Гуд Владимир: другие произведения.

Чардаш Монти

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
Оценка: 7.44*8  Ваша оценка:


   ЧАРДАШ МОНТИ
  
   ...Того Севастополя больше нет... В ту бухту уже не войти в предрассветной дымке мимо белоснежного Константиновского равелина, и к тому вокзалу не проехать сквозь шесть легендарных туннелей... Остается лишь вспомнить, как горланили над бухтой по утрам флотские рожки и на сотни флагштоков взлетали флаги и вымпела могучей державы, как пахло соляром на солнечной площади Балаклавы, и как шелестели на ее набережной тополя, которых тоже больше нет... А когда остывающим колоколом громкого боя, всплывала над Минной стенкой луна, сходили на берег с эсминцев и крейсеров офицеры и шли по проспекту Нахимова в самый "военно-морской" и самый "офицерский" ресторан под неоновой вывеской "Севастополь"... В его вестибюле до сих пор обитает призрак швейцара Митрофаныча - в адмиральской фуражке и черном мундире с широченными золотыми лампасами на штанах... Говорят, Митрофаныч по молодости "сидел", я сам видел перстни, вытатуированные на его прокуренных пальцах. Но как лихо он отдавал на входе честь! Как угодливо помогал "за рубль" подвыпившим офицерам надевать шинели и плащи! А мог за три рубля врубить по вестибюлю строевым шагом, мог подсказать, какие девочки на какие приключения рассчитывают, мог организовать лишний столик, если ресторан переполнен. А еще Митрофаныч мог в разгар веселья войти в зал и, сложив рупором ладони, провозгласить: "Господа! Минуту назад к нам выехал помощник коменданта гарнизона с дежурным взводом!.."
   Это означало, что офицерам младше капитана 3-го ранга из "Севастополя" надо срочно уходить... В особых случаях, за червонец, Митрофаныч мог организовать эвакуацию через служебный вход. До сих пор неведомо, кто снабжал старика комендантскими тайнами...
   Всем был хорош "тот" Севастополь, но особым шиком у офицеров было ездить гулять в Ялту. Мой друг Владик, капризуля и аристократ по натуре, был в ту пору капитаном второго ранга и старшим помощником командира большого противолодочного корабля. У Владика была шикарная по тем временам машина - новенькая бежевая "шестерка", на которой майским вечером мы отправились в замечательный южный город и ошвартовались в том самом ресторане, где снимали фильм "Асса" и мальчик Бананан пел нетленный хит про ВВС...
   На этот раз вместо Бананана эстрадой владела молодая особа с исполинским бюстом. От ее голоса колыхались тяжелые портьеры, а когда певица умолкала, тщедушный конферансье, выкатив рачьи глазенки, с несвойственным пафосом верещал: "Несравненная Анжелика Стволо-о-ва-а-а-а-а-а!.."
   И зал взрывался овациями.
   В суматохе я проглядел, когда мой товарищ успел заказать букет роз, однако вручать его в зале не стал: в антракте, хитро подмигнув, сунул вышибале червонец, проник "за кулисы", вернулся оттуда сияющим и победно сообщил: "Сегодня ночью, Вавочка, мы будем кутить с певичкой!.."
   Анжелика Стволова на сцене больше не появлялась. Во втором отделении на эстраде царил скрипач. Это был мужчина неопределенного возраста и очень маленького роста. По его огромным, на высокой платформе башмакам было заметно, что артист очень тяготится физическим недостатком. Удлинив себя столь пошлым образом на 5-7 сантиметров, скрипач выглядел еще нелепее... Боже мой! Зачем?! Он играл как Бог, и я был убежден, что никто в этот миг не видел в нем "недомерка". Звучал "Чардаш" Монти... Маленький Маэстро в башмаках на платформе властвовал над ресторанными душами, и когда затих последний скрипичный аккорд, конферансье, выпучив зенки, заорал: "Наш неповторимый Пьер-р!...", случилось ужасное.
   Расставив руки со скрипкой и смычком, как птица для полета, Маэстро вспорхнул навстречу аплодисментам, но при этом не рассчитал, вылетел из своих огромных ботинок и плюхнулся на сцену. Тут же пьяной публике открылся и его малый рост, и то, что ботинки были туго набиты скомканной газетной бумагой... Скрипач заплакал, и под хохот обожравшегося зала, поддерживаемый конферансье, покинул эстраду...
   О нем тут же забыли. Из динамиков хлынули шлягеры, вернувшийся конферансье, объявил, что до закрытия заведения остается час, и народ принялся торопливо допивать, доедать, кадрить... Рестораны моей юности органично совмещали качества столовых, борделей и варьете "в одном флаконе".
  
   *
   Она сказала, что примет наше предложение только в том случае, если с нами будет Пьер. Я не возражал, а вот Владик капризно выразил неудовольствие. Тут вспылила уже Анжелика и заявила будущему командиру крейсера, что иначе не видать ему ни глубин декольте, ни певичьего лона... В общем, Владик сдался...
   И хорошо, а иначе бы я так и не узнал, что скрипки делают из клена и ели, и в сочетании этих двух пород дерева, качества лака и степени пропитки заключается магия звучания инструмента. И никто сегодня не в силах разгадать скрипичные тайны Страдивари и Гварнери...
   В тенистом дворике звучали в ночи под платанами сонеты Изаи и каприсы Паганини. Карлик Пьер был велик! А мне стало стыдно: вспомнилось детство и наш дворовой мальчишеский бунт против занятий в музыкальной школе. Вспомнился здоровяк Пашка, заявивший: "Все, кто ходят в музыкалку - пидарасы, и мы их будем бить!.." Первого побили Чипорушку - пухленького коротышку в дурацких выпуклых очках. Пашка разбил Чипорушке нос и забросил его скрипку в чехле за высокий соседский забор. А потом собирался побить нас с Генкой, за то, что мы умывали Чипорушку снегом и лазали в чужой сад доставать скрипку... Говорят, шестилетний Эйнштейн был талантливым скрипачом... Может быть Пашка, расквасив Чипорушке нос, убил в нем и музыканта, и ученого одновременно? Пухленький коротышка в дурацких очках так и просидел до пенсии младшим научным сотрудником в одном из минских КБ...
   Пашка стал военным вертолетчиком, и его сбили в Афгане.
   ...В шестом часу утра сухой лист платана шлепнулся на стол, среди опустевших стаканов. Мы услышали этот звук потому, что Маэстро опустил смычок, и в ялтинском дворике стало тихо...
  
   *
   Через неделю вечером мы везли Анжелику и Пьера к себе в гости. Везли тайком, потому что Севастополь был закрытым городом. Неподалеку от КПП мы упаковали скрипача и певицу в багажник "Жигулей"
   - Анжелика! Анжелика! Вы живы? - взволнованно вопрошал я, открывая багажник за первым же поворотом.
   - Живы Вовка! - отвечала Анжелика Стволова, - Помоги нам выбраться... Сама не могу - "стволы" мешают!..
   В ту ночь она нам пела в кают-компании боевого корабля, а маэстро играл на скрипке бессмертные каприсы, сонеты и даже "Чардаш Монти"... И еще наши гости глядели в дальномер на бухту и спящий город.
   - Теперь я знаю, кто нас защитит, случись война! - воскликнула Анжелика, - Меня восхищает и мощь вашего корабля, и вы, Влад!
   - Сударыня, - ответил Владик, - У этой мощи есть единственное предназначение. В случае мировой войны корабль должен успеть выйти за боновый створ и дать один единственный ракетный залп. Прошли времена Цусимы и Моонзунда! Сейчас любой корабль отслеживается противником из космоса, даже в это мгновение, сударыня! Смысл моей службы в том, чтобы успеть дать залп, а потом корабль неизбежно сгорит от ответного удара... Вместе с экипажем... Вы когда-нибудь видели, как горят сплавы из стали, магния и титана?
   Похоже, сударыня впечатлилась.
   В ту ночь на борту большого противолодочного корабля ресторанная певица раскрыла "стволы" и объятия старшему помощнику командира, а мы с Маэстро в пустой каюте грустно пили "шило" на брудершафт. И вот тогда-то, поддатый маленький скрипач признался, что любит Анжелику долгой безнадежной и безответной любовью.
   Спустя много лет, я впервые услышал знаменитую песню "Belle" из мюзикла "Нотр-Дам де Пари" и тут же представил, как мы исполняем этот хит втроем: Пьер, Владик и я...
  
   *
  
   ...В девяностые годы она внезапно сорвалась в Москву. Не уехала, а именно сорвалась, как голодная озябшая птица, почуяв спасение и кров за окрашенным в зловещий багрянец горизонтом... Она не стала "звездой" эстрады, но хочется верить, что не сгинула, а поет вечерами на кухне состоятельному супругу где-нибудь на Рублевке... В одну из последних встреч она мне так и сказала: "Надо, Вовочка, срочно стволы пристраивать, пока не завяли... Но вы с Владиком парни семейные, а Пьер..."
   - А Пьер? - переспросил я Анжелику с надеждой...
   Она допила шампанское и буднично, как бухгалтер, подытожила:
   - Пьера мне жаль...
   Маэстро узнал об ее отъезде в ресторане, спокойно отыграл репертуар, раскланялся со зрителями, выпил рюмку с администратором, а потом пошел домой и выстрелил себе в рот из большого хромированного револьвера... Какая теперь разница, откуда взялся в семье скрипача трепетно передаваемый по наследству "Смит и Вессон"?!
   Владик, поняв, что на флоте больше не нужны командиры, способные по первому приказу выйти в море, "дать залп и сгореть", уехал из Крыма в Россию и снова нашел себя... Тогда же на дверях ресторана "Севастополь" появилась надпись: "Лица в купальниках, спортивных костюмах и военной форме не обслуживаются!"
   А я продолжал служить, но теперь понимаю, что вся моя жизнь в Севастополе "эпохи культуризма" была лишь затянувшейся на десятилетие попыткой выпрыгнуть из нелепых ботинок, набитых газетной бумагой...
   Флотский город отчаянно пытался выживать, в прыщах ларьков и карбункулах стихийных рынков... Очередной "нарыв" возник на улице генерала Хрюкина. "Хрюкинский рынок" севастопольцы любовно величали "хрюшкой"... "Хрюшка" кормила нас дешевыми харчами, давала работу сотням обездоленных людей, и плыл над ней вперемешку с зимним дождем "гимном лихих девяностых" голос певицы Тани Булановой: "Пла-а-а-чу-у-у-у!.."
   На "хрюшке", в облупленном ларьке, торговала портвейном тоненькая, изящная скрипачка. Мы познакомились, и вечерами, когда в городе отключали свет, я пробирался к ней с бутербродами и кофе, чтобы хоть как-то ее поддержать, подкормить... В темном ларьке она жаловалась, что хозяин грозится ее уволить за низкие продажи, за то, что она совсем не способна торговать... В самом деле, как быть, если рядом громоздились десятки ларьков, торгующих той же жвачкой, сигаретами и тем же пойлом? В тот вечер я ей помог, вернее мы вдвоем, в кромешной тьме ларька, изобрели при свете парафинового огарка рекламный слоган для местного портвейна "Славянский", прозванного в народе "СЛАВИКОМ".
   "СЛАВИК" для Васика, Петика, Толика и других ценителей этого напитка!.." - написали мы фломастером на обрывке картонной коробки. И уже через несколько минут Васики, Петики, Толики потянулись за "Славиком" к подсвеченному окошку именно "нашего" ларька!
   В такой же штормовой вечер, закончив торговлю, она пришла ко мне в гости со скрипкой. По улицам и дворам обесточенного города гулял, вперемешку с дождем, ветер. Прижимаясь ко мне, она говорила о том, что ничего от меня не ждет, потому что моя жена хоть и уехала в Петербург, но остается женой, а она мне просто благодарна, ведь иначе она бы не выжила в этом городе и в этом ларьке со своим консерваторским образованием...
   Теперь она играет в национальном симфоническом оркестре в Лиссабоне, и пишет мне письма, а я помню ее в той самой ночи, хрупкую, юную, одетую лишь в волосы, распущенные по плечам, со скрипкой, которую подарила ей покойная мама...
   Если бы вдруг мне предоставили шанс что-то изменить в своем прошлом, я бы пошел в музыкальную школу. Неважно, по какому классу, только бы от ведомого рукой смычка, дыхания в мундштук или прикосновения к черно-белой клавиатуре рождалась музыка... А после уроков мы будем возвращаться по темной улице домой с пухленьким очкастым Чипорушкой. Вдвоем нам не страшен будет наш детский враг Пашка...
  
   *
  
   Мужская память патологически избирательна. Вальяжный господин по имени Владик традиционно приезжает ко мне весной выпить абсента, погрустить "по тому Севастополю", вспомнить эсминцы и крейсера, офицерский кабак, швейцара Митрофаныча...и, конечно же, женщин - хороших и разных...
   - Понимаешь, Вавочка, - говорит несбывшийся адмирал, - разглядывая сквозь изумрудное зелье очертания царскосельского бульвара за окном, - Я до мельчайших подробностей помню штурманские расчеты, нормы боекомплекта, варианты ракетных траекторий... Мне кажется, я даже знаю, сколько тараканов и крыс обитало у меня на корабле. Но когда я начинаю вспоминать женщин...
   Ах, Вава, Вава!.. От одной остался в памяти только шлейф духов, от другой - родинка с деликатнейшими координатами или вздох, подобный агонии, в абсолютной темноте... Вот, например, Анжелика... Я давно позабыл, что она пела и как... Но эти "стволы" в декольте!.. Так способен перекатываться только девятый вал на полотнах Айвазовского!.. И те чувства, которые испытываешь, взлетая на гребень, перед тем, как низвергнуться в ад!.. Величайшая ирония создателя заключается в том, что способны сотворить с мужчиной обыкновенные молочные железы!..
   Но даже это, Вавочка, ничто по сравнении с тем, что во мне с тех пор постоянно звучит скрипка... Плесни-ка еще абсента и я тебе скажу... Я думаю о том, что маленький скрипач хотел дарить женщине Вечную Музыку, а женщина пожалела отдать взамен свою тленную плоть... Знаешь, почему она не стала великой Певицей? Потому что Маэстро был в ее глазах только карликом!..
   А, знаешь ли, Вавочка, что перед тобой сейчас сидит обыкновенный рядовой обыватель! Три дня назад меня сняли с должности, вернее пока не сняли, а уведомили, что губернатор скоро уйдет, и следом уйдет команда...
   В тот вечер я немножко выпил, а потому пошел домой пешком. Я шел и думал о том, как скажу жене, что мы больше не элита... И вдруг, в подземном переходе (пять лет я не спускался в подземные переходы!), я сначала услышал скрипку, а потом я увидел самого скрипача. Это был старик маленького роста в красном кашне поверх драпового пальто, с торчащими из-под шляпы седыми космами...
   Старик играл, и его музыка была достойна любой филармонии мира!
   Дождавшись, пока скрипач закончит, я обратился к нему: - Сударь! Не будете ли вы так любезны, исполнить для меня чардаш? Мне так хочется услышать именно сейчас Чардаш Монти!..
   - Но у меня нет сдачи, господин вице-губернатор... - пробормотал музыкант, косясь на тысячную купюру, - Уверяю вас, даже сто рублей за чардаш, это слишком много...
  
   Я положил зеленый "косарь" в облупленный скрипичный футляр... Растроганный волшебник взмахнул смычком и первым же аккордом унес меня из бетонного тоннеля в наши лучшие годы... А когда я увидел, что по его небритым щекам текут слезы, я понял, что тоже заплачу... И я заплакал, и чтобы скрыть от старика слезы, поднял ворот пальто, повернулся к нему спиной и пошел прочь, подгоняемый звучащей мелодией...
  
  
  
  
  
  
  

Оценка: 7.44*8  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Е.Кариди "Суженый"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность-5"(ЛитРПГ) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) А.Емельянов "Мир Карика 9. Скрытая сила"(ЛитРПГ) О.Обская "Непростительно красива, или Лекарство Его Высочества"(Любовное фэнтези) М.Олав "Мгновения до бури 3. Грани верности"(Боевое фэнтези) А.Эванс "Проданная дракону"(Любовное фэнтези) П.Роман "Земли чудовищ: падение небес"(Боевое фэнтези) Д.Куликов "Пчелиный Рой. Уплаченный долг"(Постапокалипсис) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"