Грицхальд: другие произведения.

Об ощущении себя персонажем

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    По мнению западных мастеров буквы, к депрессии предрасполагает ощущение себя персонажем беллетристики. Я бы инвертировал проблему - существенным психологическим затруднением для большинства современных людей является, напротив, осознание того факта, что они НЕ ЯВЛЯЮТСЯ вымышленными персонажами...

  Странно.
  По мнению западных писателей и западных троперов - то есть составителей коллективной англоязычной сетевой энциклопедии медиамемов TV-tropes - к депрессии предрасполагает ощущение себя персонажем беллетристики. Точнее, персонажем fiction - автопереводчик предлагает трактовать это слово как "беллетристика", хотя в английском языке, судя по контексту употребления термина, это скорее общее обозначение Царства Авторских Историй - будь то книги, фильмы или даже сценарии видеоигр.
  Один западный автор даже выдумал персонажа, задающегося вопросом, не герой беллетристики ли он.
  Штрих неоригинальный, конечно. Но вот что характерно - персонаж всерьёз переживал по этому поводу. Сам автор, к слову, через некоторое время покончил с собой - хотя и, возможно, совершенно по другому поводу.
  С чего тут переживать, казалось бы?
  Я бы инвертировал проблему - существенным психологическим затруднением для большинства современных людей является, напротив, осознание того факта, что они не являются вымышленными персонажами.
  Нет, серьёзно.
  Область вымышленных миров - беллетристика, fiction, Вирту, Нереальность, называйте как хотите - разбухла за последнее столетие сверх всяких приличий, претерпев гиперинфляцию. Набухла огромным пузырём вакуума, облаком виртуальных частиц. Каждый человек с рождения оказывается в ней и именно её зачастую принимает первоначально за реальный мир, именно в ней приучается ориентироваться с максимальной лёгкостью - порукой чему хотя бы невероятная популярность упомянутой выше веб-энциклопедии.
  Так было и раньше, нет спору. Всегда существовали сказки - в той или иной степени одурманивающие сознание ребёнка и затягивающие его в несуществующую страну.
  Но:
  - не настолько.
  Стоит помнить и о том, что мы, в конце концов, в MonkeysphereПЕРЕВОД. Нашего внимания и социального участия биологически хватает лишь на группу приблизительно в сто пятьдесят особей - лица сверх этого выпадают за край.
  Об этом писал ещё Болеслав Покой:
  - вымышленные персонажи затмевают в уме реальных.
  Они эффектней. Они не предъявляют к нам высоких требований. Они не побуждают нас развиваться.
  Есть мнение, что Monkeysphere обоюдоостра: хотя мы плохо воспринимаем общество больше ста пятидесяти лиц - но чрезмерно малая группа нас также не устроит. Наши социальные инстинкты требуют удовлетворения, нам нужно ощущать, что мы кому-то нужны - или что кто-то нужен нам. Что ж, персонажи телесериалов относительно неплохо заменяют близких знакомых.
  Есть и ещё некоторая проблема:
  - реальная жизнь не следует за законами Повествовательной Причинности.
  Меж тем законы эти с самого нашего рождения через беллетристику впечатываются в нашу кровь и плоть. Если кто-то является безнадёжным неудачником, то только для того, чтобы ему вдруг в конечном итоге повезло. Если некто является закоренелым ботаником, то ему всенепременно подвернётся длинноногая блонди. Если кто-то является затюканным школьником и мишенью для насмешек всего класса, то - что тогда? - конечно же, он провалится в параллельное волшебное измерение, заполучит пульт управления гигантскими боевыми роботами или хотя бы познакомится с миловидной богиней.
  Гиперкомпенсация.
  Есть мнение, что человек - всё об этом синдроме. В конце концов, что есть религия? Мечты о кисельных берегах и бесконечной колбасе? Идеи глобального переустройства космоса в технотронном грядущем?
  Или:
  - чем является идея счастья как таковая?
  Счастье антитетично несчастью. Идея счастья как временного или с трудом завоёвываемого состояния подразумевает, что обычным состоянием своей жизни человек перманентно недоволен. Не факт, что животные наделены идеей "счастья" или "смысла существования", - для этого им пришлось бы большую часть жизни хандрить.
  Итого:
  - homo sapiens - мечтающий лузер.
  Без этого у нас не было бы всей нашей яркой культуры, впрочем. Не было бы утопических проектов, которые иногда становятся государственными стратегическими программами и предлагаются в качестве цели существования человечества.
  Скучно было бы, наверное.
  Время от времени приподнимается голова то одного, то другого прозаика, предлагающего запретить всю фантастику и все утопии, позволив нам "просто спокойно существовать".
  Но это, по-видимому, само по себе утопия.
  Чересчур много стрессов. Чересчур острое ощущение неизбежности собственной смерти. Чересчур острое ощущение неконтролируемости мироздания. Человеку необходимо чем-то отгородиться от всего этого - создав в уме нечто, что противостояло бы Космической Бессмысленности и олицетворяло План.
  Стоит заметить забавный нюанс:
  - повышение контроля над окружающей средой не снижает, а скорее лишь повышает экзистенциальный стресс.
  Нет необходимости бороться? Мир вокруг тебя уже обустроен? Однако в жилах твоих всё равно будет пульсировать неизрасходованный заряд. Он найдёт себе применение в твоих грёзах, заставив тебя обратить внимание на казавшиеся мелкими страхи и обратив их в демонов - а затем создать противостоящих им ангелов. Быть может, древнему человеку в его схватках с саблезубыми тиграми было не до размышлений о бессмысленности мироздания - но у нас есть время размышлять об этом.
  И мы размышляем.
  Паттерн, пентаграмма, узор, которым мы ограждаем себя от хаоса окружающей тьмы, сам по себе обоюдоостр. Он защищает разум, но в нём очень легко можно заблудиться.
  Скажем, поверив в то, что мир функционирует по законам историй.
  Драматизирую?
  Взгляните на стремительно возросшую популярность фантастической литературы. Причём даже не столько твёрдой научной фантастики, сколько "попаданческих" романов. "Это вполне может произойти и с тобой, читатель. Ты веришь?"
  Думаю, уже сейчас верят в это многие, но ни один ведь не признается.
  Тут тоже можно провести нить аналогии в глубь времён, припомнив, что человеческую жизнь уподобляли написанной истории давным-давно - взять ту метафору насчёт Книги Судеб. Сама идея религии отчасти - в том, что мы являемся вымышленными героями. Кто Автор - отдельный вопрос, но его Замысел придаёт нашему существованию смысл.
  Есть определённый ряд мыслей, которые:
  - приходят в голову едва ли не каждому;
  - вызывают некоторый стыд в связи с аморальностью или противоречием здравому смыслу;
  - никому не сообщаются.
  Например, ещё недавно к категории таких идей относилась концепция солипсизма или небытия "других умов" - какой ужас, что, если Вы являетесь единственным самосознающим человеком в мире? Также многим доводилось задумываться на тему инверсии qualia задолго до появления соответствующих терминов - что, если Вы видите красный цвет, как я вижу синий?
  В число таких вот Странных Постыдных Идей входит и причудливое предположение, будто бы Вы - персонаж беллетристики.
  Можно предположить, что по крайней мере с девятнадцатого века оно приходило в голову всё большему и большему количеству людей.
  Чему способствовала гиперинфляция Нереальности.
  Пелевин иронизировал на эту тему, полагая, что наше стремление к изящной истории - красивой картинке - заставляет нас уклоняться от наших подлинных целей. К примеру, с ходу отвергать идею отказа от второй сигнальной системы, что по сути превратило бы нас в стаю обезьян и при этом бы осчастливило - но внешне для Воображаемого Наблюдателя несимпатично бы выглядело.
  Что ж, Виктор Олегович - как правоверный последователь Кастанеды - известный борец с превознесением роли интеллекта, внутреннего диалога и тому подобных вещей.
  Мы подозреваем, что мы вымышлены.
  С возрастом обычно это подозрение слабеет. Тут играет свою роль тот факт, что с годами всё отчётливей замечаешь: жизнь не следует за тропами - тенденциями сюжетного образования. По крайней мере, за самыми приятными из них, - а охота ли нам замечать иные?
  Свою роль играет и тот нюанс, что с годами всё меньшее и меньшее количество вымышленных персонажей соответствует твоему текущему возрасту. Известная тенденция: если в художественном произведении и фигурирует персонаж пятидесяти лет или более старшего возраста - то, по обыкновению, на вторых ролях. Если только автор не предложил ему то или иное омолаживающее средство - но в этом случае, как правило, сам автор молод и плохо справляется с описанием мышления человека старше.
  Фактически, в самых динамичных произведениях традиционно действуют персонажи двадцати-тридцати лет. В некоторых - студенты или школьники.
  Но тем не менее...
  Я почему-то убеждён, что надежда оказаться вымышленным персонажем дремлет в мозгу у большинства до последнего мига. Слабая, давно отвергнутая, но всё ещё тлеющая.
  Собственно, могло ли быть иначе?
  На первый взгляд кажется, что попытка выкинуть из своего ума последние останки этой веры была бы равнозначна избавлению от этических уз. Сами наши мотивы этического поведения во многом завязаны на наше представление себя персонажем истории - и на желание быть положительным персонажем.
  Опять же:
  - не эту ли роль в старину играли сказки?
  Быть может, часто наблюдаемая Чёрствость Взросления - традиционно объясняемая накапливающейся с годами горечью и усталостью - отчасти связана и с постепенной утратой веры в своё художественное происхождение.
  В конце концов, реально окружающим тебя людям практически безразлично, как ты живёшь, хорошо ли ты следишь за собой, воздерживаешься ли ты от крупных доз алкоголя, чистишь ли ты зубы, ругаешься ли ты матом и распугиваешь ли подъездных кошек - в подавляющем большинстве случаев они об этом всё равно не узнают и не смогут узнать. А вот Автор знал бы.
  Интересно:
  - что же тогда "хорошо" и что тогда "плохо"?

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"