Не так давно губернатор Валентина Матвиенко позволила себе назвать уже ставшие знаменитыми маршрутные такси типа "ГАЗель" ведрами с гайками. Конечно, для нашего любимого всем городом губернатора подобная метафора вполне уместна. Ведь кто-кто, а Валентина Ивановна точно знает, о чем говорит! Не иначе она каждый день добирается из своей маленькой квартирки на окраине до работы в Смольном на маршрутном такси типа "ГАЗель"!
Хотя что-то подсказывает, что на самом то деле и Валентина Ивановна не живет на окраине в спальном районе, и до своей работы добирается она ни на чем ином как на бронированном лимузине с парой патрульных машин эскорта. Но это вовсе не означает, что госпожа Матвиенко не знает, о чем говорит! Ей-то уж точно знакомы реальные проблемы горожан, и она прикладывает все усилия для того, чтобы эти проблемы... решить.
Вот, например то же маршрутное такси типа "ГАЗель". Все, кто имел счастье хоть раз проехаться в нем, особенно, когда за рулем сидит веселый джигит из теплых прикавказских республик, прекрасно понимают, какое счастье вылезти на своей остановке целым и невредимым. И вроде бы даже можно согласиться с губернатором, что маршрутное такси этого типа - самое натуральное ведро с гайками, но, как всегда возникает одно но!
Собственно, а чем собирается наш город заменить эти вот самые ведра с гайками? К счастью, сменщиков уже можно лицезреть, по городу их колесит уже очень много, так что у каждого петербуржца есть возможность почувствовать разницу, как говорится, на собственной шкуре.
Вот, приплюснутый спереди и сзади быстрый турецкий автобус "Otoyol". Комитет по транспорту в своих пресс-релизах очень любит расхваливать это чудо техники из знакомой всем российским туристам страны теплого моря и спорных по качеству обслуживания отелей. В нем около 18 посадочных мест, хотя, втиснувшись на какое-нибудь сиденье по левому борту, вспоминаешь, что в пресловутом ведре с гайками сидеть так же тесно. А дальше начинается веселая поездка. В глаза мигает монитор, по которому крутят рекламу вперемешку со всяким низкопробным контентом формата кабельного телеканала, а пассажиров потихоньку прибавляется. Вскоре стоячих мест вроде бы уже не остается, но на остановках желающие прокатиться с завидным упорством продолжают штурмовать салон. За рулем, похоже, тот же самый веселый джигит, который подвозил нас в "ГАЗелли" но вот только теперь у него есть еще и рация, по которой он каждую минуту переговаривается с другими, не менее веселыми водителями на маршруте.
В салоне уже около пятидесяти человек, и чтобы вдохнуть, стоящему пассажиру нужно подождать, пока все, кто рядом выдохнут. Почему-то сразу вспоминается распечатанное на принтере объявление, вывешенное за спиной у одного из водителей в салоне "ГАЗели": "ГИБДД требует, чтобы в случае ДТП количество трупов в салоне не превышало количество посадочных мест". В "Otoyol"-е точно превысит, ведь тоненькие стенки этого автобуса, скорее всего не защитят пассажиров, а тем более стоячих от последствий столкновения с каким-нибудь крупногабаритным транспортным средством. Да и простая легковушка на полной скорости, скорее всего, завалит "Otoyol" на бок, с неприятными для пассажиров маршрутки последствиями.
Впрочем, когда придет пора выходить на нужной остановке, пресловутая "ГАЗель" кажется уже чем-то фантастически удобным! Ведь туда, при стандартной комплектации салона посадочными местами, не влезало более 15 человек; зычный голос пассажира, запрашивающего остановку, был слышен и джигиту за рулем, и всем, кто мог помешать проследовать к выходу, а потому покидать "ГАЗель", добравшись до места назначения было сущим удовольствием. Другое дело "Otoyol"! Если вам все же удалось вылезти наружу, сохранив целыми все кости, продираясь через столпившихся у дверей "зайцев", если вам удалось не оставить в хитросплетении тел и сумок в салоне свои вещи, если вам повезло выпасть на асфальт из дверей именно на той остановке, что вам нужно - вы определенно легко отделались!
Но не только турецким автопромом едины! В Петербург на замену ведрам с гайками по воле губернатора прибыли отличные китайские микроавтобусы "Yotong". Впрочем, это только в России они - микроавтобусы, в Китае, должно быть, это полноправный городской автобус! Об этом говорит количество сидячих мест в салоне. Сам не считал, но в ширину у "Yotong"-a получается по два двойных сиденья плюс проход между ними. В длину входит около семи таких рядов, плюс места спереди и сзади, итого, с учетом стоячих мест полсотни китайцев в таком автобусе будут чувствовать себя комфортно. Но это китайцы. Им рост позволяет, европейцу же, занявшему место в таком автобусе, придется поломать голову: куда деть колени! Правда тут есть еще один нюанс: в Китае, видимо, напряженка с искусственной кожей и паралоном, потому сиденья в "Yotong"-е из чистого пластика. Особенно это приятно зимой или при длительной поездке.
В отличие от "Otoyol"-а у китайского микроавтобуса автоматическая коробка передач. На практике это означает, что угадать, когда маршрутка еще прибавит скорости, а когда резко затормозит - попросту невозможно. Те несчастные, что залазят в такой маршрут, когда все сидячие места уже заняты, могут почувствовать себя матросами во время девятибалльного шторма, либо обезьянами в тропических джунглях - в зависимости от того, держатся они за свисающие поручни или нет.
Впрочем, губернатору должно быть лучше известно, зачем ведра с гайками меняют на консервные банки. Должно быть, это такая мудреная политика по налаживанию межгосударственных связей. Хотелось бы только надеяться, что следующий губернатор предпочтет налаживать подобные взаимоотношения с Германией или хотя бы с США.