Во все времена человек искал ответы на вопросы о себе, окружающем мире, о Боге. В разные века разные религии открывали свой взгляд на эти вещи, но человек и дальше проявлял к ним интерес. Наши знания о строении мира, о нас самих, о непонятных вещах возросли, но возросло и количество точек зрения на эти вопросы.
Три пути к одной цели
В прошлом все ответы люди пытались получить с точки зрения религии. Кроме людей, в мире "жили" высшие существа, они влияли на жизнь людей, а люди иногда вмешивались в их дела. Любые невероятные и непонятные вещи объяснялись вмешательством ангелов, демонов, духов мертвых, богов, и т.д. Но эти объяснения на самом деле говорили: устройство мира - это не наше дело, высшие существа как-то без человека обходятся, они знают, что и как, а мы и не должны знать более.
Позже к религиозному пути познания (откровения свыше, высказывания пророков) во многих частях мира, где не была доступна Библия, люди в своих поисках ответов наткнулись на мистический путь познания.* Этот путь связан с тем, что человек переходит в измененное состояние сознания и исследует интересующие его вопросы.
Измененных состояний сознания несколько, а может быть, и много. То, с чем сталкивался каждый: полудрема. Мозг еще не заснул, но человек считает, что видит начало сна. В таком состоянии сознания можно услышать те звуки, которые при обычном бодрствовании мозг не обрабатывает. Описаны случаи, что люди слышали разговор своих родственников "над ухом", а когда осознавали, что они говорят в соседней комнате за стеной, звук "выключался". Другие измененные состояния сознания - гипнотический транс, медитации, алкогольный и наркотический бред, и т.д. Возможно, в критических ситуациях, когда высвобождаются резервы организма и мать поднимает машину, чтобы вытащить из-под нее ребенка, или летчик (водитель) за несколько мгновений проживает минуты, и успевает предотвратить катастрофу без суеты, тоже возникают измененные состояния сознания. Когда перед человеком как бы прокручивается на кинопленке вся его жизнь, пока он падает с высоты, или чувствует неотвратимость смерти, тоже сознание находится в измененном состоянии. Эти вопросы требуют тщательного изучения. Много шарлатанов вращается возле таких случаев и наживаются на интересе людей, а то и еще больше запутывают ситуацию.
Мистический путь познания дал людям много новых фактов. Появились учения, которые пытаются из этих фактов выстроить систему знаний. Были обнаружены ауры, чакры, разработаны способы концентрации и высвобождения энергии в бою и лечении, точечный массаж, бесконтактный массаж, диагностика по ауре (биополю), исследовано влияние минералов и трав на организм. Причем, если европейская медицина в основном работала с одной-двумя травами, то на востоке можно встретить сборы, в которых по точным технологиям смешиваются и 50, и 100, и 150 компонентов для достижения нужного результата.
В наше время фармакология способна проследить, как на организм влияет сразу 1, 2 или 3 лекарства. Если врач назначает одновременно больше 3 препаратов, с точки зрения фармакологии он не профессионал. Неизвестно, усилят или ослабят друг друга эти лекарства, а то и синтезируют в организме какой-то яд. Как долго они будут оставаться в теле человека, когда будут выведены, и т.д. Конечно, из опыта врачи знают, что вот эти связки лекарств безопасны, и могут назначать и 4-5 и больше препаратов за один раз. Но дело в том, что просчитать или смоделировать это пока невозможно. Речь идет о "методе научного тыка". Чтобы не усложнять, предположим, что в измененных состояниях сознания человеческий мозг работает более эффективно, и способен заметить, осознать, изучить то, что в обычной жизни мы игнорируем.
В средние века из религиозной среды Европы стал выделятся самый молодой способ познания мира: научный. В его основе - эксперимент, или повторяемость. Если сделать вот так, а потом так - будет результат таким. И будет он таким, невзирая на то, кто это делал, где это делалось, и когда этот эксперимент проходил. В религиозном способе познания все получалось, т.к. исходило от высших существ, и человек не понимал, что и как работает (Моисей разделяет воды моря). В мистическом пути нужно особое место, время и состояние сознания, что привело к астрологии, фен-Шую и подобным совместимым и несовместимым вещам, стихиям и т.п. В научном пути познания эти факторы несущественны. Если в кипяток опустить сахар, сахар растворится. И не играет роли, это делал взрослый или ребенок, он только что проснулся, или собирается ложиться спать, чашка стоит на столе, или на табурете, в кухне или в столовой, в низине или в горах. Результат всегда один и тот же.
Что дал людям научный подход к познанию мира? Ответы на множество вопросов, доступные технологии, расширение наших знаний. Стало понятно, что гром и молния это не негодование бога, а атмосферный процесс, идущий сам по себе. Что в природе и мироздании все подчинено небольшому количеству законов, а не управляется Богом или ангелами напрямую.** Человек тоже может сделать механизмы, которыми не нужно управлять постоянно человеку, а можно запустить их и они будут работать сами. Пример механических часов. Позже, люди сделали дистанционное управление. Сидя перед телевизором, вы нажимаете кнопки ленивчика (пульта управления) и переключаете каналы, регулируете громкость... Стало понятно, что небольшое изменение в пульте может сильно поменять действия управляемого прибора. Пример с рулем и машиной.
Если религиозные вещи почти невозможно повторить (какое чудо повторялось регулярно?), а мистические требуют от человека и места очень много всяких подготовок, то достигнутые научным путем результаты требуют разве что механизмов и способов управления ими. То есть люди делают что-то не только своими руками, но и с помощью приспособлений, механизмов, устройств. Это самый доступный вариант, и потому научно-технический прогресс так сильно меняет нашу жизнь. Сильнее и быстрее, чем достижения религиозного и мистического пути.
Но, несмотря на то, что эти три способа познания продолжают развиваться и улучшаться и в 21 веке, есть вопросы, на которые ни один из путей не дает ясного ответа. Это вопросы о Боге, человеке, мире.
Самый "простой" вопрос о Боге: Он находится внутри или вне созданного? Бог Един, Двуедин, Триедин?
Вопросы о человеке: Что такое человек? Что такое его аура? Может ли человек быть сосудом для вселения духовных существ? Что происходит с сознанием человека в момент смерти?
Вопросы о мире: Как устроена Вселенная? Что такое темная материя и темная энергия? Магия - это проделки демонов или способности нашего мозга ловить как радио какие-то сигналы? Сколько измерений существует? Есть ли параллельные миры? Есть ли жизнь где-то в космосе, кроме Земли?
Если выбрать только один путь познания
Людям была дарована Библия - книга от Бога, книга, написанная под влиянием святого духа. Это не мистический транс, это не плод фантазии, а действительно откровение Того, кто в точности знает, о чем говорит. Но Библия написана без этих подробностей. Она широкими мазками рисует панораму событий. Рассказывает о согрешении, выкупе, Царстве Христа, любви Бога к людям. Объясняет, что духовные личности разделились на два лагеря, и есть те, кто относится к людям, как к ненужным существам. Библия предостерегает становиться на путь, где эти сущности поджидают экспериментаторов и любопытных.
Однако при этом верующие склонны понимать Библию с позиции своего развития. Если верующий человек отвергает научный поиск истины, он понимает Библию буквально даже в тех стихах, где идет сравнение или иллюстрация. Если верующий отвергает, не разобравшись, мистический путь познания, для него все, что он не может понять заведомо демонизм, колдовство и оккультизм. Вспомните случаи, когда верующие считают телевизор устройством сатаны, опасаясь влияния демонов через экран.
С другой стороны, когда ученые отвергают веру, они далеко отклоняются в своих поисках причин от этических норм. По-сути они говорят, что их дело узнать, как это работает, а что будет потом с этими знаниями - их не касается. Вот и появляется атомное, химическое и бактериологическое оружие. Те же, кто идет по мистическому пути, не принимая предостережений Библии, могут действительно наткнуться на демонов, а отказываясь от научного осмысления результатов, действуют с обманом, наживаясь на горе людей.
Неизвестно, можно ли примирить эти пути познания так, чтобы они компенсировали недостатки друг друга. Если вы воспитаны как СИ, вам покажется само понятие "аура" недостоверным или демоническим. Но в любой книге по развитию способностей в первых уроках за несколько минут вы можете узнать, как чувствовать свою ауру в виде тепла, а то и как увидеть ее участок вокруг пальцев руки.
Если вы знакомы с исследованиями инженеров, изучающих биополе, не удивитесь такому эксперименту. Листок комнатного растения фотографируют в определенных условиях. Вокруг него виден светящийся контур. От черенка ножницами отрезают половину, или почти весь листок. Снова делают фотографию. Контур остается, как у целого листка. И только через несколько часов (дней) он принимает форму, которая осталась после обрезки. Если таким же образом сфотографировать тело человека, контур меняется, в зависимости от его болезней. У здорового человека он, как кокон, окружает тело со всех сторон. При болезнях, участки контура меняются, тускнеют, деформируются. При ранах в контуре появляются т. наз. "пробои", дырки. Когда человек умер, в течение нескольких дней этот контур продолжает светиться, постепенно затухает, в какие-то дни становится ярче, и, в конце концов, исчезает полностью.
Те, кто занимаются тренировкой способностей, могут своим контуром (биополем, аурой) влиять на контуры других людей. Причем возможно влияние как на пользу, так и во вред. Еще дальше идут те, кто работает в области энерго-информационной медицины. Они "заряжают" воду, создают амулеты, подбирают "счастливые" камни, металлы для выправления больных участков ауры. Возможно, что эффект от гомеопатии тоже частично работает на этих принципах (но в ней есть и другие механизмы).
Дальше исследователи наткнулись на эффекты, которые у СИ называются "коллективной ответственностью". Ауры родственников похожи, как похожи и сами родственники. Некоторые эффекты воздействия передаются на всю семью, могут длиться несколько поколений. В народе такое называют колдовством, сглазом, проклятием и т.п. вещами. В то же время исполнение Библейских заповедей настолько благотворно помогает таким пострадавшим группам, что занимающиеся их лечением в качестве советов (указаний по лечению) чуть ли не цитируют Библейский текст целыми главами.
На людей странным образом влияют определенные вещи, места. Если автомобилист попадает на участок земли, который огибает с 3 сторон река, на этом участке больше аварий, чаще случается "выпадение" из действительности на несколько секунд. В других местах человек испытывает прилив сил, пребывание там, особенно в измененном состоянии сознания, убирает из ауры ненужное, добавляет нужное, лечит от хронических болезней. Все эти факты наука объяснить не может, мистика дает кучу противоречивой информации, религия относит это к проделкам демонов или никак не комментирует.
Суеверия вместо веры
В будущем люди узнают обо всем этом больше, научатся предохраняться от плохого влияния и использовать хорошее так же повсеместно, как мы сейчас используем электричество. И никто не посчитает это демонизмом. В прошлом уже думали, что за молнией, землетрясением, штормом стоят боги, которые так проявляют свое негодование. Теперь уже не боги, а демоны стоят за необъяснимыми вещами у современных верующих людей. Но подумайте, как Библия изображает тех же демонов? Когда они разменивались на мелочи? Да, они мучили людей, мешали народам, противостояли Христу. Однако сегодня никто не воспринимает буквально учение, что на одном плече человека сидит его ангел-хранитель, а на втором демон-искуситель. Существа уровня выше человека и делами заняты выше человеческих дел. По крайней мере, основные их интересы явно превышают наши повседневные хлопоты.
Я не ставлю целью защищать демонов. Это несовместимо с христианской верой. Просто не нужно их видеть везде и во всем. Как это бывает у СИ, особенно в разделенных семьях: Жена ушла на несколько часов на проповедь или на собрание. Муж ее ждет, скучает, негодует. Ему кажется, что она его променяла на ерунду. А жена в это время жалуется, что боится идти домой, так как мужа "накрутили демоны". Ну почему же сразу демоны? Почему не посмотреть на себя, и не поискать своих ошибок?
Христос обещал: "и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин.8:32). Свободными от суеверий, свободными от страха перед демонами, домовыми, барабашками и т.д. Христиане смотрят на Бога и Христа, сосредоточены на их воле. Демонов рассматривают как помеху на своем пути веры к Богу. Если же "заселять" демонами все неудачные места, события, непонятные случаи, то демоны в жизни такого человека займут гораздо больше места и внимания, чем Бог. Вот налицо и идолопоклонство. Человек будет строить свою жизнь уже не с учетом того, что ожидает от него Бог, а с учетом действий Божьих противников (реальных или надуманных действий). Вот и получается, что верующие верят не только в Бога. Это большой минус на религиозном пути познания мира.
В то же время я не призываю оставить религиозный путь и броситься в научный или мистический. Это дело каждого человека. В любом пути есть свои опасности, свои трудности, свои радости. В последнее время люди открывают еще один способ познания. Назовем его информационным. Здесь создается модель событий, и исследования проводятся внутри модели. А потом проверяют, так ли это работает в окружающем нас мире.
Достижения всех этих путей познания повысило общий уровень понимания людей о мире, человеке, Боге. Как сейчас можно примирить библейские стихи, которые говорят в защиту или против Триединства?*** И возможно ли это сделать просто, без сложных рассуждений?
Свет и дом
На этом сайте выставлена статья Владимира Дятлова "Свет в доме". (Статья готовилась для закрытого сейчас сайта "Человечество в поисках Бога", где началась дискуссия о Троице.)В ней он рассказывает о необычных для повседневной жизни свойствах света. Оказывается, свет одновременно существует в двух ипостасях: как пучок частиц (фотонов) и как электромагнитная волна. Представьте, что такие свойства появятся у воды. Вы пошли в магазин, купили бутылку с водой, и пока донесли ее домой, она из закрытой бутылки исчезла, появилась в другом месте, или превратилась в молоко. Чтобы она не исчезла из вашего холодильника, вы построили вокруг него мощные магниты, а вода высыпалась в виде порошка в маленькую щель. Подобные трансформации в нашей жизни не происходят, поэтому нам непонятно, как они происходят в микромире.
Так вот, в своей статье, Владимир высказывает предположение, что Библейское описание сущности Бога и Христа тоже двойственное. Существует две ипостаси: в одной Христос - совершенный человек, в другой он Бог. Новый завет поддерживает оба утверждения. Чтобы их согласовать, а не отстаивать вариант Триединства или небожественной сущности Христа, Владимир приводит пример с двумя источниками света. Представьте, что вы одновременно зажгли свечу и включили электролампочку. Сколько у вас стало светов: один или два? Они смешались или дополнили друг друга? Понятно, что когда остается один источник света, то и свет тоже один.
Когда Христос проповедовал, он как бы был светом. Когда в определенные моменты он соединялся с Иеговой, оба света действовали через физическое тело Христа. И тогда Библия без ошибок называет Христа Богом, так как больший свет затмевал меньший. Когда же присутствие Иеговы заканчивалось, Христос оставался просто человеком, совершенным, с личностью, которая родилась на небе у Бога и последние 30 лет прожила на земле как человек. В такие моменты Библия называет Христа человеком (Сыном Человеческим), Мессией, пророком и т.д.
За основу Владимир взял стих из Иоанна 1:1: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Здесь может быть описано первое разделение и слияние Бога и Слова на два источника света (по нашему наглядному примеру). Мы не знаем особенностей духовных существ. Может быть, ангелы могут так объединяться и разделяться, как у нас свет от нескольких лампочек. Это только догадки. Но такая точка зрения очень интересна.
Во-первых, снимается противоречие о сущности Бога и Христа (вопрос о Триединстве). Это становится просто неважно.
Во-вторых, появляется новый взгляд на Библейское описание присутствия Славы Бога в скинии, храме, на Сионе, во время Преображения.
В-третьих, переосмысливаются слова о присутствии Христа там, где "двое или трое" собираются во имя Его. Если представить, что несовершенный человек не в состоянии вместить достаточное количество света-Христа, то, только собравшись с единоверующими, это возможно сделать сообща. Христианство, в отличие от восточных медитаций, религия общественная, а не индивидуальная. Если же среди этих собравшихся будет кто-то недостойный, свет-Христос не будет присутствовать вообще, собрание не получит благословений, и останется просто человеческим сборищем.
В-четвертых, проясняется, как святой дух мог наполнить верующих в Пятидесятницу или в других случаях. Он заполняет в каждом человеке место для света.
В-пятых, слова Христа, как в Матф. 6:22 и Луки 11:34-36 "Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием" о свете христианской жизни и предостережение из Матф.12:43-45 о злых духах превращаются из иносказания в более реалистичные, чем мы думали, вещи.
В-шестых, понимание, что тело человека подобно сосуду для святого духа, Христа, Бога или для чего-то непотребного, побуждает более серьезно отнестись к своей вере, совести, делам. Бросает интересный взгляд на притчу о мудрых и неразумных девах Матф.25:1-13 и их ожидании Христа-жениха. О назначении Павла (Деян. 9:15) и других особых заданиях для христиан. О роли женщин в христианской семье (1Петра 3:7). Об ожидании суда грешниками и праведниками (Рим.9:21-23). О роли христиан как проповедников Благой вести (2Кор.4:3-10). О недопустимости блуда для христиан (1Фес. 4:3-5). О том, из кого состоит собрание (2Тим. 2:20,21).
И совсем спокойно воспринимаются слова Христа "Я и Отец - одно" (Иоанна 10:30). И с восторгом обещание из Иоанна 15:1-11, 17:16-26.
Интересная картина, не правда ли? Она выстраивается из предположения, что сущность Бога, ангела, человека намного сложнее, чем нам сейчас понятно, но благодаря этой структуре возможно слияние и разделение сущностей без их разрушения. Переосмысливаются многие библейские места, учения, притчи.
Возникает вопрос, насколько эта догадка соответствует истине, Библии, христианской вере? Я не готов ответить на этот вопрос. Моих знаний, пониманий, благословений недостаточно, чтобы я делал такие выводы. Возможно, кто-то проведет это исследование более глубоко, с помощью принципов герменевтики (истолкования Библии по правилам Библии). Другие выскажутся, как это соотносится с восточными учениями, эзотерикой, научными знаниями.
Высшие измерения
В этой же статье Владимир предложил еще одну догадку, которая проясняет, как Христос может быть одновременно Человеком и Богом. Суть второй догадки в том, что мы воспринимаем течение времени и окружающее нас пространство не так, как ангелы и Бог. Владимир показывает, как мог воспринимать это Христос.
Взяв за основу Кол.1:15-20 Владимир предполагает, что такие слияния Логоса и Бога происходят время от времени, когда это необходимо. Но с их точки зрения все эти вещи одновременны. "... мы увидели бы, что Логос всегда Бог, Сын Божий и Иегова, одновременно. Более того - Он всегда и человек и Агнец, т.к. ... существуют одновременно, все возможные во времени реальности!". Людям доступно только такое восприятие, где это происходит в разные отрезки времени. Поэтому мы запоминаем "вчера", "сегодня", "когда-то". А для Христа и Бога эти вещи воспринимаются иначе.
Вспомните, что среди духовных созданий есть херувимы. Иезекииль описывает их как "вихрь", указывая на огромную скорость перемещения. Есть догадки, что херувимы двигаются со скоростью мысли. И поэтому они не понимают, что такое пространство, они его не замечают просто. Представьте, что люди обрели способность двигаться со скоростью мысли. Подумали - и уже там, снова подумали - и уже здесь.
Бог обитает в вечности. Что это такое - непонятно вообще. Вот как пишут об этом СИ в книге "Все Писание" стр.305, абз. 1-3: "Человек ощущает ход времени. С каждым движением стрелки часов он продвигается на шаг вперед по коридору времени. (...) Иегова живет в вечности. Но жизнь своих творений ему было угодно связать с потоком времени. Ангелы, обитающие на небе, в том числе и мятежник Сатана, также осознают, что время не стоит на месте. (...) Хотя все мы живем во времени, никто не может ответить на вопрос: что такое время? Время так же непостижимо, как и пространство. Никто не может сказать, откуда поток времени берет свое начало и куда он стремится. Все это находится в ведении Иеговы, который обладает безграничными знаниями и о котором говорится как о Боге "от века и до века" (Пс. 89:3)". Заметили, что Иегова существует вне потока времени? Что же происходит, когда Логос и Иегова объединяются? Переходит ли Логос из потока времени в вечность? Или существует одновременно и там и там, или для него теряется понятие время, как для херувима понятие пространство?
Если это так, то действительно, для Бога и Христа (Логоса) эти вещи происходят одновременно. Представьте, что по картине слева направо ползет паучок. Он движется только вперед, никуда не сворачивая, и по мере движения видит эту картину кусочек за кусочком. А вы, стоя в стороне, видите и паучка, и его путь и ВСЮ КАРТИНУ ЦЕЛИКОМ СРАЗУ. Как вы можете объяснить паучку, что видите одновременно то, что для него было в прошлом, в настоящем и в будущем? Как расскажете, что ваша точка зрения не означает, что судьба паучка предопределена, что у него остается свобода воли? А тем более, как вы объясните, что и для вас прошлое, настоящее и будущее не всегда то, что для этого паучка?
Эта вторая догадка затрагивает вопросы еще более сложные, но она тоже помогает примирить взгляды тех, кто защищает и опровергает Триединство.
Эпилог
Апостол Павел сравнивал знания истины со знаниями ребенка (1Кор.13:9-13). И предсказывал, что со временем знания увеличатся. В его время пребывали вера, надежда, любовь. В будущем к ним должно прибавиться знание, даже познание.**** Это указывает на более тесные отношения христиан с Богом, на их развитие не только по качествам, но и в других областях. Пророк Даниил также предсказывал, что в последние дни возрастет понимание многих вещей (Дан.4:12).
Для того чтобы узнать о двойственности света, понадобились открытия в физике в начале 20 века. Чтобы всерьез рассматривать существование высших измерений, понадобились знания человечества конца 20 века. Как мы увидели, их применение к Библейским стихам позволит прояснить много вещей.
Но и теперь, как во времена Павла, не будем забывать, что "знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него" (2Кор.8:1-3). Величайшим достижением религиозного пути познания мира является христианское познание. Это не просто информация, но и жизненный Путь, путь, по которому верующие идут за Христом, путь, который для них никогда не закончится.
Сноски:
* Названия путей условные. Возможно, следует подобрать более точные термины.
** Сейчас ученые думают, что и сами эти законы не установлены изначально, а возникли как результат спонтанных нарушений. То есть из многих вариантов был реализован тот, который мы видим. Получается, что Творец создал первоначальный выбор всех возможных вариантов, а не конкретно эти законы.
*** Эти вопросы связаны с учением о Триединстве, поэтому на него и ссылаюсь. Но в статье обсуждается только отношения Бога-Отца и Христа-Логоса. О святом духе вопрос не поднимается. В некоторых трактовках ипостасей Логос и Христос не полностью соответствуют друг другу. В статье такие отличия игнорируются.
**** В комментарии к Брюссельской Библии на слова "знание упразднится" из 8 стиха сказано: "И пророчество, и знание приоткрывают истину лишь отчасти и должны прекратиться, когда она откроется во всей полноте; любовь же по природе своей не частична, а целостна, и потому переживет их и пребудет во веки". В Толковой Библии преемников Лопухина: "Знание упразднится, т. е. знание как особый дар, получаемый только некоторыми лицами, прекратит свое существование, потому что, как сказано у пророка (Иер XXXI:34), все будут знать Господа от мала до велика...". Новая Женевская учебная Библия: "Любовь никогда не перестает. Это утверждение позволяет Павлу сопоставить любовь, пребывающую всегда (ст. 13), с духовными дарами, которые прекратятся. пророчества... языки... знание. Вероятно, Павел упоминает эти три момента, как образцы духовных даров, которые имеют временное, земное значение. Павел приводит только эти три дара, потому что они несут функцию откровения, которое также прекратится с завершением новозаветной эры". Толкование Феофилакта Болгарского: "Если знание будет упразднено: неужели мы будем жить в незнании? Отнюдь нет! Но говорит, что упразднится знание отчасти, когда придет знание совершенное, то есть свойственное будущей жизни. Ибо тогда мы будем знать уже не столько, сколько знаем ныне, но гораздо более. Например, мы знаем и ныне, что Бог существует везде, но как это, не знаем; что Дева родила, мы знаем, но как это, не знаем. Тогда же узнаем об этих тайнах нечто большее и полезнейшее. Когда я был младенцем. Сказав, что с пришествием совершенного то, что отчасти, упразднится, в то же время представляет и пример, которым объясняет, как велико различие между знанием настоящим и будущим. Ибо ныне мы подобны младенцам, а тогда будем мужами. То по-младенчески говорил. Это соответствует языкам. По-младенчески мыслил. Это соответствует пророчествам. По-младенчески рассуждал. Это соответствует знанию. А как стал мужем, то оставил младенческое. То есть в будущем веке я буду иметь знание более зрелое; тогда малое и младенческое знание, какое мы здесь имеем, упразднится. Затем продолжает. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно. Объясняет сказанное о младенце, и показывает, что нынешнее наше знание - какое-то темное, а тогда будет яснейшее. Ибо, говорит, видим ныне в зеркале. Потом, поскольку зеркало довольно отчетливо показывает отражающийся в нем предмет, присовокупил: гадательно, дабы с наибольшей точностью показать неполноту этого знания. Тогда же лицом к лицу. Говорит так не потому, будто Бог имеет лицо, но дабы чрез это показать ясность и наглядность знания.". Комментарий Баркли к НЗ: "Павел считает, что в этой жизни мы видим лишь отражение Бога и многое представляется нам таинственным и загадочным. Мы видим это отражение Божие в мире Божием, потому что созданное творение всегда говорит нам нечто о его создателе, творце; мы видим Его в Евангелии, и мы видим Его в Иисусе Христе. Даже, если мы получили в Иисусе Христе законченное откровение, наш ищущий ум может понять лишь часть, ибо конечное никогда не сможет понять бесконечное. Наше знание все еще подобно знанию ребенка".