Гуларян Артем Борисович : другие произведения.

Статья 5: От модернизма к постмодернизму: перспективы развития постиндустриального общества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Постмодернизм выдвигает лозунг "общечеловеческих ценностей", имеющих универсальное значение для всего человечества. На самом деле происходит подмена понятий. Социолог Чарльз Кули, исследователь первичной группы, доказал, что любая культура закладывает в человеческую личность примерно одни и те же ценности. Этот механизм является первичным условием существования общества как такового. Но ведь отдельные культуры различаются сравнительной значимостью этих ценностей, заключенных в определенную иерархию.

© Гуларян А.Б. 2003


ОТ МОДЕРНИЗМА К ПОСТМОДЕРНИЗМУ:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.


В наше время ученые различных дисциплин - философы, историки, социологи - много говорят о появлении на планете новой мировой цивилизации. Чаще всего ее называют постиндустриальной или информационной, так как структурообразующие компоненты действительно переходят из непосредственного производства в область связи и информатики. Но с большим основанием мы могли бы говорить о постмодернистской цивилизации, ибо это определение шире и точнее, и охватывает не только системообразующую сферу, но и всю жизнь современного человека.
Постмодернизм возник как антипод модернизма. Что же подразумевается под этими понятиями? Стиль "модерн" - понятие искусствоведческое. Это последний синтетический стиль в искусстве, объединявший архитектуру, живопись, скульптуру в единое целое. Первоначально он возник в архитектуре, потом шагнул в искусство и литературу. Модерн возник одновременно в некоторых европейских странах, но своей чистой и завершенной формой обязан России. [1] Существование этого стиля в искусстве ограничивают началом века, и двадцатыми-тридцатыми годами.
Но модернизм - не только художественный стиль, но и мироощущение, культура мышления, проявлявшееся не только в искусстве, но и в социальной жизни человека. Первоначально модернизм в прямом смысле этого слова "вывернул наизнанку" архитектурное мышление. Если раньше архитектор сначала чертил общий план здания, рисовал фасады и только потом намечал расположение покоев, то в модерне самым главным стал интерьер зал и комнат. Архитектор намечал, где какое помещение должно находиться, в зависимости от его назначения намечал размер, форму, и только построив внутренний план дома, обносил его стенами. Главная сила такой архитектуры - удобство жилья. [2]
Этот же стиль мышления проявился в искусстве - отгородиться от действительности, уйти в стилизованный мир прошлого, углубиться в разработку совершенной формы своих произведений, воспеть внутренний духовный мир ушедшего от общества одиночки:

Юноша бледный, со взором горящим!
Ныне даю я тебе три совета.
Первый прими - не живи настоящим:
Только грядущее - область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя возлюби беспредельно.
Третий прими - поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно...

Юноша бледный, со взором смущенным!
Если исполнишь мои три совета -
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в жизни оставил поэта! [3]

Но мало кто задумывается, что модернистский стиль мышления проявлялся и в политике ХХ века. Проявлялось это в реализации различных политических проектов общественного устройства.
Что общего может быть между модернистской архитектурой и теорией "чистого искусства" с одной стороны и большевизмом, фашизмом и американским образом жизни с другой? Во всех случаях диалектически проявляется один и тот же модернистский тип мышления. И Ленин, и Гитлер, и Рузвельт разрабатывали модернистские социальные проекты, построенные по одному принципу. Сначала берется абстрактный человек, и решается, как, в соответствии с какими принципами он должен жить. Потом политические "архитекторы" решают, сколько социальных этажей необходимо обществу, какие классы и группы населения необходимы, а без каких можно обойтись. Потом проект реализуется на практике, хорошо или плохо. Массовое общество, постиндустриальное общество и "новые рубежи" Джона Кеннеди тоже были модернистскими проектами.
Таким образом, политический модернизм - это тип мышления, характеризующийся стремлением преобразовать действительность согласно тем или иным проектам, претендующим на безусловную, непреходящую ценностную значимость. Все эти проекты рано или поздно, но потерпели полный крах. Последний такой проект - "объединенная Европа" - терпит провал сейчас, во время войны на Балканах.
Провал модернистских проектов преобразования действительности привел к появлению постмодернизма - художественного стиля, мироощущения и политического принципа. Постмодернизм возник и вырос из архитектурного стиля эклектики, утверждавшего эстетическую возможность конструкций, созданных на основе совмещения разных стилей. [4] На основе этих принципов была разработана идеология, принятая на вооружение искусствоведами, литературоведами и культурологами постструктуралистской ориентации. И, наконец, появилась философия постмодернизма: Делез, Лиотар, Бодрийяр и Деррида.
Постмодернизм в философии - утверждение конечности всех представлений человека об окружающем мире. Например, Жан Деррида говорит о гибели всех "богов" западной интеллигенции - Техники, Науки, Культуры, Прогресса вообще. [5] Ж.-Ф.Лиотар говорит о крушении главных идей человечества: просветительской идеи прогресса, гегелевской идеи диалектического развития духа, западноевропейской идеи эмансипации личности и т.д. [6] Поэтому история для постмодернистской философии - бесконечное возведение "вавилонских башен" и превращение их в руины. [7] Бытие - "вечное повторение одного и того же".
Постмодернизм в искусстве - отрицание целостности художественного произведения. Целостность в глазах постмодернистов отождествляется с "тоталитаризмом". Постмодернистские литература и искусство тяготеют ко всему фрагментарному, внутренне надломленному и неустойчивому, и, наоборот, отрицают законченное и завершенное. В качестве творческой неудачи расценивается сама попытка двинуться в этом направлении.
Постмоденизм в социальной сфере - ликвидация вертикального измерения. Это диффузное, ценностно нейтральное состояние социума, общество без какой-либо идеальной, духовной надстройки. Этим постмодернизм обязан совместным усилиям последователей Зигмунда Фрейда, идеологов "общества потребления" и теоретиков всемирной "сексуальной революции". В 1970-80-х годах в западном обществе произошел качественный скачок, значения которого никто не оценил. Имеется в виду создание современной медициной мощнейшей индустрии контрацепции. Эта индустрия позволила остановить социальное время, уничтожила такое неприятное для массового человека понятие "потом". Отмена социальной ответственности позволило провозгласить основой общества "принцип удовольствия" (фрейдовское либидо).
Таким образом, постмодернизм - это социально-психологическая реакция на отсутствие положительного результата поступательного общественного развития. Это болезнь роста, и проявляется она в отказе от поиска смысла человеческой жизни. По образному утверждению П.К.Гречко: "Постмодернизм призывает заменить модели реальности на реальность как модель". [8] Он ситуативен до мига, не знает вечности.
Таким образом, постмодернизм - это социально-психологическая реакция утраты надежды на положительный результат поступательного общественного развития. Это болезнь роста, и проявляется она в отказе от поиска смысла человеческой жизни.
Но может ли мировоззрение, провозгласившее отказ от смысла человеческой жизни, построить свою собственную политику, а значит, цивилизацию? К сожалению, следует утвердительно ответить на этот вопрос. Прежде всего, потому, что принципы постмодернизма находят выражение в идеологии "сексуальных меньшинств", что не раз подчеркивал в своих статьях И.Хассан. [9] Действительно, в последнее время сексуальные меньшинства озабочены не сколько своим самосохранением и легитимацией в глазах общества, сколько завоеванием политической власти. Что же касается власти идеологической над мыслями и душами простых людей - то они давно уже ее завоевали. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, сколько артистов, писателей и художников и у нас и на Западе открыто признают свою принадлежность к этим группам.
Что же касается проблемы пребывания сексуальных меньшинств у власти, то имеется исторический прецедент - Римская империя. Пуритански настроенная учебная программа по истории, да и советская историческая наука обходили стороной вопрос, кто были римские императоры по своим сексуальным предпочтениям. Между тем, еще о Гае Юлии Цезаре современники говорили, что он "муж всех жен и жена всех мужей в Риме". [10] Это же касается и его приемников, сексуальные похождения которых описаны в "Жизни двенадцати Цезарей" Гая Светония Транквила, трудах Тацита и некоторых современных изданиях. [11] Спрос на подобную литературу [12] и интерес к подробностям интимной жизни великих людей также говорит о распространении идей постмодернизма. Хотя необходимо отметить, что при первых императорах Римская империя достигла пика своего могущества и завоевала Галлию, Британию, Азию, Египет. Но когда широкие слои населения империи стали подражать своей политической элите, империя погибла.
Но если постмодернизм - болезнь роста, при этом болезнь роста Западной цивилизации, то, может быть, нам ничего не угрожает? Западные постмодернисты покритикуют свою систему ценностей, сделают ее более гуманной и пластичной, и все пройдет. Однако в истории уже есть ни мало примеров того, как болезнь роста одного культурно-религиозного мира становилась страшным ядом для других культурных миров.
Л.Н.Гумилев убедительно показал, как манихейство, появившееся среди зороастрийцев как болезнь роста, проникнув в Европу, обернулось богомильской и катарской ересями, с которыми долго и упорно пришлось бороться католической церкви. [13] То же манихейство фактически привело к падению Уйгурского каганата, ибо властная элита уйгуров, приняв эту веру, проповедовавшую сознательный отказ от продолжения рода, просто выродилась. [14]
Россия не прошла школу Нового времени, школу эмансипации человеческой личности. Она заменила модернизм экономической модернизацией и культурным модерном, то есть внешними заимствованиями. Как очень образно сказал об этом Юрий Визбор в одной из своих песен:

Зато мы делаем ракеты,
И перекрыли Енисей,
А также в области балета
Мы впереди планеты всей! [15]

Экономическая и культурная модернизация - явление внешнее. Это технология, а не культура. Она накладывается на традиционную социальную основу, и потому всегда сочетается с массой исторических пережитков. Поэтому искушение постмодернизма для нас особенно опасно. Достаточно вспомнить, что мы сейчас претендуем на такой уровень открытости в обществе, который не может себе позволить "передовой" Запад.
Становление постмодернистского общества напрямую связано с проблемой СПИДа. Распространение этой болезни может служить наглядным системным индикатором. СПИД - болезнь постмодернистского общества, и не случайно распространение этого заболевания в нашей стране долгое время сдерживалось невидимым барьером, что вызывало удивление на Западе. Не меры профилактики сдерживали болезнь, а барьер в общественном сознании. Как только общество изменилось, и стало более открытым и более безответственным, произошел самый настоящий обвал СПИДа в России.
Постмодернизм выдвигает лозунг "общечеловеческих ценностей", имеющих универсальное значение для всего человечества. На самом деле происходит подмена понятий. Социолог Чарльз Кули, исследователь первичной группы, доказал, что любая культура закладывает в человеческую личность примерно одни и те же ценности. Этот механизм является первичным условием существования общества как такового. Но ведь отдельные культуры различаются сравнительной значимостью этих ценностей, заключенных в определенную иерархию. [16] Н.Б.Мечковская написала по этому поводу: "Одни черты объединяют белорусов со всеми славянами; другие - с литовцами и поляками; третьи - с народами, исповедующими христианство; четвертые - с жителями Европы; пятые - с жителями СНГ. Народный менталитет складывается из взаимодействия всех "слагаемых", причем этническая индивидуальность определяется не только сугубо индивидуальными особенностями народа, но и уникальностью самого соединения индивидуальных и групповых черт - соединения именно "этих ингредиентов" и именно в такой неповторимой "пропорции"". [17]
Например, Великая Французская революция выдвинула систему ценностей: "Свобода, Равенство и Братство". Безусловно, они являются общечеловеческими ценностями. Но их последовательность, иерархия, являются национальными. В результате революции и последующей борьбы французы реализовали полнее всего свободу, в меньшей степени равенство (в институте юридической демократии), а вот братство осталось декларацией. В России была выдвинута другая система ценностей: "Православие, Самодержавие, Народность". Полнее всего был реализован принцип самодержавия - даже его ниспровергатели выдвинули, в конце концов, из своей среды нового самодержца. Православие реализовалось в соборности, то есть в ощущении духовного единства всех русских людей. Что же касается народности, то если бы этот принцип был реализован, а не просто декларирован, никакой бы революции в России не произошло. [18]
Постмодернизм для своего утверждения пользуется той же схемой: старается реализовать до логического предела определенную иерархию ценностей, построенную на индивидуализме, моральном релятивизме, неограниченности удовольствия, и отодвигает на задний план интересы общества. Универсальной и общечеловеческой эту систему можно назвать только по недоразумению.
Столь же неубедительны претензии либеральной демократии на мировое лидерство. Весь ХХ век она строила свою политику на противопоставлении себя коммунизму. [19] Утратив врага, вернее, свою противоположность, либеральная демократия проявляет несостоятельность в определении устойчивой исторической перспективы, то есть цели существования, мечты для всего человечества. Чем заняты лидеры западного мира - Соединенные Штаты Америки? Они судорожно пытаются найти себе нового врага: Норьегу, Хуссейна, Милошевича - и продолжают бороться с ним, оправдывая этим собственное военное присутствие во всех частях света. При этом лидеры США не замечают, что столь простое решение как поиск врага вовлекает их на самом деле в "дурную бесконечность" "простых" решений.
Что же представляет собой постмодернистское общество в концептуальном плане? В грубом приближении оно представляет собой слияние концепций "массового" и "информационного" общества. Социальную базу постмодернизма составляет зрелый этап "массового общества" с выходом на поверхность культуры "неквалифицированного индивида" по терминалогии Х.Ортеги-и-Гассета. Не квалифицированность этого индивида заключается в том, что он не умеет себя развлекать, но потребляет услуги и развлечения в большом количестве. [20] Можно иметь диплом бакалавра или магистра наук и быть крайне неквалифицированным в выборе досуга. Поэтому специально для этого индивида создается индустрия услуг и развлечений, в которой личность подвергается нивелировке. Нивелировка общества - один из принципов постмодернизма. Создается бесструктурный, хаотичный мир, в котором торжествуют низшие: толпа управляется самым зычным окриком и самым грубым жестом.
Эти культурные изменения сопровождаются подвижками в производственной сфере. Значение промышленности падает, и начинают бурно развиваться системы связи и средства обработки информации. Телевизор, персональные компьютеры и система Интернет стали неотъемлемой частью нашей жизни. При этом процесс их совершенствования нарастает лавинообразно. Но достигнуты ли этим поставленные задачи? В свое время ученые создали "всемирную паутину" - Интернет, чтобы с ее помощью оперативно обмениваться научной информацией. Что представляет собой "всемирная паутина" сейчас? Она превратилась в новое СМИ и забита компьютерными играми, порнографией, клубами общения по интересам. И задача обмена научной информацией превратилась в цель одного из таких клубов. Цели достижения управляемости информационными потоками не достигнуты. С другой стороны, непредвзятый наблюдатель не может не отметить, что освоение космического пространства продолжает осуществляться химическими ракетами, мощности которых не хватает даже для освоения "малой" системы Земля-Луна, не говоря уже о Солнечной. И очень может быть, что, вместо освоения звезд, человек будущего уйдет в мир грез и наслаждений виртуальной реальности.


ПРИМЕЧАНИЯ.
[1] См.: Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т.10. М., 1972. С.38. [Назад]
[2] См.: Овсяников Ю.М. Рассказы об архитектуре. М., 1984. С.174. [Назад]
[3] Брюсов В. Стихи. М., Современник, 1972. С.24. [Назад]
[4] Сам термин "постмодернизм" возник после того, как оказалось невозможным возникающие архитектурные инновации объявлять модернизмом. [Назад]
[5] См.: Архитектура и философия. Интервью с Жаком Дерридой. \\ Беседа. Ленинград-Париж. 1986. [Назад]
[6] См.: Континент. 1996. № 3. [Назад]
[7] См.: Беседа. Ленинград-Париж. 1986. [Назад]
[8] ОНС. 2000. № 2. [Назад]
[9] См.: Давыдов Ю. Современность под знаком пост. \\ Континент. 1996. № 3. [Назад]
[10] См.: Гай Светоний Транквил. Жизнь двенадцати Цезарей. М., 1990. С.23-24. [Назад]
[11] См.: Сосновский А.В. Лики любви (Очерки истории половой морали). М., 1992. С.71-76. [Назад]
[12] См. Например: Розанов В.В. Люди лунного света. М.,1990. - 304 с. [Назад]
[13] См.: История Европы с древнейших времен до наших дней. Т. 2, М., 1992. С. 280.; Парнов Е.И. Трон Люцифера. М., 1990. С. 48-54. [Назад]
[14] См.: Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период М., 1984. [Назад]
[15] Визбор Ю.И. Сочинения. Москва, 1999. Т.1. С.128. [Назад]
[16] См.: Касьянова К. Представляем ли мы, русские, собой нацию?//Знание-сила. 1992. Љ 11. [Назад]
[17] Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998. С. 37. [Назад]
[18] Клод Леви-Стросс заметил по этому поводу: "Оригинальность каждой из культур заключается прежде всего в ее собственном способе решения проблем, перспективном размещении ценностей, которые общи всем людям. Только значимость их никогда не бывает одинаковой в разных культурах..." [Назад]
[19] Негативизм западных лидеров дошел до того, что один американский сенатор заявил, что лучше умереть, чем стать красным. [Назад]
[20] Это опять заставляет вспомнить эпоху Рима и ставший крылатым лозунг: "Хлеба и зрелищ". [Назад]

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"