Ужаса не получилось. Слишком уж наигранный армагедец, и слишком нарочитый. По лекалам зеленых и антиглобалистов изваянный. Не верю. И старик-староста рудиментарной общины не убедителен. Во всяком случае, если старик увлекался в свое время творчеством АБС, то апокалипсис - предлог вспомнить "Обитаемый остров", а не "Жука в муравейнике". Солдаты-людоеды наоборот, убедительны. Только каким святым духом они в условиях армагедеца перенеслись сначала из Калифорнии на Камчатку, а потом в Крым? Ведь вся транспортная инфраструктура гикнется прежде всего. Еще до того, как победит пустыня. В общем, меня пытались по настоящему напугать, но я (скептик такой) по настоящему не испугался.
Гладченко Ю.А. Таи Юэла
Я кошатник со стажем, но не знал, что во время нашего сна felics domesticus способны на такие подвиги. Да еще руководствуются при этом нашей, человеческой логикой. По крайней мере, "Древние", о которых говорит почтенный сенбернар - это чисто юнговский архетип "Родителя-защитника". Остается вопрос - почему Таи Юэла до сих пор не добрались до лунного города Древних? Интересно, когда они решат выйти с нами на контакт?
Гаврильченко А. Змиевик
Не дочитал. Бросил, как только понял, что не читаю, а ПРОДИРАЮСЬ сквозь текст. Мой несовершенный разум не смог вместить мудрость этого текста. Картинка делу не помогла...
Лещук А.К. Не играйте в войну!
А во что еще играть мальчикам? Не в куклы же... Другое дело, не стоит играть мальчикам в компьютерные стрелялки. Когда наше поколение играло в войну, нужно было взаправду бегать-прыгать-ползать "на своих двоих" и стрелять из "настоящего" пластмассового автомата. И еще были хорошие фильмы о войне. Все это давало моему поколению "эффект присутствия". Компьютерные стрелялки воспитывают в современных подростках отстраненность. Великая война кажется невзаправдашней, невсамоделишней. И поэтому рассказы о "попаданцах" из нашего "светлого" будущего в их "тёмное" прошлое можно только приветствовать. Пусть сюжет вторичен по отношению к фильму "Мы из будущего". Пусть у автора не все получилось, но он, по крайней мере, наметил переживания человека, попавшего отсюда - туда. Его ГГ симпатичен. Ведь не дезертировал под предлогом, что "наши все равно победят". Встал в строй.
Дараган Ю.В. Должник
Сюжет, прописанный в рассказе - гибель старого мира и спасение населения целой планеты - используется в научной фантастике не часто. Я могу вспомнить маленькую повесть в журнале "Знание-сила" за восьмидесятые годы. И в "Жуке в муравейнике" тема присутствует как деталь основного сюжета. Очень интересны наблюдения автора за психологией ГГ. Для этого его ввергают в разные коллизии. Что чувствует человек, мир которого вместе с его же собакой проваливается в портал? Что чувствует человек, ставший нищим эмигрантом в новом, "сверхбыстром" мире? Как он относится к своим спасителям-лоцманам? Не пригибает ли его этот долг сверх меры? И не слишком ли поздно ему объясняют, что с жизнью только мертвецы квиты, но есть долги, которые не отдают, а если отдают, то не тем, кому должны. Сентенция, подкрепленная добротным сюжетом, выглядит свежо.
Верник С.В. Наблюдатель
Сюжет старый, как мир: контакт без контакта! На заброшенной планете живут два человека. Один из них замаскированный пришелец. Обоюдного обмена информации нет, а значит, нет контакта. Но! Как говаривал Фридрих Ницше: "Человеческое, слишком человеческое". Инопланетянин, отрабатывающий легенду на уровне резидентов современных разведок - каким же ксено-психологом он долен быть! (Ксено - это, в данном случае мы, homo sapiens). Или это отработка инфильтрации? Тады - ой!
Шолохов А.В. Вечный бой
Сначала думал, что это рассказ о конце света. Оказалось, что конец света уже состоялся. И мертвые восстали. Но не на суд Божий, а на военную службу. Интересно, где их хранили с момента самоубийства, если они свежие, как огурчики? В остальном - верю больше, чем "Зверям около двери". Во всяком случае, я испугался. Не восстания мертвых, а превращения живых людей в зомби. Ибо при описанном в произведении раскладе не один нормальный человек воевать не пойдет. Автор, сам того не зная, нашел очень удачную метафору. Так что: ой! И еще раз - ой!
Самойлова Е.С. Мы не в ответе
Очень трогательный рассказ. Мужчинам полезно читать время от времени такие женские вещи.
Быданов А.А. Золотая миля
Со вкусом написанный апокалипсис. Автор мастерски провёл читателей. Во всяком случае, я так и остался в недоумении: а был ли апокалипсис? Или всё написанное автором привиделось меркнущему сознанию ГГ на "золотой миле"? Отдельное спасибо за gag в сторону Германа с его бесконечным фильмом.
Габдулганиева Марзия Последний ангел
Вот так черт! Темные победили... Во всяком случае, из всей армии Архистратига Михаила остался один последний ангел. Да и тот связан, спелёнут, и ждет участи превращения в демона. Этой участи он смог избежать, только пожертвовав глазами.
Один из критиков прав: это совсем не фантастика. Но и нереалистической прозой это произведение назвать язык не поворачивается. Это самый настоящий христианский реализм. В духе Елены Хаецкой. Правда, у Хаецкой Господь никогда не появляется на сцене, он только подразумевается. ОН в жаре пустыни и в дуновении "духа хладна", и в кровоточащем распятии на перекрестке...
В этом отношении к рассматриваемому произведению ближе рассказ Гарсия Габриеля Маркеса "Старый человек с большими крыльями". Но там ситуация еще страшнее: старый ангел становится игрушкой для посетителей балагана... Мне несколько странно, что у представленного рассказа такая низкая оценка посетителей сайта.
Оленина Татьяна Ангел
Очень хорошая проза об очень непростой человеческой коллизии. В небольшом городке живут два Дмитрия - бывший клоун "Степаныч" и священник местного собора. Первый возвысил до чуда искусство фокуса, второй обладает холодной рассудочной верой. Первый готов использовать свое искусство как костыль для немощного человека, второй уверен, что Господь не дает человеку крест не по силам. И между ними, как между жерновами попадают юноша-калека и его мать. Клоун пытается устроить чудо, но оно не получается. Священник эту попытку высмеивает. Кто из них прав? Автор изящно устраняется от ответа, предоставив читателям самим решать. В общем, рассказ просится на разбор в большой критической статье... Такой возможности у меня сейчас нет. Скажу только, что я все-таки на стороне священника.
Дмитрий W. Вронский < Иван-недурак и чёрт-простак
Прекрасная стилизация под народный лубок в духе Бориса Шергина. Шутки-прибаутки - в строку. Правда, политические экивоки портят впечатление. И черт нетипичный, нехарактерный какой-то. Дурковатый черт. Зато ГГ - наш человек. В смысле - достойный представитель нашей эпохи. А то, что в некоторых мэриях НЕЧИСТО - так это и к гадалке не ходи.
Бережной С.В. Треуголка маркизы чертей
Казалось бы все на месте. Хорошо сбитый сюжет. Задумка автора вполне понятна: в кого рядиться князю мира сего во времена французского Просвещения, как не в церковника-экзорциста. Для вольтерьянствующей французской знати этого времени пообщаться с экзорцистом было таким же аттракционом, как для нас сфотографироваться с фальшивым Ильичем на Красной площади. Так что нет для дьявола более прямого пути в модный салон, как обернуться экзорцистом... Далее начинается милицейский протокол заполненный со слов ГГ: "ударил сестру, нагрубил хозяйке, подрался с гостем, видел черта, вылезающего из треуголки. Был выпивши. С моих слов записано верно... Протокол заполнил участковый С.В. Бережной". Да, да, именно так. Автору не хватило темперамента, чтобы дотянуть рассказ до ощущения ужаса происходящего. Как-то вяло и отстраненно повествует ГГ о страшных событиях, свидетелем которых он стал. Словно действительно милицейский протокол заполняет. Поэтому необходимого впечатления рассказ не производит. Хотя написан хорошим литературным языком.
Белянский П. Чертова дюжина
Довольно простой сюжет. Вся страна подсажена на препараты. Фармакологические фирмы наживаются и лоббируют свои интересы, добиваясь, чтобы именно их препараты были приняты для индивидуальной аптечки первой помощи. По-видимому, это альтернативная история: мир, где на выборах 1996 года победил Брынцалов... На этом фоне развивается тривиальная история подростков о любви и ненависти, дружбе и недружбе. В которой приобретение из внешнего источника информации о том, что таблетки, оказывается, можно и не пить, кажется откровением свыше. Рассказ откровенно средненький, серый.
Нейм Ник Костер в ночи
Эфирные существа у вас получились сверхмедленными тупицами... Сколько событий произошло на Земле пока эфирный ребенок игрался с нашей Галактикой. По-моему, должно быть наоборот: скорость их жизни должна намного перекрывать нашу. Но это мое личное мнение. Свободное владение историческим материалом. По журналистски точное описание исторических событий. Хороший язык. Ничего лишнего.
Рысев А.И. Право выбора
Вот это по-нашему! Так приложить фэйсом об тэйбл все человечество мог только настоящий русский интеллигент! Социально-психологический эксперимент в духе Федора Михайловича вложен в фантастический сюжет. И не кажется в нем чужеродным. Представитель галактической сверхцивилизации предложил сотне рядовых землян спасти Землю от уничтожения ценой своей жизни. При этом каждый знал, что есть другие кандидаты. Требовалось согласиться на смерть хотя бы одному. И никто не согласился, считая, что смерть наверняка выберет... кто-нибудь другой. В маленькой зарисовке автор блестяще показал человеческий эгоизм и тупость. А ведь либерасты призывают нас водить хороводы вокруг такого среднего серого человека.
Звонарев С.В. Битва с колобком
Прекрасная пародия на хорор. Плотоядный колобок, сожравший всех зверей в лесу и охотящийся на человека - это действительно круто! А эти черви, которые полезли из него в конце - бр-р-р-р! Но при этом держишь в памяти исходник, если так можно выразиться - и становится смешно. Единственное, что мне осталось непонятным - почему колобок увеличивается размером только после стычки с ГГ? И неужели он это проделал на одной траве? И потом. Почему егерь Василий Иванович не в курсе, что в его лесу завелся такой опасный хищник?
Ясинская М.Л. Carte blanche
Хорошая притча. В крапивинском духе. Напоминает повесть "Лоцман". Только для взрослых. О том, кто творит судьбу. "Чертовы картографы!" - весьма точный эпитет. Но полубезумный Димка - сверхкартограф, раз сумел показать другу утраченную карту на белой стене. Ту карту, что не картографы составили, а человек сам для себя выбрал. А Даша... Ей нельзя было помочь, поскольку она не могла самостоятельно выбирать. Все. Пойду размышлять...
Фенек Гаруспики
Нравится мне эта степная лиса! Вот и сейчас предложила хорошую зарисовку из эпохи Римской империи. Зарисовка производит впечатление рваной, состоящей из нескольких самостоятельных кусков. Но автор честно в комментариях предупреждает читателей, что это куски более широкого полотна, которое, я надеюсь, мы скоро увидим. Но дух эпохи и психология общества переданы автором точно. Римляне действительно боялись шагу ступить без своих предсказателей. Был у них такой пунктик. Кстати, Юлий Цезарь в знаменитой краткой речи: "Жребий брошен, Рубикон перейден, мосты сожжены!" просто информировал своих легионеров, что отступать нельзя, поскольку было проведено удачное гадание, переход запретной реки превратил их всех в мятежников, а мостов нет. Неизвестно, что больше воодушевило солдат - то, что гадание оказалось удачным или отсутствие мостов, но они победили. Поэтому римское войско, уклоняющееся от сражения в ожидании удачного гадания не является авторским домыслом. Очень художественно, с большим психологизмом передано отношение гадателей к своей профессии. Это еще не авгуры II-III века по Рождеству Христову, которые не могли смотреть друг на друга без смеха. Пока они относятся к профессии вполне серьёзно. Я бы поставил высокую оценку. Если бы голосовал.
Лифантьева Е.И. Мышь Эйнштейна
Ну, если есть кошка Шредингера, то почему бы не быть мыши Эйнштейна? Тем более это Зеленая Мышь с Красными Глазами. Вот! А еще Хью Эверетт был прав, что поругался с Нильсом Бором и предложил свое решение уравнений квантовой механики, отличное от классической копенгагенской школы. У него получилось, что Наблюдатель и его Объект - единое целое. И разделяется вместе с Объектом на все возможные квантовые состояния. Так что Вселенных - бесчисленное множество. И никакого принципа неопределенности Гейзенбрга... Да... Дела... Ты наблюдаешь Зеленую Мышь с Красными Глазами и этим самым меняешь её. И вот - это уже не Мышь, а Мыша... Развалилась в твоем кресле и таскает твое пиво из холодильника... Наблюдает за тобой... И ты начинаешь меняться, как и положено объекту наблюдения. И вместе с тобой изменяется отношение к наблюдаемому миру. Уф! Хороший рассказ. Иногда, чтобы спасти мир, достаточно изменить свое отношение к окружающему. И снова удивляет скромная оценка посетителей сайта. Не разбираются они в Эвереттике...
Monster Голубая планета
Вот что значит - пойти по шерсть, а вернуться стриженным. Космическая империя американского образца (неограниченная экспансия во вне) готовится захватить новую колонию. Но маленькая планета оказывается ловушкой - обманкой, и "раскрывается" навстречу агрессорам боевым флотом, на порядок превосходящим имперский. Напоминает "Здесь могут водиться тигры" Брэдбери. Автор предоставляет читателям догадываться, столкнулись ли имперцы с противником, еще более злокозненным, чем они, или это естественная защитная реакция самой планеты на агрессию...
Катлас Эдуард Информационный солдат
Немедленно изъять! Навесить гриф секретности! Издать ограниченным тиражом как пособие по информационному противоборству. Но если серьезно - хорошо продуманный сюжет, динамичное, без пауз, повествование, ускоряющееся к концу. Обкатана модель информационного противоборства с инопланетянами. Но и для мелкотравчатых земных нужд вполне подойдёт. Хороший литературный язык, отсутствие очепяток. Отдельное спасибо за Цита. И цитаты. Снимает напряжение с психики. Жаль, что автор перебрал с объемом, и не прошел на конкурс.
Шепельский Е.А. На краю
Ну и что, что он упал человеком? Это не был его сознательный выбор. Так за него решил Хозяин. Вызывает вопросы стиль произведения. Это экзестенция Марселя Пруста в применении к метаморфирующему вампиру? Строчки длинной в одно-два слова должны придать повествованию драматизм? Но все получилось очень даже шаблонно.
Сорокин А.В. Где ты май?
Прекрасный рассказ. И приложить человечество фейсом об тейбл, как сделал Рысев, и погладить его по голове, как это сделал Сорокин - это не просто так, это нужно делать грамотно. Что бы не возникало даже тени желания пререкаться с автором. У Сорокина получилось. Грамотно подобранное фантастическое допущение: Как еще объяснить успешность соседа? - Получает информацию из будущего, гад! Грамотная обработка принятого допущения: недобриллиантовый туман, исходящий от газеты и последующие телодвижения героя... Действия его героя естественны. Он не пошел сразу спасать людей, как сделал бы клишированный герой советской фантастики, он просто захотел улучшить свое материальное положение. И мы становимся свидетелями его душевных метаний. В конце концов ГГ идет спасать людей. Потому что "Человек выше сытости" (с).
Кауфман Ю.О. Осирис
"Все уже украдено до нас" (с) Сюжет, в котором культурный герой оказывается представителем древнейшей цивилизации либо пришельцем с другой планеты, уже довольно замусолен. В фантастике сразу вспоминается "Последний человек из Атлантиды" А.Р.Беляева, "Опыт" В.Кайдоша. Был еше расказ американского писателя, где Джин из "1001 ночи" оказывается роботом, забытым на планете экспедицией пришельцев. Поэтому древний киборг вылезабщий пред светлые очи ошарашенных египтян не впечатляет. Автора выручает только психологизм - показ внутренних мотивов, чувств и переживаний главного героя.
Сырцова Анна Приносящая память
Есть у Шекли такая повесть "Тоже цивилизация", где описана целая планета, населенная бывшими преступниками, у которых промыли мозги. Они там строят свою цивилизацию, построенную на культе преступления, смерти. Главный герой пытается выбраться из этого мира, чтобы узнать, за что он сидит, а когда узнаёт, то тут и начинается самое интересное... Есть пара голливудских боевиков о Нью-Йорке и Лос-Анжелосе, превращенных в тюрьмы. Но сюжетный ход, в котором героиня пробирается в тюрьму, чтобы совершить правосудие - это нестандартно. Так что и здесь ГГ узнает, за что сидел... прежде чем умереть. Как не странно, рассказ получился хороший, несмотря на вторичность сюжета. Именно за счет психологизма.
Фиатик 1500 секунд
Немного альтернативной географии. Немного мелодрамы. Немного мистики. Немного экшена. Хороший язык. Динамичный сюжет. Смешать в равных пропорциях. Получится очень неплохой коктейль. Оригинальный.
Во первых, это мир альтернативной географии - мир, в котором нет Америки, а Колумб - сбылась мечта идиота - достиг Японских островов. Отсутствие Америки компенсируется наличием магической составляющей. Что и порождает главную коллизию сюжета - экспорт жизненной силы. И историю двух любящих людей. И я совершенно согласен с автором: если ты разделяешь жизнь с любимым человеком, то почему она должна уменьшаться.
Вознин А.А. Без преград?
По принятой у "альтернатившиков" типологии - перед нами псевдоальтернатива. Это когда изменение истории определяется не естественными причинами, а грубым внешним вмешательством. Добро пожаловать в страшненький мир! Пророчество Фридриха Ницше сбылось! Миром правят сверхлюди, стоящие поту сторону Добра и Зла, и превратившие историю в полигон для своих соревнований. Тонут корабли, сгорают ракеты... Рассказ написан очень добротно, сюжет держит читателя в напряжении... но ставить высокую оценку не хочется. Уж слишком обстоятельно автор описал все действия ГГ по утоплению "Титаника". Конечно, он прекрасно вывернул психологию сверхчеловека, показал её мелочность... Мурашки по коже.
Виллерс Джени Тени исчезают в полдень
Грустная история о том, до какой степени люди не понимают друг друга. Да как им друг друга понять, если они самих себя не понимают. "А вы что думали, что в сказку попали?" (с) И еще важный вопрос о цене. Не слишком ли дешево мы иногда себя оцениваем?