногам и навстречу нам обязательно выйдет робко поёживающаяся девушка в чёрной куртке.
В сущности:
- рисуемый нашим воображением пост-апокалиптический мир столь же релевантен и служит тем же эмоциональным целям, что и псевдо-ретроградные миры фэнтези и альтернативной истории.
Но что интересно:
- темой Светопреставления увлекаются отнюдь не только закомплексованные умы.
Точнее говоря, не только те, кого принято считать социальными изгоями и функциональными лузерами. По крайней мере, не только те, кто успел осознать себя в таковом качестве.
Сейчас популярен "Сталкер".
Как прежде "Метро".
Не будучи особо знаком с данными универсумами, я тем не менее взираю на это с некоторой невольной усмешкой. Мне вспоминается весьма популярный в годы моего детства и ныне почти позабытый цикл Колина Уилсона "Мир пауков" - про постъядерное человеческое бытие под владычеством гигантских мутировавших пауков-телепатов. Мода развивается витками?
Сейчас пост-апокалиптика вновь входит в моду. И у нас, и у них.
"2012".
"Я - легенда".
"Армагеддон".
Так, естественно, было всегда - или, по крайней мере, так обстоит уже очень длительное время с начала серьёзного развития массовой культуры.
Но почему?
"Власти отвлекают нас таким образом от серьёзных проблем".
Теория неплохая, но есть одна проблема. Чем дольше живёшь, тем меньше веришь всерьёз в существование коварной, хитрой и расчётливой власти. Или как раз это-то и является частью её тонко рассчитанной многоходовой комбинации?
Кто знает.
* * * *
Мы находимся в плену антиномий.
"Будь правительство разумным, оно правило бы странами иначе и мир выглядел бы совершенно иным". - "Это если допустить, что они стремятся к народному благу в нашем понимании, а если нет?" - "Будь у власти коварные расчётливые подлецы, но тем не менее крайне умные, они так или иначе соорганизовали бы мир для достижения своих целей, пусть подлых и эгоистичных, - например, направили бы всю мощь науки на разработку технологии бессмертия". - "Возможно, они так и делают, откуда мы знаем?" - "Есть мнение, что разработки такого рода требуют слишком широких действий по слишком большому количеству фронтов, чтобы их можно было скрыть".
Фехтование мнениями, словесный теннис.
Реально мы не знаем ничего.
Как мыслят Те, Кто Наверху? Едва ли их психологический портрет соответствует описанному в сионских протоколах, равно как и присутствующему в любой другой антиутопии.
Те, кто рассуждает в духе "Власть всегда разделяет и властвует. Они специально фабрикуют апокалиптические пророчества и ложные сенсации, потому что это оказалось проверенной тактикой превентивного смирения бунтов", тем самым наделяют властные персоналии классическим Мышлением Отрицательного Персонажа - в то время как таким мышлением, казалось бы, психически здоровое разумное существо обладать не может.
С другой стороны:
- есть определённый нюанс, в силу которого поднимающиеся наверх вынуждены постепенно менять себя.
Суть даже не в возрастающей необходимости глубокого врастания в Игру, имя которой Политика, создании всё более и более детализированной маски игрового персонажа, - хотя теме этой посвящено не так уж мало неплохих художественных произведений. Суть даже не в возрастающем количестве совершаемых по необходимости мерзких деяний - хотя и об этом сказано немало.
Тот, кто идёт наверх, всё чаще и чаще вынужден отвечать себе на вопрос: "Почему именно я?"
Всё чаще и чаще ощущать своё отличие от окружающих.
Выслушивать просьбы о помощи.
Встречать непонимание.
Зависть.
Частный случай подобного мне временами доводится видеть на примере виртуально знакомой блоггерши, продвинувшейся в жизни не столь уж далеко, но сумевшей несколько приподняться по экономическому уровню и известности. Ей уже доводится понемногу встречаться со случаями завуалированной зависти или непонимания - пока ещё скорее на полушутливом уровне - и искать внутри себя ответ "Почему я не такая".
К чему это ведёт?
Чтобы защитить себя от подспудного чувства вины за свои повышенные способности, коими его наделила Природа, человек начинает искать спасение в рассуждениях стиля протестантской этики: "Они сами виноваты" и "Мир делится на элиту и плебс, ярких творческих личностей и тусклых быдляцких дармоедов".
Что характерно, поспорить с этими рассуждениями нельзя.
Можно, конечно, вспомнить Шопенгауэра и детерминизм, заявить об отсутствии свободы воли и о том, что человек не виноват в своей врождённой сущности и проистекающих из неё последствиях, - но что же тогда получится, что серийный убийца-маньяк тоже ни в чём не виноват и что его нужно отпустить?
Кто знает, быть может, на Самом Верху человек действительно перерождается в совершенно иное психологически существо, для которого ничего не стоит плюнуть на интересы миллиардов оставшихся позади не столь одарённых собратьев и хладнокровно спланировать операцию по очередному снижению народной пассионарности путём вброса в общество очередной байки об очередном Светопреставлении?
Мы не знаем.
Интересен тот факт, что если западная фантастическая литература о Будущем постепенно становится всё более гуманной и человечной, неявно беря социалистический крен, - начав с жёстких киберпанковских сценариев, где жизнь не входящего в ту или иную сильную систему человека ничего не стоит, она в итоге пришла к описанию сравнительно мягких миров вроде "Алмазного века" Стивенсона, где "людей без клана" хотя и презирают, но тем не менее позволяют весьма комфортно существовать, - то российская фантастическая литература, напротив, всё чаще склонна к скрытой идеализации ценностей протестантизма и одиноких волков. Всё чаще и чаще встречающийся сценарий - одинокий герой сталкивается с Невероятным, находит диковинный магический либо технический артефакт или проваливается в параллельный мир, мужает и крепчает, достигая чуть ли не божественного уровня, всё сильнее и всё чётче отделяет себя от не понимающих его людей, зачастую проявляющих враждебность или униженно выпрашивающих подачки, а в итоге почти противопоставляет себя обществу: "Вы - отдельно, а я - отдельно. Мне не нужна ваша ничтожная мораль, жалкие смертные".
Тянет добавить к этому классическое Тёмно-Властелинское: "Ха-ха".
Причины?
Будь я склонен к мистическим или конспирологическим объяснениям, я бы подумал, что у Тех, Кто Наверху, в очередной раз возникло трудноизъяснимое желание оправдаться. Благо что мировая сеть Internet резко схлопнула социальные уровни, теоретически позволяя даже Высшим на короткой ноге общаться инкогнито с Низшими.
О нет, я вовсе не утверждаю, что популярный фэнтезийный автор Вальтасар Бальмазаров, выпустивший серию о приключениях гордого чёрного мага, растущего в уровнях силы и в итоге торжественно объявляющего о разрыве отношений с не понявшим его человечеством, - это тайно пишущий из-под псевдонима премьер Дмитрий Медведев. Но ведь существуют и косвенные способы влиять на тренды художественной литературы - способы, набирающие особенную силу в эпоху расцвета пиратства, когда книгоиздание приносит всё меньше и меньше дохода. Не придём ли мы в итоге к тому, что бумажные книги в магазинах будут покупать лишь обитатели Рублёвки, это станет престижным, цена книг сравняется с ценой японских автомобилей и коммерческие авторы будущего будут ориентироваться лишь на соответствующую аудиторию?
Впрочем, стоит ли отвлекаться от темы?
* * * *
Что до пост-апокалиптической тематики, то мы в изрядной степени увлечены ею и без какой бы то ни было целенаправленной подпитки оного интереса. Включая даже тех из нас, кого хотя бы уже в силу возраста пока ещё нельзя отнести ни к лузерам, ни к мизантропам.
Тот же "День триффидов".
Припоминаю, сколь активные фантазии в моём детстве он будил. Преимущество, полученное зрячим главным героем перед ослепшим миром, казалось мне нечестным и ни из чего ни проистекающим, - поэтому я довольно долго обдумывал варианты своего поведения в том случае, если бы описанная в романе катастрофа произошла и если бы я ослеп вместе со всем миром.
Варианты мне представлялись, как теперь ясно, заведомо нереалистичные. Но мне тогда казалось - естественно - что я нисколько не приукрашиваю в мыслях возможный апокалипсис и вижу во всех деталях его отрицательные стороны.
Ну и зачем, спрашивается, представлять то, что тебе самому кажется мрачным?
Ответы:
- ради эмоций;
- ради утверждения себя на фоне полумёртвого мира.
Вероятно, у лузеров и мизантропов действует желание обнулить свои ушедшие в минус социальные баллы, благодаря Светопреставлению в один миг оказавшись как бы наравне с тысячами других погорельцев. У более успешных особей - желание повысить свои социальные баллы.
Воображаемое зрелище Полумёртвого Мира само по себе интересно действует на инстинкт власти.
Пустые коробки домов.
Безлюдные полосы улиц.
Всё это - твоё.
Не ради этой ли иллюзии многие из нас любят гулять по городу глубокой ночью?